13 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2003
8-30 выход из Баскаково. Уровень воды практически летний, ниже паводка на 1.5 м. (судя по отметинам на опорах моста). Вдоль берегов топкие полосы. Ширина реки 20 м. Лодки удобно собиратьниже моста на л.б. На п.б. лиственничная роща, затем ельник. Далее только тополиные лесозащитные полосы.
Через 500 м. -разрушенная ГЭС. Слив через пологую наклонную плиту. Для надувных и пластиковых лодок проход без проблем.
После препятствия река разбивается на протоки. Мелкие щебнистые перекаты. Вскоре река собирается в одно русло. Остров. Обе протоки мелкие. Ниже Баскаково обнос низководного мостика.
Плес. Рыбаки успешно ловят рыбу на мотыля, опарыш, распаренную пшеницу. Водится сазан(!?), плотва, елец, голавль, окунь. Ловится плотва, ерш и уклейка. Щуки нет.
Ширина плеса до 25 м. Рыбаки уверяют, что уровень воды практически летний.
Плес заканчивается коротким мелким перекатом. Вокруг ивняк, далее луга, поля и лесополосы.

Между Толбузино и Иевлево низкий мост. Обнос по п.б. После <быстринки длинный участок плеса. Плес заканчивается "тупиком" - остатками старой мельницы. На л.б. возвышается большого размера прямоугольная металлическая заслонка. Вправо уходит узкая протока, состоящая из нескольких каменистых перекатов, огибающая препятствие.
Река снова становится узкой и быстрой.

Через полчаса после мельницы д. Горсткино. Брод и остров. Правая, более мощная, протока ведет в кусты с горизонтальными бревнами. Удобнее пройти или провести лодку у л.б. На л.б. перед бродом колодец.
На высоком п.б. одинокий дом. Река перегорожена явно искусственным завалом из спиленной лозины. Обнос по л.б. За завалом изумительный перекат. Далее длинный прямой плес.
Далее красивый участок реки с руслом, заросшим травой. Иногда полоса чистой воды не шире 1.5 - 2 м. Стоявшие на берегу рыбаки сказали местное название этого участка реки - "Украина". Ловят крупную плотву и голавля на опарыша и пшеницу.
Далее участок реки с узким руслом и быстрым течением. Все деревья и кусты облеплены после высокого паводка травой и мусором. На берегу видел рыжую ондатру. Перед крутым поворотом реки с севера на юг перед д. Солодилово к правому берегу подходит березовый массив. На л.б. под склоном мощный родник. Д. Солодилово (л) практически с воды не видна. Низкий металлический пешеходный мостик. Река течет в коридоре из ив. Присутствие деревни угадывается только по наличию на реке гусей.
В конце Солодилово низкий ж.б. автомост ( + 3.5 часа с момента старта), обозначенный на карте. Обнос по л.б.
Далее до Рождествено река течет в живописном коридоре крупного ивняка, изрядно порушенного бобрами. Вдоль всего берега множество поваленных стволов деревьев. Сплошных завалов нет. Обнос только непосредственно перед с.Рождествено, полуразрушенный храм которого виден издалека. В Рождествено (+ 4.5 часа) низкий пешеходный мостик. Обнос справа. У мостика родник.
Практически сразу после Рождествено два низководных автомоста. Обносы. После мостов очередной участок, любовно обработанный бобрами. Деревья склоняют ветки почти до воды. Практически везде проходил не вылезая из лодки, хотя иногда приходилось обноситься по берегу.
После д. Битюг>Юдинки тянется березовая роща. Левый берег - крутой склон.
В Юдинках два пешеходных мостика. Возле первого из них мощные родники.
Далее до пос. Турдея широкий плес, берега открытые. В Турдее высокий автомобильный мост. Проход по основному языку. Слой воды невелик. Дном каяка ощутил несколько камней.
После впадения слева притока Турдей река стала неприлично широкой, п.б. высотой 2-3 м, л.б. - высокие холмы. На карте этот участок почему-то показан тонкой синей линией.Не верь глазам своим. Практически до самого Кадного река широка и течения почти не чувствуется.
Напротив с. Костомаровка автомобильный брод, осложненный сваями поперек русла. Байдарки удобно провести у л.б.
Село Теряевку (+ 7 часов) видно издалека по мощному промышленному зданию с трубой. После "завода" - низкий металлический мост. Обнос по п.б.
Характер реки до Кадного не меняется -открытые берега, ширина 25-30 метров.
Перед с.Кадное остатки разрушенной ГЭС. Ровный двухступенчатый слив, общей высотой около 2-х метров. Прошел с просмотром. Первый раз со всеми вещами в лодке, второй раз на пустой лодке, попросив проходившего мимо парня сфотографировать меня в полете.

В селе Кадное (+ 8.5 часов) высокий автомост шоссе Ефремов - Теплое - Щекино -Тула. Сразу за мостом старый низководный мост с просветом от воды около 50 см. Обнес по п.б.
Ниже Кадного река снова приобретает байдарочную "камерность". Ивняк, холмы. В 2-х км ниже Кадного автомост (трубы, щебенка), наполовину размытый половодьем. Втащил каяк на промытую часть и сплавился по бурунам, на радость местным рыбакам.
После впадения правого притока стал искать место для ночевки и встал на л.б. в прибрежном ивняке перед правым поворотом реки к с. Верхний Изрог. (+ 10 часов)

3 мая 2003 г.
Выход в 7-20.
Река широкая и спокойная. Таковой она и остается вплоть до с. Пожилино. Обозначенного на карте автомоста в районе левого поворота реки не обнаружил, зато гораздо ниже по течению пришлось обносить низкий автомост, не обозначенный на карте.
Перед высоким мостом в Яблонево (+ 1.5 часа) , как обычно, остатки старого низководного моста. Проход у правого берега через каменистый перекат.

Ниже по течению, примерно посередине длинного с. Закопы (л.б.) очередной низководный автомост. Вода падает под мост водопадом с метровой высоты. Явный обнос.

В районе с. Черкассы ( + 3 часа) новый высокий автомост, не обозначеннный на двухкилометровке Тульской области. Единственный пролет моста был перегорожен на входе завалом из плавника. Смог разобрать часть завала у левой опоры и "втиснуться" в струю под мостом. Мощный поток на выходе из под моста с силой бьет в ж.б. плиту, углом выступающую над потоком. Ушел от плиты влево. По словам рыбаков тут уже ловится щука.

В районе с. Круглое (+ 4.10 часа ), как это принято у них, у мостов, перед новым высоким, обычно живет старый, полуразрушенный. Обнос по п.б. Перед мостами на п.б. между рекой и холмами полоса дачных участков. Сараи подняты на сваи.
После Круглого на л.б. высокие холмы, щебеночный карьер. Остатки старого моста в Пожилино (+ 5.30 часа) расположены на значительном расстоянии от нового. Новый мост удобнее проходить у самой левой опоры. После него через 300 м ещё один пологий слив, судя по остаткам плит на берегу, также на месте старого моста. Язык слива чистый. Справа появляются холмы.

Участок ниже Пожилино красив. Сначала высокие берега с крупным ивняком. Встретился крупный лесистый остров, прошел слева по чистой узкой протоке. Далее ряд быстрин. Ширина реки 10-15 метров. Кое-где вдоль берега заросли водных растений. Берега высокие (2-3 м). Справа часто подходит лес, слева вдоль реки постоянно идет лесополоса. Река оптимальна для байдарок.
На повороте реки на правом берегу видны ровные ряды садовых деревьев.
Село Красивое ( + 7 часов). Длинный участок реки с открытыми берегами. Вдоль берега высокие заросли камыша. По правому берегу лес.
Справа впадает Семенек (+ 7.5 часов). Практически сразу после этого река теряет свою привлекательность. Последние полтора часа хода до Ефремова ( + 9 часов) проходят по широкой неторопливой реке в открытых берегах.

Резюме
За 19 ходовых часов пройдено более 90 километров. Для каяков и надувных байдарок настоятельно могу порекомендовать красивейший верхний участок Красивой Мечи от Баскаково до Кадного. Для каркасных байдарок этот участок сложнее только тем, что они менее приспособлены для обносов, да и мелкие перекаты более вредоносны для их шкур, хотя в период майских каникул уровень воды в большинстве мест вполне достаточен, чтобы при известной аккуратности пройти маршрут без повреждений.
Участок от Турдея интегрально менее красив. Тем не менее, Красивая Меча и здесь вполне оправдывает свое название. Здесь река более широкая и плавная и доступна для любых судов. Участок же от Пожилино до впадения Семенька просто очень хорош, не имеет никаких препятствий и вполне стоит того, чтобы не торопясь пройти по нему в течение одного ходового дня.

Заброска-выброска
Баскаково - автобус до Теплого или Волово.
Кадное - автобус Тула-Ефремов.
Яблонево, Круглое, Пожилино - автобус до Ефремова.
Ефремов - автобус или местный поезд из Тулы

Река Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая МечаРека Красивая Меча