10 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2003
Автор - Михаил Трусков (Тула)

Река Скнига протекает по северной части Тульской области. Общая длина её судоходной части около 55 км. В половодье можно смело начинать маршрут от с.Дмитриевское. Летом и даже в чудесный период "бабьего лета" можно сплавиться от моста автомагистрали М2 Москва-Тула в районе д.Сенино. В этом случае длина маршрута уменьшится до 25-30 километров в зависимости от места финиша. Поскольку река протекает по урбанизированной местности, то завершить сплав можно практически везде - до ближайшего населенного пункта или дороги всегда будет недалеко.

После моста на М2 ближайшее удобное место выброски - мост на т.н. "старой тульской трассе" Тула-Серпухов. До него около 12 км. На самом деле Скнига пересекает старую трассу в том месте, где она раздваивается и река проходит под двумя мостами. От этого места до платформы "107 км" железной дороги Москва-Тула ещё около 12 км. Платформа находится примерно в полутора километрах справа от моста. Продолжая путешествие дальше, через 5 км можно впасть в Оку и сплавиться 2 км до ж.д. моста ниже по течению. На левом берегу Оки у самого моста расположена платформа "Ока" железнодорожной линии Москва-Тула.
Если в период большой весенней воды по Скниге можно идти на традиционных каркасных судах, то летом и, тем более, осенью оптимальными будут надувные байдарки или каяки.

Из истории сплавов
На момент подготовки к прохождению Скниги в 2003 году я уже имел некоторый опыт знакомства с этой рекой. Я прошел Скнигу дважды - в период половодья в 1988 и 1989 годах. Казалось бы, два прохождения реки вполне достаточны для того, чтобы считать себя её знатоком и делать описание, только глядя на карту и обложившись чужими, более свежими отчетами.
Увы, опыт, прохождения Скниги был настолько противоречив, что настоятельно требовался "контрольный" сплав для установления если не абсолютной истины, то свежего объективного взгляда на её туристические возможности.
В середине апреля 1988 года я прошел Скнигу от с. Дмитриевского до платформы "107 км" за два ходовых день, как говорится, "на одном дыхании", практически не вылезая из байдарки. Река вспоминалась узким коридором чистой воды, стремительно летящей между кустами. Никаких препятствий и обносов, а только косые валы, заставляющие подрагивать корпус "Тайменя".
Скнига настолько понравилась, что уже на следующий год я решил повторить волшебное путешествие, взяв с собой матросом 11-ти летнюю дочь. Чтобы уложиться в один ходовой день, решили стартовать у моста через реку на только что открытой автомагистрали Москва-Тула М2. Длина маршрута составляла всего 24 км и я предполагал, что путешествие пройдет под знаком увеселительных покатушек по шустрой воде приветливой Скниги. Второй экипаж также был смешанным, причем для малогабаритной девушки-матроса это был первый водный поход.
Увы, этот 8-ми часовой сплав запомнился немыслимым количеством обносов, число который история стыдливо умалчивает. Мы просто сбились со счета. Поскольку носить наши "Таймени" приходилось, естественно, мужикам, то к концу похода мы так вымотались, что в отношении Скниги остались только непечатные эпитеты, приводить которые я не решусь.

Заброска-выброска
До с.Дмитриевского можно добраться от станции Пахомово железной дороги Москва-Тула. Из Москвы электрички отправляются с Курского вокзала или с платформы Каланчевская. Надо иметь в виду, что далеко не все из них останавливаются на этой небольшой станции. От Пахомово до Дмитриевского около 8 километров. Рассчитывать на рейсовый автобус вряд ли уместно, так что смело начинайте голосовать попуткам. Известно, что средняя скорость автостопа 5 км в час, так что максимум за полтора часа Вы доберетесь до цели.

Если Ваш туристический скарб не слишком велик, и Вы планируете сплавляться от Сенино, то можно воспользоваться регулярным автобусным сообщением Москва-Тула. Комфортабельные автобусы с багажным отделением практически каждый час отправляются от ст. метро "Щелковская" и от платформы "Каланчевская". Пассажирские "Газели" до Тулы каждый час отправляются от ст. метро "Пражская" и "Академика Янгеля".

На железнодорожных платформах "107 километр" и "Ока" регулярно останавливаются электропоезда Москва-Тула и Серпухов-Тула. В сторону Москвы последняя электричка уходит в районе 20-30 часов. Летом ходит электропоезд Тула-Перерва, проходящий здесь около 21-30. Последняя электричка в сторону Тулы проходит около 22-30.

Описание сплава 5 апреля 2003 года

Нежаркое мартовское солнце не успело, как следует подобрать остатки снега на полях, да и прошедший накануне снегопад возвратил окрестностям Тулы совершенно зимний облик. Собравшись пройти 5 апреля от с. Дмитриевского до платформы "107 км" я достаточно рисковал. Вполне могло оказаться, что верховья реки ещё не вскрылись.
Отправляясь рано утром в путь, я решил принять окончательное решение о маршруте в зависимости от состояния подобных речек, которые должны были встретиться мне на пути. Протекающая под Семеновкой Волоть извивалась тонкой лентой среди заснеженных кустов. Паводка не чувствовалось.
Вашана под мостом у Зыбино демонстрировала чистую, но низкую воду. Я, было, успокоился, но в последний момент успел заметить на излучине реки затор из льдин. Это окончательно убедило меня в том, что участок Скниги от Дмитриевского, скорее всего, ещё не готов к покорению. Я принял решение идти от моста, близ деревни Сенино.
Под мостом на М2(Е95) Скнига уже вполне соответствовала имиджу паводковой реки, но и тут, в качестве наглядного предупреждения о грядущих трудностях, стояло ледовое поле с промоинами вдоль берега. Тем не менее, отступать было уже некуда, и "Ватерфлай" впервые был спущен на воду.
Первые гребки, первые попытки каяка рыскать. Через сто метров пути нахожу тот ритм движения, при котором каяк идет настолько ровно, насколько это вообще возможно для каяков.
Каяк загружен совсем мало. Поскольку меня сопровождают друзья на автомобиле, в лодке лежат лишь пара небольших герм с перекусом, ремнабором и запасом теплого барахла на случай совсем уж экстремальных обстоятельств. Пока же мое тело греет свежеприобретенный неопреновый "октопасовский" гидрокостюм и носки.
Сразу же за мостом левый берег Скниги представляет собой склон, поросший темным ельником. По правому берегу на некотором отдалении от реки большой дачный массив. Скнига закладывает большую трехкилометровую петлю вокруг этого обжитого участка, уходя от него в лесные дебри только после первого значительного притока справа. До этого притока я шел около часа. Несколько раз путь преграждали ледовые заторы, преодоление которых не составляло особого труда. Лед ещё был толстым и, переходя по нему с каяком "в поводу" главным было не наступать на края льдин, уже напитанных талой водой.
На правом берегу встречались места, явно носившие следы присутствия человека. Все говорило о том, что летом местные дачники не просто плещутся в чистой воде Скниги, но и делают это весьма активными способами - со многих прибрежных лозин свешивались обтрёпанные "тарзанки".
Пара пешеходных мостиков, ведущих в левобережные ельники, были залиты водой настолько, что узнать об их существовании можно было только по небольшому возмущению воды, да по ведущим к самому берегу тропкам.
За правым притоком Скнига входит в лес. По берегам плотной стеной стоит смешанный лес с преобладанием елей и берез. Ширина реки около 8 метров. Изредка встречаются завалы, которые пришлось обносить по берегу, таща каяк за собой по снегу, как надувные санки-тобогган. В основном река представляла собой чистый поток, иногда чуть осложненный небольшими косыми валами. В некоторых местах ледяной покров Скниги был изломан поднявшейся водой таким образом, что посередине реки образовался продольный ледяной хребет, деливший русло на две протоки.
Примерно через полтора часа хода на красивом косогоре левого берега, украшенном несколькими отдельно стоящими соснами, показался первый дом села Рождествено. В километре ниже русло реки на протяжении 200 метров оказалось так плотно забито взгромоздившимися друг на друга льдинами, что я посчитал за лучшее обнести этот ледяной порог по берегу.
Кое-где изломанные льдины создавали полную иллюзию карельской каменистой шиверы, где роль гранитных валунов играли обломки толстых льдин, между которыми бился, пенился и извивался поток Скниги. Прохождение таких ледяных шивер было, пожалуй, самым приятным впечатлением от этого маршрута.

Вскоре река вынырнула из полосы сплошного леса - то слева, то справа потянулись луга и перелески. Найти место для привала не составляет никакого труда. Места, по-прежнему, оставались очень привлекательными. Обнося очередной завал, обнаружил "виновников" - все деревья вокруг были "понадкусаны" бобрами.
Незадолго до того, как на левом берегу появились первые строения с. Яковлево я обнаружил на правом берегу оборудованную стоянку с большим столом и лавками, вкопанными под сенью огромной ивы. Уютную поляну покрывал снег, но и он, увы, не смог спрятать от моего взора того очевидного факта, что посещающие это место "отдыхающие" не склонны были убирать за собой остатки пикников. Перефразируя классика, можно с огорчением констатировать, что тема грязных стоянок также неисчерпаема, как и атом.
И все-таки, стоянка со столом не могла не соблазнить меня сделать небольшой привал. Откусывая от бутерброда с сочным куском бекона, я не мог не вспомнить о жене, приготовившей мне этот дивный перекус. Достав из гермы сотовую трубку, я позвонил ей, поблагодарил за заботу и, заодно, доложил ледовую обстановку на реке.
Вообще говоря, удобная лодка, мобильный телефон и верные друзья с автомобилем не просто облегчают проведение таких микро-походов, а превращают их в легкую прогулку, не требующую особых предварительных хлопот и подготовки.
В районе Яковлево Скнига неторопливо протекает по открытому луговому участку. Пришлось взяться за весло, чтобы не слишком выбиться из графика прибытия в порт назначения, согласованного с моими друзьями Андреем и Тамарой Мосейчуками, взявшими на себя хлопоты по моей заброске-выброске.
Миновав Яковлево, река снова вошла в коридор кустов, продолжающийся вплоть до пересечения с мостами старой трассы Тула-Москва. Пожалуй, эта картинка Скниги, бодро бегущей чистой лентой среди кустов, за которыми проглядывают склоны, поросшие соснами, является наиболее типичной для среднего течения реки.
После нескольких петель по лугам в окружении прибрежных лозин, Скнига подошла к мосту, ведущему от села Маяк в станции Приокская железной дороги Москва-Тула. Успокоившаяся от предчувствия близкой Оки река уже не могла справляться со скопившимся за зиму льдом. Начиная от моста, насколько было видно, практически все русло Скниги (фото 11) было забито мелкими льдинами, перемежавшимися со сплошными ледяными полями. Завершать поход пришлось посуху.
Я пришел к выводу, что мое дальнейшее путешествие будет больше напоминать беспримерный рейд Шпаро со-товарищи к Северному полюсу, чем сплав по водной артерии. Я решил завершить свой маршрут у этого моста, благо мобильная связь позволила мне оперативно переориентировать своих "спасателей", куда за мной надо приехать. На весь маршрут я потратил чуть более 4-х часов.

Итак, пройдена первая река из проекта "Малые реки Тульской области". Пройдена, неожиданно, легко, чему я считаю себя обязанным очень удачному средству сплава - надувному каяку "Ватерфлай", одновременно маневренному, очень остойчивому и весьма неприхотливому при обносах и преодолениях завалов. ( Свои впечатления о плаваниях по весенним речкам на "Ватерфлае" я изложил в отдельном опусе.)

Скнига произвела самое хорошее впечатление. Когда апрельское тепло растопит лед, она будет гораздо проще в прохождении, что особенно смогут оценить те туристы, которые не рассматривают изначально весеннее путешествие, как средство генерации адреналина. Думаю, что осенью я найду время для того, чтобы повторить этот маршрут уже среди пожелтевших берез, о чем непременно расскажу на страницах "Скитальца"

PS Жаль, что в этом году я так и не успел пройти верхний участок реки, оставшиеся выходные апреля потратил на прохождение новых для себя рек - Выпрейки и Восьмы. Участок Скниги от Дмитриевкого до Сенино остался до весны 2004 года.

Резюме
Скнига в её среднем и нижнем течении - достойная речка для похода выходного дня. Достаточное количество воды даже в летнюю межень, отсутствие каких либо серьёзных препятствий, уютные места для стоянок, легкая заброска и выброска - вот её положительные качества.

Михаил Трусков

Река Скнига

Река СкнигаРека СкнигаРека СкнигаРека СкнигаРека СкнигаРека СкнигаРека СкнигаРека СкнигаРека Скнига