12 января 2013
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2003
В рамках проекта "Малые реки Тульской области"
Спонсор проекта - компания "
Time-Trial", Санкт-Петербург

Автор -
Михаил Трусков  (Тула)

Река Уперта, протекающая в Богородицком и Киреевском районе Тульской области давно привлекала меня своей "неброской степной красотой", хотя все мои впечатления ограничивались только небольшим её участком, видимым из окна автомобиля при пересечении Уперты с трассой Москва-Воронеж. Это место находится неподалеку от поворота на знаменитое Куликово поле, украшенного приметным придорожным строением с крышей в форме островерхого шлема.
Краткое описание Уперты встречается в ставшей уже классической книге Генриха Рыжавского "По Оке и её притокам". Процитирую близко к тексту: "В половодье… интересно посетить древний город Богородицк с красивейшим парком и бывшим Дворцом графа Бобринского…"
Те, кто хоть раз в жизни ходил на байдарках по рекам в период весеннего половодья, поймут моё недоумение, связанное с этой фразой. Как уважаемый автор предполагал совместить спортивный сплав (а он в паводок другим не бывает!) с посещением рафинированного культурного заведения? Я не страдаю нехваткой фантазии, но слабо представляю себе картину брошенных на берегу лодок, спасжилетов и касок и восторженных людей в капроне и неопрене, бродящих восхищенной толпой в войлочных тапках среди роскошных интерьеров екатерининской эпохи.
Мне кажется, что господин Рыжавский несколько искусственно "удлинил" судоходный участок Уперты до самого Богородицка с единственной целью - в силу сложившихся традиций упомянуть в описании реки хоть какую, но историческую достопримечательность маршрута. Я же, не будучи связанным шорами социалистического реализма, хочу внести в этот вопрос определенную ясность, заявив - давайте, все-таки, отделять мух от котлет.
Мухи: Сплав по Уперте в период весеннего паводка неинтересен, поскольку верховья реки - это цепочка прудов и задворки частного сектора Богородицка и поселка Южный. Выйдя на просторы полей, река протекает по безлесной равнине при полном отсутствии "навалов на кусты, слалома между стволами затопленных деревьев" и прочих приятственных штучек, свойственных весеннему спортивному сплаву, по причине именно патологического дефицита кустов и деревьев по берегам и мизерного перепада высот на участке.
Котлеты: Настоятельно рекомендую всем культурным или, по крайней мере, считающих себя таковыми, гражданам, посетить интереснейший музей "Дворец и парк графа Бобринского", послушать историю его создания и возрождения из уст сотрудников, долгое время сохраняющих и преумножающих его коллекцию практически на голом энтузиазме. И совсем не обязательно привязывать свой приезд в Богородицк к периоду весеннего паводка на Уперте. Уверяю Вас - огромные клумбы перед Дворцом выглядят гораздо эффектнее во время летнего многоцветья или в преддверии осеннего увядания.

Последние несколько лет по роду работы мне частенько приходилось бывать в провинциальном Богородицке, жемчужинами которого являются расположенный в старинном парке Дворец графа Бобринского, внебрачного сына Екатерины II и графа Орлова, восстановленный горожанами буквально из руин, и огромный пруд, к которому от Дворца спускается широкая каменная лестница. Говоря о пруде, на самом деле, надо употреблять либо прошедшее, либо неопределенное будущее время, ибо уже более 4-х лет на месте водной глади кудрявится поросль молодых березок, крапивы и лопухов. Уникальный пруд, гордость богородчан, по маловразумительным причинам был спущен и до сих пор по его зарастающему дну струится жалкий ручеек, сразу ставшей такой незаметной и беззащитной Уперты.

При планировании списка рек, которые я собирался пройти в рамках проекта "Малые реки Тульской области", Уперта была вне конкуренции. Кроме моей личной приязни к ней из-за непосредственной близости к дружественному мне Богородицку, она подкупала своей доступностью. Река пересекает Воронежскую трассу вскоре после того, как выходит из городской черты Богородицка и в этом месте уже вполне судоходна для байдарок, не говоря уже про каяки.
Тем не менее, я решил начать свое путешествие по Уперте немного ниже по течению - от моста в селе Иевлево. Выбор был обусловлен весьма прагматическими соображениями. Я просто не рискнул планировать себе однодневный переход в 45 километров по незнакомой реке, а именно такое расстояние от воронежской трассы до первого удобного места для выброски в селе Крутицы на Упе. Кроме того, участок от трассы "Дон" до Иевлево легко "читался" по карте и вряд ли мог значительно отличаться от выбранного мной более полноводного участка.
Добраться до Иевлево несложно. От поворота у поста ДПС на трассе до моста через Уперту не более 6 километров. Автобусы из Богородицка ходят регулярно, примерно раз в два часа.
Ниже моста в Иевлево ширина реки около 10 метров, но с глубиной проблемы - на щебенчатой мели даже мой пластиковый каяк продвигался с трудом, повинуясь лишь тупым толчкам крепкого дюралевого весла. К счастью, через 50 метров перекат кончился, и впоследствии глубина реки нигде не была менее 30-50 сантиметров, что вполне достаточно для любых туристских судов.
По левому берегу на некотором отдалении от реки тянется Иевлево. Берега высокие, луговые, обрамленные крупными лозинами. Просвет чистой воды иногда сужался до 5-6 метров из-за склоненных веток редких прибрежных кустов. Непосредственно у воды берега топкие, хотя дно, когда за него задевало весло, отзывалось характерным щебеночным скрежетом.
Впечатление от первых километров сплава было своеобразным. Никогда до этого похода я не встречался с такой рекой, чтобы кроме крутых травянистых откосов я не видел на берегу буквально ничего. Плывешь, как по зеленому извилистому каналу, даже облаков нет - чистейшая голубизна над головой. (фото 1)
Небольшим развлечение на этом "пресном" участке были только рыбки, которые бойко разбегались от лодки, стоило мне только приблизиться к берегу. Мелкая рыбная дрянь, размером с некондиционную кильку, первомайским салютом прыскала по поверхности воды, в то время как более солидные особи, достигшие размера уважающей себя мойвы, степенно уходили в глубину, сверкнув напоследок серебристым боком.
Менее чем за час я дошел до деревни Новый Мир (п), достаточно далеко отстоящей от воды. На реке присутствие близкого жилья выдавал только лежащий на берегу каркас рыболовного "паука" столь огромных размеров, что, пожалуй, им можно было бы процедить всю реку от берега до берега.
Остров, обозначенный на 2-х километровой карте Тульской области в районе Нового Мира, я не обнаружил. Точно также, как не обнаружил впоследствии такие, вроде бы, заметные ориентиры, как притоки Белевка (п), Качанка (п) и Черняевка (л). То ли я был настолько невнимателен, то ли карта слегка лукавила в части их полноводности и я их принял за вульгарные ручьи. С другой стороны, километра за три до устья, в Уперту справа впадает очень солидный приток, на карте не обозначенный. Как быть с этим географическим фактом, я не знаю. Единственным вариантом может быть показанный примерно в этом месте синим пунктиром пересыхающий рукав Уперты.
Ниже Нового Мира по берегам появилась растительность. Пейзаж постепенно веселел. После резкого левого поворота Уперты на юго-восток русло сузилось до 7-8 метров и вместо гладких берегов глаз начали радовать кочки поросшие высокой травой, камыш и ивняк.
Река стала шустрей и глубже. По крайней мере, при плавании возле берега весло уже не цеплялось за грунт. После "зеленых миль" верхнего участка Уперта стала уютной и, я бы сказал, красивой. Ортодоксальный скептик, конечно, по поводу этой оценки может вспомнить бессмертную фразу Жванецкого, что, мол, "Запорожец" - отличная машина, если других не видал. Я тоже, не спорю, видел совсем другие пейзажи тульских и нетульских рек, но это нисколько не умаляет ту скромную красоту луговой Уперты, петляющей в редкой тени прибрежной зелени и зарослях камышей.
Я только успел подумать, что здешние места, наверняка, привлекательны для рыбаков, как увидел на берегу первого представителя этого удивительного подмножества двуногих существ, обычно в изобилии обитающих на берегах водоемов.
Сидящий на берегу интеллигентный мужчина средних лет с удовольствием поведал мне, что в этих водах водится некрупная щучка, голавль, плотва и даже "карпята". Рыбак также сказал, что здешние места неожиданно приглянулись тульским рыболовам-спортсменам, которые в последнее время стали сюда регулярно наведываться.
Кстати, пока я плыл по Уперте, я смог разрешить вопрос, длительное время терзавший меня. В чем, мучительно думал я, разница между терминами "рыбак" и "рыболов"? В результате мозгового штурма я вывел для себя некие следующие определения:
"Рыбак" - это мужчина, длительное время сидящий на берегу какого либо водоема с целью наблюдения за поплавками заброшенных удочек, совмещая это пассивное времяпрепровождение с активным употреблением крепких напитков и/или курения.
"Рыболов" - это лицо, обладающее достаточным объемом знаний и опыта для поимки представителей водной фауны со спортивной или иной (коммерческой, гастрономической и т.п.) целью и имеющий в результате своих действий т.н. "улов".
Как видите, свою классификацию я построил исключительно на анализе целевой функции и результатах деятельности индивидов, проводящих свой досуг вблизи водоемов.
Перед д. Горки (л) автомобильный брод, быстринки. Правый берег густой ивняк, а к левому подходит редкая для этих мест березовая роща. Сама д. Горки небольшая и находится вдали от реки. От неё к берегу идет старая насыпь, обрывающаяся к воде крутым обрывом. Скорее всего, в этом месте реку когда-то перегораживала плотина, от которой остались только несколько рядов деревянных свай, хорошо различимых с насыпи. Удобнее проходить слева под самым берегом, где расстояние между сваями достаточно велико. В моем случае все сваи были немного прикрыты водой, отражаясь на поверхности небольшими завихрениями.
Ниже Горок Уперта все такая же камерная, с ивняком по правому берегу и открытыми лугами слева. Левый берег обычно высокий, иногда обрывистый. Перед автомостом в с. Подлесное (л) ширина реки увеличивается до 20 м., полоса ивняка справа пропадает. (фото 2)
Автомобильный мост в Подлесном каркасным судам лучше проходить с просмотром. Сразу за мостом в русле остатки бетонных плит, создающие небольшой слив, основной язык которого проходит вдоль массивной трубы, лежащей вдоль русла. За трубой надо резко уходить к правому берегу, поскольку слева и посередине русла щебнистая мель. Автодорога Киреевск-Теплое, проходящая по мосту, не нагружена транспортом, так что рассчитывать на выброску отсюда "автостопом" надо с известной осторожностью. Пока я в течение получаса сидел на ближайшем бережку и услаждал свой желудок немудрящим перекусом, по трассе проехали всего два автомобиля, причем оба Москвичи-2140 с багажниками на крыше.
Некоторое время спустя, Уперта вплотную выходит левым берегом к селу Подлесное. Это, пожалуй, было единственное место на моем маршруте, где с воды видны жилые дома. Река струится вдоль села чередой неглубоких перекатов. Под левым берегом из воды выступает мощный камень цилиндрической формы с отверстием для оси, всем свои видом наводящий на мысль, что в прошлой жизни он был мельничным жерновом.

Ниже Подлесного река течет среди лугов с редкими лозинами по берегам. Увидев на левом берегу архитектурный памятник середины ХХ столетия, я не удержался и, бросив каяк на берегу, совершил недлительную экскурсию к местному варианту Пизанской башни, наклонившейся к земле-кормилице от непосильного бремени тяжкого крестьянского труда. Наша пейзанщина круче их пизанщины!!!
Перед деревней с гастрономическим названием Телятинки (п) мои честь и достоинства чуть было не были унижены местной серой цаплей. Неожиданно взлетев из прибрежных кустов прямо перед носом каяка, испуганная особь бесстыдно плеснула в мою сторону тонкой струйкой жидкого кала и позорно ретировалась, тяжело, с оттягом, взмахивая крыльями, не дожидаясь моих ответных адекватных действий. Радуясь, что адресное калометание не достигло цели, я решил, что с охраной животных в этих местах все обстоит нормально, раз обнаглевшие птицы позволяют себе подобные дерзости в отношении царя природы, то есть меня.
Вообще, за время недолгого путешествия по Уперте я сталкивался с цаплями неоднократно в самых разных местах, но больше всего меня поразило присутствие чаек. Дикие утки, парами таящиеся под берегами и с хлопаньем взлетающие ввысь при малейшем приближении к ним, пожалуй, уже никого не удивляют, став вполне обыденными представителями тульской пернатой фауны. Бобровых отметин на прибрежных деревьях я не наблюдал, но зато лицом к лицу столкнулся с рыжей ондатрой, гревшейся на берегу подле темной норки. Завидев меня, животное резво потащилась к спасительной воде, волоча за собой длинный плоский хвост.
Думаю, что местные четвероногие и холоднокровные обитатели Уперты ещё долго будут рассказывать свои пушистым и чешуйчатым отпрыскам, что на реке появилось ненасытное красное чудище, бесшумно подкрадывающееся к своим жертвам и поглощающее их в несметных количествах. Последняя устрашающая часть фразы будет, безусловно, присутствовать в рассказах "бывалых" с целью воспитания у подростков должной осторожности и уважительного отношения к старшим товарищам, храбро переживших встречу с неведомым пришельцем.
Реакция же на мое появление на красном каяке у местных мальчишек, ловивших сетками рыбу у моста ниже села Алексеевское, была поначалу молчаливо-восторженная. Когда же я, протащив лодку по щебенке, продолжил свой путь ниже железных труб, вслед раздалось сдавленное:
- Вот бы на такой покататься…
Кто бы спорил. Действительно, пластиковый туристический "Данцер" исключительно хорош для однодневных вылазок на любые малые реки, особенно если есть автомобиль с багажником на крыше, готовый привезти тебя к месту старта и выловить по окончании похода. Ну, а если использовать питерские надувные каяки "Ватерфлай", вмещающиеся в небольшой рюкзак, то вполне можно обходиться и общественным транспортом.
Мост в Алексеевском и встретившееся, буквально, в 200-х метрах за ним "пешеходное" бревно через реку - единственные места, где мне пришлось обносить лодку по берегу. Весь остальной путь не был омрачен никакими препятствиями, что приятно отличает Уперту от рек северной части Тульской области, местами протекающих через лесные массивы.
После Алексеевского река узкая, течет в коридоре ивняка. Перед деревней с ещё одним гастрономическим названием Чифировка река закладывает петли и постоянно меняет свой облик - плесы сменяются узостями, быстрины - каменистыми перекатами, которые так и манят попробовать половить на них голавля на "кораблик" (фото 5). Берега по прежнему высоки, так что если вы будете идти не останавливаясь и не выходя на берег для рекогносцировки, то пресловутая Чифировка (п) и Спасское (л) не проявят себя никоим образом. Ни мостиков, ни тропинок. Это я говоря к тому, что мост в Алексеевском, фактически, является последним ориентиром, не заметить который Вам не удастся.
Оставшиеся 13 километров до устья Уперты Вы будете идти по чудесным местам в окружении камыша, лозин и небольших перелесков. На мой взгляд - это самые красивые места на маршруте.
По мере приближения к устью, Уперта становится спокойней и шире. Над левым берегом вдали появляется силуэт водонапорной башни села Скородумово, и вскоре Вы впадаете в Упу. В месте слияния Уперта, на мой взгляд, несравненно шире Упы. После "стрелки" путь продолжается по широкой водной глади ещё около 5 километров до полуразрушенного "трубного" моста у села Крутицы (п). Останавливаться удобнее на правом берегу.
От остатков моста круто вверх уходит колея грунтовки, пройдя по которой около 400 метров вы попадете на асфальтовую дорогу, по которой можно добраться до Липок.

Резюме
Река Уперта, неожиданно, оказалась весьма привлекательной для небольшого путешествия на байдарке или каяке. Практически полное отсутствие препятствий, требующих обносов, удаленность от населенных пунктов, успешная рыбалка, легкость заброски и выброски однозначно позволяют рекомендовать её для водных походов выходного дня.
К минусам маршрута можно отнести безлесные берега и отсутствие удобных мест для купания, поскольку практически везде, кроме каменистых перекатов, дно илистое и топкое.

Михаил Трусков

Река Уперта от истока до устья

Река Уперта от истока до устьяРека Уперта от истока до устьяРека Уперта от истока до устьяРека Уперта от истока до устьяРека Уперта от истока до устьяРека Уперта от истока до устьяРека Уперта от истока до устьяРека Уперта от истока до устья