Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Уверь - 2002

Отчет о водном походе по рекам Новгородской области, 28.04-06.05.2002, 2к/с

Маршрут похода:
Пущино - Москва - Боровичи - Осиновец - р. Хадрица - оз. Щерегодра - р. Верегжа - оз. Ситное - р. Ситница - оз. Ямное - р. Ямница - р. Удина - оз. Коробожа - р. Уверь - р. Мста - Боровичи - Москва - Пущино

Состав группы:
1-4. Дещеревские: Леша (автор отчета), Олег (11), Оля (13), Селезнев Илья (12) - "Таймень-3"
5-8. Ивановы Миша, Надя, Миша (12), Аня (10) - "Нева-3"
9-13. Степановы Сережа, Аня, Петя (15), Паша (15), Никита (8) - "Таймень-3"

Общественное объединение клуб "Азимут", г. Пущино

Содержание отчета (А. Дещеревский):
1. Река Хадрица, озера Щерегодра и Ситное
2. Река Ситница, озеро Ямное, река Ямница
3. Река Удина
4. Озеро Коробожа, река Уверь
5. Река Мста
6. Транспорт: некоторые расписания

1. Река Хадрица, озера Щерегодра и Ситное
29 апреля, понедельник, 4:10 утра. Удивительно, но из поезда в Боровичах мы вылезли в гордом одиночестве. Того самого поезда, на который невозможно было взять билеты! То есть пассажиры, кроме нас, в вагоне были (а свободных мест - не было), но вот туристов среди этих пассажиров оказалось лишь незначительное количество, причем основная их часть до Боровичей не дотерпела, сошла где-то на полдороге.
Пригородные автобусы в Боровичах отправляются от автовокзала (расписание см. в Приложении). От ж/д станции до автовокзала ходит городской "скотовоз". Согласно расписанию, первый рейс в 4.25 (в день нашего приезда он так и не появился), второй - около шести утра. Вроде бы, он тоже успевает к автобусу на Кончанское-Суворово, откуда мы хотели начать маршрут. Проверить нам не дали - таксисты на привокзальной площади буквально охотятся за туристами. А еще там стояла "Кубань" и куча "Газелей".
Водитель "Кубани" сразу согласился ехать в Кончанское. Цена нас вполне устроила - 300 рублей за 35 километров, и мы начали грузиться. Специально для туристов задняя часть салона переоборудована в багажный отсек - очень удобно.
Вернувшись к поезду за очередным рюкзаком, я увидел на опустевшем перроне еще одну группу туристов. Они собирались в Анциферово - почти по дороге! - и я предложил ребятам ехать с нами. Водитель не возражал, правда запросил аж 800 р. Ну, так и ехать ребятам надо было не в пример дальше!
Поворот на Осиновец - Косунские горы наш шофер проскочил, пришлось возвращаться с полкилометра. Выгрузившись в Осиновце (5:20), мы пожелали попутчикам удачного похода и попытались позвонить Ивановым, чтобы сообщить им наше местонахождение. В принципе, место встречи было оговорено еще в Москве, но я хотел подтвердить, что у нас все в порядке и мы будем стапелиться на Хадрице. Миша и Надя присоединились к концессии в последний момент, билеты, разумеется, взять не смогли, и поехали в Боровичи на своей машине.
Увы, несмотря на близость Боровичей, где есть базовая станция, MTS глухо молчал. Я уже собрался вскарабкаться на расположенную рядом старую церковь, как вдруг вдалеке послышался шум ивановской "Нивы". Ребята ехали всю ночь, и очень устали, но свежий чай и замечательный новгородский рассвет быстро привели их в порядок.
Выгрузив Надю, детей и байдарку, Миша поехал обратно в Боровичи, чтобы поставить автомобиль на стоянку . Меньше чем через час неприятные формальности были улажены, Миша вернулся, и группа наконец собралась в полном составе (6:30). Все готово, можно начинать поход!
Стапель, как всегда, затянулся. После тяжелой ночи все хотят спать, есть и пить, а плыть почти что не хочется. Тем более, место располагает к отдыху: кругом огромные елки, муравейники... Так и хочется поставить палатку.
Тем не менее в 11.30 все-таки выплываем. Хадрица возле Осиновца - уже крупная река, завалов нет и в помине. В разлив можно плыть хоть на катере. Похоже, в прошлые времена здесь действительно проходил обходной маршрут вокруг Боровичских порогов. Чтобы не подниматься семьдесят километров по Мсте, рискуя потерять груз на порогах, купцы перевозили небольшие суда за десять километров из села Волок в оз.Пелено, и затем по нашему маршруту спускались вниз по Удине и Увери.
После небольшого дождя сильный ветер разогнал тучи, на реке и особенно озере поднимаются волны. Но дует в спину, и нам это на руку: всего через сорок пять минут мы уже пришвартовались в Кончанском. Можно было подойти чуть ближе к центру села, но всем так понравилась солнечная полянка с валунами, что лишние триста метров до музея решили пройти пешком.
Во время экскурсии по суворовским местам половина Степановых заснула. Никита задремал прямо в музее, во время рассказа, а Петя и Паша - на лавочке во дворе. Сережа и Аня дремали по очереди, причем свободный от сна член группы слушал экскурсовода и даже силился задавать вопросы. Видимо, сотрудники музея привыкли к необычным посетителям, но такая реакция на рассказ экскурсовода все же была им в диковинку. Поэтому выспаться в музее Никите не дали, попросили вынести на улицу.
Иванов Миша поступил более честно и остался спать прямо возле байдарок. И только мне спать почти не хотелось. Вместо удовольствия номер пять я готовился к номерам первому и второму, а заодно и хотел порадовать этими редкими теперь развлечениями товарищей. Увы, они не смогли оценить моих усилий, так как к их возвращению, растянувшемуся на три с половиной часа, суп уже совсем остыл, а дивный смородиновый чай был практически выпит.
После обеда и некоторых колебаний в 16:30 мы все-таки двинулись дальше. Благодаря сильному попутному ветру, за час прошли остаток оз.Щерегодра (в конце озера через реку переброшен капитальный автомобильный мост, здесь тоже удобное место для стапеля), а также оз.Ситное, и остановились на ночевку на правом берегу Ситницы сразу же после выхода из озера.

2. Река Ситница, озеро Ямное, река Ямница
30 апреля, вторник. Отсыпаясь после вчерашнего, утром дрыхли до 8:30. Отплыли в 10:30. Обозначенного на карте моста через Ситницу нет и в помине, но по идущей к речке дороге ночью к нам в лагерь приехал КАМаз с двумя рыбаками, а утром мы заметили на берегу еще и легковую машину. Течение в Ситнице слабое, река очень глубокая и большая. Никаких намеков на описанные Г.Я.Рыжавским бобровые плотины! Плывем прямо по затопленной пойме, срезая хорошо заметные под водой изгибы русла.
В 11:00 прошли мост, в 11:15 остановились на обед в деревне Ситница. Купили молока и выпили с пряниками.
Ветер по-прежнему попутный и сильный. За полчаса (12:30-13:00) прошли озеро Ямное. На двушке оно изображено не очень подробно, и неопытной группе здесь могут потребоваться услуги лоцмана. Правильный путь настолько неочевиден, что когда я направился к истоку Ямницы, все остальные плыть за мной отказались, т.к. были уверены, что я веду группу в тупик. Дети, учитесь работать с картой!
Из описания мы знали, что исток Ямницы "перегорожен плотиной, обнос справа". На плотине я хотел устроить обед и подготовиться к сплаву по быстрой, а возможно, и бурной Ямнице. Однако плотины на месте не оказалось! Буквально никакого намека. Между тем, берега стали круче, а течение ускорилось до 8-10км/час... Из воды в изобилии торчат полузатопленные кусты и деревья, а их нависающие над водой низкие ветки только и ждут, чтобы перевернуть какую-нибудь зазевавшуюся байдарку.
Проплыв с полкилометра, мы остановились, чтобы собраться с мыслями перед долгожданным ямницким каньоном. Почему долгожданным? Ну как же! Ведь в книжке Г.Я.Рыжавского черным по белому сказано, что в этом "самом уникальном уголке Новгородчины" нас должно было ожидать "волнующее ралли", а именно: 12-ти километровый участок, где "река течет в ущелье, местами даже в каньоне, среди первозданного хаоса булыжников, плит, кустарника"... В не очень высокое половодье (а у нас было именно такое!) мы должны были встретить многочисленные каменные ступеньки, прыгая по которым, река образует "непрерывную череду полуметровых сливов довольно правильной формы, со стоячими валами за ними и противотоком, как на Ровенском сливе Мсты"... По берегам нас должна была ожидать "первозданная глушь", которой редактор книги Рыжавского И.В.Лоскутников (именно он дополнил описание Ямницы в книге столь волнующими подробностями) насладился "на полную катушку"... Ну и само собой разумеется, картину должны были дополнить экзотические, небывалые для средней полосы пейзажи: "красивейшая в России, открытая и фотогеничная пересеченка вокруг озера Ямного"; "питерско-псковские сосняки и песчаные дюны"; "плоские мшаники с редкими соснами, а на месте бывших островов - удивительные соснистые холмы, исключтельно напоминающие Карелию и Архангельщину"...
Итак, мы стояли у начала каньона и думали, как плыть дальше. Детишки, предвкушая редкое удовольствие, а возможно и незапланированное купание, покрепче привязывали вещи к байдаркам. Сережа покачивал головой и оценивал речку, пытаясь найти в ней хоть что-то, напоминающее Карелию. Взрослые Аня и Надя всерьез подумывали высадить всех из байдарок и пройти с малышами следующие двенадцать километров пешочком по берегу.
Я попытался изложить компаньонам свои представления о том, как нам следует проходить этот каньон. Плыть будем в пределах видимости друг от друга. Сережа - достаточно опытный капитан, но его лодка перегружена, и вперед ему выходить не стоит. Иванов Миша целую зиму не держал весло в руках. А ведь на такой речке байдарочники могут внезапно столкнуться с лесными завалами! К тому же Ямница явно будет посерьезнее Шлины, где Ивановы совершили красивую серию оверкилей во время позапрошлогоднего весеннего байдарочного похода. В тот год на майские стоял довольно крепкий мороз, и одежда кильнувшегося часто покрывалась льдом еще до того, как он выберется на берег. Сейчас, конечно, градусов на двадцать теплее, но рисковать все же не стоит.
Итак, наша детская байдарка пойдет первой. Места балластов займут Илья и Оля, матросом сядет Олег. Несмотря на юный возраст, он уже записал в свой актив несколько довольно сложных слаломных речек. Имея такого матроса, капитан сам может выбирать линию движения байдарки, не доверяя это тонкое дело своенравному водному турбуленсу.
При появлении относительно сложных препятствий наша байдарка будет криками предупреждать остальных о необходимости зачалиться для просмотра. Но вообще-то, паниковать явно не стоит. Судя по первым меандрам, почти все препятствия на этой реке могут быть пройдены вполне безопасно, если экипаж умеет траверсировать струю на отрицательной скорости...
Еще я пытался рассказать детям о том, как вести себя после переворота. Выбравшись после оверкиля из лодки, и поймав весло (если оно было упущено), многие дети сразу же садятся на перевернутую байдарку и ведут ее к берегу, забывая принять меры к спасению тонущих родителей, которые, возможно, остались в реке без присмотра. Поскольку обедать нам, скорее всего, придется в месте переворота, я также попросил всех не киляться где попало, а выбирать для переворота наиболее живописные, экзотические и удобные для лагеря полянки.
Наконец, приготовления завершились, и мы стали рассаживаться по байдаркам. Только Иванов Миша решил окончательно развеять последние сомнения, и на всякий случай задал мне уточняющий вопрос.
- Леша, - спросил он, а это точно, что ВСЕ препятствия на этой реке могут быть пройдены с использованием отрицательной скорости?
Я горжусь тем, что не растерялся, и сразу ответил:
- Разумеется, нет!
- Да? Но что, что здесь может нам встретиться такого ужасного? Какое место мы не сможем пройти, даже если будем все вместе дружно, сильно и быстро грести назад, против течения?
- ТАК вы не сможете пройти длинные плесы со стоячей водой!!!!
Ах, если бы я тогда знал, как мала окажется в этой фразе доля шутки, и как велика доля правды! Но мы еще не подозревали, что избранная нами речка на самом деле совсем не та, за которую себя выдает. Точнее, совсем не та, за кого ее выдает Г.Я.Рыжавский...
Итак, мы двинулись вперед по каньону. Минут через пятнадцать (в 2-3 км от оз.Ямного) нам действительно встретилась полуразрушенная плотина. Но даже в нашу - не самую высокую - воду никаким обносом здесь не пахнет. У левого берега - чистый проход, надо только увернуться от высоких стоячих волн. В среднюю или малую воду здесь, вероятно, потребуется проводка.
Берега речки местами довольно круты, но абсолютно не живописны. Склоны поросли кустами и чернолесьем. Выше есть березы и елки, но густой подлесок не дает к ним подняться. В расширениях долины встречаются более светлые березовые участки, но почва сырая и топкая, не для стоянки. И где обещанные каменные порожки, булыжники и плиты? Возможно, какие-то следы мелкой гальки в малую воду можно найти на дне, но только не на берегу! Ничего карельского - только глина и корни, земля, почва и глина... Не хочется не то что останавливаться на дневку, но даже и просто приставать к берегу.
Несмотря на довольно узкое русло, упавших деревьев в воде почти нет. По-видимому, их сносит быстрым течением. Глухих завалов или обносов мы не встретили, хотя несколько раз приходилось проводить лодки под или над низко лежащими бревнами. Местами требуется довольно резкий маневр, чтобы уйти от свисающих в воду веток.
Всего сплав по "каньону" занял 1 час десять минут: 15 минут до плотины и еще 55 после. Это чистое время сплава - на воде и в движении. Вместе с просмотрами, отдыхом и проводками мы шли по оврагу три с половиной часа, с 14:00 до 17:30. Наконец, склоны оврага разошлись в стороны, и впереди показалось огромное, перегораживающее всю реку скопление бревен. Мы вышли к разрушенному мосту через Ямницу. На левом берегу здесь стоит деревня Каменный остров, а на полянке около реки мы, наконец, нашли подходящее место для дневки.
1 мая, среда. Утром устроили экскурсию "на острова". Совсем рядом с нашим лагерем - Каменный остров, чуть поодаль от него - Соломенный остров и Деревянный. Все это - названия поселков, устроенных здесь в прошлом то ли позапрошлом веке каким-то местным купцом. Теперь на "островах" почти никто не живет, но развалины домов еще целы.
После обеда дети спустили байдарки на воду и вдоволь покатались на небольшом порожке, образованном разрушенной плотиной-мостом на выходе из дровяного завала. В очень большую воду через этот завал, наверно, можно проплыть без обноса, но по нашему "разливу" мы довольно спокойно переходили в кедах по бревнам с одного берега Ямницы на другой, и даже таскали с середины реки в лагерь еловый плавник для костра.
За продуктами жители "островов" ходят в Удино по тропинке вдоль речки. Весной в месте слияния Удины и Ямницы обычно образуется огромный разлив, и тропинку затапливает. В этом году вода была низкой, и от лагеря до устья Ямница выглядела как обычный "спокойный быстроток".

3. Река Удина
2 мая, четверг. Весной место слияния Удины и Ямницы почти незаметно. Голое поле, огромная Ямница, справа - небольшая заводь с почти стоячей водой. Только по появившемуся на берегах лесу и можно понять, что мы уже в Удине. Воды почти не прибавилось - даже странно, что это мы впали в Удину, а не наоборот. Но возможно, это особенность одного только весеннего сезона?
Сначала Удина напоминает Ямницу. Но ближе к с.Удино (магазины, автомобильный мост, автобус) ландшафт разительно меняется. Сразу за мостом - цепь довольно живых перекатов с относительно высокими волнами (но байдарку не заливает). Берега реки резко повышаются и покрываются соснами. Прибрежные холмы и крутые склоны высотой до 20-40м очень красивы, так и хочется поставить лагерь. Дорога, идущая из Удино в Яковищи, удалена от воды и совсем не мешает. Поля перемежаются с перелесками, обильно покрывающими многочисленные моренные гряды. Тут и там валяются кучи валунов - наследие ледниковой эпохи. Вот где надо было устраивать дневку!
Перед Яковищенскими ключами к реке подходит насыпь старого автомобильного моста. Действующий мост находится ниже села, в трехстах метрах за яковищенскими ключами. Приставать для осмотра ключей надо чуть ниже села, еще до того, как мост окажется в пределах прямой видимости.
Хотя описанных Г.Я.Рыжавским "карстовых воронок глубиной 15-20м" нет и в помине, сами ключи действительно необычны. Во-первых, они очень мощные - из пары родников образуется целая речка, которую даже в сапогах не так-то просто перейти вброд. Во-вторых, вода подозрительно теплая и содержит какие-то примеси. По словам местных жителей, для питья она непригодна.
Вместе с тем, предположение Г.Я.Рыжавского о том, что в Яковищах может выходить на поверхность вода, "уходящая в яму посередине оз.Ямного и текущая карстовыми понорами к р.Удине", мне кажется весьма сомнительным. Против этой гипотезы можно выдвинуть несколько возражений. Во-первых, карстовые воды в известняковых массивах обычно отличаются чистотой и приятным вкусом. Хороший пример - текущая поблизости Поныретка. Во-вторых, явных признаков карста не заметно ни в районе ключей, ни около оз.Ямного. Наоборот, вместо карстующихся пород повсеместно присутствуют рыхлые моренные отложения - пески, супеси, галька. Наконец, карстовые воронки, источники и поноры наиболее типичны в местностях с заметным перепадом высот, а разница абсолютных отметок оз.Ямного и Удины в районе ключей не превосходит 10-15м при горизонтальной дистанции более 10км. Конечно, я не специалист, но наиболее правдоподобным мне все-таки кажется предположение, что летнее обмеление Ямницы связано с интенсивным подземным стоком: вода из оз.Ямного течет в Удину непосредственно под руслом Ямницы, выходя на поверхность ближе к Удине, там где развит какой-то водоупорный слой. Интересно было бы выяснить у какого-нибудь гидрогеолога, знакомого с этим районом, чья версия больше похожа на правду...
Нижняя часть Удины - от ключей до Михеево - также оставляет исключительно приятное впечатление. Прекрасные живописные сосновые бугры, особенно левобережные, буквально преследуют путешественника. Никакого намека на "низкий, поросший кустарником берег"! Единственная возможность проплыть нижнюю часть Удины, не остановившись, заключается в том, чтобы подобно Одиссею, примотать себя к палубе. Только в отличие от того плавания, всем остальным спутникам, или гребцам, придется вместо ушей крепко-накрепко завязать глаза.

4. Озеро Коробожа, река Уверь
3 мая, пятница. Чтобы поставить лагерь в пределах 4-5 часов хода от Мошенского, накануне мы постарались как можно ближе подойти к оз.Коробожа. Ночевали сразу за Михеево, там, где Удина поворачивает на юг. Время плыть дальше еще было, но я опасался, что берега оз.Коробожа, как это написано в одной из книжек, действительно окажутся "низкими и неудобными для стоянок".
Ничего подобного! Единственный небольшой участок, где на самом деле сложно поставить лагерь - это последние два километра Удины перед озером. Затем взору открывается северо-западный, округлый плес оз.Коробожа. Возможно, это даже не плес, а самостоятельное озеро, но его название на нашей карте не подписано. Южный и западный берега этого озера (плеса?) действительно не очень удобны (хотя поставить лагерь вполне можно и здесь), зато восточный берег и острова буквально изобилуют прекрасными сосновыми бухтами. Особенно живописна коса, разделяющая два плеса оз.Коробожа. Она понравились нам даже больше, чем последний лагерь на Удине. Не знаю, как летом, но весной, несмотря на выходной день, все эти стоянки были свободны.
В пятистах метрах ниже автомобильного моста через Уверь в с.Устрека по берегам реки возвышаются древние курганы. Мы не нашли в описаниях маршрута никаких сказаний и легенд об этих памятниках старины, но и без исторических подробностей место показалось нам весьма живописным и заслуживающим того, чтобы устроить здесь привал.
Путь по Увери оказался намного труднее, чем я рассчитывал, из-за сильного встречного ветра. Практически на всем протяжении реки байдарки, будь они предоставлены сами себе, плыли бы не вниз в Мошенское, а против течения. Небольшой участок быстротока с живыми валами и камешками в русле есть только за полуразрушенной плотиной, упомянутой во всех описаниях Увери. Мы прошли ее вдоль правого берега. В среднюю воду глубина на сливе вполне достаточна для прохода байдарки, а валы не столь высоки, чтобы захлестнуть лодку даже при отсутствии фартука. Однако сразу за сливом течение делает резкий поворот, и нужно быть внимательным, чтобы не наскочить боком на какой-нибудь камень.
В Мошенском мы устроились на обед в ста метрах от автостанции. Место для антистапеля не очень удобное - в центре города, с грязноватым выходом из воды, рядом стирают белье аборригены. Единственная радость - не придется далеко идти к автобусу.
Проводив Степановых, в начале шестого мы двинулись дальше. Ветер понемногу успокоился, местами стало ощущаться течение. За пару часов прошли около 15 километров и заночевали на правом берегу Увери на полпути между Лыткино и Меглецами в удивительном бобровом царстве. Сразу за береговым валом начинается сложная гидротехническая система, заложенная в нескольких уровнях. Плотина следует за плотиной, некоторые пруды так велики, что их хочется назвать озерами. И это не локальная аномалия: по высокой морене я отошел от реки на добрые полкилометра, и в понижениях рельефа всюду видел чудесные инженерные сооружения, рядом с которыми Днепрогэс или Волховстрой покажутся безвкусными неуклюжими монстрами...
4 мая, суббота. По плану, в этот день мы должны были одолеть сорок километров и заночевать на Мсте, в двух-трех переходах от Опеченского посада. Однако перед самым походом внезапно выяснилось, что вместо спортивного Васи Тихонова вторую байдарку поведет обремененный двумя несовершеннолетними детьми Миша Иванов, который к тому же не собирается плыть с нами до Боровичей, а намерен уехать домой из устья Увери. Причем забрать оставленную в Боровичах машину Миша хотел именно сегодня, а значит, нам придется поторопиться, чтобы успеть к последнему четырехчасовому автобусу на Боровичи.
В принципе, задача выглядела вполне выполнимой. Если ночевать не на Мсте, а поблизости от Перелуч, то дневной километраж сократится до 30-35 километров, Миша сможет спокойно забрать машину, а мы пройдем лишние километры в последний день похода, немного сократив экскурсионную программу в районе Опеченского Посада. Однако в строгие математические расчеты, как всегда, вмешались непредвиденные обстоятельства, а именно, беспрерывный встречный ветер.
Как известно, в ясную антициклоническую погоду плыть нужно рано утром или поздно вечером, когда ветер стихает. Если переход очень длинный, то плывут и утром и вечером, а днем устраивают длинный, четырех-пятичасовой обед. Однако Ивановы крайне не любят рано вставать! Значит, вместо рассвета проснемся мы ближе к обеду, грести придется в самый разгар ветродуя, а когда ближе к вечеру, несмотря на сверхчеловеческие усилия гребцов, уехавший на несколько минут раньше расписания автобус все-таки помашет нам задними колесами, начнется то, без чего женская часть нашего коллектива не мыслит себе ни один настоящий поход. Вы, конечно, понимаете, о чем я говорю. Впрочем, уже через полчаса после этого долгожданного скандала с ломанием вековых дров, вдребезгибитьем стальных мисок и распугиванием всего живого из случайно оказавшихся поблизости деревень они, как ни в чем ни бывало, будут ставить палатки, варить кашу, обихаживать детей... и с нетерпением ждать следующего байдарочного похода, чтобы вновь дать выход своим чувствам... С такими мыслями я завел будильник на шесть утра и отправился спать.
Следующий день подтвердил мои худшие опасения. Все получилось именно так, как я и предполагал. Меглецы мы прошли в десятом часу, ветер поднялся раньше обычного, а течение местами, казалось, тянуло нас в обратную сторону. К тому же из-за невысокого половодья озеро Болонье почти не поднялось, и вместо обещанного огромного разлива нам пришлось всю дорогу пилить по широкой и неинтересной здесь Увери. В хороший паводок у с.Болонье можно срезать несколько огромных излучин и сократить путь почти на пять километров. Автобус мы не только услышали, но и увидели, когда он уезжаел от нас по дороге Болонье-Перелучи-Боровичи...
На Ямнице нас постоянно обманывало описание, в Перелучах пришла очередь карты. Лес, нарисованный на обеих берегах речки выше бейшлота, оказался малопригодным для стоянки. Если бы не чудесный живописный остров у самого бейшлота, нам пришлось бы грести дальше до самой Мсты либо ночевать на поле в прямой видимости деревни. Ниже бейшлота течения в Увери практически нет, до устья здесь не менее полутора часов хода...

5. Река Мста
5 мая, воскресенье. Вечером Миша так и не смог уехать в Боровичи. Попутки на этой дороге попадаются нечасто, а последний автобус уходит из Перелуч около пяти вечера. Если бы мы не гребли накануне весь день без перерыва, а спокойно пообедали, то могли бы прийти в Перелучи немного позже, но гораздо меньшей кровью.
Утром Миша отправился в Боровичи за машиной, а наша детская байдарка - единственная, все еще не сошедшая с дистанции - устремилась к последнему испытанию. В заготовленой с вечера обвязке, с измученными накануне гребцами, против по обыкновению встречного ветра мы плыли медленнее обычного, и вместо девяти утра прибыли к устью Увери в десять. На стрелке есть несколько минеральных источников. Самый крупный и весьма необычный находится на острове в пятистах метрах ниже устья Увери. В самом начале острова (в межень остров, вероятно, соединяется с правым берегом и превращается в полуостров) из земли бьет мощный родник с расходом несколько литров в секунду. Удивительное явление - родник на острове! Очевидно, вода идет к поверхности с большой глубины, иначе она давно бы размыла себе более удобный выход. Этот источник стоит осмотреть. Единственная беда - торчащие из земли остатки свай (когда-то тут, вроде, была мельница), которые мешают удобно причалить к берегу.
Ниже устья Увери на Мсте много хороших мест для стоянки. То справа, то слева мы видели на берегах палатки, байдарки и катамараны. Но плыть не тесно: Мста здесь довольно широкая, и места достаточно. Во всяком случае, занимать с вечера очередь на прохождение порогов и приходить через каждый час отмечаться, как это бывало при социализме, теперь не надо.
В начале второго мы прошли так называемый "малый" порог и вскоре приблизились к основному пункту экскурсионной программы - опеченским порогам. В пик сезона здесь все-таки тесновато. Народ кругом серьезный, многие приехали не кататься, а тренироваться. Глядя на сосредоточенные физиономии, пытаюсь приколоться. Но на простые вопросы типа "а что это за речка, и правда ли, что по ней можно доплыть до станции?", или "почему кругом такие волны - ведь ветер же, вроде, уже утих?" народ не отвечает, только косится на нас подозрительно. А жаль - я уже приготовился рассказывать, что веревочки вокруг нашей байдарки служат исключительно для ее вытаскивания вечером на стоянку, а спасжилеты мы взяли вместо ватников только потому, что в них удобнее переносить на берегу холодные дождь и ветер...
Строго говоря, к порогам мы действительно не очень готовы: байдарка у нас без фартука, и любая приличная волна немедленно окажется внутри судна. Поэтому плыть приходится осторожно, обходя все подозрительные валы и тем более бочки. Впрочем, вода в этом году не очень высокая, течение умеренное, и если экипаж умеет грести не только вперед, но и во всех других направлениях, безопасную линию движения вполне можно выбрать "с наплыва".
Последнюю остановку делаем около устья Поныретки. Место красивое, но слишком уж посещаемое. Дров почти нет, в карстовых провалах полно мусора. Отдыхающие приезжают сюда на машинах в течение всего лета.
Рядом с нами переодеваются и сушат вещи какие-то москвичи. Им не повезло на Большом пороге, и почти километр они плыли по реке рядом с перевернутой лодкой, пытаясь выбраться на берег.
Лестницу мы просмотрели, но могли бы этого и не делать. У левого берега есть спокойный чистый проход, проплыть можно с закрытыми глазами.
Дальше река требует внимания, но серьезный порог только один - Егла. Его издали слышно по особенно тяжелому гулу падающей воды. С наплыва заметен, вроде бы, чистый проход между двумя плитами, однако за ним есть еще одна линия плит, которую сверху не видно из-за перепада высот. Чтобы не попасть в высокие волны, нам пришлось сделать довольно интенсивный маневр между бочками, и все равно нас едва не захлестнуло.

6. Транспорт: некоторые описания
Автостанция в с.Мошенское.
Село Мошенское - это районный центр Новгородской обл.
На автостанцию можно позвонить по тел. 61-583. При звонке из Новгорода код 264: 8-(264)-61-583. (При звонке из других областей код более сложный).
Расписание автобусов:
Новгород: 7.15, 9.00
Боровичи: 7.15, 9.00, 9.45, 10.30, 12.00, 13.10, 15.00 (пн, сб), 17.15, 18.10 (пн, птн), 18.40 (сб, вск), 21.40
Морозово (ч-з Меглецы): 7.20
Дубишки (ч-з Меглецы, Ореховно): 16.15
Долгое (ч-з Меглецы): 15:30 (кр. пн, птн)
Устрека: 6.00, 10.50 (ср, сб, вск),16.15
Осташево: 14.40, 17.35
Яковищи: 7.15, 14.00 (пн, птн)
Самуйлово: 5.40 (сб), 14.30 (пн)
Кобожа (на оз.Великое): 8.55, 16.20.
Лубенское (ч-з Кабожу-Медведево): 8.55, 15.55 (пн, сб, вск)
Автостанция в г. Боровичи.
Как ни странно, но Боровичи - это тоже всего лишь районный центр Новгородской обл. В расписании указано отпровление из Боровичей, и после дефиса -отправление с конечного пункта:
Перелучи : 9.00-10.20; Семерицы+Перелучи: 6.00-7.50, 15.30-17.20.
Удино: 6.30-7.50, 16.30-17.50
Солино (ч-з Кончанское): 13.20-14.25
Косунские Горы (ч-з Осиновец): 7.30, 16.10
Устрека: 9.30-11.20 (ср, сб, вск), 14.50-16.30
Мошенское: 7.30, 11.30, 13.10, 16.30, 20.40 (также есть проходящие автобусы)
Хвойная: 6.00, 8.00, 10.20, 14.40. (Обратно: 6.20, 11.30, 16.30, 18.10).
Лыкошино: 6.50-7.50
Топорок: 6.20-9.10 (летний)
Старая Русса: 17.30-9.00
Пестово: 16.40, 7.45; транзитные: 11.40, 18.20.
Железнодорожная станция Боровичи.
В расписании указано отпровление из Боровичей, а после дефиса - прибытие на конечный пункт:
Отправление на Угловку (пригородный поезд): 5.21-6.10, 7.55-8.44, 17.16-18.05;
Отправление из Угловки на Боровичи: 6.37-7.33, 9.55-10.42, 19.00-19.47.
Прямые поезда из Боровичей ходят только в Питер и Москву:
На Питер - 21.10 по средам и субботам; на Москву - 1.12 по четным. Расписание летнее, в течение года регулярность движения поездов меняется в зависимости от пассажиропотока. Например, весной московские поезда ходят реже, но на майские праздники в связи с обилием туристов было добавлено несколько дополнительных поездов. Что интересно, в расписание эти поезда включили не сразу, поэтому билеты на них начали продаваться не за 45 суток, как это положено по ж/д правилам, а примерно за три недели.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100