18 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2001
Автор - Михаил Трусков

"Вашана - небольшой правый приток Оки. Протекает на СЗ Тульской
области. Длина 77 км. Весной река представляет бурный поток,
используемый тульскими туристами для спортивного сплава."
Г..Рыжавский, 1982 г.

Вашана - 2001 Для любого тульского туриста-водника слово ВАШАНА - это гораздо больше, чем просто название небольшой речушки, берущей начало южнее райцентра Ясногорска и впадающей в Оку ниже Алексина после 70 километров шустрого бега среди полей, ивняка и редких лесов.
Вашана - 2001 Для тульского водника ВАШАНА - это пароль, это символ принадлежности к некоему братству людей, ждущих первые числа апреля, чтобы вновь поставить свое байду на кофейно-мутные воды этой реки, вышедшей из берегов и с шумом несущейся через затопленные кусты.
Вашана - 2001 ВАШАНА - это ритуал, это некий ценз, подтверждающий твою туристскую дееспособность, независимо от того, в каких местах ты предпочитаешь проводить свой туристский досуг - на матрасно-семейном Лухе или среди порогов Кутсаёки.
Вашана - 2001 В уже далекие 70-е годы прошлого века на пике увлечения байдарочным туризмом в день ежегодных соревнований «На кубок Вашаны» на поле у деревни Богородское, что на пересечении реки со старым Симферопольским шоссе, расцветал неохватный глазом туристский бивак. Народ съезжался со всей Тульской области. Собирались «Лучи» и «Салюты», хлипкие кильсоны которых усиливались толстыми рейками, делались мощные обвязки. Редкие владельцы элегантных немецких RZ-ток воспринимались, как явные фавориты гонки.
Вашана - 2001 В 80-е годы настала эра «Тайменей», КНБэшек, а потом и пластика. Отдельной строкой в летопись Вашаны следует вписать «лодки Смита», удачный гибридомутант ката-двойки, прошедшие здесь свою первую проверку на профпригодность.
Вашана - 2001 На тех соревнованиях действовал хорошо отлаженный институт «спасателей». Все те, кто не участвовал в самой гонке, а их было большинство, стартовали после ухода последнего спортивного экипажа. Они оказывали неудачливым гонщикам посильную помощь - ловили упущенные при килянии весла, вытаскивали утонувшие и обернутые вокруг деревьев байды, делились с мокрыми коллегами теплом и водкой. Надо признать, что на «допинг» никто никого не проверял ни на старте, ни на финише и многие стартовали, отнюдь, не на свежую голову.
Вашана - 2001 Дерзкие экипажи, не участвующие в гонке, но стартовавшие ранее «спортивных» лодок, явно рисковали претерпевать на трассе моральные и физические страдания. Они не только подвергались на дистанции гневным и нелицеприятным окрикам обгонявшим их спортсменов, которым они явно мешали на достаточно узкой струе, но бывали случаи, когда в замешкавшихся за поворотом перед очередным препятствием «чайников» на полном ходу влетали борющиеся с пространством и временем «спортсмены».
Вашана - 2001 Сейчас ажиотаж вокруг соревнований спал, сказался период общего упадка в спорте в былые годы. К счастью, зерна этого праздника, посеянные в молодые души, дали стойкие побеги. Те, кто начинал зелеными матросами на перевернутых кормой вперед «Салютах», сейчас, уже с сединой в бороде, выводят в свет своих детей, давая им возможность биться каской о сухие (и не очень) сучья склоненных над рекой деревьев.

Вашана - 2001 Первое свое крещение Вашаной я принял 3 апреля 1982 года, пройдя от Богородского до Бунырево матросом в кампании с Сергеем Калининым. Молодой задор и силы позволяли в те времена проходить Вашану по три раза за короткое время паводка. В 1985 году я успел «пробежать» её 31 марта, 13 апреля и … 14 апреля с разными матросами.
Вашана - 2001 Именно тогда, 14 апреля, я впервые приобщил к этому виду экстремального отдыха на воде своего хорошего друга Александра Комарова. Казалось бы, от того давнего похода остались только воспоминания, да небольшой любительский кинофильм. Ан, нет. Доброе семя легло в благодатную почву и Александр, в свою очередь, приобщил к этому важному делу массу своих друзей. В середине апреля 2001 года почти все они собрались массовым заплывом отметить первую Вашану тысячелетия.
Вашана - 2001 Я оказался в этой компании программистов достаточно случайно, хотя, как меня учили в курсе марксистской философии - случайность - это просто непознанная необходимость.
Вашана - 2001 Настораживало то, что короткий 35-километровый маршрут планировалось идти целых три дня с двумя ночевками. Более того, часть группы должна была идти пешком по берегу, обеспечивая видеосъемку двумя (!) камерами.
Вашана - 2001 Налицо было полное припухание и варварское нарушение спортивных традиций Вашаны!!! Соблазняло то, что я вливался в готовый коллектив - меня обеспечивали байдой и опытным матросом, обещали кормить гречкой, поить пивом, а главное, обеспечивали комфортабельную доставку на мягком автобусе как туда, так и взад.
Вашана - 2001 Несмотря на более чем двадцатилетний туристский стаж, я к весне 2001 года остался практически без личных плавсредств, поскольку накануне осенью из моего гаража любители цветмета стибрили два упакованных набора «железа» к «Тайменям- двойкам», оставив мне разрозненный и некомплектный набор от Т-тройки. Именно поэтому мне пришлось покорно согласиться на предложенный вариант идти на любезно предоставленном другом «Таймене-тройке». Идти на своем родном каяке «Данцере» по бурной воде я не решился, не считая себя великим каякером.
Вашана - 2001 Уже при сборке лодок на традиционном поле у Богородского было высказано немало профессиональных шуток по поводу того, что стартовать в пятницу, 13-го, в 13-00 негоже - байды будут глючить. Да и вообще их лучше в этот день не включать… Тем не менее, лодки были собраны, допинг принят (в адекватном объеме) и сплав начался.
Вашана - 2001 Нельзя не отметить, что рядом с нами собирала лодки и компания конкурентов, среди которых было немало знакомых лиц. Конкуренты стали на воду чуть позже, поскольку их отношение к допингу было гораздо более приязненное, чем наше.
Вашана - 2001 Начало пути от Богородского слегка расслабляло - ровная струя, луговые берега. Ждем ЛЭП, после которой начинаются первые трудности.
Вот и они. Река сужается и резко уходит влево, устремляясь под поваленное дерево. Останавливаемся для просмотра. Река делает небольшую петлю, вход и выход из которой требует согласованных действий экипажа.
Вашана - 2001 В этот момент на реке появилась авангардная лодка конкурентов. По их решительному виду было видно, что Вашана им уже точно по колено. Ничтоже сумняшеся, экипаж устремляется в бой. Крик, мат… Бревно исправно выполнило предназначенную ему функцию и опрокинуло лодку. С почином! Людей спасли, лодку вытащили и поставили на ровный киль. Попутно расчистили проход у правого берега и оставшиеся экипажи с благодарностью пошли по проторенному пути.
Вашана - 2001 Завал на выходе из излучины оказался не по зубам одному из наших экипажей. По реке поплыли каски, гермы и бутылки с пивом. Счет с конкурентами стал 1:1.

Вашана - 2001 Составить лоцию Вашаны или подробно описать ее препятствия практически невозможно. Уровень воды во время паводка может отличаться в одном и том же месте метрами. Группы, идущие на пике воды встретят совсем другие трудности, чем идущие тремя днями позже. При прохождении некоторых препятствий достаточно разницы всего в 10 сантиметров в уровне воды, чтобы в корне изменилась сложность его прохождения.
Вашана - 2001 По низкой воде, какая была в нашем походе, можно лишь выделить отдельные участки реки, объединенные теми или иными особенностями.

Вашана - 2001 Итак: от Богородского до ЛЭП - чистое русло.
Вашана - 2001 От ЛЭП до так называемого «Московского брода» (перекат со стоячими валами до 30 см прямо над отметкой 192 на карте) частенько встречаются небольшие петли реки, требующие внимания. В них возможен слалом между деревьями или даже встречаются откровенные непроходы. При низкой воде поток не настолько силён, чтобы более или менее подготовленный экипаж не смог бы вовремя затормозить и осмысленно отработать ситуацию. Большинство подобных препятствий были пройдены мной в этом году на «Таймене-тройке», правда, с сильным и опытным матросом Максом Мишиным.
Вашана - 2001 От «Московского брода» до с. Лукино чудесный участок чистого русла с быстринами, щебнистыми перекатами и крутыми поворотами. В Лукино на левом берегу небольшое одноэтажное строение, где при желании можно набрать питьевой воды, особенно если уговорить местных собак не пытаться прокусывать твою гидрашку.
Вашана - 2001 От Лукино начинается участок извилистого, но также чистого русла. Явных проблем не возникает, но адреналина в кровь впрыскивается достаточно. На этом участке счет киляний стал 2:3 не в нашу пользу. По дырочкам в левом боку счет с конкурентами стал 1:1. В конце участка к правом берегу подходит сосновый бор. Практически в самом его конце, при резком левом повороте реки, отличная стоянка на правом берегу, где мы и остановились на первую ночевку. Это место на 2-х километровке Тульской области удачно отмечено значком уреза воды «146».
Вашана - 2001 Тут же, чуть дальше по правому берегу, в реку впадает полноводный ручей. Качество его воды было на себе проверено друзьями-конкурентами, ставшими на ночь рядом с нами, но не запасшимися в Лукино питьевой водой. То ли вода в ручье действительно безвредна, то ли принятая ими вечером доза допинга убила в ней всех известных микробов, но утром соседи были живыми, хотя и подозрительно вялыми.
Вашана - 2001 От Бора до с. Казначеево встретили всего одну петлю, которую пришлось обносить (завал), а одно вредное бревно, перегораживающее русло, просто изрубили в куски, доставив нежданную радость идущим сзади.
Перед Казначеево на левом берегу дачные участки. Перед ними река расходится на две равнозначные чистые протоки. В самом Казначеево поперек реки лежит железобетонная плита, возомнившая себя несложным порожком. Скребанув килем по ее краю, наш тяжёлый дредноут не претерпел от этого никакого имущественного вреда.
После плиты неподалеку завал без какого-либо опасного течения перед ним. Спокойно протащили лодки под правым берегом.
В Казначеево высокий ж/б автомобильный мост дороги Алексин-Железня-Тула. Под мостом русло чистое, но через 100 метром - стационарный (из года в год) завал. Была бы вода чуть ниже, можно было бы протащиться под левым берегом, а так - обнос слева 15 м.
Вашана - 2001 За Казначеево на протяжении пары километров участок, где подобных завалов несколько. В этом году все оставшиеся были проходимы - мы либо сами перелезали через бревна, подтапливая лодки, либо лихим кавалерийским наскоком, по-ленински, преодолевали бревна с разгона. Когда завалы кончились, начались быстрины с несложными поворотами.
В целом участок после Казначеево, на мой взгляд, интегрально менее сложен, чем до него.
Сразу за ж/б мостом автодороги на с.Ботня S-образный поворот, осложненный во второй петле горизонтально нависающим с левого берега бревном. Проход справа несложен, но, увы, один наш экипаж попался и на эту нехитрую уловку Вашаны.
Вашана - 2001 Метрах в 150 за мостом стационарный завал. Свой тяжелый и длинный линкор я провел на руках и веревке через основной ствол дерева слева, а остальные протискивались справа у берега под более тонкой частью ствола.
Примерно в 500 м за мостом на правом берегу мощный родник, а сразу за ним, на крутом левом повороте реки - прекрасная стоянка под высоким известняковым холмом, густо поросшим орешником. В распадке течет ручей, а с вершины холма открывается вид на много километров вокруг.
Участок от этой стоянки до конечного пункта - села Бунырёво (около 8 км), несложен и исключительно приятен. Река такая же шустрая и чистая, но стала чуть шире. Коварных препятствий нет, не считая пары мест, где без проблем пролезали под низко лежащими бревнами да одного обноса 15 м.
>Последние пара километров перед Бунырево даже скучны - скорость потока уже невелика и приходится грести. Напоследок, непосредственно перед финишем крутой левый поворот и всё те же грабли - низколетящее бревно, проходимое как справа, так и слева.
Признаю, что ошибался, считая Вашану рекой исключительно для спортивного однодневного сплава. (К участку от Ясногорска до Богородского это не относится!!! Там -сплошной слалом по узкому руслу, особенно по малой воде.)
Вашана - 2001 Если соблюдать некоторый набор правил, то на Вашане вполне можно отдохнуть в короткий весенний период паводка. Деление её на три относительно небольших дневных перехода позволяет не рисковать и не торопиться, а спокойно просматривать подозрительные места. При таком режиме нет той усталости, от которой порой случаются ошибки при управлении лодкой.

Традиционные киляния, на мой взгляд, здесь случаются от следующих факторов:
- передозировка допинга;
- торчащие наружу капюшоны ветровок или гидрашек;
- излишняя самоуверенность индивидуума, возомнившего себя капитаном, но не имеющего для этого достаточного опыта;
- излишняя скорость входа в незнакомое место.
Для большей уверенности в своем будущем надо соблюдать кое какие общеизвестные, но, к сожалению, не всегда выполняемые основы безопасности на воде :
- наденьте гидрашку - вам будет тепло и сухо;
- спасжилет не просто накиньте на плечи, а закрепите его так, чтобы он не плавал отдельно от Вас;
- капюшоны засуньте поглубже…
- наденьте каску и застегните её, между прочим…
- все в лодке должно быть привязано, чтобы при килянии не утруждать друзей погоней за Вашим уплывающим барахлом;
- заранее договоритесь с матросом о терминах, иначе уточнять значение непонятой команды придется уже в мокром виде и на берегу;
- засуньте в нос и корму байды по 10-15 пустых пластиковых бутылок (с крышками!) и зафиксируйте их там (речь, естественно, идет о каркасных посудинах!!!)
Вашана - 2001 Вашана - 2001 Вашана - 2001 Вашана - 2001 Вашана - 2001 Вашана - 2001 Вашана - 2001 Вашана - 2001 Вашана - 2001 Вашана - 2001 Вашана - 2001 Вашана - 2001 Вашана - 2001 Вашана - 2001 Вашана - 2001