Виды туризма

10 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Соединенные Штаты Америки
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 626 0

Автор: Владимир Гаврилов (Rocklin, USA)

Забавно читать некоторые заметки, касающиеся сплава, условно скажем, на Западе. Иногда они напоминают мне давным-давно случайно подслушанную яростную дискуссию между двумя студентами о выживаемости белого человека в тропической Африке. Причем ни один из них в Африке не был.
В предлагаемых заметках "непостороннего" я хотел бы восполнить информационный пробел в этой области, в частности рассказать о сплаве на западе США: традициях, снаряжении, гидах, и, конечно, реках. Почему я назвал свои заметки "Заметки непостороннего"? Думаю, я "свой человек" как в "русском", так и "американском" сплаве. Двадцать лет сплава в Союзе: 20 "пятерок" и "шестерок" на Памире, Тянь-Шане, Кавказе и Сибири плюс 12 лет жизни и работы гидом и мэнеджером в известной, пользующейся высокой репутацией водной компании в Калифорнии позволяют сравнить две школы, взглянуть на них изнутри. Надеюсь, заметки будут интересны и даже полезны для тех, кто собирается на реки США. Может быть, встретимся в Калифорнии...

История и традиции
Американский сплав, в отличие от нашего, родился как чисто коммерческое предприятие. Многие, а вероятнее, почти все "первопроходы", начиная с 20-х годов, имели целью разведать возможности коммерческих туров на реке. Tакова, например, история знаменитого Гранд Каньона. Лишь с развитием каякинга, где-то в 70-х ситуация немного изменилась. Тем не менее, даже сегодня, при неимоверном количестве каякеров (их здесь десятки тысяч), подавляющее большинство людей на сплавных реках покупают туры. Водники (в нашем понимании этого слова) доминируют только на реках с очень малым расходом (creeks), очень высоким градиентом и очень коротким нестабильным сезоном. Такая ситуация имеет свои плюсы и минусы.
Прежде всего - огромное число людей может побывать на реках. Американцы - народ исключительно избалованный, просто так на речку их не заманишь. Им подавай пороги в сочетании со всеми удобствами: доставкой к реке и с реки к машине, питанием по высшему классу, а не чай с сухарем и не "junk food" из Макдональдса. У людей не болит голова о снаряжении: лодки, жилеты, если необходимо - неопреновые костюмы - ждут их у реки. Именно коммерческие компании сделали рафтинг, а затем и каякинг, исключительно популярным и доступным видом отдыха. Насколько популярным? Судите сами - по одной из самых популярных - "троечке" South Fork American - за сезон сплавляется порядка 100000 коммерческих гостей плюс несколько десятков тысяч, как их здесь называют, "private" водников. Все эти люди приносят деньги и работу несчетному количеству мелких бизнесов: ресторанчикам, фотографам, водителям автобусов и т.д. Без рафтинга многие пришли бы в запустение. Лицензирование сплава помогает сохранять реки чистыми. Каждая компания имеет определенные места для остановок и перекуса. Поскольку многие реки текут по частной земле, то даже остановки строго лимитированы. В любом многодневном сплаве, если в местах стоянок нет туалетов, как компании, так и "private" водники обязаны иметь переносные туалеты (мы называем их "Groover","Shitter", "silver Box", etc). Костры разрешены только в специально отведенных местах, и приготовление пищи на кострах запрещено. Наличие инвентаря, соблюдение правил проверяется рейнджерами (лесничими). В Америке утаить что-либо крайне сложно, поэтому нарушения, как правило, ведут к очень чувствительным штрафам. В коммерческих компаниях грубых проколов вообще не бывает (лицензия!). Для индивидуального сплава на многих реках нужно получить разрешение в Управлении леса (Forest Service). Стоит это немного, но часто число разрешений лимитировано. Так очень трудно получить разрешение на индивидуальный сплав в Гранд Каньоне, Селвей, Средний Салмон и т.д.
Еще одна важная особенность сплава на американском западе - дамбы. Почти все сплавные реки зарегулированы и поэтому летом часто на реке "выключают воду" в полдень и по выходным. Планирование сплава должно включать и информацию о воде.

Как правило, "индивидуалисты" появляются на реках после спада весенней воды. Так на "моей" реке Туолуми я не встречаю "privates" c апреля по июль - период пятерочной воды. Большинство американцев не любит сложной большой воды. Даже отличные каякеры тяготеют к крутым маловодным речкам. Особенность даже сложных речек в Америке - наличие плеса или большого улова после каждого порога. Возможно, это связано с геологической историей континента. Не знаю. Но такой характер ("drop-pool", как говорят американцы) развил традицию, когда реки идутся практически без разведки, с наплыва, даже очень сложные пороги.
Различие двух школ проявляется и в стиле сплава: большинство рафтеров в Америке слабо представляют себе, что такое слалом. Если мы (по крайней мере, в мою бытность в бывшем Союзе) получали удовольствие, если смогли обойти, скажем, бочку, то американцы в поисках "фана" идут напролом. Отсюда множество переворотов даже на относительно простых участках. В мои первые пару сезонов клиенты даже жаловались на мой, с их точки зрения, слишком безопасный сплав. Их не волновало, что мы не "считали" камни, не имели "выпаденцев" - они заплатили деньги за "фан". Справедливости ради нужно сказать, что такая ситуация сложилась не только в сплаве. Нигде я не встречал такого количества травм, как в США (при изобилии прекрасного снаряжения). Количество людей с переломами рук и ног, травмами спины, разрывами связок в велосипедном и горнолыжном спорте, скалолазании и каякинге. Корни этого, мне кажется, лежат в воспитании и, конечно, в конституционно закрепленной персональной свободе. Почти в каждой школе здесь вы найдете плакат с лозунгом: "Я могу, потому что я думаю, что я могу!". И многие искренне думают так. И идут на "пятерку" с опытом сплава по озеру, и лезут на Эверест после опыта восхождений на второй этаж собственного дома.

Снаряжение

Лодки. Конечно, наиболее массовым является рафт. Рафты используются в двух вариантах - гребной и с распашными веслами. На более-менее сложных реках уже почти не встретишь рафтов со сплошным дном (non-self-bailer). Подавляющее большинство имеют надувное дно и "самоотливаются". Компании покупают, в основном, Sotar, Avon, Hiside, которые служат долго даже в руках, скажем, не очень квалифицированных и заботливых гидов. Среди российских водников бытует мнение что рафт - неуклюжая посудина, способная давить все что угодно и этим имеющая неоспоримые преимущества перед катамараном. Я вожу рафт (95% времени - гребной) вот уже 8 лет и могу сказать, что это достаточно маневренная лодка, даже для маловодной слаломной "пятерки" (особенно с парой сильных гребцов). Неправда, что рафт может давить камни: он очень легко обертывается даже вокруг небольших обливняков, и снять его очень трудно, иногда невозможно. Один мой гид потерял в результате такого "wrap" - обертывания - новый рафт ($5500) и снаряжение компании на $3000 на троечной реке в Орегоне. Рафт надо "крутить" почище, чем катамаран, хотя это и намного труднее. К рафту надо привыкнуть - этот процесс занял у меня два года.
Рафт имеет тенденцию к серфингу и переворотам в бочках (что, скажем, много реже встречается с нашими катамаранами-"четверками").
Традиционно американцы не используют гребной рафт на большой и технически сложной воде (я не говорю о воде Гранд Каньона - она простая). На Туолуми при воде выше 150 кубиков в секунду при градиенте 9 м/км только моя компания использует гребные 14-футовые рафты. Но, как показывает наш опыт, распашные 16- и 14-футовые рафты имели значительно больше переворотов, чем гребные. Легенда о большей безопасности распашного рафта очеь живуча, но все же это только легенда. Конечно, в коммерческом сплаве без распашных рафтов не обойтись - клиенты любят комфорт и ни в чем себе не отказывают (в смысле снаряжения и питания). Обычно в 2-х 3-х дневном сплаве при группе 20 гостей мы ведем 3 гребных рафта и два распашных с барахлом (всего 5 гидов).

Каяки
. Сейчас в США - настоящий "бум" каякинга. Все больше и больше каякеров идут на предельные реки. Повторюсь: когда я говорю о каякерах, речь идет о десятках тысяч. Мода на каяки меняется каждый сезон. Сейчас даже RPM выглядит устаревшей моделью, а Corsica S, Dancer и "современников" уже не встретишь на реках. Большинство использует очень маленькие каяки. По сравнению с ними Pyranya выглядит гигантом. Все больше коммерческих компаний используют каякера как лодку поддержки, скажем при сплаве по самой сложной реке Калифорнии. Моя компания использует каякера поддержки при очень высокой воде.

Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")

Катамараны. Поставить американцев на колени не удается. По-прежнему они предпочитают уродливый гибрид рафта и катамарана с распашными веслами и низкой палубой. Мне удалось продать здесь несколько "двоек" и "четверок" (см. фото), люди в восторге, но в массе своей народ консервативен и предпочитает размахивать распашными.

Жилеты. Все имеют довольно маленький объем, даже для клиентов. Надувных - просто не существует. С касками - достачно сложная ситуация: каякеры, конечно, всегда в касках, но на рафтах принято одевать каски с четвертой категории - компании боятся отпугнуть клиентов. Многие гиды не желают одевать каски даже на "четверках". Мне пришлось принимать "драконовские" меры, чтобы заставить гидов сплавляться в касках.
Прочий инвентарь: вес здесь никто не считает. Даже в "private" сплавы люди тащат невообразимое количество барахла: продукты в металлических ящиках, пиво, газовые плиты, складные кресла, столы и пр. Может быть, эта избалованность ведет к относительно малым успехам американцев в экспедиционном сплаве.

Гиды. Несмотря на огромную популярность рафтинга, подавляющее большинство гидов имеет невысокую, а часто, просто "никакую" квалификацию. В большинстве своем это молодые ребята 20-26 лет, которые либо подрабатывают на каникулах, или просто болтаются между колледжем и реальной работой. Как правило, они имеют за плечами неделю школы гидов, и это все. Дальше они ведут рафты по одной и той же реке, обвешавшись карабинами и рассказывая страшные истории клиентам.
Читать воду они не умеют и поэтому "считают" все камни на реке. Особая статья - женщины-гиды - они знают абсолютно все, не знают сомнений и не задают вопросов (мужчинам-гидам). Не вздумайте помочь девушке нести 65 кг рафт - в этом случае вы уже не жилец. Лучшие гиды, конечно, каякеры - они читают воду, но, к сожалению, не всегда в ладах с рафтом. Очень трудно найти хороших гидов на сложную реку - для меня это было самой большой проблемой все годы моей работы менеджером.

И, наконец, самое важное и интересное - реки Калифорнии и некоторых других западных штатов.
Если говорить о Калифорнии, то это - поистине рай для водников, особенно каякеров. В Калифорнии - примерно 100 порожистых рек, около 50 из них - "четверки" и "пятерки". По американской классификации категория определяется только сложностью порогов на реке - недоступность, удаленность и прочие "весомые" факторы на сложность реки не влияют. Почти все реки довольно короткие - максимум 3-х дневный сплав. Все (за очень малым исключением) имеют хороший подъезд к реке на машине. Поэтому обычно водники подъезжают к началу сплава на нескольких машинах, и пока часть группы готовит суда, несколько человек отгоняют пару машин к финишу сплава. Мы называем такую операцию "shuttle" . На многие реки необходимо получить разрешение в местном лесничестве (Ranger Station). В разные сезоны возможно сплавляться на различных реках (часто нужно "ловить" воду). Как видно, организация индивидуального сплава непроста. Для иностранца, по-видимому, наилучший вариант - это обратиться в компанию, которая предоставляет услуги по организации таких сплавов. Так, например, Sierra Outdoor Center арендует любые лодки (каяки, рафты, катамараны) и снаряжение по очень умеренным ценам, гида-каякера или рафтера, или просто водителя, знающего реки и микроавтобус. Мне кажется, это - оптимальный способ организации водного путешествия в Калифорнии.

Описание некоторых рек Запада США

Туолуми (Tuolumne). Это - моя любимая река в США. Я провел на ней вот уже 8 сезонов, и она мне нисколько не наскучила. Многие считают Туолуми лучшей сплавной рекой в Штатах. Я опишу только два сплавных участка "Т", как называют ее водники

Merral's Pool - Ward Ferry Bridge или Средняя "Т": это наиболее популярный участок. Формальные данные: длина - 18.5 миль или 30.5 км, средний градиент - 8.3 м/км, 4 к.с. при воде до 150 кубиков, "пятерка" - при более высокой воде. Река с прозрачной водой течет в глубоком исключительно красивом каньоне, зеленом - весной, желтом - летом. Покинуть каньон можно только лишь в трех местах. Сезон длится с апреля по середину сентября. Большая вода идет в течение мая и июня. Выше 300 кубов сплав очень и очень рискован. На участке - более 30 порогов, 13 из них 3-4 к.с. в низкую воду, 4-5 - в высокую. Наиболее сложные: Clavey Falls, Ram's Head, Gray's Grindstone, Cabin.
На "Т" можно делать 1-3 дневные путешествия. При 3-х дневном обязательно нужно посетить водопады на реке Clavey и North Fork Tuolumne. Лесничество выпускает на реку не более 2-х коммерческих и индивидуальных групп в день, т.к. места для стоянок ограничены.
Туолуми расположена очень близко к знаменитому Национальному Парку Йосемите.

Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")   Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")

Верхняя "Т" (Cherry Creek). Cherry Creek была моей первой рекой в Штатах, и хотя мне удается выбраться на нее не чаще одного раза в сезон, "старая любовь не ржавеет". Cherry Creek справедливо считается самой сложной рекой США. Средний уклон реки - 18 м/км, на участке "Чудо-Миля" - 38.5 м/км. Участок длиной 9 миль (чуть более 14 км) чем-то напоминает Хара-Мурин: нагромождение огромных гладких валунов, лабиринт очень узких проходов между ними и очень крутые сливы - но значительно сложнее. Трудно даже перечислить все пороги 5 к.с. Лишь первая миля дает шанс перевести дух: начиная со второй, с порога "Гильотина" и "Штопор", "пятерки" следуют одна за другой. Наиболее сложные 5-6 к.с. "Гриб" - лабиринт с сумасшедшим падением и следующий за ним "Жабий стул" (мой "любимый" - трижды в нем я был на грани переворота), "Чудо Миля" с полным набором "пятерок" и завершающаяся порогом "Гроб", который рафтам надо обносить, и, наконец, два суперпорога 6 к.с. "Прыжок Льюиса" и "Водопад Ломсдена". Основная проблема во всех порогах - сложная линия движения среди здоровенных валунов и очень крутые водопадные сливы на выходе. Водопад (5 м) обносится рафтерами (из-за узких проходов, в основном), но каякеры часто его идут. Последние две мили река упрощается, но не успокаивается - вас ждут еще несколько 4+ к.с. порогов. Завершается сплав в Улове Меррала (Merral's Pool), откуда начинается Средняя "Т". Все сплавы по Cherry Creek ограничиваются одним днем - ночевки на реке запрещены.
Сплавной уровень - 700-2000 куб.футов/сек. (25-60 куб.м/сек), поэтому сезон ограничен ранней весной (до таяния снега в горах) и июлем-августом. По моему мнению, каякеры чувствуют себя более уверенно на этой реке, чем рафтеры: узкие проходы и маленькие улова предоставляют больше выбора и шансов. Для сплава надо иметь разрешение из лесничества в Гровленде.

Для каякеров интересны и притоки Туолуми: Южный (5 к.с.), Клэви (5-6), Северный (5). Все они имеют довольно низкий расход и поэтому недоступны для рафтеров даже в очень короткий сплавной сезон.

Совсем близко находятся еще несколько интересных рек: Мерсед, Станислаус, Мокелуми, Косумнес.

Мерсед течет через знаменитый Йосемитский парк. Разные секции реки предоставляют выбор от 2 к.с. до 6 к.с. Возможны сплавы до 2-х дней. Сезон очень короткий - май-июнь. Длина всей реки 29 миль (46 км). Первые 5 миль (6 к.с.) уклон превышает 50 м/км.
Станислаус и ее притоки очень популярны среди рафтеров и каякеров. Северный "Стэн" - 5 миль сплав, с уклоном 14 м/км и 5 порогами 4-5 к.с. Сплав возможен при расходе от 18 до 80 кубиков. Нижний Станислаус - короткий участок (4 мили) с 3-мя порогами 5 к.с. и 2-мя 4 к.с.
Средний "Стэн" (5 к.с.) доступен только для каяков.

Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")

В получасе езды по 49-й дороге на север находится Мокелуми, чей Северный рукав предоставляет каякерам пороги 5-6 к.с., короткий сплав по Средней Мокелуми расценивается как 2-4 к.с. в зависимости от уровня воды.
Еще севернее расположена Косумнес - 32 км, река 4-5 к.с. Из-за пары обносов сплав занимает два дня. Из-за малого водосбора сплав возможен только зимой.

Наконец мы достигли самого "густонаселенного" водниками района Калифорнии - реки Американ. Три рукава Американ предоставляют неограниченные возможности для сплава. Я живу в 40 минутах езды от этих рек и использую почти любой выходной для сплава. Самый популярный - Южный рукав (South Fork American) - имеет несколько сплавных участков. Самый простой, но наиболее людный - Чили Бар - 3 к.с., 33 км, 4.5 м/км. Отличная речка для тренировочного сплава, для чистого "фана". Десятки каякеров безвылазно сидят в "бочках", куча возможностей найти партнера для сплава, просто пообщаться. Река практически всесезонная, хотя приятнее всего летом - вода очень теплая. Нормальный сплавной уровень - 30-150 кубиков, хотя однажды я сплавлялся при почти 400, и река явно не выглядела "тройкoй".

Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего") Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")

Выше по течению находятся два сложных участка - водников на них почти не бывает, хотя оба доступны и для рафтов, и для каяков (в правильную воду). Кайберз Ран (Kyburz Run) (4-5 к.с.) проходится при уровне 25-100 кубиков в секунду (обычно весной) и имеет средний градиент 20 м/км на длине 15 км.
Очень "техничный" участок, при высоком уровне превращающийся в борьбу за выживание. И все это наблюдают зрители с 50-го фривэя.

Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего") Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")

Ниже река уходит в глубокое ущелье, где начинается знаменитый участок "Золотые Ворота" (Golden Gate Run) (6 к.с.). Это исключительно опасный участок Южного Рукава длиной 15 км, средним падением 23 м/км и 5-ю обносами. Сплав возможен почти исключительно на каяках при уровне 21-45 кубов.

Северный рукав (North Fork American): очень интересная река, на которой выделяют два участка. Наиболее популярный и доступный (т.н. Chamberlain Run) - "четверка" при нормальной воде (30-60 куб.м с) - имеет длину 8-15 км (можно закончить сплав). Первые 6 км, содержащие все препятствия, река течет в очень узком каньоне, довольно мрачном. Уклон здесь около 8 м/км. Пороги (8 - 4 к.с.) представляют собой крутые сливы, часто с довольно запутанным входом. Река очень красива - серые скалы, прозрачная вода.
На этом участке довольно много водников - идет коммерческий сплав, но, конечно, не при воде выше 100 кубов, когда река становится "пятеркой".

Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего") Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")

Верхний участок реки - так называемый Giant Gap (Гигантское ущелье) - гораздо реже посещаем, в первую очередь, по причине "капризной воды". Поймать "правильную" (30-90 кубов) воду очень трудно - возможно это только весной. Этот 22 км участок - одна из лучших "пятерок" в Калифорнии.
Узкое ущелье абсолютно недоступно с берега. Это одна из очень немногих рек, где водники не могут подъехать к воде и должны тащить снаряжение вниз в ущелье около 3 км. Градиент участка примерно 11 м/км. Наиболее трудная часть между 4 и 11 км имеет отвесные 500 м стены и содержит несколько порогов пятой и множество четвертой к.с. Наиболее известные Nutcracker, Locomotive Fall (2 м вертикальный слив) , Dominator.
Еще выше по течению находится отличный участок на два дня сплава - Generation Gap - длиной 20 км и средним уклоном 18 м/км.

Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")

Средний рукав (Middle Fork American). 26 км сплав по реке, бегущей в очень красивом зеленом ущелье. Средний участок реки (примерно 10 км) очень простой. Воду можно назвать даже скучной. Но первые 8 км и последние 8 очень интересны. В верхнем течении несколько "четверок" - после одного из порогов -" Tunnel Chute"- река уходит в тоннель, пробитый золотоискателями во времена "Золотой лихорадки". В нижнем течении eщt несколько интересных "четверок" и короткий обнос.

Чуть севернее (примерно в часе езды) находятся два рукава реки Юба (Yuba).
Южный рукав Юбы (South Fork Yuba) - красивая речка с обилием "четверочных" порогов и одним водопадом. Обычно ее ходят в апреле-июне в два приема - для одного дня река длинновата

Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего") Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")

Северный рукав Юбы (North Fork Yuba) имеет несколько "пятерочных" порогов. Самый известный из них - Майтаг - мощный сильно закрученный слив с прижимом. Но почти все препятствия требуют внимания. Пару лет назад группа гидов, параллельно которой я сплавлялся, потеряла гида во время переворота рафта в несложном пороге выше Майтага. Мы сумели вытащить ее тело из кармана в прижиме только на следующий день.

Лососевая (California Salmon) - одна из моих наиболее любимых рек в Калифорнии. Хожу я на нее только весной, обычно на 3-4 дня. Это 29 км сплав в узком каньоне, насыщенном порогами 4 и 5 к.с. При весенней воде 120-220 куб.м/с это, несомненно, хорошая "пятерка". Пороги просто отличные! (особенно "Вираж", "Каскад", "Ахиллесова пята" и "Freight Train"). При высоком уровне гладкой воды практически нет. Нет и обносов. Обычно мы ставим базовый лагерь 1 км выше начала препятствий и налегке сплавляемся 2-3 раза. (Фото). Дорога идет прямо над очень красивым каньоном, но с воды ее не видно. Лучший сезон на California Salmon - конец марта - июнь.

Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего") Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")

Хорошей "приправой" к весенней California Salmon является река Scott - в большую воду исключительно мощная "пятерка" длиной 34 км (последние 5 км содержат пороги не выше 3 к.с.).
В верхней части находится порог 6 к.с. "Boulder Creek" - очень интересный, со сложной линией движения. Ниже - несколько "пятерок" с огромными валами и бочками. Все они разделены довольно большими участками быстрой, но относительно несожной воды.

Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего") Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")

В приведенной ниже таблице вы найдете сведения о наиболее известных реках Калифорнии, начиная с юга штата. Часть из них я уже упоминал в описании выше.

 

Река

Кат.сл.

Длина, км

Сезон

1

Forks of the Kern

5

27

Май-Июль

2

Upper Kern

2-5

34

Апрель-Июль

3

Lower Kern

4y

29

Лето

4

Kaweah

3-5

16

Апрель-Июнь

5

Upper Kings

5y

16

Июль

6

Kings

3

15

Апрель-Июль

7

Merced

2-4y

46

Март-Июнь

border=220

8

Cherry Creek (Upper Tuolumne)

5-6

14

Июль-Октябрь

9

Tuolumne

4-5

29

Март-Октябрь

10

North Fork Stanislaus

4y

8

Апрель-Сентябрь

11

Lower Stanislaus

3-5

6,5

Ловить воду, год

12

Mokelumne

2-5y

5-72

Весь год

13

Cosumnes

4-5

32

Март-Май

14

East Fork Carson

3

32

Май-Июнь

15

South Fork American (SFA lower run)

3

33

Весь год

16

SFA (Kiburz run)

4-5

15

Весна

17

SFA (Golden Gate run)

6

15

Весна

18

SFA (Slab Creek)

5

11

Весна

19

SFA (Silver Creek)

5

14

Весна

20

Middle Fork American

4

40

Май-Сентябрь

21

North Fork American (Chamberlain Falls)

4-5

8-15

Март-Июнь

22

NFA (Giant Gap Run)

5

22

Апрель-Июнь

23

NFA (Generation Gap)

5

20

Апрель-Июнь

24

North Fork Yuba

4y

30

Апрель-Июнь

25

South Fork Yuba

4-5

7-46

Весна

26

Middle Fork Feather

5-6

52-59

Июнь

27

Deer Creek

5

37

Весна

28

Trinity

3-5

40-54

Июль-Сентябрь

29

South Fork Trinity

5

77

Апрель-Май

30

California Salmon

5

30

Март-Июль

31

Scott

5

34

Апрель-Июнь

32

Upper Klamath

4

27

Апрель-Октябрь

33

Klamath

3

160

Весь год

34

North Fork Smith

4y

21

Зима-Весна

35

Middle Fork Smith

4

14

Зима-Весна

36

Smith

4

8

Кроме лета

37

South Fork Smith

4y

10

Зима-Весна

Остановлюсь очень кратко на реках некоторых реках других западных штатов.
Аризона - штат Гранд Каньона реки Колорадо. Вода в знаменитом каньоне не выше "тройки". Пороги разделены гигантскими плесами. Большие валы легко обходятся, а других препятствий попросту нет. Но сам каньон, конечно, грандиозен (посмотрите фото из нашего похода в октябре).

Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего") Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")

Очень интересны боковые примыкающие каньоны. Разрешение на индивидуальный сплав получить очень трудно - очередь на 7-8 лет. Но иногда из-за отказа какой-либо группы появляется "окно", и можно влезть без очереди. Группа должна быть готова, т.к. информация об "окне" появляется меньше чем за месяц. Разрешаются индивидуальные сплавы на срок до 21 дня.
Выше Гранд Каньона расположен еще один, но меньшего масштаба - Катаракт Каньон.

Айдахо - "американская Сибирь" - и реки очень похожи на саянские. Это, наверное, единственный штат, где можно найти дикую природу. Много рек, но на лучшие попасть довольно трудно - разрешения разыгрываются по лотерее. Наиболее популярные реки: Middle Fork Salmon и Main Salmon, Selway, Lochsa u Snake. Реки довольно длинные - на 4-6 дней сплава, обычно не выше 3+ к.с. Сезон с июня по конец августа. Я работал только на Middle Fork Salmon. Очень красивая река, текущая через четыpе очень разных каньона. Множество горячих источников и дикого зверья по берегам.

Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего") Сплав на Диком Западе (заметки "непостороннего")

Орегон: Rogue, Umpqua, Illinois - пожалуй, это наиболее популярные реки. Все не превосходят 3-4 к.с., но очень живописны. На Роге иногда проблема с медведями - по ночам они пытаются добраться до съестного.

Конечно, это далеко не полный список, но, как видно, возможности сплава здесь неисчерпаемы.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию