Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Отчёт о походе по р. Нюхча

28 июля - 20 августа 2004 г.

Автор - Александр Соболев (Санкт-Петербург)

Плавсредства: 2 каяка и 2 байдарки.
Кол-во участников: 6 человек.

28 июля
Собрались на вокзале в 18.50. Поезд отправился с незначительным опозданием. Играли в преф всю дорогу.

29 июля
Приехали в Беломорск в 9.28, без опоздания. Сразу пошли смотреть поезд до Унежмы. Вообще нужно отметить, что наша железная дорога всегда славилась своими дурацкими выходками и точными отправлениями. Здесь сделано так, что нужный поезд до Унежмы уходит на час раньше до нашего прибытия, и ходит он через сутки, а следующий будет только 31 июля. Поэтому ждём рабочего поезда до Маленги в 18.52. Но говорят, что там другой поезд ждёт тот, что с Беломорска до Маленги и от Маленги довозит до Унежмы. Говорят, что ждет, даже если другой поезд опаздывает максимум на час. Если же ехать на машине до Унежмы от Беломорска, то только за большие деньги и по очень плохой дороге. Решаем ехать на рабочем поезде. Поезд приходит с опозданием на 10 минут, загружаем вещи, а проводница чего-то орёт, но мы не обращаем внимания и заваливаем тамбур рюкзаками и коробками. После чего, наконец, отъезжаем от станции на целый километр и встаём на 40 минут. В Маленгу мы приезжаем с опозданием на 40 минут, за 3-4 часа. Но поезд до Унежмы уже ушёл!! Поэтому перебираемся на вокзал Маленги. Готовим ужин и ждём утреннего рабочего поезда в сторону Унежмы, который должен отправиться туда в 9.30. Ложимся спать на вокзале в 1.00, а комары-злодеи мешали спать.

30 июля
Встали в 7.00. Завтракаем. Поезд приходит в 8.50, что даже радует, но от Маленги мы отъезжаем только в 12.00. Кстати, билет от Беломорска до Маленги стоит 50 рублей, а от Маленги до Унежмы - всего 9 рублей с носа. Едем примерно полчаса, выгружаемся и идём искать машину до п. Южный. Унежма - довольно небольшой посёлок, в основном все тут заняты на лесоповале, и машин, естественно, в 13.00 не найти, потому что в это время все на лесоповале. Нашли с трудом лесовоз по 150 рублей с носа. Привязали вещи верёвками и вместились в кабину 6 + водитель. За час с небольшим доехали до Южного, а точнее его развалин, никакого посёлка здесь давно уже нет, дорога хорошая, но пыльная. Купаемся, воды на середине реки по пояс, это наводит на странные размышления… Собираем суда. В 15.00 обед, а в 20.00 ужин, отбой в 23.00.

31 июля
Подъём в 9.00. Завтрак в 10.00. Продолжаем сборку каяков, так как байдарки уже собраны. В 15.00 обед. Затем отплываем от стапеля. Идём вверх по течению до Нюхчеозера. С первыми порогами понимаем, что воды очень мало. Но с упорством маньяков ломим вверх. Встаём около 20.00. Отбой в 22.00.

1 августа
Подъём в 8.00. Завтракаем. Снова пороги. Проходим пор. Кривой, но всё равно после порогов воды тоже нет, идём на разведку, вверху такая же картина, что и внизу. Поэтому решаем валить вниз. Делаем обед и плывём до моста, тут стоянок нет, поэтому встаём где-то перед Свинцовыми порогами. Ужинаем. Ложимся спать.

2 августа
Подъём в 9.00. Завтрак - и вперёд. Попадаем в цепочку Свинцовых порогов, становится ясно, что тут такая же ж…па, что и наверху. Скребёмся, тащимся, продираемся, проводим суда. Такое ощущение, что здесь камни со всей Карелии. Ловим рыбу периодически. Встаём в 20.00. Ужинаем. Решаем сделать днёвку завтра и ложимся спать.

3 августа - днёвка I
Встаём в 10.00. Завтракаем. Купаемся. Ловим рыбу. Собираем ягоду, которой очень немного на этом месте, а грибов вообще нет. Ужинаем и ложимся спать в 22.00.

4 августа
Подъём в 9.00. Завтрак. Выходим в 13.30 (экипаж БЕ-2 очень долго собирается). Свинцовые переходят в Кувшинные, но мы этого не замечаем, продираемся дальше, воды в Кувшинных чуть больше, чем в Свинцовых, но всё равно идём медленно, камни везде. Встретили группу из Иваново на резиновых лодках, они говорят, что вода ниже на 25 см по сравнению с прошлым годом, похоже, что они маньяки ходить в такую дыру второй раз, говорят, что вода падает постепенно, за ночь на 5 см, хотя, может, и гонят, говорят, что вместе с ними заезжала группа на катамаранах. По-моему, они психи: чего здесь делать на катамаране???
Да, ещё они планируют пойти наверх до Нюхчеозера, после чего ивановцы отваливают вперёд, позже мы обгоняем их (ивановцев), они угрожают нам, чтобы стоянку их не занимали, говорят, что там прописаны и затем быстро рвут когти туда. Встали в Кувшинных порогах, экипаж БЕ-2 отстал на 2 часа. Легли спать в 22.00.

5 августа
Встали в 9.15. В 12.40 вышли. Снова пороги Кувшинные, бесконечная гряда камней и воды по щиколотку. Продираемся. Поймали много рыбы, и я нашёл накомарник. Встали на стоянку в 20.00. Экипаж БЕ-2 вымочил всё, что можно (спальники, вещи, продукты). Чистим рыбу. Гнус атакует безжалостно. Ложимся спать в 24.00. Погода меняется, сегодня прошёл первый дождь за поход.

6 августа - Днёвка II
Встаём в 10.00. Завтракаем. Экипаж БЕ-2 сушит подмоченные шмотки. Собираем ягоды. Хаваем морошку и обедаем в 16.00. Затем уплетаем три противня рыбы и ягоды на десерт!! Обед переходит плавно в ужин. Все отказываются от каши, и пьем только чай. После ужина особо одарённые граждане под радостный вой комаров идут ловить рыбу. А остальные идут спать. Отбой в 23.00.

7 августа
Встаём в 10.00. Завтрак. Отплываем в 13.00. Встречаем группу катамаранщиков из Москвы, их 5 человек и 2 катамарана. Кувшинные пороги всё идут, но скоро выбираемся из них. Прошла гроза с дождём перед обедом. Идём до 21.30. Находим левоватую стоянку. Ужинаем. Отбой в 24.00. Ночью идёт дождь. Интересных порогов на реке пока не встретили, всё перекаты да перекаты, послать бы их по адресу…

8 августа
Подъём прозвучал в 9.00. После завтрака решили посмотреть дырки в байдарках и каяках, так как вчера у экипажа БЕ-2 вода стояла по сидение, и вычерпывали её котлом. Дырок оказалось на самом деле не так уж много у всех, поклеились и после обеда вышли в 16.00. Прошли заброшенный мост старой узкоколейки, он весь развалился и представлял собой препятствие из камней и рельсов. Затем прошли ещё пару порогов, видели резиновую лодку и несколько донок, видимо народ здесь появляется часто. Река стала значительно глубже, но пороги представляют собой такое же безобразие, что и в верховьях. Также было принято кардинальное решение о том, что подъём по реке Заячка к истокам Сумы, по которой и предполагалось изначально сплавляться, не будет претворён в жизнь, так как река Заячка представляла собой ручей с жуткой кашей камней, который далее, после озера Заячье, становился ещё мельче. Вариант заброски по реке Вяга и Лёвушка, тоже был отменён, так как нужно минимум 2 дня на волок, что физически не успеть к концу похода, потому как, попав в верховья реки Сумы можно попасть в такую же ж…пу, как и на реке Нюхча. Поэтому решено было плыть вплоть до Белого моря и заодно поглядеть его. Так поход по реке Сума превратился в поход по реке Нюхча! Погода сегодня окончательно испортилась, и плюс ещё похолодало. Поймали рыбки, а вечерком пожарили. Встали на стоянку в 17.50. Ужин в 20.00. Решаем делать днёвку завтра, место хорошо продуваемое, да и холмик красивый, гнуса здесь мало, что радует. У экипажа БЕ-2 окончательно развалилась байдарка (набор), завтра они будут её заново собирать, но зато сегодня не промокли их шмотки! Отбой в 23.00.

9 августа - Днёвка III
Подъём в 10.30. Завтрак. Кто-то после завтрака собирает ягоду, кто-то ремонтирует байдарку, а я сплю. Погода испортилась в хлам, температура не больше +10 градусов. Обед в 15.00. После обеда решают ставить сетку и идут на разведку, а я опять иду спать. Во сне мне приснилась еда! Встаю незадолго до ужина. Сеть, как выяснилось, не поставили из-за слишком маленькой глубины реки, около 0,5-1,0 метра. Стоим сейчас примерно в середине участка между рекой Заячкой и рекой Лёвушкой, на возвышенности, окружённой болотом. Перед ужином жарим и кушаем рыбу. Ужин в 20.30 прошёл успешно. Сегодня экипаж БЕ-2 отремонтировал набор своей байдарки! Ура!! Отбой в 23.00.

10 августа
Подъём в 9.15. Завтрак. Вышли в 12.00. Ночь сегодня была очень холодная, не больше 5 градусов. Пожалуй, самая холодная из всех ночей в походе. Но утром, тем не менее, выглянуло солнце, правда, светило оно только до обеда. А температура воздуха заметно повысилась. Обед в 15.00. После двинулись дальше, попали опять в цепочку порогов, которых нет на карте. Кстати, я так и не заметил притока реки Вяги и Лёвушки, а может, мы и не проплывали их, хотя гряда Ветреного пояса уже виднеется вдали. Встали в 18.40. Ужинаем и жарим рыбу. Отбой в 23.00. Ночью идёт дождь.

11 августа - Днёвка IV
Подъём в 8.45. Завтрак. Погода отличная. Дует сильный ветер и сдувает весь гнус, поэтому решаем сделать днёвку. Собираем ягоды до обеда, а я сплю. Обед в 15.00. После обеда погода портится и идёт дождь. Я снова сплю, а затем собираю ягоды. Остальные ловят рыбу и собирают ягоды. После ужина жарим рыбу и отваливаем по пещерам. Отбой в 23.30.

12 августа
Подъём в 9.30. Вышли в 12.00. Снова пороги мелкие и шкурные, их бесконечная цепочка наводит ужас… Камни, снова камни и ещё раз камни. Встречаются места, где вообще только камни, а воды и вовсе нету. Весь день скребёмся и тащимся по гнусной реке, но, правда, и рыбы поймали немало, примерно 1 кг на человека (щука, окунь). Нашли стоянку на высокой горе, у подножия - брусника, её в этом году пока вообще нет, только здесь так много и то полуспелая. Встаём в 18.00. Ужин и жареная рыба. Отбой в 23.00. Погода портится, днём периодически поливает дождь, а ночью идёт непрерывно. Тепло ушло на юг!

13 августа
Подъём в 9.00. Вышли в 12.00. Утром льёт дождь, но затем кончается, и к моменту покидания стоянки и до самого обеда светит солнце. Обед в 14.00. До обеда река представляет собой всё те же перекаты и камни, камни, камни… После обеда на правом берегу, внизу по реке стоит домик (маленький), рядом с ним остатки заброшенной узкоколейки. После этого начинается дождь и продолжается вплоть до ночи с мелкими перерывами. Встаём в 17.40 на стоянку. Место гнусное, но дальше по берегам примерно также, выбирать не из чего. Льёт дождь. Жарим рыбу и готовим ужин. Отбой в 22.30. Ночью поливает дождь.

14 августа - Днёвка V
Подъём в 9.00. Завтрак. Погода пасмурная, капает мелкий дождь. К обеду небо проясняется, и дует сильный ветер, выходит солнце. Варим уху на обеде. После обеда иду бросать спиннинг, в итоге топлю 5 блёсен, а одна из них до сих пор висит на дереве, ну и пофигу. Ужин. Жарим рыбу. Небо разъяснило. Отбой в 22.00.

15 августа
Подъём в 9.00. Вышли в 11.00. Сразу началась цепочка порогов. Встали на обед в 14.00. И после обеда шли пороги, лишь в 16.00 они кончились. Встали на стоянку в 16.30. Место хорошее, видно, что 1-2 дня назад здесь кто-то был. Ужин. Отбой в 22.00. Сегодня дождя не было, только грибной в лучах солнца перед обедом.

16 августа
Подъём в 9.20. Вышли в 11.40. Встретили опять цепочку порогов. Но прошли её довольно бодренько, а я даже успел похавать ягод на берегу. Затем плёсовый участок, который оказался длиннее всех предыдущих. Обед в 14.00, вышли в 15.40. После обеда попали в порог, а за ним изба на левом берегу (на карте она не отмечена). Стоянка здесь хорошая (у избы), но вставать ещё рано, поэтому плывём дальше. Начинается плёсовый участок, а затем порог, здесь опять проводка. За порогом хорошая стоянка, только много комаров и мошки. Здесь и решаем встать в 18.00. Ужин в 20.30. Отбой в 21.30. Вечером полил дождь с громом, а днём было достаточно жарко и солнечно.

17 августа
Подъём в 8.00. Вышли в 10.30. Покапал мелкий дождик, прошли несколько порогов, а затем плёс до избы (на правом берегу), которую мы так и не увидели. Обед в 13.00. Вышли в 14.40. Река становится шире, 50-60 метров, плёсы становятся длиннее, правда, глубина не очень большая - 1-2 метра. Незаметно подходим к порогу, который, как потом, оказалось, называется Большим Падуном. Порог мощный, 2-3 категория сложности. Каяки проходят все ступени, кроме широкого водопадного слива, забитого камнями (проводка), байдарки же проводят обе ступени и идут только третью (последнюю). Подошли к Большому Падуну в 17.00, прошли полностью в 18.00. Затем плёс, цепочка порогов, опять плёс и заключительные пороги перед Нюхченским железнодорожным мостом (более- менее проходимые). Встаём недалеко от моста в 20.00. Ужин в 21.30. Отбой в 22.30. Места для стоянок, как и сами берега реки, плохие. Растёт молодой лес, и кругом покос. Погода более-менее: то солнце, то тучи.

18 августа
Команда "Подъём!" прозвучала в 10.00. Завтрак. В 12.30 вышли. Опять пороги и бесконечное количество камней, но всё-таки в 13.30 мы подошли к Нюхченскому железнодорожному мосту, здесь и решили разобрать суда. Погода стояла благоприятная, дул ветер с Белого моря, и местами на небе показывалось солнце. Остаток дня разбирали суда и сушили вещи. Как оказалось потом, местные сказали, что есть дорога до п. Южного от станции Вирандозеро, что существенно упрощает заброску на реку. Говорят, что в этом году стояла жара 2 месяца, и уровень воды очень маленький. В 23.15 от ст. Нюхча уходит рабочий поезд. На нём мы и уезжаем в Беломорск. Он прибывает в Беломорск в 2.21, приходит без опозданий. Выгружаемся и перетаскиваемся на вокзал Беломорска, здесь ждём нашего поезда до Питера (19 августа в 22.01). На вокзале полно народу.

19 августа
Утром на вокзале полно туриков, но постепенно народ редеет. В 9.30 идём готовить завтрак, затем коротаем время до обеда. Обед в 16.00. После обеда сходили в магазин в Беломорске, потом играли в преф. Ужин в 20.30, ждём прибытия нашего паровоза до Питера. Ещё хочу отметить, что дрова в Беломорске для приготовления пищи найти можно. Поезд опоздал на 5 минут, погрузились и поехали.

20 Августа
Приехали в Питер в 14.05, без опозданий. На том поход и закончился.


В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:


Маленга


На станции Маленга


На станции Унежма


Нюхчинский железнодорожный мост


Вдалеке болото, через которое можно попасть на реку Сума


Вторая стоянка перед Свинцовыми порогами


Падун сверху


Первая ступень Падуна


Вторая ступень Падуна


На дневке в районе Свинцовых порогов


Никита с рыбой


Нюхча


Окуни



Река Нюхча


Река Нюхча


Рыба


Стоянка недалеко от заброшенной узкоколейки


Унежма


  • Шлифовка паркета
  • Продажа паркета и ламината. Продажа паркета. Производство и укладка паркета
  • ciklevka-ukladka.ru


© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100