Главная страница 
Карта сервера 
Архив 
Поиск 

Новости 
Мероприятия 
Обучение 
Конкурсы 
Проекты 

 Водный туризм 
Горный туризм 
Лыжный туризм 
Путешествия 
Фотогалерея 
Творчество 

Попутчики 
Снаряжение 
Магазины 
Питание 
Медицина 
Законы 
Книги 
Карты 

Ссылки 
Энциклопедия 
Словарь 

Форумы 
Фидо 

О сервере 
Реклама 
Спонсорам 





Поиск tourism.at.ru
По серверу:      
   
По Интернету:
   
Подписка на рассылку
"Экстремальный туризм"
  
Примите участие!
 "Вещебаза" - база отзывов, вопросов и ответов по снаряжению
 Каталог магазинов туристского снаряжения
 Каталог ссылок
 "Энциклопедия туристов"
 "Скиталец.маркет" - интернет-рынок туристского снаряжения
 "Скиталец.термин" - интерактивный словарь туристских терминов
 "Большая книга" - создание печатного сборника описаний водных маршрутов
 Биржа некоммерческих туристских инициатив

Суна - июль 2000 г.

Авторы: Наумова Т., Бербенец А., Андрианов П., Шурыгин В. (Тула)
Сканирование: М. Трусков (Тула)

Паспорт похода
* Сроки проведения: 13 - 26 июля 2000 г.
* Район: республика Карелия.
* Нитка маршрута: г. Тула - г. Петрозаводск - ст. Брусничная - оз. Суккозеро -
оз. Сурилампи - оз. Гимольское - оз. Кодамгубское - Чудозеро - Поросозеро -
р. Суна - Пяльвозеро - р. Суна - Линдозеро - р. Суна - Викшозеро - пос. Гирвас -
г. Петрозаводск - г. Тула.
* Средства сплава: "Таймень-2" и "Таймень-3".
* Категория сложности: II.
* Протяженность сплава: 180 км.
* Уровень воды: средний.
* Общее количество дней (Тула-Тула): 14.
* Количество дней на маршруте: 10 (из них: стапель 0,5; сплав 9; антистапель 0,5)

Список участников
1. Т2 Андрианов Павел Алексеевич 1975 Г. Тула, Ул. М. Горького, 49 кв.22
т. 77-27-68 - руководитель похода
2. Т2 Бербенец Андрей Валерьевич 1975 Г. Тула, просп. Ленина, 141-86
т. 33-76-64
3. Т3 Наумова Татьяна Вадимовна 1976 Г. Тула, ул. Калинина, 26 корп. 2 кв. 14
т. 41-33-89
4. Т3 Шурыгин Владимир Николаевич 1977 Г. Тула, ул. Бондаренко, 15-42,
т. 48-41-69

График движения

13.07-15.07.00 Тула - Петрозаводск- ст. Брусничная Ж/д транспорт
15.07.00 Оз. Суккозеро Сплав
16.07.00 Р. Суккозерка - оз.Колми - оз. Сурилампи - оз. Гимольское Сплав
17.07.00 оз. Гимольская - оз. Гимольское - оз. Кодамгубское Сплав
18.07.00 Оз. Кодамгубское - р. Суна - оз. Чудозеро Сплав
19.07.00 Оз. Чудозеро - оз. Поросозеро - р. Суна (по- Роги Пристанский, Валаз-менский, Мельничный) Сплав
20.07.00 Р.Суна - оз. Пяльвозеро - р. Суна Сплав
21.07.00 Р.Суна (порог Косанисски) - оз. Линдозеро Сплав
22.07.00 Оз. Линдозеро - р. Суна (пороги Шильмятойкоски, Ковеланлиете-коски, Сухой) Сплав
23.07.00 Р.Суна (порог Ледяной) - оз. Викшозеро Сплав
24.07.00 - 26.07.00 Оз. Викшозеро - пос. Гирвас, Гирвас - Петрозаводск Петрозаводск - Тула Автобус, ж/д транспорт

Варианты подъезда и отъезда
Можно начинать маршрут в нескольких местах.
Первый вариант - старт со ст. Брусничной (оз. Суккозеро). От железной дороги до воды - несколько десятков метров. Наиболее интересный и протяженный вариант маршрута, длиной 180 км, но с необходимостью прохождения крупных озер Суккозеро и Гимольское.
Оптимальный вариант подъезда:
поезд Симферополь - Мурманск (до Петрозаводска)
пересадка на поезд Петрозаводск-Костомукша (до ст. Брусничной)
Оптимальный вариант отъезда:
от поселка Гирвас есть прямой автобус до Петрозаводска, но твердого расписания нет. Автобус приходит примерно в 9.00, 11.00 и 13.00
автобус пос. Гирвас - Петрозаводск
Поезд Мурманск-Симферополь
Второй вариант - начинается со станции Гимольская (южная оконечность Гимольского озера). До воды около 1,5 км. К озеру ведет хорошая грунтовка, по пути раздваивается ( нужно идти влево) и выходит в залив оз. Гимольского. Маршрут сокращен до 130 км за счет исключения 50-км перехода по выше перечисленным озерам.
Оптимальный вариант подъезда:
поезд Семфирополь - Мурманск (до Петрозаводска)
пересадка на поезд Петрозаводск-Костомукша (до ст.Гимольской)
Оптимальный вариант отъезда:
автобус пос. Гирвас - Петрозаводск
Поезд Мурманск-Симферополь
Третий вариант, наиболее короткий - около 100 км, почти полностью исключает озерную часть в верховьях маршрута. Начинается от ст. Поросозеро, от станции до воды 4 км.
В Петрозаводске всегда можно остановиться на Станции юных туристов (СЮТур): ул. Толстого, дом 4; тел. 5-91-18. Ехать до СЮТура на троллейбусе Nl (черный).

Общее описание маршрута
Река Суна - одна из крупных рек Центральной Карелии. Заброска и сход удобны, не требуют много времени и денег. В начале маршрута озеро Суккозеро - довольно протяженное, с островами на входе и выходе, переходящее в р. Суккозерка. На участке от реки Суккозерки до оз. Гимольского - несколько порогов. Участок от Гимольского озера до Поросозера спокойный; от Поросозера до Гирваского водохранилища - изобилует порогами. Берега иногда заболоченные, особенно часто между Пяльвозером и Линдозером, а в основном покрытые лесами (хвойными и смешанными). На озерах много островов, некоторые лесистые. На островах и по берегам озер большое количество охотничьих и рыбацких домиков; имеются стоянки, многие хорошо оборудованы и удобны для дневок.
На протяжении 180 км маршрута встречаются шесть населенных
пунктов: Суккозеро, Гимолы, Поросозеро, Линдозеро, Койкары, Гирвас; в
Линдозеро и Койкары по пятницам приезжают автолавки. В Суккозере,
Тимолах, Поросозере, Гирвасе есть магазины.

Лоция маршрута
0з. Суккозеро. 13 км. Стоянка возможна (далее ВС) - час хода в заливе, скрыта мысом с пляжем в сужении озера на левом берегу.
Р. Суккозерка. Исток - ширина 15 м, берега заболочены. На входе- плотина. Далее - перекат, осмотр слева. Около 5 км.
Оз. Колми. 5 км. ВС - округлая скала левого берега. Выход из озера - правым берегом, не доходя до нее 400 м.
Р. Суккозерка. 4-5 км. На входе - перекат. Далее на участке 1- 1,5км:
Порог, чистый двойной слив в скальном сужении; крутой перекат;
перекат - 100м.
Оз. Сувилампи.
Р. Суккозерка. 500-700м.
Порог Нежданный. Осмотр слева. В начале - низкий мост, в русле- сильное течение, обливняки в струе. Во второй части - крутой левый поворот. Падение 7 м. Возможный обнос слева от моста 200 м. Далее до Торосозера возможны завалы.
Оз. Торосозеро. На входе в озеро - ВС справа. Выход левым берегом 500 м.
Р. Торосозерка. 5 км.
Плес.
Порог. Внимание, за ним низкий мост! Осмотр слева и с моста.
Разлив.
Перекат.
Оз. Гимольское. 25 км. ВС - в скальном архипелаге или на о. Денга. Идти левым берегом. Недалеко геодезическая вышка - по лесной дороге 1,5 км до автодороги, по ней влево, отметка 204 м.
Исток Суны - в дальнем правом углу последнего плеса. Остров. Обход справа.
Р. Суна. Протока. До озера Кудамгубского 3 км. Течение еле заметное, берега болотистые.
Оз. Куламгубское. 9 км. Берега низкие, частично поросшие тростником. Протока впадает посередине восточного берега. ВС - в истоке реки слева (больше стоянок нет, до следующей - примерно 16 км). Идти левым берегом.
Р. Суна. 8 км
Оз. Чудозеро. 8 км. ВС - основание большого мыса слева по ходу, песчаный пляж. Есть неплохие стоянки с песчаными пляжами, берега каменистые, кое-где высокие. Чудозеро, сужаясь, постепенно переходит в Поросозеро, берега которого по большей части скальные, также возможны стоянки.
Оз. Поросозеро. 9 км. Поселок слева по ходу за авто и ж/д мостами. Станция - в 4 км южнее от него. Поселок крупный, есть несколько магазинов. Через 4 км за поселком (после высоковольтной линии, перекинутой через реку) начинаются пороги.
Пор. Пристанский. 2 ступени, 150 м. Между ступенями поворот реки вправо с сильным прижимом к левому берегу. Технически несложен, идти в основной струе потока, на второй ступени не прижиматься к левому берегу. Осмотр - по правому берегу (здесь есть сенокосная поляна, вдоль реки - дорога).
Плес 1 км.
Пор. Валазменский. 100 м, река прорывается между двумя высокими обрывистыми берегами. Порог более мощный, но также прост в прохождении. Проход чистый, валы жесткие, достигают 1 м. При прохождении лучше держаться левее центра, т.к. в конце порога у правого берега подводная плита, слив с которой не заметен с наплыва, но просматривается с берега. Осмотр с правого берега. На берегу - развалины строений. ВС - в конце порога по правому берегу или в начале порога по левому берегу.
Плес с островами 1 км, проход в правую протоку.
Порог - проход справа от острова. Сразу пристать влево для осмотра.
Пор. Мельничный. 200 м. Осмотр по левому берегу. Здесь есть тропа, которая приводит на стоянку в конце порога (до Пяльвозера нормальных стоянок больше нет). За порогом ловится щука.
Оз. Пяльвозеро. 5 км. Идти по левому берегу. По обоим сторонам озера - охотничьи избушки.
Р. Суна. 2 км
Перекат Маркоткоски.
1км.
Порог
9 км.
Порог Коссаниски - перекат с островом в русле. Далее примерно через 1км
Порог - длинный перекат, переходит в
Пор. Корбикошки - два поворота, за порогом - мост проселка. Мост сразу за порогом. ВС - за мостом на левом берегу, 1 км. Плес. Вскоре за мостом пара несложных порогов
1-1,5 км
Пор. Лебикоски - многоступенчатый.
Плес 4-5 км, с большим количеством островов. Идти левым берегом.
Оз. Дяньгаслампи.
Оз. Линдозеро. ВС - в центре озера на острове или слева перед устьем. Деревня Линдозеро расположена в восточной части озера. Почты и магазинов нет. Раз или два в неделю приезжает продуктовая лавка. По существующему здесь правилу первыми отовариваются местные, потом дачники, а затем остальные. На выходе из поселка мост. После него - порог. Далее на протяжении 15 км - 7 порогов, следующие один за другим с примерно равными промежутками.
Мост. порог. Осмотр слева. На входе - слева шивера. После гряды справа - быстроток. У выхода остатки плотины и отмель слева - горка. В струе два обливняка. ВС - слева за порогом.
Плес 4 км.
Пор. Шильмятойкоски. Шивера 500 м с правым поворотом в конце, за ним - бочка с плитой. ВС - справа перед порогом.
Пор. Ковеланлиете-коски. Осмотр слева. 200 м. Вход - слив в узости, затем крутой левый поворот с грядой слева на выходе. Порог 600 м перекат, 3 поворота в широком русле.
Пор. Леполису. Шивера 150 м, проход правым краем струи. Осмотр затруднен.
Два простых переката.
Порог - бурный перекат.
Мелкий перекат.
Пор. Сухой. 600 м, проход левой протокой. Далее на протяжении 3 км - плес и три шиверы.
Плес, широкий, много камней.
Ламбина с островом. ВС - левый берег за устьем ручья.
Шивера. Раздвоение. Идти в левую узкую, но более глубокую протоку.
Шивера - Каданлоама. 300 м с правым поворотом, за ним горка с обливняками.
Шивера.
Пор. Длинный. 1,2 км. Осмотр слева. На входе - две плиты с бочками за ними. Первая у левого берега, вторая чуть дальше по центру. 500 м быстротока, по центру. Шиверный участок с камнями и обливняками. Крутой левый поворот, водоскат. В сужении у острова остается горка с обливняками. ВС - за порогом на высоком берегу.
Вскоре после порога Длинного
Пор. Корбикошки - 2 с островом в начале.
Далее небольшой плес, после которого каскад из четырех порогов.
Порог
Пор. Блин. Осмотр слева.
Порог- водоскат
Пор. Ледяной. Шивера 600 м. ВС - сразу за порогом на левом берегy. Чуть далее слева впадает приток Деяоя.
Высокие скальные берега. 6 км. Впадение р. Семчи. Через 2 км - залив вправо, затем влево - залив Лавалампи. Справа - перспектива Викшозера.
Оз. Викшозеро. ВС - справа, на островке перед входом в пролив Гирвас. До пос. Гирвас примерно 10 км. Пролив на Гирвас уходит влево под прямым углом. За 2 км до поселка находится дер. Койкары, после которой поворот влево, вскоре плотина через реку. Суна переходит в канал Пионерный, который питает турбины.
Гирвас плотина. Выход слева на дорогу. До автобусной остановки влево примерно 2 км.

Дневник похода
13.07.00 Приехали на вокзал за 2 мин до отправления поезда. В результате пришлось волочить все вещи восемь вагонов через ландшафт удивленных пассажиров.
14.07.00 Без происшествий в дороге прибыли в Петрозаводск. Хлеб не купили, зато успели продегустировать пиво "Онего" местного производства, посмотреть пристань и джентльменское соблюдение правил дорожного движения. Затем сели в поезд Петрозаводск - Костомукша. Хлебом затарились в Суоярви.
15.07.00 Прибыли на ст. Брусничную. Добрались до озера Суккозера и собрали лодки. Весь оставшийся день получали огромное удовольствие, разгребая веслами волны и принимая нокаут встречного ветра. Добрались до стоянки, разбили лагерь и уснули.
16.07.00 Рабочий день начался с порогов. Плыли, употребляли периодически дозы адреналина, удивлялись (в большинстве своем тому, что погода хорошая, а мы еще не купаемся), здоровались с подводными камнями, таскали лодки по берегу и исполняли еще много прочих ритуалов, положенных новичкам. До стоянки на озере Гимольском добрались поздно вечером.
17.07.00 Плыли по озеру Гимольскому. Наблюдали рыбачьи бараки издалека по левому берегу. Доплыли до места стоянки - остров на входе в озеро Кодамгубское. На острове мы успешно поели грибов и черники, а местные комары с не меньшим удовольствием - нас.
18.07.00 оз. Кодамгубское - р. Суна - оз. Чудозеро. Шторм, дождь, волны 40 см. Дошли до песчаного пляжа в середине полуострова. (фото 1. Озеро Чудозеро). Вечером с прояснением погоды, была замечена и дружественно встречена группа из г. Минска.
19.07.00 оз. Чудозеро - оз. Поросозеро - р. Суна. Остановились в пос. Поросозеро. (фото 2. Поросозеро). Купили хлеб, печенье, молоко, ацетон и фумитокс. В момент исторических съемок для друзей и потомков местный бобик своровал недоеденные полбатона. Вечером проходили пороги Пристанский (фото 3), Валазменский и Мельничный. На Валазменском догнали минчан. Упустили Т3 без экипажа (что позволило минчанам не расслабляться). При прохождении порога вошли во вкус и повторили. Были вознаграждены за подвиги кружкой горячей ухи и полкружки водки, после чего и уплыли.
Мельничный порог ТЗ прошла без происшествий, Т2 пересчитала камни и была снята с дистанции для заклейки.
20.07.00 Первая половина дня прошла в трудах: заклеивание лодки, ловля рыбы (поймали четыре щуки, одну отпустили) и созерцание группы из Минска, проходящей порог Мельничный. Отплыли вечером. На Пяльвозере осматривали избы (фото 4. Изба). Прошли два небольших порожка. Плыли вдоль болотистых берегов и стоянку нашли только в 0.45. Остановились на острове зловещего вида: тишина, летучие мыши, мох по щиколотку, отмершие деревья в лишайнике. Но стоянка имелась. Раздобытыми грибами не отравились, что порадовало.
21.07.00 Утром выплыли. На выходе с острова небольшой порожек. Прошли без происшествий. Прошли порог Коссаниски, длинный, шумный, множеством камней и бочек. Перед мостом Т2 порвалась. Клеили лодку и провожали минчан. После моста метров через 200 Т2 совершила вошедшие в привычку ритуальные действия (порвалась). Заклеившись, поплыли дальше, догнали минчан. По пути видели две группы туристов- Москва и Питер. Остановились на острове на Линдозере (фото 5. Закат на Линдозере, фото 6. Линдозеро). Ели чернику, ловили (но не поймали) рыбу, клеили лодку, собирали и ели грибы и бездельничали. Заквасили черничную настойку. Нарисовали копию карты, так, на всякий случай. В палатке сожгли фумитокс от комаров и всю ночь сами плющились. Фото 7 - каньон.
22.07.00 Не спеша собрались. Пройдя девять порогов (среди них пор. Шельмятойкоски, пор. Ковеланлиете-коски и пор. Сухой), дошли до места намеченной стоянки. Помахали минчанам ручкой и решили остановиться после пор. Длинный. ТЗ прошла без происшествий. Традиция Т2 оказалась роковой и через минуту в лодке красовалась очень большая дыра. Последовала срочная разборка и перебазировка на ближайшую стоянку через 800 м. Там встретили москвичей, явно не дрожащих от избытка гостеприимства. Карту утопили окончательно. Напоследок ждала экзотическая ночь. Под грозовое сотрясание палатки нас жрали комары.
23.07.00 Лодку зашивали и клеили до вечера. За это время москвичи сменились ленинградцами (г. Гатчина), катамараны и количество человек которых произвело на нас неизгладимое впечатление (6 катамаранов и 42 человека). Особенно запомнилось огромное количество кружек, стоящих на столе в два ряда и двухкомнатная палатка со встроенным матрацем за 1800 франков.
Институт ядерной физики не без внимания относится к своим сотрудникам-путешественникам, и передвигаются они целыми колониями, включая как родителей так и детей.
Проплыл Минск, безуспешно пытаясь оказать хоть какую-то помощь. Выплыли в девять часов вечера. Ориентировались по нарисованной карте. Последний порог Ледяной прошли без происшествий. Часть порога Павел героически провел лодку по грудь в воде. Часы сели еще в самом начале похода. Ориентировались так: солнце встало - значит утро наступило, пора вставать, село оное - пора искать стоянку. Плыли по самой красивой части Луны. Ночью догнали бывших соседей - москвичей. Узнали время, наше местоположение и получили ценные рекомендации.
Примерно в 1.30 доплыли до минчан, сонные остатки которых приветствовали нас дружными криками и напоили горячим чаем.
24.07.00 Встали с восходом (!) солнца, быстро (!!) собрались. До пос. Гирвас доплыли быстро, по дороге немного поспорив, куда поворачивать - влево или вправо. Антистапель, трусоодевание, разведка местности, традиционная закупка молока. Я фотографировал плотину. Волокли вещи 2 км до остановки автобуса, половину подвез местный житель. На автобус успели впритык. Прибыли в Петрозаводск. Продегустировали пиво "Рижское", "Онего", купили карельскую суперводку, а также местное мороженное. Гуляли по городу, фотографировали. Погрузились в поезд и отбыли на историческую родину.
26.07.00 Прибыли в славный город Тулу. После ритуального пивопития разошлись-разъехались по домам.

Выводы и рекомендации
Маршрут II категории сложности. Июль - удобное время для прохождения: уровень воды средний, тепло, много ягод и грибов, рыба тоже имеется. Пороги в большинстве своем проходимы. Осмотра требуют пороги Нежданный, Пристанский, Валазменский, Мельничный, Сухой и Длинный, а также мосты (там могут быть заносы из бревен или старая арматура). Подъезд к месту старта очень удобен. Также не возникает трудностей с отъездом. С маршрута можно сойти в Тимолах, Поросозере. Из Гирваса можно уехать в Петрозаводск либо на попутках, либо на автобусе. Но график движения не точен, поэтому ориентироваться следует часов на одиннадцать.

Необходимо отметить, что все затраты на проведение похода были оплачены профсоюзной организацией ГП Конструкторское бюро приборостроения г.Тула.

Работа над отчетом:
текст, оформление: Наумова Т.В.
дневник: Бербенец А.В.
фотографии: Андрианов П.А., Шурыгин В.Н.

 В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Обсудить в форуме

© "Скиталец", 2001-2004.
© Дизайн: Илья Слепцов, 2000-2004.
© Верстка: Илья Слепцов, 2000-2004.
© Программирование: Виктор Полозов, Петр Газарян, 2002-2004.