Виды туризма

15 января 2013
Тип материала: Лоция
Год путешествия: 1999
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 468 0
Август 1999 (немецкий аналог ПСН)

Автор - Фыва Цукен (Лобня)

Хронометраж

27 августа
13.52 поплыли, напротив устье р. Хахопсе (ширина около 5-7 м.), через 100 м. подвесной мост 13.57 брод, крупный перекат 14.00 справа дер. Средние Тубы 14.04 небольшой порог 14.06 ещё один 14.10 порог, через 300 м. трубопровод через реку (высота 3-4 м.), за ним небольшой порог 14.10 ещё один 14.24 ещё 14.25 ещё 14.29 ещё 14.35 крупный перекат, левый приток шириной около 2 м. 14.43-14.48 несколько мелких порожков, после них левый приток шириной 2-3 м., рядом с ним брод (через Пшеху), через 100 м. через реку 2 троса 14.50-16.15 перерыв 16.18 начало каскада Верх. Волчьи Ворота (до 16.40) - пороги, стоячие волны около 0.5 м. 16.27 разрушенный подвесной мост 16.32 дорога в реку 16.34 ещё, слева скала, справа тоже 16.40 справа вдоль реки ж/д мост через расселину, основной порог Верх. Волчьих Ворот - по основной струе стояки 0.7-0.8 м., проходить по лев. берегу 16.44 выезд из реки 16.46 порожек 16.49 слева дер. Новый Режет 16.51 ж/д мост, за ним крупный перекат 16.50-17.50 перерыв 17.56 крупный перекат 17.58 порожек 18.11 встали

28 августа
Днёвка

29 августа
11.52 поплыли 11.54 справа дер. Режет 11.57 крупный перекат 11.59 правый приток ширина 4-5 м., за ним старый подвесной мост, за ним крупный перекат 12.04-12.07 ещё парочка 12.15 порожек, слева деревня 10-й километр, левый приток ширина 3-4 м. (р. Маратуни) 12.19 порог стояки 50-70 см. 12.26 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки 12.29-12.36 каскад Нижние Волчьи Ворота стояки 1-1.2 м., подводные и надводные камни 12.36-13.02 перерыв 13.02-13.06 каскад продолжается 13.06-14.55 перерыв 14.55-15.00 каскад продолжается, потом кончается 15.05 брод 15.14 ещё 15.21 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки, через 50 м. брод 15.36 небольшой порог 15.47 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки, справа деревня Пригородное 15.57 слева дер. Черниговская, крупный перекат 16.01 брод, крупный перекат, до 17.05 перерыв 17.10 ЛЭП деревянные опоры 1 нитка 17.12 подвесной мост 17.21 крупный перекат, за ним порожек 17.26 ж/б автомост высота 4-5 м., перед ним остатки старого деревянного моста 17.40 перекат 17.44 крупный перекат, ЛЭП бетонные опоры 3 нитки 17.56 крупный перекат 18.01 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки, через 100 м. Встали. Порожек

30 августа
12.20 поплыли 12.57 правый приток р. Цица ширина 5-7 м., перекат 13.04 небольшой порог 13.09 перекат через 300 м. ЛЭП бетонные опоры 3 нитки 13.15 ЛЭП деревянные опоры 2 нитки 13.30 перекат 13.32 мост узкоколейной ж/д. Под ним все сильно замусорено. Идти нужно под правый пролёт, для этого за 200 м. До моста идти правой протокой или у моста обносить примерно 30 м. До 13.50 обнос, перерыв 14.17 ж/б автомост высота примерно 4 м., перед ним перекат, за мостом справа дер. Новые Поляны 14.22 ЛЭП деревянные опоры 1 нитка 14.26 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки, старый подвесной мост 14.28 слева дер. Новые Поляны 14.34 перекат 14.43 крупный перекат 14.49 небольшой порожек 14.58 мост узкоколейки 15.04 порог-ступенька, отвесная, высота около полуметра 15.07 крупный перекат, через 100 м. ЛЭП бетонные опоры 3 штуки по одной нитке, потом 2 трубопровода 15.15-15.19 порог 3 ступени 1-я - идти по правому берегу, перепад около метра, стояки около 40 см., 2-я и 3-я стояки по 20-30 см. 15.28 небольшой порог 16.03 крупный перекат 16.15 ещё один 16.25 крупный перекат, левый приток р. Туха ширина около 7 м. 16.39 слева дер. Горный Луг 16.54-17.01 перерыв 17.07 слева дер. Годовников, за ней мост узкоколейки, за ним ЛЭП металлические опоры 3 нитки 17.15 встали

31 августа
11.09 поплыли 11.10 порожек 11.15 трубопровод 11.23 перекат 11.30-11.52 перерыв 11.53 порожек 12.13 ж/б автомост высота около 3 м. справа дер. Ширванская до 12.30 перерыв 12.43 перекат 13.12 порожек 13.24 крупный перекат 13.31 перекат 13.35 порожек 13.44 порог стояки 50-60 см. 13.57 перекат 14.07 перекат 14.14 крупный перекат 14.18 слева дер. Цуревский, с воды видна плохо 14.38 перекат 14.45 через реку трос 15.01 перекат 15.07 ещё 15.16 левый приток ширина 1.5-2 м. (р. Голышка) 15.24 перекат 15.33 ж/б автомост высота около 5 м., встали

Подъезды и отъезды
В верховья Пшехи можно попасть на поезде узкоколейной железной дороги. Этот поезд ежедневно отправляется из станицы Черниговская в 7.00 и в 19.00 и идёт до посёлка Шпалорез (на картах - пос. Отдалённый). В пути кукушка находится около 3 часов. До Черниговской можно доехать на автобусе из Апшеронска (первый автобус - в 6 утра, последний в 6 вечера, утром они ходят довольно часто, автобусная остановка в Черниговской находится рядом со станцией кукушки), а в Апшеронск - опять же на автобусе от станций Белореченская или Хадыженская (первая - побольше, но подальше, вторая - поменьше, но поближе). Железная дорога, на которой они находятся, довольно оживлённая (участок Армавир-Туапсе, по нему идет примерно половина всех поездов до Адлера), поэтому с билетами, особенно если озаботиться этим заранее, особых проблем быть не должно. Одно важное замечание: только в самом крайнем случае следует пользоваться поездами, следующими через территорию Украины - во первых, четыре раза будут проверять документы (может статься, что и ночью, что особенно приятно), а во-вторых, это чуть ли не в два раза дороже (при одинаковой длине дороги). Если с билетами на поезда, проходящие через Белореченскую - Хадыженскую проблемы, то можно попытаться доехать до Армавира (оттуда ходят автобусы до Апшеронска и Белореченска и электрички до Белореченской), Туапсе (здесь обязательно придётся пользоваться электричкой Туапсе-Хадыженская-Белореченская, так как с автобусами, идущими из Туапсе через хребет, проблемы - их, похоже, вообще нету) или Краснодара (довольно много автобусов до Апшеронска, но ехать долго). Из Москвы до Белореченской довольно удобно ехать на поезде Москва-Адлер, который идёт через Тулу-Курск-Воронеж-Ростов (№79/80). В этом случае можно успеть даже на утреннюю кукушку из Черниговской (правда, придётся ехать на машине, но предложение тут весьма велико, даже в пять утра. Обойдется это рублей в 80-100 на человека, или, если точнее, то доллара в 3-4 в рублёвом эквиваленте). Кроме того, очень удобен поезд Санкт-Петербург - Адлер (через Москву Курскую - Тулу - Ефремов - Липецк - Воронеж - Ростов), но на него в Москве нельзя заранее купить билеты.
Из Черниговской до Шпалореза можно попытаться уехать на грузовике, но дорога там чрезвычайно плохая, особенно после Нового Режета. Если погода дождливая, то дальше Нового Режета проехать гарантированно не удастся. По узкоколейке до Шпалореза помимо кукушки относительно часто ходят товарняки (эти - бывает, даже из Апшеронска), но расписания у них, естественно, никакого нету.
Как я понял, население посёлков Шпалорез и Верхние Тубы - это некие контрактники на лесоповале. Жители этих населённых пунктов пользуются у местного населения дурной славой, поэтому лучше в окрестностях этих посёлков не ночевать - могут обворовать. То же предостережение было в описании маршрута, которым мы пользовались.

Общие впечатления
Устье Хахопсе - Новый Режет (13.52 27.08 - 16.49 27.08)
Очень красивый и интересный участок. Вокруг покрытые лесом горы, река довольно порожистая (хотя для плота они особой опасности не представляет). В русле довольно много упавших деревьев, но таких мест, чтобы они перегораживали всё русло, нет. Тем не менее, по описанию, которым мы пользовались, на участке от Шпалореза до устья Хахопсе (это примерно 6 км. по реке) таких завалов много (мы поэтому и не поехали до Шпалореза - зачем нам завалы). Для плота некоторую опасность может представлять только основной порог Верхних Волчьих Ворот - здесь основная струя с силой ударяет в правый берег и после этого выходит на фарватер под очень низко нависающей скалой (между скалой и водой - сантиметров 20, но это, естественно, зависит от уровня воды, а он может очень сильно меняться в зависимости от того, когда были дожди). В этой щели плот может прижать и, скорей всего, его зальёт водой - уж не говоря о том, что об эту скалу можно лбы порасшибать. Поэтому перед этим порогом (ориентир - металлический решетчатый мост узкоколейки через расселину правого берега) нужно уйти к левому берегу и вдоль него плыть - тогда никаких проблем не возникает. Глубина реки здесь (ну и дальше - тем более) для плота вполне приемлема, для байдарки - может быть, мелковато, но не особенно. Однако на байдарке тут плавать относительно опасно, нужно некий опыт иметь. Деревень тут мало, они маленькие и с воды практически не видны.

Новый Режет - Десятый километр (16.49 27.08 - 12.15 29.08)
На этом участке река заметно спокойнее, чем на предыдущем, хотя много перекатов и мелких порожков. Горы от реки немного отходят, но, естественно, хорошо видны отовсюду и в любом направлении. Населённость несколько больше, чем на предыдущем участке, но деревни с воды видны плохо. Для байдарки участок особой опасности не представляет, для плота - тем более

Десятый километр - брод (Нижние Волчьи Ворота, 12.15 29.08 - 15.05 29.08)
Это самый сложный участок Пшехи. Порог НВВ относится к 3-ей категории сложности. Правда, для плота при не особенно высокой воде он не очень опасен (хотя всё же, всё же... осторожность не повредит), но для того, чтобы плавать здесь на байдарке, нужно соответствующее снаряжение (спасжилет, каска) и большой опыт. Порог состоит из нескольких ступеней (не помню уже - штук 5-6) с перепадом на каждой метр-полтора и беспорядочно накиданными валунами. Ступени разделены относительно длинными плёсами (метров по 100), на которых, при необходимости, можно причалить к берегу. Река на этом участке очень красива - она прорывается через некий горный хребет, и порог находится в узком ущелье, в некоторых местах горы обрываются в воду отвесными скалами. Это сильно затрудняет предварительный просмотр порога. При необходимости порог можно обнести по полотну узкоколейки (около 1.5 км) или даже подброситься на попутном поезде (узкоколейка здесь и на всём участке от Шпалореза до Черниговской проходит в непосредственной близости от реки). Местного населения здесь нет.

Брод - Черниговское (15.05 29.08 - 15.57 29.08)
Горы постепенно отходят от реки, и она становится значительно спокойнее. Опасности на этом участке она не представляет даже для байдарки. Местных здесь практически нет, берега покрыты лесом.

Черниговское - Апшеронск (15.57 29.08 - 15.33 31.08)
Гор на этом участке практически нет - они, скорее, напоминают пологие холмы. Населённость берегов довольно большая, но, тем не менее, найти хорошую стоянку труда не составляет. Река, конечно, несколько теряет на этом участке в красоте, но всё равно глаз радуется. Сложности в прохождении для плота этот участок не представляет, для байдарки определённую опасность может представлять порог между Новыми Полянами и устьем реки Туха (проплывали 30.08 в 15.15). Судя по карте и по использованному описанию, такой же характер реки и берегов сохраняется вплоть до ж-д моста у ст. Пшехская.

Резюме
Мне понравилось. Река красивая, фруктов полно, погода обычно хорошая - чего ещё надо? Разве что местных могло бы быть поменьше, но и так нормально. Очень хороший маршрут, только нужно учитывать, что на байдарке он сложно проходится, нужно большой опыт иметь.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию