16 января 2013
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 1989
Автор - Александр Нестеров (Василич)
Рыбалка на Кольском полуострове, река Афанасия

В 1989 году Миша, Гаврилыч и я (Василич) решили половить рыбу на реке Афанасии. Река Афанасия впадает в Ловозеро с востока, река порожистая, однако порогов меньше чем на Курге, и меньше людей ее посещает, видимо отпугивает длинный переход по Ловозеру.
В прошлом году мы рыбачили на реке Курга. Рыбалка хорошая, было много хариуса и щуки, но кумжи мы не поймали. Надежду на кумжу связали с Афанасией.
30 июля самолетами Ту-134 и АН-2 с пересадкой в аэропорту Мурмаши долетели до Ловозера, закупили 40 л смеси для мотора и своим ходом дошли до Семерки. Поклажу везли на станках, переоборудованных в тележки. Поставили лагерь, переночевали. Утром Гаврилыч и Миша сходили в село дать телеграмму о прибытии и докупили продукты.
В этот раз каркас из дюралевых труб для катамарана захватили из дома, пришлось только вытесать транец.
Собрали катамаран, проверили мотор, установили мотор, загрузились и 31 июля отправились в путь.
По началу не нашли устье Афанасии, толкнулись в залив, перекусили и пошли вдоль берега. Устье нашли, дошли до первого порога. Стали рыбу ловить, безрезультатно. Везде, куда достают моторки местных жителей, рыбы нет. Остановились на ночь.
1 августа пошли вверх, где бечевой, где под мотором. Хорошего бечевника нет, приходится ломиться через кусты. Прошли 5-6 километров. В подходящих местах ловили рыбу на спиннинг. Миша поймал кумжу и все мы - несколько хариусов.
Ощущается усталость. Видимо это связано с тем, что установились жаркие дни, организм еще не адаптировался к полярному дню, ощущается недостаток кислорода. Нужна акклиматизация. Много комаров, мошки. На берегах заросли голубики, черники, брусники. Решили остановиться и половить рыбу.
Явных порогов на реке нет, есть протяженные сливы с разбросанными камнями. Камни раскиданы и по плесам. Для рыбалки останавливались в удобных местах.
На наши самодельные блесны хариус ловился по всей реке.
А для ловли кумжи мы искали перекаты с дном из мелкого галечника. Кумжа обычно стояла на выходе из переката. На таких местах Миша и Гаврилыч ловили кумжу.
Так день за днем поднимались вверх по Афанасии. Река красивая, безлюдная. По берегам растет лес, а за лесом бескрайная тундра.
Рыбу ловили и на плесах, и на порогах, и на шиверах.
В понравившихся местах устраивали дневки, пекли блины. Самые вкусные блины получались у Гаврилыча. Приятно было посидеть у костра. Хорошая погода, хорошие дни и вечера - все это создавало доброе настроение..
Красивая речка, хорошая рыба, чистая вода и здоровый воздух - все это способствовало полноценному отдыху. Мест для стоянок по берегам достаточно, есть стоянки традиционные, с оборудованным кострищем, такая как стоянка на горе. На одной такой стоянке мы простояли несколько дней. Каждое утро собирались на рыбалку и ловили рыбу для ухи или согудая.
7 августа мы поговорили, пришли к согласию, что основные цели похода достигнуты и можно возвращаться домой. Приготовили согудай, посолили красную икру, правда немного пересолили, сварили какао, нажарили блинов и устроили праздничный ужин. На другой день перебрали мотор, проверили катамаран, чтобы не подвел при переходе Ловозера.
Начали сплав. Теперь мотор на реке не применяли. Миша и Гаврилыч только успевали направлять катамаран мимо камней. Я уходил вперед по берегу и снимал прохождение препятствий.
11 августа начали переход через Ловозеро. Погода была ветренная, однако в ветровой тени от Кириллова острова и полуострова Длинный Наволок волна была небольшая, когда вышли на открытое пространство, высота волн превышала метр. Я предлагал высадиться на ближайший остров, однако Гаврилыч промолчал, а Миша настоял на продолжении перехода, с чем пришлось согласиться. Каркас катамарана нагрузку выдержал. К вечеру 11 августа пришли на Попово озеро, на стоянку, откуда стартовали. Был дождь, во время паузы мы высушили катамаран, снаряжение, устроились на ночь. Утром договорились об автомашине, доехали до автостанции и перекладными автобусами Ревда - Оленегорск, Оленегорск - Мурмаши добрались до аэропорта Мурманска (Мурмаши). 13 августа самолетом Мурманск-Рига прилетели в Ригу.

Выводы и рекомендации
1. Хорошая рыбалка возможна только в безлюдных местах. В местах, доступных моторкам местных жителей, рыбу ловить бессмысленно - вылавливают браконьерскими способами. Трудности заброски и иногда дороговизна вполне оправданы хорошей рыбалкой.
2. И молодые и постарше испытывали недостаток кислорода и влияние изнуряющей жары при невозможности раздеться из-за комаров и мошки. Сказывается влияние круглосуточного полярного дня. Видимо нужна акклиматизация - пожить несколько дней без физической нагрузки.
3. На Ловозере возможны высокие волны при сильном ветре, особенно на мелководье. Перед переходом желательно иметь прогноз погоды, либо идти через озеро в составе группы, чтобы была возможность оказать помощь друг другу.
4. Ловозеро и село Ловозеро - центральное поселение саамов достаточно полно описаны в Интернет, например на сайте "http://www.aprec.ru/arctic_alive/1999.shtml" rel="nofollow".
Получить дополнительную информацию, посмотреть фотографии и карту можно на сайте группы "http://pohody1.narod.ru/index1.html" rel="nofollow" или связавшись с автором по е-почте nestav@yandex.ru.

Спасибо за внимание
Василич

Рыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река АфанасияРыбалка на Кольском полуострове, река Афанасия