13 января 2013
Сканирование и обработка - М. Трусков

1. Информационная карта похода

Район похода
- Северная Карелия. Реки Тунтсайоки, Кутсайоки и Тумча.
Вид туризма - Водный
Категория сложности - Четвертая
Протяженность активной части - 310 км
Продолжительность - 24 дня
Сроки проведения - 31 июля - 28 августа 1996 г.

Реки Тумча и Тунтсайоки являются наиболее сложными и интересными реками европейского Севера. На пятидесятикилометровом участке от г. Алакурти расположено 30 порогов, из которых 11 - третьей категории, 9 - четвертой и пятой категории сложности. Все пороги четвертой-пятой категории локальны и при недостаточной подготовленности легко обносятся.
Кроме того ставилась цель разведать и пройти приток р.Тунтсайоки -
р. Кутсайоки от верховьев и посетить знаменитые водопады, расположенные на р. Кутсайоки.

2. Подробная нитка маршрута

1-3 день. 5-7.08. р. Тунтсайоки - п. Алакурти. 72 км. Сплав
4 день. 8.08. п. Первенец, п. Падун. 5 км. Сплав
5 день. 9.08. п. Водопадный, п. Кривой, п. Скалистый. глаз 17 км. Сплав
6 день. 10.08. п. Красивый. 10 км. Обнос
7 день. 11.08. п. Яма. 5 км. Обнос
8 день. 12.08. п. Котел - устье реки Кутсайоки. р. Кутсайоки - п. Водопадный 27 км. Сплав. Обнос
9 день. 13.08. п. Водопадный - старый мост. 4 км. Проводка
10-11 день. 14-15.08. Старый мост - пос. Вуориярви. пос. Вуориярви - верховья р. Кутсайоки. 22 км. 40 км. Волок
12 день.16.08. Голубые озера. 12 км.сплав
13 день. 17.08. Дневка
14 день. 18.08. п. Сомнительный, п. Муравей, п. БСТ, вдп. Оба-на, вдп. Маманя. 3 км. Сплав. Сплав. Обнос. Обнос
15 день. 19.08. п. Тесный - зимник. 10 км.Обнос
16 день. 20.08. п. Ступенька - старый мост. 23 км. Обнос
17 день. 21.08. п. Водопадный. Устье р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Карниз
18 день. 22.08. Дневка
19 день. 23.08. п. Карниз, п. Шляпа, водохранилище Иовское. Обнос. Сплав
20-23 день. 24-27.08. Иовское водохранилище. Сплав
Общая протяженность маршрута - 310 км

3. Аварийные выходы с маршрута

С первой части реки до г. Алакурти эвакуация не представляет труда, т.к. вдоль реки почти везде идут хорошие грунтовые дороги. Также на участке до Иовского водохранилища дорога во многих местах подходит к реке или пересекает ее, например у п. Водопадный, п. Соколиный глаз, п. Шляпа. Не представляет труда и эвакуация с нижнего участка р. Кутсайоки. От зимника почти везде вдоль берега на удалении 1,5-3 км идет дорога в пос. Вуориярви, а оттуда - в Алакурти. Сложность для выхода представляет верхний участок р. Кутсайоки до зимника, т.к. на всем этом участке берега реки высокие и обрывистые, а дорога идет на большом расстоянии от реки.

4. Варианты подъезда и отъезда

1. Поезд Москва-Мурманск №182, отправление в 19-29. Прибытие в Кандалакшу в 5-30 утра. Там пересадка на Ковдорский поезд. Время отправления - 9-00. В поезде есть Ковдорский вагон, и если в него попасть, пересаживаться не нужно, только доплатить проводнику. Существуют и прямые билеты Москва-Ковдор. Прибытие в Ковдор около 12-30.
2. Поезд Москва-Мурманск. Прибытие в Кандалакшу в 8-30. Ковдорский поезд в 9-00. При себе нужно иметь паспорта и маршрутную книжку, и список группы с паспортными данными в трех экземплярах. В Ковдоре можно быстро найти машину. Нужно зарегистрироваться у пограничников. Адрес погранпоста в Ковдоре: ул. Горняков, 28, авт. 24. До погранпоста довезет и водитель машины.
Можно также в Кандалакше найти машину до г. Алакурти или до Голубых озер и заброситься в верховья Кутсайоки. Машина из Ковдора подвозит прямо к реке. У реки удобное место для ночевки и сборки судов.

5. Техническое описание маршрута

Тунтсайоки
1 порог. Глыбы на ЛБ, обливняки, правый поворот. С ходу. Есть два перекатика до него.
2 Порог. Валы, падение. С ходу по струе.
3 порог. Каменистый остров, слева мелко. Правая протока, по струе с ходу.
4 Порог. "Первенец". Фото 1. Схема 1. 4 к.с. Мост, сразу за мостом три протоки. Правая - главный слив, далее выходная шивера. Осмотр с ПБ.
Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год
5 Порог "Падун". Фото 2. 4 к.с. Сразу за левым поворотом. Островок, слева две мощные бочки, справа несколько сливов с правым прижимом. Проход байд - справа, катов - слева. Просмотр для катов по ЛБ, для байд по ПБ. На ПБ над порогом погранзастава, нужно зайти отметиться.
 Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год
6 Порог "Двойной". 3 к.с. Сразу на правом повороте. Валы, камни, косые бочки. С ходу. Желательно просмотреть с ПБ.
7 Порог "Каменистый". 3 к.с. На левом повороте. Камни, маневр с ходу. Желательно просмотретьс ЛБ.
8 Порог "Водопадный". 4 к.с. Валы, шум. Две ступени. Проход у ПБ. Перед порогом - стоянка на ПБ. Осмотр только с ПБ.
9 Порог "Кривой". 4 к.с. Остров, слева - входная шивера, главный слив за крутым левым поворотом. Чалка на ЛБ. Проход катов в левый слив водопадного типа. Байдарки - проход по водопадному языку или обнос по ЛБ. Стоянка на ЛБ сразу за сливом. Для прохода справа нужно пройти входную шиверу и зачалиться на ПБ для просмотра.
10 Порог "Юрьев день". 3 к.с. Скалы на ПБ, разрушенные быки моста на берегах. Входная шивера, затем слив с плит с бочкой. Просмотр. За сливом на ЛБ неплохая стоянка.
11 Порог "Скалистый глаз". 3 к.с. Последняя шивера, справа от островка. Мощные валы, просмотр слева. Можно с ходу.
12 Порог "Надежда". 3 к.с. Остров. Слева - мелкая шивера. Справа - бочка. После бочки и слияния проток еще один небольшой слив у ПБ.
13 Порог "Марч". 3+ к.с. Остров, большие камни. С воды слив не виден. Слив с косой бочкой, просмотр слева.
14 Порог "Кошмарики". 3 к.с. Каменный остров. Слева - шивера, справа два сливчика. Просмотреть заход у обеих проток. Неплохие стоянки над порогом на обоих берегах.
15 "Красивый". Фото 3. 5 к.с. Нагромождения камней. Входную шиверу пройти и стать в улове у ПБ. Далее - сужение реки, мощный слив, бочки. Просмотр по ПБ. Обнос по ПБ.
Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год
16 Порог "Вечерний". 3 к.с. Остров, камни. Заход справа с уходом к центру. Валы. Просмотр с воды
17 Порог "Узкий". 2 к.с. Чистый сливчик. С ходу.
18 Порог "Яма". Фото 4. 5 к.с. Сужение реки. Мощный слив с пенным котлом в треугольнике из мощных отбойников, потом еще бочка и валы. Котел хорошо тормозит. Обнос по ЛБ. За порогом на ПБ - хорошая стоянка.
Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год
19 Порог "Котел". 4 к.с. Виден от "Ямы" на горизонте. Слив, пена, просмотр и проход слева. Проход по левому краю, через 10 мин - Кутсайоки справа.

Далее волок вверх по течению Кутсайоки до старого моста, оттуда по дороге в Вуориярви и на машине до Голубого озера.

Кутсайоки
20. Начало сплава по Кутсайоки. 100 м ниже моста через реку. Река петляет в лесу, крутые повороты, струя. Остановиться, не доезжая 100 м до моста, от дороги к реке широкая тропа.
21. Голубое озеро. Озеро узкое, длинное, по берегам грациозные скалы. Далее еще 6 озер, между ними 2 переката, протоки короткие. На Голубом и других
озерах стоянок нет.
22. Крупный правый приток. На левом повороте впадает в последнее озеро. Впадает порогом 6 к.с Возможно проходим (по большой воде).
23. Порог "Сомнительный". Фото 6. Фото 7. Схема 2. За правым поворотом перекат, после него река входит в скальные ворота. Падение 5 м на 50 м. Два слива, резкий поворот направо и еще маленький слив. Плохая стоянка. Обнос и тропа по ЛБ.
Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год
24. Порог "Муравей". Фото 8. Фото 9. Схема 3. За плесом. Слив 1м, через 20 м еще слив в 1 м в сужении. Возможна проводка по протоке левого берега. Стоянок нет.

25. Порог БСТ. Схема 4. За плесом. Мощная шивера. Слева 3 слива до 1 м. Проходили у правого берега. Просмотр и проводка по правому берегу. В малую воду в конце порога много камней. 1995 г. - гибель каякера в левых сливах.
  Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год
26. Водопад "Оба-на". За плесом. Водопад, падение 7 м. Наклон около 40 градусов. Обнос правым берегом. В принципе, проходим.
27. Водопад "Маманя". Фото 10. За плесом. Падение около 18 м. С воды не виден и не слышен. Непроходим. Обнос по ЛБ по камням у воды или по верхней тропе. Стоянка ниже водопада на ЛБ.
28. Порог "Тесный". Фото 11. По середине крупный правый приток. По малой воде шириной около 1 м. Три последовательных слива между камней. В малую воду для катов непроходим по габаритам. Обнос по ПБ. Стоянок нет.
 Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год
29. Мост. Плесы, мелкие шиверы, перекаты. Обозначен на карте зимником.
30. Шивера. Два озера с перекатом между. Посередине правый поворот, два слива на заходе, далее шивера 100 м. Просмотр по ПБ. В малую воду много камней.
31. Порог "Ступеньки". Фото 12. Небольшой плес. Первая ступень - шивера. Несколько сливов подряд высотой до 1,5 м, вторая ступень - шивера. Обнос по ПБ. В малую воду непроходим.
Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год
32. Порожек. Горка с камнями на выходе. Просмотр с воды или по ПБ.
33. Струя. Сужение. Красивый порог в каньоне. Мощные бочки и валы в большую воду. Просмотр по ЛБ.
34 Перекат "У старого моста". Обрушившийся мост с левого берега. От моста - неплохая дорога до пос. Вуориярви.
35. В трех протоках. Сливы до 1 м в большую воду. Проход по правой протоке или центру. Можно сходу.
36. Порог "Водопадный". Фото 13. Схема 5. За плесом. Четыре ступени, общее падение 10 м. В малую воду последняя ступень непроходима. Обнос по ПБ. Хорошая стоянка на ПБ.
  Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год
37. Порог "Лесенка". За перекатом. Небольшой порожек. Можно сходу.
38. Два острова. Основная струя идет по левой протоке Можно сходу.
39. Слияние рек (Тумча).

На Кутсайоки сложность порогов повышается на категорию по большой воде. Группа проходила по средней воде.

Тумча
40. Порог "Ночной" 3 к.с. С ходу у ПБ.
4.1 Порог "Карниз". Схема 6. 5 к.с. Каменный остров ближе к ПБ. Слева - слив водопадноготипа. Справа река делится на две части: крутой широкий слив с котлом справа и более пологий слив в центре, но скосым входом. Вторая ступень - сужение реки, валы. Самый мощный порог на реке. При чалке справа сильно тянет. Обнос удобней по ЛБ. По малой воде - 4 к.с.

Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год

42. Порог "Каньонный". 3 к.с. Высокие скальные стены. Три слива с высокими валами. Можно сходу. Просмотр и стоянки на очень высоком ЛБ.
43. "Змея". 3 к.с. Сразу за левым поворотом. Струя петляет, валы. Начало можно
просмотреть по ЛБ. До левого прижима держаться правее, после - левее.
44. "Шляпа". Фото 14. Схема 7. 4 к.с. За левым поворотом. Слив с бочкой и прижимом, крутой поворот на 180 градусов и вторая ступень - сливы, бочки. Справа по малой воде много камней. Интересный, требующий маневра порог. Просмотр по ЛБ. Пустой поселок лесорубов.
45. Пос. Зареченск. 12-16 часов. Плесы, озера.

Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча - 1996 год
Примерно В 9 км от "Шляпы" река делает левый поворот на выходе в безымянное озеро. После поворота нужно держаться левого заболоченного берега. Господствующая асиметричная сопка долго будет видна за спиной (до середины Тумчозера она должна быть видна сзади ). Вход в озеро четко не выражен.

6. Определяющие препятствия реки

Тунтсайоки и Тумча
1. "Первенец". Порог в трех протоках, мощные сливы и камни. Главный слив справа. Проход - по правой протоке.
2. "Падун". Две протоки с островом посередине, ступенчатые сливы до 1,5 м. По левой протоке.
3. "Водопадный". Слив ок. 1,5 м и выходная часть, валы, много камней. Проход - по центру.
4. "Кривой". Первая ступень ок. 2 м, узкие проходы. Каты по левому сливу, байды - по правому.
5. "Котел". Крутой слив, котел, косой вал 1,5 м. По левому краю.
6. "Шляпа". Слив, сразу за ним - крутой поворот с прижимом. Заход по центру, ближе к правому берегу.

Кутсайоки.
7. "Сомнительный". Два слива по 1,5 м один за другим, узкие проходы ок. 2,5 м, затем резкий поворот направо, прижим на левый берег. Ближе к левому берегу, после второго слива - в улов у левого берега и дальше.
8. "Муравей". Дугообразный порог с островом на входе, слив ок.1 м на выходе, узкие проходы. Требуется точно зайти. Выставлялся сигналыцик на входе. Проход как можно ближе к левому берегу.
9. "БСТ". Требующий маневра порог. Левая протока - несколько крутых сливов, навал на камень посреди струи. Непроход по габаритам. Правая протока - слив, резкий поворот направо, прижим. Прямо, сразу за сливом направо и к правому берегу, дальше вдоль правого берега.
10. "Водопадный". Два слива подряд по 2 м, потом еще один небольшой слив, метров через сто последняя ступень ок. 1,5 м. Обшее падение ок. 10 м. Заход ближе к левому берегу. Чалка за третьей ступенью. Четвертая ступень по малой воде труднопроходима т.к. очень много камней и узкие проходы между ними.

7. Потенциально опасные участки

На р. Кутсайоки: водопад Оба-на, который начинается практически сразу за шиверой БСТ. Падение около 10 м, справа отвесно, слева наклонная плита, угол наклона ок. 40 градусов. В принципе проходим у левого берега, но опасно;
водопад Маманя, начинается через 300 м после вдп. Оба-на. Падение ок. 20 м. С воды не виден и не слышен. Непроходим. Перед водопадами на берегу висят дорожные знаки; шивера БСТ, в левой протоке на выходе посередине струи огромный камень, около него бревно поперек реки. В 1995 г. погиб каякер.

8. Рекомендации

Характеристики рек Тунтсайоки и Кутсайоки сильно зависят от уровня воды. В более высокую воду прохождение более сложно. В большую воду сложность многих порогов на Кутсайоки повышается на категорию. В малую воду некоторые препятствия на р. Кутсайоки вообще непроходимы по габаритам (п. Тесный, 4-я ступень п. Водопадный...). Группа проходила маршрут при уровне воды немного ниже среднего. Вода быстро падала.

9. Адреса и телефоны участников похода

г.Тула
Чиненов Н.Е. 1961 Вознесенского 1-100 ТОЦДЮТур
Старых А.Н. 1978 Дм. Ульянова 5-63 техникум им. Мосина
Осенков П.В. 1973 Прокатная 8 инд. деятельность
Мартынов А.В. 1967 Лейтейзена 8-61 ГНПП "Сплав"
Миронова Е.В. 1976 Красноармейский пр, 4-141. ТОО "Конкор"