Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Оз. Лемболовское - р. Вьюн - р. Бурная - оз. Суходольское - ж.д. станция "Лосево"

Автор описания: Александр Семенов (Санкт-Петербург)

Сроки похода: 18-20 июля 2003 г.

Состав группы:
Семенов А.В. - капитан;
Трофимов М.В. - матрос

Байдарка: "Таймень-2" с "тритоновской" шкурой

День 1
Для нас поход начался в четверг вечером, 17-го июля, когда мы приехали ко мне на дачу, что расположена недалеко от станции "54 км". Наутро двинулись к берегу Лемболовского озера собирать байдарку. Примерно в полукилометре от платформы "54 км" есть удобная поляна для сборок байдарок (с подходом к воде). Найти эту поляну нетрудно. Надо идти от станции вдоль железной дороги в сторону Лемболово. Примерно через 400-500 м будет сход от насыпи ж.д. к поляне. Выйти на берег Лемболовского озера можно и раньше, но только через садовые участки. В таком случае рекомендую идти вдоль берега озера по тропинке к вышеупомянутой поляне. Маршрут возможно начать и от станции "Лемболово" - тогда нужно, не переходя ж.д., идти назад вдоль нее около километра до моста через Вьюн, на берегу которого и собирать байдарки.
Отплыли в 11.15. Вход в речку расположен в 700 м от места сбора на север. Вьюн - правый приток р. Бурной. Длина его 44 километра, средняя ширина 10-15 метров, извилистость соответствует названию. Уровень воды в реке можно охарактеризовать на данный момент как средний. Весной вода, как минимум, на метр выше.
На участке от истока до ж.д. есть мост между пионерлагерями. Нам пришлось провести байдарку над железной трубой под мостом. Говорят, что в половодье мост вообще приходится обносить, т.к. уровень воды не позволяет пройти под мостом. То же самое касается и некоторых других мостов на этой реке. Под ж.д. мостом - мелководье. но проблем оно не представляет. Сразу за ним - разрушенный деревянный мост. Нам повезло: у правого берега обнаружился узенький проход. Видимо, кто-то раньше поработал пилой. Спасибо ему за это! Проходить мост осторожно, во избежание неприятностей в виде ржавых гвоздей.
Далее километров 10-15 тянется густо заселенный участок реки. С этим участком особых проблем у нас не было. Встретился только мост, под которым мы благополучно проплыли, и 2 завала, через которые байду перетащили. Километров 5 до плотины нас сопровождали симпатичные уточки. В 14.00 доплыли до разрушенной плотины. Участок от озера до плотины возможно преодолеть за 2 часа. Обнос удобный, по левому берегу (40 метров). И на левом, и на правом берегу есть площадки, где можно поставить лагерь. Лес вокруг смешанный. Плотину часто посещают рыбаки. Мы перекусили и в 15.00 поплыли дальше.
Сразу после плотины - мелкая несложная шивера (300 м). Через 45 минут доплыли до последнего перед протяженным безлюдным участком дачного поселка. Недалеко перед поселком во Вьюн впадает маленькая речушка Кожица (ширина 4 м). Ради интереса мы прошли по ней метров 50. Назад пришлось пятиться, поскольку развернуть байду оказалось невозможно. Сразу за автомобильным мостом на территории поселка начинается шивера (500 м). Течение здесь заметно убыстряет. Один раз я ошибся, избрав проход около маленького островка справа. В результате нас стало выносить прямо на поваленное в воду дерево, за которым маячил еще и большой камень. Столкновения с непредсказуемыми последствиями удалось избежать, совершив траверс влево. Сила течения и глубина реки были таковы, что на "Таймене" этот маневр потребовал от нас серьезных усилий. В общем, шивера очень симпатичная.
Дальше, если взглянуть на карту, тянется участок дикой местности между автомобильной дорогой слева от реки и болотом Неодолимым - справа. Лес по берегам смешанный, но преобладают ели. Лес густой, солнце закрывает почти полностью. В результате деятельности бобров и воды в весеннее половодье на этом участке реки образуется большое количество завалов. Подавляющее большинство завалов оказались непроходимыми. Их приходилось пилить, рубить, перетаскивать через них байду или обносить по берегу, который для этого совершенно не годится. Только однажды мы встретили на берегу уже протоптанную тропинку. Те завалы, под которыми все же можно было пролезть, не вылезая из лодки, тоже отнимали много времени и сил. При этом, нас постоянно жрали огромные тучи комаров и слепней, от которых не спасали никакие антикомариные средства. Я не считал, сколько там было завалов, мне казалось, что время остановилось, и конца этому кошмару нет и нет. Наконец, часов в 20 я узнал место нашей обычной стоянки. Это место - на правом берегу рядом с ручьем, впадающим в реку из небольшого овражка. Крутая тропинка ведет вверх метра на 3, где находится пригодная для стоянки площадка. На карте ручей обозначен, как Вьюнок. По плану мы должны были плыть до 23 часов, поэтому останавливаться на стоянке не стали. Наконец, во время обноса очередного завала было решено встать на стоянку. Место - отстойнейшее, но хоть дрова можно было найти. К тому же я чудовищно устал и дальше плыть был не в состоянии. В итоге на расстояние после моста, равно примерно 9-ти километрам, мы затратили 6 часов. Я описывал свои субъективные ощущения, на которые сильно влияла моя нарастающая усталось - к 22 часам я ощущал себя почти больным. Но тем, кто пойдет по Вьюну в июле месяце или позже, советую морально подготовиться. Не бесполезно будет наличие хорошо заточенной пилы и топора.
День закончился глубокой ночью на очень оптимистической ноте - сломался топор.

День 2-й
День второй тоже начался прекрасно - сломался мой нож. Но на этом неприятности, как ни странно, закончились. После отплытия в 10.00 оказалось, что накануне мы миновали последний завал. Примерно через 1,5-2 км от нашей стоянки миновали мост. В этом месте близко к реке подходит шоссе. За мостом начинается почти 5-километровая шивера, разделенная короткими плесами. Шивера мне очень понравилась. Там нет очень уж бурных участков, но полавировать между камнями пришлось изрядно. Несколько раз садились на мель. Судя по берегам, уровень воды по весне был на 1-1,5 м выше, чем сейчас. Как выглядела шивера весной - не представляю, но мы видели на какой-то коряге у левого берега заломленную и брошенную байдарку. Корпус у нее сломался попоплам и висел, связанный остатками шкуры; в разные стороны торчали стрингеры. Река часто разделялась на 2, а то и на 3 рукава, при этом продолжая виться. Красивые места. Эта шивера является достопримечательностью Вьюна, ради того, чтобы покататься на ней, стоило сюда приехать.
После шиверы берега стали очень высокими. Где-то после шиверы, на доходя до пос. Денисово, на левом берегу можно заметить маленький деревянный причал и ступеньки, ведущие наверх. Наверху, говорят, хорошая стоянка. Сами мы этого не проверяли. Следующее препятствие - остатки то ли плотины, то ли моста. Представляет собой всего лишь ступеньку высотой 30-40 см, образованную каменной грядой. Пройти между камнями можно легко. Но на всякий случай я сделал это без первого номера. Встречались еще пара-тройка коротких шивер. Наконец, в 14.40 вышли к автомобильному мосту. Это была дорога на пос. Пятиречье. Перед мостом - узкий слив между наваленными камнями справа и слева. Перепад высот - 1 м. Проход по главной струе не представляет трудности. На участке от моста до Запорожского снова появились завалы, но более простые. Перетаскивать байду через них пришлось всего 3 раза, но стоя иногда по пояс в воде. Впрочем, это было даже приятно - дно каменистое или песчаное, вода теплая. Час потратили на дневной перекус. К 17.00 приплыли в пос. Запорожское. В Запорожском река перекрыта плотиной, а ниже, под мостом, проходимый только в большую воду сложный порог. Обнос - по правому берегу через шоссе. На обнос и поход в магазин потратили еще час с лишним. Далее в пределах поселка река делает несколько крутых поворотов с мелководными шиверами и сильным течением. Возможен прижим к берегу, заросшему густым кустарником. Далее Вьюн - полноводная глубокая речка. Плыть до Бурной минут 15-20.
Плыть против течения по Бурной оказалось довольно легко и очень скоро мы дошли до порога "Падунец". Очень красивый порог. Впрочем, ввиду низкого уровня воды в системе Вуоксы Падунец сильно изменился по сравнению с прежними годами. Сейчас он представляет длинную струю с великолепными стояками. Длина струи и высота стоячих волн превышают такие же в Лосево. Есть ли в главной струе камни - не знаю, с берега не видно, за то вокруг камней навалом, так сильно обмелела река. Очень красиво. Вход в порог представляет собой как бы два сливающихся вместе порога воды. Слева поток пробивается через множество камней, образуя мощную шиверу.
Миновать порог против течения легко вдоль низкого левого (северного) берега. Возможен простой обнос по обмелевшему берегу или проводка по мелководью вдоль него. В 21.10 мы миновали Падунец и пошли к Суходольскому озеру. В итоге на проход по р. Бурной от устья Вьюна до Суходольского озера мы затратили всего 2 часа 15 минут. Стоянок на Суходольском по левому берегу (орографически) довольно много, но мы проплыли дальше на 5 километров от истока Бурной и встали на этом же берегу на мысе Лесном. Если взобраться по песчаному откосу обнаружится прекрасно оборудованная стоянка. Сам берег озера представляет собой гигантский пляж, образовавшийся из-за падения общего уровня воды. Лес вокруг сосновый, и дров навалом. Совсем рядом с площадкой находятся остатки когда-то взорванных катакомб линии Маннергейма.

День 3-й
Утром в 10.30 мы покинули нашу чудесную стоянку и направились в сторону Лосево. Ничем примечательным эта часть маршрута не отличалась, разве что сильной жарой и красивыми видами озера, весь берег которого теперь был просто усеян пляжами. Ветер всю дорогу дул в спину. Очень повезло нам с этим ветром, поскольку 1-й номер сильно устал за 2 дня и практически мне не помогал. В Лосево мы добрались примерно в 17 часов. И если учесть, что по дороге мы останавливались 3 раза в среднем на 30-40 минут, на прохождение почти всего Суходольского озера (30 км) было затрачено чуть больше 4-х часов. В Лосево собрали байдарку и уехали на переполненной электричке в 8 часов вечера.

Послесловие
Итак, я не смог осуществить свой первоначальный план - пройти весь маршрут за 2 дня (быть в Лосево поздно вечером в субботу 19-го). Однако сказать, что это невозможно, не могу. На всех участках маршрута мы теряли слишком много времени по причинам, не имеющим отношения к сложности препятствий. Приходится признать, что наша группа была плохо подготовлена для выполнения данного конкретного плана.
Самое непредсказуемое место на маршруте - это, конечно, Вьюн, количество проходимых завалов на котором напрямую зависит от количества воды. Но несмотря на это, хорошо подготовленные ребята на одной байдарке вполне смогут пройти этот маршрут за 2 дня, при условии не менее 10-11 ходовых часов в день.

Повреждения байдарки
Отсутствуют

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100