Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Отчет о походе 5 категории сложности из г. Мурманска в
г. Северодвинск на парусном катамаране "Везун"

Поход совершен группой туристов из г. Боровичи и г. Зеленодольск

Время проведения похода - с 15 июля по 15 августа 2002 г.

Руководитель похода - Артемьев Валерий Яковлевич
174400, Россия Новгородская область, г. Боровичи Тел. 2-12-32.

Состав группы:
1. Артемьев В.Я. - 1960 г.р. - Руководитель, капитан катамарана НК 2022.
2. Серебрянников А. Ю. 1963 г.р. - Матрос-рулевой.

Тактико-технические данные парусного катамарана "Везун"
Тип конструкции………………… каркасно-надувной
Диаметр поплавков…………………0,55 м
Высота до грузовой платформы от воды с полной загрузкой………………….0,35 м
Длина баллонов………………………6,0 м
Емкость баллона……………………750 л
Габаритная ширина…………………2,2 м
Пассажировместимость………….3 человека.
Полезная нагрузка……………………300 кг
Запас плавучести с полезной нагрузкой……………………3
Площадь парусов :
- грот……………………….7 м кв.
- стаксель…………………4 м кв.
-штормовой стаксель….2 м кв
Средняя скорость под парусом……………………………….. 7 км/час.
Максимальная скорость под парусом…………………………..20 км/час.
Масса пустого судна……………….150 кг

Как добраться до места
До места старта нужно добираться с Московского вокзала г. Санкт - Петербург на поездах Мурманского направления. Поезд прибывает на место через сутки. Снаряжение везли с собой в вагоне.
Проблем с проводниками, после оплаты провоза багажа, не было. Первую ночь в Мурманске пришлось провести в здании ж/д вокзала и только утром удалось выяснить, что ближайший автобус до поселка Териберка № 241 ходит через сутки и отправляется в 18. 00 (4 часа в пути). Автобус отправляется с верхней площадки у ж/д вокзала. Благодаря предварительной переписке с ГУ АРУ ПС РФ, удалось быстро получить пропуск для въезда в погранзону, а также заручиться их поддержкой в вопросе проведения благотворительных концертов на самых отдаленных погранзаставах и постах связи на всем протяжении маршрута. Добравшись до поселка Териберка, найти погранзаставу, соблюсти все формальности и, добравшись до старого причала, выйти в море. Место для сборки катамарана удобно и находится в 50- м от воды.

Описание маршрута

15 июля, понедельник.
10.30. Встреча участников на ж/д вокзале в Санкт- Петербурге.
22.00. - Погрузка в вагон 7 мешков снаряжения. В дороге без проблем.

16 Июля, вторник.
22.50. - г. Мурманск. Втащили все снаряжение в здание ж/д вокзала.
23.10. - Похоже, сидеть нам тут до утра, а то и до следующего вечера, т.к. Автобус на пос. Териберка пойдет только завтра в 18.00, и ходит он через сутки. Иного способа приблизится к морю в этом районе нет.

17 Июля, среда.
06.43- ночь провели в полудреме на скамейке в здании ж/д вокзала.
08.00 -отзвонился в ГУ АРУ ПС РФ.
9.30 Отбыл за пропуском к пограничникам.
13.30- вернулся на вокзал после встречи с СМИ. Пропуск на руках.
17.20- дождик, ветер. Ждем автобус. Закупили тушенку, хлеб и сахар. Хочется спать.
22.10 - пос.Териберка. Погранзастава "Лодейное". О нашем прибытии пограничники были предупреждены и встретили нас доброжелательно. 5 бойцов помогли втащить снаряжение на заставу. Это около 1 км пути от остановки автобуса в сопки. Ночевали на заставе.

18 Июля, четверг.
08.30 - оперативный дежурный погранслужбы затребовал СУДОВУЮ РОЛЬ.
Похоже мы зависли в Териберке на погранзаставе. На рыбзаводе нашел ксерокс и факс и,несмотря на частые отключения электричества удалось необходимые бумаги отослать в Мурманск. Сложности возникли из-за расхождения требований двух ведомств -РЕЧНОГО РЕГИСТРА и ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ. Новые Положения о парусных судах от 21 июня 2002 г. На любое плавсредство, включая малые гребные суда, при выходе в море необходима СУДОВАЯ РОЛЬ.
19.30 - Ждем ответ. Эмоциональный спад. Ветер -СЗ.Температура +15 град. С.
22.30 - На заставе погрузка угля. Все заняты делом. Мы ждем ответ.Осмотр поселка и окрестностей.

19 Июля, пятница.
14.00 - концерт для пограничников в казарме.Принимали хорошо. У них сломался кран, и возникла пауза в разгрузке.
17.00 - СУДОВАЯ РОЛЬ готова и ее отправят с автобусом только в 18.00.
Снаряжение на самосвале забросили на старый причал, почти не запачкав в угле.Спасибо пограничникам, иначе тащить по сопкам пришлось бы около 2-х км. Иного удобного места стать на воду вблизи заставы нет.
21.00 - Народ Лодейного вышел на улицу встречать автобус за полчаса до его прибытия. Здесь - это зрелище.
21.10 - Получил от водителя автобуса СУДОВУЮ РОЛЬ.
За 5 часов собрали катамаран и готовы к отходу к мысу Жилой.
22.00 - Встали на воду Баренцева моря и начали движение на веслах к мысу Териберский. Штиль, сопки, медузы. Малая вода, не заходящее солнце. Обещанный буксир мы так и не дождались.
23.00 - Задул легкий ЮЗ бриз и мы сели на парус.
23.30 - Обогнули мыс Териберский в лучах низкого солнца, которое вскоре увязнет в черную тучу.
23.40 - Маяк Териберский. Слышен стук дизеля, видны строения. Птичьи базары, холодно.Зыбь с океана создает прибойные волны. Крутые серые скалы 30 -40 м высотой. Швартоваться невозможно.

20 июля, суббота.
0.50 - В 5-ти км от маяка Териберский выкинулись на берег. Малая вода, осушка. Водоросли, громадные валуны. Затащили катамаран на 70 м от воды. Все камни в ракушки. Тащить груз по скользким валунам крайне сложно.
01.30 - Идет проливной дождь.Т + 10град. С. Место для палатки на крошечной площадке за 200 м от катамарана.
10.20.- Ветер западный, Т + 10 град С. Прибойная волна зажала нас в бухте. Дождь и холодно.
Сварили кашу и готовимся к отходу. Все мелочи, падающие из карманов, бесследно исчезают под валунами.
15.30 - Прилив. Полная вода. Отошли на веслах через прибой. Обогнули мыс с бакланами и сели на ветер. Чистый З. Идем 100 - 200 м вдоль скал. Птичьи базары, шум и запах.
19.40 - Ветер СЗ. За 4 часа прошли около 30 км и выкинулись в губе Воронья на песок.
20.30 - Вышло солнце. Не бухта, а чудо природы. Скалы - розовые, закат, ветер стих. Песок крупный, желтый как золото. Надпись на скале 1937 г. Облазали все окрестные скалы. Восторг. Неподалеку брошенный поселок Гаврилово. Пел песни. Эмоции - через край.

21 июля, воскресенье.
13.15 - Губа Воронья. Чудная ночевка. Подтянули весь крепеж на катамаране. Укрепили Российский флаг на мачту. Ночью подходил сейнер. Спрашивал : "Живы ли?". Потому что палатку с воды не было видно. Ветер СЗ, слабый, тепло, Т + 15 град. С. Здоровы. Отошли на веслах вдоль птичьих базаров. Стаи уток. Потеряли часы, ремень и лыжную шапку.
15.00 - Проходим на веслах Гавриловские острова. Очень много тюленей. Заштилело Баренцево море.
15.30 - Появились 2 касатки в 100 - метрах с левого борта длиной около 5-7 м.Высадка на остров :птенцы чаек, бакланы, заросли ромашек. Искупались в море. Температура воды + 6 град. С.Загорали около получаса.
17.30 - Сильно травит правый поплавок. Солнце скрылось, сильный северный ветер, дождь.
18.30 - Выкинулись в губу Подпахта. Орнитолог Дима обьяснил, что мы в заповеднике, и высаживаться здесь запрещено. Мы сослались на аварийный заход.
19.00 - штиль, неприступные скалы высотой 70 м. Идем на веслах в поисках уютной бухты.
23.30 - Касатки с левого борта до 8 м длиной.

22 Июля, понедельник.
01.30 - Всепроникающий дождь. Устали, замерзли, но гребем.
01.45 - Достигли мыса Дернистый и вошли в бухту у Дальних З еленцов. Малая вода. Осушка. Непреступные скалы, покрытые водорослями Чудовищная швартовка. Падение в воду со скалы.
02.15 - Палатка в 100 м на скале. Дождь. Холодно. Сил нет. Прошли 40 км.
08.00 - Подьем. Ветер СЗ. Сильный. Но надо зайти на заставу, отметить документы и дать концерт. Ночью приходил начальник заставы и не стал нас будить. Написал приглашение на пеноковрике. Погрузка катамарана и отход опять по малой воде. Прибой. Скользко. Опасность порвать комбинезоны и поплавки о ракушечник. Отошли трудно, чуть не пропороли поплавок.
09.30 - Застава Дальние Зеленцы. Солнечно. Холодно. От концерта отказались. Все люди на работах.Я не настаивал. Ветер попутный и надо наверстывать график. Поселок большой, но пустой. Повсюду следы запустения.
10.00 - Курс 330 градусов. Переход от острова Большой Олений до губы Вящина.
18.00 - Выкинулись на голые скалы. За день прошли 40 км под парусом.
Дрова далеко. Палатку и тент пришлось крепить к голым скалам. Алюминиевые колышки в гранит не забиваются. Досадное упущение разработчиков палаток. Пришлось крепить деревянные колышки в трещины на скалах. Пресная вода из луж. Ветер доворачивает на СВ. Температура + 10 град. С

23 Июля, вторник.
08.30 - Ветер в лоб. Чистый В. Начало шторма, тент хлопает и рвет растяжки. Капроновая стропа перетирается о скалы за пару часов.
12.30 - Дневка. Шторм. Отойти невозможно. Осмотр окрестностей. Множественные следы оленей.
20.15 - В 200- х метрах идет стая белух.Около 30 штук. Курсом на восток. Температура +11 град С.
21.00 - На горизонте АПЛ "Акула".
21.30 - Рыбалка с ЛАС - 1 была недолгой. Снасти зацепились за дно.
22.00 - Холодно и сыро. Устанавливаем генератор для зарядки аккумуляторов.

24 Июля, среда.
Дневка. Шторм. Холодно. Т +8 град. С. Ветер В. Около 10 м/с.
8.17 - Прибой гремит о скалы со страшной силой. Палатку треплет на ветру.
19.00- Проспали полдня, и, похоже, ветер меняется на Ю. Т +11.
23.55 - Ветер сменился на Ю. Мощный прибой. Нашли еще один поплавок для ловли китов.
Приняли ванну на верху сопки. Подкачали поплавки катамарана и надеемся утром встать на воду. Здоровы.

25 июля, четверг.
00.10 - Закат великолепен. Солнце и не думает садиться в море. Прибой гремит как автострада в Москве 8.30-. - Подьем. Стремительный сбор и попытка отхода сквозь полутораметровую прибойную волну.
09.15 - Ветер ЮВ. Со второй попытки пробились сквозь прибойную зону и сели на ветер. Промокли через капюшоны и рукава. При отходе потеряли бандану.
15.00- Семиостровский рейд. 4 касатки в непосредственной близости от борта. К счастью мы не в их вкусе. Ветер отбойный и стихает.
18.30 - Штиль. Выгребаем от мыса Плеханова в бухту. Касатки повсюду.
19.00 - Ручей, песчаный пляж. Малая вода.Тюлени, касатки. Громадный плавник китовой акулы в 100 метрах от берега.
21.30 - Похоже на переутомление. Засыпаю на ходу. Ставим тент, палатку, готовим ужин и спать. За день прошли около 60 км.

26 июля, пятница.
08.30 - Дождь. Ветер В. Т + 10. Густой туман. Всепроникающая сырость. Видеокамера отказалась работать. Дневка.
Обломки самолета в прибойной зоне. Оладьи. Дважды срывало тент с растяжек. В деревне Харловка нет людей. На скалах стал попадаться дикий лук и пушица

27 Июля, суббота.
8.00 - Ветер чистый Ю. Т +12. Обогнули мыс Плеханова и сели на ветер.
09.00 -Правый крутой бейдевинд. Скорость большая. Идем под гротом, чтоб не зарыться носом в волны. Приходится часто лавировать, чтобы не перевернуться через нос.
10.00-Острова Лицкие пролетели стремительно мимо. Скорость до 15 км/ч.
14.00-Восточная Лица необитаема. Солнечно. Скорость до 15 км/ч.
16.00 - Касатка по корме в 20 м проныривает курсом под нас. Ветер стих. Мы без хода.
18.30 - Снова сильный шквалистый южный ветер с порывами. Правый крутой бейдевинд.Шверт держит хорошо и мы идем без дрейфа. Западный Нокуевский залив. Все предпосылки к шторму. Чтобы не унесло в океан, надо немедленно выбрасываться на берег. Понтон на скалах переломился почти пополам. Серьезная поломка руля.
19.00 - Предположительно выкинулись вблизи мыса Черный. Малая вода. Осушка около 200 м. Все в морской капусте. Очень скользко. Ветер усиливается. Зажало в бухте.
20.00 - Осмотр маяка, ветряка и строений на верху сопки.
20.15 - Ураганный ветер несет водяную пыль. При этом светит ослепительное солнце. Требуется серьезный ремонт руля.
21.00 - Высадка на скалы. За 200 м от воды нашли единственную площадку для палатки. Ветер больше 15 м/ с. При переноске катамарана его дважды завалило на борт. Установка палатки в условиях штормового ветра на скале. Тент сорвало и унесло на З00 м в тундру. Еле догнал. Штормовые растяжки крепили за туры, сложенные из камней. Костер зажигали от термошашек, т.к. Спички и зажигалку задувает сразу.
21.30.- Ветер до 25 -30 м/ с. Все свистит и хлопает вокруг. Шторм. Мачта воет и такелаж свистит на ветру.

28 Июля, воскресенье.
День ВМФ.
02.10 - Пришел командир поста снис. Представился по всем правилам, предложил помощь. Сходил с ним на пост и поставил аккумуляторы на зарядку. Надо же было сломаться рулю вблизи единственной мастерской на всем протяжении нашего пути. Сам командир поста взялся к утру изготовить из железа сломанную распорную балку для нашего катамарана. Душа-Человек. 11 лет на острове. Семья. 15 моряков. Все работает. Сразу видно настоящего хозяина.
12.00- Концерт для личного состава поста снис. Принимали хорошо, пел песни по заявкам, подарили 1 буханку хлеба
15.30- Расстались друзьями. По приливу мы отошли в сторону поселка Йоканьга.
Ветер ЮЗ, Т +14. Неприступные скалы.
18.30 - Выброска в бухту за мысом Взглавие. Потрясающий песчаный пляж, стадо диких оленей вблизи нас. Чуть не забодали. Мы высадились попить кофе, а получили прекрасный видеоматериал.
19.30 - Хорошо смотреть на оленей, но надо двигаться вперед, на Гремиху. Тюлени вблизи. Швартоваться негде, дров нет.
21.30 - Выкинулись в 10 км от Гремихи в небольшую песчаную бухту. Комары. Мусор в прибое. Водопад.
22.30 - Палатку пришлось ставить на самом верху сопки. Продувное место, а то бы заели комары и гнус. Сил праздновать нет.

29 июля, понедельник.
08.30 - Солнечно, тихо и тепло. Ходим раздетые до пояса. Белый песок с мелкой ракушкой. Голубая вода, почти Греция.
10.30 - Сели на хороший Ю З ветер и через час выбросились вблизи мола у о. Чаячий.
14.00 - Гремиха.Т +15 град. С. Ветер порывами. 3 раза срывало шапку с головы.Солнечно. Нашел штаб моряков
14.30 - Нашел заставу "Островное". Отметил документы. Нас ждали вчера и концерт в Доме офицеров состоялся. А сегодня им не до нас.
15.00 - Обошёл почти весь посёлок. Закупил овсянку, сахар, изюм.
16.15 - Закупили хлеб и готовы к отходу.
16.30 - Шквальный ветер валит с ног. =15 - 17 м/сек.
18.00 - Температура упала до +5 град.С. Дождь. Мы пережидаем непогоду, лежа в брызгоотбойнике катамарана. Пришлось укрыться тентом. Бревен на берегу мало, поэтому заграждение от ветра построить сложно. Порывы ветра пытаются перевернуть груженый катамаран
20.00 - Лежать в луже в комбинезоне тепло, но сыро. Ветер чуть стих, дождь перешел в морось.
21.30 - Мы построили из разного деревянного мусора сооружение и обтянули его тентом, поставили под ним палатку и завалились спать. Мачта на ветру поет как свирель.

30 Июля, вторник.
08.30 - Ветер З. Быстрая каша и отход от берега. Отходили под гротом. 18 км до мыса Святой Нос. Левый шверт вытянул нас в пролив между островами Чаячий и Витте. В 2-х км от мыса Святой Нос море полностью заштилело.
12.30- Идем на веслах. Впереди барашки сулоя.
12.38- Нас обогнал корабль КИЛ. И за 6 км, обогнув сулой, ушел на ЮВ.
13.30- Легкий бриз с СЗ. Мы влезли в сулой почти без хода. Грот почти не наполняется. Пошли волны до 2-х метров. Медленно тянем на восток.
14.00 - Траверс мыса Святой Нос. Хаос из волн З.5 - 4.5 м. Ветра почти нет. Уворачиваемся, как можем. Пару раз накрыло полностью.
15.00 - Странно видеть впереди зеркальную поверхность Белого моря, до которой всего лишь 300 м, а здесь 5-ти метровые волны поднимаются вертикально в совершенно непредсказуемом месте. Полностью оправдывает себя запрет на заход сюда всех маломерных судов.
15.45 - Мы наконец -то выбираемся из сулоя, полностью прочувствовав дыхание святого носа.
15.50 - Полный щтиль. Ветра нет совсем. Мы мокрые с ног до головы. В 100 метрах идет касатка курсом на нас. Слышно ее пыхтение, видна черная, гладкая спина и плавник. Громадная махина проныривает в 20-ти метрах от правого борта.
16.30 - Выбросились в бухту в 8 -ми км к Востоку от мыса Святой Нос. Скалы до 80 метров высотой. Бревна без коры. Канистры шведские, норвежские и всякий плавучий мусор. Ледник нависает над водопадом. Бухта напоминает собой глубокий колодец и закрыта почти от всех ветров. Стенами этого колодца являются гранитоиды докебрийского возраста. Архей 1800 миллионов лет.
17.00 - Идем пешком на мыс Святой Нос. Радиальный выход. Брошенные деревни являют собой печальное зрелище. Тундра. Болото. Морошка мелкая и зеленая. Ветер СЗ
18.00 - Остатки базы ПВО.Похоже, что 3- я мировая война уже кончилась. Техники навалом, а людей нет. Странное зрелище являют собой стройные ряды пусковых установок, десятки грузовых автомобилей, громадные ангары, набитые тягачами. Полная иллюзия того, что люди только что отсюда ушли, хотя все уже начало покрываться ржавчиной.
19.00 - Мы достигли по суше мыса Святой Нос. Громадный серый заяц, скорее напоминающий собаку приличных размеров. Сулой с берега выглядит почти невинно. Граница между Баренцевым и Белым морями проходит здесь. Действующий маяк. Дали напиться воды и категорически запретили снимать на видео.
21.30 - Красивая радуга на все небо. Вернулись в бухту. Устали. Ветер СЗ. Т + 12 град. С. Первая попытка проникнуть в пещеру не увенчалась успехом. Из бревен соорудили конструкцию и обтянули ее тентом 4 х 6 м. Раскрепили по-штормовому на все оттяжки. Тяжелый, но необходимый ежедневный труд.
22.10 - Идет проливной дождь ветер крепчает. Похоже, что начинается шторм. В прибое беспомощно барахтается какая-то птица.
22.15. - Похоже мы поймали пингвина, хотя они здесь не водятся.

31 июля, среда
10.30 - Шторм. Морось. Дневка. Ветер СЗ. Т + 10 град. С. Ремонт катамарана. Осмотр окрестностей. Посещение грота. Свободное лазание по скалам. Красота. Пингвин всю ночь просидел у палатки с грустным видом.

1 Августа четверг.
8.30 - Подъем. По малой воде отходим под гротом. Сели на ветер. На воде барашки.
10.10 - Мыс Коровий Нос. Скалы до 80 м высотой. Розовый гранит. Скорость ветра 5-7 м /с.Идем в 100 метрах от берега. За скалами возникает турбулентность, и направление ветра становится хаотичным. Подходить ближе нельзя. Мест швартовки нет. Идем галсами.
16.30 - Пересекаем вход в Лумбовсий залив. Т + 12. Облачно. Быстрый перекус на острове Щукин. С моря зыбь до 3-х метров высотой. У берега прибой на расстоянии до 1.5 км. Опасно. Уворачиваемся как можем. Ветер не позволяет идти мористее.
23.30 - Идем к мысу Большой Городецкий. Ветер СЗ. Дождь.

2 августа, пятница.
02.00 - Выкинулись совсем без сил на песчаную осушку в губе Городецкая. Малая вода. Пришлось разгружать катамаран и тащить снаряжение на скалы за 900 м от кромки воды. Потом перенесли катамаран. Осушка ровная, как стол. Каньон с 3-мя озерами. Дождь. Температура + 10 С. Пришли военные с поста связи. Они видели нашу швартовку.
09.15 - Дождь. Ветер С. Опять малая вода. И мы опять понесли все снаряжение к морю. Т +8.Над нашими спинами поднимается пар.
11.00 - При попытке отхода под штормовым стакселем едва не выбросило на скалы. Сломался удлинитель руля. Сложная швартовка в исходную точку. Залило водой. Дрова в 1-м км от высадки.Оба мокрые насквозь. Сушка одежды. Ремонт катамарана.
14.00 - Отошли под гротом. Прилив. Ветер до 7 м/с. Чистый фордевинд. Идем в " бабочку" до 15 км/час, а временами и быстрее. Замерзли. Дождь. Горячий кофе на ходу.
23.30 - Прошли маяк Терско-Орловский. Мест для швартовки нет. Силы на исходе. Выкинулись на голые скалы, без дров и воды. Крупная лиса долго с любопытством разглядывала нашу швартовку с соседней скалы.

3 Августа, суббота.
0.30 - Дождь. Т + 8. Ветер стих. Выкладываем из камней площадку, двигаем валуны, отсыпаем щебенку на склоне. Колотые гранитные обломки плохо ложатся в основание палатки. Ночевка предстоит жесткая, сырая и холодная.
9.30 - Подъем. Быстрый завтрак. Отход по приливу. Ветер С. Т + 10. Дождь с перерывами.
12.00 - Три Острова. Нежилое. Много тюленей. Осушка. Солнце. Скользим нам мелями.
15.00 - Мыс Корабельный. Река Поной. Сразу же встретили пограничники. Повезли на заставу меня и гитару. Дождик. Ветер С. Дорога до заставы 3 км. Описанию не подлежит. Это просто направление в тундре. Единственный автомобиль, видимо, здесь остался с войны. Начальник заставы поехал в кузове. Здесь тоже идет погрузка угля с моря в нечеловеческих условиях. А вот начальник заставы - просто молодец. Все четко организовано. Дисциплина выше всяческих похвал. В такой дали от цивилизации с такими проблемами, а все работает! Концерт длился около 3-х часов. Очень благодарные слушатели. Подарили 2 буханки хлеба, и лично от командира 1 кг сахара и 1 банку сгущенки. Фотография на память.
19.30 - Дождь. Ветер С. Мимо нас тащат понтон с углем. Зрелище из кошмарного сна. Мы уходим от реки Поной, а погрузка угля продолжается.
20. 00 - Идем курсом на юг. Т + 6. Все проникающая морось.
21.10 - Изба Кузьмина. Чудная бухта, напоминающая фьорд. Изба в полном запустении, печь дымит, но все-таки крыша над головой.

4 Августа, воскресенье.
08.35 - Дождь моросит. Температура +8. Завтрак на газовом примусе, нашли коллекцию якорей. 12 штук. Видимо, их собирали здесь очень много лет.
10.15 - Ветер С. Порывы до 10 м/с. Спускали стаксель больше 10 раз. Уклонялись при порывах ветра в сторону берега.
13.00 - Предпосылка к отрыву правого поплавка от воды. Опасность оверкиля. Мачта выдержала. Пришлось перейти на штормовой стаксель. Осушка на подходе к острову Данилов больше 1 км.
15.15 - Перекус в осушке. Упал с мокрых камней. Повредил видеокамеру. Планируем сегодня достичь деревни Пулоньга. Высота берега 5-6 м. Скала, мох, тундра.
18.30 - Пересекаем Северный Полярный круг. Ветер шквальный. Идем под штормовым стакселем. Это медленнее, но безопасно.
20.30 - Низкий скальный берег перешел в песчаные сопки и покрыт полноценными деревьями, хотя до Заполярья всего 10 км. По рельефу местности и флоре пересечение границы Полярного круга сомнений не вызывает. Это где-то в губе Снежница.
20.50 - Прошли остров Сосновец. Действующий маяк и домики.
22.30 - Вблизи горы Лиходеевская обнаружили брошенную яхту. Осмотр яхты показал: порт приписки г. Северодвинск, яхт-клуб "Север". Бортовой номер Р- 75 -58 АЕ. Последний календарь на борту за 2001 г.. Частично разграблена. Паруса разорваны, 2 якоря по правому борту. Парусно-моторная яхта "Стиль" стоит на скалах на 1 метр выше вершины приливной зоны. Имеет 3 серьезных сквозных повреждения днища от ударов о камни. Двигатель в наличии. По внешнему осмотру цел. Внутри хаос из судовой мебели и вещей, морской воды и солярки. Верхняя палуба, ходовой мостик, кокпит, иллюминаторы, люки-целы. Считаю, что она ремонтопригодна, но, вероятно, брошена владельцем. За зиму льды ее доломают.Заночевали в 200- х метрах южнее яхты. Ветер СЗ, сильный. Дождя нет. Построили из 10 бревен заграждение от ветра, обтянули тентом, и стало даже тепло и тихо под его защитой. Устали. Нужна дневка перед переходом через Горло Белого моря.

5 Августа, понедельник.
Дневка. Ветер до10 м/с с порывами. Т +10. Без дождя. Нашли неподалеку оленьи рога и несколько ракушек рапанов. Накопал немного золотого корня для посадки в своем огороде. Ремонт разорванного грота. Пришил наколенники на трико из разрезанных шерстяных носков. Обтянули все крепления катамарана. Накачали поплавки втугую. Завтра предстоит бросок в пространстве, где до ближайшей суши будет не менее 30 км. Немного волнуемся, и тем тщательнее идет подготовка к переходу. Просушили всю одежду. Упаковали все снаряжение и трофеи. Умылись полностью в ручье. Легли пораньше.

6 Августа, вторник.
8.00 - Оделись в чистое. Ждем большую воду.
10.00 - Начало перехода через Горло Белого моря. Ветер СЗ, слабый. Т + 10. Идем курсом 150 градусов на мыс Инцы. Парусное вооружение поднято полностью. Скорость 5 км / час.
11.00 - Ветер усилился. Терский берег отдалился назад. Снаряжение раскреплено по-штормовому. На борту 15 литров воды. Бутерброды, изюм и шоколад вытащены из герметички для перекуса. Видимость 100%.
12.00 - Ветер ослабел. Терский берег отдалился, но маяк на мысу Пулоньга все еще виден. Заканчивается прилив, немного помогающий нам смещаться к югу.
12.10 - Срезало болт из нержавейки диаметром 14 мм, фиксировавший Л-образную балку в носу. Перенесли снаряжение в корму и ремонтируем поврежденный узел. Паруса в "бабочку" - полный фордевинд. Качка в пределах допустимого. Прорезали носовой брызгоотбойник и стропой стянули продольную и поперечные балки.
14.00 - Показался Зимний берег тонкой темно-синей полоской. Вокруг только море. Ветер СЗ усиливается.
16.00 - Похоже, что мыс Инцы остается севернее нашего курса. Ветер крепчает. По всему морю пошли барашки. Похолодало. Сильный озноб, хотя оба одеты очень тепло и сухо. Маршрут получается по сложной, кривой траектории.
18.00 - До Зимнего берега около 6 км. Штормит. Идем под одним гротом. Ветер попутный СЗ. Почти летим к заветной цели. Курс на мыс Медвежий.
18.35 - Выбросились у мыса Медвежий вблизи обитаемой рыбацкой избы. Песок. Мощный прибой. Нагонная волна. Дождь. Вода мутная. Мы пересекли Горло Белого моря за 6 часов 35 минут и прошли около 65 км.
19.00 - Быстрый чай и бутерброды, сало. Шоколад. Изюм. Сухарики - все вместе и сразу. Дождь. Холодно. Места для палатки нет. Все побережье завалено лесом. Берег высотой около 15 м, очень крутой и глинистый. Наверху - лесотундра. Свежие следы медведя.
20.00 - Строим заграждения из бревен для защиты от ветра и дождя. Благо, строительные материалы здесь в избытке. Праздник по поводу завершения перехода невозможен. Устали очень.

7 августа, среда.
09.00 - Подъем. Температура +10. Очень сильный прибой. Ветер З. Сильный, но отойти под гротом возможно, если не выкинет обратно на песок.
10.30 - После беседы с настоящей поморской рыбачкой отошли от берега чисто на парусах, хотя пару хороших гребней перехлестнуло через борт.
11.00 - Идем на юг в 1-м км от берега. Оторвало правый шверт. Срезало стальную шпильку диаметром 18 мм. Очень серьезное повреждение. Но, к счастью, ветер прижимной. Идем без швертов под одним гротом.
17.27.- Проходим маяк Мегра. Ветер хороший. Идем в 2-х км от берега.
19.05 - Прошли Зимнюю Золотицу. Ветер З. Стихает. Скорость упала.
20.00 - За день прошли 76 км и выбросились в песок в 8 км от маяка Вепревский.
21.30 - В прибое нашли бревно со стальной шпилькой диаметром 16 мм. Вырубили и выжгли ее на костре из бревна. Раскалили докрасна, загнули под 90 градусов, и получилась новая ось для правого шверта. С помощью трубы из нержавейки сделали удлинитель и фиксатор новой оси, и все это накрепко привязали к раме кататмарана. Получилось не очень красиво, но крепко и работать должно.
22.00. - Поймал сёмгу на голый крючок. Весом около 3 кг. День рыбы. Приятно пополнить запас еды царской рыбой. Ветер Ю-З. Закат кроваво-красный. До финиша около 140 км по прямой. Построили из бревен и досок заграждение от ветра. Песок везде: в одежде, в еде, в аппаратуре. Мягко швартоваться в песок, но жить на нем надо приспособиться. А как с этим в пустыне? Нигде не встречал описание борьбы с песком на стоянках.

8 августа, четверг.
10.00 - Почти штиль. Отошли на веслах. Бриз встречный Ю-З слабый. Ходим галсами у мыса Вепревский. После хороших скоростей и переходов такое положение раздражает.
14.00.- Обошли маяк Вепревкий и выкинулись на пляж в 2 км от лагеря гидрографической экспедиции. За день прошли около 20 км.
15.00.- Гидрографы пригласили сделать им концерт. Сходили за водой за 3 км в болото. Ягоды без вкуса. На берегу много плавника. Море зеркально до горизонта. Солнечно. Ходим раздетые. Загораем. Т +17 гр.С. Едим сёмгу отварную, печем блины и сушим спальники на ветру.
17.30.- Сломался фотоаппарат. Затрещало что-то внутри при перемотке.
19.00. - Ушли в гости к гидрографам. Костер, песни, чай, торжественный ужин.
22.30. - Сырая сёмга с солью прямо из моря, сухое пюре и тушенка, кофе и спиртовой батон. Разговоры за жизнь.

9 августа, пятница.
01.30 - Подарили нам 2 батона и буханку спиртового хлеба. Палатку ставили в песок в надежде, что дождя и ветра не будет до утра.
8.30 - Штиль. Завтрак и подготовка к отходу. Песок всюду.
10.30. - Идем на веслах на Юг. Море зеркально. Рядом прошли 2 крупные белухи.
11.00. - Легкий бриз с Севера. Идем в "бабочку" 2 км в час. Попытка видеосъемки с ЛАС-1.
12.00. - Сидим на берегу и сушим одежду. ЛАС-1 порвался по неосторожности. Съемка не удалась.
13.30 - Идем на веслах к маяку Зимнегорский.
14.00. - Берег высотой 25-30 м. Серая глина. У ручья сделали остановку, и ставим баню. Пресной воды мало и она очень мутная.
16.00. - После бани навалилась усталость и сон. Будем здесь ночевать, и ждать ветра. Море зеркально до горизонта.

10 августа, суббота.
9.30. - Дождь. Холодно. Т +10 С. Отошли под гротом почти чисто. Приливы здесь совсем не такие высокие, как на Севере. Всего около 1 м. В бухте мелкий щебень, окатыши. Вода очень мутная.
12.30. - В районе мыса Зимнегорский высота берега достигает почти 100 м и выше. Состоит из серой глины с оползнями. Прибрежная кромка по штилю всего 3-5 м. Швартовка катамарана не рекомендуется. На такую кручу катамаран не втащить даже в сухую погоду.
15.00.- Район мыса Керец. Высокий глинистый берег кончился. И теперь склоны покрыты лесом, а кромка воды почти сплошь завалена плавником. Вода очень мутная. Течение не ощущается вовсе. Дозаправка водой из реки Ерга.
16.10.- Быстрая каша у местечка Большие Козлы. Солнечно. Ветер С-З до 5 м/с. Хороший ход.
16.30.- Встречный катамаран отменно идет против ветра. Легко, даже изящно. На борту двое. Похоже, что это "Альбатрос".
18.30.- Обошли мыс Куйский и встали на ночевку. Впереди на горизонте виден о. Мудьюг. А значит, правее его Двинский залив. И если идти по 40 град. долготы, то можно попасть прямо в г. Северодвинск.
20.00.- Восхождение на маяк мыса Куйский, но оттуда дальше Мудьюга ничего не видно. Лес густой, берег крутой, поросший кустарником. Грибов нет.
21.30.- Блины, песни в честь дня рождения. Ветер совсем стих. Темно и сыро. Какая-то погода будет завтра? Близко подошла россомаха. Отпугнули, стреляя из ракетницы.

11 августа, воскресенье.
8.30. - Проливной дождь. Т +12 С. Ветер З. Надвигается грозовой фронт. Крепим тент к бревнам и крутому берегу. Заводим дополнительные растяжки. Сбор дождевой воды с тента. Песок во всем снаряжении.
10.30. - Нагонная волна. Мощный прибой. Мы ждем ослабления ветра. С моря зыбь до 3 м высотой.
14.30. - Плотный обед и подготовка к отходу. Ветер немного довернул к Северу, и можно двигаться.
15.25. - Отошли курсом на Юг. Солнце пробивается сквозь тучи. При отходе чуть не оторвали оба шверта. Высокие волны и зыбь с гребнями, правый крутой бейденвинд. Идем под одним гротом. Сильно заплескивает.
17.00. - Прошли маяк Мудьюг, но до него около 20 км по прямой. Он едва виден. Идем мористее, т.к. мешает высокая волна.
18.00.- Ушли в открытое море. Все берега скрылись из виду. Курс на Юг. Скорость до 20 км/ч. Ветер порывами. Зыбь заплескивает через борт. Уворачиваться от волн удается почти всегда.
18.25.- Срезало болт крепления спинки бортовых обвесов диаметром 10 мм. Сильная болтанка, ремонт на ходу в условиях штормового открытого моря.
19.10.- Заметили трубу Северодвинской ТЭЦ в виде крошечной иголки на линии горизонта. До нее около 50 км. Сменили курс на Ю-В. Зыбь до 4 м. Море просто великолепно.
20.30.- Прошли о. Кумбыш.
21.05.- Прошли о. Гремиха. Высокие волны на песчаных мелях в Пудожемском устье.
21.45.- Достигли мыса Ягорский Рог.
22.22.- Мы достигли о. Ягры и выкинулись по малой воде в 300 м от жилых домов на городской пляж. За 7 ходовых часов прошли около 100 км, и вот он, финиш!
22.30.- Затащили все снаряжение с городского пляжа в лес.
22.45.- Дров здесь нет. Много комаров. Т +10 С. Укрылись от ветра за песчаными дюнами. Чай на газовом примусе. Последняя банка тушенки, по куску спиртового хлеба, сало и шоколад. Навалилась усталость.

12 августа, понедельник.
8.30.- Полный демонтаж катамарана за 4 часа. Укладка и просушка вещей на ветру. Поиск старых друзей, живущих неподалеку. Транспортировка 7 мешков на 8 этаж. С билетами до Москвы оказалось совсем легко. Поезд № 215 идет через сутки. Багаж обшили в заранее приготовленные мешки, подписали и отправили.

Таблица маршрута по дням:
19.07………… 1……. Лодейное - 5 км за м. Териберский ………… 15 км.
20.07…………. 2……..5 км за м. Териберский - губа Воронья…… 30 км.
21.07…………..3……..Губа Воронья - губа Зеленецкая……………… 20 км.
22.07………… 4………Губа Зеленецкая - губа Вящина ……………... 40 км.
25.07………….5………Губа Вящина - м. Плеханова ………………… 60 км.
27.07…………6……….. М. Плеханова - м. Черный……………………85 км.
28.07…………7……….. М. Черный - бухта в 10 км от Гремихи …… 55 км.
29.07…………8……….Бухта в 10 км от Гремихи - п. Гремиха…….. 10 км.
30.07…………9……….п. Гремиха - м. Соколий Нос………………….. 35 км.
1.08………….10……… м. Соколий Нос - губа Городецкая…………….75 км.
2.08………….11……… губа Городецкая - маяк Терско-Орловский ….. 80 км.
3.08………….12……… маяк Терско-Орсловский - изба Кузьмина…….55 км.
4.08………….13……… изба Кузьмина - гора Лиходеевская…………… 95 км.
6.08………….14………гора Лиходеевская - мыс Медвежий……………70 км.
7.08………….15………мыс Медвежий - у мыса Вепревский……………75 км.
8.08………….16………у м. Вепревский - за м. Вепревский………………20 км.
9.08………….17………за м. Вепревский - у м. Зимнегорский……………20 км.
10.08………..18……….у м. Зимнегорский - м. Куйский…………………..65 км.
11.08………..19………м. Куйский - о. Ягры……………………………….100 км.
Количество ходовых дней - 19.
Пройденное расстояние - 1000 км.
Среднее расстояние за день -52 км.

Перечень продуктов на экипаж из 2-х человек на 30 суток
1) Хлеб - 19 буханок + 3 буханки спиртовые
2) Сухари черные соленые- 5 буханок.
3) Супы в пакетах - 25 пачек.
4) Лапша б/п - 4 х 400гр.
5) Мука блинная - 2 кг.
6) Консервы (тушенка) - 20 банок.
7) Сало - 2,5 кг.
8) Шоколад - 1,2 кг.
9) Манная крупа - 0,5 кг.
10) Овсянка - 2 кг.
11) Масло подсолнечное - 1 л.
12) Сухое молоко - 2 кг.
13) Сливки - 0,7 л.
14) Изюм - 0,5 кг.
15) Орехи грецкие очищенные - 0,5 кг.
16) Мед - 0,3 л.
17) Сахар - 5 кг.
18) Сушки - 1 кг.
19) Печенье (крошка) - 2 кг.
20) Сгущенное молоко - 3 банки.
21) Чеснок - 0,5 кг.
22) Кофе растворимый - 300 гр.
23) Чай - 450 гр.
24) Рыба сёмга свежая - 3 кг.
25) Соль - 1 кг.
26) Горчица - 20 гр.
27) Кетчуп - 0,5 л.

Основное снаряжение группы
1) Рем. набор - комплект.
2) Топор - 1 шт.
3) Ключи разводные - 19 - 2 шт.
4) Плоскогубцы - 2 шт.
5) Нитки - 2 катушки.
6) Иголки - набор.
7) Отвертки - набор.
8) Нож - 2 шт.
9) Сверла - 6мм - 2 шт.
10) Вороток - 1 шт.
11) Набор тканей прорезиненных.
12) Клей - 300 гр.(радикал)
13) Бензин - 0,5 л.
14) Проволока красномедная - 3 м.
15) Бугель аварийный - 2 шт.
16) Скотч - рулон.
17) Изолента - моток.
18) Рыболовные снасти - комплект.
19) Видеокамера -1 шт.
20) Бокс для в/камеры - 1 шт.
21) Фотоаппарат - 1 шт.
22) Бокс для фотоаппарата - 1 шт.
23) Видеокассеты - 10 шт.
24) Аккумуляторы к видео - 3 шт.
25) Адаптер - 1 шт.
26) Зарядное устройство - 1 шт.
27) Солнечная батарея СБ 12 - 1шт.
28) Фотопленка (36 кадров) - 8 шт.
29) Штатив - 1 шт.
30) Труба подзорная х 20 - 1 шт.
31) Набор герметичек - 8 шт.
32) Канистра 15 л. - 1 шт.
33) Пеноковрик - 2 шт.
34) Спальный мешок - 2 шт.
35) Палатка одноместная - 1 шт.
36) Тент 4 х 6 м - 1 шт.
37) Котелки 3л и 2 л - 2 шт.
38) Чайник 0,8л. - 1 шт
39) Газовый балон 470 мл - 2 шт.
40) Газовая горелка - 1 шт.
41) Набор тарелок "Матрешка" - 4 шт.
42) Сковорода малая диам. 200 мм - 1 шт.
43) Рюкзак анатомический - 2 шт.
44) Транспортный мешок - 3 шт.
45) Рюкзак - 2 шт.
46) Тележка - 1 шт.
47) Весла - 2 шт.
48) ЛАС 1 - 1 шт.
49) Насос - 1 шт.
50) Гидрокомбинезон - 3 шт.
51) Перчатки резиновые - 2 пары.
52) Сапоги резиновые - 2 пары.
53) Спасжилеты - 2 шт.
54) Очки солнцезащитные - 2 шт.
55) Мазь от комаров - 0,3 л.
56) Накомарники - 2 шт.
57) Пуховые жилеты - 2 шт.
58) Шапки лыжные - 2 шт.
59) Фальшвейер - 4 шт.
60) "Сигнал 2" - комплект (+ 10 ракет).
61) Складная баня - комплект.
62) Компас - 2 шт.
63) Часы ручные - 3 шт.
64) Карты штурманские -комплект.
65) Лоции - комплект.
66) Генератор 12В. - 1 шт.
67) Радиостанция "Причал" - 1 шт.
68) Батарейки - 10 шт.
69) Конец бросательный - 25 м - 1 шт.
70) Гитара - 1 шт.
71) Набор струн - 2шт.
72) Аптечка медицинская - комплект.
73) Государственный флаг - 1 шт.
74) Фонарь электрический - 1 шт.

Поломки и недочеты похода
1. Оторвало шверт правого борта. Срезало ось 18 мм диаметр.
2. Срезало болт 10 мм. Левый борт спинка бортовых обвесов.
3. Срезало болт крепления Л-образной балки диам. 14 мм.
4. Пробили правый поплавок в 5 местах о камни при швартовке.
5. Люфт в баллере руля.
6. Срезало распорную тягу от средней балки с правого борта.
7. Сломался удлинитель руля.
8. Протерли грот о ванту.
9. Поменяли блоки на клотике 1 -на двухходовой.
10. Ниппеля подкачки поплавков не выдерживают никакой критики (забивается песком).
11. Добавили деревянную 1а- балку поперечную в носу.
12. Добавили ремни для транспортировки катамарана в сборе.
13. Растяжек на тенте должно быть больше 6 шт.
14. Необходим рундучок для перекуса.
15. Качественный гидрокомбинезон - половина успеха похода.
16. Теплые гетры - обязательно.
17. Слив воды из кокпита или сеть.
18. Нужны 4 штатные герметички по 100 л.
19. Бочка капроновая под продукты с большим горлом.
20. Бинокль.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Петров Сергей, 14.10.2005
дядь это твой племянник из города героя москвы Петров Сергей. Нашел очень много публикаци о твоих приключениях! А вот адрес так ине раздобыл, надеюсь ты мне его перешлешь.
 Боря., 08.11.2005
Сам ходил на корабле и в Баренцево море и по всей Атлантике, но вашему мужеству удивлен. Есть в этом что-то. Наверное я бы и сам рескнул.
МОЛОДЦЫ!!!
 Трухин Владимир, 09.11.2005
Восхищён вашим мужеством. Тем не менее никому бы не посоветовал повторить этот маршрут. Я бывал на северном побережье Кольского - сплошные скалы, велика вероятность быть разбитым о них всмятку, или просто быть унесённым ветром в открытое море.
А как можно приобрести (либо просто посмотреть) ваш фильм? Маршрут-то уникальный.
 Паша Кольский, 09.11.2005
я уже где-то читал этот отчет, мне понравилось. ИМХО такие путешествия были бы гораздо более распространены, если бы не [censored] погранцы с их дебильными ограничениями.
 Виктор, 25.09.2007
Круто! С интересом прочел отчет.
С Баренцевым и Белым морями
ни одно море не сравниться.
Сам всю жизнь живу у моря, но такого перехода ни разу не довелось совершить, хотя когда-то в юности и трудился матросом.
Если соберетесь повторить переход, меня третьим возьмете?
 Рахманов Михаил, 25.04.2008
Валерий преклоняюсь...прочитал ваш отчет.Хорошо знаю баренцево и Белое Море. вы просто молодцы.Жму краба Семь Футов под Килем.Участник Соловецких Регат с1983 по1996г.Рахманов Михаил
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100