Река Белая и ее пещеры (24.07.02 - 4.08.02)
Автор - М. Трусков (Тула)

Пещера - это скала,
вывернутая наизнанку…

Пролог
Планируя идти в этом году по реке Белой (Агидель) я, как и любой турист, значительную часть свободного времени проводящий в Интернете, собирался впоследствии писать отчет о походе и вывешивать его на всеобщее обозрение в назидание потомкам и для ублажения собственного самолюбия.
Пройдя же маршрут и вдоволь насладившись красотами реки, я понял, что нет смысла плодить "велосипеды" - отчет Александра Меллера и лоция Михаила Морозова удовлетворяют практически всем потребности туриста, в первый раз собирающегося выбраться в эти удивительные места, а мой рацион и количество выпитого в поезде пива, на самом деле, никого не интересует.
В результате недолгих раздумий я решил заняться тем, чем прославил своё имя В.И.Ульянов-Ленин, который всю свою сознательную жизнь углублял, расширял и дополнял вечно живое учение Маркса и Энгельса. Мною в качестве первоисточников были взяты не менее бессмертные творения А.Меллера www.aha.ru/~meller , лоция Морозова http://www.adelaida.net/agidel/agidel.html и описание пещерных особенностей маршрута Сергея Шендеровского http://www.skitalets.ru/water/ural/agidel_shend2000/agidel.htm.
В этих записках я постараюсь осветить лишь те вопросы, которые в какой-то мере являются спорными, не нашедшими отражения в большинстве интернетовских отчетов, либо имеющие тенденцию изменяться во времени.

Предпочтительный участок маршрута
Собираясь на Белую, я долго изучал мнения разных людей, прошедших реку и оценивших "потребительские свойства" различных её участков. Если по конечному пункту вопросов не возникает, поскольку после Сыртланово река вырывается на степной простор и теряет 98% своей привлекательности, то о начальном пункте такого единства мнений не было.
Для себя я выбрал участок от Старо-Субхангулово (Бурзяна) до "стройки века". Имея явно выраженное желание как можно больше времени потратить на посещение пещер, я сознательно укоротил водную часть маршрута до 130 км.
Тем не менее, при общении на реке с туристами, сплавлявшихся из более высоких мест (Серменево, Кага), я неизменно интересовался их оценкой верхней части реки по сравнению с участком ниже Бурзяна. Так вот, мнение всех без исключения "независимых экспертов" было однозначное - река в верхнем течение интегрально интереснее нижней части маршрута. Там Белая более узкая, камерная, более шустрая. Несмотря на бОльшую населенность берегов проблем с местом для стоянки и бани ни у кого не возникало.
Резюме: если вы не ограничены во времени - смело идите от Серменево или от Каги.
Для сведения - скорость течения и отсутствие каких либо серьезных препятствий позволяло нам проходить на "Тайменях" и "Щуке-3" в день по 25-30 км, совершенно не напрягаясь и не отказывая себе в остановках для купания.

Заброска-выброска
Мы добирались до места старта традиционно - через Белорецк поездом Москва-Магнитогорск. На вокзале нас уже ждал УАЗ-буханка, заранее заказанный по телефону непосредственно в Бурзяне. Надо сказать, что на вокзальной площади в Белорецке к прибытию поезда собрались несколько "Газелей", готовых исполнить любой ваш каприз за ваши деньги.
Доставка в Бурзян (140 км) обошлась нам в 500 рублей. Сейчас понимаю, что эта цена оказалась весьма "дружеской". Видимо, сказалась неизбалованность бурзянского водителя.
К примеру, московско-калужская группа, с которой мы позже встретились на реке, ночью зафрахтовала на вокзале "Газель" до Каги (в два раза ближе Бурзяна) за 1200 рублей.
Другая московская группа там же на вокзале ночью наняла "Газель" до Серменево (20 км) за 300 рублей, плюс ещё отдали 100 рублей за ночную поездку по городу в поисках круглосуточных магазинов. В пути до Серменево водитель столь убедительно и артистично жаловался на свою небогатую жизнь, что ему был выдан бонус в размере ещё 100 рублей. Итого поездка обошлась в 500 рублей.
Ещё раз обращаю внимание, что это цены "Газелей", дежурящих ночью на вокзале, то есть, по определению, самые высокие.
Нашу выброску от "стройки века" осуществляли на "Газели", найденной нашими друзьями по телефону в Уфе уже в то время, когда мы были на маршруте. В качестве места нашей встречи я заранее назначил ту заветную точку, которую предложил в своем отчете А.Меллер - в трехстах метрах ниже водопада Невидимка. В его отчете нет схемы, но описание настолько точно, что не найти это место невозможно. Это уже не дикая природа, но ещё и не территория стройки. Похоже, за прошедшее время эта точка уже стала традиционной для завершения маршрута. Уютное место, окруженное кустами, оборудовано столом, лавками и местами для установки палаток. Вокруг, правда, ровным слоем лежат остатки туристической деятельности - закрутки от катамаранов, остатки их рам, пустые ПЭТ-бутылки, обрывки веревок и прочий мусор. В чем я хочу поправить А.Меллера, так это в том, что загрузка машин не представляет никакого труда - насыпь от места стоянки к дороге невысока.
Схема стройки
В этом году обнаружилась одна особенность завершения маршрута на описанном месте. Стройка разрослась и, похоже, стала уже "стройкой тысячелетия". Территория огорожена и пропуск машин на неё осуществляется через два КПП. Один расположен на въезде со стороны Верхне-Биккузино, другой со стороны Сыртланово, прямо перед автомостом через реку. На первом КПП дежурит милиция, а около моста - частные охранники.
Встреченные у Невидимки рабочие уверяли, что без специального пропуска никакие машины на стройку не пропускают. Пришлось идти искать КПП и выяснять ситуацию на месте. Сотрудники охраны легко пошли на контакт и честно признались, что на практике они всегда пропускают машины, приезжающие за туристами. На милицейский КПП мы уже не пошли. Приехавшая за нами на следующий день "Газель" легко преодолела трудности прохождения "милицейского" поста - устное объяснение вполне удовлетворило стражей порядка.
Пишу это на тот случай, чтобы назначая встречу на этом месте, вы заранее предупреждали водителей о подобных особенностях проникновения на территорию стройки.
Большинство групп все-таки шли дальше - обнося "трубный" мост и минуя обычный мост ниже по течению. Они становились лагерями либо у В.Биккузино, либо у Сыртланово.
Не знаю, как решается вопрос с транспортом в Биккузино, но в Сыртланово на всю деревню все тот же единственный владелец грузопассажирского УАЗика, живущий на дальнем конце деревни. Все жители его знают и покажут дорогу к его дому. В горячий туристический сезон он не сидит без дела и надо подстраиваться под его график, даже если он предложит везти вас глубокой ночью. За доставку группы в 10 человек (5 взрослых + 5 детей) до Мелеуза он взял 500 рублей.
Наша доставка грузопассажирской "Газелью" в Стерлитамак обошлась нам с учетом её холостого пробега в 1600 рублей (4 руб/км). Из Стерлитамака мы уезжали в 16-33 мск на поезде №608 Кумертау-Уфа по заранее купленным билетам до Москвы. В Уфе наши вагоны перецепили к поезду №255 Уфа-Москва. Прибытие в Москву в 4-30 после полутора суток пути от Стерлитамака.

Местное время
Местное время опережает московское на 2 часа. Если жить по нему, то утренний туман будет рассеиваться только к 10 часам, но зато реальные сумерки в последнюю неделю июля будут наступать только после 23 часов, что теоретически дает возможность искать подходящую стоянку до 21 часа.

Лоция
Надо сказать, что я люблю хорошие карты. Всегда перед очередным походом я тем или иным способом стараюсь обеспечить себя самыми подробными картами нитки маршрута и окрестностей. На этот раз я приобрел 2-х километровый атлас Башкортостана, гордо переименованный мной в "Глобус Башкирии". Он позволял весьма точно определяться на местности. Так вот, в эту кладезь топографической информации за весь поход я не заглянул ни разу, поскольку под рукой была лоция Морозова.
Поначалу было желание заняться правдоискательством и по возможности исправлять в лоции замеченные опечатки и дополнять её новыми подробностями.
После первого десятка километров приступы максимализма прошли и я успокоился - соотношение правильных ориентиров значительно превышало количество мелких недочетов. По лоции можно было определяться на местности вполне однозначно.
Безусловно, претензии к лоции есть и я их выскажу, не злобы для, а токмо для того, чтобы будущие пользователи просто учли эти особенности.
В лоции не указаны большое количество ручьев самого разного калибра. Это иногда сбивало с толку. Учитывая, что мы шли отнюдь не в дождливую погоду, нельзя считать, что все эти ручьи временные.
Примечания ко многим перекатам в части лучшего места для их прохождения весьма спорны. На самом деле течение не настолько сильно, чтобы не суметь вовремя прочитать воду с хода. Даже сев на камень, трагедии не произойдет - поток не силен, слезете…
Я бы убрал из лоции те объекты, которые давно исчезли - бывшие хутора и пасеки. С воды они в любом случае не видны, а место на бумаге занимают и отвлекают внимание от реальных ориентиров. Это, например, относится к деревне Киекбаево, находящейся настолько далеко от реки, что, даже выйдя на берег, увидеть её невозможно.
С другой стороны, очень интересная достопримечательность, на мой взгляд не уступающая по своей красоте грифону Таравал, обозначена в лоции как обычный ручей под №214.
В целом, наиболее удобными объектами для ориентирования являются острова и населенные пункты, видные с реки. Очень приятно, когда в примечаниях стояли более подробные указания, типа "на левом повороте реки". Это хорошо привязывает объект к местности.
Необходимо отметить, что начиная примерно с п.266 лоции вплоть до Акбутинской пещеры (п.291) вдоль реки идут свежие вырубки и отмеченные стоянки перестали существовать. Это, естественно, не дефект лоции, а следствие продолжающегося варварства.
Хочу, кстати, поправить А.Меллера, который считал, что на берегу сжигают только сучья. Не все так оптимистично. Все, что пилят лесорубы, от могучих берез до мелкого подлеска, трактора сгребают в аккуратные кучи, затем все это обильно поливается соляркой из бочек и поджигается. Видимо, это обходится дешевле, чем вывозить лес по наспех проложенной вдоль реки дороге со множеством бродов. Это, увы, не мои фантазии, а информация, полученная из первых рук - от лесорубов, которые жаловались на то, что даже для себя не могут выписать пару хлыстов на дрова. Из мест, близких к плотине, иногда вывозили бревна только хвойных пород.
Мы стояли на Сакаске двое с половиной суток и за это время тент, натянутый над столом, покрылся толстым слоем пепла, носящимся в воздухе от постоянно горящих костров на вырубках противоположного берега.
Старые вырубки быстро затягиваются новой порослью, и там, где пару лет назад горели штабеля березовых стволов, сейчас от каждого пня тянется вверх многочисленная поросль березы. Пройдет ещё пара-тройка лет и вырубки можно будет начинать заново.
В районе Акбутинской пещеры встать на стоянку можно либо напротив самой пещеры (2 стоянки) либо в трехстах метрах до неё на правом берегу (имейте в виду, что на этом месте каждый год стоит группа археологов, изучающих пещеру. Обычно они работают в последние две недели июля).
Вследствие закона сохранения энергии, если где-то что-то убавится, то, соответственно, где-то должно прибавиться. Так и со стоянками на Белой. Как только заканчиваются вырубки, количество стоянок резко увеличивается, по сравнению с указанными в лоции. Сразу за правым поворотом реки после Акбутинской пещеры вместо обозначенной стоянки оборудовано по крайней мере две. На участке от Скалы Вождей до скалы Палец - по правому берегу удобный для остановки галечник с выходом на основной берег. Напротив скалы Палец - как минимум три стоянки вместо одной под №302. Видно, что место под некоторые из них расчищено совсем недавно.
Я так подробно останавливаюсь на стоянках и, вообще, лоции, поскольку глубоко убежден - до окончания строительства плотины ещё очень далеко и ещё многие туристы успеют насладиться красотами Белой. Этот вывод основан на простой логике - никому не нужно водохранилище, как таковое. Оно только повод для того, чтобы СТРОИТЬ ПЛОТИНУ, вбухивая в неё огромные средства и греясь около финансовых ручейков, потоков и множества денежных "водопадов-невидимок". Эта стройка, по идее, не должна иметь конца. Вполне возможно, что в конце концов местные власти "внезапно" прозреют и инициируют полемику в подконтрольных им же СМИ, которая закончится чудесным исцелением безнадежного больного - Агидели. Стройку можно будет снова заморозить, занимаясь финансированием поддержания её в полуживом состоянии... Всё, хватит о политике, вернусь к лоции…
На начало августа 2002 года вырубки дошли от плотины вплоть до Сакасски. Во время нашей там стоянки рабочие начали валить деревья на склоне скалы сразу за поляной правого берега. Левый берег "освоен" ими уже практически полностью и стоянок №317 больше не существует. Напротив устья Сакасски можно встать только непосредственно на дороге, по которой регулярно ходят вахтовки и лесовозные трактора, либо на галечнике.
На правом берегу центральное место на поляне занимает армейский шатер лесорубов и их тесовая столовая. Тем не менее, на вытоптанной траве ежедневно стоят 3-4 группы, запланировавшие радиальные экскурсии в район карстовых пещер.
Лесорубы относятся к такому соседству весьма лояльно и даже помогают туристам пилить дрова своими шумными бензопилами, причем делают это абсолютно безвозмездно. Мы стояли там достаточно долго и наблюдали эти акты благотворительности не единожды.
Снова возвращусь к лоции. В примечании к п.320 сказано, что до ближнего провала 7 км, а до дальнего - 15. Цифры не совсем верные. Под ближним провалом можно понимать только Сумган-Кутук, до которого по тропе не более 4-5 км (1 час хода), а до дальнего (дальних?) Первого Кутука или пещеры "Зигзаг" ещё столько же. Итого - не более 8-9 км.

Рыбалка
На перекатах на "кораблик" на искусственную муху успешно ловили голавлей. Изначально кораблик был оснащен фирменными "хариусными" мухами, созданными умелыми руками подчеремских браконьеров. На эти мухи на Северном Урале прекрасно брал хариус, но южноуральские голавли их принципиально игнорировали. Поставил пару покупных мух в виде бабочек со сложенными крыльями и одну муху в виде желто-зеленой личинки. На них избирательно стал брать некрупный голавль от 100 до 300 грамм. Когда же я на оставшиеся поводки поставил самодельных мух из светлой оленьей шерсти, то на них стали ловиться более крупные экземпляры от 400 грамм. Солидные экземпляры ловились на самых бурных местах перекатов, а на ровной воде брали их более мелкие сородичи.
Долго не мог приспособиться ко вкусам местных щук и окуней. Аборигены настоятельно советовали пользоваться светлыми "вертячками", но результат был почти нулевой. Перепробовал весь запас блесен и воблеров, пока не поставил американскую "колебалку" красно-белого цвета. Эта блесна была в прошлом году подарена мне профессиональным спортсменом-нахлыстовиком Гинтасом из Каунаса, с которым мы возвращались в одном вагоне из походов по Полярному Уралу. Он уверял меня, что щуки отдадут полжизни за возможность поохотиться за такой блесной. Так оно и оказалось.
Щуки, щурята, окуни и окуньки жадно бросались на это яркое пятно, пренебрегая всеми остальными естественными продуктами питания, в изобилии плавающими вокруг.
Апофеозом ловли на эту блесну стал эпизод на Сакасске, когда я спустился из лагеря к воде, на берег, переполненный туристами-экскурсантами, сделал ОДИН заброс, подсек килограммовую щуку, небрежно вытащил её на берег, и удалился к своей палатке, унося добычу. Вроде как в рыбный магазин сходил…

Поведение в заповеднике
Несмотря на большое количество запретительных табличек на берегах Белой в тех местах, где она протекает по территории заповедника "Шульган-Таш" и национальному парку "Башкирия", никаких контактов с егерями не было ни у нас, ни у опрошенных на этот счет дружественных групп туристов.
Пока мои коллеги ходили в Капову пещеру, я попытался выспросить у хранительницы Музея природы, какие правила поведения на территории заповедника мы должны соблюдать. Она довольно невнятно попыталась объяснить мне, что мы должны останавливаться только там, где есть таблички "Место для стоянки туристов", но из подтекста явственно следовало, что у них нет ни штата, ни средств для хоть какого-то контроля за поведением туристов в заповеднике.
При покупке билетов в пещеру, с моих коллег в дополнение к цене билета (40 руб с лица) взяли ещё по 5 рублей т.н. "компенсационного сбора" за нахождение на территории заповедника и порекомендовали хранить эту квитанцию на случай встречи с егерями.
Возникает резонный вопрос - а если бы мы не пошли в эту знаменитую пещеру, а сразу поплыли дальше в поисках менее истоптанных подземных красот и не заплатили бы этот сбор? Как бы мы обходились без этой индульгенции?
Похоже, в этих местах проблем с нахождением на особо охраняемой территории все-таки не возникает…

Пещеры
Теперь, наконец, перейду непосредственно к той теме, которая волновала меня ещё до похода и полностью захватила в его процессе. Началось все с виртуального знакомства с Сергеем Шендеровским, который не без моего влияния написал записки о путешествии по Белой в 2000 году, уделив особое внимание именно посещению пещер.
Направляя свои стопы в этом году в Башкирию, я заранее готовился именно к этому нюансу маршрута. Вернувшись с Белой и находясь под этим незабываемым впечатлением, я решил развить эту тему. Прекрасно осознавая, что и я не являюсь профессиональным спелеологом и мои потенциальные читатели тоже, эти заметки надо воспринимать как советы более продвинутого дилетанта менее продвинутым.

Экипировка
Если вы не собираетесь ограничиваться только визитами во входные порталы пещер, а решите исследовать более глубокие их закоулки, то будьте готовы к тому, что в пещерах: а)темно б) грязно в) узко г) холодно…
Как следствие, приготовьте надежные фонари. Лучше всего, на мой взгляд, иметь комплект из налобного и обычного "ручного". Стандартный налобник "Альтурс" (150-170 руб) дает достаточно света для ориентирования в узких лазах и небольших коридорах. В больших залах удобнее светить мощным фонарем с галогеновой лампой. "Ручному" фонарю необходимо прикрепить петлю из тонкого шнура, чтобы его можно было вешать на шею и освобождать себе руки. Таких моментов, когда они обе понадобятся, в серьезных пещерах будет предостаточно.
Не экономьте на качестве батареек. Дешевые батарейки (10-15 руб) полностью "сдохнут" через 1-2 часа, а здорово подсядут уже через полчаса непрерывной работы. Возьмите дорогие, но действительно долгоиграющие алкалиновые батарейки типа "Duracell Plus" или ТДК по 40-60 рублей каждая.
С собой в пещеру обязательно возьмите запасные батарейки и лампочки к каждому из своих фонарей. Это придаст вам уверенность в том, что вы без проблем вернетесь назад. Такой эмоциональный настрой очень важен при экскурсиях в глубокие и длинные пещеры.
Батарейки надо гидроизолировать, поскольку придется ползать по руслам подземных ручьев и стоять под моросью подземного дождя.
Фирменные налобные фонари "Petzel" безусловно хороши, поскольку разрабатывались специалистами именно для спелеологов. Их стоимость - от 700-750 рублей в зависимости от модели.
Налобники с излучающими светодиодами насколько экономичны, но и настолько же дороги (1000-1500 рублей). По паспорту один комплект пальчиковых батарей обеспечивает его работу в течение 150 минут. Эти фонари также не столь ярки, но функцию обеспечения дополнительным светом исправно выполняют.
Профессиональные спелеологи пользуются карбидными налобными фонарями той же фирмы "Petzel". Они дают ровный рассеянный луч света, но так же не способны осветить дальний объект. Подобным фонарем пользовался наш проводник - спелеолог Радик Кадыргулов из г. Оренбурга при спуске в Четвертый Кутук и я не увидел каких то явных преимуществ карбидной лампы. Более того, язычок пламени периодически гас из-за засорения трубопровода от ёмкости с карбидом и, в конце концов, Радик надел налобник со светодиодами.

В пещерах, мягко говоря, не жарко - +5°С. Если вы планируете ползать там довольно долго, надо соответственно и одеться. Мы под тонкие капроновые костюмы поддевали шерстяное белье и свитера. На ноги - либо кеды на шерстяные носки, либо резиновые сапоги. Сапоги, конечно, теплее, но если полезете в самые глубины того же Четвертого Кутука, то там глубина подземной реки достаточно велика и сапоги все равно зальете.
Комплект "шерсть+капрон" помогает даже тогда, когда вы промокнете. Как известно, мокрая шерсть тоже греет. А ветра в пещерах нет, так что намокнув, не замерзнете. Вместо шерсти, безусловно, можно использовать флис и полартек - кому что нравится и доступно.
Вместо капронового костюма вполне можно одевать х/б комбинезон или любую другую одежду, которую не жалко порвать и испачкать. Преимущество капрона только в том, что он легче отстирывается и мгновенно сохнет.
О карманах. Наружные карманы имеют обыкновение цепляться за выступы в шкурниках, мешать и отрываться. Для переноски запасных батареек, веревки и прочего необходимого скарба используйте небольшой рюкзачок-транспортник, который в узких местах лучше тащить за собой на реп-шнуре. Оптимально, чтобы он был сделан из какого то плотного и непромокаемого материала.
Используя собственный опыт лазания по шкурникам, я на будущее подошью себе на капроновый костюм под колени и на локти тонкие прокладки из "пенки". Уж больно неприятно впиваются в эти места мелкие камешки.
На руки неплохо надеть обычные нитяные перчатки. Мы пришли к этой нехитрой истине только перед посещением последней пещеры, но правильность идеи была безоговорочно оценена всеми участниками.
В некоторых пещерах (4-й Кутук, Зигзаг) широкий коридор иногда обрывается вниз крутым уступом в 2-2.5 метра высотой. Где-то можно спуститься вниз используя неровности стены, где-то (в 4-м Кутуке) даже стоит увесистая лестница, но в некоторых случаях совсем не помешает страховочная веревка. С её помощью можно помочь спуститься хотя бы одному мужчине, который снизу будет страховать идущих следом женщин и детей.
Спустившись вниз, необходимо реально оценить, можно ли подняться обратно на этот уступ без помощи веревки, а используя собственные руки, плечи и другие подсобные "подъемные механизмы". Если это далеко не однозначно, веревку придется как следует закрепить наверху, чтобы на обратном пути вновь воспользоваться ею.
Теперь подробнее об обратном пути. В достаточно разветвленных пещерах (Театральная, Зигзаг) мы пользовались, как я теперь понимаю, наиболее традиционным методом дилетантов, оставляя на развилках заметные ориентиры. Скопив толстую пачку блестящих фантиков, замыкающий колонну сознательно сорил ими на разветвлениях и других "проблемных" местах. На обратном пути эту дискретную "нить Ариадны" мы, естественно, тщательно собирали. Какие-то предшественники "сорили" сосновыми веточками и, увы, не удосуживались их убирать на обратном пути. Безусловное преимущество фантиков - их большая контрастность на темном полу пещеры, нежели зеленой хвои

Фото под землей
Обязательно берите с собой в пещеры фотоаппарат. Никакие фонари не покажут вам и доли той красоты, которую вы обнаружите на фотоснимках, сделанных со вспышкой. На снимках начинают проявляться самые неожиданные краски натеков на стенах, а на потолках начинают сверкать и переливаться бесчисленные капли воды.
Постарайтесь сохранить свой аппарат от неизбежной в пещере грязи и сырости. Если пойдете под землю с обычной "мыльницей", по крайней мере заверните её в непромокаемый пакет и вытирайте руки перед её использованием.
Мне было проще - перед походом я приобрел водозащищенный Pentax Espio 95WR. К концу почти каждого подземного путешествия он покрывался ровным слоем жирной грязи, которую я, следуя инструкции, должен был смывать под струей воды. В качестве струи использовалась река Белая. Посторонние туристы широко раскрывали глаза, наблюдая мои экстравагантные водные процедуры с дорогостоящей техникой.
Надо сказать, что Pentax меня не подводил - он добросовестно жил у меня под капроновой курткой на животе, намокая вместе с ней. Единственной моей задачей было не заляпать грязными перчатками его зумовский объектив при съемках. Единственный раз, после трехчасового охлаждения в "Зигзаге", он отказался работать, выйдя на 32-х градусную жару. Пришлось дать ему пару часов отдыха, помыть в реке, после чего его работа так же внезапно возобновилась.

Теперь кратко о тех пещерах, которые встречаются на пути путешествующих по Белой ниже Бурзяна..

Миндигуловская пещера
Расположена в правобережной скале примерно через 3.5 км после дер. Миндигулово. В лоции отмечена под №149. При нормальном уровне воды проплыть мимо неё сложно - треугольный вход расположен так, что в него можно заплыть. Пещера небольшая, всего несколько десятков метров узкого хода, уходящего вверх. Интересна необычностью входа и тем, что она первая на маршруте.

Пещера ( лоция, №191)
Расположена примерно в километре ниже грифона Таравал в скале левого берега. В лоции о ней сказано, что пещера небольшая. Вход - широкая расщелина, расположенная невысоко в скале левого берега. Ко входу ведет тропинка. Пещера действительно невелика, и экскурсия в неё не требует фонарика - в дальней части пещеры в потолке светится достаточно большое отверстие, которое освещает пещеру. Из глубины этой пещеры обычно делают красивые фото с видом на реку. Мы назвали пещеру "Кротовой", потому что на полу встретили крота, активно рывшего глинистый пол пещеры. Так и решили, что и вся эта пещера творение его лап.

Пещера "Сказка"
Расположена на крутом безлесном склоне правого берега реки в районе хутора Акбулатово на расстоянии примерно 5 км от предыдущей пещеры. Хорошим ориентиром служит впадающий слева ручей Тютюланды. Ручей течет по заросшему лесом распадку и впадает в Белую широко и шумно. После ручья река делает плавный правый поворот. По левому берегу тянутся высокие скалы, поросшие лесом. Правый берег низкий, неширокая полоса деревьев подступает почти к воде, стоянок нет. Примерно через километр лес отступает от правого берега, между луговым основным берегом и водой появляется галечник шириной 20-30 метров. С галечника наверх идут тропинки. Это и есть предместья хутора Акбулатово.
Самая протоптанная тропа, ведущая с галечника наверх, непосредственно переходит в тропинку, круто взбегающую в гору. Там, под сенью двух сосен, видна вытоптанная площадка. Там и находится вход в пещеру.
На галечнике частенько располагаются группы туристов, запланировавших краткую экскурсию в Сказку, совмещая её с отдыхом и перекусом.
На высоком берегу стоят лагеря тех, кто решил сделать здесь дневку. Поскольку место довольно обитаемое, дров в ближайшем лесу нет. Нам приходилось ходить за сушняком довольно далеко назад по течению реки и довольствоваться сухими сучьями берез и тополей, которые пилили, предварительно взобравшись на дерево. Питьевую воду приносили из ручья Ямашлы, впадающего в Белую ниже хутора.
Вдоль берега, правда далеко от него, идет луговая дорога, связывающая Акбулатово с сенокосными угодьями. Сам хутор - два жилых дома и несколько хозяйственных построек стоит примерно в 200 метрах от воды. Живет одна семья - бабушку, мать и двое "внуков" весьма солидного возраста. Живут натуральным хозяйством, пасекой, водят небольшое стадо бычков и овец. Вечером, после 22 часов, с удовольствием снабжают туристов молоком (10 руб/л) и яйцами (20 руб/дес), могут накопать картошки и нарвать огородной зелени.
Поскольку к реке подходит достаточно хорошая дорога, здесь могут заканчиваться плановые маршруты многолюдных туристических групп. Мы, по крайней мере, имели весьма малоприятное соседство с палаточным табором (иначе не назовешь) башкирских ребятишек, неизвестно чем занимавшихся днем, но неизменно развивающих свою активность после захода солнца. Непонятный громкий говор перемежался до боли знакомыми русскими словами и выражениями. Особенно удручало, когда в полночь их руководители организовали возле палаток турнир по национальной борьбе башкирских мальчиков. Из полумрака доносились гортанные крики "Хоп-хоп!", "Давай-давай!". С великим облегчением мы восприняли фразу на русском языке: "Ну все, давайте последнюю пару..", после которой все постепенно смолкло.
Пещера "Сказка" имеет небольшой округлый вход в скальном выступе поросшего травой склона. Первый десяток метров - метровой высоты лаз со скользким глиняным полом, полого уходящий вниз. Вскоре он расширяется и можно идти, не сгибаясь. Первый большой зал - грот Гостинный. Обозначенный на схеме пещеры ход в её правую часть сознательно завален заботливыми КСС-никами не так давно. Теоретически, длина всех коридоров Сказки равняется 1160 метров, но доступными для посещения осталось гораздо меньше.
Вскоре после Гостинного грота ход сужается до откровенного шкурника, где надо начинать движение на левом боку. Не бойтесь - этот путь до вас проделывали сотни, если не тысячи предшественников и, как показывает практика, никто не застрял. Шкурник заканчивается небольшим вертикальным колодцем, ведущим в низкий грот Гномов. Свое название он получил, видимо, из-за невысоких сводов. Берегите голову! Из грота Гномов в соседний грот Столовый ведет такой же невысокий вертикальный лаз.
Столовый грот - большой зал, размерами около 10х20 м, со множеством тупиковых ответвлений и остатками натеков на стенах. Большая часть экскурсий заканчивается именно в нем. Весь путь от входа до Столового грота занимает не более 15 минут. Во время одного из наших посещений, туда притащили даже совсем малолетнюю девчушку лет 4-5-ти, которую передавали из грота Гномов в Столовый грот с рук на руки.
Желающие немного продлить путешествие по Сказке должны подняться по стопке плоских камней, уложенных в дальнем конце грота на неширокий балкончик, идущий по правой стене грота, пройти по нему пару метров и нырнуть в узкий лаз, находящийся по левую руку. Здесь начинаются несколько узких ходов, преходящих друг в друга, но неизменно возвращающихся к исходной точке. Судя по всему, основной ход, ведущий в дальнюю часть пещеры, также завален. Утверждать это категорически не возьмусь, потому что серьезно этим вопросом не занимались и, может быть, какой то ход не исследовали до конца.
Эти небольшие ходы, видимо, не столь часто посещаются туристами, поскольку в них лучше сохранились плоские сталактиты, да и надписей "Здесь был Салават" почти не встречаются.

Капова пещера (Шульган-Таш)
Расположена на правом берегу примерно в 5-ти км ниже Сказки. То, что в лоции названо Стоянкой под №204 (142.5 км) в нашем случае обернулось бесчисленным количеством автомобилей на безлесном правом берегу и массе купающихся тел. Надо сказать, что это был воскресный день, и ситуация по будням может быть не столь печальной.
Миновав очаг цивилизации, пройдя мелкий перекат и малозаметный галечный остров, река поворачивает направо. Метров через 500 на правом берегу появляется удобное для остановки место с галечным пляжем, табличкой "Причал для туристов" и деревянной лестницей, ведущей к домику Музея Природы.
Вход в Музей бесплатный. Фактически - это одна большая комната с экспонатами, развешанными по стенам и выставленными в витринах. Посередине комнаты стоит стол, за которым смотрительница в форменном пиджаке записывает в журнал сведения о посетителях. Её интересует их количество, откуда родом и каким видом транспорта прибыли. Про нас она записала : "Сплав".
В музее нам предложили купить небольшой бочонок башкирского меда "всего" за 180 рублей. Точно такие же бочонки мы купили в Уфе по 80 рублей, пока два часа ждали перецепления нашего вагона к уфимскому поезду. А ведь кто-то покупает и в Музее!
От музея широкая пешеходная тропа ведет к самой пещере. Стоимость экскурсии в 2002 году 40 рублей с носа, плюс 5 рублей компенсационного сбора за посещение территории заповедника. За один заход в пещеру заводят 20-25 человек. Длительность экскурсии по двум залам первого этажа не более 30 минут. Выдали аккумуляторные фонари, но практически каждый имел свой, на батарейках. В нашем случае к моменту выхода из пещеры экскурсантов, у входа уже накапливалась очередная группа и теоретически известный вариант договориться с гидом о визите на "заповедный" второй этаж не мог быть реализован.
Честно говоря, мы и не планировали этого делать, поскольку собирались самостоятельно увидеть те же красоты в других, менее коммерциализированных пещерах.

Пещера 9-Б (?)
Сразу оговорюсь, что название пещеры может быть и другое. Это нам сообщили археологи, работавшие в Акбутинской пещере, после того, как мы описали им место расположения пещеры. К нашему удивлению, эта большая и красивейшая пещера никак не отражена в лоции. Я засомневался в названии пещеры уже вернувшись из похода и начав выискивать в Интернете справочные данные для этих записок. Так вот, длина "теоретической" Б-9 составляет всего 29 метров, а на практике описываемая пещера, безусловно, масштабнее.
Пещера расположена на правом берегу, примерно в 5 км ниже Каповой на левом повороте реки. Не увидеть огромный круглый вход в пещеру среди зелени высоко на скале прямо по курсу лодки абсолютно невозможно. К пещере по крутому склону среди кустов ведет тропа. Чуть дальше тропы - мощный ручей, из которого хорошо будет утолять жажду, спустившись после трудного восхождения.
В отличие от грунтовой тропы к Сказке, тропа к Б-9 каменистая и более отвесная. Добравшись до огромного жерла, долго приходишь в себя, восстанавливая дыхание в комфортной атмосфере на границе уличной жары и пещерного холода.
Чуть в глубине громадный зев пещеры почти полностью перекрыт серповидным обломком скалы, оставляющим свободным проход только слева, позволяющим, впрочем, беспрепятственно проникнуть в сумрачную глубину.
Высокий ход постепенно сужается и вскоре приходится становиться на четвереньки, а потом и ползти. Шкурник, не столь сложный в преодолении, иногда позволяет становиться в полный рост. Основной ход один, по крайней мере явных ответвлений мы не заметили. Есть несколько боковых ходов, заваленных в самом начале, так что свернуть с торного пути невозможно. Через вертикальный колодец, ведущий вверх, попадаем в огромный зал, потолок которого с трудом находят лучи фонарей.
В правой стене зала узкий лаз, сперва чуть поднимающийся вверх и практически сразу переходящий в отвесный, но неглубокий колодец. Спустившись вниз, обнаружили быстро сужающийся ход с множеством плоских сталактитов на стенах, которые при касании их издают мелодичные "стеклянные" звуки.
Вернувшись в основной грот, получите несказанное удовольствие, напоследок спустившись в круто падающий тупиковый ход, берущий начало на стыке левой стены и пола. Будьте осторожны - камни в начале хода "играют".
Игра стоит свеч - ход очень живописен. Потолок ощетинился сосульками небольших сталактитов, а возле самых стен, как грибы-подосиновики, стоят невысокие сталагмиты. К сожалению, часть этой красоты уже обломана горе-спелеологами, но и оставшаяся их часть производит неизгладимое впечатление. По сравнению с истоптанной "Сказкой" - это девственный подземный мир.
Ход неглубок и вскоре сужается до минимума. Дальше 20-30 метров мы в него не прошли, но тем не менее, его красота поражает.

Акбутинская пещера (Баслан-Таш, Любимая)
Пещера находится на правом берегу в полутора километрах ниже бывшей деревни Акбуты, в настоящее время отселенной в связи с грядущим заполнением водохранилища. С воды не видна, и ориентироваться по ней невозможно. Кроме того, на протяжении 15-ти км выше пещеры на берегу весь лес сведен вырубками, что не даёт возможности ориентироваться по обозначенным в лоции стоянкам. Тем не менее, вход в пещеру настолько хорошо виден с воды, что проплыть мимо невозможно.
Пещера невелика - её длина не превышает 110 метров. Фактически - это один коридор, поначалу широкий и высокий, плавно уходящий вверх. Никаких трудностей, но и никаких внешних красот пещера не таит. Сказывается её доступность для тысяч посетителей за многие годы самодеятельного туризма на Белой. Может быть, только летучие мыши, начинающие свои бесшумные полеты с наступлением сумерек и норовящие посидеть у вас на голове, являются изюминкой этой пещеры.
В правой стене пещеры есть боковой лаз, приводящий в вертикальный колодец, в котором стоит бревно, неизвестно как туда вставленное. Археологи сказали, что колодец приводит в ход, заканчивающийся тупиком метров через 20.
В пещере уже много лет ведутся исследования группой археологов под руководством кандидата исторических наук, СНС института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН В.Г.Котова. Вячеслав Георгиевич, не отрываясь от работы, рассказал нам о том, что пещера была обитаема с самых древнейших времен и представляет собой сокровищницу ценнейших исторических находок. За время раскопок в ней были обнаружены уникальные творения рук человека со времен мезозоя и палеозоя до средних веков. При этом раскапывалась весьма ограниченная часть пещеры, расположенная непосредственно при входе в неё. В результате, весь склон, ведущий в пещеру покрыт "стерильной" породой, пропущенной через чуткие пальцы ученых.
Вячеслав Георгиевич считает, что если вскрыть заваленные боковые ходы, куда не ступала нога современного человека и исследовать их, то пещера может превзойти по своей научной значимости даже Шульган-Таш. Вопрос упирается, как обычно, только в недостаток финансирования.
Да и понятно, ведь все деньги башкирского бюджета идут на более приоритетные направления - надо строить Плотину. Это, кстати, национальное башкирское хобби - строить плотины. Построят очередную, её снесет паводком и можно строить вновь. И никто не виноват - стихия…. Так уже было ни один раз, но видимо, хобби настолько увлекло некоторых, что смелые эксперименты над природой и бюджетом продолжаются. (Размышления этого абзаца лично мои, и В.Г.Котов не имеет к ним ни малейшего отношения!!!)
К сожалению, подъем реки в результате постройки плотины грозит тем, что Акбутинская пещера будет периодически подтопляться и дальнейшие её исследования даже теоретически будут находиться под большим вопросом.
Течение импровизированной лекции ученого было прервано очередной находкой. Вячеслав Георгиевич держал в руках небольшой плоский осколок темного камня, размером со старый пятак. Это был древний скребок, с помощью которого обрабатывали шкуры животных. Отчетливо была видна острая режущая кромка и более тупая кромка со следами сколов вдоль неё. С помощью этой "ретуши" (это я использую умные слова В.Котова!) древний мастер обеспечивал нужную остроту той части орудия, которой шкуру выскребали.
К сведению тех туристов, которые захотят посетить эту небольшую, но интересную своей судьбой пещеру. В то время, когда идут археологические раскопки, руководитель группы имеет полное право не допускать досужих посетителей в зону исследования, что В.Г.Котов и делает. Мы сами ходили на экскурсию в пещеру вечером, когда археологи закончили работу и отдыхали в своем лагере. Так же поступи и туристы, вставшие лагерем ниже по течению и пришедшие к пещере почти в полной темноте.
Учитывая, что В.Г.Котов весьма умный и коммуникабельный человек, думаю, что если вы, проплывая мимо, начнете свой разговор с ним не о входе в пещеру, а о его работе, то, как и все увлеченные люди, он не просто расскажет вам об истории пещеры, но и поступится принципами - разрешит вам аккуратно проникнуть внутрь.
(Вячеслав Георгиевич! Если вы читаете эти строки, не держите на меня обиду за этот несогласованный с вами совет. Если будут здорово доставать визитеры - гоните их в шею!!!)

Пещера Театральная
К сожалению, я так и не смог найти на спелеологических сайтах, посвященных пещерам Башкирии, каких-либо сведений об этой пещере. Скорее всего, она имеет какое-то другое, не "туристическое" название, но такого соответствия я не обнаружил. Если кто-то поможет разрешить эту задачу - сообщите мне, и я внесу изменения в это текст.
Пещера расположена в толще скалы "Крейсер". Проплыв скалу Вождей (л) и скалу Палец (п), по правую руку вы увидите вертикальную стену левого "борта" Крейсера, закрытую до ватерлинии деревьями. Сквозь зелень проглядывает большая черная "пробоина" - вход в пещеру. Берег - поросший травой галечник, удобный для отдыха и перекуса. Ко входу ведет осыпь крупногабаритных обломков скалы.
На каждой плоской поверхности, особенно ближе ко входу, виднеются свидетельства человеческой невежественности. Крупные надписи краской "Салават-2000", "Ишимбай-99" и "Белебей" наводят на мысль создать Антологию туристов-варваров, в которую заносить имена и фамилии подобных геростратов от туризма для всеобщего поношения. Жаль только тратить на них время.
Пещера достаточно разветвленная. Войдя во входной портал вы увидите мощную колонну, поддерживающую свод. От неё надо повернуть направо. Просторный поначалу ход метров через 60 приведет к узкой горизонтальной щели, пол которой отполирован множеством коленей и локтей. Через эту щель идет дорога к выходу на противоположную сторону скалы Крейсер.
Низкий ход достаточно быстро расширяется и уже через 10-15 метров можно идти, согнувшись. Ход приводит в небольшой грот, откуда расходятся несколько узких лазов. Если сохранить прежнее направление движения, то метров через 30-40 движения по такому же невысокому ходу вы увидите свет, проникающий через небольшое отверстие в левой стене. Узкий наклонный шкуродер выводит на заросший лесом склон правого борта Крейсера. Невысокий потолок грота, откуда начинается этот лаз, покрыт каплям воды и даже в свете фонаря представляет собой феерическое зрелище.
Вся экскурсия по этому маршруту от входа в пещеру и обратно займет у вас не более 30 минут.

Сумган-Кутукский карстовый район
В восьми километрах ниже Театральной пещеры в Белую впадает ручей Сакасска, берущий свое начало в красивейшем Голубом озере. Это место, откуда удобно совершить радиальные выходы в Сумган-Кутукский карстовый район, богатый самыми интересными пещерами маршрута.
Не надейтесь на уединение в столь посещаемом месте. Оно полностью соответствует названию "проходной двор", данному ему в лоции. Но несмотря на большое количество претендентов, лагерем встать можно всегда. Особого уюта не будет - будете ходить, переступая через оттяжки чужих палаток, но поверьте мне - Кутукские пещеры стоят мессы!
Руководитель стоявшей на Сакасске группы спелеологов из Оренбурга Андрей Кислинский любезно набросал нам на листе бумаги схему расположения наиболее известных пещер этого района, а молодой спелеолог Радик Кадыргулов даже вызвался быть нашим проводником. Вместе с ним мы спустились в Четвертый Кутук, после чего он показал нам дорогу к пещере "Зигзаг", очень облегчив наши поиски. Огромное спасибо оренбуржцам за бескорыстную помощь!
Схема Сумган-Кутукского карстового района А.Кислинского оказалась настолько точной и лаконичной, что я рискну привести её здесь, слегка прокомментировав на основе уже собственного опыта её использования.
Тропа к Кутукам начинается от Белой и уходит перпендикулярно берегу через заросшую травой поляну. После небольшого ручья метрах в 200-х от берега, тропа раздваивается. Направо идет путь к Голубому озеру, до которого ещё минут 15 хода, а левая тропа, ведущая к Сумгану, довольно скоро попадает в узкое живописное ущелье. Выйдя из ущелья, тропа вьется сначала по лугу, а затем входит в лес, который продолжается почти до самого Сумган-Кутука. Сказать, что вдоль тропы "трава по пояс" будет не совсем верно. Ты идешь траве по пояс. Весь путь до Сумган-Кутука занимает около часа. Тропа до Сумгана настолько набита, что, ступив на неё после ручья, можно быть уверенным, что уж до Сумган-Кутука вы доберетесь.
Метров за 50 до Сумгана тропа минует поржавевшую табличку, то ли призывающую беречь природу, то ли напоминающая, что вы находитесь на территории национального парка. За табличкой тропа спускается вниз и вновь раздваивается. Слева уже видны серые скальные выходы, окружающие шахту Сумгана, а направо начинается путь к пещере "Зигзаг".
Здесь тропа сначала идет по узкому ущелью, с двух сторон стиснутая невысокими скалами. Миновав узкие каменные "ворота", через 5 минут тропа выходит на дно неширокого лога. Слева тянется луговой склон, а справа тянется лес. Ещё через 10 минут хода лесной массив справа приближается к тропе, а на левом склоне появляется издалека заметный ориентир - одиноко стоящая большая береза. Тропа чуть взбирается на левый склон. Здесь тропу пересекает другая набитая тропа. Пойдя направо, попадешь на т.н. "Перемычку" - обустроенную туристскую стоянку, расположенную между двумя неглубокими карстовым провалами. В дальнем из них заканчивает свой путь ручей, пропадая под землей. Это место спелеологи используют для организации базовых лагерей, откуда удобно наведываться во все окрестные пещеры. Удобных для стоянки мест два - между провалами и чуть дальше второго из них. Минус у этого места только один - немеряное количество всяческого гнуса, атакующих все открытые части потного тела.
Пойдя от перекрестка тропинок налево, вы минуете луг, войдете в лес и окажетесь у провала Четвертый Кутук.
Продолжая путь дальше по логу, вы довольно скоро справа у леса увидите два полуразрушенных дома заброшенной фермы. Тропа вновь спускается со склона, оставляя справа заросли цветущего голубого цикория, и идет по дну лога. Когда по левую руку появятся редкие березы, тропа отворачивает влево и начинает постепенно забирать вверх. Ориентиром начала подъема служит первая засохшая береза. Поднимаясь по склону и оставляя справа домики фермы, тропа входит в лес. По правую руку небольшой округлый провал, поросший крапивой. Ещё полсотни метров - и тропа пересекает старую полевую дорогу, ведущую к ферме, колеи которой все ещё ясно видны среди травы. Перекресток дороги и тропы набит до камней, и не заметить его невозможно.
Тропа пересекает дорогу и, чуть отклоняясь влево, вновь углубляется в лес. Хорошим ориентиром служит остающийся справа семиметровый "столб" - сухой ствол березы, лишившийся кроны в результате какого-то стихийного катаклизма.
Через 5 минут ходя тропа выходит на длинную поляну, пересекает её по диагонали и вновь попадает в лес. Миновав последовательно ещё две поляны и две аллеи саженых сосен, тропа через 20-25 минут хода от пересечения с дорогой круто сворачивает направо и, опускаясь в лог, выводит вас к очередной нравоучительной табличке.
Перейдя лог, тропа забирает вправо и буквально через 5 минут приводит вас к массивному березовому бревну, лежащему на небольшой поляне в окружении рощицы берез. Направо от этой импровизированной стоянки в сторону лога уходит короткая тропа, приводящая к узкой щели в травянистом склоне оврага. Это и есть вход в пещеру "Зигзаг".
Путь от Сумгана до "Зигзага" занимает чуть более часа, а пересечение тропы со старой дорогой находится примерно посередине этого пути.

Повернув от первой таблички налево к Сумган-Кутуку, можно продолжить путь дальше, направляясь к пещерам 1-3 Кутук и "Барсучья".
Оставив справа величественный провал Сумгана, тропа почти сразу поворачивает направо и дальше идет практически параллельно описанной ранее тропе на "Зигзаг" по дну широкого лога. Метров через 600 от поворота направо уходит тропа к провалу Четвертый Кутук. Можно свернуть и раньше, попытавшись срезать угол через лес и сократить путь.
Продолжая двигаться в первоначальном направлении тропа вскоре выходит на все ту же старую дорогу. С противоположной стороны в этом месте сходятся три карстовых лога. В дальнем конце левого из них находится вход в пещеру "Барсучья", а двинувшись по дну среднего лога тропа по очереди приведет вас ко входу в пещеру Третий Кутук, расположенный на левом склоне, затем ко входу во Второй Кутук, и совсем в конце, в районе высохшего озера - к Первому Кутуку. Путь от Сумгана до Первого Кутука также занимает около часа.
Мы ходили по нанесенным на схему тропинкам в конце июля - начале августа, когда до нас по ним уже прошли если не сотни, то уж десятки любителей подземных красот. В некоторых местах тропа настолько утоптана, что нет сомнения, что она будет заметна и в начале сезона, даже если вы будете её первопроходцами. Такой, безусловно, является участок тропы от Сакасски до Сумган-Кутука и от Сумгана до Перемычки.
В других местах казалось, что перед нами прошло всего несколько человек и тропой является только их след в примятой траве. Такими были тропы в лесу вокруг Четвертого Кутука. Именно поэтому я постарался более или менее подробно описать ориентиры на пути к пещере "Зигзаг", чтобы можно было хоть как-то контролировать свое перемещение.
Тропа на 1-3 Кутуки была нами пройдена только до поворота на 4-й Кутук и район "младших" Кутуков нами обследован не был.

Провал Сумган-Кутук
Одна из наиболее впечатляющих пропастей этого района, да и всего Урала в целом. Шахта размером около 5х10 метров уходит вертикально вниз на глубину 110 метров, где по дну протекает подземная река. Провал имеет три яруса галерей, в которых встречаются ледники, не тающие даже в жаркие летние месяцы.
Пещера доступна только подготовленным спелеологам, поскольку ближайшие к поверхности входы расположены на глубине 65 метров.
Пропасть Сумган была показана местными пастухами ученым только в 1960 году, а исследование провала со спуском в пещеры было начато в 1965 году. За прошедшее время исследованы все три яруса пещеры. Суммарная длина ходов составляет 9860 метров, уходящих от поверхности земли на глубину 130 метров. Это официальная цифра, многократно повторенная в справочных данных Сумгана на различных спелеологических сайтах. Оренбуржские спелеологи, длительное время изучающие провал и консультировавшие нас, назвали другую цифру - 13500 метров.
Исследование пещеры не обошлось без жертв. Весной 1967 года руководители группы археологов из МГУ Е. Алексеева и В. Алексинский погибли в результате интенсивного обледенения стен провала и навешенного на него оборудования. В марте 1988 года при исследовании сифонов подземной реки в результате эмболии сосудов головного мозга погиб опытный спелеоподводник А.Казенов. Мемориальные таблички в память об этих людях прикреплены к серым стенам шахты, недвусмысленно давая понять туристам, приходящим ко входу в провал, о высоком цензе мастерства, требуемого для покорения этой жемчужины Южного Урала.
Подробно об истории исследования провала и скрывающихся под толщей скал красотах можно узнать из материала одного из крупнейших специалистов Ю.В.Соколова на сайте Московского спелеоклуба "Перово" http://bashcaves.chat.ru/kutuksky/sumgan

Исследования ученых, к сожалению, показывают, что при заполнении Юмагузинского водохранилища до расчетной отметки, произойдет подтопление двух нижних ярусов этой уникальной пещеры и около 3780 м нижней и средней галерей окажутся недоступными для посещения без специального снаряжения.
Если для большинства туристов-водников, посещающих этот район и наблюдающих только выходящий на поверхность земли грозный зев Сумганского провала внешне ничего не изменится, то истинным спелеологам, проведшим под землей не один десяток часов, впору будет прикрепить на скалу очередную мемориальную доску с датами и трагической надписью, посвященной самому Сумгану: "Здесь был уникальный памятник природы, походя испоганенный человеком в погоне за деньгами. 1960-200..? гг."

Первая Кутукская пещера (ледяная)
Расположена на склоне закарстованной долины реки Кутук. Вход в пещеру высотой 3.5 метра и шириной около 30 метров расположен в основании известняковой стены. Длина ходов 520 метров, глубина 36 метров.
Внутренняя полость пещеры размером 100х180 метров разделена на два зала, расположенных на разной высоте. На дне правого зала размером около 50х70 метров возвышается глиняный холм, покрытый ледяными сталагмитами высотой до 5 метров. Из северо-западной части зала отверстие ведет в узкий извилистый коридор с протекающим по нему ручью, дно которого украшено натеками снежно-белого кальцита.

Вторая Кутукская пещера (сталактитовая)
Расположена в 400 метрах от Первой. Вход - провальная воронка глубиной 12 метров. Состоит из залов, гротов, коридоров и узких расщелин. Общая протяженность ходов 2050 метров, глубина - 110 метров.

Третья Кутукская пещера
Представляет собой ступенчатую оледенелую шахту. Располагается в устье лога. Состоит из входного кольца глубиной 10 метров и шахты глубиной 43 метра. На дне имеется горизонтальный ход, пересекающий шахту.
Рисуя схему района, Андрей Кислинский не зря поставил рядом с обозначением входа в этот провал жирный крест. Дилетантам там делать нечего. Если сопоставить общую длину ходов пещеры (82 метра) с её официальной глубиной (65 метров), то ясно, что горизонтальных участков там весьма немного.

Четвертая Кутукская пещера
Общая длина ходов этой грандиозной пещеры 1860 метров, глубина - 155 метров. Вход в пещеру расположен в лесу, примерно в 500-700 метрах севернее Сумганского провала. Входной колодец диаметром около 15 метров и глубиной около 7 метров. Вниз ведет "матёрая" березовая лестница (термин С.Ш.). На дне колодца ледник, покрытый слоем черной грязи. В южном направлении вниз уходит величественный коридор. Его ширина в начале спуска не менее 10-12 метров, а высота - не менее 15. Поначалу на дне встречается множество склизких бревен. "Лесоповал" заканчивается метров через 50.
Неподалеку от входа встречается первый отвесный уступ, преодолеть который нетрудно - вниз ведет мощная деревянная лестница. Все последующие уступы, а их встретится ещё два, приходится преодолевать с помощью нехитрых приемов скалолазания.
Широкий коридор с каждым поворотом сужается, по дну начинает течь ручей. Вскоре ширина коридора становится не более 1.5 - 2 метров, а высота с грандиозных 20 метров уменьшается до реальных потолков хрущевской малометражки. Мы доходим до развилки. Влево уходит неширокий сухой лаз, по которому мы проползали не более 15-20 метров.
Прямо по ходу округлый лаз, в который небольшим водопадом устремляется ручей. Нам туда. Это ход в т.н. "адамовы бани" - самое интересное место Четвертого Кутука.
Метров десять приходится ползти, словно по железобетонной канализационной трубе, по которой, к счастью, течет не зловонная жижа, а чистейшая и очень холодная вода. По дну "трубы" щедро разбросан щебень, размером с половину спичечного коробка.
Ход вновь выводит в широкий коридор, по дну которого, перетекая из гуры в гуру, течет самая настоящая подземная река. Поверхность известняковых чаш-гур причудливо изъедена водой, с их дна поднимаются небольшие отростки кораллитов - известняковых аналогов океанских кораллов.
Река становится все глубже и глубже. Коридор заканчивается тупиком - путь преграждает сифон. Река полностью занимает собой весь подземный ход, устремляясь к следующей пещере.
Расчеты ученых говорят о том, что в результате заполнения водохранилища будут обводнены последние 110 метров коридора подземной реки. Остается надеяться, что это произойдет не скоро.

Пещера "Зигзаг"
Общая длина ходов 2500 метров, глубина - 120 метров. Вход в пещеру расположен на склоне лога и представляет из себя довольно узкую глиняную щель, окаймленную яркой травой. Из-за относительной труднодоступности пещеры, её внутреннее убранство в наименьшей степени пострадало от рук посетителей по сравнению со всеми остальными пещерами, пройденными нами на берегах Белой.
Пещера начинается узкой щелью, круто уходящей вниз. Ход высокий, можно идти не сгибаясь, но в некоторых местах широкие плечи и бедра будут явной помехой. Ход очень извилистый - поворот следует за поворотом буквально через несколько метров. Сомнений в адекватности названия пещеры её внутреннему устройству не возникает ни на секунду. Узкий ход приводит в первый небольшой грот, где можно вдохнуть полной грудью. Стены и потолок грота - черный мрамор с белыми прожилками.
Далее ход такой же извилистый, но уже не столь узкий. Его стены и потолки украшены великолепными натеками, сталактитами и сталагмитами. Особенно поражает разноцветный сталактитовый водопад. Пещера имеет ответвления. В целом, двигаясь внутрь, надо придерживаться ходов, уходящих влево. Несколько раз встречаются крутые, но преодолимые уступы. По дну начинает течь ручей, быстро набирающий мощь.
Широкий ход внезапно обрывается серьезным препятствием - вертикальным уступом, высотой не менее 2.5 -3 метров с абсолютно гладкими стенками. Ручей падает вниз тонким водопадом. Преодолеть обрыв можно только с помощью веревки.
Коридор спускается все глубже, пока не достигает идущего другого - перпендикулярно идущего коридора с мощной подводной рекой. Чуть ниже места впадения ручья, по которому вы пришли, в левой стене реки имеется узкий ход в глиняный шкурник, который вновь выходит к реке несколькими десятками метров ниже по течению.

Эпилог
Не претендуя на исчерпывающее описание всех нюансов маршрута, с удовольствие приму любые замечания к этим запискам, касающиеся как фактического их наполнения, так и эмоциональных оценок. Не стреляйте в пианиста….

Михаил Трусков
kayak301@yandex.ru

В материале использованы фотографии автора, Екатерины Мосейчук и Сергея Силина.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Обсудить в форуме

nafis, 15.10.2006
Большое спасибо за Ваш рассказ о моей малой Родине, Бурзяне. Пишу о Родине с большой буквой, так как это моя родина. К сожалению я не знаю так хорошо о ней, так, как мне рано пришлось ухать с этих мест и мои приезды ограничены буквально несколькми днями. Я очень восхищаюсь людьми, совершено чужими, но родными по духу и любовью к бурзяну. Спасибо большое.
 Лосев А., 20.04.2008
Что касается схемы Кутук-Сумганского района, то там есть один существенный недостаток, из-за которого мы чуть не за плутали. На схеме, в верхней ее части, пещеры Кутук1-3 расположены в центральном логе, а на самом деле в крайне правом. Барсучья в свою очередь в центральном логе.