Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III

Июнь 2002 г.

Автор - Николай Петровский

Собрались почти спонтанно. Дорогие билеты и нежелание Андрюхи идти в "гостеприимные" Башкирские земли, а также несовпадение отпусков и планов других товарищей мешали мне определиться в выборе маршрута и сроков. Однако нужно было куда-нибудь срываться, а то работа затягивалась и безбожно отгрызала дни у лета. Уже почти прошел июнь.

Мне не хотелось после долгого простоя байдарки на "берегу" и моего застоя вне ее сразу, сломя голову, бросаться в бурные реки Карелии или Кольского полуострова. Я знал, что там реки серьезные, мы ж такие сами выбираем и ходим. Пороги, рыба, глухомань, ну, и своеобразная природа Севера, конечно, манили меня, однако степень порогов заставляла задуматься.

С другой стороны, я знал, что на реке Белая главный башкир Муртаза строит ГЭС, и что еще пара лет - и уже не перекатами, а водохранилищем встретит нас долина, пока еще реки, Белой. Я там никогда не был, но очень много слышал. Знал, что река там простая, не проблемная, вот только местный житель там недобрый и неприветливый. Также мне было известно, что с экологией в этом районе тоже не все в порядке. Пара аварий на ядерных объектах, недалеко от Челябинска, могли оставить шлейф и в полосе путешествия.

Потратив уйму времени на мысли и думы, кучу денег на переговоры по телефону, и пережив массу эмоций, я решил, что едем на Урал. Тут же начало везти. Удалось купить дешевые билеты по 700 руб. на чела, за плацкарт. Изначально ж речь шла о 1500, что и пугало коллег! Дешевизна билетов подвигла Анрюху стать мне напарником в этом путешествии.

Итак: Два экипажа. Два тайменя. Двое мужчин. Две девушки. Два дня на сборы. Два дня в поезде. Две недели на все.

Туристов в поезде почти нет, а если и есть, то все больше "пешие". В поезде народ рассказывал о взаимоотношениях двух народов: башкир и всех остальных - русских. С сожалением сознаем, что глупые националистические амбиции, подогретые в котлах власти кучкой проходимцев, попавших туда на гребне перестройки, свободы самоопределения и передела сфер влияния на местах будут нам мешать спокойно отдыхать и чувствовать себя не дома, нет, но в своей огромной стране, на своей территории, в своей "тарелке". Правда, тогда мы еще не знали до какой степени.

На маршруте есть два поселка, где Русские могут совершенно спокойно купить продуктов, получить нормальные ответы на вопросы, просто поговорить. Конечно же - это русские села. В остальных - башкирских, с тобой не жаждут общаться взрослые, и навязчиво ведут себя дети. Примером может служить хотя бы этот случай. С берега были видны ульи. На берегу сидят рыбаки. Подплываешь, спрашиваешь: "Где можно мед купить?" В ответ: "Не знаем (мы не местные)". В лоции указанно, что в этой деревне можно купить мед. Видно, не всем. Короче, не любят там народы друг друга. Негостеприимный там народец, смурной, а может, нам так везло. А все Башкирские упреки в адрес наших туристов насчет грязи на маршруте и исписанных скал я отвергаю! Посмотрите на имена и названия городов, начертанные на каменных красавцах, немых свидетелях вандализма. Увы, они сами засрали свою природу.

Однако ж, несмотря на все распри и дружеские крики детей: "Эй, туриста, вы откуда?! Эй, туриста, вы куда?" - и потоки брани на местном языке, а также, иногда, камни вдогонку - маршрут по реке Белой остается очень популярным среди туристов. Очень много групп из Магнитогорска, как коммерческих, так и "диких". Что совсем уж показалось мне странным, это то, что даже среди тур. групп существует недопонимание по национальному признаку, вернее с одной стороны. Дурная привычка сложных дальних походов, что турист туристу друг, или, во всяком случае, товарищ, здесь не работает. Опять оговорюсь - изначально это идет со стороны башкирских групп. Да, на маршруте были случаи кражи катамаранов! Не расслабляйтесь!

Есть, наверное, и среди башкир нормальные люди, но нам они не встречались. В прочем это все вступление, а теперь по порядку.

День первый

Поезд прибыл в Белорецк примерно в 5 утра. На мокром, после кратковременных дождей, асфальте перрона, образовалась куча шмотья - снаряги, скорее подходящая для группы в шесть-восемь человек, нежели для четверых, из которых две - девушки. Тащить это на руках было почти невозможно, да и куда? По карте, по прямой, 3 - 4 км, а по дороге примерно 7. Народ, вышедший с поезда, быстро "разобрал" такси и укатил в сторону города. Вокзал находится не в черте города, и до него еще надо добираться. Автобусы так рано, естественно, не ходят. Однако, на площади перед вокзалом нам удалось поймать старый РАФ, правда, тот уже набрал народ до города. Водила согласился отвезти нас до реки за 300 рублей сразу, как только освободится от пассажиров. Ждать пришлось полчаса. Пока ехали до реки, пошла гадкая морось. Мужик отвез нас к "Арскому камню", на пляж, с навесом типа "грибок". Высадив нас, он понесся к следующему поезду. Мы же, вкушая влажный воздух и топча мокрую, объеденную траву, и любуясь тихим, еще не проснувшимся пейзажем, принялись собирать байдарки. Верхушки невысоких, сплошь поросших лесом, гор скрывала туча - облако - дымка. Лишь частично сквозь него показывалась темная спина склона. Там шел дождь. Над нами в данный момент не капало, но все говорило - вот-вот польет. Река в этом месте шириной метров двадцать, и уже есть заметное течение. Вода после дождя мутная, с глинкой! Природа мало чем отличалась бы от нашей средней полосы, если б не горы. Да и то, скорее сопки, однако ж, сознание того, что мы находимся в верховьях уральских гор, не позволяет мне назвать их сопками, холмами.
Собрались по быстрому - часов за пять! Ну, так ведь пока распакуешь все по-нормальному, с учетом хмурого, а скорее всего и дождливого дня...

Пока Андрюха и его дочка готовили утренний супчик, я со своей девушкой Златой сходил в деревню и скупил в местном магазине весь хлеб - аж четыре буханки, и четыре апельсина. Очень-но липисинов захотелось!

Перекусив, пустились в путь. Грозивший начаться дождь, начался. Местами и временами он лил, как из ведра и мешал любоваться просторами. Каждый каменный выход воспринимался на ура! Обснимался и обахивался! Видели каменных слонов. Река несет хорошо, грести почти не надо, но сплавляться без собственной скорости, все ж, скучновато. Во второй половине дня, уже после обеденного перекуса салом с хлебом и чаем, с видом на поваленную иву, в которую вросла массивная, железная цепь, пошел ливень. Он лил часа три. За это время мы прошли немало километров, но вымокли просто до костей. Не спасли ни фирменные куртки, ни анораки, ни фартуки "Тайменей". Только Иркин плащ из целлофана, без всяких понтов, оставлял всю воду снаружи. Вот! Не гонитесь за видом и удобством - покупайте наших слонов!

Во время движения под дождем Андрей попытался договориться с местным жителем насчет бани - наивный он человек! Неужели не понятно было, что переходивший через реку, по висячему мосту, человек - не местный! Во всяком случае, такой был дан ответ Андрюхе. И поплыл он дальше, озадаченный и промокший, а человек пошел своей дорогой, уводя за собой лошадь, тоже абсолютно мокрую... и не местную.

Результатами дождя были: мокрая природа, поздняя стоянка, куча мокрых вещей, озноб, простужение Ирки.

Я пребывал в хорошем расположении духа. Ну, дождь! Ну, промок! Главное, чтоб в палатке было сухо. Их мы поставили быстро. Натянули тент, под ним веревку, развесили шмотки, развели костер. Золотце не хандрит - все в порядке! Как говорится, главное - чтоб соль не промокла, да спички не отсырели. Дождь прекратился. Выпили. Еще. Все наладилось. Заставили пить Ирку - нефиг простужаться! Перед сном Андрей переставил свою палатку на кострище, чтоб была возможность прогреть дочь и спину. Грелка получилась знатная и половину ночи парила хозяев. Из рассказа Андрюхи: "После того, как я установил палатку, уложил Иру на "сковородку", сказал ей, чтоб она лежала и не двигалась - грелась, ну а сам пошел погулять перед сном. Возвращаюсь, а у дочери слезы на глазах! "Не могу, говорит, больше!" Я ее спрашиваю: "Что, жарко? Ну, тогда двигайся, я погреюсь", - как дотронулся рукой до дна палатки, то все и понял! Чуть не ожегся! Вот какая у меня послушная и терпеливая дочь!" - с гордостью закончил он свой рассказ.

День второй
Проснулись под барабанную дробь дождя. Вставать не стали. Проснулись второй раз, осадков не наблюдается. Неспеша вылезли на свет божий, и решили, что никуда мы сегодня уже не пойдем. Устроили дневку. Стоим мы на левом, высоком берегу. Нас окружает приятный сосновый лесок, рядом - полянка и остатки старой лесной дороги. Местечко неплохое.

Золотце, не выдержав слоя дорожной грязи и пыли, несмотря на прохладную погоду и холодную воду, решила помыться, и полезла в реку. Я составил ей сопровождение и охрану, но в воду - брррр - не полез, холодно ж! После водных процедур перешли к обеду и дегустации спиртных напитков! В споре участвовали: 1) Самогон - Ржевский, и 2) Виски Американский. Наш отечественный продукт занял первое место, с огромным отрывом. Под все это дело мы закусили местными легендами, предоставленными нам описанием маршрута. В общем, скоротали денек. У Андрюхи поднялось настроение. Дождь кончился - насовсем! Вечером, с соседней стоянки, что была примерно в 100 метрах от нас, снялась группа автогуляк. Андрюха сходил на место их тусовки и обнаружил: пакет картошки, пачку макарон, солнцезащитные очки. Все это мы с благодарностью прихватизировали!

День третий
Наконец-то хорошая погода! Встаем, быстро собираемся, кушаем и примерно в 12 часов отчаливаем от берега. Течение реки подхватывает лодки, и мы легко продвигаемся вперед. Все больше и больше радуют глаз пейзажи. Все больше и выше камни, скалы. Через час передохнули на красивейшем лугу. Андрей опять нашел картошку, но на этот раз печеную. Она была одна, большая и теплая. Мы ее съели. Ну а вообще-то, тут места не дикие. Дороги - дороги - дороги. Иногда шоссе подходит так близко к реке, что с воды отчетливо видны дорожные знаки. Что забавно - так это то, что знаки поворота дороги совпадают с поворотами реки. Как будто наш путь разметили! Воды в этом году много, и мы без труда преодолеваем мели, которых на реке множество.

Так, потихоньку, добрались до Каги. Перед ней, на повороте, еще до места сбора лодок, через реку переброшена труба газопровода. От нее воняло газом. Строители, судя по всему, не парились и перекинули трубу на высоте обычного уровня воды! То есть в малую воду, это, скорее всего, обнос. Но нам везет - воды много, препятствие скрыто под ней. Мы прыгаем с образовавшейся ступеньки, даже не чиркнув дном оную. О том, что там газопровод, и то, что на нем только что устранили аварию, мы узнали от рыбака. Угадайте, какой национальности?

Поселок Кага - излюбленное место старта для туристов, он часто описывается как начальная точка путешествия. И подтверждением этого служили собирающиеся на правом берегу катамаранщики и резинолодочники! Нет! Хоть река и является сплавной для плотов, но без собственной скорости как-то скучновато. Это наше, сугубо групповое, мнение.

Наконец-то вышло солнце, и можно позагорать. Ура! Забегая вперед, могу сказать, что мы вошли в зону обширного антициклона, и солнце сопровождало нас все оставшуюся дорогу. Все кончилось солнечными ожогами Иркиных ног. Мучилась недолго - дня три. Извели на ее ноги трофейную простоквашу и кучу мази.

Дни далее
Дальше я помню сумбурно, но что рассказать еще есть. Например, то, что местные не признают в лодке весел. Зачем, мол, они нужны, если можно толкаться шестом! Все только так и плавают. Дело тут, наверное, в малых глубинах. Еще они легко переправляются через реку на лошадях и автомашинах типа "Урал". Ну, а где брод, они-то знают. Их, бродов, на реке - 1000 миллионов.

На одной из стоянок - а стояли мы на поле, обгрызенном коровами, недалеко от других туристических тусовок - Иру напугал местный, конный джигит.

- Я стою - говорит Ира, - вокруг темно, а на меня лошадь несется! Я думала, бешеная что ли!
Ну, а на поверку, оказался бухой пастух.
- Вы, - говорит, - тут кобылу мою, оседланную, не видели? Я вчера лошадь потерял.
- Не, - отвечаем, - не видали.
Ну, а потом Андрюха его разговорил и выяснил, что тот в пьянющем виде переезжал через реку, и тут лошадь ка-а-к пры-ыгнет, аж на тот берег моря! Он с нее и свалился. Бухой потому как был! А лошаденка-то отцова, да без колокольца, который они из консервных банок делают. Ну, в общем - попал чувак, да и похмелиться не на что! А про лошадь, может и выдумал - для жалости. Да только вот не везло ему. Мы кобылы не видали, да и выпить, блин, не дали. Конечно, жалко! В местных магазинах ВОДКИ - НЕ ПРОДАЮТ. Во всяком случае, в открытую. Сэм - можно достать, но, честно говоря, страшно. Вот и ходит башкирский народ по пойме - выпить ищет. Еще один пивной закон оправдался на все 100. Это - если есть один человек страждущий выпить, и еще два человека желающих выпить, а пить нечего, то они встретятся и все одно - выпьют. Было это так: наутро, с другой стороны реки переправились двое джигитов. Один из них с ружьем, правда, не заряженным. При них два пса. Подъезжают прямо к нам. Соскакивают с лошадей и рассаживаются около нашего костра как дорогие гости и ну "колоть" Андрюху на предмет - выпить. Но не на того напали. Наш "тертый калач" выпить им не дал, а культурно послал их на… Те, конечно, такому повороту событий не удивились, но огорчились слегка, да и поскакали по полю как кони тыкдымские. Ну а на встречу им - вчерашний конолов уж скачет. Встретились. Спешились и стали думу думать да горе страдать - метрах так в 200-ах от нас.

Три Башкира на привале только об одном страдали,
Где б так, денег раздобыть, чтобы души похмелить.
Эти гады, блин, туристы, не нашли им грамм по триста,
Взять бы этих вот туристов, покрутить, побить слегка,
В реку кинуть вместе с камнем, а потом назад достать,
Дать пинка, отнять похлебку, соль и спички - все отнять,
Поделить, пропить, да только -
Эти самые туристы, не совсем уж пофигисты,
Не дадут себя мочить, чтоб нам водки получить.
Надо действовать хитрей - лить им на уши елей,
И под видом благозвучным им продать -
Корову, дом, заложить портки, собаку, мамку, бабку и рубаху,
Весь Урал пропить до капли - хоть того не может быть -
"Ну, хоть хлебушка краюху - очень сильно хочем пить".
И Башкир, как будто сокол, на родна коня вспорхнул,
И то шагом, то галопом, к нам подъехал и всхлипнул.
"Вот вам хлеба каравай, мне ж червонец подавай".
Совершили мы обмен, тут же он вернулся к тем.
Вскоре снова прискакал, говорит - мол, мало взял,
Стоит, мол, дороже - литр (ой) хлеб, хош как хош - такой вертеп.
Выпросил еще монет и как ветер улетел.
Трое, все развеселились, приудало в путь пустились.
И летят, скорее, вскачь, - их поймет любой алкач!
Вот и скрылися вдали, мысли ж мирно потекли.

Самодельный хлеб оказался очень славным. За десять дней похода он не испортился и сильно не зачерствел, не то, что магазинный.
Про природу - красиво. Впечатляют скалы с тридцатиэтажный дом, подходящие к самой воде. Лес, там, где он есть, а есть его много где, густой, сочный, но клещистый. Из-за боязни быть укушенными клещом, в лес пытались не ходить, однако все равно поснимали с себя не по одному клещу, да и укусов избежать не удалось. Но на основных туристических тропах клещей почти нет. Туристов-то, поди - много! А клещей-то на всех - мало! Руководствуясь этим принципом, мы посетили Ущелье двух водопадов - прохладный оазис с небольшим, но красивым первым водопадом, и малодоступным, без навыков пролезания сквозь дыру в скале, - вторым, меньшим и менее красивым, но ущелье очень красивое.

Залез на гору Азанташ, красивый вид подпорчен строителями ГЭС. Лес по берегам попилен. Кругом видны дымы костров - жгут деревья. Природу начали портить почти от "Голубого озера", там начинается зона планируемого подтопления. Там же кончаются все мало-мальски приятные места для стоянок. Вылезти можно либо на поле, либо на старую дорогу. Да и в том и другом случае трудно найти ровное место под палатку. Короче, кошмар. Нам повезло, мы встали прямо у горы Азанташ, не зная того, что это она. На маршруте видели три профиля вождей на скале! Так и хочется с ними жахнуть! Выглядят они не очень, ну да уж возраст!

Посетили некоторые пещеры - не впечатлило. Необычно, темно, сыро, грязно. Да и не большие они. При этом в самые красивые пещеры мы не попали. "Сказку" мы проплыли мимо, возвращаться не захотелось, так как торопились в "Капову пещеру" - однако и в нее мы опоздали, потому что она - экспонат заповедника, да и пускали только в один зал, если отдельно с проводниками не договориться. А так там есть второй зал, с озером.

В пещере, той, что в скале "Крейсер", есть лаз, сквозь всю скалу, но мы узнали о нем позже, поговорив с группой туристов гораздо ниже по реке. Лаз я этот видел, он начинается с середины пещеры, под нависающей плитой.

Сразу надо ползти на брюхе по грязи. Я не разглядел продолжения туннеля, и не пополз. Остальные пещеры напоминают норы. Ничего там почти нет - ни сталактитов, ни сталагмитов, а те, что были, уж пообломали. И уж чего в достатке, так это надписей - "здесь были мы".

Ну, вот и все о природе. Несмотря ни на что, мне понравилось.

Подошли к плотине. Да, могуч и жесток человек... Погрыз все скалы вокруг, как гигантский бобер. Много народа трудится на этой гигантской стройке. Состав бригад интернациональный и все время меняется. Однако у некоторых есть время и рыбку половить, и над туристами посмеяться. Проход для байдарок и других плавучих средств пока существует. Образовался небольшой сливчик через всю реку и пара небольших валов за ним. Мы спокойно прошли посередине, хотя с берега нам все кричали, что мы на байдарке утонем. Брехня, не утонули. В нашу воду прошли играючи, без видимых и невидимых проблем.

На маршруте встретили несколько дружелюбных туристических групп. С ними было приятно пообщаться. Остальные группы были либо замкнутыми, либо враждебно настроенными - башкирскими. Групп в это время (июнь) относительно мало, но все равно много. Видели один настоящий плот. На его борту красовались две палатки и печка, да и народу было немало. Веселый добродушный народ, хоть и башкиры. Ну, уж извините, такое осталось впечатление от общения с этим народом.
Уезжали мы с шиком! Нам очень помогла Андрюхина дружелюбность и умение поддерживать беседу. Мы познакомились с группой, за которой должна была приехать "Газель", она и приехала. После пьяной и бессонной, для Андрея, ночи и моря выпитой водки, народ согласился нас подбросить от Сыртланова до Соловата. О! Это были незабываемые километры в кузове "Газели". Пыль проселочных дорог оседала на нас толстым слоем, который частично удалось смыть в Уфе, в общественном привокзальном туалете, за рупь с чела. От Соловата мы доехали до Уфы на автобусе. От Уфы - поездом. Вот и все, что я помню. Как выбираться из Сыртланова по нормальному я где-то в интернете читал, но где - не помню. Автобус там точно ходит. С другой стороны реки, из деревни, тоже ходит, короче, уехать можно, но гемор будет.
Ну, и напоследок - несколько фоток с маршрута!

Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)Урал р. Белая (Белорецк - Сыртланово)