Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Лонготьеган 2003

Отчёт о водном походе на четырёхместном катамаране по р.р. Немуръеган - Лонготьеган (Полярный Урал), или Путешествие Туда и Обратно.

Команда Гоблинов, г. Владимир. Август, 2003 г.


Автор - Сергей Булыгин (Владимир)

Оглавление:
1) Предисловие.
2) Краткое описание маршрута, заброска и выброска.
3) Дневник.
4) Некоторые выводы, сделанные дома.

Предисловие:

В кровати, хате и халате
Покой находит обыватель.
А романтик всё снуёт
И в шестерёнки .… суёт.
И. Губерман.

Мысль о Заполярье витала в нашем воображении с прошлого года, поэтому где-то с осени на редких посиделках периодически поднимался извечный вопрос: "Что делать?", вернее "Куда идти?". Из нас четверых трое предъявляли к рекам, как к потенциальным маршрутам, различные требования. Мне хотелось, чтобы в первую очередь, была интересна сама река в плане препятствий, Тимофея волновала больше всего перспектива рыбалки, Сергей Анатольевич (Ворчун) мечтал о том, чтобы за время похода встречать как можно меньше представителей Homo Sapiens. Один Сергей Николаевич флегматично заявил, что поддержит любые предложения. После длительного изучения Интернета, на повестке дня оставались два основных варианта, а именно: Лонготъеган или Иоканга на Кольском полуострове. Учитывая множество факторов, основным из которых было то, что отец Тимофея 17 лет назад рыбачил на притоке Лонгота и изъявил желание идти с нами, предпочтение было отдано Полярному Уралу. Таким образом, нас получалось пять человек. С этим расчётом были куплены билеты и провиант, когда за два дня до отправления Ворчун заявил, что поехать не сможет. В результате этой непоправимой потери наш состав выглядел следующим образом:

- Манин Борис Леонидович (Б.Л.)
- Манин Тимофей Борисович (Гоблин Йогурт, или младший)
- Бутылкин Сергей Николаевич (Гоблин Баунти или старший, он же Боцман)
- Булыгин Сергей Алексеевич (Доктор Ливси, он же Гоблин Сникерс или средний) - Я.

Краткое описание маршрута, заброска и выброска

Весь маршрут полностью расположен за полярным кругом. Река берёт своё начало на восточном склоне Полярного Урала, до впадения самого крупного притока р. Немуръеган течёт на восток-северо-восток. После впадения Немуръегана река меняет направление на юго-юго-восток, а по выходу из гор общее направление - на юго-восток. Русло каменистое, в низовьях - песчаное. В верховьях река течёт в красивых долинах горной тундры. В среднем течении Лонгот пересекает тундру, расположенную на скальных породах, иногда проходит через живописные каньоны. Ближе к концу маршрута тундровая растительность сменяется лесотундрой. Берега большей частью каменистые, иногда песчано-галечные, за исключением последних нескольких километров перед Большим Хоровинским сором, где практически на всём протяжении берега представляют собой сплошное болото, вплоть до впадения в Малую Обь. По этой причине стоянку здесь найти крайне сложно, и если они и есть, то заняты рыбаками из Лабытнанг, занимающихся промысловым ловом. На остальном протяжении реки проблем со стоянками нет. Течение реки быстрое, множество препятствий в виде каменистых перекатов, шивер (иногда труднопроходимых или даже непроходимых), различных порогов. Наиболее интересная в плане препятствий и сложная часть реки находится в среднем течении после автожелезнодорожного моста на п-в Ямал. Протяжённость этого участка составляет приблизительно 50 км. На этом отрезке пути спокойной воды почти нет, шиверы, пороги и перекаты следуют один за другим. Здесь особенно следует отметить три препятствия, которые потребовали предварительной разведки. Это: Малый Водопадный порог; порог, где в 1970 г. погибла Галина Тюрина; и, водопад. Ориентиры на эти препятствия и их краткое описание находятся в дневнике. Остальные препятствия были пройдены с ходу, но при этом надо отметить, что:
а) шли мы, по словам местных, в относительно большую воду, причём, судя по берегам за 2-3 недели она (вода) опустилась;
б) плавсредство - 4-х местный катамаран, так как пытаться пройти на каркасной байдарке равносильно, по-максимуму, самоубийству, а по-минимуму - гибели судна;
в) за своё нахальство мы один раз были наказаны, в простом пороге налетев на приличных размеров булыжник (результат - покорёженная рама катамарана и двое искупавшихся).
После водопада препятствий на реке становится всё меньше, сложность их резко уменьшается, постепенно река переходит в сплошной плёс. В Хоровинском соре течения практически нет. Т.к. в зависимости от уровня воды конфигурация берегов может меняться, а площадь его велика, то заблудиться - как два пальца… К тому же с юга сор соединяется с Харбейским сором. Дабы избежать возможных многодневных плутаний по камышам и болотам, при выходе в сор надо держаться левого берега.

Заброска
От Ярославского вокзала Москвы в 21.46. отходит поезд №120 Москва - Лабытнанги. Время в пути - около двух суток. Далее есть два варианта. Первый: сойти на станции 110 км, где расположен пос. Полярный. Там можно попытаться найти либо ГАЗ-66, либо вездеход. Если договариваться на месте, то такса железная - 150 руб/км. Есть вероятность, что в случае отказа эти же люди по пути догонят и подбросят гораздо дешевле, что было в нашем случае. Расстояние до истока Лонгота - около 50 км, и ещё порядка 10 км до места, откуда можно начать сплав. Дорога идёт вдоль правого берега р. Большая Пойпудыня и пересекает её примерно через 25 км. Далее можно идти либо основной дорогой на восток, но затем придётся в северном направлении переваливать через хр. Харбейхой (умный в гору не пойдёт); либо, что проще, после брода двигаться по вездеходной дороге, отмеченной на карте в северном направлении, которая, км через 15 сворачивая к востоку, ведёт непосредственно к истоку Лонгота и далее, срезая петлю, к месту, откуда можно начать сплав. Второй: доехав на поезде до ст. Обская (предпоследняя перед Лабытнангами), пересесть на паровоз, идущий на п-в Ямал. На этом поезде можно доехать до автожелезнодорожного моста через Лонгот. Расписание движения нам не известно, но судя по шуму, ходит он каждый день. Во всяком случае, на протяжении двух суток мы слышали вечером шум поезда. Преимущество: не надо добираться своим ходом 60 км и попадаешь сразу на наиболее сложную часть реки. Недостаток: самый живописный горный участок пути уже позади.

Выброска
Сор впадает в Малую Обь приблизительно в 60 км от Лабтынанг ниже по течению. Оптимальный вариант - остановиться в соре у рыбаков, у которых может оказаться оказия до Лабытнанг в виде катера, приезжающего за рыбой каждый день или через день. При их отсутствии необходимо выйти из сора и подняться вверх по течению Малой Оби до пос. Халас-Пугор примерно 3-4 км. Посёлок виден ещё из сора в восточном направлении. Здесь важно не перепутать с Лабытнангами, огни которых вечером видны на юге. Иначе очень просто уйти в Харбейский сор и плутать там энное количество времени. Там можно попробовать найти катер либо до самих Лабытнанг, либо до ближайшего посёлка Хорсаим, откуда выбраться, по словам местных, намного проще. Такса неизвестная, нас подбросили от рыбаков, можно сказать, задаром. Подробности - в дневнике. Из Лабытнанг каждое утро отправляется паровоз до Москвы, в нашем случае расписание за 2 недели изменилось и отправление было в 7.45 по Москве. Разница по времени с Московским составляет + 2 часа. Касса открывается в 6.00 по местному времени, к этому часу народу на вокзале уже достаточно много и у касс лежит бумажка, в которой записывается очередь с вечера. Мы взяли билеты без проблем. Круглосуточное пиво, ну и другие товары, находятся в магазине, расположенном в 200 м за вокзалом, если стоять спиной к платформе.

Дневник

29 июля 2003 г.

11.30. по Московскому времени.
Началось!!! Уже 13 часов трясёмся в якобы скором поезде Москва - Лабытнанги. Жара!
Я не помню ни одного похода, который обошёлся бы без приключений. В прошлом году они начались с авральных сборов после покупки билетов за 10 часов до отправления поезда. На сей раз прогресс налицо: почти за неделю до отправления, когда у меня в кармане уже лежали 5 билетов, мы с Ворчуном закупили хавчик в соответствии с суточными потребностями каждого и в соответствии со свободными ёмкостями рюкзаков; все подготовились к долгожданному походу, и вот, за два дня до отъезда он (Ворчун) объявил, что вступил в партию, готовится к выборам, поэтому идти с нами не может, так как если партия сказала, то… Почему люди вечно вступают то в партию, то ещё куда! Но, как бы то ни было, мы остались без наиболее опытного авантюриста, если перефразировать министра-администратора из "Обыкновенного чуда", - без нашего Сэнсэйчика, как я его называю.
Проводы на вокзале во Владимире были пышными. Торжественные речи, тосты под пиво с… пивом и просто пиво без тостов и речей. Приняв к сведению наказы провожающих, забрались в электричку под удивлёнными взглядами попутчиков, немного обалдевших при виде наших скромных пожитков.
До Москвы добрались без приключений, если не считать изнуряющей жары и опоздания на полчаса. Последним обстоятельством никого не удивишь, как и отсутствием WC в отечественных электричках. Сразу, стараясь не смотреть в глаза представителям власти и делая вид, будто идём на работу, перешли на платформу, откуда ходят электрички до Каланчевской. Здесь оба Маниных нас бросили возле обоссанной будки и кочевья бомжей, а сами отправились на поиски аккумулятора к видеокамере, с коим и вернулись почти через 3 часа. Сразу сели на электричку и доехали до Каланчевской, где, как выяснилось, на выходе с платформы установили турникеты. Сей факт оказался для нас полной неожиданностью, т.к. когда мы ехали в Карелию два года назад, турникетов не было. При наличии отсутствия билетов, пришлось брать турникеты штурмом.
На удивление, на Ярославском вокзале, кроме нас, оказалось ещё только две компании турья и те сели в Воркутинский поезд. Памятуя о поездке в Карелию, когда при посадке в паровоз с нас содрали за багаж, решили предварительно взвеситься. Оказалось, что все четыре рюкзака примерно по 40 кг, плюс-минус полкило, и к этому ещё надо прибавить весла, раму и провиант на дорогу. Спасибо тётеньке на весах - за перевес не взяла, дала нам квитанцию, что весь багаж менее чем по 36 кило на нос. В поезд погрузились оперативно, проводник на наши квитанции даже не посмотрел, впрочем ему было не до этого, т.к. по лицу его было видно, что день вчера выдался не из лёгких.
Отправились без опоздания - в 21.46. Вагон плацкартный - жара! Мы с Сергеем едем в одном отсеке с очень симпатичной мамой с сыном, возвращающимися домой, в Салехард. Манины - через одно купе от нас, в компании со злобной старушенцией. Ужинать сели у Маниных. Съели курицу, которую я накануне отъезда запёк, забыв извлечь из неё полиэтиленовый пакет с внутренностями. Как дополнение к курице - банка рыбных консервов (Манин мл. сказал, чтобы к реке рыбных консервов не оставалось) и 500 мл/ 4 носа. Несмотря на приятную беседу, елось и пилось очень оперативно, т.к. все устали и хотелось спать. Когда зашёл разговор о перекличке для червей, которых Тим заранее накопал для хариусов, старушенция попробовала устроить небольшой скандал. Дабы не дразнить зверя, единогласно было принято решение сдаться без боя и устраиваться баиньки, тем более что и курица и иже с ней уже приказали долго жить.
Ночью проехали Ростов, Ярославль, утром - Вологду, где выяснилось, что опаздываем на 40 мин. Светит солнце, мы пьём пиво и маемся бездельем. Вечером будет преферанс.

13.45. по Моск. вр. Дополнение от Боцмана.
Катим в паровозе - духота. Но всё равно я не пойму, зачем покупать водку, когда есть спирт, тем более в понедельник! Ждём обеда. Средний Гоблин мечтает о "вертолёте"; Младший Гоблин стал завхозом, пока на своей шкуре этого не прочувствовали.

14.30. по Моск. вр. Дополнение от Боцмана.
Перед отъездом Тимоха обрился под Котовского и теперь спасается от жары тем, что бегает в санузел и моет голову. Вот и сейчас он её помыл, чистоплотный наш, - трижды в день у него получается!
22.25. по Моск. вр. Дополнение от Боцмана.
Наши опять уплетают за обе щёки; это немыслимо - столько есть (4 раза в день) - опять растянется желудок! У Тимошки начали расти волосы, недаром он купил в Котласе средство "от комаров, москитов, слепней и блох", подчёркиваю - БЛОХ!!!

22.30. по Моск. вр.
Поели - поспали, поспали - поели. И так - весь день. Тон, в плане сна, задавал всем Боцман. Даже поленился поднять голову, когда я ему сказал, что проезжаем Байкал и на горизонте - Биробиджан. Так и едем, хоть кто-нибудь - но спит. Однако, в Котласе все проснулись, опять же поели, попили пива и сели играть в преферанс (я, Манин ст. и Серёга). Тимоха в это время развлекал киндера из нашего купе загадками. Выиграл Боцман, я остался в небольшом плюсе.
На остановке купили пирогов, съели их, после чего Тимоху пробило на философские беседы о диссертациях и пользе для Родины. Интересно, что местные продавцы добавляют в пироги?
Фраза дня:
1) "Надувную женщину мы так и не купили!"
2) "Покупайте малину - на всю братву хватит!" - сказала торгующая ягодами бабулька в Котласе, при этом глядя на свежеобритую голову Младшего Гоблина.

30 июля 2003 г.

11.30 по Моск. вр.
Около часа назад проехали Инту. Второй день не видим нашего проводника. Только рано утром наш Шурик (так его зовут), с несколько помятой физиономией, ненадолго выполз из своего купе, раскочегарил титан и с таким же страдальческим видом исчез снова.
Как погрузились в поезд, к нам с Серёгой привязалась новая и совершенно идиотская песня про сникерсы, баунти и йогурты. Чуть позже заразился Тимоха, хоть не разу её и не слышал. Результат: один стал Сникерсом, другой Баунти, третий - Йогуртом.
Солнце светит вовсю, погода - люкс! Такое впечатление, что едешь не где-то возле Полярного круга, а, скажем, в Крыму! Пейзаж за окном постепенно сменился на лесотундру, снимаем из окна на видео.
Справа по ходу поезда виден Уральский хребет с вершиной Пайер - зрелище отменное, но, к сожалению, против солнца, поэтому приходится обойтись без видео.
В Полярный прибываем в 18.13. по Москве, так что после обеда будем потихоньку собираться. А Серёга опять дрыхнет!!! Даже клич "Гималаи по курсу!" не заставил его оторвать голову от подушки!

14.50. по Моск. вр.
После Инты дорога стала одноколейной. Периодически стоим, пропускаем встречные поезда. В данный момент зависли на ст. Чум. Произошло чудо - у Сергея Николаевича, кажется, закончился День Сурка. Меня терзают смутные сомнения, но, думаю, что не к добру это - вот и торчим здесь уже почти целый час.

14.55. по Моск. вр. Дополнение от Боцмана.
Застряли на станции Чум. Торчим здесь уже 40 минут. Пришли Гоблины, стали приставать с дурацкими вопросами и пытались уложить меня спать. Б.Л. выиграл в карты мороженое у соседа по купе Жени (8 лет).

19.50. по Моск. вр.
Слава Богу едем, если можно это так назвать. По причине приезда какой-то толстой комиссии из Московии нас задержали на ст. Чум на 4,5 часа. Сейчас ползём еле-еле, делая остановки у каждой избушки среди тундры. Вообще непонятно, как тут живут люди и чем занимаются.
Во время вынужденной длительной стоянки от нечего делать слонялись по станции, снимали на видео Уральский хребет, виднеющийся на юго-востоке километрах в 40-50. Незадолго до отъезда обнаружили, что вместо первого вагона имеется передвижной магазин - купили печенья и пива.

20.45. по Моск. вр. Дополнение от Боцмана.
Всё тащимся. Б.Л. "играет в сурка". Пришёл Ливси, почему-то перепутал имя проводника и сказал: "Наш Шарик…". Женя отыграл мороженое у Б.Л.

22.02. по Моск. вр.
Остановились на ст. Елецкая, кажется, опять надолго. От Чума проехали около 45 км. Тимофей, начитавшись Интернет, за сутки до Елецкой объявил, что сия станция - прямо какой-то пирожковый рай и с нетерпением ожидал дегустации местной продукции. Вылезли на улицу - сплошной обман - нету пирожков. Нету вообще ничего. Публика понемногу покидает вагоны и начинает колбаситься на улице, на радость комарам и ещё какой-то мелкой пакости.
Прошёл слух, что будем ночевать здесь. Народ бузит. Рядом с соседним вагоном остановился трактор с прицепом. Оказалось, привезли продукты, чтобы кормить пассажиров. Выдавали покамерно, т.е. повагонно. Для получения хавки от каждого вагона проводниками были назначены добровольцы. Что ж, закуска халявная, решили разводить спирт - ночевать, так с музыкой!!! Младший Гоблин развивает теорию о психике курящих и некурящих женщин, наблюдая за их реакцией на известие о вынужденной ночёвке. Но, слава Богу, приостановил словесный поток - сходил, развёл спирт и устроил дискуссию на тему пирсинга и мытья пупков.
Раздали покупейно еду - палка полукопчёной колбасы, буханка хлеба и минералка, и тут, о чудо, поезд тронулся!

31 июля 2003 г.

3.00 по Моск. вр.
Прибыли на 110 км с опозданием более чем на 6 часов - в первом часу ночи. Выброска прошла успешно, заняв около 20 секунд. Тут же на наше место забросилась пешая группа из Питера в количестве трёх человек. Успели сообщить, что топали вдоль Усы. Мы же, помахав на прощание Шарику и попутчикам, двинули в направлении на северо-северо-восток (азимут 15) и по окраине пос. Полярный вышли к излучине реки Большая Пойпудыня, приблизительно в 100 м ниже впадения в неё Малой Пойпудыни, где и решили остановиться до утра. Столь стратегически важное решение было принято с целью не покидать пределы видимости посёлка, дабы с утра попробовать найти какой-нибудь транспорт. Здесь испытали первый шок - поразила небывалая чистота реки. Вода настолько прозрачна, что дно видно до противоположного берега, хоть глубина около двух метров и ширина здесь немаленькая. Да ещё и "ночь"!
Перекусили на скорую руку и, не расставляя палатки, улеглись под кустом, наивно полагая, что два-три часа можем покемарить. Но… недолго мучилась старушка! Почуяв халяву, наши пернатые друзья устроили настоящий штурм спальников. Робкие попытки задраить спальник наглухо и перевернуться лицом вниз ни к чему не приводили, т.к. хищники звеньями приземлялись у ближайшего отверстия и спокойно пешком залезали внутрь. Поскольку я выспался в поезде, то долго вытерпеть осаду не смог - около 1 часа, после чего сходил за дровами и на разведку, развёл костёр и, вытряхнув рюкзак, "порадовался", что забыл дома накомарник. С горя сел писать дневник.
Место очень красивое. На северо-западе открывается живописная долина М. Пойпудыни, на юго-востоке, за Собью довольно высокий хребет. Сам посёлок расположен в долине трёх рек - Соби, Большой и Малой Пойпудыни и со всех сторон прикрыт горами. В некоторых ложбинах на склонах лежит снег, а вершины гор теряются в дымке, как бы растворяясь в облаках и сливаясь с небосводом. Разобрать, где заканчиваются горы и начинается небо невозможно, поэтому на ум приходит сравнение с всадником без головы.
Не успел я предаться лирическому настроению, как главный Сурок (Серёга) зашевелился в спальнике, тоже не выдержав атаки клонов, т.е. комаров. Покинув гнездо, он сделал первое фото и присоединился ко мне. В это время и остальные решили, что комарики уже наелись и что хорошего должно быть помаленьку, посему встали.

17.25. по Моск. вр. 19.25 по местному
Утром, пока я занимался уничтожением гнуса, сначала Серёга с Б.Л., затем оба Маниных ходили на экскурсию в посёлок с целью попытаться раздобыть транспорт. Вернулись и объявили две новости - хорошую и плохую. Плохая - машины нет. Если точнее - машина есть (в посёлке имеется два ГАЗ-66 и вездеход), но чтобы добросить нас до водораздела с Лонготом запросили 8000 руб. Такса твёрдая - 15000 руб/100 км. Говорят, что два дня назад возили на Щучью группу москвичей за 20000 руб. Хорошая - на протяжении 60 км нашего перехода с 40-килограммовыми рюкзаками и доп. весом (вёсла, рама) мы будем иметь возможность любоваться красотой Полярного Урала. Что делать - собрались, пошли.
Дотопали до разрушенного моста через М. Пойпудыню - около 4 км. На противоположном берегу стоит ГАЗ-66, ведомый одним из тез мужиков, с которым наши безуспешно пытались договориться в посёлке. Видимо, при конкурентах они цену не сбавляют. В общем, довёз он нас до брода через Б. Пойпудыню и даже перевёз на левый берег - примерно 25 км. Дальше ехать отказался, сказав что там пройдёт только вездеход. Взял 1000 руб. и 700 мл спирта. Указал наиболее удобную дорогу к истокам Лонгота и попросил быть поосторожней, предупредив, что в дожди река может сразу подняться на метр. Потом добавил, что его зовут Эдик и уехал. Кстати, база геологов Мраморный за 2,5 км до брода, на которую есть ссылка в Интернет, в настоящее время разрушена. От неё остались только несколько полуразвалившихся вагончиков и буровая.
Приняв после поездки подобающий вид, т.к. вылезли мы из кузова равномерно серые от пыли, и немного передохнув, двинули в путь, причём довольно резво. Приблизительно через 500 м свернули с "автобана" налево, на вездеходную дорогу. Как объяснил Эдик, этот путь займёт меньше времени, т.к. не надо будет переваливать через Харбейхой. Общее направление дороги - на север. В тундре - полным полно следов пребывания оленей в виде собственно следов и продуктов жизнедеятельности. На влажных участках дороги с удивлением обнаружили следы велосипедных шин. Топаем в режиме: 20 мин хода, затем 10 мин отдыха. Тем не менее, понемногу появляется дрожь в коленках, и идти становится всё труднее. Не доходя до Золотого ручья навстречу попался вездеход с геологами. Остановились, порадовали нас известием, что идти ещё километров 20. Даже после этого известия у нас оставалась смутная надежда к ночи дойти хотя бы до истока Лонгота. Сказали, что "верной дорогой идёте, товарищи", добавив, что в долине Лонгота у них застрял "Урал" и они едут в Полярный за подмогой. С тоской проводили вездеход и побрели дальше. Уже порядком подустав, подошли к Золотому ручью, который решили форсировать сходу, не доставая сапог, просто разувшись. Как выяснилось, зря! Ручей достаточно бурный и широкий, дно каменистое, полно острых камней. С языками на плечах выползли на противоположный берег, затратив на переправу минут 20 и вконец измотавшись. Остановились на перекус, после чего разлеглись на солнышке "минут двадцать отдохнуть". Благо на ветродуе комарья не было, отдых растянулся на целый час. Глядя, как Б.Л. и Тим вдвоём надевали рюкзак на С.Н. мне вдруг вспомнилась строчка А.С. Пушкина из сказки о Балде: "Бедненький бес, под кобылу подлез…".
После ручья дорога сворачивает на северо-восток. Пройдя ещё 6 км, доползли до второго брода через безымянный ручей, размером поменьше Золотого. Ниже ручья, у его впадения в Пойпудыню, заметили чум, недалеко от которого паслось нехилых размеров стадо оленей. После брода решили отдохнуть.

1 августа 2003 г.

8.30 по Моск. вр. Дополнение от Боцмана.
Мы с Б.Л. доели ночную кашу, попили свежезаваренного чаю. Сникерс и Йогурт давят массу. Правило, родившееся ночью и которое нужно неукоснительно соблюдать: комаров в палатке надо не отгонять, а, переворачиваясь, давить на себе.

13.00 по Моск. вр.
Продолжаю описание событий, произошедших накануне.
Вчера, на ручье, минут через 15 к нам подошёл, как мы сначала подумали, хант, из примеченного чума. Потом выяснилось, что это ненец. Представился Анатолием и на чистейшем матерном языке пригласил в чум "попить чаю". Из-за недостатка времени, и, в общем-то, зная пристрастие аборигенов к алкоголю, предложение было вежливо отклонено. Анатолий рассказал о местном быте, сообщил, что стадо у них небольшое, "всего тысячи три с половиной". Как выяснилось, у них здесь что-то вроде филиала, а "главный чум" стоит где-то в долине Немуръегана и оленей там намного больше. Огорчил известием, что хариус в Лонготе почему-то не ловится, и если хотим рыбачить, то идти надо на Немур. Потом добавил, что в этом году очень много туристов. При дальнейшей беседе выяснилось, что "много" - это две группы до нас за весь год. Двумя неделями ранее прошли велосипедисты из Питера, следы которых мы видели на дороге, и как-то на его чум наткнулись два непонятно откуда взявшихся поляка, шедших на Харбей, и заблудившихся. Нечего делать "цивилизованной" Европе в наших дебрях! Далее последовала минутная пауза, затем, посопев для важности, Толик поинтересовался, нет ли у нас чем его угостить, а именно "огненной воды". Вопрос в лоб не застал нас врасплох; объяснили, что все мы члены общества трезвости и ведём полностью здоровый образ жизни. После такого ответа интерес к нашим скромным персонам полностью пропал, мы попрощались и, еле волоча ноги, потащились на перевал, к счастью, не крутой.
В районе "чумового" ручья дорога меняет направление на восточное. Пройдя ещё около двух километров и уже не чувствуя под собой ног, услышали позади гул вездехода. Через несколько минут нас нагнали встреченные днём геологи. Порадовались, глядя на наши утомлённые физиономии. Совместными усилиями закинули вещи в нутро вездехода, сами уселись верхом, благо там было сиденье, и рванули вперёд, разгоняясь иногда километров до 10 в час. Проскочив перевал, увидели перед собой долину истока Лонгота. Картина суровая, но красивая, прямо декорация Мордора к фильму "Властелин Колец". Сплошные камни, горы, ни травинки, и ни капли воды. Перспектива ночевки здесь, не догони нас геологи, была бы реальна. Переехав Лонгот в нескольких десятках метров от истока, так и не поняли, откуда он вытекает - прямо из-под земли. Срезав петлю, выехали в долину Лонгота, где он уже представляет собой что-то похожее на реку. В принципе, здесь кат уже можно провести. Увидели застрявший "Урал" - засел он основательно, по самое брюхо. Чуть поодаль - чумы коми. Пока геологи чесали репу в раздумьях, как вытащить "Урал", подошли несколько коми в национальных одеждах и ручным оленёнком на поводке. Б.Л. снял их на видео. После напряжённых получасовых размышлений геологи пришли к выводу, что так как завтра пятница, то и вытаскивать "Урал" раньше понедельника не стоит, посему решили ехать на рыбалку на Немур, где, говорят, хорошо берёт хариус. Немуръеган - приток верхнего течения Лонгота, течёт параллельно, километров на 6 севернее. Б.Л. бывал на Немуре 16 лет назад и рассказывал кучу приятных вещей. Мы молча переглянулись и дружно попросили геологов забросить нас туда же. Получив положительный ответ, оседлали вездеход, взяли ещё одного геолога … и тут началось настоящее сафари по тундре! Зайцы разбегались из- под гусениц группами, хариусы в ручьях торпедами уносились в протоки. Решив срезать путь, водила запоролся на водораздельный хребет через не отмеченную на карте заброшенную буровую, где выяснилось, что спуститься с обратной стороны невозможно - "немного" крутовато. Пришлось возвращаться назад и ехать до перевала, потеряв около часа. К половине первого ночи по Москве добрались до Немура. Геологи сразу накачали лодку и отправились ставить сети в небольшом озере, невдалеке от реки, на берегу которого решили остановиться. Мы же, не в силах искать какое-либо место, расположились рядом, метрах в 20 от вездехода. Расставили палатки, быстро поужинали, и в час ночи отрубились.
Спали долго, учитывая, что в прошлую ночь не удалось. Я проснулся позже всех. Даже Серёга уже встал и вместе с Б.Л. деловито готовил кашу "Дружба". Тим за это время успел поймать в озере 6 первых хариусов, правда, мелких, но на уху в самый раз. Б.Л. рассказал, что утром с Боцманом ходили на Немур и видели около берега стаю крупного хариуса, фотографировали, занимались видеосъёмкой.
Позавтракав, Серёга и Б.Л. продолжили День Сурка, а мы с Тимом собираемся на реку с намерением уменьшить поголовье в замеченной утром стае. Погода шепчет - на небе ни облачка, светит солнце, дует лёгкий ветерок и, поэтому нет ни одного комара.

19.45. по Моск. вр.
Нашли на реке небольшой омуток. Вода - чистейшая, видно дно до мелочей и плавающих хариусов. У Тима почти сразу поклёвка, сошёл хариус грамм на 800-900. Я не изменял любимой снасти, поэтому ловил на спиннинг. Вытащил на блесну 6 штук общим весом на 2,5 кило. Трёх на этом же месте и трёх на пороге, метрах в 200 ниже.Ещё трое сошли, один приличный, примерно на килограмм. У Тимохи что-то незаладилось на реке - выудил одного на 0,5 кг. Вечером на озере общими усилиями наловили ещё штук 10 мелких.
Сварили уху, наводим порядок в лагере. Сейчас будем есть первую уху, разумеется под 100 гр. Ветер стих - комары одолели. Завтра сбор ката - и вперёд.

2 Августа 2003 г.

17.00. по Моск.вр.
Видимо, вчерашняя уха так воздействовала на умы, что в них началось брожение. Команда релаксует, наслаждается рыбалкой и хорошей погодой. Как следствие: старт решили отложить до завтра.
Боцман с утра обрыбился: принёс с порожка двух хариусов, один приблизительно на полкило. Я после завтрака тоже ходил на порог, поймал ещё двух, и что самое интересное - выудил потерянную накануне лучшую блесну! Ближе к обеду вернулся в лагерь, где застал сборы геологов, так нас так выручивших. Напоследок они рассказали, что ездили вверх по течению Немура и обнаружили несколько хороших ям с жирными хариусами.
Боцман уже в который раз устроил День Сурка, а мы втроём, воспользовавшись советом геологов, пошли вверх по Немуру на разведку и рыбалку. Выше река разделяется на много узких, но, местами глубоких, проток. Хариус ловится неплохо. Кидая по пути блесну, дошли до крупного правого притока - реки Крестовая (около 5 км от лагеря). На холме, возле устья Крестовой - старый заброшенный погост, всего около 8 могил. Надпись можно разобрать только на одном кресте, датированным 1976 годом. Видимо, отсюда и название реки. Дальше идти стало лень и мы с Б.Л. вернулись в лагерь, оставив Тима на каменистой косе рыбачить. За время экскурсии я выудил семь хариусов, один довольно крупный. Спустя час вернулся Тимофей, принёс килограмма три.
Сели ужинать, отметили Ильин день, день ВДВ и встречу моих одноклассников (15 лет). Ровно в 18.00., как я с ними и договаривался, выпили по стопочке армянского коньяка.

3 августа 2003 г.

20.15. по Моск. вр.
Вчера вечером, когда все улеглись спать, мы с Тимофеем как-то засиделись за чаем (уж очень тихий и приятный вечер был, прям как на хуторе близ Диканьки) и не заметили, как допили весь разведённый спирт. Залезая в палатку, причём довольно аккуратно, разбудили Серёгу и он спросонок назвал нас алкоголиками. Сегодня вечером он добавил, что у нас - "полярное похмелье".
Утром все проснулись по-разному, но не позднее 8.30. После завтрака, не торопясь, собрали кат и, попрощавшись с гостеприимным озером, вышли около 12.00. Поначалу было очень много проводок, шли не торопясь. За три часа допинали до слияния с Лонготом и встали на перекус чуть ниже. Надо сказать, что Немур хоть и является притоком Лонгота, но воды в нём больше, причём на всём пройденном участке. Поели, повалялись с полчаса, двинули вперёд, в смысле, вниз (по течению). Река шириной метров 50-60, местами попадаются ямы, но, в основном, мелкие перекаты. Иногда проводим, иногда катаемся. До левого притока р. Харчерузь попались 2-3 беспроблемные шиверы, для байдарок можно даже сказать порожки - прокатились с ветерком. После впадения р. Харчерузь река сворачивает к юго-юго-востоку. Слева - хребет Харчерузь, у подножья поросший настоящим (!) лиственничным лесом. Во всех описаниях он называется "Первым лесом". Вдоль хребта река мелкая, много рукавов; приходится много проводить. В начале большой излучины встаём на ночёвку на открытом месте, т.к. попробовав найти стоянку в лесу, обнаружили там массу мошки. Стоим на сильном ветродуе, пришлось на палатки ставить штормовые растяжки, но это всё равно лучше, чем служить кормом для комаров.
Готов ужин - ура!!!
На сегодняшний вечер наш улов составляет 66 хариусов.

4 августа 2003 г.

9.30. по Моск. вр.
Вчера, лёжа в палатке, заметили, что ветер усилился не на шутку - того и гляди сорвёт наш домик, как у Ниф-Нифа с Наф-Нафом. Но, к счастью, обошлось. К утру ветер стих, часам к 9 снова усилился, но уже меньше чем ночью.
После завтрака Йогурт и Баунти отправились за "жирными хариусами". Вернулись через 40 минут пустыми, оборвав по блесне.
В плане дальнейшего передвижения пока не ясно: и горы покидать жалко и, в то же время, хочется попасть на самую интересную часть реки. В общем-то и со временем - только-только. А пройти ещё надо порядка 150 км.

10.45 по Моск. вр.
Состоялся Совет Племени. Кворум был. Совет единогласно постановил: идти сегодня минимум до горы Яркеу, что высится вдалеке на юго-юго-востоке. Это приблизительно 15 км по реке. Дальше река покидает горы и начинается просто тундра. Судя по карте, у подножия горы есть несколько озёр, где, возможно, хариусы ждут встречи с нами.

15.30. по Моск. вр.
Вышли в 12.30. Течение местами шустрое, проводок почти нет. Вовсю светит солнце; я пользуюсь ситуацией и загораю, как говорится, топлесс, разумеется, предварительно обработавшись Тимохиным средством от блох, что очень развеселило гоблинов. "Ливси намазался кремом для загара" - пожалуй, самое безобидное из услышанного. Остальные опасаются солнечного удара.
В полной расслабухе допинали почти до Яркеу. Не доходя до неё, вправо от основного русла ответвляется мелкая протока с удобными для стоянки берегами. Желая перекусить, вошли в эту протоку. Поначалу кат проходил нормально, потом стало совсем мелко, пришлось заниматься проводкой. В одной заводинке, глубиной около 20 см, заметили непонятное движение. Присмотрелись - стая среднего по размерам хариуса. Отрезав севшим на мель катамараном единственный путь к отступлению, оперативно разобрали удочки. Тим, подсовывая червя прямо под нос хариусам, выудил 8 штук, что в подтверждение было задокументировано на видео. Вот и верь после этого, что хариус - самая пугливая рыба! Здесь же решили и перекусить. На берегу весьма кстати обнаружились заросли голубики и морошки, причём в количестве, которым при желании можно было бы накормить табун медведей. В результате я объелся.
На востоке гор уже нет. Яркеу - последний отрог Урала. Впереди - тундра.

19.30. по Моск. вр.
После получасового отдыха - снова в путь. У подножия Яркеу издалека заметили чум аборигенов и большое количество нарт. Самих аборигенов, как и оленей, не видно. В реке обнаружили пару сетей. Прошли немного дальше, остановились прямо напротив горы. Тим и Б.Л. ушли на разведку. Боцман и я остались, т.к. минут за 10 до этого я, задумавшись, почти свалился с катамарана и немного промок. Вернулись разведчики и сообщили, что озеро нашли, но оно им не понравилось - вода мутная и вряд ли там есть хариус. Решили покинуть горы, выйти в тундру и остановиться в первом подходящем месте.
Река превратилась в сплошной плёс, причём в одной из излучин подул сильный вмордувинд, и скорость сразу упала, несмотря на прилагаемые старания мощностью в 4 человеческие силы. Горы полностью расступились, только на севере вдалеке ещё виден хр. Харчерузь, а на юго-востоке - Яркеу. Основной массив остался к западу.
Остановились на левом берегу, на широком песчаном пляже, со следами пребывания охотников в виде потрохов и перьев съеденной утки. Разбили лагерь. Ветра - ни дуновения. Следствие не заставило себя долго ждать - такого количества пернатых друзей ещё не было! Не спасает даже купленное Тимофеем в Котласе новомодное средство от комаров и блох! Видимо нам подсунули контрабандный товар с Малой Арнаутской, а может, комарики настолько оголодали, что химическое оружие им нипочём.
План по километражу на сегодня мы перевыполнили. За ужином определили задачу минимум на завтра - дойти до автожелезнодорожного моста ведущей на п-в Ямал дороги.
На сегодня - 74 хариуса.

5 августа 2003 г.

10.30. по Моск. вр.
Подъём около 8.00. Ночью шёл первый за время нашего пребывания на Урале дождь, и то если это количество влаги можно назвать дождём. Утро пасмурное, немного прохладно. Ветер сменился на северо-восточный. Может быть, благодаря не жаркой погоде народ суетится - лагерь уже свёрнут, как никогда рано.

20.40. по Моск. Вр.
Вышли на марш в 11.20 по Москве. Река широкая, течение слабое, к тому же дует приличный вмордувинд с северо-востока. Так не торопясь и топаем. Через 1 ч. 50 мин., когда гребля уже начинала поднадоедать, показался мост на Ямал. Перед мостом Лонгот широкий и весьма мелкий - пару раз сели на мель, пришлось опять проводить. Метров за 50 до моста на обоих берегах стоят быки начатого когда-то автомобильного моста. Видимо, данное строительство вряд ли когда-нибудь будет завершено. Мост прошли под левым пролётом и почти сразу зачалились на левом берегу, дабы забраться на это монументальное сооружение и обозреть окрестности. Последние фото и видео гор. Дальше вниз начинается самый интересный участок реки.
Судя по описаниям, вскоре должен быть Малый Водопадный порог, начинающийся после геологического шурфа. Идём осторожно, осматриваем берега. После первого замеченного шурфа никакого порога не обнаружили. Прошли несколько весёленьких шивер - около шести. Сразу после второго шурфа начинается порог, издали его не видно и не слышно. Ориентир на порог: шивера метров 200, за ней на правом повороте реки - небольшой перекат. Слева на высоком берегу - геологический шурф (второй по счёту от моста). За перекатом, метров через 80-100, прямо перед порогом у левого берега есть улово, удобное для причаливания с целью разведки и (или) обноса. Встали перед перекатом слева, сходили на разведку, заодно поймали 5 хариусов (Тимофей -3, Боцман -1, и одного я на полкило). Мужики ловили на перекате, я чуть ниже, между перекатом и порогом.
Сам порог представляет собой феерическое зрелище; состоит из 5 или 7 ступеней, как считать. Хороших ступеней пять, в начале порога есть ещё две небольших. Основные ступени представляют собой сливы от 1 до 1,5 м, с валами до 1,5 м. Расстояние между ними около 50 м. Первая, вторая и четвертая - чистые сливы. Самая серьёзная - третья ступень, делящаяся на два двухступенчатых слива, в каждом из которых лежит по приличному бульнику. Чтобы оргазм был полным, в завершении имеется бочка. Пятая ступень также разделена на два слива, и в каждом тоже торчит по ха-арошему камешку. С полчаса в раздумье чесали репу и ходили по скалам левого берега, любуясь нетронутой красотой дикой природы. каждом боролись два чувства, правда в разных соотношениях: с одной стороны дух авантюризма, с другой - жизненный опыт, что ли… О, вспомнил, как это называется - инстинкт самосохранения, вот! В результате, учитывая недостаток опыта, сделали обнос за третью ступень и прошли четвёртую и пятую без проблем.
Порог переходит в красивейший каньон, длиной метров 200. Сразу за каньоном встаём лагерем на левом берегу. Отходить далеко не стали, т.к. хотелось с утра половить на пороге и перекате. Боцман соорудил из вёсел, камней и шпагата импровизированные вешала, на коих мы развесили вялиться рыбку - получилось довольно радующее глаз зрелище. Я прогулялся по тундре - нашёл несколько хороших подберёзовиков и оленьи рога, которые впоследствии украшали наш катамаран наподобие 21-й "Волги". В тундре много следов охотников, правда старых, судя по оставленной бутылке из-под спирта "Royal". По всей видимости, заглядывают на это место и четвероногие хищники, т.к. в тундре - полно оленьих костей.
Приготовили королевский ужин: грибной суп, жареные хариусы, чай со сгущёнкой и 150 гр. Были торжественные речи, спичи, в том числе за хариусов, пороги, женщин и их отсутствие. Ужин плавно перерос в дискуссию о кандидатских и докторских диссертациях, полярных медведях, аппарате Илизарова и психологии.
На сегодня - 79 хариусов.

     

6 августа 2003 г.

9.30 по Моск. Вр.
Боцман проснулся в 3.30 по Москве и своей вознёй разбудил нас с Тимохой. Не спится человеку - своё взял в поезде. Втроём пошли на рыбалку вверх по реке. Я засадил в пороге и выше его две блесны, взамен вытащил одного хариуса, и того за жабры. Нет, сегодня явно не день Бэкхема!.. Т.к. соотношение улов-блесна было явно не в мою пользу, решил, что на сегодня хватит. Наелся голубики и пошёл досматривать сны, которые с течением времени стали постепенно принимать эротический характер. На замену вышел Б.Л. В итоге совместными усилиями за утро поймано 12 хариусов.
Погода отличная: светит солнце и дует лёгкий бриз, что навевает поэтическое настроение, поэтому мы с Боцманом по большой нужде забрались на небольшой холм, откуда открывается неплохой вид. Комарики, как по команде, куда-то попрятались. Пользуясь случаем, хожу в одних трусах - загораю. Для истории сфотографировался в таком виде на фоне вешалов с рыбкой - разве подумаешь, что это фото сделано где-то за Полярным кругом? Перед завтраком Б.Л. нашёл в каньоне заросли родиолы розовой, откопал несколько корешков и сделал из них настойку. Этот корешок, называемый ещё "золотым корнем", является аналогом женьшеня и ценится весьма высоко. Говорят, что "помогает от всего" и в том числе усиливает способность общаться с противоположным полом. Правда, Сергей Николаевич уже с первого дня страдает от невозможности затащить кого-нибудь в свой спальник, что же с ним будет после родиолы? Мы, как соседи по палатке, опасаемся за микроклимат в коллективе после отбоя.

19.30. по Моск. вр.
Покинули стоянку в 12.40. по Москве. И тут началось… Могу сказать что весь день прошёл достаточно весело. Сколько препятствий мы проскочили сказать сложно. Шиверы, перекаты, пороги, следовали практически один за другим. Сразу за первым левым поворотом - длинная шивера, в конце которой под правым берегом имеется слив чуть больше метра, весь забитый камнями. Пройти его даже при нашей воде не представлялось возможным, поэтому пришлось перетаскиваться через камни к левому берегу. Минут через 15 - порог, начинающийся, как почти все здешние пороги, с мелкой шиверы. Ровный ряд камней перегораживает реку по диагонали справа налево. Протиснувшись через это заграждение под правый берег, можно дойти до конца шиверы, при этом совершая энергичные маневры между камнями. В завершении - под правым берегом имеется слив 120-130 см. Проход по левому краю, сразу после слива - резкий отворот вправо, т.к. прямо по курсу метрах в пяти - нехилых размеров камешек, который мы слегка задели левой гондолой.
Дальше - в том же духе. Пороги достаточно однотипные, похожие на описанный выше, и представляющие собой длинные шиверы, иногда с подобием слива в конце. Некоторые проходят несколько сливов, высотой, как правило, до метра. Многие из шивер труднопроходимы, т.к. сложно определить главную струю из-за обилия камней в русле. Местами приходится протаскивать кат.
Приблизительно через два часа после старта, пройдя короткую шиверу, остановились в устье правого притока на крутом левом повороте реки. Сразу за притоком - холм, высотой метров тридцать. Забрались наверх, полюбовались открывающимся оттуда прекрасным видом на Уральский хребет на западе. Перекусили у подножия холма, укрывшись за ним от холодного северо-восточного ветра. Солнце хоть и светит вовсю, а прохладно, не сравнить с Афинами, бр-р-р.
Далее хочется отметить ещё одно препятствие. Издалека на правом берегу виден буроватый скальный обрыв. Метров за 300-400 до него начинается шивера, река раздваивается на две протоки, разделённые нагромождением камней. Правая протока более чистая и узкая, в конце её имеется полутораметровый слив, в котором торчит острый сухой камень-зуб, делящий слив на две части. Правая часть, шириной 3,5 метра, вполне проходима. Левая протока, по которой мы и прошли, шире, но по ней пришлось совершить ралли между массой камней, и, в завершении также имеется слив. Несмотря на то, что он более пологий, в него сложнее вписаться чисто, опять же из-за обилия камешков различного калибра. Сразу после сливов протоки соединяются; на отвесной стене правого берега висит мраморная табличка: "Вечная память Гале Тюриной, погибшей 21.07.1970.". Далее река входит в живописный каньон. Преодолев один короткий перекат и две средние шиверы (в конце последней имеется небольшой слив и слева впадает едва различимый в камнях приток), встаём на песчаном пляже слева с видом на обрывистый правый берег. Место красивое, удобное для лагеря; дров хватает. На берегу обнаружили половину среднего шпангоута от "Салюта", остатки капкана на песца, сделанного из оленьего рога и следы старой стоянки (явно не этого года). Разбили лагерь; пока готовился ужин я сходил на последний слив - вытащил пару хариусов. Далее - ужин, опробовали настоенную родиолу - вкус приятный, но отдаёт одеколоном.

7 августа 2003 г.

Около 14.00. по Моск. вр.
Сегодня мы втроём дружно проспали (Боцман, Тим и я), встали в 10.40. Видимо, в этом виновата вчерашняя родиола. Не знаю как остальным, а мне всю ночь снилась сплошная эротика. Заглянув в соседнюю палатку, обнаружили наличие отсутствия в ней Б.Л. Едва умылись, заварили чай, как он (Б.Л.) появился. Оказывается, три часа гулял по тундре, обнаружил немного ниже по течению заброшенные геологические балки на правом берегу.
Утро холодное, дует ост-норд-ост, небо сплошь затянуто облаками, хотя дождя не было. В общем, погода - самая что ни на есть преферансная.
Позавтракав густым гороховым супом, устраиваем референдум, на котором решаем - быть днёвке. Во-первых, проспали. Во-вторых, холодно и перспектива идти под вмордувиндом не прельщает. И в-третьих, после съеденного горохового супчика, памятуя о прошлогодней пробоине в шкуре нашей байдарки после подобной "диеты" (аккурат под сиденьем Боцмана), есть опасения за гондолы нашего катамарана.
Сказано - сделано. Раз решили пинать балду, начали её пинать. Для начала выпили два котелка чая. Затем Б.Л. и, естественно, Боцман, залезли в палатки "играть в сурка". Тимоха выдвинулся вверх по реке за хариусом. Я же отправился на промыслы: накопал несколько корней родиолы, потом набрал можжевеловых ягод, которого здесь приличное количество. На ягодах сделал очередную настойку - к вечеру у нас будет настоящий джин.
Пока писал дневник, вернулся Тимоха с двумя хариусами и оборванной леской. Проснулся Б.Л. Собираемся с ним на разведку вниз по течению.

18.30. по Моск. вр.
Ходили с Б.Л. вниз по течению, изображая из себя геологов. Полазили по каньону, собирали красивые камушки, нашли немного яшмы. Выбираясь из каньона, я чуть не навернулся вниз, на торчащие в воде булыжники. На одной из скал приметили гнездо. Хозяева гнезда, пара явно хищных птеродактилей, с нудным полупением-полукарканьем носились над нами. Сначала данное поведение пернатых вызывало недоумение, а затем мы обнаружили на скальном выступе метрах в двадцати от гнезда двух "птенцов", размерами не уступающих родителям. Отошли немного подальше - предки успокоились. Пока гуляли и угощались ягодой, пошёл мелкоморосящий дождь. Вернулись мокрыми.
К нашему возвращению гоблины сготовили обед. Умяли его за милую душу под можжевеловку.

20.45. по Моск. вр.
Дождь всё льёт и даже немного усилился. Ветер тоже посвежел. Играли в преферанс до тех пор, пока различали в наступивших сумерках буби с червями. Решили перекусить и устраиваться баиньки.

8 августа 2003 г.

12.00 по Моск. вр.
Дождь лил всю ночь; под утро утих, хотя морось всё идёт. Первый раз решили завтракать в палатке.

17.30. по Моск. вр.
Около получаса назад дождь прекратился. Всё это время просидели в палатке за преферансом, кроме Сергея Николаевича, который занимался своим обычным делом, т.е. спал. По окончании преферанса, на Тимофея, уже в который раз, снизошёл ораторский дар и он пустился в долгие рассуждения о демократии, Белоруссии и "поганых Штатах". Под его монотонное бухтенье я и заснул.
Сейчас пытаюсь вылезти из палатки, а народ уже приготовил ужин.

9 августа 2003 г.

21.00. по Моск. вр.
Вчера залегли в берлоги довольно рано, соответственно, сегодня состоялся небывало ранний подъём и, кто бы мог подумать, в 10.20. по Москве мы уже уселись на катамаран.
Небо затянуто ровной серой пеленой, но на востоке наметилось просветление. Дует, как это уже стало традицией, восточный вмордувинд. Характер реки не изменился, опять потянулись шиверы, пороги - значит будет ещё один весёлый день! Сегодня планируем добраться до водопада, или, как его ещё называют, Большого Водопадного порога.
Надо сказать, что после Малого Водопадного порога у всей команды одновременно сломался борзометр, и до водопада мы вылезали для разведки препятствий один раз - там, где висит табличка. Про упоры народ вообще практически не вспоминал. Такое поведение на маршруте не могло не дать своих результатов, и вот, приблизительно через полтора часа после старта, когда наше нахальство достигло апофигея, мы на полном ходу торжественно сели правым бананом (аккурат посередине) на торчащий в сливе огромный бульник. Собственно говоря, данного инцидента можно было избежать, если бы не полное раздолбайство, царившее в этот момент на судне. Не знаю как это получилось, но вместо того, чтобы обойти торчащий камень по главной струе справа, мы решили проскочить его поперёк течения слева! Каково, а? Левая гондола, на которой восседали мы с младшим Гоблином, тут же ушла под воду - течение в этом месте нехилое! В этот момент левая половина экипажа в полной мере оценила бодрящую температуру воды Лонгота! Тимоха и я тут же покинули борт (от этого действа более мокрыми мы не стали, больше просто некуда), после чего общими усилиями стащили кат с камешка, развернули его и резво почапали к берегу, где на наше счастье была уйма дров (Вот где надо устраивать стоянку!). Итог: покорёженная рама катамарана и две мокрых курицы. Тут же развели большой костёр, согрелись, просушились, перевязали раму и тронулись дальше. Потеря времени составила около полутора часов.
Честно говоря, этот случай ничему нас не научил и дальше всё продолжалось в том же духе.
На пути следования попалось около десятка весёлых порожков с хорошими сливами - покатались. Через три часа ходового времени остановились на перекус, во время которого заметили на востоке чистое небо, ура-а-а!
После одного из порогов река вошла в красивый, но непротяжённый каньон. Положив весла, решили немного отдохнуть на плаву и полюбоваться суровой красотой каньона. Заодно покидали спиннинги, и после нескольких забросов в нашем рыбном мешке появились три новых постояльца.
Примерно через час достигли водопада. В прочитанных описаниях в качестве ориентира фигурировали тур из камней и шест на правом берегу и группа из десяти деревьев на левом. Тура и шеста мы не обнаружили, зато деревья были. Наши ориентиры: перекат метров 100, на левом берегу растёт несколько групп деревьев (всего их 10-12 - как считать). За перекатом на левом берегу - скальные породы. Если очень прислушиваться, то наряду с шумом переката можно различить более низкий гул водопада. На правом берегу примерно в середине переката, в самой высокой точке, куда не доходит половодье, мы установили старую ржавую бочку. Её видно ещё до переката. Не факт, что бочку не свернут куда-нибудь аборигены, как тур с шестом. За перекатом у левого берега есть улово. Мы остановились на правом берегу перед перекатом, там удобнее обнос.
Сам водопад состоит из трёх сливов, общий перепад уровня воды составляет около четырёх метров. Крайний правый сливом назвать сложно, шириной он менее полуметра и падает сразу на всю высоту. Левый и центральный - двухступенчатые. На наш взгляд левый слив непроходим. Центральный же разделён ровной плитой на две одинаковые по высоте ступени с разворотом струи на плите на 90 градусов влево. Имея достаточный опыт и неиссякаемый авантюризм, можно попробовать туда сунуться. За сливом следует короткий каньон. Берег у водопада довольно сильно загажен - полно старых бутылок, бумажного и полиэтиленового мусора. Там же валялся недоеденный мишками или волками олень. По этой причине решили лагерь здесь не устраивать, хотя за каньоном на правом берегу имеется очень удобное место.
Метров через 800 после каньона река разделяется на две мелких протоки, образуя длинный остров, поросший лиственницей. На уровне острова начинается перекат, заканчивающийся метрах в 500 ниже острова. Мы прошли без проблем правой протокой и, после ещё одного переката, встали на высоком правом берегу на окраине небольшого лиственничного леска. Судя по всему, завтра будет хорошая погода - на востоке ясно, покусывают комарики, коих мы не видели уже два дня. Из сегодняшнего улова сварили шикарную уху. Я сходил на рыбалку - ничего.
Последнее наблюдение - ночи стали заметно темнее.

     

10 августа 2003 г.

8.30 по Моск. вр.
В добавление ко вчерашнему вечеру. После ужина, готовясь ко сну, Тимоха с Боцманом залезли в берлогу. Палатка ходит ходуном, внутри слышится возня и голоса: "Давай так!", "Нет, давай так!". Заглянул внутрь - стелят коврики…
Когда выбирался утром из палатки, как-то не верилось, что два дня непрерывно шёл дождь. Небо ясное, светит солнце, только на западе сохраняется облачность.
Мы уже позавтракали, в 9.00 (!) планируем выйти! К чему бы это?

16.30. по Моск. вр.
Старт взяли в 9.45. Прошли несколько порожков, сливы не больше 0,7 м. На втором пороге перед сливом прохлопали обливняк, в результате кат мгновенно развернуло и слив мы преодолели задом, точнее задами наперёд.
Вскоре по берегам стало появляться редколесье, представленное в основном лиственницей и изредка попадающейся пихтой. Берега становятся всё более живописными - лесотундра постепенно сменяет тундру.
Последний полупорог-полушивера находится у впадения крупного левого притока - реки Юньяха. Выше притока, заметив симпатичный песчаный бережок слева, решили остановиться "отлить лишнее". Обнаружили заросли крупной голубики, устроили пастбище. Там же наткнулись на покинутое зимнее стойбище аборигенов: несколько гружёных под завязку нарт, под ними - оленьи шкуры и рога, шалашиком сложенный для просушки топляк. Людей, чумов и оленей нет. Метрах в 500 ниже ещё одна подобная стоянка.
После Юньяхи ни одного серьёзного препятствия мы не встретили. В основном плёсы, изредка небольшие песчаные перекаты. Река сильно петляет. В начале одной левой излучины река проложила себе новое русло, получилась протока метров 300 с шустрым течением. Старое русло уже представляет мелкую непроходимую старицу. Сразу после протоки начинается длинный плёс с глубинами до 4-х метров вдоль обрывистого правого берега. В конце плёса остановились на правом берегу перед небольшим перекатом. Решили устраиваться здесь на ночь.
На берегу - старая засохшая лиственница с тремя стволами, очень напоминающая хохляцкий трезубец. Первым желанием было извести её на дрова из патриотических побуждений, но потом решили оставить - хороший ориентир. Много голубики, брусники. Повсюду - кусты морошки, но ягод почему-то не видно.
По нашим расчётам, до сора осталось около 10 км. Значит, сегодня - последняя рыбалка, а потом два дня упорной гребли. Сели ужинать. После ужина разбрелись в разные стороны на рыбалку, но после водопада клёв как отрезало - ничего.

19.45. по Моск. вр.
Мы с Боцманом уже лежали в палатке и мирно засыпали, как вернулись Манины и порадовали известием, что в 300 м от лагеря обнаружили свежие следы медведицы и медвежонка. Вот кто уничтожил всю морошку! Видимо, своим появлением мы спугнули почтенное семейство.
Боцман ещё несколько дней назад просил выдать ему последнюю банку сгущёнки, дабы задабривать мишек в случае неожиданной и приятной встречи. Сейчас же, когда я для храбрости предложил добить джин, Боцман спросонья добавил: "И съесть сгущёнку".

11 августа 2003 г.

15.00 по Моск. вр.
Кажется, к концу похода акклиматизация закончилась, и мы начали привыкать к местному времени. Вчера улеглись спать ещё до 8-ми вечера, а сегодня Б.Л. встал в 5.00 по Москве. Приготовил завтрак и в 6.30. разбудил нас.
Вышли в 8.20. - нонсенс! Солнце пожаривает, на небе - ни единого облачка, лёгкий попутный ветерок. Я загораю, правда по пояс пришлось вымазаться мазью от блох, т.к. летают и покусывают какие-то мелкие шишиги. Это действо опять вызвало дружное веселье гоблинов: "Ливси опять мажется кремом от загара!".
Минут через сорок я заметил на высоком левом берегу метрах в 300 пасущуюся лошадку чёрного цвета. Через несколько секунд, когда микросхемы в голове обработали полученную видеоинформацию, в мозгу пронеслась мысль: "Откуда в заполярье лошадь???". Присмотрелся - идиллия, как на картинах Шишкина; нехилых размеров мишка мирно пасётся на прибрежной лужайке. Стараясь не шуметь, подошли поближе, снимая Потапыча на видео и фото. Мишка, не замечая нас, спокойно поедал ягоду. Эх, такой пастью - да пивка навернуть! Мы подходили с подветренной стороны, и, когда приблизились метров на 30, медведь нас почуял, поднял голову, секунды две удивлялся, округлив глаза, после чего сделал ноги под дружный хохот всей команды.
Через 6 часов ходового времени река стала ещё шире и спокойнее, берега постепенно понижаются, а сора всё не видно. После одного из правых поворотов, вода резко помутнела. Ещё через час остановились для отдыха и подкрепления сил на большом острове, с затопляемым при большей воде широким пляжем. На пляже развели костёр, благо дров хватает. Сварили супчик. Чуть поодаль обнаружили мишкины следы.
Берега стали низкими, воздух влажный. Чувствуется приближение сора, хоть с расстоянием мы малость промахнулись, оказалось намного больше, чем рассчитывали.
Наверное, напрямик тут рукой подать, но река постоянно делает большие излучины.

23.30. по Моск. вр.
За островом метрах в 200 река опять проложила новое русло - образовалась протока вправо, длиной около 60 метров и шириной как сама река. После протоки главное не ошибиться и повернуть направо, так как течения практически нет, ветер может создавать иллюзию, что река уходит налево. Направление движения после протоки - на юго-запад.
Миновали ещё несколько излучин, небольшой холм на правом берегу. Двигаемся медленно, с трудом, т.к. порядком подустали. С тоской вспоминал оставшуюся дома байдарку. Пару раз пытались выбраться на берег - почва вязкая, тут же засасывает по колено. За прибрежными кустами - сплошное болото. После холма берега стали плавно понижаться, что заметно даже на глаз, и постепенно сравнялись с уровнем воды - начался сор. При входе в сор заметили вдали прямо по курсу какое-то белое пятно. Взяли курс прямо на пятно и минут через сорок подошли к берегу. Оказалось - рыболовецкая артель, всё перегорожено сетями, особенно в растущих на мелководье камышах. На берегу, метрах в 100 друг от друга стоят две армейские палатки. Подошли к правой. То белое пятно, которое мы заметили издалека, оказалось марлевым навесом для вяления рыбы, в котором висели десятка два с половиной распластанных рыбин, довольно крупных. Потом выяснилось, что это муксуны.
У палатки нас встретили хозяева - Борис и Сергей, оба, как нам показалось, очень задумчивые. Пригласили внутрь, напоили горячим чаем, угостили малосольным муксуном - вот это балдёж! От предложенной можжевеловки хозяева отказались наотрез, хотя глазами сверлили оную ёмкость. Около часа беседовали о том, о сём. Мужики объяснили, как добраться до Халас-Пугора и дальше до Хорсаима, т.к. из Халас-Пугора, по их словам, выбраться сложно. Подарили нам подвяленного муксуна, указали путь на восток на одинокую иву в 3-х км от нас, сказали, что там тоже артель и хозяин заимки, Владимир Владимирович, покажет дорогу дальше. Предлагали остаться до утра, т.к. уже смеркалось. Но поскольку с запада надвигались тучи, а ветерок был попутный, с сожалением отказались и решили идти дальше.
За час допинали до ивы. По пути вдали на юге видели огни большого города, потом нам объяснили, что это Лабытнанги. А ведь до них отсюда около 60 км! В 0.30. по местному времени причалили к берегу. Встретили нас хорошо. Хозяина заимки, оказалось, зовут Владимир Евгеньевич. Когда узнал, что нам его представили как Владимира Владимировича, громко рассмеялся и сказал, что его так называют в шутку, т.к. он здесь "старший" и всех строит. Выяснилось, почему Борис и Сергей были задумчивыми и отказались от джина. Оказывается, что на этой неделе они умудрились где-то раздобыть (!) много водки и три дня кряду гудели, позабыв про расставленные сети. Из пике они вышли только накануне нашего прибытия, получив при этом хороший пистон от Владимира Евгеньевича.
Владимир Евгеньевич и его напарник, Сергей, также пригласили внутрь. Опять пили чай, ели муксуна. Сказали, чтобы мы устраивались здесь до утра, т.к. завтра из Лабытнанг придёт катер за рыбой и может нас подбросить. Если это так, то в Лабытнангах мы будем даже быстрее, чем рассчитывали. Поставили палатку рядом с заимкой и сели опять пить чай.

13.августа 2003 г.

16.00. по Моск. вр.
Пишу задним числом, уже сидя в поезде. Вчера утром, т.е. 12 августа, хозяева тундры ходили проверять сети. Проверили пару небольших сетей, вытряхнули из ящика две приличных щуки, штук восемь муксунов и столько же щёкуров и сказали, что рыбы ни х… нет. Из двух полуторакилограммовых щёкуров, икры и потрохов муксунов мы сварили целое ведро ухи. Такой ухи я ещё не пробовал - это НЕЧТО! Вшестером осилили больше половины ведра, учитывая, что сами рыбаки практически её не ели.
Около 14 ч. поочерёдно прошли два катера за рыбой на первую стоянку. Сказали, что нас заберут по двое в лодку на обратном пути.
День прошёл за разговорами о тундре, рыбалке и охоте, разном зверье и аборигенах, политике. За исключением последнего пункта узнали много нового. Туристов, по словам В.Е. в этих краях много, "почти каждый год кто-нибудь бывает". Выяснилось, что в этом году мы первые. Между разговорами потихоньку собирались. К вечеру съели пойманного с утра малосольного муксуна. Для нас это в диковинку; местные же, в том числе и русские, едят их вообще сырыми, а нельму употребляют прямо в живом виде.
К 17.30. вернулся первый катер и его хозяин, мужик по прозвищу Печора, объявил, что второго катера сегодня не будет, т.к. рыбы мало и гонять его полупустым смысла нет. Сказал, что возьмёт двоих, остальных - завтрашний катер. Посовещавшись, решили встречаться прямо на вокзале. Пока грузились, Печора сжалился над нами и забрал всех. Разместились с трудом: нас четверо с вещами, Печора со спутником и несколько ящиков рыбы. Во время погрузки я умудрился плюхнуться с рюкзаком воду, завязнув в грунте и набрав полный болотник воды. Попрощавшись с Сергеем и Силой Воли (прозвище Владимира Евгеньевича), вручившими нам напоследок пару муксунов, тронулись в путь. Вскоре вышли в протоки Малой Оби, справа остался Халас-Пугор. Посёлок представляет собой 12 домов вперемешку с вигвамами. Учитывая перегруженность судна, шли очень медленно. За четыре часа одолели только половину расстояния, примерно 30 км. Печора озабоченно заглянул в бак, долил туда остатки бензина и сказал, что с таким перегрузом бензина до Лабытнанг не хватит. Добравшись до избушки рыбаков на одной из проток Малой Оби, высадили там Тима и Сергея с рюкзаками и с ветерком рванули вперёд. Оставшуюся половину пути одолели за сорок минут. По пути Печора позвонил друзьям в Лабытнанги (там есть сотовая связь!!!) и сказал, чтобы его встречали с водкой и бензином, что и было сделано. Выгрузив рыбу (по местному - в первом часу ночи) и заправив себя и катер горючим, Печора рванул обратно за нашими. Мы же развели на берегу костёр и сели греться. Печора обернулся за два часа - и вот мы снова вместе! Вытащили катер на берег, загрузили его на специальный прицеп к УАЗику, а потом Печора с встречавшим его напарником ещё и подбросили нас до вокзала. Самое интересное, что с нас ничего не взяли, только стоимость привезённого дополнительно бензина. Пришлось чуть ли не насильно вручить мужикам припасённые 1,5 л спирта. Всё-таки, люди на Севере совсем другие!!!
На вокзале мы были в 2.15 по Москве. Здание вокзала - деревянная одноэтажная халупа, с гордым объявлением на клочке бумаги возле входа, начинавшимся словами: "Уважаемые жители и гости столицы…". Справедливости ради надо отметить, что позади строится новое здание, довольно большое для такого поселения. Стиль, в котором возводится это концептуальное сооружение, определить достаточно сложно. В кассу уже стояла очередь, точнее была запись по бумажке. Внутри вокзала уже было достаточно много народа, на рюкзаках спали наши собратья. В ожидании начала работы кассы, решили привести себя в божеский вид и упаковаться. Касса открылась в 4.00. по Москве, соответственно в 6.00. по местному времени. Билеты взяли без проблем, все в одно купе и отправились за покупками. За вокзалом, метрах в 200, имеется круглосуточный магазин. Купили перекус в дорогу и ПИВА!!!
В поезд загрузились без проблем, если не считать, что найденные в тундре рога никак не хотели пролезать в узком тамбуре и проводница попросила их обезопасить. С нами в вагоне оказалась группа турья из трёх человек, которых мы приметили на вокзале. Познакомились, договорились вечером встретиться и обменяться впечатлениями. Как потом выяснилось, поезд тронулся с опозданием на 45 минут, когда мы все уже спали.
Я проснулся уже после водораздела между восточным и западным склоном Урала. Поели, опять легли. На сей раз проснулись перед Интой. Только что её проехали, где Тимоха купил ещё пива и чипсы.

15 августа 2003 г.

Я уже дома. Восстанавливаю события последних двух дней.
Вечером 13 августа к нам в гости пришли попутчики. Выяснилось, что ребята из Сыктывкара, спускались на байде от Полярного по Соби. Изодрали совершенно новую тритоновскую шкуру. Сидели с ними долго и весело до глубокой ночи.
Следующий день ничем особенным не запомнился. Только к вечеру я решил-таки перед Москвой "обезопасить" оленьи рога и забинтовал их бинтами из аптечки как мумию, чем изрядно повеселил гоблинов. Пока я занимался своим делом, они упражнялись в остроумии как могли: "Заболели рожки у олежки", "Ливси переквалифицировался в ветеринара" и т.д. и т.п. Особенно их интересовало, как отнесутся московские блюстители порядка к появлении в городе оленьей мумии.
Утром на перроне в Москве выяснилось, что туристов в поезде было довольно много, рога везли многие, правда меньших габаритов. Представители власти на группу с рогами обращали ровно столько же внимания, как и остальная публика. Без приключений добрались до Курского вокзала, сели на утреннюю электричку и ещё до 12 дня были во Владимире. Сели перед вокзалом, выпили по бутылочке пивка и тут поняли, что домой совершенно не хочется! Хочется опять в тундру, тайгу, на реку, на озеро - да куда угодно!!! Но теперь остаётся лишь ждать… Целый год…

Некоторые выводы, сделанные дома

1. Маршрут очень интересный, довольно сложный, ненаселённый. От Полярного и до Оби ни одного населённого пункта не было, если не считать несколько чумов. Категория - 4. Проблемы возникают, в основном, с заброской и выброской.
2. Лучшее средство сплава - катамаран. Возможен сплав на надувных байдарках и каяках. Спасательные жилеты, каски и т.п. необходимы.
3. Рыбалка хорошая. Лучше брать с собой лёгкий спиннинг, блёсны - мелкие вращалки. После водопада ни одной рыбы мы не поймали, хотя в соре должна быть неплохая рыбалка - проверять было некогда. Можно поохотиться - полно дичи.
4. Обязателен накомарник и средства от "блох".
5. С коренным населением мы практически не общались. Но знали раньше и рыбаки нас предупреждали, что ни в коем случае нельзя угощать их спиртным - не отвяжутся. Причём от некоторых неизвестно что ждать. В крайнем случае, можно использовать "горючее" как платёжное средство в конце маршрута, например, за доставку. И то, расплачиваться следует только после выполнения соглашения.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100