Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Собь - 2001

Автор -
Андрей Чупикин
План этого похода оформился буквально за несколько дней до похода. Участники похода собрались по объявлениям в интернет и все имели очень ограниченное время на поход. причем это время определилось только в последний момент. В таких условиях рассчитывать на что-то серьезное не приходилось. Пришлось выбрать маршрут попроще, без сложной заброски, но с возможностью вылазки в горы. После перебора массы вариантов, наконец сошлись на Соби.

2 Августа
Четверг. 1 День

На станцию Собь приехали точно по расписанию в 18.03 (время везде Московское, летнее). Перед этим поезд долго полз по тундре от Сейды по долинам Ельца и Соби. Станция находится в довольно узкой и живописной горной долине. Леса еще толком не было. Только попадались отдельные лиственницы. Река справа от путей метрах в ста. Вопреки описанию 99 года, слева от путей солидное здание станции и несколько жилых изб, а справа у реки множество балков. Местных жителей не много и они не проявили к нам ни малейшего интереса. От путей к реке ведет тропинка, виляющая между балков. У реки она обогнула балок и спустилась в небольшую ложбинку на берегу - там удобное место для стапеля. Чуть выше по течению подвесной мост и от него в гору на левом берегу шла тропинка с металлическими перилами к каким-то мелким постройкам наверху. Что это мы так и не поняли, но на одном из балков был нарисован горнолыжник. Уж не горнолыжная ли трасса? Река уже имела порядка 100 м в ширину. Быстрая и чистая. Стапелились до 20.30 (благо ночи тут белые). Долго упаковывали барахло. Отплыли примерно на километр ниже и встали на правом берегу в редком лиственничном леске. Дров там не густо, но есть.

3 Августа
Пятница. 2 День

Утром пересчитывали и перекладывали раскладку. Жуть!!! Этого на месяц хватит и еще останется. Мимо нас проплыл красный ПСН и двое мужиков на резиновой лодке. Поскольку решили устроить дневку у массива Райиз, а плыть до него не далеко (около 15 км), особенно не спешили. Отплыли около 13 часов. Река не сложная - сплошные перекаты. Встречный ветер сдувает гнус. От устья ручья Мрачный (л) кажется, что река упирается в небольшой хребет. Слева и справа ее сжимают отроги, но потом они раскрываются и показывается массив Райиз. Он был в тени облака и из-за высокой влажности казался почти утонувшим в дымке. Справа открылась широкая долина Восточного Нырдвоменшора. При пересечении мнимого хребта попалась пара более мощных перекатов с крупными камнями в русле и небольшими валами на сливах. На массиве Райиз видны водопадные ручьи вытекающие из озера. Обходим большой остров правой протокой и встаем у конца острова на правом берегу на краю большого поля. Там по берегу идет накатанная дорога и много насиженных стоянок. Вот с дровами там туговато Пришлось довольствоваться более или менее сухим валежником и сухими лиственничными ветками. Пока обустраивались на стоянке и готовили ужин, наползла гроза и весь вечер и ночь прошли под "цветомузыку".

4 Августа
Суббота. 3 День

Дневка. Народ полез на гору к гору к озеру и метеостанции. Поскольку я остался в лагере, пусть пишут сами. День был жаркий. По дороге никто не проезжал, но по острову напротив проехало несколько Уралов и ГТТ. Приплыли и ребята на том же ПСН. Они встали чуть выше и побежали в горы. Проплыли двое мужиков с детьми на резиновых лодках. Обозвали нас "хозяевами жизни" :-))) и встали чуть ниже. Ребята вернулись поздно и несколькими группами. Пришлось поволноваться за Пашу, который совершенно напрасно убежал один и долго блуждал по горам, когда все уже вернулись. В одном месте он сорвался со скалы, но, к счастью, сполз по ней несколько метров на брюхе без особых последствий. Только при "приземлении" упустил вниз все, что было под обвязкой рюкзака.

5 Августа
Воскресение. 4 День

Отплыли ударно - около 10 часов. Лучше пока что не удавалось. Идем до порогов в пос. Харп (около 16 км). Река бодро бежит по перекатам. Попадаются рыбаки с корабликами. Приходится резко маневрировать, чтобы не посносить почти незаметные с воды лески. Пару раз попадаем в полупересохшие протоки. Приходится проводиться. В Харпе и его окрестностях, по случаю выходных и отличной погоды, тьма отдыхающих. В поселке красивая церковь с сияющим на солнце куполом, несколько красивых многоэтажек и пара зон. Впрочем, зоны расположены в глубине и особой режимности поселка не заметно. Первая ступень начинается на резком правом повороте за трубой через реку. Осмотр с правого берега. На внутренней правой стороне поворота обширная мель с крупными валунами. Главная струя почти от трубы уходит через перекат к левому берегу. В конце поворота под высоким левым берегом плита с приличной бочкой. Если на выходе из поворота держаться ближе к валунам мели, то ее можно без труда обойти по струе правее. Дальше идет быстроток с валами. Еще две плиты с бочками находятся справа и слева от струи и попасть в них случайно довольно трудно. При некотором опыте, все это читается и идется с налыва. За порогом плес метров 200, потом резкий левый поворот с безобидным перекатом. От переката до автомобильного моста довольно спокойно. Вторая ступень начинается практически под мостом. Группам. не уверенным в чалке, лучше чалиться до моста. Признаться никак не могу понять, как группа Дениса Петрусинского в 2000 году ухитрилась ее не заметить. Конечно при известной степени безбашенности и везения все это пролетается с криками БАНЗААААЙ по главной струе благодаря давительным способностям Тайменя, а при некотором опыте успешно читается и проходится с налыва, однако недооценивать этот порог, а уж тем более не замечать его явно не стоит. Метрах в 100-200 ниже моста ближе к правому берегу торчит большой округлый скальный останец. Вокруг него многочисленные валуны с небольшими бочками. Канализация справа от него в эту воду крайне шкуродерна и практически непроходима. Основная струя огибает все это слева. В ней имеется несколько бочек над валунами. Бочки не крупные и не жесткие, но заливают прилично. Обойти их несколько труднее, чем на первой ступени. Дальше быстроток между камней и плес с уловами слева и справа. На границе струи довольно жесткие сбойки. Дальше чередуются несколько коротких плесов и ускорений. Прошли мы все это без особых проблем, но главная опасность подстерегала на берегу в лице "расслабившихся" до одурения местных жителей, в изобилии шатавшихся (во всех смыслах) по обе стороны реки. Мы опрометчиво оставили без присмотра (в пределах прямой видимости) Таймень-3. Неожиданно, откуда то из глубины берега вышел Пьяный Козел (это самое мягкое из возможных его наименований), которому срочно приспичило переправиться через реку (в прямой видимости от моста). Он не придумал ничего лучше, как прыгнуть в байду и поплыть на другой берег. Посреди реки он спрыгнул с байды (как не кильнул, не понятно) и уплыл на берег. Байду, я к счастью успел догнать на Щуке и зачалить, а вот весло ушло с концами. Самое печальное, что прыгая в байду, Пьяный Козел смахнул в воду еще одно весло, которое тоже успело то ли уплыть то ли утонуть. Поиски весел и даже ныряния к нескольким блестящим предметам ничего не дали. Таймень-3 остался с одним веслом. Из подходящих материалов для изготовления весла нашли только ящик, который и захватили с собой. Сплавившись в обширный плес ниже впадения Енгаю (по крайней мере за ней не шлялась всякая пьянь), мы встали на перекус. Заодно разобрали ящик, чтобы его было удобнее везти до стоянки. Третья ступень находится в конце длинного плеса при впадении Енгаю. Она представляет собой несильный быстроток с нескольким валунами. Эта ступень легко проходится с наплыва любой группой, успешно прошедшей две предыдущие ступени. Чтобы хоть как то идти пришлось пересесть более или менее уровняв скорости судов. Так мы отошли примерно на 10 км от Харпа, встав на отмели острова в начале излучины на запад. На стоянке сделали весло из березового ствола (подходящей сушины, увы, не нашли) и досок от ящика. Весит оно никак не меньше 5 кг. Как Федя будет им грести, не знаю.

6 Августа
Понедельник. 5 День

Сегодня нам предстоит ударный день. Надо наверстать упущенное и попытаться войти в 6 дневный график. Однако с такими веслами это будет проблематично. Вышли в 10.15. Погода неустойчивая. Ходят тучки. Временами моросит дождь Часам к 13 он разошелся на совесть. Перед этим прошли устье Орехегана. Он кажется широченной речищей, но почти без течения. У границы рек стояла сеть. К 14.15 дождь кончился. Начало проглядывать солнце. На правом берегу нашли щитовую избушку-баню. В ней устроили перекус, "успокоив" комаров спиралькой. Дальше пошли в 15.30. Через некоторое время прошли устье Хараматалоу. Она впадает крутым и широким перекатом Потом пошли меандры. Сзади собралась грозовая тучка и стала нас быстро догонять. К счастью река повернула на юго-восток и гроза пролетела мимо. В устье Лупайегана кордон Полярно-Уральского заказника, таблички которого попадаются до и после кордона. Вид у кордона не ж5жилой. народу нет. На берегу, далеко от воды валяется дюралевая моторка. Дальше гребли на юго-восток почти по прямой. Река уже заметно замедлилась, но пока еще несет. Попадаются каменистые мели и перекаты. Вода пока чистая, но впадают ручьи с коричневой, болотной водой. В 19.30, отпахав около 55 км за 7,5 часов. Встали на отмели острова не доходя до Тушгорта. Теперь мы четко вошли в шестидневный график. Осталось около 90 километров на три дня. Ветер дует порывами, то сдувая гнус, то нет. Северо-западнее, все еще тянется цепочка гроз. В сумерках видно как подсвечиваются молниями облака. Устроили себе праздник живота, поскольку еды еще осталось недели на три. Федя пытается хоть как то облегчить свое березовое весло.

7 Августа
Вторник. 6 День

Собрались и вышли в 10.40. Река становится все шире и медленнее. Начинает беспокоить ветер. Он конечно здорово сдувает мошку, но идти против него на плесах становится совсем грустно. Крепкий северо-восточный ветер (6-11 м/с, как позднее сказали в прогнозе) раскачивает на плесах не слабую волну с "барашками". Отдыхать на этих участках не получается. Сразу же несет назад. Как ни странно, наша Щука идет против ветра прилично. Хуже всего приходится Денису на Таймене-3 -Феде очень тяжело непрерывно грести тяжеленным веслом. Отдохнуть удается только на участках юго-восточного направления., где ветер слабее. Что-то будет на Оби? Одолев пару ветреных плесов, около 14 часов встали на перекус на левом берегу ниже большой избы. Ниже стоит группа на катамаранах. Им при таком ветре совсем плохо. Потом идет длинный участок юго-восточного направления со слабым ветром и постепенный поворот на северо-восток перед тремя огромными островами, нанесенными даже на карте десятикилометровке. Прорываемся через плес на правый берег и идем вдоль него, чтобы сократить путь на правом повороте. Там вдоль самого берега идет третья протока, отделенная мелью. Волна там намного слабее. Берега уже очень плохие. встать практически негде. В надежде переждать ветер, встаем на обед. Там правда очень неудобный подход к воде, но зато весь берег усеян сухими дровами, оставшимися от половодья. Обсудив ситуацию, понимаем, что Сиверко задул всерьез и надолго, а значит надо идти на Катровож и сбрасываться оттуда. Лезть при таком ветре на Обь - форменное безумие. В 18 часов отплываем дальше. Ветер нисколько не ослаб. Река уже настолько широкая, что приличную волну раскачивает даже поперечный ветер. Вдали уже показалась радиорелейная мачта в Катровоже, а сзади великолепная панорама заката на фоне Уральских гор. Постепенно темнеет. Река разлилась просто до безобразия. Появилось много проток Наконец, уже в темноте, показался и Катровож - узкая моренная гряда, сплошь застроенная домами. Приткнуться там со стоянкой абсолютно негде. С болота перед грядой дует зверский боковой ветер. Наша Щука идет с углом сноса под 40 градусов. Хорошо еще нет волны. Наконец высадились на пляж у Катровожа. Там антистапелилась большая группа москвичей с байдарками и катамараном. Регулярного сообщения по Оби там давно уже нет, но этой ночью в Лабытнанги идет катер. С трудом находим в дальнем конце пляжа причал катеров. Ближний к причалу назывался Аргус. Не без труда нашли капитана, как позже оказалось, пришвартованного дальше Механика Соколова. Договорились заброситься в Лабытнанги по 150р с носа. Дело было в 23 часа по Москве или в 1 ночи по местному. Отплывал он в 3 часа по местному, т.е. у нас 2 часа на все сборы. Рысью понеслись назад собираться. Ни о какой сушке и речи не было. Дай бог побольше воды слить и не слишком много прилипшего песка набрать. Прибежали к причалу буквально за минуту до отплытия. Там собралась толпа народу. Отплывали еще какие-то дети. Аргус с детьми уже отплывал. Потом его место занял Механик Соколов с группой москвичей и пришвартованной сбоку баржой. Трапа не было и пришлось грузиться прямо на борт. К концу погрузки к нам прицепился какой-то местный парень в изрядном подпитии, требовавший каких-то денег. Видимо он помог грузиться другой группе или ему это просто показалось, но пристал он к нам. С большим трудом удалось заговорить ему зубы и забраться вместе с барахлом на борт. Разжигать конфликт в присутствии толпы местной подвыпившей молодежи, явно не стоило. В итоге больше всех досталось другому местному парню, тоже пытавшемуся уладить ситуацию. После отплытия катера дело дошло до драки на причале и обещаний догнать нас на моторке с ружьем (флаг ему в руки по такой погоде). В общем, при погрузке в этом "веселом" месте не стоит давать ни малейших поводов подумать, что вы кому то что-то должны. А при попытках "помочь" с погрузкой надо либо немедленно оговаривать цену (он требовал по 10р с носа), либо сразу жестко отказываться от таких "услуг". После отплытия капитан порекомендовал нам убрать барахло с носа за рубку, чтобы не залило и не смыло. Мы последовали этому совету, и скоро убедились в его справедливости. Судно длинной не меньше 20 метров (аналогичные ходят по Белому морю на Соловки) начало неслабо раскачивать на Оби. К тому же пришвартованная сбоку баржа сильно колотилась об корпус и у нее периодически отвязывалась задняя чалка. Тогда удары были такие, что казалось судно сейчас развалится. Мы убрались в среднюю каюту рядом с камбузом. Скоро со стола свалился заварной чайник (хорошо что почти пустой). Из иллюминаторов периодически брызгала вода. Несмотря на качку, усталость взяла свое и мы задремали на диванах в каюте. Где то на полпути баржа достала капитана и он бросил ее, привязав к дереву на острове. Дальше он пошел полным ходом, временами прыгая с волны на волну. Такое я раньше наблюдал только на озере Лама, но там был катер КС, который раз в 10 меньше по водоизмещению. В Лабытнанги мы дошли за 3,5 ё часа к 4.30. Высадились на причал паромов в Салехард. Там, по 50р с носа наняли две машины до вокзала, т.к. у нас хорошие шансы успеть на сегодняшний поезд, отходящий в 7 с чем то. Поезд уже стоял, но кассы еще не открылись. Однако очередь к ним уже стояла. Первая касса открылась в 5.35. Но очередь шла очень медленно. Около 6 часов открылась вторая касса. К 6.30 купили билеты. Места даже лучше чем ехали сюда. Помятуя о проблемах с проводниками при посадке в Москве (не хотели сажать с перевесом), оплатили перевес по 10 кг на два самых больших рюкзака. Обошлось это в 30 рублей и полностью сняло все проблемы. При посадке в вагон оказалось, что это тот же самый вагон и те же проводники, с которыми мы ехали из Москвы. Вот удивились...

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100