Виды туризма

15 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 1997
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I
0 750 0
Июль 1997 г. (плот ПСН)

Автор - Фыва Цукен (Лобня)

Хронометраж

21 июля
18.20 поплыли (собирались в 200 м. ниже моста шоссе Сибай-Кумертау) 18.50 брод, пешеходный мостик высотой около метра, слева и справа дома 19.00 левый приток шириной около полуметра, впадает с откоса высотой примерно 30 м., ЛЭП 5 ниток, деревянные опоры 19.50 2 ЛЭП по 3 нитки, бетонные опоры 20.10 встали

22 июля
12.30 поплыли 13.00 брод 13.03 перекат 13.20 правый приток - ручей в траве 13.40 перекат 14.15 брод, пешеходный мостик высотой около 70 см., по правому берегу ЛЭП, 4 нитки, деревянные опоры. Через 200 м. левый приток, ширина около полутора метров, ЛЭП пересекает реку 15.40 - 16.20 перекус 16.25 левый приток - ручей в траве 16.30 левый приток, ширина около полуметра 17.00 крупный перекат, через 200 м. ещё один 17.05 крупный перекат 18.05 брод 18.25 крупный перекат 18.45 крупный перекат 18.55 крупный перекат 19.15 встали

23 июля
11.25 поплыли 11.35 крупный перекат 11.45 крупный перекат 12.30 правый приток р. Бол. Шар, ширина около 3 м. 12.35 крупный перекат 12.45 малоезженый брод, слева плетень 12.50 правый приток, ширина около полутора метров 13.35 крупный перекат 14.00 брод 14.25 крупный перекат 14.40 - 16.30 перекус, перекат 16.45 брод 17.05 левый приток шириной около полуметра 17.15 крупный перекат 17.45 крупный перекат 18.10 крупный перекат 18.25 крупный перекат 18.55 правый приток шириной около полуметра 19.00 брод 19.20 встали

24 июля
12.00 поплыли 12.20 крупный перекат 12.35 крупный перекат 12.50 крупный перекат 12.55 крупный перекат 13.20 крупный перекат 13.35 левый приток шириной около метра 13.45 крупный перекат 14.05 брод 14.30 брод 14.45 - 16.15 перекус 16.20 брод 16.30 крупный перекат 16.55 крупный перекат 17.40 небольшой порожек, через 200 м. ещё один 17.50 левый приток шириной около 2 м. 18.05 крупный перекат 18.10 крупный перекат 18.45 крупный перекат 19.00 крупный перекат 19.05 небольшой порожек 19.20 встали

25 июля
11.05 поплыли 11.25 небольшой порожек 12.00 крупный перекат 12.20 крупный перекат 12.20 - 12.50 клеились 14.20 крупный перекат, слева изба 14.25 крупный перекат 14.50 крупный перекат 15.00 слева дер. Байтруз (или как-то похоже - я мог не так расслышать, а на карте её нет), по левому берегу идет ЛЭП на металлических опорах, 4 нитки 15.25 - 15.55 перекус, через 200 м. левый приток шириной около метра 16.05 брод 16.10 крупный перекат 16.15 брод, потом крупный перекат 16.20 небольшой порог 16.30 брод 16.45 небольшой порог 16.50 ещё один 16.55 крупный перекат 17.15 крупный перекат 17.20 крупный перекат 17.30 крупный перекат, через 200 м. ещё один 17.50 крупный перекат 18.00 порожек, длина около 30 м., высота 50-60 см. 18.05 небольшой порожек 18.15 небольшой порожек 18.40 крупный перекат 18.50 крупный перекат 19.15 встали (рядом брод)

26 июля
12.10 поплыли 12.15 левый приток шириной около метра, брод 12.25 крупный перекат 12.40 небольшой порог 12.50-13.15 привал 13.45 небольшой порог 14.10 крупный перекат 14.15 крупный перекат, 2 закола, 2 завала, до 14.35 обнос 14.45 - 15.05 ещё один обнос 15.10 брод, недалеко - дер. Уразбаево (с воды не видна) 15.25 брод 15.35 крупный перекат 15.40 крупный перекат 15.45 пешеходный мостик, высота около 2.5 м. 15.55 правый приток, ширина около 1.5 м., за ним ЛЭП на бетонных опорах 3 нитки, на деревянных опорах 8 ниток, примерно через 300 м. брод 16.10 крупный перекат 16.15 крупный перекат, правый приток шириной около 3 м. (Бол.Узала?), заметен только если идти самой правой протокой 16.20 ЛЭП на металлических опорах 3 нитки 16.30 крупный перекат 16.35 брод 16.45 правый приток шириной около метра 16.50 брод 16.55 крупный перекат 17.15 встали

27 июля
12.05 поплыли 12.30 брод 12.40 крупный перекат 13.10 крупный перекат 13.30 крупный перекат 14.30 брод 14.40 ЛЭП на деревянных опорах 6 ниток, на бетонных опорах 3 нитки, за ними брод 14.45 крупный перекат 14.50-15.25 перекус 15.50 деревянный пешеходный мостик, высота около 2 м., за ним ЛЭП на бетонных опорах 3 нитки, справа дер. Акъюлово 16.05 крупный перекат 16.15 ЛЭП металлические опоры 3 нитки, за ней брод 16.20 крупный перекат, за ним -р. Сакмара 16.25 крупный перекат 16.30 крупный перекат 16.55 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки, за ней брод 17.00 перекат 17.20 перекат 17.35 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки, за ней брод 17.45 перекат 18.00 крупный перекат, за ним брод, примерно через 200 м. ЛЭП бетонные опоры 3 нитки 18.10 перекат, примерно через 300 м. правый приток ширина около полуметра 18.25 брод, слева дер. Сакмар-Назаргулово (местное название Гудляр, до деревни около 400 м., с воды не видна) 18.40 перекат 19.05 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки 19.10 брод 19.40 перекат, встали

28 июля
11.40 поплыли 12.30 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки 13.30 перекат 13.40 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки 13.50 брод 14.10 перекат, за ним брод, до 16.15 перекус 16.20 левый приток, ширина около 2 м., слева дер. Большеарслангулово 16.25 крупный перекат 16.50 слева маленький ручей, впадает водопадом 17.15 пешеходный мостик высота около 3 м., ЛЭП бетонные опоры 3 нитки, железобетонный автомост, справа дер. Малоарслангулово (она же - Вазям), через 100 м. правый приток шириной около 2 м. (р. Вазям) 17.40 перекат 17.45 перекат 18.00 слева дер. Бол. Абишево (видна очень плохо) 18.20 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки 18.45 перекат, встали

29 июля
11.25 поплыли 11.30 перекат 11.45-12.20 клеились 12.30 перекат 12.35 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки, брод, слева дер. Мал. Абишево 13.20 перекат 13.30 брод 13.50 перекат 14.00 перекат, за ним левый приток - р. Карагала (ширина около 2 м.) 14.15 перекат, примерно через 200 м. еще 14.50-15.15 перекат, перекус 15.50 брод, примерно через 300 м. перекат 16.10 перекат 16.30 ЛЭП деревянные опоры 3 нитки, что-то типа остатков моста (на левом берегу) 16.35 брод 17.15 перекат 18.15 встали

30 июля
11.05 поплыли 11.15 перекат 11.25 перекат с большим количеством поваленных деревьев 11.55 слева высотное решетчатое сооружение 12.05 перекат с большим количеством поваленных деревьев 12.35 ЛЭП деревянные опоры 3 нитки 12.50 брод 13.00 левый приток - маленький ручей в камнях 13.05 перекат 13.40 ЛЭП деревянные опоры 3 нитки 14.05 перекат 14.40 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки 14.50-15.35 перекус на перекате 16.10 перекат с большим количеством поваленных деревьев 16.15 ЛЭП деревянные опоры 3 нитки 16.40 перекат 16.50 перекат с большим количеством поваленных деревьев 17.55 ЛЭП деревянные опоры 3 нитки 18.10 слева песчаный обрыв высотой около 5 метров, внизу бьёт ключ, за обрывом перекат 18.25 справа пионерлагерь 18.40 встали

31 июля
6.55 поплыли 7.00 перекат с большим количеством поваленных деревьев 7.15 слева база отдыха 7.30 2 ЛЭП - деревянные и металлические опоры, по 3 нитки 7.45 слева 2 ЛЭП бетонные опоры по 3 нитки, дер. Рамазан 8.40-8.50 обнос металлического автомоста, примерно через 300 м. справа дер. Новокурск 9.20 перекат 10.10 2 ЛЭП бетонные опоры 6 ниток и 3 нитки, слева завод 10.15 ЛЭП деревянные опоры 3 нитки 10.30 металлический автомост высота примерно 70 см. 10.45 левый приток - р. Кураган, ширина 3-4 м. 11.20 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки 11.40 встали у большого автомоста. До вокзала около 2 км., есть автобус (остановка на левом берегу примерно в 200 м. от реки, ходит примерно раз в полчаса).

Подъезды и отъезды
На реку Зилаир, по-видимому, нужно попадать через одноименный поселок. Ниже пос. Зилаир на реке нет населенных пунктов с общественным транспортом (за исключением дер. Анновка - см. ниже), а выше река, скорее всего, труднопроходима. Пос. Зилаир (ещё он называется Лесной Зилаир, или Урман-Зилаир - так же, как и река - в Сибае местные его называют так) находится на довольно оживленном шоссе Сибай - Кумертау и имеет автобусное сообщение с Сибаем и Кумертау. Сибай к Зилаиру ближе, и автобусов оттуда больше (автовокзал находится рядом с железнодорожным). В Сибай можно приехать на поезде из Уфы (приходит в первой половине дня) или на пригородном из Магнитогорска (приходит вечером). Есть хорошо налаженное автобусное сообщение между Магнитогорском и Сибаем.
От Кумертау до Зилаира в два раза дальше, чем от Сибая (200 с лишним километров), и дорога на этом участке значительно хуже. Поэтому автобусное путешествие Кумертау-Зилаир может оказаться довольно малоприятным. Тем не менее, возможно, этот маршрут имеет некий смысл, так как до Кумертау из Москвы (да и почти отовсюду) добраться немного легче, чем до Сибая - возможна пересадка не только в Уфе, но и в Оренбурге. Кроме того, до Кумертау из Москвы поближе, чем до Сибая.
В Зилаире от автостанции до реки примерно 2-2.5 км по шоссе на Кумертау. До некоего пруда на реке немного ближе, но туда ходить не нужно - во, первых, там очень плохие для сборки места, а, во-вторых, придётся обносить плотину этого пруда, а она для этого крайне мало приспособлена. Можно попытаться договориться с водителем автобуса, чтобы он остановил на мосту (если, конечно, это не автобус Сибай-Зилаир - он до реки не доезжает), но у нас это не получилось. В Зилаире есть какой-то внутрипоселковый автобус (а может быть, до ближних деревень), но когда он ходит - я не понял.
От Зилаира есть автобус до дер. Анновка, но она расположена примерно в 7 км. от реки.
В деревню Большеабишево 1 раз в 2 дня ходит автобус из Акъяра. Акъяр имеет автобусное сообщение с Сибаем и с Орском.
Деревни Чураево и 1-е Юмагузино (в одной из них находится решетчатое сооружение, которое мы проплывали 30 июля в 11.55) имеют автобусное сообщение с Кувандыком. На автобусе до Кувандыка можно доехать также из Рамазана и Гумарово.
Наиболее очевидный способ доехать из Кувандыка до Москвы - на поезде Орск-Москва. Единственный недостаток этого варианта - то, что этот поезд приходит в Кувандык вечером, и если на него не будет билетов, то можно остаться ночевать на вокзале, Есть, правда, ночной поезд Рудный Клад - Оренбург, но он ходит не каждый день. Поэтому лучше подстраховаться и поехать до Оренбурга на электричке (около 14.30 по Москве) или поезде Свердловск-Оренбург (около часу дня по Москве). Есть поезд Акмола-Киев (идёт тоже вечером, но заметно раньше, чем Орск-Москва), но на нём лучше ехать до Ртищево (это в два с половиной раза ближе к Москве, поездов там больше, чем в Оренбурге, а маршрут практически не удлиняется). Есть ещё поезд Акмола - Уральск, на нём можно ехать до Оренбурга, а можно до Илецка (это немножко дальше, но там довольно много поездов, идущих на Москву мимо Оренбурга). Тут полезно знать расписание.
Из Оренбурга, если нет билетов на Москву, лучше всего ехать либо в Самару, либо в Саратов. Оба эти города заметно ближе к Москве, а поездов там больше. Можно поехать на Илецк (см. выше), но для этого надо знать расписание.
Есть также некоторый смысл (не слишком, правда, большой) ехать из Кувандыка в сторону Орска. В этом случае придется добираться до Свердловска (из Челябинска прямых поездов на Москву мало, а ехать с пересадкой удобнее всего, опять-таки, через Свердловск). Конечно, такой путь чуть ли не в полтора раза длиннее, чем прямой.

Общие впечатления
Пос. Зилаир - дер. Байтруз (18.20 21.07 - 15.00 25.07)
Река течёт в глубоком каньоне со скалистыми берегами. Высота скал обычно - от 15 до 50 метров. Каньон имеет в глубину до 100 метров и зарос лесом. Основные породы - лиственница, сосна и берёза. Если выйти из каньона наверх, то окружающий пейзаж, пожалуй, напомнит Среднерусскую возвышенность - холмистая, довольно пересечённая и малолесистая местность. Высоких гор вокруг не видно. Каньон реки Зилаир настолько узок, что воспринимается сверху как обычный овраг. Этот участок очень красив, здесь много хороших стоянок (за исключением первых трёх - пяти километров, проходящих по посёлку). Река, правда, мелкая и изобилует каменистыми перекатами. Довольно неприятно также и то, что регулярно попадаются участки реки, заросшие какой-то водяной травой, отдалённо напоминающей лопухи. Через такие участки плот приходилось протаскивать. Но всё равно, это один из лучших (если не лучший) участков этого маршрута.

Дер. Байтруз - р. Бол. Узала (15.00 25.07 - 16.15 26.07)
На этом участке река стекает с Зилаирского плато, поэтому здесь значительно больше перекатов (и они крупнее), попадаются даже небольшие пороги. Пороги, правда, никакой опасности не представляют, так как река весьма маловодна. Однако по большой воде, я думаю, этот участок может представлять некоторый спортивный интерес. Леса по берегам меньше, чем раньше, попадаются довольно протяжённые безлесные участки. Этот участок из-за большой скорости течения проходится довольно быстро. "Лопухов" здесь значительно меньше.

Р.Бол.Узала - устье Зилаира (16.15 26.07 - 16.20 27.07)
Река становится значительно спокойнее. Берега покрыты лесом, но этот лес сильно отличается от того, что был выше по течению. Основные породы в нем - тополь и ясень, очень много черёмухи. Хвойных нет совсем (даже отдельных деревьев нет), берёзы довольно мало. Тем не менее, с дровами проблем нет - много сушняка. Зарослей "лопухов" здесь уже нет - река стала побольше.

Устье Зилаира - дер. Малоабишево (16.20 27.07 12.35 29.07)
Этот участок мне понравился меньше всего. Он очень населён и практически безлесен. Конечно, и здесь можно найти удовлетворительную стоянку, и с дровами (из-за большого количества сушин в имеющихся лесах) проблем не слишком много, но всё же хочется этот участок побыстрее проплыть.

Дер. Малоабишево - дер. Верхнеутягулово (12.35 29.07 - примерно 14.00-15.00 30.07)
Очень красивый участок. По берегам растёт лиственный лес, много пляжей (правда, в основном каменистых). Местных жителей мало (за исключением окрестностей деревень Чураево и 1-е Юмагузино). Течение реки быстрое, много перекатов.

Дер. Верхнеутягулово - Кувандык (14-15.00 30.07 - 11.40 31.07)
Постепенно начинает возрастать населённость и уменьшаться лесистость берегов. В результате после дер. Рамазан практически невозможно найти хорошую стоянку (хотя при необходимости встать, конечно, найдётся где). Интересно, что город Кувандык с реки практически не виден - в черте города вдоль реки тянется что-то типа лесопарка.

Резюме
Хороший маршрут. Особенно хорош участок по реке Зилаир. Здесь много грибов и ягод и редкое население. Конечно, было бы хорошо, если бы воды в реке было побольше (в это время года на байдарке по Зилаиру лучше не ходить - мы шли на ПСНе, и то часто садились на мель). На Сакмаре места немножко похуже, но если не рассматривать участок от устья Зилаира до Малоабишево, то тоже хорошие. В общем, этот маршрут из всех до сих пор описанных уступает только Косьве - там, конечно, меньше народа и больше леса. С другой стороны, на Сакмаре климат заметно лучше, чем на Косьве.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию