15 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III

Спортивный поход выходного дня

Автор - Михаил Сергеев (Уфа)

Карты маршрута: 1, 2.

Проходит лето. Июль - самое теплое время. Хочется использовать его с максимальной пользой. Сидеть дома будем в непогоду, возможно осенью, если не придумаем что-либо интересное. А сейчас глядим на карту нашего родного края... Башкортостан - жемчужина Южного Урала. Река Зилим - одна из красивейших рек Южного Урала. Долина р. Белой сейчас вырублена, вдоль р. Инзер идут поезда. Выбор идет в пользу Зилима. Нетронутые берега, красивейшие скалы, леса лиственные и хвойные, множество пещер для любителей спелеологии. Вода в реке прогрелась, можно часами не выходить из нее. Рядом из берегов вытекают роднички. В них вода ледяная. Можно организовывать контрастные купания. Есть и минеральные источники. Настоящий курортный отдых...
Года три назад до реки Зилим можно было добраться только на вездеходе, или пешком. Сейчас до села Толпарово построили дорогу, пройти может автобус. Этот слух дошел и до нас. Наши туристы легки на подъем. В этом году собралась неплохая команда туристов-спортсменов ИАП. На 8-м слете заняли мы общее седьмое место. Сейчас маршрут наметили непростой: подъезд на автобусе 192 км, сплав по реке от с. Толпарово до д. Имендяшево (расстояние - 52 км) и выезд уже более короткий - 150 км. Активная часть - 52 км и все это за два выходных дня.
Большинство встреченных групп идут данный маршрут 8 дней, с остановками, дневками. Но у нас в запасе только выходные. И чтобы поход был не только спортивным, мы решили организовать его как плавучий лагерь. Выходить на берег только для осмотра достопримечательностей, обедов и ночлегов. Кажется, мы сами еще не понимаем, что получится. Но снаряжение есть: с катамаранами помог т/к "Энергетик", есть личное снаряжение. Автобус оплатил с/к "Энергетик", помогла администрация ОАО. Иначе мы не смогли бы так быстро забраться в самую глубинку Южного Урала.
Дорога вначале: гладкий асфальт Оренбургского тракта. Единственное препятствие: большая автомобильная пробка на выезде из Уфы. Сегодня пятница, вечер, жаркий день был. Весь город ринулся в сады, а мы - еще дальше. Водитель Валера настроен сегодня же вернуться. После пробки едем быстро. Но после г. Красноусольска дороги расходятся веером. Куда ехать? В группе находится Леша. Он уже бывал в этих местах. Потребовалась еще помощь местного аксакала. Ехал он на велосипеде. Показал нам дорогу. Недавно, говорит, автобусы стали ходить. Едем медленно, дорога быстрее не позволяет. То и дело встречаются плакаты: "Осторожно, серпантин, впереди строящийся карман". Едем долго, уже темно. Впереди, в свете фар, то сова мелькнет, то еще какие-то странные тени. Поем песни, больше ничего не остается делать. У водителя глаза большие: видимо не ожидал такой дороги.
Вот и река, строящийся мост. В темноте ставим палатки. Как всегда, начальные организационные хлопоты. Перекус, чай. Горячий ужин оставляем на завтрак. Но никому не спится. Появляется гитара (в этот раз в группе их оказалось две), понемногу народ распевается. Только водитель укладывается спать: ему с рассветом возвращаться. Небо темное, все в звездах, хорошо виден Млечный путь.
Ночью тепло. Утром туман постепенно рассеивается. Собираем катамараны, распределяемся по экипажам. Три катамарана и лодочка (5+5+4+2). И распределение весел 4+4+4+1. Завтракаем и уходим около 11.00. На берегах - много отдыхающих, заехали по автодороге, но чем дальше идем по воде (для неграмотных - плывем), тем меньше на берегах людей. Через 1 км нас догоняет КАМАЗ. Оказывается есть и такой способ ходить вдоль реки. Но вскоре и он отстает. Мы одни на реке. Идем друг за другом в пределах видимости. Иногда в прямом смысле идем пешком по перекатам - настолько они мелкие, проводя катамараны. А как встречается глубокое место, омут, все сыплются в воду, и только головы торчат из прозрачной, чистой, теплой воды. А рядом скалы - на них сосны, лиственные породы, все берега в цветах, вода в камышах. И есть течение в реке, поэтому гребем, не утруждая особо себя, но и не засыпаем.
Помним, что километров впереди много. Перекус на воде - один, другой, чай, пиво. Но, чувствуем, без обеда не обойтись. Карта, компас и время подсказывают: все в наших силах. Обед из салатов и чая. И снова - вперед.
Солнце клонится к вечеру. Заходя в тень, уже чувствуешь прохладу. Рекомендую воздержаться от купаний. Усталость чувствуется, и появляются вопросы о стоянке. Но приходится идти еще 30 минут, выбирая место.
Останавливаемся на крупногалечной косе, напротив скалы, освещенной заходящим солнцем. 20.00. Прошли ровно половину маршрута. Догоняет нас наша лодочка. Из нее выходят рыбаки с пойманной рыбой. Рыбу тут же засаливают. Кто-то берется жарить рыбу. Уже поздновато, но инициативная группа решает сделать баню. Все устали, но активно помогают. Баня готова к 24.00. Активисты стучат вениками, охают и ахают, но большинство уже, отужинав, спит.
Утро второго дня. Вчера все устали, но встают рано. Еще нет и 8.00. Прониклись, что поход спортивный и прохлаждаться некогда. Никого уговаривать не приходится. Погода стоит устойчивая. С утра снова туман, который к выходу рассеивается. Снова все, как вчера. Ожидали, по рассказам, что скорость течения уменьшиться, но перекаты сменяются плесами, и вновь перекатами. Впереди - то один катамаран, то другой. Соревнования нет, все очень весело и красиво. Где-то вдали сгущаются тучи, но мы давно ушли с того места. Нас не догонят ни тучи, ни гроза. Зная, что не опоздаем, не ориентируемся (просто не следим за картой). Голод еще не проснулся ( видимо до обеда еще далеко). Если будем опаздывать, пойдем без остановки на обед.
На берегу стоят группы туристов - и большие, и малые. Вот большая группа. Приветствуем ее. Группа из Набережных Челнов. Разговорились. Здесь недалеко от берега пещера "Победа" - одна из известнейших пещер Южного Урала. Получается, идем мы быстро и в запасе есть еще 1,5 часа времени. Останавливаемся на обед чуть ниже этого места (на 200 м). Готовим плотный обед, из салата, чая, каши. Кашу сготовили еще утром с расчетом подогреть. Все правильно. Осматриваем вход в пещеру. А рядом с местом стоянки карстовое озеро диаметром 6 м. Вода в нем +4 градуса. Бррр… Хорошо окунуться. Обжигает. Многие пробуют не раз. Отчаянные и ребята и девчата.
Обедаем не торопясь. Знаем - отсюда ходу до встречи с автобусом 90 минут.
Уходим. Скалы начинают расступаться. Впереди открывается широкая долина. Вдали справа еще тянутся некоторое время выветренные обрывы, но и они вскоре сходят на нет. Вот и висячий мост. Мы подходим к нему раньше автобуса, в 17.15. Пока сворачиваемся, подходит и автобус. Усталые и довольные усаживаемся в автобус. Трогаемся. Вскоре почти все спят.

Река Зилим, 25-27 июля 2003 годаРека Зилим, 25-27 июля 2003 годаРека Зилим, 25-27 июля 2003 годаРека Зилим, 25-27 июля 2003 годаРека Зилим, 25-27 июля 2003 годаРека Зилим, 25-27 июля 2003 годаРека Зилим, 25-27 июля 2003 года