Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Водный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Плавать без потерь

Автор - В. Прокофьев

Источник: "Ветер странствий", №5. "Физкультура и спорт", М., 1970.

Сложному походу должны предшествовать сложный расчет и сложные тренировки. И чем скорее водники забудут поговорку "сила есть - ума не надо", тем меньше будет аварий.
Издательство "Физкультура и спорт" выпускает в свет книгу В. Григорьева и Ю. Штовбы "Сложные походы на байдарках"; книга эта своевременна, туристам нужна. Опираясь на материал, приводимый в ней, и собственный опыт, нам хотелось бы высказать ряд соображений о безопасности водных походов.
Безаварийность прежде всего зависит от подготовки похода. Некоторые туристы останавливаются на кем-то уже пройденном маршруте, другие ищут нехоженые тропы. В любом случае нужно "рубить дерево по плечу", исходя из своего опыта и опыта товарищей.
Первопроходцам труднее, им прежде всего нужно решить, возможен ли сплав или подъем по той или иной реке в определенный период. Для этого необходимо иметь данные о характере реки, и главным образом средний и наибольший уклоны и средний расход воды в предполагаемое время путешествия. Река, имеющая больший расход при равных с другой уклонах, гораздо более опасна, хотя иногда бывает и проще в техническом отношении.
Решив этот вопрос, нужно заручиться поддержкой одного-двух опытных товарищей, которые и составят костяк группы и будут, видимо, "капитанами" судов. Опыт и знания, хладнокровие и решительность "капитанам" столь же необходимы, как и руководителю похода.
"Адмирал" должен иметь опыт руководства походом на категорию ниже предполагаемого и опыт участия в походе аналогичной категории сложности. Но и "капитаны" должны иметь такую же квалификацию. При некоторых обстоятельствах им приходится самостоятельно принимать решения, от которых порой может зависеть здоровье, а подчас и жизнь экипажа.
Зимой туристы накапливают информацию о районе, картографический материал, готовят материальную часть, составляют график движения, а по весне начинают тренировки на воде.
О тренировках, к сожалению, иногда забывают, особенно если группа состоит из туристов, бывавших в походах наивысшей категории сложности. С самого начала тренировок нужно распределить участников по судам и не менять до конца похода. Отрабатывать следует не только технико-тактические приемы, но и действия экипажей в аварийных условиях. Весной всегда можно найти поблизости быструю речку с бурным нравом.
Как показывает практика, в сложном походе группа должна состоять из 6-8 человек. Можно выходить и вчетвером, но заболей один, и группа на грани катастрофы. Наиболее мобильная группа - 6 человек.
Выбор и подготовка снаряжения, и в частности судна, имеет немаловажное значение. Например, для верховьев горно-таежных рек больше всего подходит надувная лодка. Осадка ее невелика, она пройдет там, где байдарке мелко. Кроме того, зачастую в верховья тихих рек добираться труднее, а иногда перед сплавом не один десяток километров приходится проделать пешком. И тут надувная лодка незаменима: она легче и "компактнее байдарки.
В среднем течении таких рек могут использоваться и надувные лодки и байдарки. Надо только помнить, что чем больше расход воды, тем большее водоизмещение должна иметь байдарка (например, трехместный "Салют") при той же загрузке. Флот группы должен состоять по возможности из однотипных байдарок.
Составляя график движения, лучше недооценить свои возможности, чем переоценить. При очень "жестком" графике группа рискует попасть в "цейтнот" и, поправляя свои дела, начнет торопиться, увеличивать ходовое время за счет отдыха. А отсюда до ошибки (иногда роковой) - один шаг.
Готовя байдарку к походу, нужно сделать ее непотопляемой, заполнив форпик и ахтерпик воздушными емкостями (например, по две баскетбольные или футбольные камеры). Иногда для этого используют велосипедные или мотоциклетные камеры, разрезая их поперек и заклеивая торцы. Такие воздушные емкости лучше помещать в матерчатый чехол, особенно если их думают крепить вокруг фальшборта.
Участники сложных походов должны иметь индивидуальные спасательные средства (как правило, спасжилеты).
Каждый участник обязательно должен иметь в кармане кусок репшнура для грудной обвязки и желательно карабин.
Байдарка должна быть снабжена репшнуром длиной до 30-40 м для спасательных работ. Как правило, трех веревок на группу достаточно. Эти же веревки можно использовать и для проводки байдарок, и для буксировки их против течения. Байдарка имеет по два конца (носовой и кормовой) как для швартовки, так и для облегчения спасработ. Эти концы должны быть привязаны к байдарке, собраны каждый в бухту и уложены в легкодоступном месте под декой, а не на деке, как иногда делают. В последнем случае бухту может сбить волной или нечаянно столкнет, не заметив, один из членов экипажа при интенсивной работе в пороге. Зацепившись за камень, такой конец может задержать байдарку в самом неподходящем месте.
Необходим фартук. Он даст возможность проходить сквозь "стояки" без риска залить байдарку водой. Однако фабричные фартуки, как правило, непригодны без переделки, так как при перевороте не позволяют мгновенно от них освободиться, что создает дополнительную опасность. В туристской литературе описано много вариантов переделки существующего фартука или изготовления его вновь. Об одном из них подробно рассказано в книге В. Григорьева и Ю. Штовбы.
Немаловажна роль руля в сложном походе. При "чистой" воде, если вы идете на положительной скорости относительно потока, он только поможет сделать маневр, а иногда бывает даже единственно возможным средством для отворота. В других случаях он будет лишь мешать (когда нужно табанить). Тогда надо предусмотреть "сорлинь" дли подъема пера руля и закрепления его в таком положении. При наличии неглубоко сидящих камней на линии движения судна возможно заклинивание руля, что может кончиться аварией. В таком случае его лучше снять.
Некоторые байдарки имеют стремена для приведения в действие руля. Как показывает практика, это небезопасно при спешном оставлении судна, например при перевороте, когда еще нужно выбраться из фартука. Стремена следует заменить педалями, а для того чтобы педали всегда были "наготове", т. е. стояли вертикально, желательно к каждой из них привязать резинку, возвращающую педаль в исходное положение.
Это важно, если вам, по обстановке, приходится выпрыгнуть из байдарки на камень (чтобы, например, предотвратить поломку), а затем, развернув судно и улучив момент, вновь быстро сесть и поставить ноги на место, не ища и не поправляя руками педали.
Штатные веревочные штуртросы лучше заранее заменить более прочными (например, теннисной струной).
Тем, кто пойдет в поход на "Салюте-4,7", необходимо переставить назад крепления спинки переднего гребца, так как при существующем положении ему почти невозможно быстро покинуть байдарку не только при перевороте, но и на ровном киле. Да и педали в этой байдарке упрятаны далеко в форпике. Педали необходимо переделать и установить под ноги заднему гребцу.
Так как при сплаве маневр сзади сидящего всегда более эффективен, то заднюю банку занимает "капитан" судна. Поэтому целесообразнее и педали передать ему, сосредоточив управление судном в одних руках, тем более что некоторые пороги иногда приходится проходить в одиночку, чтобы разгрузить нос.
Очень важно, чтобы с самого начала подготовки все участники привыкли неукоснительно придерживаться принципа единоначалия. В самом деле, представьте себе аварийную ситуацию на мощном пороге, когда мгновения решают все, и вместо дружных, подчиненных одной цели действий группа вдруг начинает дискуссию. К сожалению, так бывает, особенно когда в группе подобрались туристы с равными знаниями, одинаково богатым опытом прохождения сложнейших маршрутов.
Иной раз, прежде чем добраться до воды, туристы вынуждены нести снаряжение не один десяток километров. Это бывает и при выходе с маршрута или при волоке из одного бассейна в другой. Здесь нужна своя тактика. Немалую роль играет разведка, особенно при движении по горным тропам через перевалы, через тайгу. В зависимости от сложности подходов, протяженности, веса снаряжения группы и физических возможностей участников выбирается тот или иной способ движения: "переходом", "челноком" и др. Важно помнить, что подходы могут оказаться настолько сложными, что группа будет делать в день лишь 2-3 км. Для безаварийности таких переходов необходимо зарезервировать в графике время и на разведки, и на непредвиденные осложнения, и на полноценный отдых людей.
На воде основной элемент тактики - правильный выбор линии движения, что требует знания динамики водного потока, умения быстро разбираться в обстановке и с берега, и с воды.
Движение осложняется обилием поворотов при значительном уклоне реки. Образуется прижимное течение в сторону вогнутого берега. Кроме того, в стрежне поток винтообразно закручен: вода движется по поверхности в сторону вогнутого берега, затем вниз и по дну от вогнутого к выпуклому. В мощном потоке степень турбулентности его движения увеличивается, и у прижимного берега образуются отраженные стоячие волны, иногда смыкающиеся в валы, расположенные под острым углом к стрежню. Эти "стояки" достигают значительной величины. Таких валов лучше избегать, отгребаясь к выпуклому берегу. Чтобы успеть это сделать, поворот надо начинать как можно раньше. Ну, а если все же вас затянуло на такой вал, надо не дать потоку нести байдарку вдоль него, а быстро его пересечь и тотчас поставить судно параллельно валу.
Часты случаи переворота, когда судно вошло в вал в том месте, где он близок к вогнутому берегу. При этом байдарка стремится свалиться лагом с вала, а неопытный экипаж, машинально отгребаясь от прижима, усугубляет крен, и происходит переворот.
Приводимые в туристской литературе рекомендации относительно движения в пороге к вершине условного треугольника верны на малой воде, на незначительных уклонах. В сложных же условиях входить лучше не в стрежень, а ближе к одной из сторон треугольника, а затем энергичными гребками пересечь ее и, как только с ней поравняется мидель, резко развернуть байдарку опять параллельно стрежню. В противном случае нос может попасть в противоток и байдарку перевернет.
Если идти по стрежню, то, пройдя вершину треугольника, байдарка попадает в мощные "стояки", что очень опасно, если их высота более 1,5 м.
При подходе группы к порогам нужно остановиться и произвести разведку, даже если есть точные кроки этого участка, составленные предыдущей группой или той же группой, но в прошлые сезоны. Дело в том, что с изменением уровня воды картина резко меняется: безобидный порожек может стать непроходимым, и наоборот.
При разведке, намечая линию движения, надо помнить, что ориентиры, отлично видимые с берега, могут быть не видны с воды.
Если порожистый участок сложен и имеет большое протяжение, то разведку можно совместить с обносом груза. Груз нужно отнести сразу на место следующей стоянки, так как часто дневной переход составляет не более 5 км.
Разгрузка поможет сохранить наиболее ценное снаряжение в случае аварии, а также значительно уменьшит осадку и улучшит тем самым ходовые качества судна (маневренность и ходкость). Некоторые участки вообще выгоднее проходить в одиночку. Тогда освободившихся матросов надо поставить сигнальщиками на далеко видных с воды местах.
Выбирая линию движения, всегда надо помнить о неоднородности потока в вертикальной плоскости. Надо стремиться проходить по "чистым" местам с минимумом пересечений потока.
Сложные участки, напоминающие трассу гигантского слалома, с мощным потоком и обилием поворотов выгоднее преодолевать на отрицательной скорости (гребут назад) с поднятым пером руля. В шиверах руль лучше снять совсем. Маневрировать, табаня, умеют далеко не все, тем более слаженно, а это иногда единственно возможный способ безаварийного движения.
Если порог представляет собой водоскат или водослив (что характерно для большинства порогов Севера Европейской части), то такие препятствия лучше преодолевать на положительной скорости "прыжком" (прыгать можно с высоты до 2 м). Если этого не сделать, то нос байдарки зароется в гребень на выходе, а на корму обрушится колоссальная масса воды.
Перед прохождением водопада и водоската байдарку лучше разгрузить. Надо наметить ориентиры на берегу, а затем с воды, еще не входя в струю, проверить их видимость. Если пренебречь этими мероприятиями, то прыжок может окончиться печально. Залог успеха в том, чтобы при максимальной скорости выйти точно на намеченную линию движения.
Водослив проходится спокойнее и без разгрузки. Надо только помнить, что байдарка на подобных порогах испытывает сильные перегибы и, чтобы не удариться дном о камень, надо иметь на "переломах" потока под килем минимум 40 см воды.
Движение против течения, как правило, происходит на реках не очень мощных, со сравнительно небольшим уклоном. Тут отдельные сложные участки обносятся, а на более простых применяется проводка (см. альманах "Ветер странствий", выпуск второй, 1967 г.). Прежде чем планировать движение против течения, нужно располагать сведениями не только о гидродинамике реки, но иметь твердую уверенность в наличии бечевника.
Сложный поход требует мобилизации всех физических и духовных сил, особенно руководителя и командиров судов. Значит, для безаварийности похода необходим своевременный отдых. Ни в коем случае нельзя допускать преодоления препятствий в состоянии физической или психической утомленности. Излишнее переохлаждение организма также снижает быстроту реакции, вызывает безразличие ко всему окружающему.
Порядок следования байдарок и интервал между ними устанавливается руководителем похода применительно к данным условиям и не должен нарушаться. Обычно впереди идет руководитель. Замыкать группу должен самый опытный и сильный экипаж.
Но мало знать опасности сложных походов, иметь большой опыт, хорошо владеть техникой и выбрать правильную тактику. Нужны страховка и самостраховка. Самостраховка осуществляется на всем протяжении маршрута, а в наиболее сложных местах дополняется взаимной страховкой.
Байдарку следует подготовить к сложному путешествию, обеспечить меры по ее дополнительной плавучести, создать надежную упаковку снаряжения, гарантирующую его от намокания и потерь, проверить наличие на судне спасательного оборудования, минимального ремнабора, а также спассредств и репшнура для грудной обвязки у каждого участника и т. д.
В случае переворота нужно прежде всего освободиться от фартука и держаться сзади байдарки, чтобы главные удары она принимала на себя. Надо беречь ноги от ударов об острые камни. Постараться замедлить движение судна, выведя его из основного потока, или посадить на камень, а самим добраться до берега вплавь. При этом нужно выхватить из-под деки швартовный конец и доставить его на берег. Разумеется, покидать байдарку нужно только в том случае, если она тонет или есть уверенность, что тут же доплывешь до берега. Попадая в стоячие волны, водовороты, не тратьте напрасно сил на борьбу с ними. Положитесь на спасжилет и, как только вас "вынесет", немедленно гребите к берегу. На берегу надо переодеться в сухое, просушить все намокшее.
На более опасных местах организуется страховка. Оценивая тот или иной участок, нужно определить, проходим ли он, и если да, то продумать организацию страховки и предусмотреть возможность ликвидации аварии до следующего опасного участка. Если же такой возможности нет (участки близко друг к другу), то лучше отказаться от прохождения и сделать обнос. Страховка организуется с берега или с воды, а иногда и та и другая.
В страховке с берега участвуют как минимум два человека. Они располагаются на камнях, ближе всего подходящих к линии движения байдарки, на расстоянии 10-30 м друг от друга. Каждый держит бухту вспомогательной веревки. При аварии один из них бросает конец потерпевшим и, если те его поймают, подтягивает байдарку к берегу. Если первый промахнулся и терпящее бедствие судно пронесло дальше, в работу вступает второй страхующий.
Понятно, что такая страховка применима на довольно узком участке реки и требует хорошего глазомера и умения бросать бухту не ближе 10- 15 м.
Для большей уверенности в успехе лучше выставить трех страхующих, тем более что потерпевший аварию экипаж может плыть раздельно.
Для страховки с воды выделяется опытный, сильный экипаж. Он первым должен пройти препятствие при береговой страховке. Если береговую страховку организовать нельзя или она будет недостаточна, то байдарку лучше обнести или провести.
Затем страхующий экипаж встает ниже препятствия в сравнительно спокойной воде. При необходимости оказать помощь страхующие подходят к аварийной байдарке, передают на нее конец спасательной веревки и быстро доставляют веревку на берег. Только после этого можно подтягивать к берегу пострадавших.
Если экипаж плывет отдельно от байдарки, то в первую очередь надо спасать людей, дав им возможность уцепиться за корму своей байдарки или за конец и отбуксировав их к берегу.
Еще лучше, когда страхующая байдарка подстраховывается с берега (один плывет на страховку, другой остается на берегу и держит конец репшнура, привязанного за байдарку).
Иногда на участках с довольно простой линией движения, но больших по протяженности, где трудно организовать указанную страховку, можно применять подстраховку друг друга. Интервал в таком случае сокращается, и при аварии впереди идущей байдарки задняя подает ей спасательный конец и выводит на берег. В этом случае экипаж, идущий предпоследним, не должен выпускать из виду и замыкающую байдарку.
Пострадавший, получив спасательный конец, должен не держать его в руках, а привязать к обвязке своей байдарки. Такая обвязка необходима для страховки перевернутой байдарки. Делается она поверх оболочки в районе первого шпангоута (типа грудной обвязки), затем длинный конец ее проводится вокруг фальшборта, и у кормы примерно против последнего шпангоута делается вторая обвязка. Можно вязать их раздельно из коротких концов, но обязательно стянуть между собой (чтобы не сползала) соединительным концом, проведя его либо вокруг фальшборта, либо под днищем. Состояние обвязок нужно ежедневно проверять и, если они потерлись в подводной части, заменять.
В походной практике бывают и более сложные аварии. Например, байдарку швырнуло на камень, сломало и оставило на нем. Экипаж тоже остался на камне.
Тогда с берега им бросается конец, который они крепят к обвязке байдарки и помогают тянущим с берега столкнуть ее в воду. При этом надо использовать силу течения, стараться, чтобы оно помогло развернуть и снять байдарку.
Пострадавшие могут плыть, держась за байдарку. Если же они остались на камнях, то конец им бросают снова. Конец крепится за грудную обвязку одного из них со стороны спины. Так поочередно спасают всех. Если поток довольно силен, то во избежание рывка страхующему, прежде чем начать подтягивать веревку, нужно спуститься (насколько позволит конец) по течению. Если русло загромождено камнями и есть опасность, что веревка со спасаемым зацепится, этот способ неприменим. Тогда нужно либо наводить переправу, либо попробовать оказать пострадавшим помощь с другого берега (если там чище) или с проходящей мимо байдарки.
Если байдарка сидит на камне без экипажа, придется ждать подъема воды (и к этому времени организовать ее вылавливание) либо спада, чтобы добраться до нее со страховкой по камням.
Наибольшую опасность представляют завалы, так как вставшую лагом к завалу байдарку поток переворачивает и стремится затащить ее и людей под завал. Поэтому, выбирая линию движения, надо держаться от завала подальше, в крайнем случае, лучше выброситься на камень.
И еще один совет: как бы ни была повреждена байдарка, не следует ее бросать, если впереди еще долгий путь по воде.
В заключение хочется напомнить: если вы прошли по маршруту первыми, постарайтесь составить грамотный отчет о всех препятствиях и методах их прохождения, о метеорологических условиях, об уровне воды на данный период. А для этого надо на маршруте вести ежедневные записи и зарисовки.

 В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Обсудить в форуме


Комментарии и дополнения
 Илья, 16.06.2007
Хочу добавить, что:1)Груз в байде надо привязывать даже если это река Клязьма. 2)Каркасные байды уязвимы на порогах, я между шкурой и каркасом прокладываю тонкий строительный пенополеуритан около 5мм. С прокладкой собирать трудней, но пробой можно избежать. На лесных реках при "посадке на кол" это тоже не позволит проколоть шкуру. 3) "Каячить" Таймень можно на сложных реках, где не несет, и обвязка на ходовые качества не влияет. "Тритоновские" суда как "Вуокса" и "Нева" в этом не нуждаются, итак жесткие. Завалы это тяжелая тема, здесь всё от условий и умения зависит. Можно и боком подойти и руками удердивая от прижима проводить на руках или выйти, встать на завал и просто переправить ее через деревья. Удеоживая её снова залесть и продолжить сплав. На реке Поля, что в М.О. Шатурский р-н, было очень много в этом году завалов. На майских мы намаялись пробираться через завалы.
 Илья, 16.06.2007
Хочу добавить, что:1)Груз в байде надо привязывать даже если это река Клязьма. 2)Каркасные байды уязвимы на порогах, я между шкурой и каркасом прокладываю тонкий строительный пенополеуритан около 5мм. С прокладкой собирать трудней, но пробой можно избежать. На лесных реках при "посадке на кол" это тоже не позволит проколоть шкуру. 3) "Каячить" Таймень можно на сложных реках, где не несет, и обвязка на ходовые качества не влияет. "Тритоновские" суда как "Вуокса" и "Нева" в этом не нуждаются, итак жесткие. Завалы это тяжелая тема, здесь всё от условий и умения зависит. Можно и боком подойти и руками удердивая от прижима проводить на руках или выйти, встать на завал и просто переправить ее через деревья. Удеоживая её снова залесть и продолжить сплав. На реке Поля, что в М.О. Шатурский р-н, было очень много в этом году завалов. На майских мы намаялись пробираться через завалы.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100