15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2000
Автор - Павел Багдонас (Пермь)

Этот рассказ - о водном походе по рекам Бол.Амалат - Ципа - Витим, расположенным в Северо-Восточном Забайкалье, одном из интереснейших районов нашей страны, который нас давно манит своей ненаселенностью, живописной природой, благоприятным климатом и обилием рыбы.
В составе нашей группы, кроме автора этих строк, Павла Багдонаса, было пять человек: Света Юшкова, Олег Филичкин, Юра Фадеев и два Сергея - Деменьшин и Попов. Два слова об участниках. Наш бессменный командир - Света. Многие группы, встречавшиеся нам в пути, вначале немного недоверчиво относились к тому, что командир - женщина, но, познакомившись поближе, начинали относиться к этому с почтением, а одна группа из Екатеринбурга после проведенных вместе в дороге нескольких дней начала проситься, чтобы Света взяла их в следующий поход. У Светы самый богатый туристский опыт, включая руководство - пятерку, но сейчас она, как сама говорит, "на спортивной пенсии" (хотя до настоящей пенсии ей еще далеко). Поэтому мы выбрали маршрут, оцениваемый 3 категорией, а может даже ниже. Следующий участник - Деменьшин Сергей, самый опытный рыбак и главный моторист. Автор этих строк, Багдонас Павел - в походе был штурманом и по совместительству фотографом и помощником моториста. Юра Фадеев - неунывающий оптимист, душа компании - занимал место почетного пенсионера, восседая в центре катамарана на палубе. Олег Филичкин, - самый упорный рыбак, - мог часами бросать спиннинг, но в результате его упорных стараний река все-таки награждала его законнопойманным ленком. Ну, и наконец, Серега Попов - парень шебутной, но надежный и полезный во всех смыслах.
К путешествию готовились основательно. Два года выбирали маршрут, запасали и проверяли снаряжение: катамаран, лодочный мотор, палатки, баню, тент от солнца и дождя, а самое главное - рыболовные снасти, поскольку основная цель нашего маршрута - рыбалка. Тут необходимо отметить, что мы ходим в рыболовно-отдыхательные походы и поэтому всегда стараемся обеспечить себе максимум комфорта. Вот почему мы часто берем с собой лодочный мотор, - пусть небольшой, но зато не надо лопатить целый день и поэтому остаются силы на рыбалку. Кроме удобных, просторных палаток, мы всегда берем с собой баню, сшитую из каландра специально как баня, а не используем всякого рода тенты, но зато уж и баня получается, что надо - хватает на несколько заходов и еще остается. Ну и, наконец, в качестве лагерного тента от дождя мы приспособили крышу от палатки "Зима", под которой нам было очень уютно в любую погоду, - и в дождь, и в жару. А поскольку жарких дней было больше, чем дождливых, то он нас очень спасал на дневках, когда было жарко и до ближайшей тени было далеко.
Стартовали 22 июля из города Пермь. Наш капитан Света пригласила занять нас боковые места (какие уж достались!) в плацкартном вагоне поезда №318 "Москва-Владивосток". Поезд пассажирский, а не скорый, но так дешевле. Предстоял долгий путь через Урал, Западную и Восточную Сибирь в далекое Забайкалье. Как водится, сразу же отметили удачную посадку в вагон, - Юра не утерпел и достал свой пищевой сюрприз - двухлитровую бутыль "Старого Урала". Говорит, мол, что стекло-то везти с собой в поход. Правда, опережая события, скажу, что на самом деле эта бутыль была использована вторично неоднократно и весь поход служила украшением походного стола.
Пришли в себя где-то уже в Сибири и сразу ломанулись за пивом на ближайшей станции, дабы подлечить здоровье. Всю оставшуюся дорогу, впрочем, как и всегда, изнывали от жары, и пили пиво с барабинскими сазанами и байкальским омулем. Между делом перебирали свои рыболовные снасти, хвастаясь друг перед другом новинками, а кто не успел дома смастерить мушки или "мыша", наверстывали упущенное.
На четевертый день прибыли в Читу. Гостиницу нам никто не заказал, это и понятно. Поэтому ночь провели на вокзале. С утра отправились на поиски машины. Многие водители отказывались нас подвезти, так как дорога предстояла неблизкая - 250 километров. Мало ли что может случиться в пути. Но наши поиски увенчались успехом: все-таки нашли одного чудака на маршрутном такси-"рафике", который, как только сговорились в цене, тут же снял с лобового стекла табличку с номером маршрута, и согласился отвезти нас в "тьму-таракань". Понятно, что одному в такую дальнюю дорогу ехать опасно, поэтому в качестве охраны он взял с собой… жену.
Погода была к нам милостива: вместо 30-градусной жары пошел мелкий нудный дождик. А то поробуй посиди в душном "рафике" шесть часов по пыльной дороге. На Большой Амалат прибыли ближе к вечеру. И опять нам повезло: под бетонным мостом нашли относительно сухое место для палаток. Весь следующий день, несмотря на непрекращающийся дождь, кипела работа, - готовили к спуску катамаран. Настроение отличное, так как вода прибывает (но не мутная), идет мелкий дождик (он пока не надоел), а дыру в мосте, через которую на одну из палаток сливался поток грязной воды, удалось, наконец, законопатить.
И вот, наконец, - торжественный спуск катамарана на воду. В путь! Тут и дождик очень кстати перестал, и из-за туч выглянуло солнце. Вода несет хорошо, все шиверы и пороги, если они тут были, затопило, и поэтому мы сразу решили заводить мотор. Часа два наш стальной "конь" мощностью как раз в одну лошадиную силу не хотел привыкать к своей тяжкой доле, но Серега Деменьшин слегка поколдовал над ним, и он все-таки заработал, после чего честно трудился весь поход, "съев" при этом 45 литров топлива.
За первые два дня пролетели почти весь Амалат, так как рыба не ловится, а, как нам донесла разведка еще в Перми, она начинает ловиться на последнем правом притоке Амалата. Тем не менее, время от времени мы забрасывали спиннинги, и я скептически замечал: "Что-то непохоже, что в этой реке есть рыба". И вот, он, наконец, этот обещанный приток под названием Укшум, по которому мы сумели подняться на моторе до первого переката и встали на стоянку. Рыбаки, - а из нас это почти все - сразу ринулись на рыбалку, и через два часа я уже возвращался с куканом ленков, радостно восклицая: "Все окупилось, рыба в реке есть!". И действительно, начиная с этого дня, рыба ловилась постоянно, и мы частично перешли на рыбное меню. В устье Укшума мы стояли два дня - оборудовали шикарную стоянку со столом и зонтиком от солнца, ходили вверх по Укшуму на рыбалку, делали баню, купались. Мимо проплыла группа "конкурентов" из Ярославля, сильно огорчились, что мы их опередили. На второй день главные энтузиасты - Юра и Серега Попов - ходили вверх по Укшуму "в ночное", мышковать (то есть ловить тайменя на мыша). Провожали их как на войну,- неизвестно, какой "конь" может клюнуть, дали в дорогу сухой паек, ну и, как водится, "для сугреву" - ночами-то совсем не жарко. Вернулись утром ни с чем, - ночь была, хоть глаз выколи, метали мыша в темноту наугад и даже кто-то клевал. Кончилось все тем, что мышь за что-то зацепилась, и пришлось ее оборвать. Но ничего, в следующий раз поймаем.
Третьего августа отправились дальше и через час впали в Ципу. Погода отличная - жара под 30, вода спала, пейзажи радуют глаз. Барражирующие над водой стрекозы пытаются устроить на нашем кате запасной аэродром, а я от нечего делать пытаюсь запечатлеть их на пленку с минимально возможного расстояния. На первом притоке нас поджидало невиданное доселе чудо природы - огромное количество зеленых кузнечиков, методично передвигающихся по берегу вниз по течению. Было похоже на грандиозное переселение "народов", которое ничего не может остановить. Встретившийся на пути приток они преодолевали следующим образом: спрыгивали в воду, течением их несло вниз, прибивало к берегу, где они вылазили и шествовали дальше. Наш катамаран они облепили ровным слоем и при попытке их снять оттуда пытались сильно укусить за палец, - видимо, хотели воспользоваться бесплатным транспортным средством. Наше хождение по берегу сопровождалось хрустом от раздавливания кузнечиков. Но зато благодаря им нас ждала здесь отличная рыбалка: похоже, рыба на такой роскошный корм собралась с нескольких километров реки. В этом месте за день выловили полсотни ленков. Наш почетный член Юра Фадеев "сделал" нас, молодых и неопытных, выловив "без шума и пыли" четырехкилограммового тайменя. Мне повезло меньше: огромный таймень обломал крючок у блесны и, выгнув спину, ушел. На следующее утро Серега Деменьшин попытался его поймать, но тоже неудачно: рыбища взяла да и "уронила" подскользнувшегося на мокрых камнях Сергея в речку. А сама ушла, оставив рыбака наедине со сломанным об камни спиннингом. На этом безымянном притоке мы начали солить рыбу впрок, чтобы отвезти домой, а на ужин была крутая уха из 50 (а, может, меньше, - сколько в котел вошло) голов, в которой ложка стояла, и смотрели на нас едва ли не сотня грустных глаз. Ну, а на закуску, как всегда,- малосолка и маринадик из рыбы. И это все, разумеется, под разведенный в "Аква минералле" из ближайшего ручья спирт. Жареху есть уже никаких сил не было. В общем, стояли мы тут до обеда следующего дня, когда рыба уже перестала клевать (видимо, кончилась), а после обеда отчалили, обгоняя тех самых кузнечиков. Мимо проследовала вверх по течению моторка, поднимавшаяся по шивере очень-очень медленно. При этом один из двух охотников, сопровождавших ее, вынужден был идти по берегу. Ну а нас, а точнее, меня река решила наказать за нескромное истребление рыбных ресурсов. А именно, проплыв 7 километров, я вдруг с ужасом обнаруживаю, что забыл на последней стоянке спиннинг, а поскольку стоял он чуть поодаль от остального барахла, возле кустиков, то при загрузке катамарана его никто и не заметил. Пришлось мне ломиться за ним по лесу 7 км туда и 7 - обратно. Да еще дождик совсем некстати зарядил. Убил на это 3 часа, и в результате очередная стоянка получилась вынужденная, и, как следствие, без рыбалки. Но зато вечером отпраздновали по-человечьи возвращение спиннинга, а поскольку он был у меня один и все мои таймени еще впереди, то я в этот вечер был самый довольный. Хотя Олег, например, признался, что он бы ни за что не побежал 14 км по бурелому, под дождем из-за спиннинга.
Надо сказать, в дальнейшем мы себя баловали обилием рыбных блюд чуть не каждый день (а уж без малосолки так и просто ни один ужин не обходился), потому как рыбы в реке много, ловится почти в каждом мало-мальском притоке. Исходя из этого сложился и порядок движения: переход под мотором до очередного притока, рыболовная разведка, стоянка либо на ночь, либо на обед, а если рыбы нет,- например, "конкуренты" опередили,- идем дальше. В особо живописных и рыбных местах делали дневки с баней и праздничным ужином, включающим в себя рыбу в разных видах, пирожки с грибами или ягодами, компот из голубики. Исходя из этого, получилась жуткая экономия раскладки, хотя и так был предусмотрен подножный корм. Но мы же не предполагали, что рыба будет в достатке практически каждый день. Ближе к концу похода засоленную рыбу стали развешивать вялиться на специально сооруженные козлы посередине катамарана (чтобы легче поклажа была на обратном пути), а на дневках - коптить. Решили, что в следующий раз надо брать с собой какую-нибудь коптильню, потому как замучились мы городить ее из подручных средств.
Природа, надо отметить в этих местах очень красивая. Попадались совершенно райские уголки в устьях притоков. Например, песчаные барханы у голубой лагуны на притоке с красивым названием Жалю. Местного населения практически нет, пару раз встретились аборигены-охотники - и все. Туристов тоже немного, в общей сложности повстречалось 4 группы. Все с удивлением рассматривали наше судно под мотором с веером торчащих спиннингов, разлегшимися на палубе "туристами" из Перми и развешенными на вяление балыками. К концу похода мы поняли, что для полного счастья нам не хватает шезлонгов, чтоб, уж если отдыхать, то с комфортом.
Так, от притока к притоку, 9 августа вышли на Витим. Вопреки нашим предположениям, - река-то все-таки считается судоходной, - рыбы в Витиме нисколько не убавилось по сравнению с Ципой. Опять у каждого притока или ручья мы прочесывли устье блеснами и почти всегда вылавливали от 1 до 10 ленков и тайменей. Что удивительно, за весь поход мы поймали всего одного хариуса, - видимо он весь поднялся в верховья притоков. Единственный участок, который мы проскочили без остановок, - это Бамбуйская котловина, где Витим разливается чуть ли не на километр. Через пару дней дошли до устья Тулдуни. Это место еще называется Многообещающая Коса. Решили встать здесь на дневку, последнюю в этом походе, поскольку идти осталось совсем немного, да и место оказалось шикарное. Из Тулдуни вытекает удивительно голубая вода, а напротив возвышается гора Шаман. Сразу за устьем начинается длинная и широкая коса из крупных бульников, передвигаясь по которым, приходится перепрыгивать с одного камня на другой. В конце ее нашлось несколько песчаных линз, на которых мы и расположились. Весь следующий день посвятили копчению рыбы и устройством бани, между делом рыбача и купаясь (так как было очень жарко). Вечером была баня, - получилась очень жаркая, потому что топили долго. После бани - заключительный банкет с поеданием оставшихся пищевых сюрпризов и ритуальным сжиганием обветшавших шмоток. Тут мои друзья слегка переборщили и втихаря сожгли мои китайские тапочки, в которых мне предстояло еще добраться до поезда, а я это дело заметил только когда из костра повалил подозрительно черный дым. В общем, порезвились напоследок…
Наутро прошли оставшиеся 20 километров, где нам повстречалось несколько шивер, на одной из которых хорошо покачались, и к обеду были на БАМе. Путешествие подошло к концу. На станции Таксимо, кроме нас, собрались еще несколько групп, часть из которых еще только забрасывалась на маршруты. Тут мы все сразу перезнакомились и начали отмечать успешное завершение своих походов в привокзальном баре, делясь при этом рыбацким опытом и хвастаясь друг перед другом уловами. Все с завистью смотрели на наш 20-литровый кан с засоленной рыбой. От группы москвичей мы узнали про интересный маршрут по Калару, притоку Витима, и решили пойти туда в следующий раз. Кроме того, нас ждала приятная встреча с участниками первого комсомольского десанта, отмечавшими 25-летие высадки на БАМ. Всю нось на вокзале раздавались смех, шутки, воспоминания, туристские и бамовские песни под баян и гитару. Правда, не всем пассажирам это понравилось, и кто-то даже вызвал милицию для наведения порядка. Но, к счастью, все обошлось и на следующий день, усталые, но довольные, мы с трудом погрузились на поезд "Тында - Москва" и через 3 дня были в Перми. Едва закончился один поход, а мы опять живем ожиданием следующего.
До новых встреч на голубых дорогах Забайкалья!

По голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам ЗабайкальяПо голубым дорогам Забайкалья