15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 1999
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
Автор: Юрий Зайков (г. Каменск-Уральский, Свердловская область)

Отчет о парусном туристском путешествии пятой категории сложности по озеру Байкал, совершенном с 10 июля по 14 августа 1999 годаМаршрутная книжка № 24/99
Руководитель Зайков Ю.В.
Адрес руководителя: Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, Каменская 80-10

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено участникам и руководителю 5 категории сложности.

1.Справочные сведения о путешествии

а) Паспорт маршрута
1. Район путешествия - озеро Байкал
2. Нитка маршрута - г. Северобайкальск, Слюдянские озера, с. Байкальское, м. Котельниковский, м. Погонье, п. Курбулик, п. Горячинск, м. Облом, залив Посольский сор, ст. Байкальский прибой
3. Общая протяженность маршрута - 580 км. Из них: автобус - 20 км. По воде - 560 км. С преодолением препятствий - 120 км (шторм).
4. Продолжительность путешествия 35 дней. На активной части маршрута 29 дней. Полевых ночлегов 29
5. Время путешествия - с 11 июля по 14 августа.
6. Вид туризма - Парусный.
7. Категория сложности - пятая.
8. Маршрут рассмотрен МКК г. Екатеринбурга. Маршрутная книжка № 24/98.

б) Состав группы

Фотограф
Шкотовый

6 Бруяк Сергей Дмитриевич 1982 Видео-оператор

1-й Экипаж - Зайков, Ломаева, Бруяк, Разумовская М.В.
2-й Экипаж - Разумовский О.В., Давыдов
Заявленные участники похода не смогли принять участие по различным причинам. Новых участников пришлось набирать в целях безопасности похода. Они имеют опыт как ПВД так и дальних походов - Волга, Белое море, и т.п.

2. Сведения о районе путешествия

Отчет о парусном туристском путешествии пятой категории сложности по озеру Байкал, совершенном с 10 июля по 14 августа 1999 годаОзеро Байкал расположено на 56-51 градусах северной широты и 104-110 градусах восточной долготы на южной части Среднесибирского плоскогорья. Окружено пятью хребтами Станового нагорья: Байкальский, Приморский с северо-запада, Голондинский, Баргузинский с востока и Хамар-Дабан с юга. Байкальский климат предопределяют, в основном, горы, внутри которых он расположен на высоте 455 метров над уровнем моря. Байкал находится частично в холодном и умеренном поясе. В основном, это слабо-засушливая таежно-лесная зона. Почвы с запада дерно-подзолистые, с севера, востока и юга - горно-подзолистые и неоподзоленные. Хвойные леса и тайга почти полностью вытеснили лиственные. Изредка встречаются лесостепные и степные места с редкой растительностью на каменистой почве. Озеро Байкал является глубочайшим в мире. Его глубина достигает 1627 метров. В его водах обитает множество видов рыб, среди которых есть ценные промысловые - сиг, хариус, и особенно ценятся омуль, голомянка, обитающие только на Байкале. Кроме того, существуют и другие уникальные виды рыб, а также единственный в мире пресноводный тюлень - байкальская нерпа. Длина Байкала 636 км, наибольшая ширина 79 км. Длина береговой линии 2000 км. В Байкале находится четверть всего мирового запаса пресной воды, причем уникальной чистоты. Среднегодовые изменения уровня Байкала - 94 см. Наивысший сезонный уровень приходится на конец августа - начало октября. Берега Байкала, в основном, имеют абразивную форму рельефа. Валунно-глыбовые отмостки чередуются со скальными трудно-абразивными утесами и абразивно-аккумулятивными пляжами из гальки, гравия и песка. Дельты крупных рек Верхняя Ангара и Селенга имеют обширную разветвленную систему. Аллювийные выносы способствовали формированию крупных аккумулятивных форм рельефа берега с бенчами, барами, лагунами, лиманами и т.п. Байкал является самым древним озером в мире. Это и устойчивый режим физических свойств воды наложили отпечаток на его растительный и животный мир. Из его уже обнаруженных организмов три четверти нигде в мире кроме Байкала не встречаются. В горной тайге встречается много пушного зверя (баргузинский соболь, белки), встречаются медведи, лоси, северный олень, кабарга. По берегам Байкала много прекрасных мест для отдыха. Особенно популярны Песчаная бухта и примыкающие к ней с севера бухта Бабушка, Баргузинский и Чивыркуйский заливы, по берегам которых много удобных песчаных пляжей. Вода в этих бухтах такая же теплая, как в Рижском заливе Балтийского моря. В Иркутском бюро путешествий и экскурсий могут быть предложены интересные маршруты на автобусах или на теплоходах. Бурятский областной совет по туризму в Улан-Удэ организует путешествия по восточному побережью Байкала, по хребту Хамар-Дабан, по Тункинскому тракту к курорту Аршан. На берегах Байкала - четыре горячих источника: Хаккусы, Котельниковский, гора Горячая в Чивыркульском заливе и в городе Горячинск.

3.Организация путешествия

Отчет о парусном туристском путешествии пятой категории сложности по озеру Байкал, совершенном с 10 июля по 14 августа 1999 годаПоход по озеру Байкал несет в себе особую привлекательность. Ни одно озеро в нашей стране не пользуется такой славой, как Байкал. Чистейшая вода, множество красивых бухт, удобные пляжи, живописный ландшафт, необозримые пространства лесов и гор, устойчивые сильные ветра, целебные горячие источники, огромное количество солнечных дней неизменно остаются у каждого отдыхающего в памяти на всю жизнь и заставляют приезжать на Байкал снова и снова. Первая половина нашего похода приходилась на июль месяц, во время которого наблюдается безветренная жаркая погода. Она требует особых знаний местных ветров, которых на Байкале - более тридцати названий. Местные жители говорят, что на Байкале дует каждая речушка, каждый мыс и даже облака. Вторая половина похода приходилась на август, когда начинаются устойчивые ветра до 6-7 баллов, на которых следует подробно остановиться. Верховик или Ангара - северо-восточный ветер, спускающийся по долине реки Верхняя Ангара, несет сухую и ясную погоду. Нагрев берегов и поверхности озера ускоряет сход холодных горных масс воздуха, поэтому он может быть довольно свирепым и захватить озеро до самой южной оконечности. Длительные Верховики наблюдаются с середины августа и бывают продолжительностью до 10 дней. Верховик принимает направление берегов Байкала: на севере - северный, на юге - северо-восточный. Култук или Низовик - один из главных ветров Байкала, дует с юга и распространяет свое могучее влияние до самого севера и везде заставляет относиться к себе со всей серьезностью. Култук несет шторма самых высоких баллов, хотя и не бывает столь продолжительным как Ангара. Продвигаясь к северу, Култук охлаждается и насыщается влагой. Он является предвестником пасмурной дождливой погоды. Култук может неожиданно отступить, отдав поле битвы противоположным ветрам - Ангаре и Баргузину. Там, где встречаются эти гиганты, можно наблюдать толчею - волны, влетающие своими гребнями-фонтанами прямо в небо. Это явление мы наблюдали на Белом, Азовском морях, Ладожском озере неоднократно, но на Байкале попадали в толчею из пяти походов только один раз. По крутизне и высоте волн Байкальские "Толкуны" превосходят другие и в сочетании с ветром могут быть очень опасными. Баргузин - северо-восточный ветер, дующий по долине реки Баргузин. На Байкале сливается с Ангарой, но может быть и других направлений. В частности, в этом году мы, проходя Баргузинский залив, наблюдали восточное его направление. Горная - боковой ветер, дующий со склонов Приморского и Байкальского хребтов. В долинах рек он набирает ураганную силу. Самый сильный из них - Сарма до 50 м/с (200 км/ч), но и другие долины рек очень опасны для плаванья около них. Это ветер фёнового происхождения. Холодные массы воздуха переваливаются через горные хребты, обрушиваются вниз на прогретые прибережные зоны, с легкостью вытесняя раскаленный воздух и обретая огромную разрушительную силу. Остальные ветры не столь значительны, как эти, и имеют в основном термическое образование (бризы, зырянки, корзинки, мысовики, т. д.) или геологическое (движение по падям, отражение от мысов и закручивание за скалами - завитки).

4. Техническое описание маршрута

Отчет о парусном туристском путешествии пятой категории сложности по озеру Байкал, совершенном с 10 июля по 14 августа 1999 годаДобраться до Северобайкальска по железной дороге в этом году не представляло сложности. Вполне легально можно купить багажный билет на любой груз, довезти его с собой в вагоне и без проблем выгрузить. Собрать катамаран мы решили на Слюдянских озерах, находящихся в двадцати километрах от Северобайкальска к юго-западу. В живописной долине, сформированной аккумулятивной формой двумя небольшими речками, а точнее - их выносами, образовались два озерка лагунного типа, отсоединенные от Байкала косой шириною 10 метров. Песчаные берега, поросшие еловым лесом, являются излюбленным местом отдыха для жителей Северобайкальска. В солнечные дни озера прогреваются до 24 градусов. На из берегах находятся базы отдыха. По приглашению ребят из "Юнитура" мы попали на одну из них. Эта фирма организована выпускниками Свердловского пединститута и занимается спортивным туристическим бизнесом. 14-15 июля собирали катамараны, отдыхали. Выходить не торопимся - полный штиль. 16-18 июля - полный штиль с редкими местными ветрами 1-2 балла различных направлений. На веслах идем до мыса Котельниковский 50 км. Берега высокие денудационные. Кое-где видны на осыпях редкие островки травянистой растительности. В расщелинах гор, где текут речушки - густая тайга с примесью кустарников. Аллювиальные выносы формируют низкие мысочки, где довольно просто можно остановиться на стоянку, но при сильном волнении спрятаться за эти мысочки невозможно, а галечно-валунная отмостка не дает пристать к берегу без проблем. Мыс Котельниковский не является в этом случае исключением, но с южной его стороны можно укрыться от Верховика. Там мы и сделали стоянку для того, чтобы удачнее стартовать на другую сторону Байкала при сильном Верховике. Стоянка довольно удобная, но до горячего источника, находящегося в 4-х км севернее мыса, довольно далеко. С мыса открывается красивый вид на Байкальский хребет, и видна его высшая точка - гора Черского. Ближе к источнику есть отличные стоянки с песчаными берегами, столиками, скамейками и навесами. Источник радоновый (t=71 градус), имеет положительное действие на сердечно-сосудистую систему, костно-двигательный аппарат и другие лечебные свойства. С мыса и от источника идут туристские тропы в горы. Маршруты пользуются популярностью у туристов. До Котельниковского ходят частные и рыболовецкие катера, готовые за плату забросить группы. 20 июля пересекаем Байкал. Штиль. На веслах пройдя 30 км на мыс Погонье, появляется встречный юго-восточный ветер. Опасность горной велика. Холодные массы воздуха с ускорением заполняют прибрежные районы, с которых теплый воздух устремляется вверх. Отчет о парусном туристском путешествии пятой категории сложности по озеру Байкал, совершенном с 10 июля по 14 августа 1999 годаНо наши волнения оказались напрасными. Ветер разгулялся только до пяти баллов, и мы в крутой бейдевинд, пройдя 15 км, вышли на прекрасный песчаный пляж, где повсюду виднелись следы медведицы с медвежонком. Следует упомянуть об информации, полученной в походе 1991 года на метеостанции "Покойники". Горная (ветер) при спуске с гор, выходя в прибрежные зоны, теряет свою силу, а при удалении от берега на 10-15 км может полностью исчезнуть, что мы и наблюдали в очередной раз. 21-22 июля - мыс Погонье - река Езовка. 45 км шли в полный штиль. Берега абразионно-акумулятивные с оползнями и небольшими клифами. По береговой линии - песчано-галечные пляжи, очень удобные для стоянки. Устья рек сформировали довольно крупные аллювиальные мысы, поросшие кустарником и редким лесом. Отсутствие поселений, следов людей и близость заповедника создает удивительное ощущение близости с дикой природой Байкала. Далее от реки Езовка до бухты Сосновка находится Баргузинский заповедник, в который мы не стали заходить, а обошли его на расстоянии 3 км от берега. 23 июля обошли заповедник в штиль на веслах. Гребли все 60 км в течение 14 часов под палящим солнцем. Одно благо - вода моментально охлаждает. По берегам повсюду видны песчаные наносы, а горы покрыты густой тайгой. На горизонте отчетливо видны острые отвесные гребни Баргузинского хребта. 24 июля после трудного дня приходится делать дневку. Ветра нет, а руки все в мозолях. 25-26 июля - переход в красивейшее место на Байкале - Чевыркульский залив. Он довольно мелкий, хорошо прогреваемый и изобилует рыбой. Берега вплоть до залива абразивные, риасовые, с карманными пляжами и высокими крутыми клифами. Такие же берега в сочетании с большими песчаными пляжами находятся в Чивыркуйском заливе. В змеиной бухте на горе Горячей есть знаменитый сероводородный термальный источник. Он облагорожен, рядом находится база отдыха с магазином и постоянно подходят большие катера с группами отдыхающих. Хочу обратить внимание на то, что от бухты Сосновка до поселка Чивыркуй практически нет места для стоянок. Встав на дневки в Змеиной бухте, мы ходили в поселок Курбулик поставить отметку в маршрутной книжке, но неудачно, печатей нигде не оказалось, даже почта в поселке уже закрыта, нет денег на содержание. В бухте Змеиной мы стояли рядом с группой аквалангистов из Екатеринбурга. Они обещали в случае необходимости подтвердить наше посещение залива. При прохождении заповедника и национального парка мы были поражены плохим отношением к нам работников этих образований и слышали в свой адрес угрозы и вымогание денег. Видимо, они избалованы посещениями иностранцев, у которых денег немного побольше. Чтобы повторно не проходить через заповедник и национальный парк и не вступать в конфликты с егерями, мы решаем идти по запасному варианту на южную часть Байкала. 29 июля - 1 августа прошли 65 км на южную оконечность полуострова Святой Нос. Западный берег полуострова - абразивный с высокой глыбо-валунной отмосткой, хорошо защищающей от размыва. Высокие берега полуострова покрыты густой тайгой. Переход был в слабо ветреную погоду. Ветер 1-2 балла не давал эффективно лавировать, и все время приходилось подгребать. Стоянки, хоть и не совсем удобные, но все-таки возможны при среднем волнении. 2-5 августа прошли 170 км до мыса Облом со свежими попутными ветрами, которые подхватили нас сразу же за Святым носом, причем сначала дул Баргузин восточного направления, перейдя потом на северо-восточное направление. За 4 дня в сумме набрали 70 км при 6-ти бальном ветре. Для малого катамарана этот ветер предельный, он глиссирует на воде практически под одним рангоутом, имея опасный крен, а парус приходится ставить между штагом и вантами, чтобы имелась возможность, быстро отдав шкот, разгрузить мачту. Большой катамаран ходил галсами в бакштаг, а при поднятии спинакера резко уходил вперед. В результате мы пришли к выводу, что гораздо эффективнее вести малый катамаран на буксире, не рискуя при этом людьми. Берега от Баргузинского залива до залива Провал, в основном, аккумулятивные с высокими песчаными и галечными барами. На берегах среди дюн и кучугуров - красивые разлапистые кедры. Особенно красивое место в бухте Безымянной. Отмершие клифы красиво вдаются в море, способствуя образованию широких бенчей. Немного севернее Горячинска имеет смысл встать на дневку и сходить на местный курорт, принять лечебную ванну или душ. В Горячинске - бальнеологический курорт с азотно-сульфатной натриевой водой температурой 53 градуса. 6 августа с мыса Облом обходим дельту Селенги и в середине дельты находим островок для стоянки. 35 км шли при ветре 1-5 баллов северо-восточного направления. Вообще-то островов в середине дельты два, не считая маяка в самой Селенге, но туда заходить намного дальше по реке, а при восточном ветре, учитывая сильное течение, очень сложно. Острова помечены на карте красным цветом. Залив Провал лучше пересекать с внутренней стороны баров, отделяющих провал от Байкала. Сам провал образовался в 1862 году при землетрясении. Часть дельты Селенги площадью 200 квадратных километров опустилась на глубину до 10 метров. Байкалом и Селенгой постоянно ведется аллювиальная работа, и я думаю, со временем, залив превратится в лиман. Пройдя с внутренней стороны бара, мы были защищены от волн, но иногда приходилось идти по траве. Дров на островах дельты нет, поэтому об них надо позаботиться заранее и желательно не на один день. К вечеру с западной стороны налетел сильный ветер баллов 8-9, срывало палатки, и их пришлось ставить по-штормовому. Отчет о парусном туристском путешествии пятой категории сложности по озеру Байкал, совершенном с 10 июля по 14 августа 1999 годаПрибой на бенчах и барах грохотал всю ночь и следующие полдня так, что невозможно было спать, хотя мы находились от него метрах в семистах. Пришлось делать дневку. 8 августа отходим при 5-ти бальном ветре на одном катамаране. Второй на буксире, загружен посредине тяжелыми рюкзаками, чтобы не перевернулся, мачта опущена. С утра дует Баргузин, и мы со спинакером летим по чистой воде без волнения. Через полчаса дует уже 6 баллов, и мы при полутораметровых волнах выходим к основному руслу Селенги, оставаясь без укрытия бенчами. Катамаран легко глиссирует на волнах, но буксир мешает, и волны иногда переливают по баллонам, и мы проваливаемся в ложбину. Вскоре ветер возрастает до 7 баллов, а далее, наверно, и больше. Приходится бросить спинакер, но и при одном гроте катамаран продолжал глиссировать. Подойдя к островам Бабья-Карга, я решил идти в Посольский Сор, так как возле деревень Истомино и Исток берега абсолютно непригодны для стоянки ввиду их сильной заболоченности. Отчет о парусном туристском путешествии пятой категории сложности по озеру Байкал, совершенном с 10 июля по 14 августа 1999 годаВскоре на горизонте появилась церковь, находящаяся в селе Посольское, названного в честь посла в Монголии и Китае Ерофея Заболотского, убитого на месте, где теперь стоит церковь в 1660 году. После прохождения села мы смогли наблюдать ветровой нагон, и даже смогли им воспользоваться. На косе в самом низком месте стояла "Нива" по пороги в воде. Ее подливали волны, а шофер, видимо, ушел за трактором. И мы в метре от машины проскочили через косу, почти не задев дно. Ветровой нагон был не менее полутора метров (информация от местных рыбаков). Я эту информацию подвергаю сомнению, так как известно, что средняя величина, например, для Белого моря 0.3 метра, а для Каспия 0.5-0.7 метра, хотя известны случаи нагонов до Отчет о парусном туристском путешествии пятой категории сложности по озеру Байкал, совершенном с 10 июля по 14 августа 1999 года6 метров (Гальвестон - Мексиканский залив). Перепрыгнув косу, мы очутились в заливе Посольский Сор, где и закончили поход. В этот день прошли 55 км за 6 часов, 50 из которых при 6-ти баллах и более. Залив имеет размеры 4.5 на 10 км, не считая северной заболоченной части, и является хорошим местом для отдыха. На его песчаных берегах много баз отдыха и к тому же в 100 метрах от реки, впадающей в него, находится железнодорожная станция. С этой станции мы на электричке доехали до Улан-Удэ, где регулярно ходят пассажирские поезда.

6. Итоги путешествия, выводы

Отчет о парусном туристском путешествии пятой категории сложности по озеру Байкал, совершенном с 10 июля по 14 августа 1999 годаМаршрут соответствует пятой категории сложности по всем эталонам. Набран с запасом 80 км весь километраж. При ветре 6 баллов пройдено более 3-х дней. Озеро не имеет течения более 3 км/ч - значит протяженность не корректируется. Коэффициент энерговооруженности у большого катамарана 1, у малого 0.9 - не превышает допустимые нормы и не требует увеличения протяженности маршрута. Суда надувные, для них применяется коэффициент 0.9 - маршрут уменьшается по протяженности. Кроме того, в первую половину маршрута был двухнедельный штиль, и группе пришлось 240 км пройти на веслах. Баргузинский заповедник протяженностью 60 км можно считать серьезным препятствием. Пытаясь обойти его в лавировку уложиться в световой день практически не представляется возможным, а искать стоянку в темноте на Байкале довольно проблематично, учитывая крутые берега. Да и высокие бары при навальном ветре и метровой волне могут порядочно потрепать катамаран (печальный опыт на Байкале в 1995 году). Рекомендую обходить заповедник ночью в штиль, используя ночной бриз. Для упрощения навигации можно использовать шум прибоя, который слышно на несколько сот метров. Отчет о парусном туристском путешествии пятой категории сложности по озеру Байкал, совершенном с 10 июля по 14 августа 1999 годаПрименение этого способа опасно для килевых яхт и доступно для легких судов с автоматически слаживающимися швертами при ударе их о препятствие (удачный опыт на Байкале в 1992 году и на Белом море в 1994 году). Границы заповедника распознаются легко по изменению направления береговой линии. Во время встречного ветра я не стремлюсь делать длинные переходы, давая возможность группе отдохнуть. Иной раз, пройдя 10 км, встречается отличная стоянка с красивой бухтой, пляжем. Рыбалка, купание, подъем в горы способны скрасить изнурительные походы и превратить человека в фанатика дальних странствий. Маршруты по озеру Байкал лучше разрабатывать с севера на юг. Ветра, господствующие в августе - это Ангара и Баргузин. Сливаясь, они долетают до южной оконечности Байкала, наводя пологие двухметровые волны. Южный ветер менее продолжителен и несет с собой сырую погоду, в которую путешествовать довольно неприятно. Дневки лучше делать во время встречных ветров и штилей, но грех пропустить оздоровительные горячие источники и красивейшие места на Байкале типа Баргузинского и Чевыркуйского заливов, бухты Песчаная и примыкающая с севера к ней бухта Бабушка, Аяя, Поющие пески, мысы Котельниковский, Облом, Горячинск и другие, которых мы еще не знаем. Из музеев самым интересным нам показался музей деревянного зодчества возле деревни Тальци на реке Ангара ниже истока в 25 км. Отчет о парусном туристском путешествии пятой категории сложности по озеру Байкал, совершенном с 10 июля по 14 августа 1999 годаСреди технических новинок у нас новый шверт с увеличенной площадью 0.65 кв метров, сделанный из пенопласта и покрытый 4-6 слоями стеклоткани на эпоксидной смоле с продольными ребрами жесткости. Шверт оправдал себя полностью. При слабых и очень сильных ветрах лавировочный угол увеличился на 5-20 градусов. Второй катамаран - сплавная двойка с усиленной рамой и гафельным вооружением площадью 3.6 кв метров (от оптимиста) с рулем-швертом площадью 0.25 кв метра. Использовать этот катамаран при шести бальном ветре довольно опасно: приходится откренивать и разгружать рюкзаки. Только наличие другого более надежного судна дает возможность ходить в серьезные походы. К тому же отсутствие хорошей центровки, малая парусность и мягкий рангоут не дают возможность круто лавировать ни при каком ветре, что само по себе опасно при нахождении на большом водоеме.

7. Приложения

лук 10 1800 44 -/-
изюм 7 1260 303 -/-
итого 650 68 кг 1500 кал/ч

Раскладка минимальная. Идет расчет на рыбу и докупку продуктов в населенных пунктах. Следует учитывать, что до Баргузинского залива продукты купить практически невозможно. Раскладка оправдала себя минимальным весом при заброске и достаточным наполнении при невозможности докупить продукты.

Групповое

11.Кросовки 1 0.6

Итого: 11 кг

Ремонтный набор
Резиновый клей, бензин, заплаты, набор свёрел с дрелью, набор отверток, набор напильников и надфилей, набор гаечных ключей, пассатижи, мининожовка, ножницы, пинцет, набор запасных болтов и т.п. Ремонтный набор разделен на два: основной и аварийный для малого катамарана.

Походная аптека
Перикись (гидропирит) 2уп, нитрофунгин 1б, левомицетин 2уп, эритромицин 4уп, аспирин Упса 10т, витамин С Упса 10т, крем 2тюб, настойка пустырника 1б, Витамины на 180 дней, бинт стерильный 4уп, бинт не стерильный 8уп, вата, эластичный бинт, лейкопластырь 2уп, бактерицидный и мозольный, жгут, булавки, ножницы, йод 2б, зеленка 2б, марганец, валидол 10т, корвалол 1б, уголь активированный 4уп, фестал 3уп, сульфамиды 4уп, тусупрекс 2уп, мукалтин 1уп, аспирин 2уп, анальгин 3уп, димедрол 2уп, диазолин 1уп, ношпа 2уп, нашатырный спирт 6амп, кислота борная, сода, термометр, элеуторокок 2б, пантенол 1ф, финалгон 1тюб, солкосерил 1тюб, гидрокортизон 1тюб, галазолин 1ф, парацетомол 1уп, глюконат кальция 4уп, бисептол 2уп, новакаин 2амп, пипетка, нитроглицерин, стрептоцид.
Аптека была разделена на две: основная и аварийная для малого катамарана.

Весовые характеристики груза

Наименование на одного человека на группу из 6 человек
продукты 11.3 68
катамараны 25 150
групповое снаряжение 6 36
личное снаряжение 11 66
Итого 28,3 170

Катамараны имеют отдельные упаковки по 50 кг и перевозятся на тележках, а в поездах покупаются дополнительные багажные билеты. Передвижение группы со снаряжением может осуществляется методом челнока. Нагрузка на одного мужчину 28.3 кг плюс тележка с катамараном, нагрузка на одну женщину 28.3 кг.

Пути подъезда и отъезда

Пункты следования Транспорт Ст. Расписание
До Екатеринбурга электричка 11 р. 6 раз в сутки
До Северобайкальска поезд 480 1 раз в двое суток
ст. Байкальский прибой - Улан-Удэ электричка 18 р 2 раза в сутки
До Екатеринбурга несколько поездов 460 ежедневно в разное время

Литература

1. Динамика Байкальских вод. Журнал "Человек и стихия" 1975 год. Канд. Техн. Наук В. Л. Землянский.
2. Берега. Серия природа мира. П. А. Каплин, О. К. Леонтьев, С. А. Лукьянова, Л. Г. Никифоров. 1991 год.
3. Атлас Байкала. Иркутск - Москва. 1969 год.
4. По островам и берегам Байкала. 1965 год. Ламакин В.
5. Туристская схема озера Байкал. 1978 год. Исправлена в 1986 году.

Технические данные большого катамарана
Длина наибольшая - 5.3 метра
Длина по КВЛ - 5.2 метра
Наибольшая ширина - 2.45 метра
Расстояние между ДП корпусов - 1.35 метра
Диаметр баллонов - 0.51 метра
Осадка корпуса со швертом - 1.3 метра
Вес полностью оборудованного катамарана - 120 кг.
Паруса:
- грот S 7 кв. м.
- штормовой стаксель S 4 кв. м.
- генуэзский стаксель S 9 кв. м.
- спинакер S 16 кв. м.
Мачта - труба, титан, диаметр 63 стенка 1.5
Балки - труба, титан, диаметр 57 стенка 2
Стрингера - труба, титан,
внутренний, диаметр 50 стенка 1
наружный, диаметр 36 стенка 2
Ванты и штаг - трос нержавейка диаметр 4
Уздечки и нижние растяжки трос нержавейка диаметр 5
Шверт - стеклопластик, площадью 0.65 кв. м.
Руль - ель, площадью 0.2 кв. м.

Технические данные малого катамарана
Длина наибольшая - 3.7
Длина по КВЛ - 3.5
Наибольшая ширина - 1.85
Расстояние между ДП корпусов - 0.9
Диаметр баллонов - 0.45
Осадка корпуса со швертом и рулем - 0.6
Вес полностью оборудованного катамарана - 40 кг.
Парус - гафельный грот площадью 3.6 кв. м.
Стрингера и балки - труба Д16Т диаметр 40 стенка 1.5
Мачта, гик, гафель, дополнительные стрингера и балки -
Сосна по пропорциям
Шверт-руль - сосна площадью 0.2 кв. м.

Географические термины
Абразивная форма рельефа берега - размываемая форма рельефа берега.
Аккумулятивная форма рельефа - самосоздаваемая форма.
Аллювиальные выносы - речные выносы формирующие берег.
Бар - песчаные, галечные наносы образованные волнами (береговая линия).
Бенч - мель, образующаяся вблизи берега прибойной волной.
Денудационные берега - осыпающиеся берега.
Валунно-глыбовая отмостка - образуемая под клифами твердых пород.
Клиф - обрыв, следствие размыва берега.
Лагуна - залив отделенный баром.
Лиман - низменная долина реки.
Риасовый берег - возникает в результате подтопления горных эрозионных долин.
Кучугуры - песчаные бугры со слабой растительностью.