Виды туризма

16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1982
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 535 0
Сканирование и обработка отчета - М. Трусков (Тула)

Введение

Этот поход является второй частью путешествия по Алтаю.
Первая часть - пешеходный поход третьей категории сложности по маршруту: Горно-Алтайск - п. Эдиган - пер. Сайгонош - траверс хребта Иолго - пер. Уйменский - пер.Чакрык - оз.Телецкое.
В пешем походе участвовало 14 человек. В водный поход было заявлено 6 человек, однако по прибытии в пос. Артыбаш, по некоторым причинам двое от сплава отказались. В основном это было вызвано устрашающими рассказами местных жителей о сложности реки, о коварных прижимах и непроходимых порогах. За 10 дней до начала сплава, при повороте плота в прижиме утонули московские туристы, сплавлявшиеся на ПСНах.

Таким образом, нас осталось четверо.
Миллер А.Э. - руководитель похода. 300041, Тула, ул.Советская, д. 18-а кв. 108
Денисова Г.Н.
Шилкина Н.П.
Битков А.И.

12 августа. День первый.
Проводив утром своих друзей, мы приступили к поиску места для строительства плота. Идем по дороге вдоль правого берега Бии. В ее истоке через реку проходит длинный и низкий автомобильный мост, установленный на ряжах. В озеро, также к ряжам, тянутся толстые тросы, удерживающие мост при подъемах воды. Тросы мешают проходу под мостом, оставляя свободными только два пролета. Течение под мостом набирает скорость, и за ним уже бушуют буруны. Проход под мостом обозначен специальным знаком.
Сразу за мостом находится порог Карлагач. Река здесь широкая и мелкая. Скорее всего, это шивера. Река поворачивает влево. Плоту лучше идти по центральной струе, отгребаясь от скалистого левого берега. На него идет навал воды, и образуются стоячие волны и водовороты. Порог просматривается с берега. За поворотом вправо течение быстрое без валов и больших волн. На первых 4-5 км вдоль правого берега через каждые 500-600 м сложены штабеля бревен, предназначенных для весеннего сплава. Длина бревен 4-5 м. По обоим берегам хороший лес. В основном растут пихта и кедр. Сушняка, пригодного для строительства плота, вблизи истока реки мы не находим. Мастер леспромхоза, к которому мы обратились, предложил идти ниже порога Юрток.
Идем вниз по течению и в 1,5 км ниже устья р. Юрток, напротив порога Кап, мы находим несколько сухих пихт. Ставим лагерь. Точим пилу, топоры. Начинаем валить деревья. Работа трудная и кажется не под силу для двух мужчин и двоих женщин.
Плыть хочется и поэтому работа движется довольно быстро. К вечеру первого дня свалено семь деревьев диаметром до 40 см. 
13 августа. День второй.
Строительство плота.
Оценив свои силы, решаем делать деревянный плот традиционным способом, усилив его скобами. Утром сходили в Артыбаш, отправили телеграмму о начале маршрута, набрали на стройке гвоздей и скобы, а также обрезки досок для лопастей на греби.
Начинается самая тяжелая работа - перетягивание бревен из леса на берег реки до стапеля. Бревна находятся в радиусе 300-350 м от места постройки. Для облегчения работы пилим катки. Затем привязываем веревки и тащим бревна по каткам. Часть бревен подтащили до реки, а затем по воде до стапеля. Лишь к вечеру бревна были уложены на место. Теперь заготовили три сушины диаметром до 15 см для гребей и вспомогательные бревна для подгребиц, надстройки.
Во второй половине дня увидели плывущие по реке туристские принадлежности и через минуту перевернутые байдарки. Рыбаки, находившиеся поблизости, помогли неудачникам добраться до берега и вытащить потрепанные байдарки. Это оказались туристы из Рязанской области. Они перевернулись в самом начале порога Юрток и почти 2 км не могли выбраться на берег. Теперь им предстоит ремонт байдарок.
С удивлением смотрят они на наши мощные бревна, не представляя себе конструкцию и ходовые качества нашего средства сплава.
14 августа. День третий.
Порог Кап - р. Пыжа, 17 км.
К обеду закончили постройку плота и спустили его на воду, погрузили и закрепили на постройке рюкзаки, надели спасжилеты. В путь.
Для начала проводят плот через первый перекат одни мужчины. Плот кажется таким маленьким на широкой реке. Плот показался нам недостаточно устойчивым и мы, причалив, добавили с каждой стороны еще по одному толстому бревну. Таким образом, ширина плота составила 1,9-2,1 м.
Теперь на плоту весь экипаж. Течение подхватывает плот, и вот мы уже несемся мимо прижима. Река широкая. Правый берег низкий, левый крутой. Пока нет порогов, отрабатывает навыки управления плотом. Работаем до пота, разворачиваем плот, перемещаем поперек струи. Тренируемся на причаливание, Удержать такую махину у берега при скорости течения 9-15 км/ч не так просто.
Через 50 мин впереди показалась устье р. Тура. Через нее проходит автомобильный мост. Еще через 10-15 мин слышен шум и виден Кабыровский порог.
Наше судно не дает возможность причалить к берегу для просмотра порога и, поэтому еще заранее, после многочисленных консультаций с местными жителями, мы решили проходить пороги по центру реки или главной струе. Масса и устойчивость плота вселяла в нас уверенность в успехе.
Отгребаем к середине реки к мощным валам. Скорость резко возрастает. В начале порога струи воды сжимаются грядами камней, отчего образуется высокий гребень, на котором плот изрядно покачивает. Порог состоит из двух ступеней, отстоящих друг от друга на 300 м. На всем протяжении мечутся громадные волны.
Вдоль берегов разбросаны большие серые валуны, через которые поток перекатывается, образуя шумные пенистые гребни. В этом хаосе трудно увидеть подводные камни. Несмотря на высокую воду (неделю шли дожди) наш плот задел подводный камень, что, впрочем, не имело никаких последствий. За первой ступенью вода устремляется к правому берегу. Несмотря на высокие валы, плот уверенно проходит порог и по инерции, оставляя за собой пенистый шлейф, на скорости несется мимо правого берега. А у левого берега сразу за порогом начинается гладкий плес. 
Фартуков у нас нет, и поэтому передний гребец отжимает брюки и выливает воду из сапогов. Но уже слышен шум и показывается Пыжинский порог. По отчетам новосибирских и московских групп его относят к элементам 4 к.с. Он считается одним из самых сложных на Бие. Порог начинается 1,5 км выше устья р. Пыжа. Длина порога 800 м, уклон 0,008. Его начало у поворота реки влево и заканчивается на другом ее повороте, но уже вправо. Каменная гряда, образуя порог, протянулась от правого берега к левому, как бы соединяя две точки изгибов реки. Вся мощь полноводной реки штурмует эту гряду, образуя высокие волны, водовороты.
Удачно входим в центр струи и несмотря на сильнейший шум, брызги, удары валов несемся уверенно вдали от разбросанных у берегов крупных валунов. Прошли секунды, и порог позади. Теперь можно оглянуться.
А слева из-за низкого мыса под острым углом из широкой долины уже несет свои мутные воды р. Пыжа. Сразу за устьем пытаемся причалить, но нас несет еще 1,5 км, пока это удается. Решаем сегодня больше не плыть. Пусть улягутся первые впечатления. А впечатления самые приятные: река красивая, быстрая; пороги интересные; плот надежен, крепок, устойчив, хотя и несколько тяжеловат в управлении.
Вблизи стоянки кедры со спелыми шишками, на склонах красная смородина, малина. На противоположном берегу на речной террасе видны дома пос.Усть-Пыжа.
15 августа. День четвертый.
р. Пыжа - р. Тулой, 40 км
Ночь холодная, звездная, тихая. Утром на реке туман. 
Отдали концы, и река понесла плот. Через 10 мин безымянный порог, затем, через 35 мин от пос. Усть-Пыжи начинается порог Щеки. Он слышен издалека и приметен скалистым правым берегом и островом - скалой поросшей лесом. Скала красновато-бурого цвета. Здесь река делает крутой поворот. Основная протока - правая, в которую и направляем плот. Глубина большая, но ввиду сужения опасность представляют громадные валы и сильное течение. Порог Щеки - элемент 3 к.с. Левая протока гораздо проще и, видимо, больше подходит для байдарок.
Сразу за порогом большой перекат и через 1 км от него порог Косой. Он образован подводной грядой камней и сейчас при высокой воде опасен несколькими стоячими валами до 0,8-0,8 м высотой.
Через 5-7 мин порог Кебезенский. Это элемент 3-4 к.с., его длина 300 м. На этом участке реки, межи двумя поворотами, несется бурным потоком. От берегов, от небольших мысов отходят к середине потока валы, образуя стоячие волны высотой до 1,2 м. Здесь приходится усиленно отгребать от берегов. Плот швыряет, как щепку. В нижней части порога с правого берега выдается большой каменистый мыс, за которым виден паром. Река стремительно несет плот мимо д. Кебезень. За деревней причаливаем. 
Отдыхаем после порогов. Идем в магазин. Из продуктов только хлеб и консервы. Сразу за деревней правый берег начинает подниматься, местами образуя выступы. Вскоре река поворачивает влево, образуя несложный порог. В русле много камней, вблизи берега они поднимаются над поверхностью. Течение не очень сильное, и это позволяет плоту маневрировать.
Через 5-7 мин впереди начинается первый из трех Сарыкокшинских порогов. Река заметно сужается. Верхний порог относят к элементам 4 к.с. (байдарки обносят). Направляем плот на мощные валы в середине потока. Гребцов по пояс заливает водой, пассажиры на этот раз спасаются на надстройке. Плот, пробив валы, уверенно проходит первую ступень. Лишь сотня метров отделяет от второй, а затем и третьей ступени порога. Стоячие валы, отходящие от берега, образуют 8-10 стоячих волн, которые, соединившись на середине, достигают 1 м высоты.
Сразу ниже порогов слева мутной полосой впадает р. Сарыкокша. Через 8-10 мин - порог Какаиха. Основные препятствия - высокие валы и стремительное течение. Проходим по центру потока.
Далее 40-50 мин река быстрая с перекатами. Затем начинается короткий порог Юрок. Он образован островом. Левый рукав очень мелкий, в правом подводная гряда камней. Проходим по основной струе. Сразу за порогом река образует "кружало", но плот по инерции проходит залив и входит в течение. Гребцы, став по двое на греби, сумели отбиться от круговорота. Порог позади.
До деревни Тулой река представляет собой, по существу, один перекат. В конце д. Тулой через Бию проходит высокий автомобильный мост. Из трех пролетов, только средний шириной 10-12 м проходим для плотов. Пришлось дружно поработать гребями, чтобы вписаться в него. Около опор торчит, вибрируя от течения, арматура. За деревней река поворачивает влево.
Впереди долину загораживает гора, поросшая лесом. В этом месте сильнейший прижим к правому берегу. Река всей мощью на большой скорости наваливается на скалистый берег. Отгребаться к левому берегу начали за 400-600 м, но водная стихия оказалась сильнее. За 50-60 м до прижима стало ясно, что река побеждает.
Несмотря на отчаянные усилия экипажа, течение неуклонно несло плот от середины к правому берегу прямо на скалы. В 1,5-2,0 м от скалы гигантский вал поставил наш плот объемом 5 м3 и массой около 4 т на ребро. Капитан, все еще пытавшийся отбить плот от скалы, был гребью сброшен в воду. Через секунду волна мягко поставила плот в нормальное положение, чтобы через мгновенье попытаться опрокинуть его вновь. Капитан, покачавшись в спасжилете 10-15 секунд на волнах, уже стоял на плоту, когда смыло валом другую гребь. Плот оказался неуправляемым.
Быстро поставили запасную гребь и уже кормой прошли 200-300 м переката, в котором выловили плывшую поблизости гребь. Но на этом неудачи не кончились. Через 7-10 минут в следующем перекате при сильном гребке треснуло весло. 
Решаем сегодня судьбу больше не испытывать и пристаем к крутому правому берегу. Здесь на высокой террасе становимся на ночлег. Сушим одежду, вещи. Делаем новую запасную гребь.
16 августа. День пятый.
р. Тулой - пос. Турочак, 53 км
Ночь звездная, холодная. Чувствуется приближение осени. Ночевали в глухом темном лесу. 
Команда готова к отплытию. Отчалив, плот, набирая скорость, уже через минуту несется мимо берегов. Через 3-4 км начинается Кузенский порог. Его шум слышен издалека. В 200 м перед порогом находится паром, в 100 м на правом высоком берегу стоит дом. Длина порога около 2,5 км. В начале порога, ближе к правому берегу, лежит островок из крупных валунов. Сильным течением плот несет к островку, но мы держим плот у правого берега на мощной струе. Сразу за островом начинается самый сложный участок порога с хаосом валов, волн и бурунов. Отгребаемся на середину, на струю. Мимо проносятся обрывистые берега. Река, сделав правый поворот, среди скал расширяется и замедляет течение. На греби становятся женщины.
Через 6 км от Кузенского порога - порог-перекат Песчаный, с валами до 0,7 м. Прошли центром. Затем слева остается село. Через 400 м на левом берегу интересные рельефные скалы. Впереди справа к реке подходит гора.
Время к обеду. Причаливаем напротив горы, к левому берегу. Здесь уютное местечко. Припекает солнце. Тепло. В 150-200 м начинается склон, поросший лесом, Встречаются упавшие шишки. Но все они пустые. Видно, успели поработать бурундуки и другие маленькие таежные жители.
Путешествие по Алтаю заканчивается, и мы решаем пополнить наши запасы кедровых орехов. Обед и сбор орехов занимают около 3 часов.
Через 10-15 мин после обеда порог Тондошка. Проходим по центру. Валы до 0,8 м. Спустя 5 мин порог уже позади. Далее река сохраняет свой стремительный бег, но порогов до пос. Турочак нет. По берегам лес.
В поселке в 400 м от "кружала" причаливаем. Сходили на почту, магазин, столовую. Поселок вытянулся вдоль реки. Это центр Турочакского района Горно-Алтайской автономной области. Он имеет воздушную связь с Горно-Алтайском и Бийском. Один раз в день в Бийск идет теплоход типа "Заря".
В конце поселка в Бию с правого берега вдается гранитный мыс. Около него пристань. Выше мыса река образует круговое течение. От мыса струя под прямым углом отбивается к левому берегу. Проходим вдоль правого берега, а затем, сразу за мысом, наваливаемся на греби и вводим плот в струю, идущую наискосок к левому берегу. Здесь порог Кипяток, не представляющий трудности. На широкой реке есть место для маневра. За порогом на правом берегу раскинулась деревня. Это место, пожалуй, самое красивое на Бие. Река сжата горами, которые круто обрываются к реке.
За порогом Кипяток река наваливается на правый берег, образуя порог "Смиренная плита". Предупрежденные о нем в Турочаке, став по двое на греби, отгребаемся от порога, но струя мягко втискивает плот в улов под скалой, а в 20-30 м от скалы в реку уходит громадная плита, через которую с бурунами перекатывается вода, образуя слив.
Купаться желания нет. Решаем здесь заночевать, тем более, что и лес, и вода рядом. А "утро вечера мудренее".
17 августа. День шестой.
пос. Турочак - д. Удаловка, 26 км
Ночь звездная, холодная. Утром на реке туман. Разгрузили плот и перенесли вещи на 300-400 м за порог. Держа плот за веревки, толкнули его шестами в слив. Он задел дном за плиту, остановился, как бы подумав, затем нырнул в слив. Дальше все было просто. Провели плот на веревках вдоль скал. Трое тащили плот, а один стоял на нем и отталкивался шестом от стенки. Погрузили вещи, упаковали и "бревноут" опять готов к плаванию.
Через 20 мин порог Сыч. Это скальный выступ на правом берегу, возле которого образуются большие валы. Понимая, что справиться с навалом реки на берег нам не справиться, идем на струе вдоль берега и четко проходим в 2-3 м от скалы.
Ближе к середине реки, куда плот вынесло, встречаются несколько струй. В этом месте небольшие валы и буруны, которые издали не предвещали ничего плохого. Однако в 25-30 м от берега вдруг нос плота стало затаскивать в глубину. Корма поднялась, и плот стал поворачиваться вокруг оси в таком положении. Носовой гребец крепко держался за подгребицу, стоя по грудь в воде, а три члена экипажа висели вместе с кормой в воздухе.
Совершив почти полный оборот, плот шлепнулся в воду, обдав реку брызгами. Вот это "сюрприз", да в таком месте, где не должно быть ничего сложного!
Далее река снижает скорость течения до 7-8 км/ч. Но на берегах все еще стоят прижимы. Левый берег, как правило, более низкий. Появляются плоские острова, поросшие кустарником.
Местами река разделяется на три и более протоки. Все они, по-видимому, проходимы. Мы идем по фарватеру, ориентируясь по створным знакам и бакенам {створные знаки и бакены начинаются от Турочака).
Через каждые 10 км стоят указатели расстояния. По ним определяем скорость сплава. 
Издалека, слева от реки, видна высокая скала (правый берег гористый, левый - низкий), кажется, что она торчит из равнины. Причем ощущение такое, будто река уходит вправо. На самом деле в 1,5 км от скалы река опять набирает скорость и вдруг резко поворачивает влево и затихает перед скалой. На ней высечен небольшой барельеф В.И. Ленина, выкрашенный красной краской. Внизу, между скалой и водой проходит автодорога. 
Река, как бы остановилась: широкая, ровная. Через полчаса она разделяется на три, примерно равные, протоки. Проходим по левой мимо дома. После обеда плывем мимо д. Дайбово, расположенной на правом берегу. От центра деревни через реку на высоте 3,0-3,5 м проходит канат паромной переправы. На левом берегу ферма. В 2 км ниже фермы причаливает к левобережной террасе.
Здесь большой луг. Часть травы скошена. Много душицы. За дровами идти метров 300 к молодому лесу. Стоит прекрасный вечер. Тихо. Луна поднимается из-за дальнего хребта. 
18-20 августа. 7-9 день.
д. Удаловка - д. Сайдып, 57 км - плоты
Дер. Сайдып - г. Бийск - 150 км, теплоход "Заря".
Погода нас балует. Опять тихая, звездная ночь. Утром на реке сильный туман. Не спеша, собираемся и отплываем. Препятствий не ожидается. Через 1 ч 20 мин на правом берегу показывается большое село Дмитриевка. Почти 25 мин плывем вдоль села. За селом река разбивается на 5-6 проток и затем поворачивает влево. Идем по правой протоке. Далее острова следуют каждые 2-5 км. Течение слабое. Река широкая, В первый день к вечеру доплыли до пристани "Куреево Озеро". Деревня далеко. Но здесь два жилых дома. Купили картошку и, наконец, после 5 дней, когда ели макароны с сахаром или с томатным соусом, хорошо поужинали. На следующий день картина не меняется. Около 11 часов утра нас обгоняет "Заря". Пользуясь теплой погодой, загораем. Ставим мачты. Натягиваем между ними веревки и на ходу стираем, сушим одежду. Наверное, необычное зрелище представляет наш плот.
I9 августа погода начинает портиться, а уже ночью пошел дождь.
Пораньше встаем, чтобы успеть доплыть до пристани. К 10 часам под дождем доплываем до Сайдына. Через полчаса, разгруженный плот забирают у нас на дрова местные жители. Лес отсюда расположен далеко и нас благодарят за 5 м3 дармовых дров. С грустью смотрим на наш "корабль", но уже слышим рокот теплохода.
Через 3 часа были в Бийске. Послали телеграммы. Пообедали и заодно поужинали и уже в 21 час выехали в Новосибирск.
Прощай, Алтай! Здравствуй, Тула! 

 ВЫВОДЫ
1. Маршрут интересен в спортивном отношении. Район красив. Много ягод, грибов, рыбы, кедровых орехов.
2. Река Бия, по мнению группы, несколько сложнее, чем 2 к.с. Имеются пороги, относящиеся к элементам 4 к.с. и 3 к.с.
3. Деревянный плот для Бии прекрасное средство сплава. Плот оказался устойчивым и надежным.
4. Недостаток деревянного плота - невозможность причалить для осмотра порога.
5. Все пороги пройдены без осмотра.
6. Рекомендуем проходить все пороги по середине реки.
7. Группам, совершающим сплав на байдарках, рекомендуем пороги осматривать. Места для причаливания есть повсюду.
Река Бия. Из архива Тульского турклубаРека Бия. Из архива Тульского турклубаРека Бия. Из архива Тульского турклубаРека Бия. Из архива Тульского турклубаРека Бия. Из архива Тульского турклубаРека Бия. Из архива Тульского турклуба
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию