16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 1992
Август 1992 г.

Автор - Зарубин Андрей (Усть-Илимск)

Веб-сайт автора: "http://buroonduk.narod.ru" rel="nofollow"

«ЛАС-5»
Семья Антиповых: Саша, Галя, Женя, Ксюша, кошка Маркиза.

«Язь-2»
Зарубин Андрей

07/08/92 ...Заброска. Старт. Первая рыба
В семь утра встречаемся на остановке «Аптека». Семья Антиповых в полном составе, даже кошку прихватили с собой – сидит Маркиза в корзинке. Я провожу свой отпуск дома, изучаю местные речки. Только что вернулся с Карапчанки, сплавлялся на резинке с верховьев. В завалах нарубился, лодку проткнул, но это совсем другая история. Саша собирался отдохнуть с семьей на речке Ката. Меня пригласил для усиления группы, все-таки тайга, всякое может случиться. Я проходил только часть Каты, около двадцати километров, поэтому сразу согласился. Вскоре подошла вахтовка «УРАЛ». Рабочие толком не могли сказать идет ли вахтовка на Кату. На всякий случай загружаемся. Доехали на ЛПК (Лесопромышленный комплекс) до какой-то конторы, здесь будет разнарядка машин на деляны лесозаготовителей. Кто-то из рабочих предупредил, что нас могут не пустить в тайгу, сейчас пожароопасный период. Предусмотрительный Саша пошел узнать где достать пропуск. Довольно долго отсутствовал, принес бумажку подписанную высоким начальником. Прошел инструктаж по разведению костров в лесу, дал обещание заливать огонь до полного угасания. Саша сообщает безрадостные вести: сегодня вахтовки на Кату не пойдут, доехать можно только до вахтового поселка на Зелинде. Делать нечего, едем до Зелинды. До поселка ехали около двух часов. На КП выгружаемся, будем ждать попутный лесовоз, не совсем удобный для нас транспорт, но другого сегодня видимо не будет. После часа ожидания, к КП подъезжает КАМАЗ. Из машины выпрыгивает мужик, куда-то сбегал, потом заинтересовался нами: «Кто такие? Куда собрались?». Оказался лесничий, в его обязанности входит не пускать в тайгу посторонних людей. Пытается на нас кричать «Сейчас отправлю в город! Хватит мне тайгу поджигать!». Наши возражения о сугубо мирных намерениях во внимание не берутся. И тут Саша достает из широких штанин наш аусвайс… Простой листочек бумаги возымел на лесничего магическое действие: «Ладно, отвезу вас на Кату. Садитесь в мою машину». Не веря своему счастью, быстро грузимся в КАМАЗ. Довезли нас до самой воды. Тогда еще был временный деревянный мост через Кату. С лесничим, расстались почти друзьями, пожелали друг другу счастливого пути.

Антиповы

Ниже моста на удобной полянке распаковываем лодки, рюкзаки. У Антиповых новенькая ЛАС-5, еще не пробовала воды. По этому случаю прихвачена бутылка шампанского. О борт разбивать не стали, - побрызгали на борта, и выпили все остальное. После шампанского, мошка стала меньше приставать, - видимо не любит алкоголь. Мошки много – дети начинают ныть от укусов. Мазь от мошки плохо помогает, единственная защита, это накомарник, но мошка и туда проникает, норовит залезть в глаза и уши. После обеда рассаживаемся по лодкам. Антиповы всей семьей загружаются в ЛАС: Саша на корме с веслом, Женя на носу со спиннингом, женская половина, вместе с вещами занимает центр лодки. Я на своем «Язь-2» один с двумя рюкзаками. По Кате до Ангары около 70 км.

Андрей Зарубин
Рассчитываем пройти дней за пять, т.е. идти будем медленно, с рыбалкой. Пройдя первый поворот реки, бросаем весла, беремся за спиннинги. Вскоре поймал двух крупных окуней. Через два часа спокойного сплава, решаем, что на сегодня хватит. Место подходящее: глубокий плес, ниже длинный перекат, песчаный пляж, много дров. Погода отличная. Купаемся в речке – вода теплая. Немного портит настроение обилие мошки. Недалеко от стоянки, обнаруживаю свежие следы медведя. О своей находке никому не говорю - дети могут испугаться, а мишка к такой шумной компании вряд ли подойдет. Расходимся рыбачить. Саша на мушку поймал хариуса, а я одного ельца. Негусто. Вечером уха из пойманной за весь день рыбы, ну и все вытекающее из этого…
Прошли 7 км.

08/08/92 ...Встреча с Васей. Железная речка

Василий на байдарке
Утром долго спим, долго собираемся. Дети сильно распухли от укусов мошки. У Жени глаза не открываются. Мама делает ему примочки на веки. Выходим в 11 часов. Ниже переката, на плесе гоняли щуку (или она нас), но так и не поймали. Река шириной 40-50 метров, течение спокойное, повороты плавные. Встречающиеся перекаты вносят разнообразие в сонный сплав. Гребем мало, почти непрерывно блесним. На очередном перекате поймал щуку, на плесах неплохо ловятся крупные окуни. Через два часа, нас догнал на байдарке Вася Бельков. Шумная встреча – приятно встретить в тайге знакомого человека. Вася идет с двумя пацанами: один гребет, второй спит в «трюме». Из вещей, только два ведра для ягоды, котелок и спиннинг. Ни каких тебе палаток и спальников – Василий ходит сурово. Я почти уверен, что и мазь от комаров он не взял. Собирается за два дня дойти до Ангары и попутно набрать красной смородины. Оптимист однако… Какое-то время байдарка нас сопровождает, но у нас слишком разная скорость и мы расстаемся.

Обед делаем немного не доезжая устья Железной. Вдоль правого берега тянется полоса красно-коричневых камней – похоже на ржавчину. Может железняк? Не зря назвали речку Железной. Во время длительного обеда, делаю разведку вверх по Железной. Речка шириной 3-5 метров, дно галечное, вода чистая и холодная. Берега труднопроходимые – густые заросли черемушника, тальника, завалы из упавших деревьев. Набрал немного красной смородины на компот.

После обеда прошли три километра, и остановились на ночевку – понравился перекат. Саша долго мучает верховой настрой – пытается наловить хариуса. Вода в Кате сейчас теплая, и хариус разбрелся по холодным притокам. Все же ему удается поймать несколько хариусов. У меня, на блесну, попалась пара окуней. Общими усилиями наскребли на уху и поджарку.
Прошли 13 км.

09/08/92 ...Удачная рыбалка. Пропажа Маркизы. Юктала
Ниже стоянки, прижим к левому крутому берегу, заваленному лесом - течение прижимает к острым сучкам. Это пожалуй самое неприятное место на Кате, (простите за каламбур) от моста до Ангары. Немного переживал за груженую ЛАС, но Саша справился, выгреб. Не смотря на разгар дня, на блесну хорошо ловятся окуни. Жара, солнце в зените, а им все нипочем – жадно хватают блесну-железяку. Иногда попадаются щуки. Самую крупную поймал Саша – закинул блесну вдоль упавшей в воду елки, и под женский визг, разбрызгивая фонтаны брызг, щука была затянута в лодку. На вид щука весом 2.5 кг. А я эту елку проигнорировал – такие места надо проверять. Мне в утешенье достался самый крупный окунь – примерно на 800 грамм.

Большая протока

Обед делаем перед большим островом. Река делится на две протоки: правая широкая и полноводная, левая узкая и мелкая, но в два раза короче. Большой галечно-песчаный пляж. Хорошее место для стоянки. На песке видны следы лосей и глухаря. Обед затянулся на несколько часов – длинные обеды уже входят в привычку. Вода в речке теплеет с каждым днем. Купаемся. Купается Галя! Мне поведали страшную тайну: Галя не подозревала, что в Сибири можно купаться в открытом водоеме и не замерзнуть. Перед отправлением выясняется, что нигде нет Маркизы. Ходим по прибрежным кустам и ищем кошку. Час ищем, второй… Саша начинает закипать, грозиться оставить кошку в лесу на съедение волкам. Я стараюсь относиться к происходящему философски, мол мы в отпуске, куда спешить.

Ксюша с окунем
Договариваемся, что я иду не спеша вперед, и жду на слиянии проток. Антиповы дают Маркизе последний шанс и тоже отваливают. Сплываю по течению, веслами только подправляю лодку, а потом и вовсе лег в лодке, полностью отдавшись течению реки. В таком виде миновал устье Омуна – речки с чистой и холодной водой. Опустил руку в воду, и долго не выдержал, закоченела рука. Вот по таким речкам и надо искать хариуса и ленков.
Рыбаки
Антиповы догнали меня на слиянии проток. Маркиза нашлась - спокойно лежала в травке, в пятнадцати метрах от костра. Теперь гребем, наверстываем упущенное время. К закату солнца дошли до устья Юкталы. Здесь была запланирована ночевка – хотим ночью побросать «мыша», поохотиться на ленков и тайменей. На песчаном берегу, Галя с детьми быстро ставят палатку и также быстро залазят в нее. Все-таки мошка хороший учитель. Первым делом забрасываю блесну на сбой струй Юкталы и Каты, и вытаскиваю… крупного окуня. Окуни уже не радуют, где же таймени? После традиционного ужина состоящего из ухи и жареной рыбы, оснащаем спиннинги самодельными «мышами». На берегу долго и методично забрасываем «мышей». Толи рыбы нет, толи луна светит, толи рыбаки хреновые… Не ловятся таймени и все тут! Потом был еще один подход. Результат тот же…
Прошли 18 км.

10/08/92 ...Живописные места. Стаи ельцов. Прощание с Катой

Река Ката
Традиционный одиннадцатичасовой выход. Участок Каты от Юкталы до Ангары очень живописен. Высокие берега с выходами скал в виде столбов и башен. Перекатов стало больше, течение быстрее. Каменистые перекаты не сложные, но могут быть проблемы в малую воду – кое-где придется проводить лодку. Сейчас проходим свободно, сказывается дождливая погода перед нашим выходом. Рыбалке уделяю меньше времени – рыбы наловили с запасом.
Каменные башни
В основном любуюсь красотами природы. Ката делает петлю на девять километров, а перешеек всего двести метров, но волок трудоемкий, крутые каменистые берега – выигрыша во времени почти не получается. Обедаем напротив длинной гряды скал, после петли. Очень мелко. Чтобы искупаться пришлось заходить на середину реки по острым камням.

Ниже петли, течение замедляется, начинаются длинные плесы. Река шириной 60-80 метров. Ниже заброшенного водомерного поста, русло сильно заросло водорослями и травой.

Скалы
Это царство ельца. Такого количества рыбы я нигде не видел. Стая ельца шириной в реку и длиной несколько километров. Вечером, елец стал кормиться мошкой. Вода «закипела» от всплесков. Саша пытается поймать ельца на верховой настрой, но попытки безуспешны. Ельцы выпрыгивают из воды, бьют мух, а на крючки не садятся. На ночевку встали на правом берегу реки. Хорошо видна характерная скала на последнем повороте Каты – до Ангары осталось четыре километра. На воде и в воздухе множество чаек – еще один признак приближения Ангары. До поздней ночи сидим у костра. Прощание с прекрасной речкой Ката.
Прошли 24 км.

11/08/92 ...Ангара. Ночевка на острове
Рано утром, Саша поехал на лодке ловить ельцов. Я не сильно веря в успех такой рыбалки, предпочел выспаться, и как оказалось правильно сделал. Улов был очень скромный. Народ проспал почти до обеда. Лениво собираемся и отваливаем. Лениво гребем – сегодня торопиться некуда. Под лодками проходят огромные стаи ельцов. Так вразвалочку добрались до Ангары. Стало заметно прохладнее. Останавливаться не стали, а надо бы остановиться, подкачать лодки. Нам надо переехать через Ангару, к деревне Ёдарма. Завтра здесь будет проходить «Заря» в сторону Усть-Илима. Только выехали на ангарскую холодную воду, борта у лодки обвисли – от холода упало давление. Если на ходу подкачивать лодку, быстрое течение далеко унесет вниз от деревни. Налегаю на весла, гребу под углом 40-45° к течению, но все равно сильно сносит. Антиповы на ходу подкачиваются. С трудом выгребаем к вершине острова, что напротив Ёдармы. После короткого совещания решаем остаться ночевать на острове. Место приличное и никто не побеспокоит. Обнаруживаем богатые кусты красной смородины. Остаток дня посвящаем сбору ягод и поджарки рыбы.
Прошли 6 км.

12/08/92 ...Возвращение домой
Утром плотный туман – обычное явление на Ангаре. Ничего не видно. Как только туман стал рассеиваться, переплываем протоку. Останавливаемся у причала. Выгружаемся, сушим лодки, укладываем вещи. Прощальный компотик из дикой ягоды. Сбегал к устью Ёдармы, посмотреть на речку. Ёдарма, в устье не намного меньше Каты. В будущем я еще схожу на Ёдарму. Ждем прибытия «Зари». Бакенщик сказал, что надо махать белой тряпкой, иначе не остановится. Это единственный рейс «Зари» за неделю. Отправляется из Кежмы в 9-00 по Красноярскому времени. Ровно в 13-00 (по Иркутскому времени) появляется «Заря». Саша делает отмашку белым платком, как учил бакенщик. Нас увидели, теплоход подходит к причалу. Загружаемся. Пассажиров немного. До Усть-Илимска ехали три часа. Удивила высокая стоимость проезда (250 руб.), но у нас нет выбора. В Усть-Илимске «Заря» подходит к причалу у Ангарского моста.