13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2004
Автор Оксана Похватная (Владивосток)

Поход закончился, все уже позади, но с уверенностью можно сказать, что месяц в походе - это мало. Когда только начинаешь понимать и дорожить каждой минутой похода - все заканчивается. И в очередной раз становится невыносимо трудно осознать, что еще год рутины, еще год суеты, еще год тоски до следующего чуда. Конечно, трудно, но есть надежда и, как говорят, именно она умирает последней!

* * *
На вокзал нас пришли провожать наши друзья. Шурик принес новый фотоаппарат с режимом фотокамеры. Все радостно фотались, говорили о предстоящих походах, перебивая друг друга. Моей же радости не было предела - я не ходила на работу, и весь день прошел в сборах. Антоха что-то говорил о работе и делах, но его слова звучали как в тумане. Меня это уже не касалось, и целый месяц не будет касаться.
Все дружно нам махали с перрона Владивостокского вокзала, поезд тронулся, но казалось, что это кадры из какого-нибудь фильма, который я смотрю по телеку, что все это происходит не со мной. Как только освоились в поезде, решили покушать, но оказалось, что хлеба мы не взяли. Курицу без хлеба пацаны есть отказались. Ждать до Уссурийска не было сил, и поэтому мы с Никитосом отправились в вагон-ресторан в поисках хлеба. Тетенька-продавщица обиженно ответила, что хлеба нет, но в закромах Родины всегда есть то, с чего можно навариться. Короче говоря, полбулки хлеба мы получили всего за 20 рублей.
Все наши надежды по поводу прогулок по Хабаровску и покупки всего недостающего развеялись в пух и прах. Миша нас встретил, отвез к себе. После завтрака, немного переведя дух, мы отправились в гараж фасовать, как оказалось, нерасфасованные продукты. Из всех представителей сборной Хабаровского края там была только Ленка. Миша отправился на экзекуцию к зубному, а мы начали. Что касается погоды, то она просто шептала от удовольствия, и этот шепот стекал крупными каплями пота. Как оказалось, Ленка еще даже и не собиралась, поэтому мы отправили ее домой. Гречку и рис фасовали на глаз, и в принципе, за три часа управились. В пакетах с продуктами не хватало только некоторых ингредиентов, таких как, картошка на завтрак, практически все перекусы. Как только немного разгреблись побежали в ближайший магазин, чтобы купить продукты в поезд. Набрали всякой ерунды. Потом приехал Николай Алексеевич, и мы стали грузить ему все продукты, рюкзаки и каяк. Представить себе очень трудно, если это не видеть. Помимо всякого барахла - 23 пакета с едой, которые должны были быть расфасованы по рюкзакам. Страшное дело. Страшнее всего это выглядело на вокзале, когда мы стали сначала все выгружать из машины, а потом тащить к вагону. Не мудрено, что бедная проводница от всего увиденного билась в конвульсиях.
Нас провожать приехало телевидение. Миша, Вовка и Костик что-то говорили в камеру. Что касается нас - приморцев, почетно попавших в сборную Хабароского края, то мы стояли поодаль и только нервно посматривали в их сторону.
Поезд всегда стирает время и расстояния, но одно мне очень хорошо запомнилось. Как оказалось наш кат и посадки надо прошивать по швам. Это еще одна фишка Хабаровска - шитье в поезде. Просто когда сталкиваешься с новыми привычками это всегда удивляет. Нас воспитывали так - пусть ты будешь не спать днями и ночами перед походом (по части клейки и шитья), зато в походе ты отдыхаешь.

19.07.04
День начался не совсем нормально (так записано в моем дневнике). Интересно, какой смысл я вкладывала в это выражение?
Днем раньше перед ст.Слюдянка я "исходила на нет". Ничего не могло сгладить переживания: ни хорошая музыка, ни задорный смех друзей, ни сборы рюкзака. В голове было "…только мысли все о нем и о нем, о нем и о нем..". Больше всего меня интересовало - как добрался Ден из Питера, благополучно или нет? А что если нет, тогда что? В дополнение ко всему этому появился некий страх перед будущей водой. Все переживания рассеялись в пух и прах, когда на перроне встретили Дена. Эмоции, эмоции и все такое. Расслабляться и предаваться обменом информации нам не дали уже встречающие нас буряты. Честно говоря, я даже не поняла как все было, но когда я оглянулась они уже тащили наши вещи к машинам.
Нас встречал микрик очень большой и комфортабельный. Все рюкзаки и каяк вязали ему на крышу. После окончания оной процедуры машина увеличилась раза в 2 в высоту. Когда мы в нее сели страшно было на поворотах. По дороге заехали в КСС, поставили печать - и в путь. В машине все время говорили, обменивались впечатлениями и все такое. Немного проехав, машина остановилась рядом с УАЗиком. Туда мы перегрузили груз, а сами продолжали путь, облегченные, на микроавтобусе и даже с музыкой.
Самое страшное было впереди, когда эмоции были подавлены чарами сна, началось состояние насилия над нашими организмами. Голова медленно падала, минут пять сна - и на очередной кочке просыпаешься с остолбеневшими глазами, глядя на освещенную фарами дорогу. И так прошла вся ночь. Местами мы останавливались возле бурханов. Буряты очень чтут эти места, но, а мы, заспанные и содрогающиеся от порывов северного ветра, практически ничего не замечали вокруг.
В районный центр Орлик мы приехали в десятом часу. Быстро перегрузили вещи на ГАЗ-66 без будки и отправились в местный магазин. Оказавшись там, показалось, что я застряла во времени между двумя эпохами: социализмом и капитализмом. Сама атмосфера говорила что у власти тов.Брежнев, а ассортимент продуктов переваливал в реальное время. Там мы кое-что докупили по раскладке и отправились к машине. Добродушные хозяева накормили нас домашней сметаной и хлебом. Это было просто супер!
Дальше мы двинулись на большой машине без будки. Это было очень забавное путешествие "Высоко сижу, далеко гляжу". Эмоции от этой машины были схожи с катанием на АН-2. Это было впервые и поэтому радости не было предела. Дорога петляла среди полей и обрывов. Красота неописуемая, даль необъятная, горы поднебесные. Омрачало одно - начавшийся дождь, хотя и не очень сильно. Впереди нас ждали горы!!!
Доехали до летника Хадарус относительно быстро. Там у реки встретили группу москвичей, с ними особо долго не говорили, полетели разгружать вещи и перетряхивать их для похода в горы. Нам предложили сметану, но ее есть почему-то не хотелось. Наверно сказался "синдром дома". Вещи собрали очень быстро, продукты - еще быстрее.
Вышли, полные энтузиазма и задора. Тут же буквально через полчаса полезли наверх - как потом оказалось, не туда. И тут началось профессиональное ориентирование. Каждый со знанием дела подходил к карте и пытался высказать свою точку зрения. Одни говорили "нам в одну строну", другие - "в другую". Демократия - вещь хорошая, но в этот момент стало ясно, что она немного неуместна. Итак, "немного" поориентировавшись, мы двинулись вниз, чтобы перейти ручей и выйти на тропу. Природа очень необычная и красивая: невозмутимые озера с кристально чистой водой, которые окутаны лавовыми останками, зеленые сосны, кучевые облака. Контраст потрясающий. Все это выглядит мрачно, но по-своему красиво и завораживающе.
Демократия в очередной раз дала прокол, когда мы метров на 500 прошли хорошую стоянку, а потом возвращались назад.
Вечером гитару слушать не хотелось, потому что сказывалась бессонная ночь в автобусе. Когда готовили ужин, оказалось, что забыли соль. Это сильно не напрягало.

20.07.04
Читаю первые строки, записанные по этому дню, и мне становится страшно - почти не цензурные выражения.
Встали на 40 минут раньше, чем запланировали в 7.20. Все было просто супер - смех, шутки, игра в городки. Потом началась пешка. До обеда было терпимо, но почему-то тяжело. Это наводило на подозрения. Дорога оставляла желать лучшего - то брод, то грязь, то болото. Погода тоже ласкала то дождем, то солнцем. После обеда у меня стал болеть желудок. Только затягиваю ремень на рюкзаке - хоть волком вой, а без ремня тяжело. У Мишки появилась идея-фикс: пройти около 8 км в сторону чтобы посмотреть озера. Мне это было непонятно. Озер разных "пруд пруди", а ему нужно было именно дальнее. До озера мы так и не дошли. Встали на какой-то более ли менее ровной поверхности, разбили лагерь и отправились смотреть эти чудо-озера. Юлька с Мишей и Леной ушли вперед, а все остальные отстали. И "как назло" кончилась в рации батарейка, и мы, "бедные и несчастные", не знали куда идти. Вова Ремезов сказал, что мы заблудились и надо бы нам вернуться в лагерь. Мне было все равно, я даже была рада вернуться, потому что все еще загибалась с животом.
Когда вернулись "увидевшие чудо" люди, Вова Ремезов прочитал лекцию, как надо ходить группой. Человек, у которого "очень богатый опыт" в общении с людьми и особенно группового общения, не мог не поделиться с новичками.
День был очень странный и непонятный. Пешка мне не понравилась, потому что все тяготы должны быть подкреплены эмоциями, а их в это день не было. Лес, болото, лес, болото . Мне хотелось камней, гор, величия.
Спать ушла раньше всех, но спать долго не пришлось, потому что когда все повалили в палатку, пришлось проснуться.

21.07.08
Утро началось с обсуждения маршрута. Было два варианта или идти через озера, но это еще 2-3 км прибавляется, либо напрямки - через лаву. Мнения разделились, и наш проект через лаву победил. Удовлетворение, от того, что хоть капля разума присутствует в маршруте, наступило. Наконец-то стало КРАСИВО. Вдали - горы, к которым мы стремились, как муравьи, лавовая долина, которая настораживала и пугала. Супер! Очень скоро мы вышли на тропу и уверенно чеканили шаг. Мы с Вовкой Распопиным шли и пели оду всем тем героям, которые выбрали путь по лаве. Мы воспевали их, поражались безграничному уму и опыту этих людей.
Мы поднимались все выше и выше. По дороге стали встречаться наледи, умопомрачительные "альпийские" цветы. Болотистая тропа сменилась на лаву, поросшую ягелем. Всю дорогу мы представляли те далекие времена, когда огромные вулканы извергали шипящую лаву, оставляя без жизни все вокруг. Жалко было цветочки, елочки, кузнечиков, жучков, омертвевшие и навеки упокоившиеся, тела которых хранятся в этих угрюмых и величественных развалинах.
В это день мы шли без обеда. Один за одним ручьи смотрели на нас сухими камнями. Воды нет!!! Жара и жажда подкрадывались незаметно. Последняя надежда - вода возле вулкана Перетолчина. Наши надежды оправдались. Мы сварили обед и решили отправиться в пешую прогулку на вулканы. День был не из легких и еще палящее солнце дало о себе знать. Костяну стало плохо. Его оставили в лагере, а сами пошли на Перетолчина. Поднялись быстро. Увиденное потрясло более чем. Огромный кратер, на дне которого - небольшое озеро. Все так величественно и необычно. Вдали простиралась долина, по которой мы пришли. Даже представить себе было трудно, как все происходило в те далекие дни. Масштаб поражал. Вроде вулкан не такой и большой, а размах у него огромный. Эдики (Эдик и Алена женаты, и коротко их называли так), ЛехаН и Лена решили вернуться в лагерь, а мы продолжили наше путешествие уже на другой вулкан - им. Кропоткина. Визуально мы его видели еще с вершины предыдущего. По форме и размерам он был гораздо симпатичнее. По дороге мы услышали журчание воды и решили зайти посмотреть на водопадик. ЛехаФ. с Деном, разгоряченные пешкой, ринулись под леденящие струи воды. Миша хотел сделать кадр, но воспитание не позволило сделать этого. Все выше и выше по водопаду, все красивее и красивее горы. Мы покатались по снегу, после чего все штаны были насквозь мокрые.
Итак, весело и восторженно разглядывая окрестности. мы подошли к озеру. Это творение природы решил испытать на себе Миша и занырнул туда с головой. Горы для меня были какие-то странные. Вот они - рядом, но первое ощущение от Кодарских гор не давало покоя. Я постоянно сравнивала те и эти. Все-таки первые горы - они и в Африке первые, хотя не знаю, много ли в Африке гор. Дальше путь лежал к вулкану Кропоткина. Красота неописуемая, потрясающие формы - усеченный конус очень правильной формы. Лезли на него в лоб, потому что "зимой и летом одним цветом" или как это по-другому - "с какой стороны ни подойди все равно одинаково". Он побольше предыдущего и, конечно, покрасивее. Практически никакой растительности, огромный кратер, по краю которого выложены лавовые туры (интересно, кому делать было нечего?). А самое главное - это вид, который открывался вокруг. Долина, простиравшаяся не на один километр, была полностью поглощена лавой. Местами из-под марсианской поверхности выглядывали лавовые пупырьки. По всей видимости, лава не умещалась в вулкане и искала всевозможные выходы.
Итак, впечатленные и изрядно уставшие, мы вернулись в лагерь. Те, кто не пошел в это увлекательное путешествие, уже разбили палатки, приготовили ужин, а нам, переодевшимся в теплое, оставалось только наслаждаться бликами костра, ощущая приятную усталость, которая овладела каждой клеточкой организма.

22.07.04
Утром мы с Лехой Ф дежурили. Он встал сам, и когда я вылезла из палатки, было практически все готово. Это замечательное утро было на удивление холодным: пар шел изо рта, а в котелках вода покрылась коркой льда. Вышли рано, но в очередной раз ошибившись в тропе, нам пришлось резать по буеракам и болоту. Когда начали подниматься на перевал, нашли тропу и теперь шаг за шагом мы штурмовали какой-то из Дабанов. Я все конечно понимаю, но он оказался таким бесконечным, что очень быстро достал меня. Поднимаешься, думаешь - все, а не тут-то было - еще ступень, потом - еще и еще. Народ разбрелся на непонятное расстояние и непонятными кучками. Короче, каждый шел, как хотел. На перекур встали возле озера. Обед решили не варить, а просто перекусить. Все были в ожидании обещанных источников Хойто-Гол. Ели сало и хлеб, после чего всю дорогу было не очень хорошо. После перекуса группа собралась, и мы пошли, как обычно, все вместе с разрывом, по последнему, 5-7 минут. Весь сегодняшний день, как прочем и остальные, проходил под девизом песни группы ТаТу "Нас не догонят". (Я думаю можно было бы снять клип на эту песню, кадры очень хорошие получились бы, да и природа красивая) Так как мы шли в авангарде, Юлька с Леной, только увидев всю подходящую к ним группу, сразу срывались и бежали вперед. Ну что можно сказать о человеке, который следит за временем переходов - только "хорошее". И еще один факт, который как мы не пытались, не смогли перебороть, вследствие чего просто дружно забили на это. Всю дорогу Юля и Лена вставали на тропе за Мишей, и если вдруг кто-нибудь пытался встать в первых рядах, то его просто скачками обгоняли и демонстративно занимая "вакантное" место. Если причина была в отсчете времени и подсчете километража - тогда все встает на свои места.
Еще один рывок - и мы уже на перевале. Группы разделились: одни пошли по одной тропе, другие - по другой, и получилось так, что из-за маленького бугорка мы друг друга не видели. Наша кучка предлагала спускаться напрямки, другая хотела по тропе. Наша идея напрямки была изначально неверна. Честно говоря, спускаться вообще не хотелось, потому что вид открывался обалденный. Вокруг стояли красавцы-горы с острыми пиками, которые прикрывало белое одеяло снега. Казалось, что ты на вершине мира, ты - хозяин, хотя пока о Хозяине - ни слова. Тогда мы и не подозревали о его существовании. Победила группа, которая хотела идти по тропе, да в принципе, мы сильно и не сопротивлялись. Пофотались с флагом Хабаровского края. Мы же - сборная! Стали спускаться. Спуск - как много в этом слове… Подниматься было трудно, но спускаться еще труднее. Он был настолько крутой, что коленки кричали во все свое коленное горло. Я впервые о коленях узнала на Кодаре, а теперь опять. Это наверно старость… аж самой смешно стало. Спуск показался вечностью, но наградой за все это были сероводородные источники Хойто-Гол. Мы побросали рюкзаки около большого домика и отправились на обследование территории. Первое, что бросилось в глаза - это большой бассейн под открытым небом с теплой водой. Вот чудо!- мы туда прямиком и залезли. Как оказалось позже, листики, плававшие в воде, на самом деле были пиявками. Каким чудом они не присосались, я не знаю. Дальше нашли домик с самым горячим источником, градусов 25. Вонь сероводорода, правда, стоит, зато теплая вода и кайфовые ощущения. Мы бы там сидели часами, но пришел Ден, который уже успел пообщаться с нижестоящей группой и они рассказали, что кто сидит дольше 25 минут в день, тот наутро сильно опухает. Мы рисковать не стали и побрели в лагерь в предвкушении обеда. Этот курорт дикий, но буряты там постоянно тусуются. Перед лечебными домиками стоит деревянная статуя Будды, все близлежащие елки увешаны ленточками, куча табличек, на которых вырезаны имена посетивших эти места, деревянные игрушки. Но больше всего мне запомнилась маленькая деревянная лошадка. Это чудо вряд ли может с чем-то сравниться. Воистину творение мастера.
Мы решили не гнать и устроить полудневку. Весь остаток дня мы посвятили исследованию мест и помойке головы и всего остального. Вечером сходили в гости к киевлянам, они поведали нам, что идут в долину вулканов. Мне почему-то стало их искренне жаль, потому что, представляя с ужасом наш сегодняшний спуск, а их завтрашний подъем, мне стало не по себе. У них же мы попросили соли, хоть немного, но все же. Ребята оказались хорошие.
Вечером перед сном появилось ярое желание пошкодить, но уже отошедшие ко сну пугали своим суровым видом. Поэтому боязнь того, что наши шутки не поймут, убила инициативу в корне, хотя хорошая хохма получилась-таки в этот вечер.
Мы сидели на нарах (прям как в тюрьме) при свете фонарей, Ден пел песни. Атмосфера была настолько душевная, что просто капец. Тут стали рассказывать страшные истории и Леха Ф рассказал нам про Дамбайского мальчика. Он, оказывается, погиб в горах, и теперь его призрак ищет своего друга, который его кинул, по туристическим палаткам. Он ночью хватает за ноги и вытаскивает из палатки туристов, чтобы опознать друга. Все это было так преподнесено, что громкий хохот прокатился по всему домику. Дамбайского мальчика мы еще не раз вспоминали в походе, придумывая новые и новые импровизации этой истории. Сон потихоньку стал нас одолевать, и мы мирно уснули, развалившись на деревянной кровати.

23.07.04
Вышли с Хунде-Гола с некоторой грустью. Шли по дороге, которая, как оказалась, есть до самого Чойганского перевала. По дороге было куча бродов, так мы, чтобы не мочить ноги, постоянно разувались. Это утомляло, но сухие ноги - это хорошо! Хотя от дороги, наверно, больше устаешь, чем от обычной пешки по лесам. Обедали у озера. Тут нас как-то несказанно разморило, благо это было не мое дежурство, поэтому я позволила себе поспать. Это так здорово - погрузиться в некоторое небытие под шум деревьев и легкий ветерок, зная, что рядом - близкие тебе люди, и поход только начинается. После обеда нам дали еще минут 10 отдыха, после чего мы опять двинулись по дороге.
Истомленные солнцем и комарами, мы встретили бурята Лёню, который нам пообещал за "умеренную" плату довезти нас обратно с Чойгана, но при этом мы теряли один день.
У подножья перевала стояла избушка, дальше шла конная тропа. Начался он очень резким подъемом. Но хорошее настроение и смех все перетрут. Перевал оказался тоже очень затяжным. К моменту спуска нависли тучи, и возникла опасность дождя. Мокнуть не хотелось совершенно. И только мы вышли к самому Чойгану, ливанул дождь. Мы быстро растянули тент, поставили палатки, и начали изучение территории.
С одной стороны курорта стояли буряты, с другой - тувинцы. Административно-территориальная граница, понимаешь ли... Тут шутить нельзя. По идее, источник - тувинцев, но им надо со своей территории добираться 10 дней на лошадях, а с бурятской стороны - на машине и через перевал. Первое, что мы обнаружили - это источник с нарзаном, такой прикольный, газированный. С бутылочной продукцией и рядом не валялся. Но это был не самый главный источник с нарзаном, от того мы полностью пришли в восторг.
Нам сказали, что немного дальше стоит баня, там вода уже от солей очищенная, надо идти туда мыться, а потом - в горячий источник. Когда я его потрогала, сначала не поверила ощущениям. Он градусов 40, не меньше. Больше в жизни на этот момент ничего не надо было. Мы с Юлькой отправились в баню, пока мылись, налетела куча бурятских парней, и они заняли источник, поэтому нам пришлось вернуться в лагерь и ждать очереди после мальчишек. Ощущения неописуемые. Такое чудо природы я видела впервые, просто пониманию вообще не поддается.
Когда мы вернулись, многие уже спали. Короче говоря, Ден, Леха, Распопин и я остались у костра, открылось второе дыхание. Спать не хотелось, потому что завтрашняя дневка говорила сама за себя. Мы орали песни, шокируя стоящих на этой же поляне отдыхающих. Спать пошли в пол третьего.

24.07.04
Утром мы отсыпались. Это было здорово - не слышать привычные слова типа "…завтрак готов" или "подъем". Нам сказали, что здесь есть источник молодости, и надо идти туда умываться. Мы так и сделали. Нашли этот источник, но он оказался просто ледяным. Рядом с ним - еще куча всяких ванн, но одно творение нам запомнится, я думаю, надолго. Ден весело всех звал в одно место, потому что нашел там что-то интересное. Когда мы подошли, то увидели яму, на дне которой стоит деревянный то ли бочонок, то ли горшочек с крышкой. Когда мы его открыли, почувствовали очень резкий запах, от которого кружилась голова. Мы с любопытством вдыхали пьянящий запах, думая что это специальное место для ингаляций, и раз это источники, то все очень и очень полезное. Немного позже, у местных, мы узнали, что этот горшочек не для чего иного, кроме как от геморроя, и на него надо садиться попой. Смеху-то было после этого!
Три раза в день, а то и больше регулярно заныривали в источник, после которого - сразу к источнику с нарзаном. Ощущения неповторимые и неописуемые.
Потом ходили разговаривать с местными тувинцами и тувинским депутатом. У местного спрашивали, были ли ЧП на пике Топографов, а он нам - типа да, были, когда иностранец попал в яму от геморроя и потерял там сознание. Он вроде понимает, а по-русски ничего сказать не может. Депутат нас удивил своим внешним видом. Я долго сомневалась, женщина это или мужчина. Он нам долго лечил, какой он хороший, потому что хочет сохранить это удивительное место, но его речи были похожи на предвыборную агитацию. Все как-то ненатурально и с умыслом. Еще он нам рассказал про грот в горе напротив источника. Говорит что это ОКО ХОЗЯИНА. Он следит за этим местом, чтобы все было в порядке, и чтобы после 18.00 никто не пел громкие песни. Намек был понят.
После обеда решили пойти прогуляться к водопаду. Некоторые не пошли, ну, а мы побежали наверх. Водопад оказался очень красивым. Возникла идея идти выше, но лично у меня желания не было, потому что завтра именно по этой дороге мы собирались штурмовать пик Топографов. Решено было идти назад. На обратной дороге мы собирали жимолость. А когда шли мимо источников в лагерь, то увидели бурята, измазанного в грязи. Мы его расспросили обо всем, что, как и зачем. Он поведал о лечебных свойствах грязей, и нам, ошалевшим от всего этого места, сразу захотелось применить их чудодейственные свойства на себе. Мишка побежал за фотиком в лагерь, а мы с Денном стояли рядом с бурятом, который настоятельно советовал перед грязями залезть в источник с пиявками. Вот чего-чего, а пиявок не хотелось. Он все настаивал на своем и Ден решился на этот отважный поступок. Когда бурят обсох, он отправился в баню. Мы, обрадовавшись, что избавились от него, быстро ринулись в грязь и давай ей мазаться. Чуть позже к нам присоединился Миша. Дальше, следуя инструкции, мы стали валятся в солях, после чего наши тела стали похожи на трюфели, посыпанные сладкой крошкой. Сохнуть было очень холодно, т.к. солнышко спряталось, и поэтому досыхать мы отправились в баню. Очень долго пришлось смывать эту грязь. Зато потом - сразу в горячий источник.
Вечер был относительно спокойным. После ужина - еще раз горячий источник и спать. Завтра нас ждал ранний подъем и восхождение на пик Топографов.

25.07.04
Встали рано. Завтрак был очень вкусным (макароны с сыром) при раскладе, что нам не хватает одного дня, и нет соли. Ночью шел дождь, но к утру от него не осталось и следа. Небо было чистое, подымалось солнышко, и от этого становилось тепло и спокойно.
Никитос (я уже не помню из-за чего) со мной не разговаривал с самого утра. Я решила не зацикливаться и полностью его игнорировать. Вышло очень хорошо поначалу.
Мы шли налегке, взяли всего три рюкзака. По дороге один за другим попадались озера, да такие красивые, что слов нет. Одно было с зеленовато-голубой водой, другое - мрачное, с плавающими ледяными глыбами. Между озерами на полях красовались голубые и оранжевые цветы. Их было настолько много, что все поле казалось одним цветом.
В то время, когда мы были на перевале и рассматривали впереди стоящие горы и пик Топографов, погода испортилась. Больше всего не хотелось спускаться с перевала, а потом опять набирать ту же высоту.
У подножья Ден предложил вскипятить чай на кустарнике, потому что дров не было, да и вряд ли когда-то появятся на такой высоте. Мнения разделились, но все же чай поставили и вскипятили. Перекусили сыром, халвой и салом, запили чаем и двинулись в путь. Погода совсем обиделась на нас и была на грани дождя.
Сначала поднимались по большим камням. Подъем был очень крутой. Больше всего меня поразил тот факт, что до сих пор не разговаривающий со мной Никитос подождал меня и стал все время идти рядом, помогая при необходимости. После камней вылезли на ледник, сверху которого лежал снег, поэтому подниматься по нему было можно без кошек, хотя и скользко. Что касается одежды, то мы были, скорее всего, одеты для прогулки по лесу, но никак не для гор.
Если говорить о каких-то экстремальных моментах, в моем сознании сразу всплывают "законы" очень авторитетных для меня людей, которые нарушать нельзя. Так вот один из законов руководителя нашего клуба гласил "В горы в дождь - ни-ни!". А тут надвигается такая непогода, а мы ползем в настоящие горы, не такие, как на Кодаре, где лед и снег под ногами.
Тут начался ливень вперемешку со снегом. Леха, по доброте своей, дал мне свой анорак, за что ему большое спасибо, потому что мой совсем мертвый был. Обстановка оставляла желать лучшего. А тут у нашего руководителя группой случилось "страшное" . Он просто балдел от всего происходящего, его колбасило в разные стороны. Он шел орал, пел песни, шутил. Мне стало не по себе от этого, потому что обстановочка была "слегка" не та. Мы шагали по краю ледника практически под горой, и тут то ли подмыло дождем, то ли от громкого крика посыпались камни. Ремезов крикнул: "Все на ледник!". Мы выскочили на ледник, а там скользко, катишься вниз. Капец! Теперь было понятно, почему белая гладь ледника была усеяна камнями. Можно было даже вычислить, в каком месте камнепад происходит чаще. Под дождем и порывом холодного горного ветра мы двинулись выше.
В этот день мне понравилось поведение Вовки Ремезова. Все технично и самое главное - без эмоций и суеты. Он шел первым и обнаружил трещину в леднике. Мы все связались веревкой и перепрыгивали ее по очереди. Когда ледник закончился, опять начались камни, но уже больше похожие на огромные плиты. Погода становилась еще хуже, все заволокло туманом. В пяти метрах ничего не стало видно. Мы вылезли на перемычку. Дальше идти было просто нереально. Все камни мокрые, дождь усиливался. Страшное дело. Короче говоря, до пика не дошли 200 метров. Мы сидели на камнях, дрожали от холода и тут, на несколько секунд, с обратной стороны туман рассеялся и открылся потрясающий вид. Огромные скалы все в снегу, ледники с огромными трещинами. Это было нечто!!! Это - горы!! Это - сказка!!! Еще немаловажный факт - мы узнали, что плиты, на которых мы сидим, с другой стороны гребня отрицательно висят. О-о. Сфотавшись с флагом Хабаровского края, мы поспешили на спуск. Камни все мокрые, дождь, холод, ничего не видно. В какую сторону идти? И тут единственный раз нам действительно пригодился GPS. Мы по точкам в тумане вышли на свои следы на ледник. Когда спускались, услышали приглушенный стук, интервал которого был очень большой. Стало жутко, потому что ясно было что падает какой-то камень. По леднику мы шли в связке. Когда подошли к трещине, увидели камень, стук которого мы слышали. Он застрял прям в трещине. В таком тумане и не увидишь, как летят "сюрпризы" с гор.
Итак, долго ли коротко ли, мы спустились к месту нашего перекуса. Поели курагу, и тут как началось! Задул ветер еще сильней, пошел град, потом дождь, гром-молния. А что делать, надо идти домой... Мы быстренько зашли на перевал и разделились, потому что ждать отстающих не было сил из-за холода. Мы скакали, как сумасшедшие. Единственная мысль грела - это горячий источник, в котором будет тепло и хорошо.
Перед спуском в лагерь около водопада встретили группу из Киева. Такие замечательные люди! Напоили нас чаем, конфетами, сухарями. Обогрели у костра и даже песни спели. Они тоже собирались на Топографов, и сплавляться по Оке. В течение похода мы еще их два раза встречали. Вернувшись в лагерь, первым делом в источник. Боже! Какое это было счастье - согреть свое окоченевшее тело!
Потом Миша залез к нам в палатку, и мы стали мечтать о мясе. Мы говорили о нем постоянно, представляя в том или ином блюде. Все это сопровождалось диким хохотом. До нас дошли слухи от немцев, которые стояли рядом с нами, что здесь же на Чойгане отдыхает какой-то московский певец. Его палатки были как раз напротив нашей, и поэтому мы впятером сидели и гадали, что же это за певец. Полотенце с надписью Игорь выдало его. Первое что пришло в голову - Игорь Крутой, но на него он был не похож и даже на Игоря Николаева тоже. Смеху было хоть отбавляй. Потом буряты открыли истину, что тот самый Игорь - это московский депутат и владелец какого-то хлебного завода, а певец - это народный артист (бурят), который постоянно выступает на РТР. Тут все встало на свои места.
Усталость взяла свое и у меня, засыпая, кружились в голове острые пики, снег, приветливые киевляне. Но больше всего не хотелось покидать это замечательное место.

26.07.04
Встали только тогда, когда выспались, сходили на источник и начался тупняк. Манка на завтрак вызывала отвращение. Сахар кончился, еда тоже подходила к своему завершению. Радовали только источники. Мы с Лехой Ф. сидели в палатке и шили посадки на кат. Обед приготовили поздно. Суп со шпротами (без комментариев), хотя получилось довольно мило. Нам, по идее, сегодня надо было идти за перевал, а иначе завтра вставать в 6 утра, чтобы машина нас подвезла 50 км. Все было как-то неопределенно. Все понимали, что идти надо сейчас, но никто не подавал примера. Миша сказал, что надо решать, когда пойдем и сразу ушел в палатку. У него на пальцах была большая мозоль, и поэтому ему было трудно. Все решил Никитос. Он залез к Мише в палатку и сказал, что мы все хотим идти сегодня. Сказано - сделано. Когда мы уходили с Чойгана, ползла огромная туча, и как только начался подъем, ливанул дождь. Пока подымались, вымокли до нитки, а выйдя на перевал, наблюдали сильный снег. В один миг верхушки гор покрылись снегом. Красота - да и только. Этот перевал в хорошую погоду мы шли 4 часа, по холоду и снегу долетели за 2. На подходе к избушке руки практически не ощущались.
В избушке ночевали 2 геолога. Они натопили печь, и мы около часа просто тупо стояли около нее, приходя в себя. Потом переоделись, и оказалось, что тот самый московский депутат отдал Ремезову, когда мы уходили, капусту, морковку и несколько булок совершенно заплесневшего хлеба. Это было счастье. Мы разбили лагерь возле избушки и сварили борщ. На хлебе обрезали всю плесень - получилось довольно мило. В этот вечер у нас был королевский ужин. Геологи нам дали сахара, конфет, сухарей. Меня поражало то, что на нашем пути встречаются такие хорошие и отзывчивые люди.
Вечером сидели с геологами в избушке. Они рассказывали много интересного об их работе. Пока мы их слушали на эту же поляну пришли белорусы. Они много кричали, восторженно и со знанием дела что-то рассказывали, но мне было не до этого. Сон - вот что привлекало более. Ночь была очень холодная, и даже в наших теплых спальниках ощущался дискомфорт.

27.07.04
Проснулись от Мишиного крика. Дежурные проспали! Все судорожно стали бегать из домика к палаткам и собирать вещи. С минуты на минуту должна была подъехать машина, которая должна была нас подвезти. Завтрак сварили с горем пополам, разлили по чашкам, но буряты нервно показывали на часы, и поэтому разлитый по тарелкам завтрак пришлось отложить до хороших времен. Все содержимое слили обратно в котел, закрыли крышкой и "по машинам".
С нами в машине ехал Депутат Госдумы, с семьей, которого сначала мы приняли за московского певца. А народный артист тоже ехал с нами. Видать хорошая з/п у наших народных артистов. Такой вывод напрашивался, глядя на его формы.
Ехали 5 часов по такой дороге, что просто ужас. Никогда мне не приходилось ездить так. Отважные люди эти буряты, у которых хватает мужества сесть за руль по такой дороге, хотя деньги в нашей жизни и не такое творят. Жить хочется всем и, желательно, хорошо.
Народный артист недовольно кривился от наших туристических песен, но когда запел сам "Я встретил вас и все былое…" показалось, что у кого-то заиграло радио Маяк. Мы еще потом долго пародировали его пение.
Перед самым нашим выходом, около хутора началось болото. В нем застрял ГАЗ-66. Наша отважная машина ЗИЛ-131 стала его вытягивать. Очень долго не получалось, но все же наши победили. Потом вытащили рюкзаки из будки и стали разогревать наш завтрак. Оставался один рывок - перевал. Ощущение, что мы почти пришли, не давали покоя, казалось вот-вот, но нет... Перевал оказался весь болотистый. Итак, 12 км - и мы возле нашей заброски на Харарусе.
Потихоньку забрали и перетащили вещи на поляну, разбили лагерь. На ужин заказали молоко и сметану, забрали испеченный для нас хлеб, достали консервы и майонез, которые остались с поезда. И тут мы стали отрываться по еде, компенсируя все то, чего не доставало на пешке.
На следующий день нас ждало строительство катов, но об этом не хотелось думать. Голова жутко болела от выхлопных газов нашей машины, хотелось спать. На смену Мишиного задорного веселья пришло что-то непонятное. Усталость взяла свое.

28.07.04
С самого утра началось строительство. Все это проходило медленно и не торопясь. Хотелось бы, конечно, быстрее, но обстановка располагала. Ден с Лехой свою двойку то собирали, то разбирали. Итак, весь день прошел в заботах.
К вечеру закончили строительство, поужинали, и спать в ожидании завтрашней воды.

29.07.04
Всю ночь шел дождь, не переставая, и поэтому было ясно, что с выходом будет задержка. Меня разбудил методичный звон колокольчика где-то совсем рядом. Я из любопытства открыла палатку и выглянула. Возле нашего лагеря, прям под тентом, где лежали все продукты, стояло стадо баранов. Они дружно копались в наших вещах. Я попыталась их отогнать, но самый рогатый полез драться. Пришлось и мне звать подмогу. Никитос в один миг разобрался с непрошенными гостями. Они покусали булку хлеба, а так вроде все было цело. Мы со спокойной совестью опять пошли спать. Не прошло и 10 минут, как опять они вернулись. Разозленный Леха уже вооружился камнями. Им мало не показалось, я думаю. Но так как это были БАРАНЫ, они приходили еще два раза. И все разы они получали в след кучу камней. Вскоре все стихло. Мы все опять уснули. Когда Ден полез в туалет, он обнаружил под нашем тентом стадо коров, которые тоже искали, чем бы поживиться. Но коровы оказались еще "труднее", чем бараны. Их тоже выгоняли 2 раза. Итак, в борьбе за территорию и место под солнцем (которого не было) прошло утро для нашей палатки.
Когда позавтракали, встал вопрос - идти дальше или сегодня при дождике сделать тренировку. Идти по такой погоде не хотелось вообще. К счастью, все решилось в пользу тренировки. Мы быстро экипировались по полной и встали на воду. Тренировка была около 2-х часов. Она была очень кстати. После окончания наших выкрутасов проглянуло солнышко. По описанию до порогов было всего 1-1,5 км. И мы решили пойти на просмотр. Вовка с Костиком вернулись на полпути, а мы - Ден, Никитос и я - брели очень долго по лаве, затопленной водой, болоту и кущам. По дороге я видела зайца, который проскакал мимо. Он был похож скорее на поросенка, потому что мои представления о зайцах были несколько другие. Зайки они маленькие, ну никак не такие огромные.
Добравшись до порога, от увиденного пришли в восторг. Вода перламутрового цвета, в пороге она вся белая - одна пена. И река сама очень необычная. Я никогда не видела таких рек: очень узкая, берега все зеленые и лесистые. Короче говоря, красота неописуемая. Не влюбиться в эту реку просто невозможно.
По дороге шли и гадали, что же это за порог, какая у него нумерация. Придя и прочитав описание, тоже не пришли к единому мнению. Оставалось ждать хорошей привязки.
Мальчишки вечером занялись баней, а все остальные шатались и занимались своими делами. Баня - это круто.

30.07.04
Утро нас встретило облачностью с просветами голубого неба. Это радовало, потому что если будет светить солнце - значит все будет хорошо (это опыт прошлого года).
Перед каждым порогом мы останавливались и просматривали его, поэтому проблем с прохождением не было.
Первый 41 порог, который мы просматривали вчера, прошли хорошо. С визгами и эмоциями полетели смотреть, как его идут другие. Пока шли, в это время каякер прошел, а мы потом его ждали очень долго после всех катов. Когда вернулись к кату, нас ждал Миша, а все остальные уже пошли вниз. 42-й походил на 41-й. А вот 43-й - "Бильярд". Хочется отметить, что все именные пороги очень точно и мудро названы. Каждый соответствует и отражает характер своего названия. (Это комплимент первопроходцам). 45-й просмотрели мельком. Костян крикнул - "Фонарный", и мы, поверив ему, пошли. Этот "Фонарный" оказался очень хорошим. Нашу 4-ку там хорошенько кидануло. Мы шли этот порог не первыми и только прошли, сразу услышали крик Вовки Ремезова. В этом пороге Тритон потерял рюкзак и чехол от ката, мы ринулись к берегу на спасение вещей. Вокруг была нездоровая суета, которая привела к нашему, как оказалось потом, крушению. Мы не заметили посредине реки камень, на который сели очень прочно.
46-й - "Катапульта". Порог просто обалденный. Огромный слив-водопад метра 2- 2,5. Если вообще говорить о характере препятствий на Жом-Болоке, то они очень своеобразные. Когда-то очень давно те самые вулканы добрались и до долины этой реки. Раскаленная лава текла и застывала, образуя своеобразные ступени. И поэтому сейчас все препятствия это водопадики разные по величине. Лава не вымывается водой, а колет лаву, образуя острые зазубрины, которые очень легко могут порвать кат. Все это мы знали и были предельно осторожны.
Итак, "Катапульта"… Порог просто потрясающий! Перед сливом - косая бочка, которая мешает ровно зайти в порог. Вся эта картина: сумасшедшее падение воды, моросящие брызги в лицо, просто потрясала своей красотой и величием. Мы начали развязывать рюкзаки, чтобы проходить налегке. Потом долго стояли, думали, обсуждали. Все шло ровно, обстановка была рабочая. У меня возникли мысли на тему: "А может не идти?". Не понимаю, почему я приняла это решение. Страха перед водой не было. Вернее он был, пока я не села на кат. Итак, совершенно спокойно я предложила Дену сесть на нашу 4-ку. Он согласился. Прошли очень красиво, просто потрясающе. Катамаран сначала затормозился в верхней бочке, а потом рухнул вниз. Чуть ли не на половину он провалился под воду, а потом выскочил, как пуля, наверх. Со стороны смотрелось захватывающе.
Дальше все шли в порядке очереди. Когда шла двойка с девчонками, Юлька вывалилась в верхней бочке из посадок и в слив пошла, держась за кат. Судно сделало залихватский разворот и казалось, киля не избежать, но все же встало ровно и пошло дальше вниз. Юлька потом залезла на него. Накануне Юля рассказывала все о новой технике безопасности и особенном креплении ремней на посадках. В этом пороге, как впрочем и предыдущем, нововведения ее подвели.
Каякер прошел вообще улётно. Его в воде практически не было видно. Мальчишки и Тритон прошли хорошо.
За "Катапультой" - хорошая стоянка, там мы решили ночевать. Возникла идея еще раз пройти порог. Мы каким-то чудом решили посмотреть на дно нашего ката и обнаружили порванную шкуру. Как еще надувашка не порвалась - непонятно. Эту дыру мы приобрели, когда сидели на камне. Ко всему прочему, моя посадка тоже потерпела крушение и требовала зашивания. Ден и Ремезов еще раз занесли Тритон и прошли порог, а мы в это время отвязывали гондолы для починки. Все восторженно обменивались впечатлениями, мне же сказать было нечего. Утром я решительно собралась пройти порог. Весь вечер прошел в суете. Мы шили, клеили, чинили. Почему-то хотелось спать.

31.07.04
Подниматься не хотелось, но, тем не менее, прилив новых сил ощущался. Мы, не торопясь, позавтракали. Молочная овсянка не очень радовала. Потом собрались и отправились привязывать гондолы к каркасу. В то время, как мы чинились, какие-то экипажи уже прошли. На 4-ке собрались идти Ден, Леха, Ремезов и я. Вовка очень долго всем нам объяснял траекторию нашего движения. Никакого страха не было. Все совершенно спокойно. После того, как мы свалились вниз, сразу возникло какое-то непонятное чувство неоправданных надежд. Все было как-то очень быстро и как-то очень просто. Это так обычно бывает. Каякер бороздил порог вдоль и поперек.
После того, как все каты накатались, мы занесли рюкзаки за порог "Недотрога". Перед ним - несколько сливчиков около метра-полтора. А потом - сам порог. Мы начитались отчетов, где товарищи в начале порога пропороли одну гондолу, а на выходе - вторую, поэтому к нему подходили очень настороженно. По красоте он ничуть ни уступает "Катапульте".
Подбираясь к порогу, в одном из сливов Дена с Никитосом чуть не кильнуло. Остальные каты заметно подержало. "Недотрогу" и 51 порог шли сразу залпом. На наш кат сел Миша с камерой. Потом все в рабочем порядке. Здесь же решили делать обедать, а желающие еще могли занести и покататься на пороге. Если бы мы знали, что у нас останется куча времени, то запросто бы сделали дневку, чтобы до смерти его закатать.
После обеда привязали рюкзаки и отправились на покорение порога "Вариант". Шли по левой протоке. Там просто слив около 1,5 м и все. Все начинающие хабаровские каякеры и Ден опробовали его на каяке.
Дальше начались разбои и небольшие шиверки. Через какое-то время дошли до моста, через который мы ехали на машине. Каты пришлось проводить на веревках, потому что очень маленькое над ними расстояние было. Далее - снова разбои и быстротоки. Мише надоело плыть на каяке, и он сел к нам на 4-ку, а вместо него - то Костик, то Вовка шли.
На ночевку остановились возле деревни и моста через реку. Некоторые хотели идти дальше, но выбранное место сказало, что ночуем здесь. Поляна была в очередной раз обожествлена бурятами: опять все елки в тряпках, опять священный очаг, обложенный камнями, опять какие-то кадила.
Миша весь вечер рассказывал страшные истории об этом священном месте и о том, что лучше всего нам, спящим с Никитосом в одной палатке, с ним ночью не разговаривать, потому что он вступил за священный круг и превратился в вервольфа. И если с ним ночью заговорить, то он заберет твою душу далеко в сумрак, из которой ты никогда не выберешься. Смех стоял по все поляне от этих фантазий.
Несколько раз к нам подходили буряты и предлагали машину, чтобы обвезти разбои на реке. Говорили, что там очень опасно для жизни и все в таком духе. Но т.к. денег у нас не было, решили идти на свой страх и риск.
Все вещи мы спрятали и связали все вместе, потому что боялись нашествия бурят. Как ни хотелось, сидеть у костра не было сил.

01.08.04
Встали очень рано, но я проснулась выспавшейся. Собрались относительно быстро. Речка несла очень хорошо. Через 1 км, после автомобильного моста, начались разбои. У нас возникла идея их обнести, но местные на машине сказали, что все идется, только осторожно. Шли очень внимательно. Перед каждым опасным местом останавливались, просматривали, проводили. Впереди шел каякер и указывал единственно верный путь.
На Костяна напала какая-то суета, и он, заразив этим Вовку, начал играть в спасателя и с помощью выброски перечаливать катамаран девчонок. Тритон успел врюхаться в залом, после чего Ремезов Вовка вполне обоснованно пояснил, почему получилось именно так, и кто в этом виноват. Почти всегда был виноват самый лучший кат в группе. На все прохождение разбоев мы потратили 2,5 часа. Это было очень хорошее время.
После моста началась выходная шивера перед впадением в Оку. Река, сделав очень крутую петлю, пошла вниз, одарив нас последним Жом-Болоковским восторгом. Шивера очень прикольная, то и дело приходилось уварачиваться от полузатопленных камней. Через минут 7-10 мы уже созерцали большую поляну справа и прекрасную реку Оку. На этой поляне уже стояли две группы из Москвы. Одни подошли к нам, расспросили, поговорили, показались очень доброжелательными. Мы, не торопясь, разбили лагерь и пообедали. Миша стал учить Дена эскимосскому перевороту по бразильской системе на траве. Выглядело очень забавно. Когда тренировка была окончена, мы взяли четверку и переправились через Жом-Болок на другой берег, чтобы отправиться на поиски чудо-водопада. Шли в поисках около километра. К водопаду подошли сверху. Огромная белая лента падала вниз, разбиваясь о черные камни. Красотища!!!! Мы спустились вниз и с Деном попытались встать под него. По голове вся эта махина била очень хорошо. Там же внизу нашли заросли черной смородины. Немного покушав, отправились обратно. На камнях Миша, Юля и я нашли просто гигантское количество смородины. Пройти мимо не было сил. Мы остановились и обобрали пару кутов "на нет". В пакете было около 2-х кг. Компот на ужин был обеспечен.
По возвращению на поляне обнаружили старых знакомых - киевлян, которые нас поили чаем, когда мы спускались с пика Топографов. Они нам поведали, что тоже не дошли до пика, потому что все камни у них обледенели и подниматься вообще было невозможно.
На завтра запланировали полудневку, а потом - вниз по Оке, навстречу новым порогам. Жом-Болок был уже пройден и становилось невыносимо грустно, что эта прекрасная река со всем своим величием и красотой уже позади. Только в этот вечер пришло настоящее осознание того, что надо ценить каждое мгновение, каждую секунду драгоценного времени, которое отведено на поход, потому что скоро все уже кончится, и останутся только воспоминания.
За ужином достали бутылку шампанского, тем самым отметили окончание Жом-Болока. После еды появилась нездоровая идея по поводу плюшек. Вовка и Костик были "за". Ну что же тогда мешало? Да ничего!!! Мы с Вовкой завели тесто и старались делать его мало, но получилось как всегда, вернее как в прошлом году. За выпечку опять отвечал Костян. Он подошел к этому процессу очень ответственно, делая очень аккуратные блинчики и зажаривая их до хрустящей корочки. Миша, который был в этот момент очень нужен с гитарой и моральной поддержкой, ушел в палатку спать. Будить его никто не решался, и только отважный Вовка Распопин стал как ошалелый кричать во все горло: "Михалыч!" Сколько раз он кричал, я не буду говорить, но всем было понятно, что этот мальчик уже не жилец! Спустя какое-то время Михалыч вышел и стал петь песни. Пели очень долго. К нам подошли москвичи, тоже пели. Леха с Деном уходили спать, потом через некоторое время приходили, потому что спать под крики ошалевших людей было невозможно. До трех ночи Костян пек блинчики, потом мы поели и народ рассосался по палаткам. Остались самые стойкие из нас и девчонка - Саша, москвичка. Она очень долго нас удивляла разными приколами по части песен, шуток, анекдотов, порогов и рек. Спать легли в половину пятого. Но уходить от костра не хотелось, потому что около него сидели самые дорогие, самые близкие - одним словом, друзья!

02.08.04
Проснулись поздно, потому что полудневка говорила сама за себя. Оставшееся тесто допекли Эдики. Это и был наш завтрак. Саша-москвичка уже с самого утра сидела у нас в лагере. Ее спутники были для нее не интересны, и поэтому ее тянуло к молодежи. Мальчишки пошли кататься на каяке, а все остальные стали потихоньку собираться. Погода была сказочной. Недолгие прощания с Сашей - и, последний раз оглянув уже полюбившееся место, в 15.15 мы тронулись дальше.
Миша не мог идти на каяке, т.к. у него болела нога, а из поциков тоже никто на каяк садиться не желал, поэтому он затащил его к нам на 4-ку и сел рядом. У нас получился супер-корабль. Пять человек с рюкзаками и плюс каяк. Всю дорогу он нас развлекал. Он рассказывал перспективу Вовки Распопина, если он поедет в Америку. Там он предложил ему выучить одну фразу по английски, ходить по улицами и говорить "Не хочу учиться, а хочу жениться", затем жениться на афро-американке, работать на железной дороге и постоянно отправлять вагоны с чем-нибудь очень полезным в Хабаровск. Мы с Костяном покатывались со смеха, слушая эти басни.
Перекусили на берегу где-то в начале шестого. Ден увидел каких-то местных на противоположном берегу и стал с ними перекрикиваться, вводя их в заблуждение.
Через 3,5 часа от впадения мы подошли к ущелью Орхо-Бом. Идти дальше не было смысла, поэтому мы встали на ночевку. Все были очень рады этому факту. Не торопясь, приготовили ужин, поели. Хочется отметить, что в этом походе все было не торопясь. Все чинно, мирно с расстановкой.
Ока - очень красивая река, величественная и чарующая. За день встретили группу московскую, а на берегу стояли ребята из Кузбасса.
Свободный вечер не давал покоя никому. Мы встали на косе, а там - куча заломов. Так нам встало скучно, и мы давай ворошить все это, делая большой костер. Пылал он красиво и жарко. Почти все ушли спать, остались Вовка, Костик, Никитос, Ден и я. Мы сидели и любовались множеством "светлячков", которые, обжигая свои крылья, вырывались из костра. Из-за горы взошла луна, оставляя лунную дорожку на черной глади реки. Самые голосистые стали завывать на нее. Вовка даже попытался изобразить волка на фоне лунной дорожки и высоко поднятой головой вверх и жутким воем. Картина получилась сказочная. Настоящий вурдалак, который в полнолунье превращается в волка. Стало жутко. Потом мы стали живо и со всеми подробностями представлять как все, кто пошел спать, превратились в вампиров и сейчас повылазят, чтобы попить свежей крови. Только об этом поговорили, из темноты показался проснувшийся Миша и шел к нам. Эмоций у всех было через край. Спать пошли во втором часу. Вечер удался!!!

03.08.04
Сегодня с Лехой были дежурными. На завтрак была манка. Первый раз за поход я съела почти всю молочку. Вышли около 12 часов. Где-то через час нас уже плотно окружили горы, и начинались пороги. С картой, которую дал Макс, было очень просто ориентироваться. Казалось, что воды очень мало, хотя местные говорили, что вода средняя. Пороги были все простые и поэтому мы шли сходу. Мне очень понравилась скала Каландарашвилли. Если бы было побольше воды, прижим получился бы добрячий. Порог "Окинский" пошли просматривать, но Миша крикнул, что можно идти так, поэтому мы на полпути развернулись и пошли с ходу. Классные там валы. Ощущения от порога прикольные. Потом сразу порог "Бурятский". Мне, если честно, он понравился больше.
Слева перед порогом "Пронеси Господи-2" решили встать на обед, но обнаружив, что это место - не что иное, как проспект водников, решили сделать полудневку. Этот проспект представляет собой своеобразный музей, где туристы оставляют всякие нужные и не нужные вещи.
Наше больное воображение решило сделать чучело и подвесить его на дереве. Вовкины кроссочи и кепка, мои штаны и перчатки, Мишкина футболка - вот и вышел человечек. Все это было набито еловыми ветками и связано скотчем. Вместо головы красовался лошадиный череп, подобранный ранее Никитосом. Все это мы подвесили на дерево, написав "Хабаровск-Владивосток, 3 августа 2004 г." .
Вовка Распопин вечером поймал первую рыбу - это значило, что сезон рыбалки открыт. Они с Костяном ушли рыбачить до самой ночи. Вернулись с добычей. Вечером солнце сменилось бурей и дождем, которая быстро прошла, как и налетела. На это место, где мы стояли, пришло еще 3 группы, в том числе 3 рафта (коммерческий сплав). Так хотелось уединения, почувствовать что мы в походе, а не на прогулке...

04.08.04
Вставать до ужаса не хотелось. Миша встал рано и приготовил завтрак. Вышли мы почти по плану с опозданием в 15 минут, в 10.15. До обеда были шиверы и порожки. Костян во всех плесах пытался ловить рыбу. На обед встали после порога "Хунде-Гольский - 2". Там тоже отважные рыбаки не переставали заниматься своим любимым делом. После обеда все тоже самое - шиверы и пороги . Очень ждали порог "Мельница", но когда прошли его, то пренебрежительно фукнули в его сторону. Конечно, может в хорошую воду здесь и опасно, но у нас все спокойно было. После порога - таблички погибшим.. По карте оставалось всего пару шивер и один порог до окончания Орхо-Бома. Всю вторую половину дня мы шли впритирку с рафтерами (коммерческий сплав). Они то обгоняли, то отставали от нас. Перед Хойто-Окой они нас обогнали и встали на этом притоке. В наши планы входило тоже встать на этом месте для рыбалки, но их навороченный вид подсказывал: "А не пошли бы вы отсюда?". Крутые московские парни захотели экстрима и отправились за 600 у.е. сплавляться по Оке... В принципе, с ними рядом вообще стоять не хотелось, потому что этот проходной двор уже надоел, хотелось побыть группой. Рыбаки уходить оттуда не хотели, потому что им мерещилась рыба, которая чуть ли не сама выпрыгивает из Хойто-Оки. Было предложено пройти еще 1 км до Урда-Оки и там встать. Так и сделали. Место там оказалось в млн. раз лучше прежнего. Лагерь разбили быстро, рыбаки пошли на рыбалку, но рыба не клевала, и поэтому пришлось вернуться. Мы все расслабленные сидели за столиком, и ждали, когда приготовится ужин. Качка на валах весь день дала о себе знать. Только закрывались глаза, так сразу начинало качать. Миша в это время рассказывал нам очень интересные истории из своего прошлого. Мы дружно покатывались со смеху.
Начался мелкий дождик. Сначала мы подумали "эка невидаль", но потом он разразился в настоящую бурю. Гром гремел, казалось около палаток, да так сильно, что закладывало уши. Молния сверкала направо и налево. Шквальный ветер задувал потоки дождя под тент. Творилось что-то невообразимое. Это Хозяин не хотел отпускать нас с Орхо-Бома. Мальчишки все время его подзадоривала "Давай хозяин, еще, еще!" . Мы забились под большой тент и сидели, прижавшись друг к другу. Все это напоминало мультик про Гава, который со щенком забился на чердаке, и они там вместе боялись грома и молнии. Им, наверно, было все-таки бояться комфортнее под крышей, чем нам. Вскоре буря стихла, Миша взял гитару и стал петь песни. Я закрыла глаза, легкие волны покачивали меня вверх и вниз. После непродолжительной качки я уснула. Проснулась от того, что звучала, в прямом смысле этого слова, последняя песня. После нее мы разошлись по палаткам. Вечер удался.
Орхо-Бом был позади и становилось еще грустнее. Это ущелье очень очень красивое. Казалось, что ты находишься в сказке, в которой огромные скалы, красивые пики. Если смотреть на них снизу, то макушки не видать. Если вода была не очень сильная в реке, то красота этих мест сразила наповал.

05.08.04
Проснулись от Мишиных слов, что у нас еще есть время поспать, и вставать нам пока не надо. Солнца не было, хотя искренне надеялась на него. После вчерашнего колени болели - просто атас, поэтому сегодня решила сесть не в посадку, а на рюкзак. Миша привязал на наш кат каяк, сам сел тоже с нами. До обеда было очень плохое настроение, ничего не радовало и почему-то хотелось спать. Все попытки довести команду до веселья у Миши не удались.
Перед обедом на смену пасмурной погоде пришел дождь. На обед встали при дождике. У костра было тепло, но только отойдешь - дубак. На обед опять была гречка, хотя она в сто раз лучше, чем молочка. После этого похода молочка, особенно манка, мне будет сниться в ночных кошмарах. Я теперь ее ни с курагой, ни с изюмом вообще есть не буду, даже манку Степановского приготовления никогда есть не смогу (а у него манка получается просто восхитительная).
После обеда идти стало намного легче и интереснее, да и солнце проглядывало местами. Вечером все хотели идти до упора, но недовольство многих сказало свое веское слово, и мы встали на ночевку. Рыбаки пошли рыбачить, а все остальные занимались своими делами. Спать пошли рано.

06.08.04
Утром нас дежурные разбудили рано, но все пребывали в расслабленном состоянии, поэтому вышли поздно. До обеда шли очень даже неплохо. Возле базы геологов на притоке решили порыбачить, потом сварили обед, потому что рыба клевала со страшной силой. В домике возле притока жил старик, как он говорит уже 35 лет безвылазно. Там же обнаружили заросли шиповника, который пошел в чай на обед и ужин. У старика был пес, который так радовался нашему присутствию. Обслюнявил всех нас, а по концовке спер у нас рыбу и съел в кустах, от супа с макаронами демонстративно отказался.
После обеда в нашу сторону стала продвигаться большая туча. Миша предложил камлать прям на кате, т.е. петь песни тем самым ублажать Хозяина, чтобы не было дождя. Но, то ли мы плохо пели, толи сильно фальшивили, короче говоря он нам дал пилюлей. Ливанул такой сильный дождь, что в 2-х метрах ничего не было видно. На смену дождю пришел град. Как хорошо, что мы были в касках, потому что он был размером с горошину. Град кончился, оставив на кате кучу заледеневших шариков, и опять пошел дождь. Все это действо сопровождалось очень хорошим звуковым сопровождением в виде грома и отличнейшими спецэффектами в виде молний. Одна даже в метрах 300-ах шарахнула перед нами, прям в середину скалы, от которой отвалился небольшой кусок. Стало жутко.
Буря потихоньку уходила, стали появляться небольшие просветы позади. Но нам-то надо было идти вперед. Не хотелось догонять это зверство Хозяина, но пришлось.
Мы прошли почти все по плану. Все дрожащие от холода, мы пытались согреться на веслах. Миша совсем продрог, и отважный Костя уступил ему свое вакантное место, а сам сел в каяк. На правом берегу мы случайно увидели избушку. Она оказалась теплой. Мы, долго не раздумывая, решили там жить. Затопили в домике печь, развесили промокшие вещи. Натопили до такой степени, что в домик заходили как в баню. Мы с поциками решили спать в палатке. Итак, Костик, Вовка, ЛехаФ и я поставили их большую палатку. Когда стало темнеть пришли хозяева домика, которые заняли все места, конечно можно было нескольким остаться в домике, но все решили разлечься по своим домам. Миша пошел к нам. Ден с Лехой поставили палатку на двоих и весь оставшийся вечер рассказывали о преимуществах ночевки в полупустой палатке.

07.08.04
Всю ночь мальчишки сигали из палатки в туалет. Вовка с Костиком встали рано и пошли готовить завтрак. Молочный геркулес был не новостью. Рыбаки нам сказали, что до Верхне-Окинского около 5 часов сплава. Всю дорогу светило солнце. Мы в конце пошли по одной протоке, а всех отправили по другой. Это почему-то напомнило прошлый год. До места добрались в 14.00 и сразу - за разборку катов и быструю просушку, пока светило солнце.
После обеда мы отправились в магазин. По дороге разделились на две группы, одни пошли по одной дороге, другие - по другой. Наша, как оказалось, намного короче. Все гастрономические пристрастия и мечты улетучились с появлением магазина. Мы посидели на веранде, попили пива и пошли домой.
Вечером распили шампанское, привезенное Деном из Крыма, немного попели и стали сжигать все свои старые и обношенные вещи. Они полыхали очень хорошо. Лучше всего горела Лехина Ф футболка и Деновы кроссовки с гелиевой подошвой.
Ночью начался дождь. Мы, расслабленные в последнюю ночь, тент тянуть не стали, и поэтому вся палатка промокла. Пришлось проложить между тентом и палаткой полиэтилен, чтобы не заливало. Вместе с дождем дул очень сильный ветер, который гнул дуги почти до земли. Становилось страшно, что деревья начнут падать прям на нас. Итак, все шесть часов сна прошли у нас в борьбе со стихией.

08.08.04
Встали в шесть часов утра, чтобы успеть собраться, уложить рюкзаки и протопать 1 км до Верхне-Окинского на автобус. На улице стояла такая холодина, что мы были все в куртках и шапках. К автобусу вышли рано, поэтому пришлось померзнуть. Водитель подъехал и сказал, что посадка немного дальше. Мы побрели туда. Остановились возле сельского Дома досуга. В моем понимании это название звучало как-то пошло, а у них - обыкновенный Дом культуры. Пока мы ждали автобус, Миша развил тему, что именно в этом поселке тренировались теперь уже знаменитая Светлана Хоркина и Алина Кабаева. Именно здесь, на веранде Дома досуга они отрабатывали свою программу. Все смеялись, не переставая.
В автобус сели с комфортом. Почти все места были свободны. До Зимы ехали, казалось, целую вечность. Вышли на автовокзале. Город Зима соответствовал своему названию. И хоть светило солнце, температура была осеняя. Мы перебрались на ж/д вокзал, нашли место, где можно сварить покушать. В 16 часов проводили Эдиков в Иркутск, а оттуда они уже на самолете домой.
В город выбирались двумя партиями, сменяя друг друга на вокзале. В городе пытались отыскать баню, но горячей воды там не оказалось, и поэтому нам было суждено до Хабаровска оставаться грязными. Интернета тоже не оказалось, хотя все местные говорили, что он есть, вот только непонятно где.
На ужин сварили макароны и кисель. От этого киселя всех тошнило, особенно тошнило Костяна. Его так плющило, что просто капец. Мы расстелили спальники на полу вокзала и стали играть в карты. И тут начался гон. Миша все время смеялся, с ним случился настоящий приступ смеха, Костян тоже угорал, в это же время его тошнило. Короче говоря, игра удалась на славу.
Бессонная ночь повалила нас спать, и ничто не мешало нам - ни шатающиеся люди, ни граммофон, объявляющий поезда, ни свет.

09.08.04
Проснулись от того, что пришла тетенька и сказала, что пора вставать, потому что скоро придет начальник вокзала с проверкой. Еще не было и 8 часов. Протупили до 9.30 и отправились все вместе за подарком ЛехеФ (у него сегодня был день рождения). Ходили мы очень долго. По дороге нашли очень дешевое молоко и такие же дешевые пирожки с картошкой за 3.50. Поели очень вкусно. Так же купили все продукты для борща. Пришли в 12 часов. Я прилегла ненадолго отдохнуть и меня просто вырубило. Когда я проснулась, Вовка Ремезов сказал, что все сейчас готовят кушать. Я пошла в туалет и сразу на место готовки, там обнаружила только тлеющий костер. Странное дело, пришлось вернуться назад. Короче говоря, самое интересное я проспала.
Мы поздравили Леху, покушали и отправились за продуктами в поезд. По питанию в поезде решили разделиться на две звездочки по 5 человек. Купили все быстро. Потом покушали и отправились в другую сторону города Зима. Там, оказалось, находится все самое интересное. Отыскали парк с какими-то танками, качели-карусели. Бродили до самой темноты.
Вечером приехала на вокзал киевская группа, которую мы на маршруте встречали 2 раза, а позже подошли еще 2. В 3 часа ночи мы сели в поезд. Проводник оказался прикольный. Он пообещал нам вместо верхних боковущек целое купе, правда, возле туалета.

10.08.04
Утро началось с переселения. Ден, Никитос, Вовка Распопин и я заняли купе возле туалета. Как только переселились, опять легли спать. Дальше все как обычно в поезде: карты, еда, песни. В Зиме мы купили билеты с Хабаровск до Владика только на 14 число, и поэтому две ночи мы предполагали жить у Миши.

11.08.04
Дальше вся дорога стерлась из памяти, запомнилось только одно ощущение - спокойствия. Потому что когда ты засыпаешь, ты твердо знаешь, что, проснувшись, все твои друзья окажутся рядом.

12.08.04
День прошел как всегда. В 20.00 мы прибыли в Хабаровск. Встречающих была целая куча. Родители поциков нас принимали как своих. Со всеми договорились, что завтра встречаемся в лагере на шашлыках. Мы погрузились в Танину машину, а рюкзаки поехали на грузовичке. Мы оставили вещи в гараже, взяв самое необходимое и поехали домой. Ванна - это было самое первое дело. Кайф! Потом ужин - просто супер! И просмотр видео. К нам подошел только Вовка Распопин, потому жил рядом. До часу ночи мы не давали спать хозяевам, эмоционально вспоминая каждый момент, глядя на голубой экран телевизора.

13.08.04
Миша отправился с утра по делам, Таня на работу, а мы остались дома. Около 14 часов он появился с дипломом, который ему вручил Губернатор и букетом цветов. Мы быстренько покушали и поехали в город на экскурсию. Посмотрели на новый стоящийся храм, перестроенную лестницу на набережной. Времени было уже много, и нам пришлось ехать домой за шашлыками и бегом в лагерь. В этом лагере повеяло детством по моему пионерскому прошлому. Так там прикольно!..
В лагерь приехали все участники похода, кроме Ленки. За ней должны были заехать Ремезовы, но почему-то не сделали этого. Посидели и пообщались классно. Расставаться не хотелось совершенно. Когда прощались, Вовка и Костька сказали, что приедут провожать на вокзал в 8 утра. Прощание в лагере расставило отношения в группе на свои места.
Когда стали отъезжать, у Ремезовых кончился бензин, и нам пришлось до заправки их буксировать. Приехали вместе с Таней в одно время. Она нам приготовила покушать, хотя сама была очень уставшая. Мы же опять не давали спать, т.к. сначала смотрели вторую часть видео, а потом сортировали фотки.

14.08.04
Утром встали в 6 часов. Проснулись кое-как. Позавтракали и отправились в гараж собирать рюкзаки. Когда приехали на вокзал, там нас уже ждали Вовка и Костик. Прощание было каким-то непонятным. Грустно и тоскливо, что все уже закончилось. Оставалась только одна надежда, как и в прошлом году, что на закрытии мы все встретимся и будем вместе хотя бы несколько дней.
В поезде мы почти все время проспали. Рядом с нами сидела мамаша с двумя детьми. Старший мальчик был спокойный, а вот малой - капец! Он постоянно обзывал свою маму, та же, глядя на его реакцию, только смеялась. Ден очень точно подметил, что после похода, где все "пожалуйста", "спасибо" говорили, лексикон этого мальчика выбивал из колеи. Так и хотелось стукнуть по губам. Никитос предложил другую систему воспитания, типа надо не обращать внимания, и он сам перестанет. После нескольких часов у Лехи уже не выдерживали нервы. От предложенной системы он отказался.
Перед Уссурийском налетела буря. Вмиг все почернело, проливной дождь, гром, молния, но нас это уже не пугало, потому что мы сидели в сухом вагоне.
Нас встречала Лехина жена и г-н Мележик. С первыми шагами по перрону г.Владивостока можно сделать отсечку окончания похода. Опять город, опять загаженные улицы, загазованный воздух, суета.
Поход закончился, и конечно же очень жаль, что он получился очень и очень маленький (по крайней мере так показалось). Впечатлений - куча и все просто классные.