16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 1996

Август 1996 г.

Автор - Зарубин Андрей (Усть-Илимск)

Веб-сайт автора: "http://buroonduk.narod.ru" rel="nofollow"

Маршрут: г. Усть-Илимск - р. Полива - р. Ката - г. Усть-Илимск

Протяженность: 58 км

Продолжительность: 21-26 августа

Участники: Стодольник Александр, Зарубин Андрей.

В начале своей походной жизни, я услышал такую фразу: "Каждый уважающий себя турист должен побывать на Поливе". Эти слова запали в душу, захотелось узнать, что скрывается за красивым словом Полива. Но собрался только спустя двенадцать лет... И вот мы едем на Поливу! "Нива" наматывает километры по Капаевской автодороге. Мой напарник по таежно-ягодным походам Саша Стодольник довольно улыбается - Саша тоже не был на Поливе. Решено пройти нижнюю часть Поливы, не спеша, с рыбалкой, с разведкой берегов.

На мосту. Окаменевшие деревья. Рыбалка

Полива! Как порой долго добираешься до "домашних" речек. После Поливы, я решил пройти все речки Усть-Илимского района, где можно, сплавом, а где пешком. Замечательные, красивые места находятся рядом, и стало как-то стыдно, что мало знаю родной край.

Мост через Поливу временный, деревянный. Достается же ему во время весеннего половодья - берега по обоим сторонам моста размыты. Выше моста, огромное скопление принесенных водой деревьев. Зрелище завала впечатляет. Уже вечер, но ночевать у моста не хочется - спустимся часок по реке. Каменистые перекаты следуют один за другим. Ширина реки около 30 метров. Левый берег крутой, подмытый рекой. Видны пласты каменного угля. Выйдя на берег, обнаруживаем под ногами куски окаменевших деревьев. Спиннинги в сторону, рыбалка забыта - с интересом исследуем каменный разрез. Здесь полно доисторических окаменелостей. Дерево превратилось в камень, но сохранилась структура древесины, кое где видны годовые кольца. Набираем понравившиеся образцы.

На ночевку встали ниже большого залива по левому берегу. Залив перекрыт сетями - лесозаготовители ловят рыбу. Мы расположились на большом галечном пляже, поставили палатку, разожгли костер, из ближнего леса натаскали дров. Пока не наступила полная темнота, решили немного порыбачить. Прямо напротив нашей стоянки, шумит симпатичный перекат. Саша с удочкой уходит вниз, я вооружившись спиннингом, выхожу на берег в десяти метрах от костра. На втором или третьем забросе, на блесну "садится" ленок. Вытащить рыбу на пологий берег, не составляет большого труда. Ленок потянул на 800 грамм. Вижу, что у Саши дела тоже идут неплохо - на песке лежит пара приличных хариусов. Такую схему рыбалки мы сохраняли весь поход - понравившийся перекат вначале проверяли блесной, а уж потом ходили с удочкой. Саша предпочитал удочку, мне больше нравился спиннинг, так в паре и работали. Темнеет, пора заканчивать рыбалку. Первый вечер на реке, пожалуй самый запоминающийся. Еще сильны первые впечатления, еще лесная жизнь не вошла в свою колею. Это уже позже, дома, по полочкам раскладываешь свои ощущения, еще раз переживаешь волнующие моменты, по настоящему понимаешь, как здорово все было! Спать не хочется - долго лежим возле костра, смотрим на звездное небо, слушаем лес. Ночью, когда видимость ограничена светом костра, обостряется слух. Шум переката становится громче, кажется, что по воде кто-то ходит, а в лесу постоянно потрескивают сучья. А может действительно ходит...

Плесы. Поимка щуки. Первые пороги

Утром поймали еще несколько хариусов. Хорошо, что вчера встали у этого переката - ниже, длинный плес. До следующего переката спускались около часа. Правда, шли медленно, гребли мало - все больше блеснили. Ширина реки примерно 40 метров. Дно - мелкая и средняя галька. Течение ровное, но довольно быстрое. Направление реки северо-северо-запад.

Плес

Весь день шли по однообразным местам: длинные плесы перемежаются короткими перекатами. На одном из забросов, у Саши откручивается гайка на невской катушке, и катушка улетает в воду. Хорошо, что было мало лески - быстро смотали леску в лодку и вытащили катушку. В ремнаборе чудом оказалась гайка М6. Ура! - ремонт не займет много времени. С рыбой не густо - один раз гонялась щука, и одну упустили уже почти из рук. Уже вечером, в очередной раз сделав заброс, почувствовал слабый рывок - окунь! - подумал я. Спокойно подвожу рыбу к лодке и намереваюсь с ходу перевалить через борт. Поднимаю спиннинг, но что это! Удилище согнулось дугой, а рыба из воды выходить не собирается! Под водой мелькнул пестрый бок щуки. Приличный экземпляр! Щука спокойно разворачивается возле лодки и уходит в сторону, буксируя нашу лодку. Приходится уступить часть лески, иначе обрыв неминуем - леска не трос - лодку с двумя пассажирами не выдержит. Саша потом рассказывал, что не знал, за кем ему интереснее было наблюдать: за щукой или за мной. Оба вели себя достаточно нервно. Подвожу щуку к лодке, она стремительно бросается под лодку, норовя сломать удилище. Но такие приемчики нам знакомы! Обвожу спиннинг вокруг лодки, одновременно стравливая леску и борьба продолжается с другого борта. Не знаю, сколько все это продолжалось, но по прошествии какого-то времени, я решил, что пора на что-то решаться, тем более рывки стали слабеть. Выждав, когда щука успокоится, разгоняю ее в воде и переваливаю через борт. Тройник надежно засел в углу щучьего рта, но концы крючков торчат наружу. Срочно усыпляем щуку, пока она не очухалась и не порвала крючками лодку. Щуку взвесили, оказалось 3,8 кг.

Подходим к порогу

Сразу после поимки щуки, подошли к порогу. Перед порогом, в русле торчат здоровенные валуны. Порог проходится просто, но мы выходили просмотреть - все таки первое стоящее препятствие. Через плес, прошли еще один короткий порог. Через полчаса подошли еще к одному шумному порогу. Место понравилось - сосновый бор, есть брусника - здесь и заночуем. На берегу нашли квартальный столбик 21/22/35/36. Плавный изгиб берега создает интересный акустический эффект - в узкой полосе, шириной два метра, шум порога невероятно усиливается, буквально давит на уши. Но стоит сделать два шага в сторону, как шум спадает до обычного фона. Этот эффект обнаружил, идя по берегу за брусникой. Вечером нажарили два котелка рыбы и предались обжорству.

Пляжи. Пороги. Мост

Утром, Саша на пороге ловит одного хариуса на 500 грамм, и все... Проходим порог, река поворачивает на северо-запад. Длинные плесы. По берегам большие песчано-галечные пляжи. В теплую погоду, прекрасные места для купания и загорания, но сейчас уже конец августа и достаточно прохладно.

Пороги

Через полтора часа хода, подошли к порогам. По правому берегу, каменная стена высотой 10-15 метров. Делаем часовую остановку для сбора брусники и чабреца. Пригрело солнышко, разморило. Пороги прошли за полчаса. Проходится не сложно, но много камней - в малую воду может потребоваться проводка. В конце порогов, на правом берегу, зимовье в плохом состоянии. Выходить не стали. Луговины скошены, стоят стожки сена. Видели и стан косарей: палатка, костер, примитивный стол и лавки. Дальше плесы чередуются с перекатами. К обеду прошли мост через Поливу. Здесь речку пересекает одиннадцатая лесовозная ветка. Зажатая высокими берегами, река неоднократно сносила деревянный мост. Ниже, в двух километрах, в реке торчит ряж предыдущего моста. Ряж рублен из толстых бревен и набит камнями. Какая нужна силища, чтобы протащить такую махину через глубокий плес два километра. Помимо крепких ряжей, мост держат толстые стальные тросы, привязанные к специальным якорям, врытым в землю. Все это ломается, рвется и уносится буйной весенней водой.

Перекат

На сегодня хватит, пора останавливаться - до Каты остался день пути. Для стоянки выбрали галечную косу между двумя перекатами. Противоположный, правый берег крутой. Делаем обед-ужин. Только перекусили, как началась гроза. Пережидаем непогоду в палатке. После сильного дождя, вода в реке заметно помутнела. Похоже, рыбы нам сегодня не видать - все попытки поймать хариуса на перекатах, не имели успеха.

За час до темноты, возле нашего лагеря появляются две лодки "резинки" - видимо только начали сплав от моста. В каждой лодке по мужичку, и по ружью. Мужики нам не понравились - пальцы веером, все из себя герои - смешно смотреть. Кое как отвязались от потенциальных соседей - мужики хотели остановиться у нашей стоянки. Пришлось намекнуть, что в тайге места много, нечего создавать толпу. Мужики отвалили дальше.

Всю ночь шел дождь. Проснулся от сырости и холода. Понял, что лежу в луже воды. Это дырявый тент пропускает воду... Нижняя часть спальника промокла насквозь, на коврике скопилась лужица воды. В полной темноте провожу работы по отводу воды. Саша мирно похрапывает - на его стороне значительно суше. Придется терпеть до утра - за бортом моросит дождик, и костер погас.

Зимовье. Пороги. Каменные столбы. Ката

Утром, неожиданно к нашему костру подошел рыбак. Приехал вчера с компанией собирать ягоду, а утром решил пробежаться с удочкой. Ничего не поймал, и весь промок, бегая по кустам. Оказывается, ниже по реке стоит зимовье - в нем ягодники и поселились. Эх, немного мы вчера не дотянули, спали бы в тепле...

В конце длинного прямого плеса, слева, впадает ручей. На высоком берегу, видно зимовье. Сквозь деревья просвечивает большой выруб леса. У воды стоит женщина. Поздоровались.

- Туристы, что ли... Путешествуете?
- Да-а, вроде того. Отдыхаем.
- Счастливого пути!
- Спасибо!

Каменная стена

От ручья река поворачивает круто вправо и скоро начинаются пороги. По правому берегу высокая скальная стена. В русле много камней, четких проходов нет. Пороги прошли за 40 минут. Река пересекает хребет, долина расширяется, пороги поутихли, но много мелководных перекатов. Тысячи лет река размывала скалы и натащила множество камней. Слева впадает мутный ручей - последствие недавнего дождя. В конце мелей - большой завал на берегу. Река делится на две протоки. Идем по правой, которая делится еще на две протоки. Сворачиваем в левую, более полноводную. В конце острова остановились порыбачить. Поймали несколько хариусов. На острове поели красной смородины.

Уклон реки

Полива пересекает хребет. Живописные места. В вечернем свете особенно красиво смотрелись каменные столбы. Причудливое творение природы: столбы, башни, фигуры людей, - все можно увидеть. Тянутся бесконечные каменистые перекаты. Заметен уклон реки - будто катишься по длинной пологой горке. После ручья слева, уже недалеко до Каты. Берега понижаются. Полива впадает в Кату длинным каменистым перекатом. Левый берег - галечная отмель, но останавливаться здесь сейчас неуютно - все продувается холодным ветром. Стоянку делаем на правом берегу Каты, напротив устья Поливы. Мужички с ружьями остановились метров сто ниже. Вечером наблюдаем довольно забавную картину: ружья за спиной, на поясе патронташи, на ногах болотники, в руках деревянные удочки - мужички собрались на рыбалку. Течение от Поливы доходит до нашего берега, здесь и будет рыбалка! Мы сидим у костра и с интересом наблюдаем за развитием событий. Рыбаки заходят в воду и забрасывают удочки. Долгое время ничего не происходит. Вдруг, один из рыбаков, тот что постарше, вытаскивает рыбку с палец длиной.

Устье Поливы

- О! Хариуса поймал! - восклицает старший.
- Где? Покажи! - кричит молодой.
- Да, я его уже отпустил - быстро отвечает старший.
- Ну зачем же ты его отпустил! - сокрушается молодой.
- ***** **!!! - нечленораздельно бурчит старший.

Мы просто со смеху покатываемся у костра. Недовольные рыбаки удаляются к своему костру.

Дневка на Кате (игра слов)

Утром, пока Саша еще спал, решил прогуляться со спиннингом. Вверх по Кате видна заманчивая сопка. Туда я и направился. Незаметно прошел пару километров, дошел до перекатов. Это место называется Косая Шивера. Под скалой, обнаружил следы стоянки рыбаков.

Ката
Сколько не закидывал блесну, рыбу так и не поймал. Пора возвращаться. На обратном пути встретил Сашу - он, не дождавшись меня, пошел навстречу. Днем занялись обустройством стоянки. Сходили пешком вниз по Кате. Наши соседи ушли. На берегу осталась куча сырой картошки, лук и бутылка из под водки. Вечером пошли на рыбалку вверх по Поливе. Поймал десяток хариусов. На перекате попробовал перейти речку в болотных сапогах. Не получилось - сносит сильным течением. Пока рыбачил, Саша по берегу набрал черной смородины - вкусный приварок. На обратном пути встретили трех рыбаков на резинках. Сплавлялись по Капаевой, теперь идут по Кате. К рыбалке подготовились серьезно - в одной из лодок лежит большая молочная фляга. Но с рыбой и у них не густо.

Заключение

На следующий день, спустились до моста через Кату. Примерно 1.5 часа неспешного хода. Весь день просидели на мосту, в ожидании попутного транспорта. Только к вечеру нас подобрала вахтовка, вывозящая рабочих из тайги. До города ехали примерно два часа.

Общее ходовое время составило примерно 17.5 часов. Шли медленно. Все расстояние на резиновой лодке можно пройти за 2-2.5 дня. На мелких перекатах очень пригодились болотные сапоги. Сапоги помогут и на рыбалке. Общее впечатление о рыбалке - мало рыбы. Общее впечатление о Поливе - приятная речка. Мошка появлялась после обеда, и исчезала с заходом солнца. Дрова по берегам в достаточном количестве, можно обойтись одним небольшим топором. Встретили довольно много людей - сказывается развитая сеть лесовозных дорог. Наиболее интересна и живописна, нижняя часть Поливы.