16 января 2013
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2004
Автор - Вячеслав Зайцев (Санкт-Петербург)

Оригинал отчета размещен на сайте "http://losevo.spb.ru" rel="nofollow"

Участники похода:
Сергей Аверьяненков
Вадим Миронов
Вячеслав Зайцев
Вадим Иевлев
Екатерина Вигелиус

Читая дома то, что написано в конце каждого дня путешествия, оцениваешь все уже по-другому. Кажется все по силам, все не так тяжело.
Хочу сказать несколько слов, перед тем как вы прочтете то, что написано ниже. Свежие записи в тот день, который только что прожил, этим и ценны. Они передают эмоции того момента, в котором ты некоторое время назад принимал активное участие. Позднее взгляд на события меняется. Меняется собственное отношение к пройденным километрам, ситуациям, ощущениям и действиям. Сейчас я бы описывал это по другому, но я ничего не буду менять в своих записях, они несут переживания только что пройденного пути.

Сегодня, это завтра,
По поводу, которого
Мы так волновались вчера…
Карлос Мартинес Васкес

Не знаю, выйдет ли из моей затеи толк. Давно в походах имел желание писать, но всегда становилось лениво каждый день записывать мысли, эмоции, чувства. А если вовремя не записал, на следующий день другие впечатления накладываются и захлестывают предыдущие, трансформируя переживания прошедшего дня. Сейчас я попробую описывать каждый прожитый день. Сложное, непростое путешествие. Назвать данную поездку походом, я думаю, неправильно. Поход - это что-то короткое, не требующее сложной и длительной подготовки. Когда уезжаешь за четыре тысячи километров, используя при этом все виды транспорта, когда сам маршрут протяженностью больше пятисот километров, когда зимой тренируешься, чтобы быть в нужной физической и технической форме, то это путешествие, далеко, надолго и сложно. И не поделиться с другими людьми своими ощущениями было бы неправильно, хотя это просто мысли, записанные после прожитого дня, может кому-нибудь это будет интересно.
С чего все началось? Для меня это путешествие началось не тогда, когда я осенью услышал, что ребята идут на плато Путорана. Оно началось тогда, когда моя команда, с которой я ходил много лет перестала ( как всегда бывает, по разным причинам) ходить в походы. Передо мной встал выбор, что делать дальше. Я решил сделать то, о чем мечтал многие годы: выйти на более высокий уровень путешествий, технического мастерства и расширить круг своего общения.
Перейдем непосредственно к нашему путешествию. Естественно, без предстартовых проблем не обошлось. Примерно за неделю до похода мы узнали, что один из наших участников - Денис Алимов категорически не сможет поехать, конечно, это сильный выстрел по-нашему путешествию. Собравшись, народ решил все равно идти, поменяв третий катамаран на каяк в лице Сергея Аверьяненкова!!! Это было очень смелое решение. Впервые на такой маршрут заносился полиэтиленовый каяк, это будет первое прохождение реки Оран на каяке, кроме того две пешки 30 и 70 километров с набором высоты в километр. И все это с раскладкой в 470 и 430 грамм на человека в день...
Перепаковали продукты на пять человек.
Стартуем в понедельник 12 июля. Во второй половине дня заезжаем к Денису, поздравляем с днем рождения. Общаемся со знакомым народом и разъезжаемся, чтобы встретиться на Московском вокзале. Поезд Санкт-Петербург - Москва, отходящий в 0.45.

Как всегда, по наглому, загружаем семь упаковок на пятерых плюс каяк, пронося его мимо потерявшей речь проводницы. Правда, потом пришлось заплатить за багаж 200 рублей. И просыпаемся утром в Москве. Посовещавшись, решаем ехать до аэропорта "Домодедово" на электричке. За две ходки переправляем вещи на метро к Павелецкому вокзалу, в том числе и каяк ( 2.65 метра ). Его пронесли через турникет, сказав, что уже в метро возили без проблем. Сразу оговорюсь, на обратном пути нас в метро с каяком не пустили, и пришлось ехать на троллейбусе. В метро повезло, народу было очень мало, а ехать нужно три остановки без пересадки. Дальше за полтора часика доехали на электричке до аэропорта и за три часа перепаковались. Для проноса вещей в самолет. Стали ждать вылета, до которого оставалось часов пять. На этом халява с заброской кончилась, и начались приключения…
Без перевеса багажа, конечно не обойтись. В авиакомпании "Сибирь" нам сказали, что в Норильск разрешенный вес багажа 30 килограмм, в отличии от 20 на всех других рейсах. Мы сделали пять рюкзаков по 30 килограмм, оставив каяк как негабаритный груз и две гермы кило по 26, а в ручную кладь взяли всю фото-видеоаппаратуру, всю колбасу с тушенкой, кучу шмоток и весла ( наивные ). Регистрация началась часа за полтора-два до вылета и тут началась беготня. Взвесили багаж, пошли платить за перевес и отдельно сдавать каяк как не- габаритный груз. Выясняется, на грузовом талоне у каяка стоит 0 килограмм!! Приемщик говорит, идите, перевешивайте. Перевесили - сдали. Дальше при оплате лишнего веса говорят, бесплатно разрешено не 30, а 20 килограмм. Ругаемся, ищем представителя компании "Сибирь," с которым разговаривали днем, он сменился. В это же время к нам подходят и говорят, что же весла не сдаете, в ручную кладь их не пропустят, хотите оставить здесь? Побежали взвешивать и сдавать весла, до вылета 40 минут, посадка в самолет заканчивается за 20 минут. Доказать правоту не удалось, за багаж заплатили как за 20 бесплатного, но сэкономили на каяке, как весившим 0 килограмм. Влетаем за пять минут в зону личного досмотра и нас начинают шмонать, потому что мы звеним. Короче, пробегаем по коридору к автобусу на летное поле, слышим свои фамилии, что нас ждут в самолете и сейчас улетают. Взмыленные как кони садимся в самолет с кучей мешков в руках…
Рейс показался на удивление недолгим и легко прошедшим. В аэропорту Норильска едем, не найдя машины, с пересадкой, на двух автобусах до моста через реку Норилка.
А теперь первые впечатления от Норильска - это тяжелый для дыхания воздух. Возможно сказывается жара, но когда поехали в город, до Норильска 46 километров, то в одном из поселков по пути в нос ударил резкий запах кислоты, как при зарядке множества аккумуляторных батарей. Как здесь люди живут? Непонятно, дышать совершенно нечем. С пересадкой добрались до моста через Норилку, у которого нам надо искать катер для заброски на озеро Лама. Пункт старта нашего путешествия. Два Вадима поехали получать разрешение на посещение заповедника, через который проходит часть нашего маршрута. Оставшиеся начали искать катер для заброски. Обойдя причал поняли, что с катерами не очень хорошо, но в конце концов нашли человека, с которым переписывались в Питере. Он сказал, что катер будет только завтра утром, по цене договорились на 13 тысяч, что нас не очень устраивало ни по цене, ни по времени, и Серега отправился на дальнейшие поиски. Удача улыбнулась нам, он нашел отличную быстроходную посудину за 10 тысяч. По приезде Вадимов из города с ветерком довезла нас до конца озера Лама за 3.5 часа.

Мы в начальной точке, нас окружают горы километровой высоты (хотя они не кажутся большими), на которую нам надо подняться. Катер отчалил. Мы остались одни, интересное чувство. Незнакомый пейзаж, завтра идем в затерянный мир. Натура для романа Конан Дойля. Чувство неведомого уже поселилось в нас, хотя мы себя еще не чувствуем оторванными от мира. Кстати примерно в километре от нас стоят лагерем несколько человек которые, как нам потом объяснили, из этого места пытаются улучшить энергетику мира, такие здесь непростые места. Все ушли спать, я начал писать эти записки, не знаю, будет ли кому-нибудь это интересно, но изнутри что-то просится наружу. Сижу на камне в 4000 километрах от дома. Впереди неизвестное и очень интересное.

15 июля. Четверг. Первый день пешки
Начался обложным дождем. Проснулись, выглянули из палатки. Окрестные горы, которые окружают озеро Лама, затянуты пеленой дождя. Торчат только деревья у подножия, кажется, что вокруг озера просто лес, а выше дождевые облака. Решили полчасика подождать, не помогло. Вылезли, поставили тент. Не сразу, из мокрого плавника, развели костер. Позавтракали, начали собираться. Серега уложил вещи и часть общественной снаряги в каяк и рюкзак, тем самым обрек себя на две ходки!!! "Гвозди бы делать из этих людей." Первые сборы всегда удлиненные, первое укладывание рюкзака обычно потом чуть-чуть корректируется для оптимального расположения вещей. Вышли в полдвенадцатого. Начались трудовые будни. Я не знаю вес наших рюкзаков, но при влажном воздухе и дожде явно 55 - 60 килограмм, а у Вадима Большого ( Ивлева ) все 70 с хвостом, он несет часть Катиных вещей. Никто из нас такие рюкзаки не носил, но встали и пошли. По началу режим переходов был такой: 15 - 20 минут идем, тяжело и трудно, но реально. Не скажу чтоб глаза на лоб, но рогом упираешься конкретно. Идем вдоль реки по крупной гальке или мелкому булыжнику. Иногда пересекаем полосы леса, что гораздо труднее, потому что рюкзаки цепляются за ветки, и ты тратишь дополнительную энергию на продирание сквозь заросли. Серега пашет как трактор. Несет с нами свой рюкзак, потом когда мы отдыхаем, возвращается на предыдущее место отдыха, цепляет на себя каяк с рюкзачной подвеской и подносит к нам. Еще интересный момент, идя по гальке, периодически приходится переходить рукава и разливы реки, я до нашей поездки не верил, что люди в отличных трекинговых ботинках будут переходить будут переходить в брод, не снимая их, а потом не выливая из них воду продолжать идти. Как показала первая переправа, такие мелочи к этому времени тебя уже совершенно не волнуют. Плюс надо отдать должное отличной обуви, в ней не натираешь ноги даже в мокрых носках и по камням идешь как по ровному месту. В начале четвертого встали на обед. Состоящий из столовой ложки отличного самодельного сублимированного мяса (спасибо Денису Алимову), разведенной в кружке с кипятком солью и приправой, отличный бульон, двух хлебных сухариков, кусочка твердой колбасы и пакетика орехов с сухофруктами, да чай с сахаром. Всем показалось достаточно, наелись. После обеда навалилась усталость, переходы стали укорачиваться, а отдых удлиняться. К концу дня рюкзаки закидывались на плечи с огромными усилиями. Ноги хуже слушались. До намеченной точки не дошли километра три, пройдя за день около 10 километров. Часов в десять встали на ночлег, на берегу реки Бучерама, около стрелки с Геологической. С удовольствием поужинали, выпили по 50 грамм за первый день. Обнаружили на стоянке хорошо замаскированное гнездо кулика с птенцами, все засняли.
Забыл сказать про первое применение GPS. Когда проходили участки леса, мы оставляли каяк Сереги, засекали точку, шли с рюкзаками переход, потом возвращались к каяку. В лесу без троп выйти на нужную точку очень мало реально.

16 июля. Пятница. Второй день пешки
Начался опять с дождика в восемь утра, но к счастью весьма не долгого. Позавтракали, собрались, конечно, быстрее чем вчера и вначале одиннадцатого вышли на тропу. Геологическая поднимается круче, чем Бучарама. Идем по разбоям реки, постоянно переходя рукава вброд, потому что по одному берегу не пройти. Ноги постоянно мокрые, броды встречаются по колено и выше, но поскольку идешь под очень тяжелым рюкзаком, вода в ботинках быстро становится теплой. Ноги не стынут, и странное дело, не натираются. Погода очень влажная. Рюкзак намок, палатка очень мокрая, в общем вес увеличен. Плюс ботинки и так весят больше килограмма каждый, а в мокром виде еще тяжелее. Время одного перехода 20 минут в конце перехода вес рюкзака "заставляет себя уважать". Местами, в каменных завалах и бревнах одному не пройти, требуется помощь, снимаешь рюкзак, помогаешь другим, потом помогают тебе. На одном из бродов я упал, мгновенно перевернулся лицом вниз, чтобы рюкзак не промочить, с большим трудом встав, дошел до берега, снял все вещи, отжался, обнаружил на левой руке здоровенную царапину и отсутствие часов "Orient". Видимо сорвало браслет, когда ударился рукой о камень. Решил, что это жертва духу плато Путорана. Думаю, часы его задобрят, и он милостиво к нам отнесется.
Весь день мы видели свежие следы одного человека на песке. Нам МЧСники на озере Лама сказали, что на плато пошел в одиночку какой-то человек. Вечером, перед последним переходом, к нам подошел небольшой человек с бородкой. Поздоровались. Это, конечно, оказался тот одиночка, про которого нам говорили. Он сам из Белоруссии, пообщавшись, выяснилось, на одной из стоянок на озере Лама он остался без карт. Мы дали ему несколько листов из нашего второго комплекта, которые соответствовали его маршруту. Обменялись адресами. Он очень удивился, посмотрев на наши трекинговые ботинки, сказав, что обувь у нас не для таких походов, чем вызвал наше встречное удивление своими резиновыми сапогами, которые совершенно не предназначены для хождения по камням.
В общем, день удался, устали меньше чем вчера, хотя сегодняшний отрезок пути был сложнее. А вода в реке чудесного зелено-голубого цвета и очень вкусная.

17 июля. Суббота. Третий день пешки
Просыпаться сегодня в восемь часов оказалось уже намного легче, чем в предыдущие дни. Видимо организм уже перестроился на четырех часовую разницу. Вчера встали на ночлег на полочке, находящейся метрах в восьми выше реки, среди мха и берез. Недалеко от притока, на котором есть три 8 - 10 метровых водопада. Сегодня вышли на маршрут еще раньше в десять часов. Прошли по полочке до притока, спустились в низ, отсняли водопады. Пошли дальше по разбоям реки, часто переходя вброд. Уклон еще вырос, но река поднимается достаточно равномерно. Идти не очень сложно. До обеда прошли километров 5 - 6. Встали на обед, перекусили, пройти по сегодняшнему плану осталось километра полтора - два, но уклон реки резко возрос, камни выросли в размерах до полуметра, идти стало весьма не просто, но не предельно. За пару ходок дошли до притока, по правому берегу которого идет гребень поросший кустарником, деревьев уже нет. По гребню мы решили подняться до конца кустарника, чтобы завтра осталось меньше подъема и были еще дрова. Поднявшись от притока, мы оказались на высоте метров 40 - 50, чтобы сготовить ужин и завтра завтрак я взял рюкзак, герму, сходил за водой вниз и поднялся опять на гребень, казалось бы, что такое гребень 40-50 метров высотой, но после дня пешки под тяжелым рюкзаком надо себя заставлять спуститься за водой. Легких путей мы не ищем. По набору высоты после обеда поднялись на столько же, на сколько за все предыдущее время. Сейчас сидим где-то метрах на 550 над уровнем моря. Завтра у нас резкий взлет на 400 метров.
Теперь маленькое отступление из мыслей, приходящих в голову. В таких сложных путешествиях задумываешься о том, что не приходит в голову дома. Я периодически контролирую свой организм. Как чувствуют себя мышцы, позвоночник, сердце, живот и т. д.? Нет ли отклонений от нормальных ощущений? Потому что здоровье это необходимое условие успешного путешествия и следить за всеми системами организма абсолютная необходимость. Далее, идя по камням, при каждом шаге контролируешь голеностоп, коленный сустав. Может, думаете, я преувеличиваю или как-то болезненно отношусь к своему здоровью? Ничуть, я просто в таких условиях все делаю ответственно, это залог успешного путешествия, а действия эти происходят автоматически.
При переходе одного из бродов была интересная кадр, который, к сожалению, никто не снял. Серега помогал Кате перейти глубокие места брода и на середине реки у нее развязался шнурок, стоит она на камне, а Серега по колено в воде, оба с рюкзаками, и он завязывает ей ботинок. Такая сюрреалистическая сцена…

18 июля. Воскресенье. Четвертый день пешки
Маньяки. Только маньяки прокладывают такие маршруты путешествий и штурмуют их. Впечатлений и эмоций столько, что боюсь что-нибудь забыть рассказать. За день нам надо было подняться на 400 метров, одновременно траверсируя склон на 1.5 - 2 километра и после, поднявшись на край плато, еще пройти пару километров, с небольшим подъемом, до озера, из которого вытекает первый приток Геологической. Исток Геологической представляет собой каньон из полок и осыпей примерно от 30 до 60 градусов (на глаз). Осыпи состоят из камней неправильной формы, с острыми углами размерами от 0.2 до 1.5 метра.
Утром располовинили рюкзаки, потому что решили подниматься в две ходки. За одну подняться с такими весами совершенно нереально. Вышли из лагеря около десяти часов. Первая осыпь состояла из камней около 0.3 метра и была самая крутая на нашем пути, около 45 градусов. Из-за того что все камни острые они "дышат", но под ногами ползут очень не много цепляясь друг за друга. Режим подъема: 5 - 7 минут идем, 7 - 10 отдыхаем. На каждом отдыхе смотришь на противоположную стену каньона, на сколько мы поднялись. Как ни странно, каждый раз это было довольно заметно по высоте. Дальше пошли крупноглыбовые осыпи, камни в которых, почти не едут, но местами многие "дышат". Каждый шаг, сначала пробуешь камень, потом переносишь на него вес. Все равно, иногда, крупный камень смещается только после того как на него наступил, тогда теряется равновесие, и ты либо упираешься веслом, которые мы несли в руках, либо восстанавливаешь равновесие движением корпуса, половинный вес рюкзака позволяет более-менее контролировать его телом. Труднее всего приходилось Сереге, он в первую ходку нес каяк, помимо того, что его вес меньше любого из нас, каяк за счет своей длины имеет парусность, и порывы ветра очень затрудняют подъем, сбивая равновесие, а если еще в этот момент камень под ногой едет…
Не знаю, как он удержался. По мере подъема Геологическая кажется маленькой пенной ленточкой. Тут начинаешь понимать масштабы мира. Вчера ты был в низу, и поднимался среди больших камней и высоких берегов, сегодня река в низу смотрится маленькой и игрушечной, а противоположная стена каньона "приблизилась" к тебе и не кажется бесконечной. За три часа мы поднялись наверх, и час еще шли до озера. Оставили вещи, взяли пустые рюкзаки и за полтора часа спустились к лагерю на обед. Спуск не показался очень утомительным, потому что можно было прыгать с камня на камень, а если он "пошел", без рюкзака не сложно восстановить равновесие.
Но! Я опять возвращаюсь к обуви, потому что это оказалось очень важным, условно 40%, успеха нашего восхождения это ботинки. Во первых за четыре дня хождения в мокрых ботинках никто! не натер ноги, только чуть-чуть намяты пальцы, что естественно при постоянной ходьбе с большим весом. Во-вторых, подошва "вибрам" позволяет наступать на любой острый камень, совершенно не чувствуя, что ты стоишь на ребре или пике, при этом очень устойчиво, т. к. ботинки держат голеностоп, соответственно, ставишь ногу не думая какой формы под ней поверхность. Надо сказать, это создает большой комфорт при ходьбе.
Не экономьте на снаряжении!!! Это залог успеха ваших путешествий и большее количество положительных эмоций и меньшее отрицательных.
Поднявшись на плато, перед тобой открывается прямой горизонт поверхности, не поросшей никакой, кроме травы, цветов и мха, растительностью. Под ногами каньон со срывающимися водопадами притоков реки. Космическое зрелище.
Теперь еще о трудностях. На футболки одеты ветровки, да еще с капюшоном на голове, иначе комары съедят живьем. Репелленты не помогают, так как быстро смываются потом. В ветровке потеешь еще больше, тело совсем не дышит. В течение всего дня пот льет не переставая, удивляюсь как мы не схватили тепловой удар. Килограммов было сброшено немало.
Рабочий день был закончен в начале одиннадцатого. С двухчасовым перерывом мы на обед мы пахали одиннадцать часов. К вечеру вымотались, тело ломило и было плохо от нагрузок, но за ужином все пришли к выводу, что восхождение было далеко не запредельным и больше положительных эмоций, чем отрицательных.
Забавно видеть полярный день и незаходящее солнце. Теперь мы наверху и кроме пары холмов ничего не мешает ровному пейзажу.
Сегодняшний ужин готовим на газе, поставив примус в палатку, дует как в аэродинамической трубе. Это и хорошо комаров почти нет, всех сдуло.
Двенадцатый час ночи - яркое солнце.

19 июля. Понедельник. Пятый заключительный день пешки
Серега и Вадим после завтрака и сборов пошли снимать каньон Геологической. Мы с Вадимом Большим, подождав полчаса, решили занести Серегин каяк к седловине между двух холмов, разделяющей два озера, то на котором мы стоим, стекающим первым притоком в Геологическую и то которое стекает в Хонна-макит, вода в озерах красивейшего насыщенного изумрудного цвета. Ветер с утра дул еще сильнее, чем вечером и мы, неся каяк, подумали что Серегу с ним унесло бы. Потом вернулись, взяли рюкзаки и пошли через седловину с полной выкладкой. На подъем было трудновато, но когда перешли гребень и стали спускаться к другому озеру, то особых проблем с переходами не было. Приток Хонна-макита, вытекающий из второго озера напоминает, скорей, каменную реку, вода течет внизу нагромождений камней. От небольших, до валунов в 1.5 - 2 метра. Решили идти по камням, вокруг травяной покров подтаявшей вечной мерзлоты и ноги на нем проваливаются по щиколотку в месиво из глины и песка. Не торопясь, часам к семи дошли до Хонамакита. Разбили лагерь, не очень комфортно ставить палатки на подтаявшей мерзлоте. Начали неторопливо стапель, потом Вадим с Серегой пошли ловить рыбу.
Вадим к всеобщей радости и удивлению принес двух, небольших хариусов, посолили на завтрак. Первая рыба началась с самых верховьев.

20 июля. Вторник. Первый день на воде
Вчера отстапелившись мы, конечно, видели сплошные камни и что придется проводить, но совершенно не представляли, сколько и как долго. В верховьях река представляет собой нагромождение больших и малых камней, через которые течет вода. Первые часа три мы занимались даже не проводкой, а переносом катамаранов через камни. Причем Вадим Большой с Катей сняли вещи с ката, они были в рюкзаках, по берегу их заносили, потом несли кат. Пешка продолжалась, но на воде. Я с Вадимом кат не разгружали, тащили через камни как есть. Потом начали появляться небольшие участки воды, по которым можно было плыть. Так продолжалось до обеда. Катя решила, пока кипятится вода, покидать спиннинг и поймала, впервые в жизни, двух хороших хариусов. После обеда мы продолжали водно-пешее движение, только плесы, на которых можно плыть, начали преобладать. Как только встречаешь перекат, вылезаешь и идешь пешком. Вдохновленные хариусами, мы еще несколько раз останавливались для ловли рыбы, Катя поймала еще трех, но больше никто ничего не поймал. Пешее движение и рыбная ловля нас очень задержали, пришлось к вечеру упереться и пройти довольно приличное расстояние, чтобы не нарушать график движения. На стоянку встали в начале одиннадцатого из хариусов сделали рыбу хе и употребили под водочку. День закончился очень удачно и в хорошем настроении. Причем все падение прошли пешком. Все! Стоило забираться в гору, чтобы потом так же с нее спускаться?..

21 июля. Среда. Второй день сплава по Хонна-макиту
Водички чуть добавилось. Мы уже занимаемся не перетаскиванием, а проводкой катов, что конечно легче делать. Нам надо спешить, за сегодня должны пройти расстояние раза в полтора больше, чем вчера. Во-первых, собираемся обедать в зоне леса, во-вторых, к вечеру планируем дойти до первого водопада и сделать завтра на нем дневку с баней. Дать организму отдохнуть от постоянных нагрузок. До обеда плыли по тундре, вокруг холмы, покрытые только травой и не одного деревца или кустика. Какое же было радостное чувство, когда в третьем часу появились сначала кустики, а потом и лиственницы. Мы прошли еще немного и встали на обед. Живой огонь - это тепло греющее душу. С большим удовольствием сидели у костра, хотя обходились без него всего чуть больше двух суток. До обеда мы выбрали еще 150 метров по высоте. Была пара интересных проводок. Одна из них горка высотой метров 5 и уклоном 45 градусов. Воды достаточно много, стоять очень трудно, но на судне не возможно. Вся она состоит из камней 0.5 - 0.7 метра, по которым и между которых течет вода, а ты на этом полуводопаде с камня на камень тащишь катамаран. Мне понравилось, но понравилось бы еще больше, если воды налить на полметра выше. После обеда дела на реке пошли лучше, воды добавилось еще и мы проводили суда всего раза 4 - 5. На второй половине реки достаточно интересные пороги, но по малой воде они нечего из себя не представляют, поэтому спортивного удовольствия не получили. Зато получили удовольствие от окружающего пейзажа. Светит солнце, через небольшие облака, тени которых ложатся на ближайшие горы красивым рисунком. В течение одного дня, у тебя на глазах, поднимаются горы, поскольку спускаешься вниз достаточно быстро. Лес поднимается по склонам выше и выше. В конце дня уже не верится, что ты был там, наверху, на километровой высоте.
Серега всю дорогу листы карты везет перед собой на юбке каяка и осуществляет навигацию. Меняется рельеф гор, появляются вертикальные стенки сложенные из огромных прямоугольных валунов. За 2 - 3 километра до водопада начинаем идти очень осторожно. Наконец Серега, идущий первым, внимательно просматривая каждый поворот, останавливается и говорит, что он не видит, что за поворотом. Причаливаем, смотрим - это водопад. Перед водопадом метрах в 80 хорошая суводь, аккуратно, по одному перечаливаемся. План очередного дня выполнен. На воде были с 11.30 до 22.15 с перерывом на обед. Долго идем только из-за малого уровня воды, если бы чуть-чуть по выше, то Хона-макит проходится без малейшей напряженки по времени. У водопада отличная стоянка. Ровная полянка с лиственницами, прошлогодние иголки на песке. После ужина пробовали ловить рыбу, но не клюет. Неожиданно встретили одиночку, с которым разговаривали на Геологической оказывается, после чалки перед водопадом, он упустил в него свой надувной каяк, и бросившись за ним бегом догнал только у впадения Хона-макита в реку Аян, это километрах в трех - четырех от водопада. Когда идешь один, никаких подобных вещей не должно быть, это безответственность, ставящая твою жизнь под угрозу. На маршруте и так достаточно случайностей создающих, проблемы, а когда еще и сам их создаешь, то конец маршрута можешь не увидеть.

22 июля. Четверг. Дневка
Первую половину дня народ разбрелся кто куда. Фотографировать, снимать видео, ловить рыбу, просто погулять. К обеду собрались, обнаружили, что кроме фотовидеоматерриалов у нас еще семнадцать хариусов, весьма немалого размера. На обед мы пожарили по два хвоста на душу населения и с удовольствием приступили к трапезе. После обеда начали делать баню.
Камней в избытке, топляка в качестве дров тоже. Под вечер, когда протопку каменки уже заканчивали, нас посетили гости. Несколько человек, ими оказались москвичи с двумя местными МЧСниками, пришли посмотреть на Хона-макитские водопады. Стоят они на стрелке Хона-макита и Аяна на двух катамаранах четверках. Забрасывались на озеро Аян вертолетом и выброска тоже будет вертолетом, в общем пляжный поход, половить рыбку. Ну, у каждого свои цели и задачи. Познакомились, поговорили о маршрутах и на около походные темы, мы угостили их чайком, они нас конфетами, покосились на нашу "спортивную" раскладку. Как говорится, встреча прошла в теплой дружественной обстановке. К десяти вечера вытащили угли из топки. Не без труда, поставили тент для бани, хорошо ветер стих, у тента большая парусность. Поставили. Заложили, кучей камней. Тент из силикона, воздух не пропускает, камни прогрелись очень хорошо, температура была не хуже чем в городе. От пара уши в трубочку сворачивались, по ногам не дует, это одна из лучших туристских бань на моей памяти. После баньки заложили в коптильню оставшийся крупнячок хариусов, и через минуточек сорок под пюре с лучком и разведенный спирт все это употребили. Дневка удалась на все сто. Лично скажу, напряжение предыдущих дней снялось только после бани. Баня это релакс и необходимость в таких путешествиях.

23 июля. Пятница
Заканчиваем сплав по Хонна-макиту и поднимаемся вверх по реке Аян до озера Аян. Утро началось с того, что носили вещи и каты за второй водопад Хонна-макита, спуская их в каньон, который идет от первого водопада до впадения Хонамакита в реку Аян. Это заняло довольно много времени, расстояние около километра, пронести по лесу вещи и располовиненные каты, это не так быстро. Собрались, пошли по каньону Хонамакита. Не просто описать изумрудную, совершенно прозрачную воду, в которой под тобой проплывают подводные острова; стенки, как будто сложенные из граненых колонн поднимаются со дна на высоту 30 - 50 метров, а ширина реки, при этом, метров 15. Очень много гротов, промытых на разной высоте. Периодически ручейки падают водопадами. Повороты. Сливы. Плывешь почти как в пещере. Каньон доставил очень большое удовольствие. Обедали на слиянии Хонамакита с рекой Аян.
Дальше пошло все не очень просто. Река Аян, оказалась достаточно быстротекущей. Настолько, что подняться вверх на гребле, не могло быть и речи. Начали проводку вверх по течению корабликом. Требуемый угол катамарана по отношению к течению, чтобы он не сильно отходил от берега и наоборот не тыкался в него, был найден не сразу, но опытным путем все решилось. Провели сначала где-то с километр, потом река расширилась и замедлилась, можно идти на веслах, но только под берегом, на середине сносит. Ветер в спину стал немного помогать. Я с Вадимом на своем кате поставили спальный коврик вместо паруса. Через некоторое время река еще расширилась и мы спокойно дошли до места, где выпадая из озера Аян, река длится на несколько очень мелких рукавов с достаточно быстрым течением. Вот тут-то мы стали работать как волы. Местами проталкивая вверх по камням, местами проводя по берегу, местами делая очень напряженный траверс с косы на косу, потому что по берегу дальше не пройти, а течение такое быстрое, что еле успеваешь в конец косы на которую делаешь траверс. Вода в Аяне резко холоднее, чем в Хонна-маките. Мы в ботинках, т. к. в сплавной обуви по камням ходить плохо. Ноги стынут, такая проводка очень изматывает. Упершись, все-таки дошли до озера Аян, Завтра начнем путешествие по длиннющему озеру.
Пальцы огрубели от воды и ветра и разбухли, ручка в руке держится с трудом. Из аптеки пользуются большим спросом только мази и крема. Смягчающие, разогревающие, рассасывающие, заживляющие, обезболивающие: обычные, небольшие спортивные травмы.

24 июля. Суббота. Плывем по озеру Аян
Первую половину дня дул встречный, периодически затухающий ветер. До обеда вкалывали, упираясь против ветра. После обеда подул почти попутный, но тоже переменный ветер и мы очень бодренько прошли вторую половину сегодняшней нормы. Озеро Аян находится на высоте 450 метров. Очень длинное, (примерно 80 километров), узкое 1 - 1.5 километра. Окружают его живописные, некрутые горы, поднимающиеся на высоту до километра. Красивое заповедное место.

25 июля. Воскресенье
Уром решили, что оставшиеся 17 километров по озеру Аян, пройдем в одну ходку, до обеда. Сначала ветра не было, а во второй половине пути, подул попутный и мы долетели до устья реки Амнундакта, конечной точки маршрута по озеру, за 3.5 часа. Обедали уже на месте антистапеля, перед второй пешкой. Серега с Вадимом Большим пошли смотреть водопад на Амнундакте, в двух километрах от берега. А я с Вадимом пошли на дельту Амнундакты смотреть, где можно половить рыбу. Удача нам улыбнулась, Вадим на косе Амнундакты поймал первого гольца. Почистили, я сделал филе, а из филе рыбу хе, которая за ужином прошла на "ура". Вернулись Вадим с Серегой, сказали, что в водопаде воды мало, интереса для сплава не представляет. Зато пешка по Амнундакте вверх предстоит суровая. Комаров туча. Идти по лесу очень трудно. Троп нет. Завтра дневка, набираемся сил для второй, наиболее сложной части путешествия.

26 июля. Понедельник. Дневка
Весь день решили жить на рыбе, экономя раскладку для н. з. С утра я встал, накоптил хариусов, очень крупных. Мы ими позавтракали, запив чаем с шоколадом. Потом все разбрелись по разным делам. Опять строим баню, ловим рыбу, фотосъемка, учет оставшихся продуктов. Я постоянно колочусь на кухне: засолил пару сигов, закоптил на обед хариусов, засолил икру из сигов, сделал филе из пары гольцов, (нежнейшее мясо, красивого оранжевого цвета), засыпал их специями для обеденного шашлыка. Из голов, хребтов и хвостов сварил уху. Тут обеденное время подошло. На обед " рюмка" водки и все выше перечисленное. Немножко оттянулись кулинарно. После обеда легкий отдых, разборка катов, установка бани. Поскольку в этот раз топили ее дольше, то сначала получилась сауна, поддавать не надо, воздух не влажный и жарко. Попарились, помылись, искупались в холодном Аяне. Стоянка у нас на песчаной косе - пляж, да еще и солнышко выглянуло, на фоне гор озера Аян. Чудесное настроение. Скоро ужин, завтра пешка.

27 июля. Вторник. Первый день второй пешки
Как все считают, основной. Причин на это много. Вторая пешка, как минимум , в два раза длиннее первой, на нее заложено семь дней. Начинается она лесной зоной, как написано в одном из отчетов, идешь по парковому лесу. Выглядит это так: достаточно редкие, между которыми можно легко пройти, лиственницы, не очень высокие, метра 4 - 5, под ними или мох на камнях, или кочки, как на болоте, небольшие и высокие. Когда идешь по мху, нога пружинит, уходя вниз сантиметров на десять, тебе ее надо выше поднимать чтобы переставить, а когда идешь по кочкам, на кочку наступил, она поехала набекрень и нога соскальзывает в ямки между кочками, хорошо ботинки держат голеностоп, без них получить травму элементарно. Следующим фактором, осложняющим путь, был, начиная с первых шагов, постоянный подъем в гору. За день поднялись не очень на много, метров на 150, но с полным весом рюкзаков и по лесу хватило. Наконец, осложняло пешку еще и то, что мы уже не свежие, из дома, а почти две недели на плато, каждый день, проведенный здесь, кроме конечно, дневок требует от тебя напряжения физических и душевных сил. Но в бой.
Позавтракали, закоптили на обед хариусов, а на ужин взяли сырых сигов. И в 11.10 вышли на старт. Режим переходов был такой: 13 минут идем, 10 - 15 отдыхаем, потом помогаем друг другу встать с рюкзаками, подняться одному большая проблема, и в следующий переход. Шли до полтретьего, на обед остановились у ручейка. Их в Амнундакту впадает не так много. Полтора часа отдохнули и снова в путь. Идем в ветровках, потому что с комарами в лесу все в порядке. Пот льет не переставая, благо погода хорошая, светит солнце. После обеда начала сказываться усталость. Темп ходьбы становится все медленнее и медленнее. Тяжелее всех Сереге, он сейчас идет в одну ходку, таща за собой каяк на веревке, мох позволяет. Но и сил тратится больше, на отдыхе лежит как мертвый, но тащит. Под конец дня поняли, что до притока Амнундакты, по которому мы наметили подниматься на плато, не дойдем. Стали искать ручей на котором, можно встать на ночь, а они, как назло, исчезли. В начале девятого, уже совсем никакие, шаг вперед, два шага в сторону, наконец обнаружили, обозначенный на карте ручей. Упали, отлежались, сделали костер, чаек, выпили водочки под соленого сижка, на ужин пожарили сигов, которых несли весь день, поели и жизнь снова стала хороша. Завтра подъем пойдет круче. Выйдем из зоны леса. Переходим на примус.
Да, чуть не забыл, за день прошли восемь километров.

28 июля. Среда. Второй день второй пешки
Собрались быстро, вышли в 9.50. Опять кочки, мох, болотины. Через 13 минут перехода просто никакой. Падаешь и лежишь, но все-таки по ощущениям, скажу, вторая пешка почему-то идет лучше, чем первая. Организм втянулся в ритм переходов, конечно труднее, тащишь, тяжело, но не кажется, что все - край, просто думаешь, что на пределе, но можешь. С тобой идут такие же ребята, которые тащат столько, сколько могут. В этот раз у нас не каждый несет свое и все одинаково, а каждый несет столько, сколько может, при этом все идут достаточно ровно. До половины первого сделали семь ходок, идти очень трудно, душно, печет солнце, жрут комары, пот льет ручьем, настолько, что непромокаемая ветровка одеваемая от комаров, по швам стала белой от пота. Наконец вышли, как планировали к притоку Амнундакты, по которому будем подниматься. Вздохнули с облегчением, дальше пойдем по камням. Ноги не проваливаются, скорость перехода выше, время, которое ты можешь идти, тоже увеличивается. При этом Серега по камням может идти только в две ходки. Режим стал другим, 15 минут ударно идем, ждем, пока Серега сделает вторую ходку с каяком. Пока шли по лесу я поймал себя на мысли, что запах багульника, плотный и пьяняще-дурманящий, который дома не нравится, сейчас очень приятен, а например, сырокопченая колбаса, которую дома с удовольствием ешь, сейчас запихиваешь в себя только по необходимости.
Приток Амнундакты был исключительно живописен. Скальные стенки, белый налет на камнях в русле, значительный уклон реки и мазками написанные на небе облака.
К ужину почти вышли из зоны леса, поднявшись при этом до высоты 820 метров. Встали на полке, напротив скальной стенки магматического происхождения, написанной в стиле легкого кубизма, с которой падал водопадом ручей. Это самая красивая стоянка за время путешествия. А теперь самое приятное, в течении дня выяснилось, что у Кати сегодня день рождения, ну соответственно ужин был праздничный - соленый сиг, соленый голец, пюре с лучком, жаренные грибочки и копченый бекон (неучтенка!), конечно в три раза увеличенная норма спирта. Все удалось, и ходовой день, и пейзаж, и праздник, полный восторг!
Начинаешь ловить себя на мысли, кстати не только я, что как только заканчивается пахота на маршруте, сразу наступает хорошее настроение и очень гармоничное восприятие мира. Тяжелая работа помогает вписывать собственное сознание в окружающую действительность и ощущать себя частью этой действительности. Мы начали говорить о том, что при вертолетной заброске не достигается гармония с окружающим миром.
- Пройдя маршрут, добавлю, если бы предложили пройти еще, но с вертолетной заброской, я отказался бы, несмотря на все трудности, сознание себя гармоничной частью окружающего мира дорогого стоит.

29 июля. Четверг. Третий день пешки
С утра мы поднялись по склону из ложбины притока и оказались в тундре. Из растительности только мох и карликовая береза, размером с кусты черники. Тундра почти подсохла, ноги не вязнут, идти не очень трудно по сравнению с двумя предыдущими днями. Местами чуть заболоченная почва, где снижение рельефа, а так постоянный, достаточно плавный, подъем в гору. К обеду были на высоте 1050 метров, резво поднявшись наверх. Рельеф начал меняться, тундра неожиданно стала заканчиваться. Только россыпи камней, то мелких, то крупных. По северным склонам попадаются небольшие снежники, дует весьма прохладный ветер. На ночлег остановились на высоте 1220 метров. Ощущается легкая нехватка кислорода. На севере его и так процентов на 10 меньше из-за скудной растительности, плюс высота. Бегать совсем не хочется, хочется только медленно ходить и дело не в усталости, просто дышится по другому. Поверхность достаточно ровная, лишь вдалеке две возвышенности. Одна из них Холокит 1550 метров, на взгляд совсем не высокая, но издалека выглядит как пирамида в Египте. Облака причудливой формы плывут совсем над головами. Чувствуешь себя небожителем. Поверхность до горизонта - чистый Марс. Кроме камня, с редкими мазками снега, ничего. Готовим опять на газе. На обед ставили палатку, чтобы ветер не мешал, хорошо современные палатки не требуют колышков и устанавливаются за две минуты. Приток, вдоль которого идем, к концу дня начал теряться в камнях. У вечерней стоянки вода еще в паре мест проблескивает. Завтра на обед возможно придется брать с собой воду. Перед последним переходом увидели вдалеке неизвестную конструкцию похожую на пепелац. Начали гадать, что это такое. На остановке ребята поставили на фотоаппараты телеобъективы, но и через них идентифицировать объект не получилось, у него половина передней части блестела, а остальное было темное. Высказывались предположения, что это упавший вертолет, ступень ракеты, и конечно НЛО. После ужина я, Вадим и Катя не выдержали, взяли фото и видеокамеры и пошли к объекту. Только приблизившись почти в плотную, мы поняли, что это разбитый вертолет МИ - 4. Со снятой кабиной и окончанием хвоста, лежащий на боку. С надписью на борту СССР и номером. Судя по отсутствию ржавчины на поверхностях гидроцилиндров, лежит он от силы год - два. Зрелище чуть жутковатое.

30 июля. Пятница. Четвертый день пешки
День начался с того, что я проспал. У меня будильник на часах, и я его не услышал. Ночью подзамерз и плохо спал, а под утро чуть пригрело и я выключился. Просыпаюсь смотрю на часы, 10.30. Кричу "народ подъем!", проспали. Быстренько поднялись, сготовили завтрак, собрались и вышли в 11.40. Приток Амнундакты практически кончился. Мы взяли азимут по карте и пошли по плоскогорью с небольшим подъемом. По сколько пройти надо было сегодня чуть больше обычного, и идти достаточно не сложно, мы сделали ходки по 20 минут. Под ногами ровная поверхность с редким мхом, иногда пересекающаяся, грядами камней. Половину дня мы закончили на высоте 1400 метров, с которой видны основные вершины плато Путорана, горы Котуйская, Камень, долины некоторых рек. В течении дня было интересно наблюдать как твоя тень движется вокруг тебя. С утра она была сзади и слева, потом переместилась под ноги, потом зашла справа, а под вечер опять оказалась сзади, но справа. За кончили ходовой день около десяти вечера. Да, за обедом заметили двух оленей, очень интересно видеть в этой каменной пустыне живых существ. Место очень необычное, горы здесь как холмики, возвышаются метро на 200 - 300. Долины рек падают каньонами снижаясь на сотни метров. К вечеру, вышли, как планировали, к истоку Амнундакты, которая делает поворот и пересекает наш прямой путь. Завтра дневка для радиального выхода на водопад 103 метра и гору Холокит.
Отдельно хочу сказать про комаров, когда шли по лесу их было достаточно, что не удивительно, но обедая на высоте 1400 метров, на голых камнях, на нас налетело как в хорошем болоте, такая туча. Откуда на голых камнях столько насекомых? Правда ветра почти не было и светило солнце, но откуда столько?

31 июля. Суббота. Радиалка
Поспали до девяти. Уже третий день ловлю себя на мысли, по утрам для подъема не надо делать больших усилий, как в предыдущие дни, встается без ломоты в теле и душе. На день было намечено два пункта, 103 метровый водопад на Амнундакте и восхождение на гору Холокит, одну из самых высоких вершин плато Путорана. Пошли по берегу Амнундакты. До 103 метрового водопада, на ней еще есть 32 метровый. Он первый на нашем пути. Мы его облазили, отсняли. Он состоит из двух, примерно одинаковых по высоте, ступеней. Стены идут отвесным амфитеатром из черных базальтов, прорезанных глубокими трещинами. Пошли дальше, через час с небольшим дошли до 103 метрового. Но чтобы подойти к нему вплотную надо спуститься с пары полок. Спуск проходит по очень крупным камням с уклоном градусов 80, полки не высокие метров 15 - 20, особых проблем не вызвали. Подходим к большому водопаду, на краю пропасти захватывает дух от пространства под ногами. Водопад тоже двухступенчатый, где-то 30 и 70 метров. Стены почти вертикальные, дальше каньон чуть расширяется и поворачивает. Зрелище огромных пространств камня, уходящего вниз и в даль поражает. Мы очень долго, с разных ракурсов, снимали все это великолепие, идя вдоль края и выбирая точки для съемки на разных уступах. Наконец закончили и пошли к Холокиту, поднимаясь по притоку Амнундакты. Остановились на обед, прихватив утром с собой продукты и примус. Пошли дальше, почти по прямой, на Холокит. Нам надо было подняться по высоте метров на 450 и по расстоянию километров 6.5. Часть подъема шла берегом притока, часть по плоскогорью, потом непосредственно на гору. Часа через полтора мы были на вершине Холокита. Честно признаюсь, я не большой любитель радиалок и восхождений, но когда перед твоим взором открывается почти все плато, изрезанное глубокими каньонами и вид на несколько гор, а головой почти упираешься в облака, это завораживает. Хочется долго сидеть на вершине и медитировать.
С организмом происходят интересные вещи, при раскладке в 470 - 430 грамм в день, мы не испытывали чувство острого голода. Даже некоторые, отказываются, кто от сахара, кто от колбасы, кто от сухарей, хотя пашем на маршруте не мало. Видимо организм потребляет меньше, а энергия откуда-то берется. Конечно, бегать не хочется, но спокойная монотонная пешка не выжимает все силы, даже если под вечер ноги заплетаются, то после ужина чувствуешь себя вполне нормально.
Когда спускались с Холокита, в дороге мы растянулись, каждый шел друг от друга с интервалами. Шагая по каменной пустыне мне пришла мысль, что мне достаточно уютно и комфортно в этой пустыне, я не чувствую себя чужим в этом мире и этом месте. Что-то здесь с человеком происходит, мозг отключается от внешнего мира и начинает воспринимать все по-другому.
Наверху, на Холоките, мы в телеобъективы фотоаппаратов, высмотрели где стоят наши палатки, а они были более чем в четырех километрах (по GPSу), и прямо с горы, взяли направление на палатки, и через час с лишнем были в лагере. Отшагали за день около 16 километров.

1 августа. Воскресенье. Шестой день пешки
Утро началось с того, что как всегда, за завтраком, перераспределение. Раздавался друг другу сахар, соя, хлебные сухари. После завтрака, собирались, и происходил обратный процесс, стали спрашивать, что взять нести, чтобы облегчить рюкзаки других, но народ свои вещи не отдавал. А еще, чтобы пешка медом не казалась, на радиалке набрали полкило - килограмм всяких камешков, а то рюкзаки слишком легкие…
Взяли опять азимут и пошли через последний перевал на истоки реки Делогучи. Интересно, как со снежников, собирается вода. Сначала появляются участки мокрой земли, в которой ноги утопают по щиколотку, потом тоненький ручеек встречается с другими и вливается в долину реки, начиная течь под камнями. Выходит на поверхность, еще не набрав силы даже маленькой речки. Только встретившись еще с несколькими притоками получается река.
Шагая под достаточно тяжелым рюкзаком не первый день, в голову пришло словосочетание "оптимальные регулировки". Это словосочетание употребляется на гонках формулы 1. Подвеска рюкзака к спине регулируется девятью стропами, на шести из которых надо поймать регулировки до миллиметра, иначе буквально, через несколько минут тебе станет почти невозможно нести большой вес. Плечи начнет передавливать, мышцы шеи или нижние мышцы спины затекать, если перетянут пояс. Только оптимальное распределение нагрузки дает возможность нести большие веса достаточно долго. Поэтому когда рюкзак хорошо сидит на спине в голове крутится "удалось найти оптимальные регулировки", как в формуле 1.
Обедали уже на Делогучи. Прямо в русле реки на больших камнях, а речка текла под нами. Во время обеда из тучи спустились длинные серые нити, и пошел град. Картина, прямо как у Станислава Лемма в "Непобедимом", один в один про тучу. После дождей на старте это первые осадки на маршруте. Град сначала сыпал без дождя, но через какое-то время пошел и дождь. Мы не стали долго отдыхать после обеда, быстро собрались и пошли под дождем, но он прошел меньше чем за час. До вечера спускались в долину Делогучи по сухому.
Под вечер впереди снова увидели полосу дождя, судя по направлению ветра, двигавшуюся к нам. Найдя приемлемый, для стоянки, пригорок уже под легкими каплями поставили палатки, начали готовить ужин на примусе, тут как полил дождь стеной, а мы уже в домиках. Первый раз ужинали внутри палатки, набились все впятером, получилось тесновато, но душевно.

2 августа. Понедельник. Седьмой день пешки
Я днем думал, что писать будет не о чем. До Орана дойти не успеем, т. к. вода малая. Планировали дойти до 30 метрового водопада на Оране, с которого начинается каньон, Там отстапелиться и спустившись в каньон начать сплав. За сегодняшний день, по расстоянию, не успевали дойти. Хотели еще завтра до обеда подойти к каньону, отстапелится, а послезавтра начать сплав. Но во первых очень ударно рванули с завтрака до обеда, а после обеда, не доходя до слияния Делогучи, по которой идем, с Нерокачи, километров трех, остановились на отдых, Вадим Большой пошел набрать воды попить, вернувшись сказал, что по Делогучи уже надо сплавляться. Впереди у нас были каменные россыпи по которым, при дожде, начавшимся после обеда, идти скользко и тяжело. Так неожиданно кончилась вторая пешка. Неожиданно для всех.
Разбили лагерь, поставили тент от дождя, как для бани. У нас получилось большое, защищенное от дождя и ветра, помещение. Принялись за приготовление ужина. На ужин был небольшой сюрприз. За час до остановки, на одной "полянке", набрали достаточное количество молодых подберезовиков, решили их пожарить на газе, поскольку по расчетам у нас запас газа был. В честь окончания пешеходной части нашего путешествия были тосты под жареные грибы, собранные в тундре. После ужина занялись стапелем, собрали каты. Завтра на воду.

3 августа. Вторник. Первый день сплава. Делогучи - Оран
Проснулись в восемь часов. Подъем у нас всегда в восемь, но решили еще покемарить, минут пятнадцать, в итоге встали в 9.10. Сборы после пешки на воду всегда не быстрые. Надо укладываться по новой версии, в гермы, да и спешить особо было не куда. Вышли в начале первого. Воды в Делогучи не очень много, но для нормального сплава хватает. Километра через три Делогучи встречается с Нерокачи и начинается река Оран. Вожделенная река - основная цель нашего путешествия. Через 2 - 3 километра после начала Оран обрывается 32 метровым водопадом, причем до водопада река течет в довольно спокойной долине, а выход на водопад совершенно не явный. Мы его ждали и конечно не пропустили. Как только увидели небольшие вертикальные стенки, сразу стало понятно, что это он. На правом берегу, перед водопадом, была отличная суводь, причалили без проблем. Все высыпали на каменный стол водопада, смотреть и снимать, красивейшее зрелище. В левой части каменного стола, шириной метров 10 - 15, срывался вниз Оран. Правая часть, достаточно гладкая, плавно обточенная водой, была совершенно сухой. По ней мы свободно ходили, снимая это великолепие. Практически ровный поток падал до самого низа в чашу. Выглянувшее солнце подсветило водяную пыль яркой радугой. Однако обнос водопада и спуск в каньон был не очень простым мероприятием. До более-менее нормального спуска надо нести метров 400 - 500, а сам спуск представлял собой крупноглыбовую осыпь градусов 50 - 60, высота 50 метров. Неспешно спустили вещи, и тут выяснилось, пока мы восторгались красотами водопада, выглянувшее солнце нагрело кат, на котором шел я с Вадимом, и внешняя оболочка левого баллона лопнула сантиметров на 40 - 50. Время было к обеду, вместе с приготовлением еды начали шить кат. Традиционно, во время обеда, со склонов поползли дождевые тучи. Мы начали беспокоиться, как клеить под дождем. К счастью, только слегка брызнув, все разошлось. Спокойно зашились и заклеились. На этом приключения у водопада не кончились. "Маньяк" Серега начал вынашивать планы прыжка на каяке с Оранского водопада. Слив проблем не представлял, но маленькая деталь, высота водопада 32 метра, а рекорд мира 34. Конечно, Сереге было высказано немало аргументов, начиная с реальных проблем с позвоночником и заканчивая вопросом, куда девать труп если такой образуется. Серега помедитировал над водопадом, сплавал посмотреть чашку под ним и недовольный причалил на каяке к месту начала сплава в каньоне. Мы вошли в каньон и начали интереснейшую часть сплава. Оран от водопада до впадении в Хибарбу имеет протяженность километров 30, при этом падая на 500 метров по высоте. По характеру реки получается, что на каждом повороте сливы и шиверы с падением 1.5 - 2 метра. Сам каньон пока еще не очень высокий, стенки 50 - 70 метров. На самом верху периодически проходят рядами каменные столбы, как стой застывших воинов. Внизу на берегах встречаются крепостные башни. Время уже далеко к вечеру, надо вставать, а со стоянками в каньоне, естественно, плохо. Наконец, не с первой попытки нашли приемлемую полочку, на которой встали на ночлег.

4 августа. Среда. Второй день сплава по Орану
Что написать? Конечно, все очень интересно, необычно, красиво, ни на что не похоже. Стенки каньона поднимались вверх, то рядами колон, квадратных столбов, или полукруглых, то ровно стесанных, на высоту метров сто. На вершинах стенок стоят статуи ветровой эрозии. Башни и полуразрушенные стены крепостей. Ты плывешь по изумрудной воде с пузырьками воздуха, как в шампанском, вспененном после шивер и порогов, конечно, все это не может не поражать и захватывать. Это стоит всех затраченных усилий, чтобы сюда добраться. На одном из притоков остановились, чтобы посмотреть 69 метровый водопад. Правда до него надо было подняться по ущелью метров 700 - 800, по крупным булдыганам. Подходишь к водопаду сбоку, видишь разорванное кольцо скал чашки водопада высотой метров 15, из которой тоже пятнадцати метровым водопадом льется вода. Сам водопад представляет собой практически круглый цирк, в который с ровной сверху плиты протянулась 2 - 3 метровым, по ширине, полотенцем длиннющая лента воды. Самой чашки не видно, она выше нас, но сквозь ее разорванное кольцо виден сам водопад и второй, который течет из чаши, образуя приток. Снизу все смотрится гораздо могущественней и впечатляюще, чем даже 103 метровый на Амнундакте.
По поводу сплава могу сказать, что падение реки впечатляет. Небольшие ровные участки и постоянный, очень ощутимый уклон вниз. Бесконечные шиверы, сливы, прижимы на поворотах, которых очень много, но в целом практически все проходится с ходу. Останавливались только для съемки, на которую тратили достаточно много времени. В целом сегодняшний участок, по такой воде, я бы оценил как 4+. Завтра будет самый сложный день, конечно будем просматривать и аккуратно идти.

5 августа. Четверг. Третий день сплава по Орану
Каньон описывать не буду, только замечу, что рисунки камня на стенках напоминают расходящиеся лучи в храмах. Сегодня был день воды, слалом между камней серьезно усложнился, и отвлекаться на красоты каньона по большей части не было возможности, дабы не пропустить очередной камень, между которых надо постоянно маневрировать. Сегодняшний день был днем наиболее технически сложного участка. Максимально возрос уклон реки, сузились стенки, добавилось в русле крупных и острых камней, от которых надо уходить. Но все по порядку: День приключений начался с того, что в одном, с виду безобидных прижимов, меня с Вадимом припечатало к скале. Мой баллон прижало к стенке, а баллон Вадима начало топить. Хотя мощность струи, по моим понятиям, была далеко не самая сильная (Серега, который стоял в суводи после слива, сразу же крикнул, Вадиму перебраться на мой баллон, чтобы разгрузить его подтопленный). Вадим перебрался, но его баллон не всплыл. Мы вдвоем начали проталкиваться вдоль стенки, тут нам бросили еще спасконец и совместными усилиями благополучно вышли из прижима. При этом выяснилось, что Вадим сломал свое весло, взяли запаску.
К обеду дошли до первого водопадного слива. При нашей воде объехать его сбоку невозможно, а идти напрямую было нельзя из-за неизбежного попадания катамарана под стенку. Решили обнести, после обеда. Серега, конечно его шел и на сей раз никто не отговаривал. Занесли вещи и каты. Один кат встал на страховку, а я и Катя на видео и фотосъемку. Водопад представляет собой два слива, первый почти вертикальный, высотой 2.5 - 3 метра, дальше небольшая чашка и второй слив, бьющий под скалу, хотя у второго есть сбоку струя, позволяющая пройти мимо прижима под скалу, но на нее надо попасть. На вертикальный слив Серега зашел просто отлично, прямо по центру, но под сливом бочка положила каяк через корму. В чашке после слива встать ему не удалось, сплошная пена не дает опоры. На второй или третьей попытке встать он отломал лопасть у "Робсоновского" весла. Дальше занесло его в карман после второй ступени, из которого он секунд через двадцать благополучно вышел, встав обратным винтом на одной лопасти. Сломанная лопасть каким-то чудом, всплыла перед ребятами стоявшими на страховке. Но на этом, как выяснилось, наши приключения только начинались. После водопада пошел технически сложный участок, с большим падением и большим количеством крупных камней в русле. Протяженность участка, по описанию, около 400 метров, первым у нас идет Серега на каяке, от суводи к суводи. Выходим, смотрим. Вписываться между камней трудно, очень узко, но можно. Серега пошел, два раза залег, один раз под скалой, в прижиме, второй на небольшом сливе, что вызвало мое удивление, поскольку второй раз залегать причин у него не было. Я подумал, что он замерз или устал. Следующими пошли мы с Вадимом, вписались почти где хотели, чуть не довернули кат и об камень немного погнули раму моего баллона. Зачалились около каяка на страховку, Серега пошел с камерой снимать прохождение Вадима с Катей. Ребята выходят, не успевают на нашу линию прохождения, и их уносит в прижим, под скалу, мы стоим внизу на кате и видим, что из под скалы их очень долго нет. Я начинаю думать самое худшее, слишком много времени не выходят. Сначала хватаюсь за спасконец, хочу бежать туда, потом решаем ждать на кате, когда вынесет и мы их отловим. Тут прибегает Серега с квадратными глазами и кричит, чтобы ему кинули спасконец, а еще один взял я и бежал с ним. Я бросаю ему один, беру второй и бегом по скалам в начало участка. Там Вадим с Катей, отдельно, каждый со своим баллоном, начинают сливаться по струе, между камней. Добегаем до Вадима, который чуть задержался в очередной бочке. Бросаю ему спасконец, крикнув, чтоб он его увидел, он его видит, но не ловит, держа рюкзак с вещами и баллон. Серега тоже кидает спасконец, но не докидывает. Вадим кричит, чтобы мы бежали к Кате, которая выше по течению и выходит из бочки, сплавляясь дальше. Думаю, что с Катей еще хуже, а у Вадима впереди относительно спокойный участок. Бегу вверх, застаю, слава богу, живую и адекватную Катю, вцепившуюся в баллон на одном из обливных камней. Не с первого раза добрасываю до нее спасконец, она ловит. Я кричу не привязываться к нему, т. к. если замоет в ближайшей бочке он ее утопит. Она привязывает баллон и кричит, что может стоять на камне. Я пытаюсь тогда вытащить сначала баллон с вещами, но течение не дает мне его подтянуть к берегу. Я могу его только удерживать. Подбегает Серега, помогает вытащить баллон. После чего мы бросаем спасконец Кате, я рассчитываю, чтобы ее не занесло в бочку, а маятником вынесло на камень, что удается, Серега ее ловит. Оглядываюсь, Вадим со своим баллоном находится на противоположном берегу. Переправляем Вадима, ищем экстренную стоянку, которую находим в каньоне с трудом , оставляем каты на берегу, берем вещи, ставим палатки, переодеваемся, пьем спирт, обсуждаем планы на завтра. Главное все живы и здоровы, остальное решим в рабочем порядке.
Из потерь одно весло упущено, одно сломано. Практически минимум.

6 августа. Пятница. День ремонта
Первоначально мы планировали отремонтироваться до обеда и пойти дальше. С лесом оказалась очень большая проблема, он только-только появился на высоких полках каньона, разобрались бы чуть выше - ремонтироваться было бы нечем. Там, где мы сделали аварийную остановку, вертикальные стенки не позволяют подняться вверх и дойти до леса. Стали думать, что делать. Пришли к выводу, поскольку ниже мы не знаем какой рельеф, может там леса еще три километра низко не будет, надо пытаться подняться выше по течению и попробовать добраться до него. Выше подниматься тоже не просто, очень крупные камни, через которые надо перелезать с катом, потому что этот участок по воде пройти вверх совершенно нереально. Дальше пара поворотов каньона, на которых вертикальные стенки подходят к воде, и по берегу уже не пройдешь, здесь можно сделать траверсы на другой берег. Я с Серегой сели на кат и с помощью трех траверсов, двух проносов ката через большие валуны и одной проводки под отрицательной вертикальной стенкой, по пояс в воде (на мой взгляд самой сложной, струя едва не сбивала с ног), добрались до предыдущей шиверы, над которой, на крутом склоне, росли лиственницы. До них надо было еще подняться по мелковыщербленной стенке, высотой метров 10 и почти вертикальной. По сырым камням занятие не для слабонервных (ну боюсь я высоты). Поднялись, вот мы в лиственном лесу. Склон крутой, под ногами мох. Не торопясь, нарубили нетолстых стволов для рамы. Конечно решили воспользоваться случаем, прихватить дров, взяв еще три сухостоины, не очень маленького размера. Перекидали в несколько приемов все это вниз. Перетаскали на кат. В центре, между баллонами, получилась внушительная вязанка, с полметра высотой, не очень легкая, а проходить обратно надо тот же участок, где ребята вчера разобрались. Как оказалось, хотя катамаран тяжеловат, идет по сливам нормально, главное не щелкать клювом и вовремя поворачивать. Вчерашний дождик еще добавил водички, сантиметров 10, бочки увеличились, но зато камни проходятся намного легче. Мы без проблем просвистели, с дровами, участок и зачалились у разобранного ката.
Кстати, об уровне воды и погоде. Только мы перешли в долину Делогучи, на другую сторону плато Путорана, после обеда дождь начинается с завидной регулярностью. Последние дни еще и на ночь заряжает. Погода не балует, но вода в реке поднимается ненамного, на 3 - 10 сантиметров в день, что неплохо, с одной стороны нет резкого дождевого паводка, с другой потихоньку заливает камни, облегчая прохождение. Притоки заметно добавили воды, так что сейчас Оран со всех сторон интересен для прохождения. После обеда два Вадима активно взялись за починку ката, сделали новые поперечины, немного усилили продольный набор, дюралевыми трубками, все это увязали. Одновременно сделали пару весел. К ужину обновленный кат сошел со стапеля. За ужином хорошо посидели у костра, подсушились, завтра опять трудный день со сложными порогами.

7 августа. Суббота. Последний день сплава по Орану
Сколько не хорохорься, а дождик и низкая температура начинают доставать. На это наложить еще физическую и моральную усталость четвертой недели путешествия, нехватку калорий в раскладке. Не знаю как другие, скажу про себя. Окружающий пейзаж вызывает восторг и поражает величием, но отсутствие солнца, дождь ветер и холод заставляют меня считать оставшиеся препятствия на Оране. Удовольствия от их прохождения становится все меньше и меньше. За завтраком, в чай решили добавить элетерокока, сил на оставшийся отрезок надо не мало, а они не без предельны. На сложном отрезке реки нам осталось, по описанию шесть крупных порогов, потом уклон становится меньше, серьезных препятствий почти нет, идет быстрый фоновый сплав.
Отчалили, идем от суводи к суводи, просматривая с берега, если не видно, что за поворотами. Прошли несколько 1.5 - 2 метровых сливов с небольшими прижимами и дошли, я считаю, до самого красивого порога реки Оран, названного группой "Олимпийский факел". Падение порога составляет около 4 - 5 метров. Протяженность 40 - 50 метров. После первого слива, представляющего собой плиту со щелью слева, по центру реки стоит огромный каменный столб высотой метров 15 - 20. Поражающий воображение монумент. После него еще слив и суводь. Серега прошел по плите, на которой мало воды, дальше основным потоком справа от столба и зачалился. Следующими пошли мы с Вадимом. На плиту надо попадать с поворота, мы начали заходить чуть криво, но в начале плиты сделали поворот на 360 градусов и выставились хорошо. Малое количество воды на плите дало разность хода баллонов ката, в конце плиты мы не доехали до основной струи идущей на право, свалившись в конец щели слева. Мой баллон подкусило, какое-то время держало, потом выгреблись на камни слева от монумента. На основную струю нам уже не попасть, не успеем пересечь поток, навалит на "факел" или торчащий рядом с ним камень. Решили протащиться по камням слева от "факела" и за ним слились по остатку порога. Вадим с Катей, посмотрев на нас, это дело обнесли с нашей помощью. Дальше было еще 3 - 4 слива и второй водопад реки Оран. На этих сливах, относительно не сложных Серега залег два раза, тут же естественно встав, но я понял, он страшно замерз и сил у него нет совсем. В обычных условиях он на таких местах никогда бы не лег. Дошли до водопада, встали в удобную суводь, метрах в пяти от него. Посмотрели на его две ступени, первая из которых представляет собой месиво из струй, бьющих в одну точку, потом пологая часть и слив, как на плотине электростанции, с абсолютно горизонтальной плиты, широкий и отвесно падающий метра 3.5. Бочки за сливом почти нет, мощный вспененный поток восходит в нескольких метрах после водопада. Каты обнесли по плите вдоль водопада и на веревках спустили в чашу после слива. На обносе я понял, что сил не осталось не только у Сереги, но у всех остальных тоже, каты мы не переносили, а протаскивали по гладкой поверхности плиты, отшлифованной водой. Серега подумал и тоже обнес, чего никогда бы не сделал, если бы не замерз до предела. Отъехав от водопада, резко решили встать на обед погреться у костра, потому что были просто никакие от холода. Как только отошли от водопада Вадим Большой сломал чиненное весло. На обеде занялись мелким ремонтом. Сколько у костра не сиди, а надо идти. У нас было намерение дойти сегодня до стрелки Орана и Хибарбы и там встать на дневку. После обеда опять подул холодный ветер и пошел дождь. Пороги, вопреки ожиданиям, не кончились. Река стала положе, но течение быстрое, повороты менее крутые, а валы 1 - 1.5 метра. Иногда накрывало с головой. В целом участок, конечно, проще. Как дошел Серега не знаю, но я шел завязав себя в узел до предела и так без остановок, за полтора часа мы долетели до долины Хибарбы. В другое время я получил бы большое удовольствие от ненапряженного интересного сплава, но сейчас он был пройден в режиме зомби. Не всегда желаемое сочетается с действительностью. Под дождем развели большой костер, долго грелись, сделали ужин, поставили лагерь, основная часть водного пути пройдена, завтра начинается доплыв домой.
Еще одна реплика по поводу холода. Меня периодически, да и не только меня, пробивает озноб и днем и ночью, это не простуда, просто организму в условиях больших нагрузок и недостаточного питания не справиться с холодом. Кстати, многие, кто был на плато Путорана, отмечают что так как здесь не мерзли нигде.

8 августа. Воскресенье
Была запланирована дневка. С баней, после пешки, после Орана, после отсутствия костра. На стрелке Орана и Хибарбы накрапывал дождик, рыбалки не было, место для бани было не- удачное, сильное течение, не сполоснешься. После обеда собрались и пошли по Хибарбе.
До вечера прошли немного 20 - 25 километров, встали, попробовали ловить рыбу. 2 - 3 хариуса нас не удовлетворили, решили дневку не делать, утром идем дальше. Дождь продолжался.

9 августа. Понедельник. Сплав по Хибарбе
Да, видимо не боевых дней у нас почти не бывает. С утра было холодно , дул пронизывающий ветер и шел холодный дождь. Вышли, ничего не оставалось, как ломить вперед. Одно хорошо, скорость течения очень приличная. Через полчаса после выхода руки и ноги от холода просто не чувствуешь. С каски тонкими струйками льется холодная вода. Договорились, идем 2 часа, разводим костер, греемся, потом еще 2 часа на воде, обедаем. После двух первых часов вышли на берег с негнущимися руками и ногами, под проливным дождем за полчаса разожгли костер, при этом у меня из негнущихся пальцев выскочил топор, когда я рубил сучья для костра, хорошо попал обухом по ноге. Полчаса еще грелись, казалось, что очень мало. Пошли дальше, еще два часа до обеда. В обед дождь прекратился и место, где обедали, было без ветра. Заготовленное мясо по раскладке кончилось, после Орана у нас должна быть рыба, рыбы не было, обедали соей, конечно не плохо, но "песок плохая замена овсу"…
На Хибарбе, по описанию, недалеко от впадения в Аякли, должен быть еще порог, квалифицированный 4 категорией. Мы опасались, что с закоченевшими руками и ногами проходить его будет не здорово, воды в Хибарбе гораздо больше чем в Оране. Дожди активно налили и река течет в сужении, но не боги горшки обжигают. Влетели в порог, достаточно широко, камней нет, валы метра полтора, пара - тройка поворотов с беспроблемным уходом от прижима и мы на выходе из порога. Через 7 - 9 километров мы влились в Аякли, пройдя после обеда 3.5 часа без перерыва. Дождик кончился, ветер тоже. Жить стало лучше, остановились у небольшой суводи, недалеко от стрелки Хибарбы и Аякли, пройдя за день километров70. И тут были щедро вознаграждены рыбой. Натаскали примерно килограмм 10 хариусов и сигов. За ужином был пир с жаренной и копченой рыбой.

10 августа. Вторник
До обеда сплавлялись по Аякли. С утра заготовили на обед рыбки. С завтрака до обеда прошли отрезок Аякли от Хибарбы до сливания Аякли с рекой Аян, где в результате получалась Хета, последняя река нашего маршрута. Обедали на Хете. На обед было: уха из налима, икра сигов, жаренная печень налима, жаренные сиги, хариус горячего копчения, традиционные орехи и сухофрукты к чаю, питание было налажено. Погода была неплохая и к вечеру мы еще сделали 25 километров по Хетте, прибавив к 40 - 45 утренним.

11 августа. Среда
Я уже говорил, плато Путорана расслабляться не дает и с утра шел опять холодный дождик с ветром. Течение у Хеты не такое быстрое, как у Хибарбы, и по расстоянию нам надо пройти очень много, поэтому решили идти минимум 4 часа до обеда без отдыха и 4 после. Занятие при таких погодных условиях не для слабонервных. С графиком справились, оставив за собой еще километров 70. К вечеру остановились из-за сильного ветра.

12 августа. Четверг
Я проснулся ночью, тишина , не каплет, по небу легкие облака. Понял, график движения надо резко менять, если хотим нормально дойти до Волочанки. Это уже обсуждалось за ужином, когда надо было утром вставать, лил опять дождь и ветер дул вовсю. Я не вылезая из спальника сказал, что предлагаю спать дальше, а идти ночью, что тут же было принято народом единогласно. День проспали, завтрак, обед, ужин чередовались каждые четыре часа. Рыба на этой стоянке не ловилась, но у нас с прошлой был еще очень приличный запас хариусов и сигов. Продолжали немножко отъедаться после месячной жесткой раскладки. Вышли в 10 вечера на реку, по карте оставалось расстояние 100 - 110 километров. График вчерашний, четыре часа идем, перекус, еще четыре часа. На реке выяснилось, что ветер не утих, местами был очень сильный, местами делал перерыв. Дождик тоже шел полосами. Было очень холодно. Когда дул ветер катамаран двигался совсем чуть-чуть, казалось, что при таком ветре эти 100 километров мы будем идти неделю. Продуктов оставалось у нас на четыре дня. За два первых часа ходу прошли километров 13 - 14, что начало вселять оптимизм в график нашего движения. После четырех часов гребли вышли на берег перекусить и хоть как-то отогреться. Пальцы рук в суставах не сгибались вообще, понадобилось минут 10, чтобы начать крутить колесико зажигалки. Ноги были просто кусками льда, который ты переставляешь как что-то постороннее. Наконец, опять под дождем, получили огонь, засунули в пламя руки, через достаточно продолжительное время они начали сгибаться и обрели чувствительность. Поставили греться рыбу в коптилке и чай. После перекуса пошли дальше ноги так и не отогрев. Вторая половина ночи была еще круче, чем первая, шел не прекращающийся дождь и ветер. Река, местами, расширилась до километра, на таких пространствах появлялись волны, пытаемся уйти под берег, где меньше ветра. Берега достаточно низкие и пересекать надо большие открытые пространства, волны, ветер, дождь, ночь, холод. Ты гребешь как заводной, останавливаться нельзя, сразу ветер сносит назад. Рук и ног не чувствуешь, но что удивительно, нет внутреннего дискомфорта, заешь, что надо терпеть и терпишь часами. Это терпение тебя не изводит и не изматывает. Ты не борешься из последних сил, чувствуешь, что они есть, что их хватит, что ты пройдешь, нет безысходности, есть упорство, есть уверенность. Мне кажется, происходит серьезная закалка души, которая впоследствии помогает в жизни. Под утро по времени надо было уже вставать на стоянку, ветер и дождь неожиданно прекратились. Река немного сузилась, у катамаранов появилась скорость. Мы после восьми часов борьбы с непогодой решили пройти еще часик по штилю, неизвестно сколько он продлится. Отпахали еще часик, нашли стоянку, попили чаю с шоколадом и завалились спать.

13 августа. Пятница. Река Хета
Днем сон после бурной ночи. Поднялись часиков в пять - шесть. Совместили завтрак с ужином. С удивлением обнаружили, что сквозь легкие облака светит солнце, ветра нет, настроение отличное. Решили, выходить будем, как вчера, часов в десять вечера. Обсудили мысль о нашем вчерашнем прохождении, мазохизм это или что-то другое. Я лично, однозначно пришел к выводу, что это йога. Скажите, что будет с человеком в городе, если он десять часов будет находится с абсолютно ледяными ногами и руками, не меняя сидячей позы, при низкой температуре, ветре и дожде? Мы проснулись теплыми, бодрыми, никто не чихнул. Настроение отличное, до Волочанки осталось половина расстояния, ветра и дождя нет, на небе солнце, жизнь прекрасна. Подсушили ботинки и носки, в десять пошли дальше, твердо зная, в конце сегодняшнего перехода будем в Волочанке. Осталось километров 45.
Ночь выдалась сказочная. Вода как зеркало, небо чистое, только одна полоска облачков. Река повернула на северо-восток и мы смотрели чудесный закат. В середине перехода нас ждал небольшой сюрприз, когда через 4.5 часа гребли , вышли перекусить, начался легкий заморозок. Гермы на катах покрылись инеем. Мы слегка съежились, хотя вчера при ветре и дожде было явно холоднее. В начале второй половины пути ждало продолжение прекрасного зрелища. Начало вставать солнце. На реке появился туман. Мы какое-то время, как ежики, плыли в неясных очертаниях берегов, все время оглядываясь, чтобы не потерять друг друга из виду. Солнце появилось над горизонтом, туман стал постепенно рассеиваться. Солнце поднималось выше. Светлело. Начало немного пригревать, после ночных заморозков было очень приятно. Неожиданно вдалеке появилась Волочанка. Правда, до нее пришлось еще плыть полтора часа. Мы поняли, что последний этап, который был не менее труден, чем все остальные, подходит к концу. Теперь занимает только один вопрос, когда сможем улететь в Норильск?

14 августа. Суббота. Около восьми часов утра
Пристали к берегу поселка Волочанка, на чем вторую водную часть путешествия посчитали законченной. Но, как потом выяснилось, до конца маршрута было еще не близко. Переоделись. Позавтракали на примусе, пошли выяснять как нам от сюда можно выбраться.
Вернулись ребята, ходившие на разведку, сообщили следующие сведения: вертолет летает только по средам, причем в зависимости от количества людей, могут и вообще отменить рейс, если народа мало, а можно и не улететь, если много. Так что минимум куковать нам до среды, четыре дня, а там как бог даст. Начальник вертолетной площадки, через которого организуется отправка, приглашал вечером в гости. Мы предполагали такое развитие событий, но надеялись, что с транспортом будет лучше и слегка приуныли. После напряженного маршрута никому не хочется зависать на полнедели бить баклуши.
Волочанка стоит в самой середине полуострова Таймыр и является промежуточным звеном между портами Дудинкой и Хатангой, обеспечивающими Норильск и полярные экспедиции по Северному морскому пути. Описывать поселок я не буду, зайдите в любую из крупных деревень средней полосы России, где еще существует до 1000 жителей. Уберите вокруг нее леса и дороги, сообщение только вертолетами и зимник, электричество - дизель, мясо и рыба в реке и в тундре. Население русские, долганы и нганасаны. Вот и вся Волочанка.
В поселке есть два магазина. В субботу работал один, составили список продуктов, необходимых на время пребывания, взяли шампанского отметить приезд и пару водки на вечерние гости и на после бани, в которую договорились пойти послезавтра.
Сели отметить окончание маршрута. Решили, раз раскладка кончилась, то на продукты объявляется относительный коммунизм. Когда за шампанским уничтожили добрых две трети сладкого, купленного на четыре дня, поняли, что маршрут продолжается, раскладка остается. Только норма стала нормальной, по причине наличия магазина. Если кто хочет еще, каждый может купить что-нибудь дополнительно. Единственное, в магазинах не было никакого мяса и когда через некоторое время к нам подошел начальник вертолетной площадки, зовут его Солодов Виктор, мы спросили, где можно купить мяса и откуда можно позвонить. Он сказал, что узел связи сейчас не работает, но позвонить можно от него. Мы с Вадимом Ивлевым пошли звонить, по дороге зашли к его знакомым, он спросил мясо, хозяйка вынесла нам килограмм пять вырезки, отличной мороженной оленины. Мы стали предлагать деньги, она категорически не взяла, это произвело сильное впечатление. Сразу понимаешь, что отношения людей здесь совсем другие. Из дома Виктора я дозвонился до дома, сказал, что все в порядке и задерживаюсь из-за вертолета. С берега, собрав подсушенные катамараны, перенесли вещи, поставив палатки за домом Виктора и вечером, взяв бутылочку и закуску пошли в гости. За накрытым столом мало-помалу завязался разговор. Мы рассказали о себе, кто мы, откуда, по какому маршруту шли, Виктор рассказал, какие сюда приезжают люди, буквально со всего света, и зимой и летом, но не очень много. В этом году мы единственные. Зимой бывают и охотники, и путешественники и на собаках и на снегоходах, и на лыжах. Рассказал, что они тут тоже экстремалы, один случай из его жизни мне запомнился особенно. Как-то зимой, когда он был еще охотоведом, а живет Виктор на Таймыре 33 года, он пошел прокладывать маршрут. Мороз ударил 53 градуса, тогда еще снегоходов не было, они ходили на оленях. За ночь от мороза умерло три оленя, как-то вернулись, но это еще не вся история, а вторая часть заключается в том, что пока он был на маршруте его жена родила сына, роды принимал его друг, вот такие здесь живут люди. Когда мы шли к нему в гости, то думали, скучно человеку, жена у него сейчас в отпуске, он один, мы первые за год новые люди, пообщаться не с кем. Но сидя за столом, разговаривая, я понял, что мы также нуждаемся в общении как и он. Тоже за месяц соскучились по людям, по дому, а когда он включил еще и Розенбаума, у меня перед глазами встали Питерские улицы и каналы. Чудесный удался вечер, хотя мы не спали уже больше суток, усталость как сдуло. Гостеприимные люди и суровая, красивая земля.

15 - 17 августа
Спали. Ловили рыбу. Отъедались. Релаксировали. Мылись в бане. У меня, Вадима Ивлева и Сергея легкая степень обморожения ног, небольшая омертвелость кожи пальцев и ступней и волдыри на пальцах - это два последних дня по Хете...
Трудно отпускает плато Путорана.

Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.Путоранские хроники    2004 г.