Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Литературное творчество Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Павел Левдик,
директор компании "Терра" (Санкт-Петербург) -
о жизни, о делах, о рюкзаках…


Беседовал Илья Слепцов (сервер "Скиталец")

Сентябрь 2003 года

ПортретНачнем сначала…Кто Вы по образованию?
По первому образованию я - инженер-строитель, гидротехник. А по второму образованию - директор.

Как Вы получали второе образование? Учились где-то?
Нет, специально я на директора не учился. Второе образование - оно такое, благоприобретенное по ходу работы.

А как вообще Вы попали в это дело? С чего для Вас вся эта туристская деятельность началась?
Началось все с того, что еще в конце обучения в Политехе (Ленинградском политехническом институте - И.С.) с одним моим хорошим приятелем, который еще очень долгое время был соучредителем Терры - зовут его Захар Маневич (волею судьбы он сейчас живет в Иерусалиме, занимается другой работой) - начали понемножку шить рюкзаки не только для себя, но и для других. У нас была пара знакомых надомных швей, которых мы загружали (сами мы практически не шили). Потом это начало приобретать другие формы - сначала Молодежного центра Политехнического института, потом еще что-то... То есть мы все время работали при ком-то. Потом, закончив Политех, еще некоторое время поработали на государство: я - в ЛенМорНИИПроекте, Захар - в Гидропроекте. Это был 90-91-й год, когда наука уже кончалась, потом она окончательно закончилась, и мы ушли в тогда уже реально существующую "Терру". То есть "Терра" была поначалу сделана параллельно с работой.

Какой год официально считается годом основания "Терры"?
Вообще-то годом основания можно считать конец 1991-го года - именно тогда мы начали работать как "Терра". Весь 1991-й год мы шили рюкзаки без торговой марки при одном малом предприятии наших знакомых, через них продавали эти рюкзаки по магазинам города. В конце 1991-го года мы уже подали документы на регистрацию ТОО "Терра".

То есть первоначально было производство, а торговля прибавилась потом?
Торговля прибавилась значительно позднее.

В начале Вы производили только рюкзаки? Или еще шили что-нибудь?
Да, мы начинали именно с рюкзаков.

Кто первые рюкзаки разрабатывал?
На тот момент сами и разрабатывали. Больше некому было.

Выходит, и туризмом Вы тоже занимались?
Да, конечно, началось все с того, что занимались туризмом и, как все, шили снарягу для себя. Потом начали пытаться шить для других.

А какими видами туризма занимались? Вы занимались в клубе Политеха?
Как ни странно, мы очень косвенно относились к клубу Политеха, всерьез в нем никогда не занимались. Захар был больше горным туристом, даже скорее альпинистом. Я был больше водником, но не суперуровня - я самый обычный водник. Ходил сначала на "Таймене", потом перешел на более современную, хоть и самопальную, байдарку.

Ходите ли сейчас куда-нибудь?
Самое смешное, что в этом году я опять купил себе "Таймень-двойку", только с "Тритоновской" шкурой. Когда я понял, что моя семья в спортивную байдарку уже никак не влезет, мне пришлось опять купить "Таймень". Я немножко сам над собой смеялся, но по Ладоге на ней ходить хорошо. В варианте с "Тритоновской" шкурой "Таймень" - это то, что надо.

Были ли у Вас какие-нибудь туристские достижения?
Достижения были скромными. Очень по-спортивному я никогда туризмом не занимался, я вообще в походы хожу очень спокойно.

Зачем же тогда были нужны навороченные рюкзаки?
Да нет, они были не навороченные… В то время просто не было вообще никаких рюкзаков. Даже байдарку "Таймень" таскать в тогдашнем брезентовом колобке без поясного ремня - это было слишком спортивно для нас.

А из каких материалов шили рюкзаки в самом начале?
Наверное, из того, из чего все тогда шили. При удачном стечении обстоятельств - из фильтра "Электрокерамики". Самый первый мой водный рюкзак был сшит из некоего лавсана, который мой отец смог найти где-то в Архангельской области, на одном из целлюлозно-бумажных комбинатов, и привез мне его в подарок. Эту тряпку не брал никакой краситель для обычной синтетики. Правда, белым рюкзак не остался. Он был покрашен путем пропитки смесью клея "Феникс", ацетона и художественной масляной краски. Получился очень приличный рюкзак нежно-голубого цвета. Он очень долго работал и еще до сих пор жив.

У вас осталось что-нибудь из старых вещей?
Когда я в этом году решил выбраться с детьми на воду, то вдруг обнаружил, что почти ничего не осталось. Что-то было раздарено, потеряно, что-то просто стало слишком старым.

Как вам кажется, что было надежнее - то, что шили тогда или то, что шьете сейчас? Массовое производство улучшило качество?
По надежности, конечно, тот спасжилет, который я шил себе в единичном экземпляре, наверное, не шел ни в какое сравнение ни с каким массовым производством.
На один экземпляр я мог себе позволить проходить каждую строчку по три-четыре раза и шить хоть всю ночь, пока катушка ниток не кончится, лишь бы было крепко. Массовое производство подразумевает менее фантастические пределы запаса. Но по комфорту, качеству материала и фурнитуры - то, что мы шьем сейчас, просто не сравнимо с тем, что было десять лет назад. Многих опций тогда не существовало, или мы о них не знали.

Откуда Вы черпали информацию для разработки рюкзаков? Если ли какое-нибудь руководство для начальников фирм по пошиву рюкзаков? Или приходилось перенимать буржуйский опыт?
Есть два пути - иногда это творческое изучение, а иногда просто тупое "передирание" моделей западных фирм. Правда, обычно разница видна по результату. Есть, конечно, какой-то опыт, который ходит между фирмами, и чем-то мы с нашими конкурентами - друг с другом - делимся.

Не жалко идей?
В любом случае, если одна фирма делает что-то новое и вывешивает потом изделие в магазине, все будет видно. И даже если не передирать что-то совсем нагло и тупо, какие-то идеи, видимо, невозможно не перенять. Что-то иногда придумывается, хотя я понимаю, что каждым человеком, конечно, придумывается меньше, чем в сумме уже потом обменивается опыта.

То снаряжение буржуйских фирм, которое продается в России, сильно отличается от продукции российского производства? Скажем так - оно сильно лучше? Ведь зачастую серьезные люди избегают брать товары из Китая или Кореи...
Сейчас есть уже другая проблема, особенно с палатками - то, что приходит из Кореи, может быть и не сильно лучше, чем то, что делается у нас, но зато сильно дешевле. Здесь важна и разница в материалах, и более дешевое производство. Это - достаточно серьезная конкуренция. Есть вещи, аналоги которых у нас уже есть - или не хуже, или лучше. В каких-то отраслях - и лучше, и при этом дешевле, в каких-то - не хуже, но уже дороже. Единого уровня нет, поэтому сложно ответить на этот вопрос определенно.
Есть и специфические вещи, которые приняты у нас, но не приняты "у них", и наоборот. Здесь влияет наш особый, специфический опыт, наши привычки туризма. В рюкзаках, например, есть вещи, которые некоторые западные фирмы в своих самых свежих каталогах преподносят как нечто абсолютно новое и очень полезное, а нам это кажется излишним, только увеличивающим вес рюкзака - одним словом, совершенно никчемной примочкой.
Даже по нашему магазину я вижу модели импортных рюкзаков, которые я бы себе брать не стал.
Бывают вещи, на которые я смотрю и вижу - да, это сшито очень качественно, очень круто, очень мощно; очень серьезное производство. Может быть, что-то из этого мы сейчас даже сшить не сможем по уровню оборудования, которое у нас есть. Бывает так, что я смотрю на "их" рюкзак и думаю, что вот эта вещь была бы очень хороша, но нам пока так не сделать - либо технологически тяжело, или нет такой фурнитуры, или очень дорого при малых тиражах. Завидно, конечно, но мы понимаем, что пока так не сделать. Или мы понимаем, что надо подумать и попытаться сделать что-то подобное.
А бывают такие вещи, что я, конечно, вижу уровень производства, но понимаю, что это совершенно не нужно, на каком бы уровне это не было сделано. Просто потому, что мне это кажется каким-то лишним выпендрежем или попыткой внести "новшества" туда, куда и добавлять ничего не нужно, туда, где уже все продумано. Даже сами западные фирмы в последующих каталогах часто не пишут о новинках прошлого года, предпочитая умалчивать о них. То есть, видимо, фирма уже поняла, что предложение было слишком нарочито новым, успокоилась и перестала выпускать эту вещь.

А у кого лучше соотношение "цена - качество"? Сильно ли отличается это соотношение у наших рюкзаков от западных?
Где - как... Если не влезать в ту нишу, которой занимается "Терра" (туда, где у меня есть коммерческий интерес по рюкзакам), то можно посмотреть прямо в магазине, что наши основные производители палаток - "Нормал" и "Хоббит" - находятся на среднем уровне. Есть серьезный слой фирм, который дороже, при этом в чем-то, может быть, и лучше, а есть слой фирм, который дешевле с некоторыми оговорками по качеству (например, средние финские или китайские палатки). Просто сейчас есть три четко выраженных слоя палаток: палатки дешевые, для тех, кому не нужна суперветроустойчивость или супервес, средней стоимости и дорогие. Одни люди покупают палатку за три тысячи рублей вместо того, чтобы покупать палатку такого же размера от "Нормала" или "Хоббита" за 5 или 6 тысяч - и при этом довольны, а другим нужна палатка за 12 тысяч - от "Salewa", "Jack Wolfskin" или еще кого-нибудь. И это просто разные уровни. Наши фирмы находятся на одном из уровней, в зависимости от фирмы.
Главное здесь - в следующем. Сейчас, при том уровне производства, качества материалов и наличия финансов у населения, который имеется в России, у нашего производителя уже есть возможность выбирать, на каком уровне он будет работать. При уровне производства с надомными швеями, с бытовыми швейными машинками и фильтрами электрокерамики мы не могли выбирать, будем ли мы шить продукцию самого простого уровня или продукцию европейского уровня. На европейский уровень мы не смогли бы выйти ни при каких условиях. Сейчас некоторые из наших фирм, если абстрагироваться от экономической целесообразности, могут выбирать, что они считают правильным производить и продавать на нашем рынке
А дальше уже каждый выбирает по себе.

Кто у вас конструирует снаряжение?
В-основном, наши же постоянные сотрудники. У нас до сих пор большая часть сотрудников - это действующие туристы. Пока, в основном, конструируем сами. Что-то пытаемся рисовать - или вместе, или самостоятельно. Правда, есть и модели, которые мы покупаем. То есть к нам приходят наши знакомые питерские туристы и спрашивают - вот есть модель, не хотите ли приобрести? Но пока так создается меньшая часть рюкзаков.

Какой процент туристов среди работающих в компании?
Точно не считал. Стараемся хотя бы потихоньку вытаскивать всех людей в лес.

Слово "турист" не является показателем для отбора при приеме на работу? Не боитесь того, что продавец будет проситься в самое горячее время в поход? Для работающих в компании быть туристом - это хорошо или плохо?
Это - вечная проблема (смеется). Считать это минусом было бы с моей стороны нечестно, поскольку сам такой. Можно, конечно, относиться к этому нейтрально, но сейчас мы скорее считаем это плюсом. Наш директор розничной сети Юрий Антонов в открытую заявляет, что он приветствует прием на работу продавцов - действующих туристов. С одной стороны, для продавца важно соблюдать график работы, и с этой точки зрения отпуска в летнее время - это, конечно, плохо. Однако, с другой стороны для продавца важно, чтобы он понимал, о чем он рассказывает, и чтобы он говорил на одном языке с покупателем. Волей-неволей, общаясь с людьми из нашего коллектива, даже те, кто пришел на работу абсолютно далеким от туризма, начинает с нами выбираться куда-нибудь - либо на фестивали, в которых участвует "Терра", либо просто ездит на природу со знакомыми.

Вот был турист, ходил в походы, а потом стал начальником фирмы... Как это отразилось на Ваших походах?
Теперь я могу сказать точно, что все старые представления молодости о том, что создавая свой бизнес и уходя от государственной работы, мы приобретаем некоторую свободу, в том числе и свободу брать отпуск когда угодно - все это оказалось полной ерундой. С годами работы становится не меньше, а только больше. Но я пытаюсь хоть что-то успевать.

А если Вы все же едете куда-нибудь, то куда?
Очень люблю Карелию и стараюсь ездить туда. Странно или нет, но я совершенно не чувствую никакого страстного желания поехать на юг. Очень давно туда не ездил и совершенно по этому поводу не беспокоюсь.
Пару раз за последние годы смог выбраться с машиной в Европу. Очень интересно - абсолютно свободный, не привязанный ни к каким путевкам, туризм на машине.
Это именно автотуризм по Европе, но в совершенно свободном режиме - без строгих планов, заранее забронированных гостиниц - с ночевками на автобанах в палатках.
Последний раз, когда мы туда ездили с друзьями, у нас из принципа не было ни одной ночевки не в палатке. Как оказалось, "там" это совершенно нормально можно делать - правда, с некоторыми оговорками. Когда мы набрались опыта, то поняли, что полевые ночевки экономят не только деньги, но и очень много времени.
Все думал когда-то о своих последних поездках написать - что-то вроде статьи воспоминаний, чтобы поделиться методикой, но все не сесть как-то.

В чем заключается Ваша работа? Какие на Вас лежат обязанности?
Сейчас - практически те же самые, что и в начале. Все шутки из книги "Физики шутят" имеют абсолютно реальные корни и абсолютно применимы ко мне.

Работа тяжелая?
Не знаю, это надо сравнивать кому-то со стороны. Любая работа может быть сложной или нет - смотря как к этому относиться.

Я, как врач, знаю, что если что-то случится - даже без злого умысла - люди потом скажут: "Вот, это тот самый, из-за которого все и случилось". А в Вашей практике были случаи, когда люди приходили и говорили: "Вот, из-за вашей вещи у нас случилась беда"? Именно беда, а не мелкая неприятность? Одно дело - просто брак, а вот чтобы случалось что-то действительно серьезное?
Бывает так, что люди приносят какую-то вещь после серьезного похода и либо дают советы по поводу того, что можно изменить, либо мы сами видим, где ошиблись (бывает даже, что покупатель этого не замечает, а мы видим). Редко, но это действительно бывает. Я думаю, что за последние годы в среднем раз в год мы что-то пропускаем в качестве рюкзаков или любой другой продукции - то, что мы считаем серьезным (серьезные браки с тканями, или с нашим производством). Раз в год, как говорят, и палка стреляет, вот и у нас такое бывает. Подозреваю, что это бывает не только у нас. Может быть, у нас пока система сбыта такая, что мы не всегда можем все отозвать, но в критических случаях мы без звука меняем свой товар на другой.

А как тестируется снаряжение? Вот разработали, сшили, и что дальше?
Есть тестирование новой модели, нового образца, а есть текущий контроль качества, которым занимается специальный человек, чаще всего начальник цеха. В большинстве случаев нашему начальнику цеха, если он внимательно посмотрит, как сшита вещь, уже становится все понятно - качественно сшита вещь или нет. Это достаточно легко увидеть при определенном уровне опыта. Я тоже стараюсь как можно чаще выходить на склад и смотреть, что там лежит.

Из туристов, работающих в "Терре", кто-нибудь участвует в тестировании?
Да, конечно. Когда разрабатывается новая модель, кто-нибудь из нас испытывает ее в реальных условиях. Часто уже потом, даже с моделями, выпускающимися давно, кто-нибудь из ребят идет в новый поход и приносит много интересных мыслей - что было неудобно и что нужно изменить.

Что сейчас производит "Терра", кроме рюкзаков?
"Терра" производит еще одежду - правда, не весь ассортимент, а именно одежду для повседневного туризма (общетуристскую одежду) - вещи из полартека, капроновые костюмы от дождя и ветра, всякие шапки, перчатки. Производим городские рюкзачки, сумки, баулы, чехлы, чехольчики для туристских принадлежностей и мелочей. Совершенно неожиданно родилось новое направление - чехлы для музыкальных инструментов. Началось, естественно, с гитарных чехлов, а потом, неожиданно для себя, мы влезли в новое направление производства чехлов для инструментов - в том числе и для скрипок, балалаек, домр.

Раньше в Петербурге существовала компания "Апри". Она теперь стала "Террой"?
После того, как швейный цех "Апри" стал нашим - мы его купили - вот после этого "Терра" и стала заниматься нетрадиционным для себя видом производства - чехлами для музыкальных инструментов J. А сама фирма "Апри" никуда не делась и делает, в частности, фурнитуру.

Куда Вы поставляете свою продукцию? В каких самых отдаленных районах знают "Терру"?
Мы сейчас поставляем рюкзаки по всей России - может быть, не в каждый город, но от Ленинграда до Южносахалинска - это точно. А с Севера на Юг - от Мурманска до Ростова-на-Дону. Поставляем продукцию и в некоторые страны СНГ - в Минск, Киев, Донецк. По другим странам - поставки разовые, на основе знакомств, личных связей.

А сами Вы с чем ходите?
Ну, рюкзаки у меня, понятное дело, "терровские". Одежда - из тех типов одежды, что шьются у нас - тоже. А там, где "Терра" не работает - беру и другие фирмы.

Было ли такое, что после похода, увидев у кого-нибудь интересное снаряжение, Вы точно решали - вот именно "эту штуку" надо производить? Ваши предпочтения как-то влияют на производство?
Я знаю, что всё мы не можем. Мы сейчас уже много что можем, но всего просто не суметь. В каких-то вещах - да, мои вкусы иногда влияют на производство.

Какие у Вас планы на будущее в плане туризма?
На "Таймене" - в Карелию, на Ладогу. Безо всякого экстрима. С маленькими детьми экстрима не будет. А без детей я сейчас очень мало куда хожу.

А "Терра" куда движется?
Надеюсь, что к светлому будущему (смеется)...

Есть ли какие-нибудь определенные планы на будущее?
Из рюкзаков сейчас готовим несколько моделей. Вот сошьем за зиму - покажем.

Где представляются новинки? Есть ли какое-нибудь "Терра-шоу", где можно увидеть всё, что сделано за год?
Нет, отдельного "Терра-шоу" пока нет - не знаю, хорошо это или плохо. Что-то, как любая фирма, готовим к выставкам. Все остальное просто начинаем разводить по магазинам после выпуска из производства и показывать людям.

А что Вы думаете по поводу будущего российского туризма? Как вы думаете, куда все движется? После ухода профсоюзов с туристской арены, многие клубы развалились, снизилась роль МКК - многое изменилось по сравнению с тем, что было еще десять лет назад. И в то же время туристов становится все больше. Что дальше-то будет?
Вот те клубы, которые остались - это точно клубы, они не фиктивные, для галочки, они - настоящие. И эти клубы все разные - бывают клубы, где обитают настоящие профи, а бывают просто массовые клубы.
Мне приятно, что не смог совсем умереть, а сейчас возвращается обратно детский туризм. И у родителей уже появляются деньги, чтобы купить ребенку рюкзак и коврик, и в школах, и бывших дворцах пионеров - сейчас ДДЮТ - идет работа. По крайней мере, за прошлую весну, лето, осень я слышал уже о достаточно большом количестве школьных турслетов. Это те самые турслеты, которые когда-то были, потом о них все забыли и решили, что слеты никогда не возродятся, а они взяли, да появились снова...
Раньше были турслеты заводов, институтов, которые делались в плановом порядке. Сейчас это называется "корпоративный отдых". Он часто преследует не только спортивные цели, но в большей мере - цели сплочения коллектива. Здесь форма не так важна - люди начинают ездить на природу, причем не только для того, чтобы выпить, а и для того, чтобы заняться спортом. Это радует.
Куда идет туризм в целом? Так, с ходу, сказать не могу.

Как Вы думаете, сейчас есть мода на туризм? Или это скорее мода на "экстрим"?
Я знаю многих людей, которые ходят на природу без всякого экстрима и не ради него. Эти люди в любом случае останутся.
То, что стало модным слово "экстрим" - может быть, это и хорошо. Просто здесь, как и в любом деле, возникают перегибы. Мода всегда имеет последствия, в том числе и отрицательные. Подобные примеры можно найти в каждом виде занятий - есть просто музыка, и это хорошо, а есть фанаты, которые рвут на себе одежду, и это - уже почти клинический случай. Это же не означает, что вся музыка плохая... Есть, конечно, противники экстрима, и есть люди, которые понимают экстрим, как прыжок вниз головой с 17-го этажа об бетонную плиту, но такие аномалии есть в любом виде деятельности.

У "Терры" есть своя спортивная команда?
Есть прозвище - "терраристы", а вот своей стабильной команды у нас нет. Есть разовые выступления наших сотрудников на разных соревнованиях под именем "Терра", но это не постоянно действующая спортивная команда.

Были какие-нибудь спортивные успехи в последнее время?
Старые мы, конечно, стали... Стараемся... Вот, будем на "Мамонт-шоу" в этом году. К сожалению, давно уже ничего почетного не занимали... Мы больше занимаемся этими соревнованиями для себя.
Я противник того, чтобы выставлять под именем "Терра" команду профессионалов. Знаете, есть такой вид рекламы, когда с командой-лидером в каком-либо виде спорта заключается договор на один сезон, чтобы потом говорить: "Терра" выиграла все призы". Для меня это не интересно, ведь все вокруг все равно будут знать правду.

Сайт rukzak.ru - какие планы в будущем и с чего он начинался?
Изначально сайт появился и для раскрутки своей продукции, и для способствования тому туризму, которым мы сами привыкли заниматься. Мы видели вещи, которые трудно найти в Интернете просто так и решили, что надо собрать их все в одном месте.

Как Вы относитесь к делам, творящимся в Интернете?
Во всем, что касается компьютеров и Интернета, я - явный пользователь, а поскольку я - всего лишь пользователь, то я и не тешу себя глобальными идеями и проектами. То, что мы можем сделать для наших клиентов силами нашего интернет-сайта - мы делаем. Может быть, чего-то мы не замечаем, что можно было сделать. Здесь уже важна подсказка. Иногда нам дают советы - и мы на них реагируем. А насколько это окупится и оправдается в будущем - это еще будет видно.
Пока появляются только какие-то зачатки интернет-продаж - продаж без личного контакта с покупателем. Сейчас мы начинаем создавать нормальный интернет-магазин (его еще нет, поэтому пока и говорить нечего). До сих пор количество интернет-продаж таких вещей, как туристское снаряжение (т.е. тех вещей, которые каждый хочет пощупать сам и быть абсолютно уверенным в том, что он покупает) значительно меньше того, сколько продается "традиционным" способом. Фактически, имеют место лишь единичные случаи продаж через Интернет, и здесь все возможности - пока только в будущем.

Какие у вас самые главные конкуренты в России? Мы все знаем основные фирмы в Москвы и Питере, где конкуренция достаточно жесткая. Как обстоит дело с конкуренцией в Европейской части России и как идут дела за Уралом?
За Уралом тоже есть фирмы-производители, которые делают рюкзаки хорошо. Совсем далеко за Уралом сильно влияние Китая - там много китайских вещей, они дешевле, эти вещи больше приняты в туристской среде, но жесткого деления на то, что есть "до Урала" и "после Урала" я не проводил бы, на своих рюкзаках мы не чувствуем этого деления.
А если говорить о конкуренции... Я бы тогда уже говорил о другой мысли, которая часто меня посещает в последнее время. Есть фирмы, которых мы привыкли считать своими конкурентами - это фирмы, которые производят что-то похожее на нашу продукцию, близки по уровню цен и качества. Все эти фирмы варятся в одном котле, но, несмотря на это, мы по-прежнему находимся в хороших отношениях между собой. Я постепенно все больше убеждаюсь, что наша внутренняя конкуренция не так опасна, как конкуренция других производителей, значительно более дешевых, и иногда дешевых в ущерб качеству. Получается конкуренция разных весовых категорий на рынке, который достаточно сильно замнут и обособлен. Если появилось что-то новое и при этом дешевое - люди не могут обратить внимание и не попробовать. Интересно же... Но там, где дешевизна оказывается в ущерб качеству - там человек узнает об проблемах уже потом, когда он вещь купил и ушел с ней в лес. Рюкзак по-прежнему называется рюкзаком, и подвеска вроде бы такая же, значит в голове у человека неудача с данной конкретной вещью отражается на всю продукцию этого класса снаряжения. Вернувшись из похода, такой малоопытный турист начинает думать: "А, знаю я уже эти ваши рюкзаки...", у него в голове одна неудача отражается негативно на весь наш рынок, на весь спектр похожих товаров. Вот и получается компрометация всей группы фирм, производящих outdoor-подукцию. А потом говорят, что "я буду ходить со своим прадедовским рюкзаком или куплю "фирму"". Обжегшись на чем-то явно неприемлемом, такой человек начинает критически относиться ко всему, и это распространяется по его знакомым.
Наша внутренняя конкуренция - она спокойнее, и это уже будет философский вопрос - было бы лучше или хуже без нее? Конечно, заманчиво жить без конкурентов, но ведь мы бы без конкуренции загнили совсем.

Ваша сеть магазинов развернута только в Питере?
Да, только в Питере.

Есть в других городах фирмы, которые торгуют по ценам "Терры"?
Да, такие фирмы есть. Даже если небольшая разница в цене и существует, я бы все равно сказал, что это не столь принципиальная разница. Во многих городах есть фирмы, которые получают наш товар в достаточном ассортименте. Это пара десятков городов по России.

Последний вопрос. Ваш проект "Чистые берега", который был размещен в "Бирже некоммерческих туристских инициатив" - расскажите немного о нем, напомните основную идею проекта.
Идея была в следующем. Сейчас близко от города в местах массового отдыха есть сильно замусоренные места. Очень жалко, что часто из города поехать искупаться в чистое место просто невозможно. На уровне, например, командных полян в Лосево эту проблему можно решить силами самих команд. Наша же идея была в том, чтобы решить эту проблему на действительно больших кучах мусора. Силами "Терры" или силами знакомых туристов и клубов эту проблему не решить. "Терра" может взять здесь на себя общую организацию проекта, стыковку с большими количествами людей, которые могут и хотят работать (в первую очередь, речь идет о Комитете по молодежной политике Санкт-Петербурга). Здесь нужен какой-то достаточно серьезный спонсор - фирма, работающая с большими деньгами и заинтересовавшаяся этим проектом. Мы свою посильную лепту тоже внесем - запросто готовы сшить носилки и мешки для мусора. Однако вывоз одного контейнера мусора из городской черты стоит около 1500 рублей, а если посчитать, во сколько обойдется вывоз мусора из области? Нам одним такие финансовые затраты не потянуть. Здесь требуется участие еще, как минимум, одной компании. Пока, к сожалению, предложений по сотрудничеству в рамках проекта не поступало. Как только появятся - мы сразу готовы приступить к работе.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам





© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100