Автор - Виктор Рыжий

Каждый раз, возвращаясь с пика БАМ, думал, что больше туда не пойду. Сколько можно ходить на одну и ту же вершину? Но это восхождение было закономерным. Я поднялся по восточной стене по классическому маршруту, по западной стене и совершил траверс - осталось только зимнее восхождение, и оно свершилось.
В конце февраля 1996 года 8 ребят - сборная команда из Сибири и Дальнего Востока подошла к пику долиной реки Бюрокан. Сильный ветер рвал палатку, донимал 35-градусный мороз. Пришлось строить защитные стенки из снежных кирпичей.
Утро было морозным (-40 градусов) и ветреным, но в 10.00 мы вшестером ушли вверх. Двое ребят остались в базовом лагере у подножия горы. В команде 5 мужчин и девушка Юля. Когда-то, первый раз, она представилась мне: "Юля Арзамасова - женский батальон ОМОН".
До сей поры не пойму, это шутка или правда. Работает Юля в Хабаровске на таможне. Но, вероятно, она единственная женщина, совершившая зимнее восхождение на пик БАМ. Буду приятно удивлён, если ошибаюсь.
План был такой. В первый день подняться настолько, сколько сможем и поставить промежуточный лагерь, потом на следующий день совершить восхождение и вернуться к небольшой палатке в промежуточный лагерь, а на третий день спуститься вниз. Языком альпинистов: "восхождение в гималайском стиле".

День первый. Сильный мороз и ветер. Но на стене ветер беспокоит не сильно, в глубоком снегу быстро согрелись, солнце уменьшило мороз на стене до -34 градусов Цельсия. Тяжелее всех Саше Баринову. У него вес более 90 кг, плюс снаряжение - снежный наст его не держит, после него - глубокая снежная траншея. На снежной нижней террасе ставим лагерь. Пока устанавливается лагерь, мы с Сергеем Фёдоровым продолжаем навешивать перильные верёвки. Ночуем вшестером в небольшой каркасной палатке. Несмотря на сильный мороз в палатке нам жарко и очень тесно.

День второй. -36 град. С. Уходим по перильным верёвкам, их 3. Выше идём тремя связками-двойками. Особых проблем нет. Всё, как обычно: мёрзнут руки, ноги, лицо; пуховки, рукавицы мешают перемещаться на скалах. Подошли к ключевому месту, где выходят на предвершинный гребень. Куча одежды, снег и лёд на скалах не дают вырваться наверх. Пробуем южнее - там ещё хуже. Уходим севернее по наклонным скалам к отвесному кулуару примерно 10-12 м высотой. Пробую вырваться наверх, но безуспешно. Пробует Серёга Фёдоров - неудачно. Мы в замешательстве, столько сил потрачено зря. С тоской смотрю вверх в кулуар и с какой-то тупой отрешенностью начинаю снова подниматься по кулуару. Сергей негромко неуверенно спрашивает: "Может, не надо?". Но я твёрдо решил ещё раз прорваться наверх. Щели в кулуаре забиты снегом и крепко проморожены, ветер то сверху, то снизу бешено рвёт верёвку, срывает капюшон пуховки и вместе с ним маску с лица. Я таки прохожу кулуар, прохожу метров 7-8 по наклонным скалам и оказываюсь на гребне. Тут ад, еле докричался до Сергея, ребята пошли наверх. До вершины дошли, изрядно потрёпанные ураганным ветром. Чувства непонятны. Одно желание у всех - быстрее вниз. Фотографируемся, меняем записку в туре и обратно.
Всё очень медленно, уже темнеет, иду последним.
На спуске ветер ещё сильнее. Пытаемся организовать спуск дюльфером в кулуар, но верёвку швырнуло вверх в сторону на скалы. Её еле удалось выдернуть. Пробую организовать ещё один дюльфер. Почти то же самое, но Сергей на спуске сумел её распутать и выйти вниз. Я доволен, ребята прошли, теперь и мне можно. Всё задубело на ветру (и мозги - думается с трудом), потому что очень долго пришлось торчать на гребне, на ураганном ветру.
Спускаюсь, сильным ветром верёвки перепутаны, приложил огромные усилия, наконец спустился, а впереди веревки оборваны или обрезаны.

Вокруг чёрное звёздное небо, вой ветра, и вот наступили те минуты, ради которых и написан этот рассказ.
В моей жизни было столько яркого, что мне трудно что-то выделить. Я шёл пешком и на лыжах, плыл, летел, карабкался, падал, тонул, замерзал, задыхался в лавинах, но выжил. И вот снова чётко ощутил состояние бесконечности и одиночества на этой большой ГОРЕ. До сей минуты был командиром, вселял веру в других, мне верили и надеялись, что вернутся благодаря мне. Я вдруг окунулся в омут страха, не за себя. Всегда верю в себя до последней секунды, поэтому, наверное, ещё жив. Я испугался за тех пятерых, они здесь впервые. Ухожу влево по наклонной террасе - там отвесные скалы. В темноте обрывы уходили в бесконечность. Ещё несколько попыток - то же самое. Промороженные мысли бесформенны и нереальны. Все страхи прошли. Я присел на камень, всматриваясь в чёрное небо, слушая ветер. Звёзды, чёрный грохочущий мрак и снежный океан.
И ВДРУГ СРЕДИ ВОЯ И СВИСТА Я УСЛЫШАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС, ОН ПОВТОРИЛСЯ ЕЩЁ И ЕЩЁ. МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ. ЭТО БЫЛ СЕРГЕЙ.
Он вышел на террасу перильными верёвками, начало которых я не смог обнаружить. Всё закончилось...