Июль - август 2003 г.

Автор - Ириков Игорь

Маршрут: река Медведица от г. Михайловка (130 км), далее по реке Дон до г. Серафимович (20 км)

Участники:
1.Ириков Игорь
2.Константин Клементьев
3.Татьяна Кутовая
4.Эльмира Чердакова

Суда:
1. "Таймень-3"
2. "Таймень-2" (из проката)

1. Подготовка, гараж, друзья...
Подготовка к походу началась еще в самом начале лета… Купленная новая шкура для Таймень-3 требовала проклейки. Вечерние походы для подготовки байдарки в гараж заканчивались душевными "беседами" с якобы случайно зашедшими друзьями в гости и затянулись на 1.5 месяца…
Таймень-2 мы взяли в прокате. Прокатчики со всей ответственностью и в полный голос заявляли о том, что байдарка в идеальном состоянии и проблем с ней не будет. Но это оказалось всего лишь словами…
Ну вот, долгожданный момент настал, и наша веселая четверка уже в поезде Москва-Волгоград.

2. Добродушный таксист
В 6 утра мы благополучно выгрузились на ст. Себряково (г. Михайловка).
Г. Михайловка расположен на правом берегу р. Медведица (приток Дона), в 210 км к северо-западу от Волгограда. Он возник в 1762 г. как хутор на земле, принадлежавшей донскому полковнику Михаилу Серебрякову, и назван по имени землевладельца.
До реки от станции около 2-х км. На площадке вокзала нам встретился добродушный таксист на доживающей свой век "ВАЗ-2106". Его уговор загрузить нас всех, вместе с вещами, в его машину (говорил, что и больше загружал) и его предложение отвезти нас сначала на местный рынок для закупки продовольствия, а потом к речке за 400 р., закончился нашим согласием.
Но после 15 мин запихивания байдарок и рюкзаков стало понятно, что места в машине уже нет, а загрузить нужно еще треть вещей и самим влезть…
Эту проблемку водитель решил звонком по сотовому телефону своему знакомому.
Через 15 мин. мы на двух машинах подъехали к рынку и начали закупаться провизией (не нужно везти из дома много продуктов, почти все, т.е. овощи, фрукты, тушенка, хлеб… можно купить там, вот только колбаса там не очень чудесная) и дегустировать вкусное, не пастеризованное Волгоградское пиво…

3. Прокат - от слова "прокатили"…
Медведица Донская - ДонЧерез 30-40 мин. уже стояли на берегу красивой речки Медведица. Но в тот день красота её не внушала доверия: вода была большая, погода пасмурная, дул ветер, черные тучи подозрительно сгущались и настроение наших милых дам заставляло желать лучшего…Медведица Донская - ДонСтало ясно, что времени до дождя осталось немного. И мы занялись сборкой байдарок. Таймень-3 через 1.5 часа стоял уже на воде. Но, увидев шкуру взятого в прокат Таймень-2, в голове звучала фраза: "душераздирающее зрелище"… Количество дырок было не сосчитать, а старые заплатки отклеивались. Пошел дождь….Два часа битвы со шкурой, дождем, резиной и клеем окончилась окончательной капитуляцией врага. Мы - на воде…
4. Большая вода
Медведица Донская - ДонВесна в 2003 году была дождливая, и вода на реке стояла большая.Коряг и камней было очень мало. Но, не смотря на высокую воду, на протяжении всего маршрута было очень много песочных берегов с красивыми, большими пляжами…Медведица Донская - ДонДеревень вдоль берега встречается очень мало. В основном они отдалены от реки на несколько км по той причине, что за время своего существования река Медведица часто меняла свое русло.Но, если все-таки деревни встречались, то мы с большим удовольствием ходили в местные магазины и позволяли побаловать себя выпитой под жарким солнцем бутылочкой холодного, вкусного пива.Медведица Донская - ДонТолько лишь два препятствия ожидало нас на маршруте. Это браконьерские запруды… Местные рыбаки строят из железных труб, проводов, тонких деревьев плотину, перегородив всю речку от берега до берега, оставляя маленький проход по середине реки, куда и ставят свои снасти. Проход находится под мостком, и в большую воду пройти невозможно. Нам пришлось у берега разбирать это неприятное строение. Потеряли 1.5 часа.Медведица Донская - ДонЛюди местные встречаются довольно редко. Туристы тоже. За 10 дней нашего похода мы встретили только 2 группы туристов. Первая на одной байдарке - 3 человека, а вторая на надувной лодке - 2 человека. Больше сказать "мы с тобой одной крови" нам никому не посчастливилось. Погода стояла переменчивая: день шел дождик, два сияло жаркое солнце.Стоянок много. Почти всегда вставали на песке.

5. Живущие рядом.
Медведица Донская - ДонНа протяжении всего маршрута часто в небе парят хищные, красивейшие птицы: соколы, орлы, ястребы. Ближе к Дону стали встречаться чайки. Высокие, обрывистые берега населены сотнями ласточек-береговушек.Эта ласточка по своему образу жизни наиболее тесно связана с водоемами - она чаще всего охотится над поверхностью воды или недалеко от нее и гнездится в норах, вырытых ей в глинистых береговых обрывах.Медведица Донская - ДонНесколько раз любовались передвижением огромных, красивых серых цапель.О существовании наземных обитателей животного мира напоминали лишь ночные шорохи у палаток, увиденные утром следы на песке и вылизанные до блеска котелки… Комары одолевали только вечерними часовыми набегами. Ос, пчел и подобных созданий в больших количествах мы не наблюдали.
Рыбалка была на редкость не добычливой. Куча снастей (удочки, спиннинги, донки, резинки), привезенных из Белокаменной, и мало-майский опыт не приносили большого улова. Иногда попадался окунь, жерех, щука, плотва и всякая мелочь…

Медведица Донская - Дон

6. Совесть не позволила или спасение…

Но количество пойманной рыбы толкнуло нас на мысль искать старицы (озера), которые, часто бывает, кишат карпом и карасем. Изучив карту, мы нашли предполагаемое место нахождения озера и, взяв в руки компас, вчетвером отправились на поиски "рыбного счастья". Час ходьбы под палящим солнцем, и вдруг… впереди по всем видимым признакам должно было быть озеро… Шаг стал быстрее, настроение улучшилось. Но, подойдя к предполагаемому месту, вместо озера мы увидели глубокую яму… Озеро высохло.

Медведица Донская - ДонО прошлом существовании озера напоминала лишь маленькая лужа на самом дне кратера. Но оно не было мертвым. В той самой луже в 40 см диаметром мы увидели десятки мальков. Температура воды была градусов 40 С. Рыбки варились заживо.

Наша совесть не позволила свершиться ужасному, и, достав из рюкзака дождевик, мы использовали его как временный аквариум для переноса еле живых мальков. Наполнив его водой, мы стали переносить туда мальков. Насчитали более 20 шт. и маленького, в 10 см длиной, щуренка. После - бегом, как только это было возможно, - к реке. Мальки еще долго не хотели уплывать друг от друга, но их родная стихия взяла свое, и мальки поплыли по р. Медведице в разные стороны.

После этого случая рыбалка стала повеселее. Наверное, хранитель р. Медведица за наши "подвиги" решил нас наградить несколькими хорошими рыбками…

С каждым днем, приближаясь к Дону, мы видели, что песков становится все больше и больше, и, в конце концов, маленькие пляжи превратились в донские пески. Предвкушая увидеть Дон, решаем идти сегодня до победного конца и лагерь поставить уже на Дону. Стало темнеть, а Дон все не появлялся и не появлялся…

Медведица Донская - ДонСилы уже были на исходе… Но увиденная красота впадения р. Медведицы в р. Дон стоила и не таких усилий. Широкий, мощный, сильный Дон как будто притягивал маленькую, узенькую по сравнению с ним, нежную р. Медведицу и, обнявшись с ней течениями, становился еще сильнее, еще могучей.

Уже почти в темноте поставили палатки, развели костер и приготовили еды. Огромный пляж, слияние двух рек, донская рыбалка, необыкновенно красивая природа и ландшафт, все это заставило нас провести завершающие 3 дня нашего похода на этом месте.

7. Крайний переход

25 км по Дону до г. Серафимович (бывшая станица Усть-Медведицкая). Течение медленное и плывем так же. За 3 часа добираемся до места. Не доходя до автомобильного моста метров 300, останавливаемся.

Удобное ровное место для сборов. Разборка, сушка байдарок, сбор рюкзаков и вперед на автостанцию. Идти 1-1,5 км. Серафимович оказался очень красивым городом, в городе сохранились старинные здания купеческих жилых домов, церкви, монастыря. Но главная ценность - это дух, культура и быт местного казачества.

Добравшись до автостанции, узнаем, что последний автобус до г. Михайловка ушел 15 мин. назад (в 16.30), и будет ли добавочный, не известно. Ждем 1.5 час и вот он…долгожданный автобус. Прощаемся и благодарим Дон, потом, проезжая по мосту, - поклон Медведице, и вот мы уже в пыльной столице, сидим за столом за чашечкой "чай", вспоминаем о наших приключениях и строим планы на следующее лето.