Творчество

19 августа 2019
( Москва )
0 233 0
(Из походного дневника)

Автор - Олеся Ильина (Новосибирск)

Стоим лагерем в бухте Бабушка, что на юго-западном побережье Байкала. Звуки прибоя слышны даже в палатке. Завтра дневка. Ночью просыпаемся от того, что по тенту барабанит, под полом журчит, палатку колбасит, а деревья наверху трещат и качаются. Началась фирменная байкальская катаклизма под названием горняжка. Горняжка - это ветер, который сваливается к озеру с Прибайкальского хребта по ущельям, при этом возникает эффект аэродинамической трубы; ветер достигает страшной силы, он выдувает на водной поверхности так называемые корзины (когда смотришь на воду с высоты, создается впечатление, что кто-то очень большой дует сверху), топит рыбачьи лодки, срывает крыши с домов, рвет провода, а также гнет и плющит каркасы палаток, так что внутри становится не очень комфортно. В районе Песчанки горняжка бывает часто.
Приближение с гор очередного порыва угадывается по нарастающему реву и треску в ветвях деревьев. Серега, лежащий с наветренной стороны, периодически жалуется, что изгибающийся под напором ветра каркас палатки наносит ему моральный ущерб. По очереди изучаем это явление - да, действительно, каркас время от времени упирается прямо в морду, очень неудобно. Дружно выражаем сочувствие.
Валяемся в спальниках до последнего, все довольны. Жизнь портит необходимость периодически вылазить наружу, заново привязывать выдранные растяжки и сорванный полиэтилен. До этого дня мне ни разу не приходилось задействовать все веревочки и все до одной ушки на палатке! А тут даже не хватило.
Под давлением неумолимых обстоятельств (дождь барабанит, за дровами надо лезть в горы, да и вообще лениво) от мыслей о костре отказываемся. Готовим завтрак на газовой горелке в экстремальных условиях - в палатке, среди спальников и тел (бессмысленно валяющихся кругом вместо того, чтобы вылезти и растянуть, наконец, прилично палатку!) В процессе приготовления она всяко изгибается, пытаясь сокрушить котелок, который приходится все время держать.
Мы с Викой и Денисом, ака Слониками начинаем оживленно трепаться на темы молекулярной биологии (все трое учились в одной группе в НГУ). Серега какое-то время выслушивает рассуждения о трудностях, с которыми сталкивается человек при дизайне праймеров для нужд фагового дисплея, а потом угрожающе заявляет, что сейчас начнет разговаривать про компьютеры. Мы соглашаемся - при условии, конечно, что он предварительно покинет пределы палатки.
Наконец вылазим наружу. Нифига себе! Байкал из лазурно-синего стал свинцовым (таким он мне больше нравится), вдали над поверхностью воды носятся поднятые ветром клубы водяной пыли. Облака, тоже свинцово-серые, летят низко, рвутся в клочья, - одним словом, красота, на такое стоит взглянуть. Еще одно интересное свойство горняжки обнаруживается на пляже - ветер поднимает песок и хлещет им по физиономии, так что отдельные песчинки впиваются в кожу - ощущения получаются незабываемые.
Я лицемерно восхищаюсь буйством стихии. Остальные ругаются. Особенно энергично ругаются слоники - всякие шторма не гармонируют с их радужным расположением духа. Мои метеорологические пояснения (...а вот обратите внимание на форму ряби на поверхности воды, это очень характерно) их как-то тоже не радуют.
А кто хочет в радиалку? Слоники не пойдут. С надеждой смотрю на Серегу - желание не выказать слабости мучительно борется в нем с нежеланием таскаться под дождем по скалам при свисте ветра и грохоте прибоя. Торжество разума не состоялось - Серега мрачно натягивает ветровку. Он что-то такое про себя думает о всяких маньяках, осложняющих жизнь серьезным туристам.
Идем искать Кедровый перевал - объект паломничества местных матрасников. Кедровый замечателен тем, что на нем растут кедры, а также открывающимся с него красивым видом на Колокольни - грандиозные скалы, ограничивающие бухту Песчаная. Слоники обещают приготовить пищу. На Кедровом я до этого была пару раз, помнила, что от турбазы нужно идти вверх, по тропе. Карту брать не стали - толку с нее, с двухкилометровой, и компас тоже не взяли. Народ, кто читает эти строки - если пойдете в лес, берите компасы! Честное слово, очень помогает. Мы не взяли. Типа чего там, погуляем до обеда. В общем, не взяли. И поесть тоже не взяли - до Кедрового и обратно ходу часа два.
А зря - ведь именно в этой радиалке мы потеряли Байкал. И вот как это произошло. От бухты Песчаной выходим на тропу, идущую вглубь берега с постоянным набором высоты. Подъем довольно крутой, тропа идет по густому сосновому лесу. Поэтому обзор ограничен - собственно, кроме деревьев ничего не видно. Встречаются кедры, прямо на тропе находим шишки, которые немедленно рассовываются по карманам. Порывы горняжки периодически с ревом и хрустом проходят по вершинам. Один раз прямо на тропу падает здоровенный сук. И дождь. Круто!
После примерно часового подъема выходим на водораздел массивного гребня. До меня доходит, что мы залезли на что-то более глобальное, чем Кедровый. Кедровый - это перевал через локальный хребтик, и с него хорошо просматриваются окрестности. А тут - ничего не видно, одни елки кругом. Но по расстоянию явно дальше. И выше.
По водоразделу идет королевская тропа, даже деревья по краям промаркированы краской. Видимо, та самая, от Голоустного, про нее еще в интернете написано. Какое-то время идем по водоразделу, а потом решаем сваливать обратно к Байкалу.
И в этот момент нас посетил мозгоклюй - злой дух из мифологии спортивного ориентирования. Причем он посетил сразу обоих, ибо мнения о том, с какой стороны мы поднялись, полностью совпали. Кстати подворачивается какая-то хилая тропка, идем вниз. Тропка сначала довольно уверенно идет на спуск, а потом начинает петлять, становится все менее выраженной, мы ее периодически теряем. Странно - когда шли вверх, спуск был круче... Забуряемся в какое-то болото. Натыкаемся на полуразвалившуюся землянку. Здесь, похоже, жили сборщики орехов. Места явно дикие, нехоженные. Хаотично натоптанные и заросшие тропки... Стараемся выдерживать направление, тропа совсем сходит на нет. Какое-то время идем без тропы, продираемся через низкий цепкий кустарник, перелазим через многочисленные коряги. Нехорошая догадка уже давно вертится в голове, но вот верить ей не хочется. Пусть сначала подтвердится.
Спуск незаметно заканчивается. Кругом густой лес, никаких следов Байкала. Мало того, что Кедровый не нашли, еще и Байкал потеряли. Окрестности просматриваются плохо, все, что видно - беспорядочные сопки, поросшие все тем же лесом. Ну да, теперь очевиднее некуда - перевалив через хребет, идущий вдоль побережья, мы позорно свалились на другую его сторону. А дальше на запад - сотни километров тайги. Назад, однако, надо! А куда назад-то? Последние часа два мы шли петлями, пытаясь найти тропу. К тому же густой лес не позволяет сориентироваться.
А в тюрьме сейчас макароны дают...
Принимается запоздалое решение сесть и подумать. Восстанавливаем мысленно карту Байкала - нужно нам категорически на восток. И даже на северо-восток. А где они тут, интересно? Компасы остались в лагере. Cолнце откуда-то светит, а откуда - не видно, дождь потому что. И дело уже ближе к вечеру.
Серега, читавший в детстве правильные книжки, припоминает, что мох на деревьях растет с определенной стороны света. Причем Сереге кажется, что с северной, а мне (типа, биологу) - что с южной. Хотя у меня уверенности никакой. Хорошо еще, что нас не четверо! Итак, начинаем движение исходя из северной версии.
Пипл! Для тех, кто не внял моему призыву ходить в лес с компасами. Мох на деревьях растет с СЕВЕРНОЙ стороны! Мы подтвердили это эмпирически.
Наша траектория далека от прямой, постоянно приходится обходить естественные препятствия - поваленные деревья, ямы. Попадаются беспорядочные заросшие тропы, возможно звериные, иногда они совпадают с нашим направлением, чаще нет. У меня приключается обычный в таких случаях глюк - кажется, что ходим по кругу. Постоянно останавливаемся, чтобы посмотреть на "компас". Кушать хочется давно и сильно. Спасаемся кедровыми шишками - колупаем их на ходу на предмет орешков. Толку от этого мало - не считая того, что руки все в смоле (отмыть их я смогла только дома).
После нескольких часов блужданий подъем заканчивается. Кажется, вышли на гребень, только он почему-то слабовыраженный. А куда делась столбовая тропа?! Еще кажется, что с другой стороны внизу между деревьев просвет - может там сдуру Байкал? Ну, мало ли чего нам сегодня казалось? Начинаем спуск. Обнаруживаем высокий каменный останец, одиноко торчащий посреди леса. Вот он, момент истины; залазим и оп-па! Внизу, впереди, справа, слева - оно, озеро, серое после шторма, невероятно огромное, нашли наконец-то! Ура!!!!!!!!
- Вот блин, обидно, - говорю я. - Не получится поиграть в школу выживания.
Гоню я, ой, гоню! Не хочется мне ночевать в мокрой одежде где-нибудь под корягой. А хочется в палатку, в сухой спальник, к толстым теплым слоникам.
Дальше все было как в сказке. Дождь закончился, мы наткнулись на тропу и галопом спустились к берегу. Правда, оказалось, что промазали мимо лагеря аж на две бухты, вот ведь заглючили! Но это ведь такие мелочи.
В лагере слоников не было, они дождались, пока дождь закончится, и тоже пошли прогуляться. Над погасшим костром висел холодный суп; - жизнь налаживалась. Правда, в этот день Серега получил травму. Психологическую. Узнав, что на турбазе порывом ветра разбило окно в магазине, поэтому он закрыт, и мы, соответственно, на два дня остаемся без хлеба.

0 0
Добавить публикацию