Творчество

19 августа 2019
( Москва )
0 199 0
Автор - Олег Добров (Новосибирск)

Мир, в котором я домаНад зеленым океаном тайги взметнулись к синему небу бурые от лишайников скалы. Яркими бликами отразилось в водной глади солнце.
Бирюса.
Среди множества уголков планеты, есть места, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Места, где чувствуешь - ты дома. И хочется пожать пушистую лапку знакомой пихты, подставить лицо ветру, настоянному на лесных ароматах, на долгие минуты присесть на вершине утеса.
Бирюса.
Устье речки, превратившееся в глубокий извилистый залив рукотворного Красноярского моря. Пещеры, трава по-пояс, серые осыпи курумников, избушки укрывшиеся под навесами скал или в сумраке гротов. Все это Бирюса.
Сибирская Швейцария?
Нет.
Мир, в котором я домаБирюса - это кусочек сказки.
Это, сон, обратившийся явью.
Кажется, что катер летит над недвижным зеркалом воды, окрашенным в красноватые тона отраженного заката. Залив становится уже. Сбавляем ход и буквально подкрадываемся к берегу - границе скал и водной глади.
Тропинка уводит от берега в глубь распадка.
Серебристыми колокольчиками звенят стеклянно-прозрачные струи ручья. Повисли на длинных кедровых иголках капли недавнего дождя. И в каждой капле весь окружающий мир - лучики заходящего солнца, зелень леса.
Провал входа в подземелья Бирюсы.
Привязываю веревку к толстенному стволу ели. С помощью оттяжки вывожу навеску в сторону от острой кромки камня.
Мир, в котором я домаЛедяной склон, веером развернувшийся от устья входного колодца в черноту грота. Гигантские сосульки, зелено-синими призраками свисающие из черноты каменного неба. Хруст ледышек под подошвами сапог. Полу ход, полу лаз среди заиндевевших каменей и гирлянды снежинок под потолком следующего зала.Красно-желтое пламя свечи и лед. Полупрозрачные толщи замерзшей воды. Застывшие водопады, твердь озер под ногами. Очередная навеска. Спустившись, оборачиваюсь. Позади проход перегорожен ледяной стеной, в разломе которой исчезает веревка. Конец веревки чуть дергается в моих руках. Там, наверху к ней пристегивается Ульяна. Вслед за хлопком включаемой карбидки, ледяная стена становится полупрозрачной толщей голубого стекла, за которой угадываются движущиеся тени людей. Пар от нашего дыхания подергивает окружающий мир легкой дымкой тумана, в которой цветными всполохами пляшет желтое пламя укрепленных на касках светильников.Калибр. Лед пола и камень потолка почти сомкнулись оставив для прохода узкую щель. Снимаю снарягу и пытаюсь протиснуться под нависающий свод. Ничего не получается. Выбираюсь из калибра. Снимаю и защитный комбез и флисовый утеплитель. Лед обжигает голое тело, зато успешно проскальзываю через это "игольное ушко" и промокнув по пути лужицу талой воды, ногами вперед выбираюсь в очередной грот. Парой десятков метров дальше на смену холоду придут вечные пещерные плюс четыре.
Знакомое до последнего камешка подземелье. Очередной спуск, переплетение ходов среди украшенных, теперь уже каменными сосульками, глыб. Гигантский коридор с расширениями гротами.
Сперва вниз - к гроту Тигры. Затем вверх. Выше и выше к чудесам Эрмитажа. Стандартный маршрут прохождения пещеры. Хорошо знакомый и каждый раз дарящий новое: с особым великолепием закрученный сталактит, до селе не виданные расцветки кристаллов, неожиданный ракурс, под которым по-новому видится только что пройденный ход.
Поверхность.
Долгие посиделки у костра. Чай, чай, еще чай. Глубокой ночью, в свете луны расходимся по палаткам.
Новый день и новая пещера.
День настолько хорош, что в Кубинку я и Наташа пойдем вдвоем. Остальные останутся на поверхности греть на солнышке свои промерзшие в Женеве косточки.
Как всегда, спуск в пещеру предваряет подъем к ее входу. По вертикали это чуть более двухсот метров. Неспешный подъем к вершинам скал со всех сторон обрамляющих Пещерный лог. Прямо напротив гигантский отвес с черным отверстием входа в пещеру Седьмое чудо света. У подножия скалы остатки избушки.
Стоим на карнизе. За спиной скала. В этой скале, двадцатью метрами выше вход в Кубинку. От ног - крутой склон до самого дна лога. Переодеваемся. Помогаем друг-другу подогнать ремни беседок. Заливаем воду в баллоны карбидок.
Почти до нашего карниза, сверху от входа в пещеру свисает толстая крученная веревка и старая тросовая лестница. Знаю, что особо доверять этой навеске не стоит, но все равно встегиваю веревку в страховочный самохват. Хоть какая, но дополнительная гарантия безопасности. Подъем не сложный. Вот и перемычка. Узкая площадка, на которой могут расположится два-три человека. С одной стороны отвес скалы, с другой провал колодца.
- Веревка свободна!
И пока Наташа выбирается наверх, встегиваю карабины в уши шлямбурных крюков и привязываю к ним конец веревки из висящего подо мной транспортного мешка.
- Натунчик, я пошел вниз.
Опускаю транспортник в колодец и вслед за ним соскальзываю сам. Пяток метров спуска и первая перестежка. Где-то здесь должна быть втулка "спита". Вворачиваю ухо, вяжу узел.
-Свободно!
- Ясно.
Еще пара перестежек и мы на дне входного колодца. Высоко-высоко на известняковых стенах синеватый дневной свет. Нам вниз, на встречу с тьмой. Воплощением этой тьмы порхает летучая мышь.
Второй колодец. В этот раз мы обойдем его лазанием.
Щель, уходящая отвесно вниз. Абсолютно гладкие стены.
- Смотри, Наташа. Здесь просто соскальзываешь вниз, распираясь локтями и коленями. Метров через семь, ищи уступ для ноги на той стене, в которую упираешься спиной. Я буду ждать тебя чуть ниже. Не бойся - ниже меня не пролетишь.
Скольжу по влажному камню. Ноги сами находят необходимые выступы.
- Теперь осторожно. Тут широко. Распор спина-ноги. Ноги можно поставить в трещину.
Калибр, наклонная галерея, третий колодец.
Уступ, крутая катушка и грот. Грот "Фиделя".
Гуляем в музее системы Чили. Затем вниз к гроту Грандиозному, где, не достигая потолка теряется луч мощного фонаря. И снова вверх под самый потолок грота, откуда разбегаются проходы "Волшебного лабиринта". Трехмерное переплетение ходов. Зная каждое ответвление, я все равно не могу представить себе объемную модель пещеры. Здесь явно нарушены все законы пространства. Просто осознаю, что спускаясь чуть ниже можно попасть к отверстию, вновь спустившись в которое можно сверху попасть к началу только что пройденного пути. Вот так - идя вниз, попадаешь наверх.
Левая рука нашаривает где-то внизу, на уровне бедра удобный зацеп - Наташа, берешься за него, как за дверную ручку, и отклонившись над колодцем переходишь в продолжение хода за отвесом.
Колодец и колодцем-то не ощутился, так нечто черное, где-то за спиной.
- А теперь, слушай! - кидаю вниз камень.
Перестук падающей каменюки становится все глуше. Кажется все, камень достиг дна, но снизу доносится легкий гул очередного удара и всплеск воды. Только теперь, метрах в пятидесяти ниже, наш камень упал в водобойную яму на дне четвертого колодца.
"Голубые озера" с водой такой прозрачности, что порой спелеолог понимает, что переступил границу суши, лишь черпанув ледяную воду голенищами сапог. Перемычка. Очередной спуск по ребристым натекам. Извивающиеся сталактиты грота "Сказка". "Второе рождение" - щель, сквозь которую буквально просачиваешься в очередное расширение. Спуски, подъемы. Проход в распоре, сперва над озером, затем все над тем же "Четвертым колодцем".
Примерно через час-полтора акробатических трюков возвращаемся к балкону над гротом "Грандиозный". Теперь наверх, к выходу из пещеры. Но не тем путем, которым попали сюда, а через ход "Боком по натекам". Пройдя траверсом над колодцем в "Антресоль" и спустившись в грот "Фиделя" с потолка. Чем хороша Кубинка, так это переплетением неимоверных красот, технических препятствий, где есть место и свободному лазанию и веревочной технике. И очень хорошо ходить в нее маленькой компанией. Тогда не нужно ждать своей очереди в очередном сложном месте - пещера идется на одном дыхании. Затем, в памяти, такое прохождение сливается в феерию восторга.
Прощание с Бирюсой.
Мир, в котором я домаМы с Наташкой сидим на вершине утеса, в котором спрятался вход в Кубинку. Сидим любуясь непрестанно меняющимися красками заката. Сидим вспоминая только что пройденный маршрут. Вспоминаем пройденное и уже начинаем планировать будущее прохождение.Когда оно будет это будущее? Да и будет ли вообще… Кто знает.Мир огромен и прекрасен. Очень хочется побывать там, где еще никогда не был. Очень хочется верить, что найдется и дня три-четыре для новой встречи с любимой.
С любимой Бирюсой.

0 0
Добавить публикацию