Главная > Литературное творчество Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Вера, Надежда, Любовь

Автор - Олег Добров (Новосибирск)

Наталья Яценко на подходах к пещере Надежда Тоненький слой наста под пухом свежевыпавшего снега с хрустом проламывается и лишенная опоры лыжа все глубже погружается в белое месиво. Рюкзак неумолимо тянет влево и лишь, вовремя нащупавшая опору палка, предотвращает падение. Высвобождаю лыжину из снежного плена и делаю следующий шаг. Вновь иллюзия опоры, хруст настовой корочки и вновь по-колено. Шаг, шаг, еще шаг.
Поземка заметает протоптанное подобие лыжни за спиной. Белыми разводами струится по белой целине впереди.
Ощутимо холодает. Спина мокра от пота, а руки в толстенных варежках все равно мерзнут. Склон, вверх по которому я прокладываю лыжню, крутым не назовешь. Но пара сотен метров, отвоеванных у белой горы, выматывает.
Усталость, холод. Да еще сгущающиеся сумерки.
Виктор Гусев у входа в пещеру Надежда Через час - другой стемнеет окончательно и найти среди сугробов крохотную охотничью избушку станет и вовсе не просто. Мои спутники приотстали - редко спелеологам приходится становиться лыжниками. Устраивать холодную ночевку возле костра как-то не хочется. Потому, выйдя на перевал, бросаю рюкзак в снег и налегке ухожу тропить лыжню. По моим расчетам до избушки всего-то километра четыре и налегке я успею отыскать ее засветло.
Наледь ручья и крутой излом основной долины. Изба где-то здесь. Пол часа безуспешных поисков, час. Да может и нет ее уже. Сгорела или завалилась окончательно. Четверо моих спутников уже догнали меня и присоединяются к поискам. Нет избы…
Ветер стих. Прояснило. Над верхушками кедров и пихт сине-фиолетовыми огоньками мерцают россыпи звезд. Холод становится все ощутимей. Новая изба Продолжаем поиски, отмечая по пути места, где можно будет устроить холодную ночевку. Благо, что сухостоя предостаточно. Уже готов принять решение о ночевки у костра, когда очередной сугроб на поверку оказывается занесенным по самую крышу жильем.
- Народ, сюда! Есть изба.
Вместе с Андреем и нашими девчатами начинаем заготовку дров и приготовление ужина. Виктор, по проторенной лыжне уходит за моим рюкзаком.
Пляшут по закопченным бревнам стен огненные блики, прорывающиеся сквозь неплотно закрытую дверцу печки. С каждой минутой становится теплее. В мокрые пятна превращаются кристаллы изморози на низком потолке. Но по ногам, из щелей тянем морозный сквозняк. Чувствуется, что как минимум пару лет, избой никто не пользуется. Но и плохонькое строение лучше ночевки в сугробе. Теплее, надежнее, уютнее, в конце концов.
Солнечное морозное утро. Синь небес. Мороз и полное безветрие. После завтрака, пока мы собираем рюкзаки, теперь уже Виктор налегке уходит тропить лыжню. Возвращается он минут через сорок, сообщив, что останавливающий ориентир - свежий сруб возле лесовозной дороги, за те годы, что я здесь не был, превратился в великолепную избу. Не мудрено, что старой, приютившей нас в эту ночь никто не пользуется.
Вход в пещеру Надежда расположен на отвесной скале Рюкзак не полегчал, но насколько приятнее и от того легче идти в солнечную безветренную погоду. Нам везет. Везет с погодой, везет, что через густой лес, практически лишенный ориентиров мы не плутая выходим к скале, в которой в шубе куржева, на высоте метров в десять чернеет вход в пещеру Надежда.
Надежда. Вера. Любовь…
Надежду мы нашли. За логом, в зарослях пихты таится вход в подземелье, названное Маленькая Вера. Любовь? Она всегда со мной!
У основания утеса оставлены лыжи. Поднимаемся сами и поднимаем рюкзаки в привходовую галерею пещеры. Коротенький горизонтальный ход обрывается пятидесятиметровым каскадом уступов.
Пожалуй, самое интересное для меня работа на отвесах - прокладка веревочной тропинки в бездну земли. Метр за метром продолжается спуск. Проплывают вверх серебристые капельки на сводах, молочно-белые, пока еще совсем невзрачные сосульки натеков. Легким гулом отзывается на наши голоса эхо, рожденное в громадных объемах грота.
В одном из ответвлений подземного зала, на относительно ровной площадке, мы устанавливаем подземный лагерь. Солнышком здесь служит ацетиленовый светильник, костер заменил примус.
В.Гусев и Н.Яценко в нижнем гроте пещеры Надежда Связав в гирлянду несколько пластиковых бутылок, уходит за водой Наташка. Здесь, среди вечного мрака и каменных кружев нам предстоит прожить три дня, путешествуя по лабиринту ходов, фотографируя и снимая на видео наш вояж.
Просачиваясь через толщу известняка водяные капли насыщаются кальцитом, откладывая его в пустотах гротов в виде великолепия натечных образований - сталактитов, сталагмитов, всего прочего, чему и общепринятых названий нет. "Натечка" - одним словом.
Наташа и Виктор заняты приготовлением обеда (может быть ужина - в темноте и тишине понятие времени становится весьма условным. Еде после сна - завтрак, перед сном - ужин. Если еда с процессом сна не связана - наверное, это обед). Я установив на штативе видеокамеру снимаю игру световых бликов на кремово-желтых сосульках сталактитов и зарождение капелек на ребрах кальцитовых занавесей. Готовит Наталья Яценко Метрах в тридцати над нами, в восходящих каминах системы "Чертово колесо" возятся Андрюха и Натунчик. Их переговоры великолепно слышны, но многократное отражение звуков от стен делает слова совершенно неразборчивыми. Угадывается общее настроение беседующих: девчачий голос явно о чем-то просит. Отвечающий простуженный бас протестует и, похоже, достаточно грубо. Вновь женский голосок и суровое мужское рыканье в ответ.
Вниз.
Колодец, разлом, узкие окна ходов у основания стены. Первопроходцы под руководством новокузнечанина Сергея Величко - "Великана" на многие дни превратились здесь в "копателей", расширяя низкий лаз, ставя крепи, вынося в расширения камни, мешающие продвижению вперед.
- Олег, нам сюда?
- Да. В эту щель. Считается, что если в узость пролезает каска - пролезет и сам спелеолог.
- Каска прошла, а я еще нет - откликается из расщелины Виктор.
Судя по всему лабиринт в этом месте подошел практически к поверхности. В зимнее время сибирский холод через трещины проникал в подземелье, охлаждая горный породы, превращая гигантский зал в природный холодильник, где навечно установилась граница между зимой и весной.
Чуть ближе к поверхности, и стены украшены гирляндами снежинок, навевающих воспоминания о детских сказках с чертогами Снежной королевы.
Чуть дальше - хрустальный перезвон капели в ледяных бокалах.
Кажется нет места для жизни в этом союзе льда и камня. Но там, где температура становится чуть выше нуля, трещины буквально кишат устраивающимися здесь на зимовку летучими мышами.
Удивительный зверь летучая мышь! Обитая в полной темноте зверек ориентируется за счет эхолокатора. Издавая неслышимый человеком звук, мышь улавливает его отражение от стен, и по сути дела, "видит" ушами.
И снова отвес. Узкая вертикальная труба метров через семь выводит в верхнюю часть разлома. Перестежка с веревки на веревку и спуск вдоль стены до массивных сталагмитов. Вновь перестежка.
Разбегающиеся в стороны проходы в толще серого зернистого известняка. Красная глина на полу и белоснежные елочки сталагмитов.
Последний уступ.
Судя по всему, мы ступили на самый нижний ярус пещеры.
…Здесь озера с живой водою,
Цветов каменных блеск неземной.
Даже музыка есть под землею,
Вы послушайте капельный звон…
И сливается перезвон прозрачных капелек со звучанием каменного ксилофона.
И в кусочке солнечного света, принесенном на двухсотметровую глубину в виде огонька карбидки, сияют каменные кружева сталактитов и сталагмитов.
Дно достигнуто. Но пещера не закончилась. Чернеют провалы ходов в стенах грота, убегают в стороны низкие галереи. Да и может ли закончиться большая пещера? Просто спелеологи нашли новые объекты приложения своих раскопочно-первопрохожденческих сил. И быть может километры новых галерей Надежды скрыты лишь несколькими метрами узости или каким-нибудь камнем, который необходимо чуть сдвинуть…
Последний походный вечер Назад и вверх. Гроты, колодцы, уступы.
Бухтуем снятые веревки.
На стенах и потолке хода синеватые отсветы зимнего дня.
Впереди червонного золота закат над Шор-Тайгой, ночевка в новой избе.
Впереди возврашение в город. Новые путешествия впереди.

Фотографии:

Наталья Лукьянова у охотничьей избушки

Снова в путь

Кальцитовый занавеc

Андрей Киселев

Н.Лукьянова у
кальцитового занавеса

Кольцуем летучую мышь

Гуры. На переднем плане череп куницы