Главная > Литературное творчество Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Страшная, страшная сказка... со счастливым концом

Автор: Юлия Горбатова

Состав "Сказочников":
На байдарке Нева-3 умещаются
Витька (капитан)
Юля (фотограф)
Данила (сын)
Нюта (дочь)
Ней (лабрадор)

Как раз первого мая, в 6 часов утра погрузились мы в такси и отправились на Казанский вокзал, чтобы сесть на электричку и выйти на станции с очаровательным названием Кривандино.

Течет через Кривандино речка с Поля. Решили мы с друзьями по ней сплавиться дней за 5. Друзья в конце по уважительной причине остались в Москве, а мы двинули на Полю. Так и началась жжжуткая история, которую я собираюсь очень подробненько рассказать, сопровождая фотографиями.

Были у нас с собой и описания речки из инета и даже лоция поминутная была. Но знающий не говорит, а говорящий не знает. Видели мы то, что хотели, а то, что было написано игнорировали. О чем скоро пожалели.

1 мая

Белка

Еще утром, часов этак в 5, я все вопрошала Витьку: стоит ли? Поскольку было холодно и мерзко. Витька, как всегда, был уверен в своей правоте и говорил: "Стоит!". Как он оказался прав, выяснилось только при высадке на ст. Кривандино, когда вдруг стало жарко и мы поскидывали с себя сапоги, куртки и шапки, оставшись в штанах и футболках.

Гребли мы в этот день меньше двух часов. Во всех описаниях было сказано, что после этого случаются хорошие стоянки, а после долго не предвидятся. Так как первый день всегда тяжелый, было решено, искать хорошую стоянку и вставать.

Так и сделали.

Бобровое

Стоянка действительно была хороша. Если учесть, что и погода к полудню настроилась на лирический лад и стало пригревать солнышко (в электирчке мы кутались в спальники, чтобы не откинуть копытца), то ясно, что начало было просто замечательное.

Дети были при делах. Им тоже все нравилось.

2 мая

Клязьма

Так как второй день начинался там, где закончился первый, все выглядело очень удачно.

Погуляли с Неем по окрестностям.

Позавтракали все вместе. Витька и Ней искупались. По очереди. Зрелище не для слабонервных, особенно когда этот кунштюк выкидывал Витя, учитывая температуру воды. Очень лихо вышло. Зрителям понравилось.

Птиц очень много разных летает. В том числе и уток всяких красивешных. Снять не пыталась, но разглядывали с удовольствием.

Костер

Собрались и отчалили. В планах ничего особенного не было. Хотелось красивых мест и уютных стоянок. Зря. Ничего такого в ближайшие дни увидеть нам не светило.

Река Поля неожиданно превратилась в поле. Почти что море, из которого местами торчали ветки кустов и по дну стелилась обычная зеленая трава.

Байдарка у нас большая, перегруженная, маневренность у нее аховая. Пройти "море" напрямик с таким судном не представлялось возможным, поэтому мы на ровной бесконечной глади выискивали зорко течение и петляли вслед за ним. И снова петляли. И опять петляли.

Мумия

Через некоторое время с радостью заметили на левом берегу вдали домики - деревня Дмитровка. Когда деревня показалась по левому борту раз десятый, она уже не вызывала прилива энергии. Очень хотелось наконец до нее догрести и дозакупиться продуктами. Еще через час мы оказались около деревни. Точнее, на мысу, от которого до деревни метров 500. Мы с Неем сели сторожить байдарку, а Витька и дети ушли за продуктами. Через полчаса они вернулись без продуктов. В деревне людей нет. За бабулькой, которую углядели в другом конце улицы, гнались всем табуном с завываниями и воплями-просьбами. Догнали, связали, пытали (шутка). Магазина в деревне нет. Бабушка предолжила прогуляться еще 3км по шоссе до деревни с магазином. Вариант был с негодованием отринут.

Решили дозакупаться во Власово, которая недалеко от Дмитровки. Надо только туда догрести.

Почки

Еще час мы плутали вслед за течением и видели на левом берегу уменьшающуюся в размерах Дмитровку. Наконец она скрылась на поворотом, но река продолжала петлять не менее отчаянно.

Говорят, многие неопытные байдарочники теряют русло и перестают ориентироваться. Мы оказались байдарочниками опытными - русло ни разу не потеряли.

Заодно обучили детей пользоваться закупленными перед походом детскими компасами - река течет практически строго на север)

Ближе к вечеру, ни фига не достигнув никакого Власово, мы зачалились там, где Бог послал. Место оказалось удачно тем, что подъезд на машине был туда невозможен, а местные с машинами по берегам нам до этого уже встречались. Красоты зато не было ваще. Но было сухо, ровно. Можно было кушать.

У Нюты разболелось ухо. Я завязала ей ухо шарфом (шарф в поход был взят Нютой, кто б знал, что может пригодиться). Очумевшая от усталости детка, изображала из себя белку.

3 мая

Поля

Снова проснулись там, где ложились. Эмоции сложные. Надежды на будущее огромные...

Я готовила завтрак и фотографировала, Витька мастерски управлялся с костром.

Собрались, отчалили. Через 50 минут догребли до автодорожного моста, от которого можно дойти до Власово. Высадились. В этот раз на разведку ушли самые крепкие из нас - Данила и Витька. Нюта, Ней и я остались. Съели по жаре и от тоски апельсин. Оставили Дусю и Витьке яблоко.

Через минут 40 вернулись наши мужчины, обременненые закупками. Все упаковалось в байду и мы были готовы отчаливать.

Поля. Утро

После Власово река снова стала рекой и какое-то время нас это очень радовало. Правда, недолго. Выяснилось, что когда Поля - река, а не поле, она узкая и через нее постоянно валяются деревья. Завалы образуются, то бишь.

В этот день мы насчитали 4 завала, которые потребовали обноса или протаскивания пустой байдарки. Те, которые проплывались, мы не считали.

В какой-то недобрый момент Нюта уронила в воду компас. Компас воспользовался случаем и немедленно потоп. Витька воспользовался случаем и повопил на Нюту. Река воспользовалась случаем и в очередной завал/поворот мы не вписались.

Собака (а кто же еще?)

В принципе, такой способ проходить шахматные завалы нам с нашей-то бандурой знаком: первый проходишь носом, утыкаешься в берег, течение разворачивает байдарку кормой вперед, проходишь следующий завал задом, утыкаешься им в берег, течение разворачивает байдарку вперед носом, ну и т.д.

В данном случае получилось не очень. Пройти кормой очередной завал мы прошли, но вот когда развернулись носом, то вышло, что мы проходим под толстенной веткой поваленного дерева. Данила плохо пригнулся и ветка его зацепила. Данила заорал и впился в нее руками, Витька заорал и впился в Данилу. Байдарка ничего не заорала, но резко накренилась вправо и собралась киляться. Ней не заорал, но решил подняться со дна байдарки, чтобы узнать, что случилось. Нюта заорала, но не пошевелилась. Я заорала и навалилась всем весом на левый борт.

Сосна

Впервые в жизни (сильно потом) я порадовалась, что вешу свои 85кг. Если бы я весила меньше, фиг бы я смогла перевесить всех, кто решил завалиться на правый борт. Учтите, что повернуться и посмотреть, что происходит сзади я не могла, я просто орала и валилась на левый борт. Орала на Нюту, чтобы не шевелилась, на Нея, чтобы упал вниз, зараза, просто орала. Данила орал все, что получалось орать, Витька орал на Данилу тоже что-то не очень удачное. Жуть.

В общем, протащили Данилу под веткой, но у байдарки застрял руль. Как снимали руль, прыгая в байдарке, помню смутно. Пришел отходняк.

Глубина там большая, вода леденющая. Страшно, одним словом.

Так как Данилка оказался весь мокрым, у следующего завала не просто остановились, но решили переодеться. Витька шагнул в воду у берега и провалился между берегом и байдаркой по грудь. Переодевались уже вдвоем.

В 7 вечера встали на ночевку около очередного завала. Сил обносить его не было. Место стоянкой до нас не было, но мы решили, что сейчас нам уже что хошь - стоянка. Посему разбили лагерь.

4 мая

Ступени

Проснулась я совершенно больная. С температурой вобнимку. Уфф. Очень погано. Шевелиться не могу, думать не могу. Все равно пыталась брать в руки фотоаппарат и что-то снимать. Нельзя же просто лежать.

Из-за меня отчалили только во второй половине дня. Витька вообще предлагал сделать дневку. Но место не очень было с самого начала, а уж когда обнаружилось, что там полно гадюк, всякое желание задерживаться, у меня отпало (детям и Витьке гадюки нравились, вызывая живой биологический антерес).

Завал, который надо было обносить, выглядел трогательно.

Витька отнес за него пустую байдарку, все вместе подтащили туда же вещи и отчалили.

Завал

Гребли недолго. Следующий завал был еще более впечатляющим.

Груженую байдарку Витька волоком перетаскивал через берег.

Дальше перечислять бессмысленно. Мы скакали всей семьей в байдарке, чтобы сдвинуть ее с бревна, на котором она застревала.

Витька голышом проплывал с байдаркой под завалами.

Витька прорубал ветки в завалах, чтобы в пустой байде проплыть под стволами поваленных деревьев.

Мы перетаскивали байдарку по земле через совсем непроходимые завалы.

Всего перечислить невозможно.

Завал

Радостным был только вечер. Ровно в 7, когда мы твердо решили, что зачалимся хоть где, лишь бы там можно было зачалиться, нашим глазам открылась потрясающей красоты стоянка, а за повором реки - мост, оставшийся со времен лесоповала, перед которым образовался очередной непроходимый завал.

Мы гордо зачалились у красивого берега и разбили лагерь.

5 мая

Жадина
(ай, какой нехороший)

Этот день стал нашей единственной дневкой. Погода была чудесная: солнечно, тепло. На деревьях еще не распустились почки...

Сначала все позавтракали. А после началось...

Витька - человек фантазийный, активный и любит играть с детьми. Во время дневки всё это проявилось с особой силой. Были игры с призами для победителей, слезы, смех - счастье!

Веселые старты, Чиж, Мумия - всего не перечислишь!

После обеда приплыли на нашу большую поляну соседи в большом количестве.

Змея

Сначала двое в дупель пьяных дядек, жена одного из них со скотчтерьером и четверо подростков - это школьный клуб детей в поход отправил на плоту ПСН-10м. Детей было жалко, хотя они себя несчастными и не чувствовали. Однако я глубоко убеждена, что руководитель похода не имеет никакого права надираться водкой из двухлитровой бутыли еще в процессе сплава и продолжать надираться по прибытии куда бы то ни было. Есть им было нечего, готовили бутерброды.

Через некоторое время после них приплыла лихая семья на Ласточке. Высадив двухлетнюю дочку Арину на берег, они весело попрыгали (именно так) по бревнам завала, просочились в тончайший проход между мостом и берегом, закинули на борт ребенка и были таковы.

Еще через некоторое время прибыла группа молодых людей на трех Щуках. Трое юношей и две девушкиУмудрились порваться еще на разливной части Поли, ремнабора с собой не было. Клеили их мужики с плота ПСН-10м. Прошлую ночь стояли вместе.

Удивительно, но люди на плоту сплавлялись быстрее, чем ребята на Щуках. (Или так и надо?)

Эти тоже заночевали рядом. У них была еда, но не было желания готовить. Так что школьники с удовольствием в обмен на еду развели костер и приготовили ужин.

Соседство было волнительным и далеко не самым приятным, поэтому было принято решение утром встать не так, как привык Витька, а так, как встаю я, собраться да и уплыть подальше...

Уложив детей, посидели немного у костра, в котором торжественно догорал добытый детьми сосновый пень.

6 мая

Пообещав разбудить всех в 7 утра, разбудила в 6.15, уверенная, что раньше 7 никто на меня не отреагирует. Так и вышло. 15 минут теребила, подбадривала и намекала, что нам пора. Согласен с моими тезисами был только Ней.

Наконец все выползли из палатки и стараясь не производить лишних шумов и телодвижений, дабы не подъять наших неугомонных соседей, отправились по обычным утренним делам.

Кашку сварили на газовой горелке (кстати, дети каши очень уважают, как ни странно).

Собрались, попутно разбудив таки наших со-стояночников. Но им нас было уже не догнать. Упаковались в байдарку и отплыли. Как и было сказано в лоции, ровно через 4 минуты последовал непроходимый завал. Все были высажены из байдарки, Витька прорубил в упавшей сосне проход и прополз в образовавшуюся щель.

Пока Витька махал топром, нас догнали соседи с плотом. Им наш проход помочь никак не мог, поэтому они остались с одной стороны завала, намереваясь делать полноценный обнос, а мы гордо двинулись дальше.

Дальше было уже не как в лоции, чему мы особенно не удивились, потому как количество завалов по лоции и тех, что нам реально встретились, отличало раза в 3. Лучше их было столько, сколько в лоции.

Следующий завал был рядом с нежным лужковым бережком с песчаным краем. Поэтому проход для байдарки Витя копал веслом.

Больше в этот день завалов не было, но только потому, что гребли мы всего 2 часа. Хотелось сделать последнюю стоянку на Поле. Следующий день должен был быть полноценно гребным и в планы входило дополнительно набраться сил, да и просто с Полей попрощаться.

Только благодаря лоции 2002 года мы обнаружили ту стоянку на которой встали. Видимо, с 2002 года берега сильно подмыло и догадаться, что на вершине обрыва высотой метра в 3,5 есть стоянка, практически невозможно. Мы же о ней просто знали.

Поэтому влезли наверх и оказались в чудесном сосновом бору. Настоящая Мещера!

Вите же как всегда досталась самая трудоемкая работа - он копал ступени, чтобы затащить вверх байдарку, ну и чтобы вообще к воде можно было подойти, а не просто сигануть (такой метод практиковал Ней).

Через 2 часа после того, как мы встали, нас догнали плотоводцы. Еще через час мимо нас пролетела семья с Ариной на борту (совсем недавно они махали нам с берега руками и вели милую светскую беседу). Еще через час появились три Щуки, которые плыли, как Бог на душу положит, потому как вмешательство со стороны плавсостава заключалось в том, что они пытались залепиться в мель или просто махали веслами, как крыльями.

Берег оказался очень удачным - на срезе проглядывали разноцветные пески - желтый, оранжевый, красный, белый, серый. Детей это безумно увлекло и они открыли "фабрику мороженого". Весь вечер и все утро мы были вынуждены есть разнообразные виды мороженого, включая суп из мороженого.

Надо заметить, что по всей Поле огромную подрывную деятельность ведут бобры. Ни одного не видели, но плоды их трудов наблюдали регулярно. Однако только на этой стоянке рядом с нами оказались деревья, обработанные усердными животными.

Последний день - 7 мая

Встали мы снова рано, потому как путь предстоял неблизкий. Вчерашние белые облачка превратились в подозрительные тучки. Похолодало. Стало ясно, что мы исчерпали лимит хорошей погоды и возвращаться всяко надо.

Как раз когда мы собрали все вещи, полил приятный холодный мелкий дождик. Спрятались обратно в палатку, благо, она еще стояла. Минут через 10 дождик подуспокоился, мы вылезли на белый свет и продолжили сборы.

Что характерно - Ней всегда готов быстрее остальных. В чем секрет? Не пойму))

Изначально был план выйти из Поли в Клязьму (около 8км) и догрести до деревеньки Жохово (5км). Однако когда до Жохово мы догребли, в Витькином деятельном мозгу как всегда родилась гениальная мысль, что мы герои и нам не слабо догрести и до Собинки, откуда уезжать в Москву удобнее.

Уезжать удобнее, только грести до нее еще 40км.

Переубеждать Муми-папу - все равно, что рассказывать президенту, чем плоха его экономическая политика, поэтому, тяжко вздохнув, погребли мы в далекие дали, зная, что где-то там ждет нас прекрасная Собинка.

Временами погода становилась неплохой. На остановке для первого перекуса я даже сняла несколько кадров.

Худо-бедно, сократив рассчетное время на полчаса, ровно в 5 попали мы в Собинку. Собственно, около Собинки мы оказались еще без четверти 4, но высадиться надо было именно под автодорожным мостом, до которого тоже требовалось доплыть. Клязьма же регулярно отворачивает от Собинки и выписывает задумчивые дуги.

В одной из таких дуг поднялся такой встречный ветер, что на волнах запенились белые барашки. Грести было препогано. И тут у Нюты сорвало с головы кепку.

- Фиг с ней! - сказала я.

- Нет, жалко, - уперся рогом Витька.

Ему, конечно, не кепку было жалко. Ему хотелось позанудствовать, а тут предоставлялся такой случай! Догоним кепку и над Нютой можно будет полчаса издеваться, что она виновата во всем, что случилось в мире за последние полгода)

Развернули байдарку, пропустили вперед кепку и стали за ней разворачиваться обратно (это в шторм-то, однако), чтобы по течению ее уже догонять. Места не хватило, въехали в кусты. Отгребли назад, развернулись носом по течению. Потреяли из виду кепку.

Когда заметили - было поздно - байдой на нее же и наехали. С интересом дружно оглянулись и обнаружили ее у кормы, всплывающую, аки дружественная красная субмарина. Витька принял ее на весло, я с весла схватила и долго пристраивала в байдарке, потому как мокрая и мерзкая она была.

Собинка, скажу я вам, - место тоскливое. Развалины, пьяные маргиналы и мусор, мусор, мусор. Я испугалась, что тут вообще нет людей с машинами, а нам нужен был именно такой товарищ.

Однако Витя нашел пожарного, который колымил в свой выходной и согласился довезти нас до Москвы, пожертвовав рыбалкой с младшим сыном.

Спасибо ему. Довез быстро. Заодно по пути рассказал, что еще две недели назад вода в Поле стояла на полтора метра выше и что еще никогда так быстро и так сильно вода не спадала. Собственно, именно поэтому было так много завалов, требующих обносов - обычно они глубоко под водой, а тут все снаружи.