Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Литературное творчество Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Смолинская пещера. Впечатления диллетанта

Автор: Владимир Сизов (Нижний Тагил)

 


Пещера Смолинская

Интересно, есть ли хоть один мальчишка на свете, который не мечтал бы о загадках и приключениях. А что может быть загадочнее волшебного мира пещер. Мне кажется, подлинную причину их притягательности до сих пор исчерпывающе не объяснит ни один специалист. Но факт остается фактом, равнодушных к подземному миру людей немного. Я, в общем, тоже не являюсь исключением. И сколько себя помню, всегда хотел прикоснуться к тайнам спелеологии. Интерес подогревался и рассказами более опытных товарищей. Волшебное звучание слов - карст, понор, грот, сифон, грифон, калибр, шкуродер, сталактит, натек и т.д. - заставляло что-то сладко сжиматься внутри. Но все это было как-то абстрактно.

Все изменилось, как водится вдруг. Окончив институт, я устроился на НТМК. И первое, что услышал, было обсуждение предстоящей поездки в пещеру. Оказалось, тут работает половина тагильского клуба спелеологов. Мечта начинала сбываться. А скоро и случай представился. Народ собрался на свердловский городской слет туристов на Ревуне. Позвали и меня. Сказали что кроме порога и скал, там есть еще и пещера. А в пещере - "спуск в Ад", галерея - "Рай", "Алтарь", кельи, мыши летучие. Упустить такой шанс я не мог. Сборы, как говорится, были недолги.

Краткая справка

"Смолинская пещера"- вторая из самых больших в Свердловской области: ее длина примерно 500 метров, а наибольшая глубина - 32 метра. Она находится в 90 км от Екатеринбурга, в Каменском районе. Пещера известна с середины 19-го века, когда ее впервые посетил и описал краевед В.Г. Олесов. Он же и составил первый план "Смолинской пещеры". В описании Олесова, сопровождающем план, отмечается наличие внутри пещеры каменных келий, ступеней из глины и камня. Описываются иконы, кресты, деревянные лавки вдоль стен. Один из гротов назван Олесовым "Большая келья", самый большой грот - "Фавор", самый дальний - "Алтарь".

В 1889 году С.Войтехов так описывал в газете "Екатеринбургская неделя" свое путешествие в Смолинскую пещеру: "Верхняя часть одной из комнат напоминала церковные своды. Слева - узенькое отверстие вело в келью, сделанную искусственно… Саженях в 5-10 от входа мы встретили большую комнату, называвшуюся "алтарем"; здесь стоял деревянный крест, а на стенах выдолблено углубление эллиптической формы, а в нем крест, с расходящимися от него лучами. Высота алтаря была довольно велика; саженях в трех от пола мы рассмотрели отверстие в стене. Этот ход называется "На небо".
Дошедшие до нас свидетельства очевидцев указывают на то, что в 19-м веке в Смолинской пещере совершались богослужения. По свидетельству старожилов Смолино, во время Великой Отечественной войны у входа в пещеру находилась избушка, в которой жил старец-отшельник. Перед входом - площадка со скальным навесом около 12 метров, размеры входа около 1,5 метра в диаметре.

И вот позади две электрички, семь километров пешком с рюкзаками за спиной от станции Перебор и мы на месте. А место и правда дивное. Березовая роща, высокий, круто обрывающийся скалами берег и глухо ревущая пенная круговерть порога внизу. Поход в пещеру наметили на завтра.

Утром начали собираться. Народ вокруг скептически смотрел, как мы при 25 градусах тепла надеваем теплые штаны, куртки, комбинезоны. От касок с шахтерскими фонарями и карбидками они вообще чуть не впали в ступор.

Почему-то считается, что если пещера довольно проста и общедоступна, то ходить в нее можно чуть ли не со свечкой, в шлепанцах и купальниках. Напрасно. Во первых, пещера есть пещера, и при всей ее простоте во многие ходы в таком виде просто не добраться. Во вторых, свет в пещере является одним из важнейших элементов безопасности. Обычный фонарь занимает руку, а свеча еще и наносит вред пещере. Ну и наконец, температура воздуха в 4-5 градусов тепла не стимулирует к долгому пребыванию под землей если вы легко одеты. Кроме того, неплохо хотя бы в общих чертах знать схему пещеры и возможные на пути препятствия, а лучше иметь опытного проводника.

Идти к пещере пешком в обход порога через мост было долго и лень, поэтому договорились с каким-то катамараном и переправились прямо к логу. Поблагодарив двинулись вверх по течению пересыхающего ручья, и метров через 150 достигли тропы ведущей вверх, ко входу в пещеру. Идти в одежде было очень жарко, поэтому, когда достигли площадки перед входом в Смолинку, все вздохнули с облегчением.


Площадка перед пещерой

Вход в пещеру расположен на высоте 11-12 м над логом. Небольшая площадка под скальным навесом, переходит в трещину - вход. И вот зажигаются фонари, и наша группа медленно втягивается в сырое, холодное, темное чрево земли. Скользкий каменисто глинистый лаз довольно круто спускается вниз. Жара сразу отступает. Комбинезоны перестают казаться нелепыми. Желтые лучи фонарей беспорядочно скользят по стенам. Что-то прошелестело сбоку. Да это летучая мышь. В нескольких метрах от входа вправо идет низкая щель, приводящая в южное ответвление - разветвленную полость с тремя уровнями. Народ говорит, что там суше, чем в остальных местах, и теплее. Но мы туда сегодня не пойдем. Мы пойдем дальше. Через несколько метров лаз расширяется и метрах в 20-25 от входа - приводит в грот. Он называется Большая келья и имеет размеры 25х7 м. и высоту до 4 м. Отверстия входа не видно. Под ногами кое-где хлюпает вода. Пар изо ртов, уходит к своду.


Юный спелеолог

Из грота Большая келья влево идут два хода. Первый, ведущий, судя названию прямо в ад, представляет собой узкий горизонтальный лаз, идущий в западном направлении. В нескольких метрах от входа в "Дорогу в ад" открывается начало второго левого хода. Видимо в противовес предыдущему его называют раем или галереей. На обратном пути нам обещают показать и то и другое. За Большой кельей, в 60 м от входа, попадаем во второй значительный грот пещеры - Фавор, имеющий в поперечнике 10 м и высоту до 10 м. В углу этого грота четырехметровый колодец - узкий вертикальный спуск, ведущий в следующую полость. Слева внизу имеется очень узкая щель - так называемый шкуродер. Ползти по ней было жутковато. Пришлось вытянув вперед одну руку и изогнувшись буквой зю, совершать причудливые телодвижения одновременно преодолевая первые приступы клаустрофобии. Благо ход этот не длинный и, не успев испугаться, попадаешь в последний грот. Судя по всему, это и есть так называемый Алтарь. Гордый своей победой над собой и природой, не сразу замечаю, что я тут не один. Оказывается в грот можно попасть намного проще, если в предыдущей полости пролезть немного вправо вверх. Там есть пара окошечек в следующий грот и довольно большое почти круглое отверстие - полутораметровой длины с гладкими стенками спускающееся туда же. Собравшись в последнем гроте, фотографируемся и отдыхаем. Странное ощущение какого-то почти мистического покоя накатывается на меня - впервые оказавшегося так глубоко под землей. В последствии бывая в пещерах и больше и красивее чем Смолинка, я тем не менее уже не чувствовал это так остро. Хотя возможно причина в том, что в первый раз я был новичком, ведомым, опекаемым и мог сосредоточиться целиком на себе любимом и своих ощущениях. А после приходилось уже самому организовывать, помогать, опекать. Впрочем, пора вернуться на, вернее под землю и продолжить описание пещеры. Из последнего грота дальше идет узкий глинистый лаз вскоре сужающийся. Желающие проползли по нему сколько могли и вернулись. Пора было посетить "рай". Подниматься по известной дороге гораздо проще, чем спускаться, и вскоре мы сгрудились возле входа в Левый ход. Он представляет собой два примерно равнозначных низких лаза, сходящихся через метр-полтора дальше высота хода постепенно увеличивается. Влево отходит небольшое узкое ответвление, снова сходящееся с основным ходом через пару метров. Высота свода позволяет идти практически не нагибаясь. На дне чаще всего лежит слой глины, но в этот раз нам повезло, водой глину смыло, и нашему взору предстал во всей красе выглаженный водой каменный "пол" с характерным возвышением к середине. Больше всего это напоминало хребет большого доисторического животного с выпирающими позвонками. Ближе к концу, в нише справа периодически появляется небольшой самодельный деревянный крест. Не знаю кто и зачем его ставит. Возможно ради шутки? В конце сорока пяти метрового хода коридор несколько расширяется и заканчивается глинистой ямой метра полтора в поперечнике и столько же глубиной. Через нее перекинуто бревнышко. Любители экстрима могут продолжить исследование недр, перейдя по нему яму и попытавшись влезть в уходящий вверх воронкообразный ход. Я не знал точно любитель я или нет, но на всякий случай попробовал влезть. Скользко. Но со второй попытки удалось. Передвигаюсь на коленках к месту сужения воронки и вижу уходящий под прямым углом влево узкий и низкий лаз. Вползаю в него и сперва на коленях, а после ползком медленно двигаюсь вперед. Товарищи остались далеко позади, и в абсолютной тишине, казалось, слышен шум крови в ушах, как прибой в морской раковине. По мере сужения хода, нарастал какой-то безотчетный страх, и скорость продвижения падала. Наконец стремление вперед практически заглохло. Двинуться невозможно, в горле пересохло. Свет фонаря вроде бы потускнел. Минуту, наверное, я балансировал на грани паники. Как вдруг примерно в двух метрах позади, раздался какой-то будничный, почти скучный вопрос: "Ну, ты дальше собираешься лезть или как?" Господи, как я любил в тот момент этот голос, этого человека. Куда-то пропала скованность мышц. Недавнее волнение выдавал только предательски подрагивающий голос, которым я задал вопрос, волновавший меня в этот момент больше всего. Я спросил, будет ли дальше расширение и можно ли будет развернуться (очень уж не хотелось выбираться задом наперед). "Можно-можно" - был лаконичный ответ неизвестного. Дальше я двигался быстро, четко и почти весело. Ход действительно вскоре закончился наклонной трещиной позволившей подняться на ноги. Можно было перевести дух.


Дети подземелья

Справедливости ради замечу, что реальной опасности не было, иначе бы меня туда не запустили. Ситуация полностью контролировалась. Случай же этот показывает, насколько важен психологический фактор в подготовке спелеотуриста.

Щель круто уходила вверх, но подняться по ней самостоятельно я не мог, да честно говоря и не хотел. К тому же из лаза уже показался мой невольный спаситель. Он был не один, за ним выполз его двенадцатилетний сын. Обменявшись приветствиями, поползли назад, пока в ход не набились еще люди. Впрочем, этот ход, пожалуй, самый редко посещаемый в пещере. Об этом в частности говорит его относительная чистота, наличие местами небольших натеков и незагаженность стен надписями.

Хотя, кто знает, возможно, лет через тысячу эти глупые надписи станут памятниками культуры эпохи престарелогоего социализма и недоразвитого капитализма, возможно также, что древние рисунки мамонтов и других животных значили всего лишь что-нибудь типа - Васька кривой бык и Петька длинный лось здесь были или козлы отстой - медведи рулят.

Так это или нет, но назад мы выбрались быстро и без приключений. В галерее имеется еще пара различного размера ответвлений, но проходимы ли они и как далеко они идут, я не знаю.

Выбравшись из "рая", отправились прямиком в "ад". Опять же узкий в начале горизонтальный ход, немного расширяется и через 6 м изменяет наклон. Под углом 45° вниз идет хорошо отполированная водой труба диаметром около 1 м, заканчивающаяся завалом из глины, щебня и мусора. Здесь на собственной пардон заднице понимаешь, как ценна в спелеологии пятая точка опоры. Хорошо, что вдоль трубы идет закрепленная вверху веревка с узлами и кольцами. Она позволяет контролировать скорость спуска и очень облегчает подъем. В середине трубы направо отходит горизонтальный ход. На "мусорке" нам делать нечего, да и не только нам видимо, потому, что поперек спуска туда укреплено очередное бревно. Веревка скрывается в правом ходе, значит нам туда. Ход приводит к наклонному гроту, заложенному по межпластовой трещине. На дне грота также есть отложения глины. Именно из-за них он и получил название - "зал глиняных фигурок". Ибо все добравшиеся туда, считают своим долгом, пользуясь местной суперпластичной глиной, изваять какую-нибудь надпись, или барельеф. Что характерно здесь практически отсутствуют сексуально ненормативные темы. Лепим и мы кто что может. Наконец творческий потенциал иссякает, и мы отправляемся наверх. Обратная дорога со всей очевидностью показывает справедливость названия. Насколько легко попасть в "ад", настолько трудно оттуда выбраться. Лицам, не имеющим достаточной физической подготовкой, а также пьяным и беременным, а в особенности пьяным беременным, не имеющим достаточной физической подготовки, я бы не рекомендовал самостоятельное посещение этого хода. Мы, впрочем не испытали особых проблем с подъемом и вскоре уже бодро двигались к выходу на поверхность. Шаг, другой и вот он впереди - лучик света в темном царстве. Еще немного и из влажной зябковатой прохлады ночи, мы попадаем в знойные объятья летнего дня. Ощущение сходное с испытываемым при входе в сауну. Этакий тепловой удар наотмашь. Оглядываемся и дико ржем. Мы все перемазаны глиной с ног до головы. Рожи - чумазые, но довольные. Кстати народ, встречавшийся в пещере и на выходе, смотрел на нас уже не с удивлением, а с уважением и где-то даже завистью. Они-то мокли и мерзли, а мы чувствовали себя как в песне - "довольно сухо и комфортно". Все-таки великая вещь экипировка.

Дальше все просто. Шлепаем до реки, к месту напротив нашего лагеря, и как есть в одежде смело лезем в воду, сочетая процесс переправы со стиркой и помывкой. Через несколько минут веревки ограждающие лагерь запестрели мокрой одеждой, а мы слегка щурясь, нежились на теплом солнышке, обмениваясь впечатлениями.

С тех пор минуло уже лет десять, а краски той поездки по прежнему свежи и ярки. Кстати в прошлом году я открывал мир Смолинки уже своим детям. И хотя это не первая их пещера, впечатлений была масса. (Некоторые фотографии последней поездки прилагаю.)

Остается подвести итоги и еще раз добавить, что общая длина ходов пещеры равна 500 м. Наибольшее понижение от входа составляет 32 м (Дорога в ад). Пещера относительно суха. Лишь в Левом ходе бывает небольшой ключ. Отмечается капель вблизи входа, в Большой келье и в гроте Фавор. Пол пещеры почти везде покрыт глиной. Пещера Смолинская в спортивном отношении проста и доступна для посещения неподготовленными группами при соблюдении ими требований техники безопасности. При спуске на дно Дороги в ад используют веревку. Раньше в пещере обитала самая крупная в Европе колония летучих мышей (водяная ночница), в настоящее время практически полностью уничтоженная невежественными посетителями.


Крест
над Смолинкой

И еще по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия и по инициативе клирика Преображенского мужского монастыря Каменска-Уральского иерея Алексия Носкова 20 августа 2004 года у пещеры был воздвигнут Поклонный крест. Деревянный крест высотою 2,5 метра специально изготовили в мастерской храма во имя Архистратига Михаила села Маминское. А 22 августа 2004 года, в 12 часов, настоятель Михаило-Архангельского прихода иерей Вячеслав Максимов совершит освящение Поклонного креста, установленного у Смолинской карстовой пещеры.

Так что если есть интерес, сходите не пожалеете. Не забывайте только про элементарные меры безопасности, по возможности пользуйтесь помощью опытных товарищей и главное - не пакостите. Пусть и у ваших детей будет возможность приобщиться к если не девственной, то хотя бы чистой природе. Как говорили в одной не слишком удачной рекламе - "не будем мусорить, да"!

На схеме: Пещера Смолинская. Съемка СГС, 1962 г. Составили Б.Б. Поляков и В.О. Щепетов

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 Avalanche, 24.12.2007
ДиЛЛетант, однако - он и в Африке диЛЛетант... то бишь в правописании...
 Алекс, 31.08.2010
Да, пещера стоящая, один раз побывать обязательно стоит. Хотя она всё больше становится популярной...
http://ranive.ru/archives/941 Отчет из Смолинской пещеры
 Андрей Сарабанский, 26.09.2010
Добрый день дорогие друзья. Хочу с вами поделиться информацией полученной несколько лет назад от нашего каменск-уральского краеведа Валерия Александровича Гусева.
Будем считать её первоисточником о Смолинской пещере, селе Смолинское и Смолинской церкви.
Это текст с ксерокопии книги «ПРИХОДЫ И ЦЕРКВИ ЕКАТЕРИНБУРГКОЙ ЕПАРХИИ». ЕКАТЕРИНБУРГ. 1902 Г.

Привожу текст, в старом написании, ничего не изменяя. Ъ знак не ставлю. В общем, алфавит современный. И так, как говорится – с богом, поехали…

«Смолинское село расположено по обеим берегам р.Исети в 77 в (верстах). От Екатеринбурга. Местность села и его окрестностей очень красива, особенно высокие скалистые берега Исети, покрытые соснами, с глубокими крутыми обрывами, - и здорова: воздух всегда чист и свеж, а лесом смолист, контрастов в температуре не замечено. Почва суглинок и песчаник.
Недалеко от села, в восточном направлении, находится известныя в Пермском крае «Смолинския пещеры» - подземные, на глубине 45 сажень (1 сажень – 2, 1336 метра), от Исети ходы в трех главных направлениях, длиною около трех верст (1 верста – 1066, 8 метра). В одной из пещер находится деревянный крест, в другой - келлия с иконою св. Николая Чудотворца, деревянной дверью и потолком, а в третьей ключ с водою. Время и способ образования этих пещер не известны. В 1850 – 1855 г.г. здесь заводился мужской скит, но полиция разогнала его обитателей.
В 1880-х годах проживали здесь целый месяц, какие-то неизвестные люди, а в 1893 – 1894 г.г. их сменили другие, похожие на иноков с длинно отпущенными волосами, в подрясниках с кожаными поясами. Когда все обитатели разошлись, водворился здесь один Екатеринбургский мещанин Петр Павлович Зырянов, и доселе живет, навещаемый по временам, странниками.
Село Смолинское, по местному преданию, было до 1765 года деревнею прихода Покровскаго, а еще ранее Арамильскаго. Время основания деревни Смолиной и причина ея наименования документально неизвестны, только на основании устной молвы, подтверждаемой распространенностью фамилии Смолиных, можно сказать, что деревня эта названа так по фамилии первожителя ея Смолина, а вероятнее всего – от соснового смолистого леса.
В настоящее время приход Смолинский состоит из села и 3 деревень: Ключи, - в 1 в., Бекленищева – в 2-3 в. и Перебор – в 4 в. от села. До 1849 г. к сему приходу принадлежала еще деревня Тыгиш, - составляющая ныне особый приход.
Население Смолинского прихода – государственные крестьяне, русские, православные, 1421 душа муж. пола.
По неплодородию почвы и недостаточности ( 1, 5 десятин. 1 десятина – 1, 093 га) подушного надела земли, они только отчасти занимаются земледелием, а больше другими промыслами: работают на крупчатных и раструсных мельницах( коих до 13-ти) в приделах прихода и в соседстве с ним – по р. Исети; нанимаются в услужение в г. Екатеринбург, Каменский зав. и др. места; перевозят хлеб на мельницы и с оных в Екатеринбург, на железно- дорожныя станции « Баженово» и «Островская»; торгуют перекупным хлебом, ячневой крупою, колесами и колесными ободьями.
Первый в селе Смолинском храм был построен во второй половине XVII столетия на основании следующей грамоты: «1765 году Февраля 23 дня. Смиренный Павел, православный митрополит Тобольский и Сибирский дал грамоту духовнаго правления Екатеринбургскому заказчику пречестному протопресвитеру Феодору Кочневу в виду просьбы крестьян Покровскаго, Щербаковскаго и Истокскаго приходов, сделать заложение в деревне Смолиной деревяннаго храма во имя пророка Ильи на месте удобном по образцу других церквей»
В 1770 г. Июля 5 дня, по благославлению Варлаама, епископа Тобольскаго и Сибиркаго, храм сей был освящен тем же протопросвитером Кочневым.
В 1822 г. этот храм сильно пострадал от пожара, был капитально отремонтирован и, по благославению Иустина, епископа Пермскаго и Екатеринбургскаго, присутствующим Екатеринбургскаго духовного правления иереем Иоанном Сильвестровым освящен.
В 1823 году тем же епископом Иустином дана грамота на заложение новаго, ныне существующего, каменнаго холоднаго храма во имя пророка Ильи – с двумя теплыми приделами: правым в честь Воздвижения Креста Господня и левым – во имя св. Великомученика Димитрия Солунскаго. Но когда фактически заложен и окончен постройкою этот храм не известно.
Пророко–Ильинский престол освящен по грамоте преосвященнаго Аркадия, епископа Пермскаго, от 11 Июня 1847 года на имя священника Матфеия Попова, левый Димитровский придел освящен по грамоте преосвященаго Ионы, епископа Екатеринбургскаго – викария Пермскаго, вышеупомянутым священником М. Поповым в 1857 году, а когда освящен и по чьему благославению Крестовоздвиженский (правый) придел, определить нельзя за неимением данных; можно только с вероятностью сказать что освящение сего придела совершалось в 1838 г. или несколько ранее этого года.
В 1875 – 1880 г.г. старые иконостасы в придельных храмах на средства прихожан заменены новыми, а в 1887 – 1893 годах прихожанами обновлен иконостас холодного храма и стены его украшены живописью. В 1895 году все здание храма снаружи и внутренния стены оштукатурены и выбелены.
В 1899 г. вызолочены пять старых крестов с главами на храме и пять вновь сделанных крестов с главами на вратах церковной ограды.
В 1900 г. храм и вся ограда вновь подштукатурены и побелены, крыша храма и переправленныя решетки ограды покрыты малахитом, внутри в приделах – панели окрашены масляной краской, а стены побелены известью.
Между храмовыми иконами особенно почитается прихожанами и окрестными жителями деревянный крест, находящийся в настоящее время в Крестовоздвиженском приделе.
По приданию этот крест сделан из сосны, крестообразно выросшей на месте, где ныне, в Заречной части села, находится часовня (крестик) при чудном колодце, водою котораго пользуются многие в различных болезнях. В одно время часовня эта и сам колодезь были в запустении, но пожар, истребивший кругом часовни все, а сохранивший только ее, обратил на нее взоры православных, и с тех пор, ежегодно, в день Воздвижения бывает к той часовне, при многочисленном стечении народа, нередко из далека, крестный ход в преднесении самородного креста для совершения молебна и освящения воды в колодце.
Кроме означенной часовни у колодца, в приходе Смолинском имеются еще часовни (кресты) в деревне Перебор, во имя св. Стефана, епископа Пермскаго, в селе – на месте бывшего деревянного храма – во имя Владимиркой иконы Божией Матери, куда бывает крестный ход в Ильин день, и при Смолинских пещерах, где молятся с совершением крестных ходов 23 Апреля и 6 Августа. На содержание храма получается ежегодно дохода от церковных лавок до 19 (!) рублей.



sarosiva
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100