Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Литературное творчество Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

 

Автор: Александра Марчук

Александра Марчук - журналист, фотограф, путешественник.
Кандидат в Мастера Спорта по водному туризму. В 1994 году участвовала в походе по реке Чулышман на Алтае, занявшем первое место в Чемпионате России.
В 1981 году поступив в МГУ им. Ломоносова, на механико-математический факультет, сразу пришла в туристическую секцию (водный туризм). С тех пор по 3-4 дальних похода в год, не считая еженедельных выходов на 1-2 дня в Подмосковье - пешком, на лыжах, на байдарке (каноэ), на велосипеде.
Туристский стаж - более 25 лет. Совершено более 100 походов по Саянам, Алтаю, Средней Азии, Таймыру, Ямалу, Кольскому, Карелии, Кавказу, Карпатам, Крыму, Вепсовской возвышенности, Тверской, Новгородской, Ленинградской, Вологодской, Архангельской, Мурманской, Московской областям, по Белому морю и Соловкам, по Шантарскому и Охотскому морю, и Шантарским островам.
Более полугода прожила на острове Большой Шантар.
Рек пройдено около сотни, от первой до шестой категории сложности, многие - не по одному разу. Последние годы - больше велосипедные или пешие путешествия.
Бесконечное число поездок по городам: Петербург и окрестности, Выборг, Старая Ладога, Копорье, Ивангород, Приозерск, Кронштадт, Нарва, Васкнарва, Таллин, Куресааре, Тарту, Хаапсалу, Падизе, Вильнюс, Каунас, Тракай, Алуксне, Рига, Цесис, Сигулда, Бауска, Вецпилс, Каменец Подольский, Хотин, Черновцы, Львов, Киев, Ужгород, Мукачево, Мир, Минск, Кишинев, Аккерман, Одесса, Сороки, Луцк, Смоленск, Великий Новгород, Псков, Печеры, Изборск, Вологда, Кириллов, Белозерск, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Тутаев, Суздаль, Владимир, Зарайск, Казань, Ташкент, Бухара, Самарканд, Новосибирск, Томск, Свердловск, Тобольск, Красноярск, Иркутск, Лабытнанги, Салехард, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, города Крыма и многие другие.
Александра пишет стихи и песни, ставит кукольные спектакли, увлекается видеосъемкой и монтажом фильмов. К данному моменту создано более 30 фильмов.
В 2003 году издала сборник стихов "Мелодии старого дома".
Персональные выставки фотографий проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сортавале, Дубне.

 

Автор выражает огромную благодарность Сергею Алтунджи - одному из первых исследователей рек Абхазии, предоставившему подробное описание этих рек.

В последние лет десять, с тех пор, как в водный туризм плотно вошло понятие полиэтиленового каяка, стало очень популярно путешествовать на специально оборудованных микроавтобусах, переезжая с одной реки на другую. Наиболее удобны для таких путешествий Кавказ, Приладожье, Крым (ранней весной).

В 2003 году, впервые после окончания Грузино-Абхазской войны, туристы решились снова посетить Абхазию. К сожалению, на пользовавшиеся раньше большой популярностью среди водников реки Кодори и Чхалта сейчас попасть нельзя, так как в среднем течении Кодори проходит граница Абхазии и территории, заселенной в основном сванами и принадлежащей Грузии.

Другие же реки Абхазии раньше и не исследовались, так как они слишком малы и слишком крутопадающие для байдарок и катамаранов. Для каяков же - самое оно! И теперь основная масса каякеров едет на майские праздники в теплую и гостеприимную Абхазию, чтобы сплавиться по интереснейшим рекам или исследовать что-то новое.

Этой весной мы тоже отправились в Абхазию.

Наща группа - водитель Володя, его жена Света и дочь Катя - все горнолыжники, каякеры Вова и Ира, каякер Андрей с женой Леной, сопровождающей его сплав на велосипеде, они же сноубордисты, каякер Алексей и я с велосипедом и горными лыжами. Понятно, что планировался не только сплав, но и велосипедные прогулки, и посещение горнолыжного склона.

Наш маршрут (не считая интереснейшей дороги) начинался с популярной реки Мзымты, впадающей в море в районе города Сочи, и в долине которой будут проводиться Олимпийские игры 2014 года.

Глубокой ночью приезжаем в "долину нарзанов" - к месту начала сплава. Идет дождь…

Выше дороги нет. К истокам ведет лишь узкая тропа над высоким каньоном. Река там очень круто падает, и практически нет возможности передвигаться вдоль нее. Верхняя Мзымта - это отдельное путешествием, причем для очень сильной группы.

На поляне полно народа. Находим знакомых из Москвы. Из Ярославля.

В первый день наши каякеры в полном составе проходят участок до Красной поляны. На первый, к тому же такой мокрый день, достаточно. Тем более, что воды много. Ирине не повезло, и она, не увидев Алексея, борющегося с водой в "бочке", упала практически на него и перевернулась. Благо, выловили девушку быстро.

На второй день надеемся быстро отправить нашу каячную подгруппу в Греческое ущелье, а сами поехать кататься на горных лыжах. И погода этому способствует - сегодня светит солнышко. Но, увы, нашим планам не суждено сбыться. Ребята очень долго думали, откуда им начать сплав. Спускались в разных местах к воде, просматривали препятствия. Все им что-то не нравилось. Наконец, созрели - попробуют все-таки проплыть кусочки Греческого ущелья. Но было это в три часа дня. Отправляться к подъемнику поздно - он работает до пяти.

Решили остаться еще на день на Мзымте - не зря же мы брали горные лыжи и сноуборды!

А сегодня нам оставалось лишь немного покататься на велосипедах.

Но следующее утро нас не захотело радовать. Опять припустил дождь. Но не уезжать же. Значит, будем кататься под дождем.

Вообще говоря, мы сильно надеялись, что наши тучи висят ниже горки, а над ней светит солнышко. Или, в крайнем случае, там идет снег. Но, нет! Подъемник ползет все выше и выше, а дождь не прекращается. Промокшие до нитки за время подъема, делаем первые несмелые шаги по майскому снегу. Кроме нас на горке нет почти никого…

А трасса хороша! Тело почувствовало движение и поплыло, покатилось, запело!

К концу спуска немного разогреваешься. За время подъема успеваешь окоченеть, так что трудно разогнуть конечности. Но ради такого спуска можно и померзнуть. Катаемся часа три, Больше не выдерживаем. Абсолютно мокрые и очень замерзшие, спускаемся вниз и забиваемся в теплую машинку. Теперь можно и в Абхазию!

Переходить границу России с Абхазией лучше ночью, потому что в это время меньше очередь. (Кстати, для въезда в Абхазию достаточно иметь всего лишь Российский паспорт).

Вечер проводим в кафе. И вот, все под тем же дождем, пересекаем границу. Переходим первую реку Абхазии, вернее, пограничную реку - Псоу. Река эта сплавная. Но для того, чтобы на нее попасть, нужно получить разрешение российских пограничников, что достаточно трудно. Так что пока, после окончания Грузино-Абхазской войны там никто из туристов не был.

Минуем речку Хашупсе, образующуюся при слиянии двух речек, Жеопсе и Сандрипш. Она не очень сложная и помимо полиэтиленовых каяков здесь можно сплавляться на небольших надувных судах. Примерно в пятистах метрах ниже слияния истоков на Хашупсе - красивейший каньон. Местами расстояние между стенами уменьшается до трех метров…

Завтра наши каякеры собираются сплыть по Жеопсе и Хашупсе. Но это завтра. А сейчас, в ночи, очень хочется куда-то приткнуться и поспать. Где ставить палатки - непонятно. Здесь везде "населенка". К тому же идет дождь. К счастью в параллельной группе у людей есть знакомые в Гаграх. Снимаем на ночь домик. Развешиваем сушиться бесконечное количество мокрых вещей, и засыпаем.

Утро нас встречает солнцем и теплом! Может, хватит дождей?! Развешиваем вещи на солнышке, моемся в душе и отправляемся в верховье Жеопсе.

Едем по узкой каменистой дороге, лезущей в гору. Кругом поселки. Через дорогу висят провода. А у нас, мало что машина высокая, так на ней еще и велосипеды стоят. То удается проползти под проводами, то кто-то выходит руководить движением машины, а то и поднимать провода палками приходится.

Сплав по Жеопсе начинается от обозначенной на карте ГЭС в пос. Загани. Выше ГЭС река течет в глухом каньоне. Каньон заканчивается порогом, состоящим из двух водопадных сливов высотой 4 и 6 м с небольшой чашей между ними. Если заглянуть в каньон, можно увидеть еще несколько водопадов. Первый километр после водопадов, откуда и планируется начинать сплав, идет сложный спортивный участок с уклоном до 100 м/км. Далее до слияния с Сандрипшем втечение еще трех километров река постепенно выполаживается.

Спускаемся к ГЭС, потом к водопадам. Моя идея пройтись вдоль реки и посмотреть, как поплывут наши, оказывается совершенно невыполнимой. Сплошные колючие кусты на крутом склоне…

Народ уже пошел за каяками, но вдруг задумался, посмотрев, как начинают сплав Ярославцы. Группа у них очень сильная. А стартуют они неуверенно, очень медленно преодолевают участок до первого поворота, где срочно чалятся. Что-то не то… Видимо, уж слишком большая вода в реке после непрерывных дождей. Сплав решили отложить. Возвращаемся к мосту через Хашупсе, кто на машине, кто на велосипедах. И ждем Ярославцев. Наблюдаем, как падает в реке вода. Видимо, завтра сплав по ней будет все же возможен.

Оставшиеся в машине, и ожидающие вместе с нами своих друзей, Ярославцы рассказали, что пока мы катались на лыжах, они успели побывать на еще одной Абхазской реке - Хипсте. Воды там было очень много, и сплав оказался очень сложным, даже два каяка сломали (вообще говоря, полиэтиленовые каяки практически не ломаются, так что судить о реке можно!)

Вечереет. Становится совсем темно. Где же люди? Страшно…

И все же решаем ехать ночевать - Ярославцы позвонят о результатах.

В 10 часов вечера узнаем, что ребята не добрались до моста, выбравшись на дорогу в первом возможном месте. Сплав был очень тяжелым.

Ночуем опять в доме.

Утром с моста смотрим на реку. Вода упала почти на метр. И опять вверх по Хашупсе и Жеопсе. И опять мучения с проводами.

На сей раз мужики (Ирину они с собой не взяли) стартуют быстро и так же быстро приплывают к мосту. Мы только-только обед успеваем приготовить. Всего три часа ушло на сплав! Как же вчера не повезло Ярославцам!

Левый исток Хашупсе - Сандрипш. Он гораздо проще соседки. Вернее в верховьях, так же как и на Жеопсе, есть каньоны, но они пока не исследованы водниками.

Переночевав еще раз все в том же гостеприимном доме, отправляемся на Юпшару.

Юпшара вытекает из озера Рица, теряя несколько сотен метров в грандиозном прорыве.

После прорыва дорога все время идет вдоль реки, часто переходит с берега на берег. Средний уклон постепенно уменьшается. На реке чередуются участки разной сложности, поэтому эту речку очень любят туристы. Здесь можно сплавляться и на катамаранах и на каяках. Есть участки "для девочек" и "для мальчиков". Так сейчас наша группа и распределяется. Развозим всех, оставляя в разных местах реки. Кому - посложнее, кому - попроще. Меня завозят к Рице, и я радостно мчусь вниз на велосипеде.

Юпшпра впадает в Гегу (прилок Бзыби,- самой крупной и одной из сложнейших рек Абхазии), сплав по которой планируется на завтра.

Выше впадения Юпшары на Геге грандиозный прорыв, на участке длиной около километра река теряет 250 метров высоты. Здесь вверх по Геге идет грунтовая дорога, приводящая к чуду природы - Гегскому водопаду (ручей буквально выстреливает из скалы).

После впадения Юпшары (на стрелке двух рек) следуют два мощных порога, которые проходятся лишь самыми опытными каякерами и то не при любой воде.

После этих порогов до впадения в Бзыбь - насыщенный сплавной участок длиной 5-6 километров.

Народ спорит, идти ли "стрелку". Заманчиво, но страшно…

Вечером, встретив все тех же Ярославцев, меняем свои планы. Они завтра идут на Апсту. Заброска туда сложная. На своей машине не проехать, так что хорошо объединиться.

Апста следует по порядку продвижения по Абхазии за Хипстой, на которой так намучились Ярославцы. Уклон Хипсты в начале сплавного участка достигает ста м/км. Река удивительна тем, что русло ее меняет свое местоположение в течение года из-за сильных дождевых паводков и особенностей грунта. Но при этом падение на реке равномерное.

Апста, несмотря на схожие с Хипстой уклон и расход, совершенно не похожа на свою соседку. Река носит ярко выраженный характер слив - чаша, это - одна из немногих рек такого типа на Кавказе.

Встретившись с Яросолавцами, провожаем своих мужиков на реку, а сами отправляемся гулять в Новый Афон. Я, единственная из всех ни разу не бывавшая в Новоафонских пещерах, успеваю лишь их посетить, как уже оказывается пора встречать наших героев.

Нынче опять ночуем на Юпшпре. А следующий день посвящен Геге. Здесь без приключений не обошлось. На сплав затащили Ирину, которая совсем не жаждала пройти Гегу. Она почти сразу перевернулась и поплыла вниз по реке. Остальные пустились вдогонку. Так, в темпе погони был пройден основной участок Геги….

Здесь закончилось наше путешествие по Абхазии. У нас есть еще полдня. Мы их проведем на Мзымте. Но хочется упомянуть еще несколько рек Абхазии, расположенных далее по побережью. Это Гумиста, состоящая из 2-х истоков, Восточной и Западной Гумисты. Вдоль Западной Гумисты идет асфальтовая дорога, уклон небольшой. Восточная Гумиста - более крутопадающая, дорога идет на значительном удалении от русла, уклон, судя по карте, доходит до 40-50 м/км.

Во время войны линия фронта довольно долго проходила по этим местам, поэтому обе реки минировались. Несмотря на то, что с годами вероятность наступить на мину уменьшается, пока лучше воздержаться от сплава по этим рекам.

Немного южнее Сухуми в море впадает крупная река Келасури. Она является одной из сложнейших рек региона, на всех участках встречаются пороги высшей категории сложности, берега очень крутые, много скальных стенок. Пока ни одна из попыток сплава по Келасури не обходилась без серьезных аварийных ситуаций (об этом подробнее можно прочитать в номере 3(11)/2006 журнала "Фактор Риска").

Еще хочется сказать об Абхазии, что люди здесь к приезжим из России относятся дружелюбно, на побережье - более равнодушно, в горах уже с интересом, особенно когда узнают о сплаве по горным рекам.

Южнее и восточнее Сухуми чувствуется напряженность, часто расположены воинские части. Абхазские военные не стремятся ограничить передвижение туристов, охотно дают информацию о возможных опасностях, могут по собственной инициативе выделить сопровождение. При планировании путешествия в юго-восточную часть Абхазии необходимо получить информацию о наличии минных полей на маршруте. Здесь же еще есть некоторый риск повстречать вооруженную банду из Сванетии, Грузии или Чечни. Впрочем, на северо-западе от Сухуми этот риск не больше, чем на Северном Кавказе, особенно на майские праздники, когда перевалы еще закрыты из-за снега…

А мы снова в России и снова на Мзымте. Здесь, похоже, дожди не прекращались, и вода поднялась очень сильно. Но все же… почему бы не прокатиться по верхнему, не очень сложному участку? А может, и не стоило? Киль. Андрей отрывается от каяка и выплывает на берег. Каяк уходит вниз по реке. Остальные пытаются его догнать. Но тщетно. Каяк пропал. Ищем на воде, ищем с берега. Нет каяка.

Вот уж отличились!

А далее - "поробка" в Сочи, долгий Сочинский серпантин, и … дорога домой.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 Shako, 05.10.2011
"...Кодори и Чхалта сейчас попасть нельзя, так как в среднем течении Кодори проходит граница Абхазии и территории, заселенной в основном сванами и принадлежащей Грузии..." :)))) Законным путём (как остальные туристы со всего остального мира) очень даже можно ! И совсем не обьязательно иметь российский пасопорт, достаточно и простого международного :)))
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

Жеопсе в месте старта

Авария на Мзымте

Верховье Юпшары

Гега до слияния с Юпшарой

Гегский водопад за лавиной

Кататься на горных лыжах!

Каяки на крыше машины

Новоафонская пещера

Озеро Рица

С приплытием!

Спасенный каяк




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100