Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Литературное творчество Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Этот удивительный бублик

Автор: Александра Марчук

На фото: прохождение Карагемского прорыва

Фотографии из архивов Сергея Лагоды.

Александра Марчук - журналист, фотограф, путешественник.
Кандидат в Мастера Спорта по водному туризму. В 1994 году участвовала в походе по реке Чулышман на Алтае, занявшем первое место в Чемпионате России.
В 1981 году поступив в МГУ им. Ломоносова, на механико-математический факультет, сразу пришла в туристическую секцию (водный туризм). С тех пор по 3-4 дальних похода в год, не считая еженедельных выходов на 1-2 дня в Подмосковье - пешком, на лыжах, на байдарке (каноэ), на велосипеде.
Туристский стаж - более 25 лет. Совершено более 100 походов по Саянам, Алтаю, Средней Азии, Таймыру, Ямалу, Кольскому, Карелии, Кавказу, Карпатам, Крыму, Вепсовской возвышенности, Тверской, Новгородской, Ленинградской, Вологодской, Архангельской, Мурманской, Московской областям, по Белому морю и Соловкам, по Шантарскому и Охотскому морю, и Шантарским островам.
Более полугода прожила на острове Большой Шантар.
Рек пройдено около сотни, от первой до шестой категории сложности, многие - не по одному разу. Последние годы - больше велосипедные или пешие путешествия.
Бесконечное число поездок по городам: Петербург и окрестности, Выборг, Старая Ладога, Копорье, Ивангород, Приозерск, Кронштадт, Нарва, Васкнарва, Таллин, Куресааре, Тарту, Хаапсалу, Падизе, Вильнюс, Каунас, Тракай, Алуксне, Рига, Цесис, Сигулда, Бауска, Вецпилс, Каменец Подольский, Хотин, Черновцы, Львов, Киев, Ужгород, Мукачево, Мир, Минск, Кишинев, Аккерман, Одесса, Сороки, Луцк, Смоленск, Великий Новгород, Псков, Печеры, Изборск, Вологда, Кириллов, Белозерск, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Тутаев, Суздаль, Владимир, Зарайск, Казань, Ташкент, Бухара, Самарканд, Новосибирск, Томск, Свердловск, Тобольск, Красноярск, Иркутск, Лабытнанги, Салехард, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, города Крыма и многие другие.
Александра пишет стихи и песни, ставит кукольные спектакли, увлекается видеосъемкой и монтажом фильмов. К данному моменту создано более 30 фильмов.
В 2003 году издала сборник стихов "Мелодии старого дома".
Персональные выставки фотографий проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сортавале, Дубне.

 

Статью эту я писала по заказу журнала "Экспедиция". Задачей этой статьи являлось рассказать, что такая удивительная штука есть и найти ее место среди существующих судов. Для этого я поговорила с большим количеством туристов-водников, как сплавлявшихся на этом судне, так и не сплавлявшихся, как положительно к нему относящихся, так и не очень и даже считающих, что вещь эта "крайне вредная и опасная". Для этого суждения, бесспорно, есть основания. Да, судно спорное. Наверное, статья, тоже. Так что можете спорить. Мне лично бублик тоже кажется очень опасным именно из-за того, что на нем проходят слишком сложные препятствия, что в той воде, по которой бублики ходят, у человека, оставшегося без судна, шансов выжить почти нет. И об этом в статье я тоже говорю.

И еще мне кажется, что каждый человек волен выбирать для себя. Сам выбирает увлечение, сам выбирает реки, сам - средство сплава. И сколько бы мы не спорили, человек выберет сам. И случайный человек, только что услышавший о такой "посудине" вряд ли бросится на ней сплавляться по супер-страшной реке.

Удивительный "бублик"

Есть такое удивительное средство сплава - бублик. Название полностью отражает суть конструкции. Это судно, действительно, состоит из двух огромных надувных бубликов или колес, соединенных деревянной или дюралевой рамой. Человек сидит внутри колеса и гребет однолопастным веслом. Длина рамы больше, чем диаметр бублика. Движется судно обычно короткой стороной вперед. Получается, что человек гребет поперек потока, смещая бублик вправо-влево. При необходимости можно развернуть судно и по-другому и грести вдоль струи, хотя, конечно, придать положительную скорость столь инертной посудине практически невозможно.

Право быть бубликом

Отношение к бублику в туристских кругах неоднозначное. Ставится вопрос, можно ли прохождение реки (препятствия) на бублике считать спортивным достижением? Сомнение вызывают его управляемость, способность чалиться (причаливать к берегу).

Всем нам хорошо известны такие суда, как байдарки, каяки, катамараны, плоты, рафты. Для управления ими требуется различное количество мастерства.

Каяки и каноэ, например, и управляются лучше других судов. Сплав на них и самый "острый" и самый спортивный. На них можно пройти очень высокие водопады, и даже при большом расходе. Но управление малым судном - большое мастерство, бесконечные тренировки... И при этом все равно прохождение очень сложного участка требует массы времени.

Катамаранам легко придать положительную скорость, а маневренность (кроме как от обводов) тут еще зависит от объема. То есть, в среднем, чем меньше катамаран, тем лучше он будет управляться. При этом интереснее и спортивнее будет сплав, и больше мастерства для этого потребуется. При увеличении же объема судно станет более "живучим" на реках с большим расходом, но управляться будет существенно хуже, будет "давить" реку.

Еще более неуправляемым и давящим реку судном является рафт.

Предельной же точкой неуправляемости является прыжок в бочке с Ниагары (или любого другого водопада). Это совсем уж трудно считать спортивным достижением, хотя и такой вариант прохождения препятствия тоже имеет право на существование.

Возникает вопрос, где же в этом ряду место бублика?

Управляется он, вроде, неплохо, ведь у него очень маленькая осадка. К тому же бублик, как и плот с честером (чекстером), не имеет положительной скорости, но очень легко смещается из стороны в сторону.

В отличие от катамарана бублик тормозится в бочках, что тоже важно для того, чтобы успеть сделать управляющий гребок и выдержать линию движения в последующей части порога. Правда, в больших бочках бублик "клинит" и чтобы выбраться из нее, нередко приходится применять гидропарашют.

Управляться же бублик почти перестает, когда на нем проходят что-то совсем супер-сложное, когда просто некогда гребануть, когда главное, чтобы судно вывезло. Но пройти при этом можно, ох, какие сложные препятствия!

О чалке бублика есть разные мнения. Одни говорят, что он чалится очень хорошо, другие, что это одно из его слабых мест и что для бублика нужна специальная команда чальщиков. Зная конструкцию бублика, скорее будешь склоняться к последнему мнению. Но ведь все относительно! Вероятно, многое зависит и от реки, и от экипажа, и от сравнения с другими судами, идущими в группе…

Краткая история бублика

Менялись времена. Задумывалось прохождение все более и более сложных рек. Требовались новые суда, соответствующие задумкам. Для этого во многих группах наращивался объем катамаранов. Но одного объема ведь мало! Нужна была такая конструкция, которая бы максимально обеспечивала безаварийный сплав.

И вот появился бублик - специальное судно для очень сложных рек (рек с большим расходом и уклоном более 50 м/км). Заметьте, его практически невозможно перевернуть!

А возник бублик вот как. В 1986 году группа новокузнечан под руководством Герасимова шла по Китою на честерах. Баллоны одного из честеров изготовили с очень высоко задранными концами, чтобы защитить спины гребцов от ударов о скалы. И вот, один парень за кружкой чая со смехом предложил замкнуть круг баллона, сделать колесо. Погалдели да забыли, а, вернувшись домой, Герасимов с Эриксоном засели за чертежи. К весне изготовили первый "бублик" и привезли его на "Чуя ралли - 87". Народ подивился, но никто новым средством сплава особо не загорелся.

Первое название бублика было - "карабубер", в честь человека по фамилии Карабибер, которому всегда доставалось накачивать баллоны…

Сейчас на бубликах ходят, в основном, сибиряки. Может, причина этому, что их делают в Сибири? А, может то, что сложные реки сосредоточены там?

Разные реки ходят на бублике. Очень сложные, конечно. Ведь на спокойной воде бублик - абсолютно бесполезная вещь. На нем невозможно грести ни лагом, ни по ходу. У него огромная парусность и, если дует встречный ветер, то тащить его можно только на буксире.

Даже обычные "шестерки" (реки шестой категории сложности, т. е. максимальной, но есть еще супер-шесть!) вряд ли есть смысл ходить на бубликах. Там интересно на других судах, бублик же их просто "давит".

Необходимым же бублик становится там, где не может пройти больше ничто. На супер-реках ему не равных! Так, бубликом пройден Карагемский прорыв на реке Аргут (из пяти километров сложнейшей реки, центральная часть длиной немного более километра с падением более 100 м/км, средний расход Аргута около 200 куб. м./сек). Кстати, бубликом он был пройден тоже далеко не с первого раза! Еще на бублике пройдена нижняя часть Чульчинского водопада (Алтай), верхнее ущелье Кальджира (Сев. Казахстан), Онотские водопады ("4+4", 5 и 7 метров, Саяны), и т. д.

Бублик и его предел

1989 году молодое средство сплава увидел алтайский водник Александр Проваторов. С этого-то и началась активная жизнь нового чуда. Бублик проходил сложные алтайские реки, делались попытки пройти Карагемский прорыв, ставились все более и более сложные задачи.

Возникла идея прохождения Брахмапутры. Это река с расходом более 1000 кубометров и падением 40-60 м/км на участке в 100 км.! Там же сосредоточено несколько отвесных водопадов по 30 и 40 метров высотой.

Для осуществления этой идеи московский водник Сергей Лагода вместе с конструктором Анатолием Куликом спроектировал и изготовил большое (водоизмещением в 17 тонн) судно со свойствами бублика - плот "Тибет", которое, правда, было пока испытано только на реке Аргут (стандартный вариант маршрута) по очень малой воде.

Средство сплава создали. Но разве может выжить на такой реке человек?

К бублику, в отличие от прочих судов, человек пристегнут автомобильным ремнем безопасности (с пряжкой-самосбросом), а наверх, к куполу бублика, от грудной обвязки человека тянется тросик. То есть теоретически человек не может выпасть с судна и оказаться один в бурлящей воде…

Но случится это, конечно, может. Так что же будет, если человек окажется за бортом? Сергей Лагода считает, что в этом случае, человек сможет дышать при помощи маленького кислородного баллончика, хотя этого пока еще никто не пробовал. Также пока существует только идея, что для защиты позвоночника при прыжке с большой высоты, на человека нужно надеть грудо-поясничный корсет и шейный надувной воротник.

Реальность же пока не так оптимистична. Не надо забывать, что бублик служит человеку на самых сложных реках! И когда человек остается без средства сплава, один в страшном бушующем потоке, вероятность выплыть у него ничтожна мала!

И все же бублики существуют. И дают людям новые возможности. И спортивно или не спортивно, технично или не технично, красиво или не очень, но проходят бублики удивительные препятствия, и количество "белых пятен" на карте убывает.

Так давайте не будем спорить о том, хорош бублик или плох? Ведь судов на свете очень много, и каждое выполняет свою задачу. А каждому человеку интересно что-то свое. По-моему, здесь прав Сергей Папуш, сказавший о судах, что "видовое разнообразие - залог выживания популяции".

Автор благодарна за помощь в создании статьи С. Крюкову, М. Воскресенскому, С. Цветковой, Р. Айбатулину, А. Мустафину, С. Лагоде, С Чернику, а также А. Шульжику ("Сон о великой воде…") и С. Папушу ("История явления").

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 Эриксон Лидия, 10.12.2009
я жена Эриксон Константина, все первые бублики впрочем как и последующие изогтавливались в нашей квартире, и история его создания мне очень хорошо известна. Впервые рисунок бублика наша компания представила на конференции в Новосибе, все над нами просто посмеялись. А сделали и спустили на воду 1989 году на международных соревнованиях на Чуе. Тогла его восприняли все как шоу. Единственный оценил его Александр Провоторов, он подошел к нам и предложил продать, ибо после соревнований он планировал сплав по ЧУльче. Мы даже и представить в те времена не могли, что можно продать посудину ткань на которую нашли с таким трудом. Поэтому с Првоторовым на слав пошли вместе с бубликом наши ребята: КУтилов, Калинин и Горбунов. К слову сказать, там они его и потеряли в бочке (лучше бы мы его продали). Так появилась необходимость создания гидропарашута. Сейчас бублики нам заказывают, есть даже и москвичи, преимущественно те, кто едет в Непал. Там бублик в Непале есть в прокате. Ну вот и все, если кратко. А вообще мы его любим и он нам дорог. Но мой муж более ценит другое свое изобретение, бескаркасный катамаран. Катамаран у которого есть только 2 поперечины, а продолин нет. Но это уже другая тема....
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100