Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Литературное творчество Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

К истокам Енисея

Автор: Александра Марчук

Александра Марчук - журналист, фотограф, путешественник.
Кандидат в Мастера Спорта по водному туризму. В 1994 году участвовала в походе по реке Чулышман на Алтае, занявшем первое место в Чемпионате России.
В 1981 году поступив в МГУ им. Ломоносова, на механико-математический факультет, сразу пришла в туристическую секцию (водный туризм). С тех пор по 3-4 дальних похода в год, не считая еженедельных выходов на 1-2 дня в Подмосковье - пешком, на лыжах, на байдарке (каноэ), на велосипеде.
Туристский стаж - более 25 лет. Совершено более 100 походов по Саянам, Алтаю, Средней Азии, Таймыру, Ямалу, Кольскому, Карелии, Кавказу, Карпатам, Крыму, Вепсовской возвышенности, Тверской, Новгородской, Ленинградской, Вологодской, Архангельской, Мурманской, Московской областям, по Белому морю и Соловкам, по Шантарскому и Охотскому морю, и Шантарским островам.
Более полугода прожила на острове Большой Шантар.
Рек пройдено около сотни, от первой до шестой категории сложности, многие - не по одному разу. Последние годы - больше велосипедные или пешие путешествия.
Бесконечное число поездок по городам: Петербург и окрестности, Выборг, Старая Ладога, Копорье, Ивангород, Приозерск, Кронштадт, Нарва, Васкнарва, Таллин, Куресааре, Тарту, Хаапсалу, Падизе, Вильнюс, Каунас, Тракай, Алуксне, Рига, Цесис, Сигулда, Бауска, Вецпилс, Каменец Подольский, Хотин, Черновцы, Львов, Киев, Ужгород, Мукачево, Мир, Минск, Кишинев, Аккерман, Одесса, Сороки, Луцк, Смоленск, Великий Новгород, Псков, Печеры, Изборск, Вологда, Кириллов, Белозерск, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Тутаев, Суздаль, Владимир, Зарайск, Казань, Ташкент, Бухара, Самарканд, Новосибирск, Томск, Свердловск, Тобольск, Красноярск, Иркутск, Лабытнанги, Салехард, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, города Крыма и многие другие.
Александра пишет стихи и песни, ставит кукольные спектакли, увлекается видеосъемкой и монтажом фильмов. К данному моменту создано более 30 фильмов.
В 2003 году издала сборник стихов "Мелодии старого дома".
Персональные выставки фотографий проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сортавале, Дубне.

 

Однажды, в 1988 году, нас посетила замечательная мысль: пройти по истокам Енисея.

Енисей получается от слияния двух рек: Ка-Хема (Малого Енисея), берущего свое начало в Монголии и Бий-Хема (Большого Енисея), несущего все свои воды по Туве. Эти две реки встречаются в Кызыле, в центре Азии, отсюда уже начинает свой путь Енисей.

Сами по себе Ка-Хем и Бий-хем давно посещаются туристами. Наш же маршрут интересен был своей масштабностью. Ведь мы решили пройти не только Бий-Хем, но и два его основных притока Баш-Хем и Улуг-О, а что самое главное, начать сплав с самых истоков Бий-Хема, с реки Кок-Хем. Последняя река интересна тем, что она падает водопадами с висячих долин (почти ровное плато резко обрывается, и начинается следующее плато). Все группы, идущие на Бий-Хем, проходят вдоль нее, поэтому какое-то слабое представление о реке все же было и нам казалось, что пройти ее, хотя бы частично, вполне реально.

Забегая вперед, скажу, что прошли мы на этой реке не много порогов. Река оказалась очень мелкой и каменистой, с очень большими перепадами. Но весь наш "транссаянский" маршрут мне очень понравился и 12 лет спустя я увлекла сюда очень интересную группу, группу Александра Сельвачева.

В 2000 году мне довелось сходить с этой группой в пару походов. Тогда, в мае месяце, мы посетили реки Малая Лаба и Уруштен, ее приток. Одним из экипажей был первопройден удивительный, очень красивый и очень сложный порог на Уруштене - Шестисливник.

Окрыленная такой победой, группа решила, что ей под силу пройти непройденные ранее препятствия реки Кок-хем. Конечно, надежда была на то, что воды будет больше, чем в 1988 году.

Сейчас очень интересно сравнивать два похода в 12 лет разницей.

Поход, как известно, начинается с заброски. А заброска, по крайней в первом случае, явилась большой частью этого уникального маршрута. Как же ко второму разу все упростилось!

В 2000 году в Слюдянке нас встречают 2 машины - так усердно я заказывала транспорт. Выбираем ту, что прибыла из Орлика. Едем по хорошей дороге на автобусе ПАЗ и удивляемся.

Ведь в 1988 г. здесь были размытые колеи с буераками, ямами, ручьями. Доехать нормально можно было только до поселка Монды. Дальше - лишь вездеходом. Нами же был пойман простейший "ЗиЛ", который застревал в каждой луже, в каждой яме. Так добрались до поселка Сорок. Оттуда уже на третьей по счету машине до Орлика. После дня сидения в Орлике - "ЗиЛ- 157" - за Шаснур, да и то не сразу: в связи с поздним временем долго пришлось уговаривать паромщика перевезти через Оку (сейчас там мост - чудо!). А дальше ноги, лошади, трактора и снова ноги…

В 2000-м за ночь доезжаем до Орлика, там пересадка на "Урал", который за день везет нас под самый перевал, туда, куда в 1988 г. от Шаснура мы добирались дней пять.

Подъем на перевал. Наверху - озеро. Голубизну его оттеняют ярко-синие поля аквилегий. Местами, как яркие огоньки, - головки жарков. И вот тропа побежала резко вниз к замечательному курорту - Чойганским источникам, радоновым ваннам. До завтра ждать невозможно - всем хочется окунуться в теплую воду. Сегодня почти выдерживаем норму посещения ванн - сидим от 15 мин до получаса. Следующий же день оказывается полностью посвященным источникам - покинуть это место сил не хватает. Уже забыв о необходимости делиться на мальчиков и девочек, окунаемся в теплые ванны и млеем там часами.

Сразу от источников начинается подъем. Узкая долина. Резкие взлеты вдоль падающего водопадами ручья. Жарко. Резкий запах цветущего разнотравья. Искрится ручей, порхают веселые белые бабочки. Идти тяжело.

В 1988 году, здесь мы нели с собой дрова, рассчитывая ночевать выше границы леса. Это было лишним, так как, по крайней мере, какие-то кусты и карликовая березка еще долго поднимались по склонам.

В 2000-м рискуем становиться выше зоны леса, не беря с собой дров. Решение оказалось верным. Пока мужики возвращаются за лежащими где-то на склоне вещами (в этот раз поднимались в две ходки), нам удается набрать вполне серьезное количество дров.

Во втором походе стоянка на берегу зеленого озера. Как будто зеленый мел растворили. А вода ледянющая. Но не нырнуть в нее не можем.

Тропа, ведущая на перевал, обходит озеро слева. Надо сделать почти полный круг и тогда вверх, на перевал уйдет тропа. Так мы шли в первый раз. Справа, кажется, до тропы - рукой подать. Только путь преграждают ручей и курумник, спускающийся прямо в озеро.

В 2000 году все происходит по-другому. Народ в группе Сельвачева упрямый - вот еще, лишние километры ходить! И многие начинают ползти по курумнику. Страшно смотрятся с тропы махонькие цветные точки среди огромных, с дом, камней!

Перевал приводит нас в долину Кок-Хема. Маленькие игривые ручейки текут здесь со склона, сбиваясь в ручейки побольше, потом в еще большие… Это рождается, пока в виде Кок-Хема, и начинает расти Бий-Хем - Большой Енисей, один из двух истоков великого Енисея.

Первый год - бежим до первых дров. Во второй становимся под перевалом. Удивительно, и здесь каких-то дров - сухих веточек карликовой березки, удается найти.

Ручей бежит вниз, и мы бежим вниз. Вместе с ним падаем с одной висячей долины на другую. Ноги путаются в карликовой березке…

Во 2000 году мне с Сергеем Алтунджи пришлось возвращаться с места строительства катамаранов под перевал за его каяком. И вот мы снова под перевалом - снова в историческом месте, в истоке Енисея. Сергею приходит в голову бешеная мысль - сплавиться прямо от истоков. У него одного будет такое первопрохождение. Уговоров, что это очень опасно, не слушает. Облачается в гидрокостюм, спасжилет, садится в каяк и исчезает за поворотом.

Иду. Страшно: где он там?

Вдруг, как кольнуло что-то. Как будто голос прозвучал: "Саша!"

Бегу к реке. Он ничего не кричал. Но вижу, каяк расперт между камнями. Сергей еле удерживается на плаву. Ситуация критическая. Как вовремя я подошла. Благо река не широка - помогаю выбраться.

Уже вечереет. И Сергей, к моему великому удовлетворению, решает прекратить сплав.

Несем каяк. Волочем каяк. Тропинка вечно теряется. Начинает смеркаться. Лишь в 2 часа ночи достигаем стоянки.

1988 год. Воды в реке мало. Плывем очень осторожно. Пытаемся отслеживать сомнительные ориентиры. Ведь порог может начинаться совсем безобидно, а потом рухнуть водопадом на новый уровень долины. Проходим лишь шиверы и небольшие порожки. "Ступени" же, которыми река падает из долины в долину, завораживают, но шансов для прохождения не дают.

В 2000 году воды еще меньше. Можно сказать - нет ее! (А ведь рассчитывали-то на большую!). Все благие намерения, связанные с лихими первопрохождениями становятся совсем нереальными. Все "ступени" обносим. Да и при детальном рассмотрении становится ясно, что эти пороги, прорывающиеся с висячих долин непроходимы для катамаранов даже по большой воде. Интересно то, что если не считать однозначных водопадов, то во второй раз проходим то, что не прошли в первый. И, наоборот, почему-то не удается пройти то, что было пройдено тогда. Так, порог Малютка, напугавший в первый раз нас своей узостью и прижимами, в этот раз легко прошелся всеми судами.

Надо сказать, что названия-то порогам Кок-хема в 1988 году давали мы. Утверждать точно, что тогда мы первыми проходили реку - не берусь. Но лоции в турклубе нормальной не было (вероятно, была информация от пешеходников), названий пороги не имели. Очень смешно было каждый вечер спорить над очередным названием. Что-то ложилось с первой гипотезы. Например, непроходимый порог - Эшафот, и, как следствие этого, порог, непосредственно перетекающий в Эшафот - Лифт на эшафот. Большие споры вызвало название порога Катаклизм. Это было предложенное мною, закончившее все споры, название. А ведь Трясогузкой назвали бы злобные мужики. И поделом бы было мне, ведь я не дала им пройти порог, я его панически испугалась.… С порогом Челюсти тоже было все просто - ведь он вдребезги разодрал адмиральский катамаран…Сколько же потом пришлось чиниться на болотистых берегах озера Кара-Балык!

А вот в 2000 году порог Катаклизм шли. Смотрели долго. Спорили. Сомневались. Прохождения же были, как всегда в этой группе, очень эффектними. Челюсти обнесли, даже не посмотрев. Ведь если сейчас вода меньше, то камней (челюстей), очевидно, больше. И время уже поджимает сильно - на ремонт его точно не будет.

Озеро Кара-Балык. Отсюда начинается Большой Енисей. Река шустро понесла нас вниз.

С большим интересом и воодушевлением проплываем Шивитский каскад.

В 2000 году видеооператор, сидящий в центре катамарана, радостно снимает скачущий по волнам катамаран и разлетающиеся в разные стороны брызги.

"Какой самый сложный порог на Бий-Хеме?" - недавно задал мне каверзный вопрос известный турист-водник Николай Телегин. Я замялась. Самыми сложными считаются Кайфас и Элен. Но вопрос был не о том. Ответом были Ворота. Я согласилась. Ведь ни в первый, ни во второй раз нам не удалось его отследить. У Ворот нет ориентиров. В 1988 году мы влетели в правую протоку, перегороженную деревом. Как, в момент преодоления слива, мы все сумели это бревно перепрыгнуть, выскочить из упоров и влететь в них вновь, - история умалчивает. Через 12 лет сюда тоже без просмотра влетел флагманский экипаж.

Следующий порог - Сюрприз. Прелесть его заключается в том, что отследить его тоже довольно сложно, да место для просмотра не самое лучшее - высокие скалы. А уж для стоянки место совсем "сказочное". Раз попал к Сюрпризу - пути два: или проходи или лезь в поднебесье стоять. И почему несет сюда людей ближе к вечеру? Дежурным не позавидуете!

И вот изюминка реки - Кайфас.

В 1988 году основной слив обносим.

В 2000 году в группе Сельвачева работа идет на совесть. Долгий просмотр с левого берега, затем с правого. Выставляется страховка по обоим берегам. Внизу - страхующий катамаран. Напряжение сильное очень. Первым идет катамаран Юрки Борисова - самого уверенного в себе капитана. Катамаран на плоских гондолах встает на свечку (почти вертикально на задние концы баллонов), но… все нормально. Судно выравнивается, все на борту… и удачно минует выходную шиверу. Двойки идут из-под основного слива.

Порог Элен, произведший в 1988 году на нас яркое впечатление, в 2000 году, по малой воде почти не смотрится (ведь весь поход в реке падала вода!) - порог проходят с видеооператорами на борту.

Порожистая часть Бий-Хема закончилась. Теперь вниз, вниз и вниз.

Почему, если в группе несколько судов, то обязательно кто-то спешит, а кто-то совсем не спешит и сильно отстает? В результате в первом походе мы поплатились вычеркнутой из нитки маршрута красивейшей пешей частью в верховья Баш-Хема, во втором случае поимели очень тяжелую выброску.

1988 год. Красивейший 15-метровый Бий-Хемский водопад. Если сегодня успеваем разобрать катамараны и стартовать, то шанс уйти пешком на Баш-Хем еще есть. Но, увы, катамаран Коссовского приходит сюда лишь к вечеру. Мучительное решение - плывем до устья Баш-Хема и поднимаемся на 17 километров вверх, чтобы пройти основной порожистый участок. Хорошо это тем, что можно с собой не тащить все продукты - все лишнее оставить в устье реки. И путь здесь оказался тоже красив! Где еще одновременно встретишь ель и пихту сосну, кедр, лиственницу…

Пешая часть - полдня, сплав - три часа…

Как трудно рассчитать время в длинном походе! И вот… несмотря на стремительное прохождение Баш-Хема, мы имеем шанс не уложиться в свои положенные на маршрут 33 дня. Опаздывать в Москву не всем можно, и вот провожаем пятерых мужиков вниз по Бий-Хему.

Мы же, ввосьмером (из которых три женщины) доплываем до реки Мюнь, разбираем суда и медленно-медленно (тяжелее-то насколько стало!) движемся по цветущим лугам в сторону Улуг_О.

Место стапеля километрах в полутора от воды - ближе нет деревьев для рамы - кругом сплошной ковер из желтой и красной карликовой березки.

28-ой день пути. Спускаем суда в реку. В ручей… Движемся, как на самокате, уставшие, голодные и вдруг… Люди! Они дарят нам две буханки хлеба и мешок сухарей. Одну буханку делю на 8 частей и здесь прямо, на воде, мы, смакуя, съедаем кусочки с таким забытым вкусом…

А дальше. Дальше потекла Улуг-О. Воды мало. Почти все препятствия преодолеваются сходу. Надо заметить, что шестеро из восьмерых здесь были три года назад во время наводнения. Плыли тогда очень тяжело и медленно. Сейчас же мы только успевали махать руками: "здесь мы стояли", "здесь мы обедали", "здесь мы стояли"…

Стремительно проходим Улуг-О. На Бий-Хеме одна остановка на полчаса, чтобы сварить суп и, (о счастье!) по реке плывет буксир, тянущий лес. Прицепляемся к плотам…

В 2000 все было по-другому. За водопадом мы построили галеры - связали попарно катамаран-четверку с двойкой.

На галере: один рулевой, остальные - гребцы. Наш рулевой, Юрка, талантливо ловит течение, и наша галера летит с фантастической скоростью. Галера Сельвачева сильно отстает - обед приготовить успеваем.

В этом походе путешествие на Баш-Хем не планировалось, а по поводу Улуг-О думали. Если успеем. Но во время не укладываемся и так.

И вот он, Тоорахем, место окончания сплава по Бий-Хему. И никаких вариантов выбраться: самолеты не летают, на "Ракету" на месяц вперед нет билетов. Узнаем, что все грузы в Тоорахем поставляются "Уралами" к озеру Мюнь, далее везутся моторками. Что же? Нам так и уезжать? Но другого пути нет. Как обидно, что мы проплыли это место. Теперь 40 километров вверх…

Очень тяжело моторки преодолевают течение. Ломаются моторы. Влетаем в ночь, в туман… Приходится ночевать.

На Мюне мотор нашей лодки окончательно заглох - бензин кончился. Начались "бурлаки на Мюне"… И так 10 км.

Машина, на которую мы рассчитывали, ушла рано утром. День сидим. Прорабатываем варианты, высылаем к дороге гонцов. Но, вот счастье, "Урал". Просто порыбачить приехал. Не судьба ему порыбачить нынче - зато мы уезжаем…

Наши два Транссаянских похода закончились. Сколько людей еще пойдет этими маршрутами? Много. Но очень интересно, удастся ли кому-нибудь пройти хоть что-нибудь из непройденного нами на Кок-Хеме…

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

Вид с перевала назад

Водопад на Бий-хеме

Катамаран

Плоты на Бий-хеме

Подъем на перевал

Порог Элен

Честер на Баш-хеме

Чойганские источники




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100