Автор: Николай Белых (Новокузнецк)

Предисловие

Наверное, впервые, определяя район путешествия, мы не были единодушны в своем выборе. После двух подряд походов на Алтай, где в кошках приходится ходить больше, чем на лыжах, мы соскучились по чисто лыжному передвижению и по глубоким снегам. Родной Кузнецкий Алатау уже достаточно нами исхожен, а вот на Ергаках, как ни странно, мы побывать пока не удосужились, если не считать, наших "альпинистов", которые там бывали много раз, но не в лыжном походе. Ергаки, один из красивейших, быть может, уголков планеты, имеет один существенный, с нашей точки зрения недостаток. Это очень посещаемый район. И все-таки мы решили заполнить пробел в своей коллекции, сходить на Ергаки и закрыть эту тему. Как никогда острой была конкуренция за попадание в основной состав. Тренировались все серьезно, но за два дня до старта мы неожиданно потеряли двух ключевых игроков. Впервые за много лет мы идем без Сергея Борисовича Плюхина, его не отпустили на работе. И Андрей Волобуев был вынужден пропустить поход из-за травмы. Зато наш чешский товарищ Станислав Крупар прибыл, несмотря на гигантское расстояние между нами и на значительные расходы на его преодоление.

Итак, состав участников:

1. Суздальцев Евгений Валерьевич - командир, capo dei tutti capi.
  2. Гладков Сергей Константинович - видео, фото.
  3. Майснер Юрий - фото, видео.
  4. Гайсин Юрий - штурман.
  5. Тимофеев Николай - альпинистские примочки.
  6. Андронов Николай - пилорама.
  7. Белых Николай - лето(борзо)писец.
  8. Логинов Александр - мастер-механик по ремонту всего.
  9. Крупар Станислав - постоянный клиент мастера-механика.

Дневник похода

19.02. Суббота.

Отъезжаем от Абаканского вокзала на зафрахтованном автомобиле. Едем по трассе Красноярск - Кызыл. В Танзибее - традиционном месте кормежки всех едущих в этом направлении туристов, останавливаемся и так же, как тысячи до нас, объедаемся до отвала последней цивильной едой. В 13.00. выгружаемся на 622 километре шоссе, заходим на турбазу Тушканчик, оставляем часть продуктов на второе кольцо и резво стартуем, так как успеваем промерзнуть на ветру. Уходим вверх по реке Тушканчик, по старой заметенной лыжне, ломая доски метелевого наста. Температура -20°, достаточно солнечно. Неплохое начало по погоде. Но баланс хорошего и плохого должен быть соблюден неукоснительно. Не прошло и двух часов, как Сергей Гладков сломал лыжу под грузовой площадкой. Многолетние статистические наблюдения позволяют сказать со стопроцентной уверенностью, что если в первый день похода сломалась лыжа, то поход будет необыкновенно удачным. Мистики здесь минимум. Просто неудачных походов никто вообще не припомнит. Лагерь ставим перед перевалом Тушканчик. Первый походный день следует отметить. Эта приятная процедура впервые происходит без Борисыча. Разливать практически никто не умеет, а создать соответствующую атмосферу, тем более. Незаменимые люди оказывается есть.

А итог дня таков: Сломалась лыжа. Вероятно

Уже нам сверху шлют приветы,

Хоть это очень неприятно,

Зато - хорошая примета.

20.02. Воскресенье.

Время 7.40., мы уже идем. Температура -21°. Быстро набрали высоту, но атмосфера темна, ничего не видно, а жалко. Скатываемся с перевала и натыкаемся на ледяной домик - иглу. Какая-то группа, видимо, развлекалась, строила. На Малом Буйбинском озере ставим лагерь. После обеда уносим заброску на перевал Промежуточный и заодно на разведку завтрашнего перевала Красноярцев. Переходим отрог и перед нами открывается вершина с названием Спящий Саян. Этот Спящий Саян без всяких натяжек точный скульптурный портрет нашего Любимого Вождя Суздальцева Евгения Валерьевича, высунувшего голову из спального мешка. С перевала Красноярцев становится ясно, что нести заброску на Промежуточный, нет смысла, потому что забрать ее с той стороны хребта будет проблематично из-за крутых сбросов. Оставляем продукты здесь до завтра и возвращаемся в лагерь. За ужином немного приняли, но этого хватило, что бы полночи до посинения спорить о происхождении человека. Ребята попросили, что бы я это отразил в стихотворной форме. Отражаю:

О происхождении человека спорим мы полночи,

Друг другу головы науками морочим,

Но, засыпая, все же догадались,

Что, как мы были обезьянами, так ими и остались.

21.02. Понедельник.

Температура -19°. Снегопад. С перевала Красноярцев скатываемся на Большой Кебеж. У окружающих скал чудные, но точные названия. Например, скала Кит - похожа на кита, а скала Черепаха - в точности черепаха. За обедом культурно поздравляем именинника Юру Гайсина и навеселе, идем гулять на перевал Вспомогательный. Слева от перевала красивейшая скальная вершина Каменный замок, опять названо точно. Особенность хребта еще и в том, что почти с любого перевала во все стороны горизонта можно пройти еще по паре перевалов за один день.

В лагере опять, уже серьезнее, поздравляем Юру, и незаметно от тостов переходим к жаркому спору о смысле жизни и свободе воли.

Отражаю:

До хрипа спорим мы про то,

В чем смысл жизни, и существует ли свобода воли?

Но, что такое жизнь, не ведает никто.

А что такое смысл - уже тем более.

22.02. Вторник.

Температура -24°. Сегодня Станислав провел с нами воспитательную экологическую работу, фактически нам стало стыдно. Отныне каждый дежурный не только сжигает консервные банки, но и уносит их с собой в сплющенном виде. Вообще мусора мы за собой никогда не оставляли, но консервные банки уносить не догадывались. Наверное, эта процедура назрела стать обязательной и в отечественном туризме.

На перевал Вспомогательный поднимаемся по своей промерзшей лыжне и скатываемся с него на рюкзаках. В этом году мало снега, иначе склон был бы лавиноопасным. Тропим по ручью. Все не основные ручьи здесь без названия. Сказать, где идем, можно только ткнув зубочисткой в карту. Переходим отрог и в соседней долине выходим на лыжню. Вчера какая-то группа прошла наверх. Не поход, а курорт. Тропление терпимое, а тут еще готовая лыжня. Ничего не остается, как подняться на следующий перевал Спасателей. Лыжня уходит по хребту, а нам предстоит спуститься по крайне лавиноопасному склону. Распускаем лавинные шнуры и по одному благополучно спускаемся. Подкатываемся до воды и ставим лагерь. Итог в продолжение вчерашней темы:

Свободу с волей, сколько ни крути,

Нам трудно сбиться с нашего пути,

Хоть плачь, хоть смейся и шути,

Мол, жизнь прожить - не перевалы перейти.

23.02. Среда.

Единственная наша утренняя, объективная информация - температура -25°. Через полтора часа после выхода опять ставим лагерь перед следующим перевалом Диденко. Стас в шоке от такого графика движения, еще не врубился в особенности района. Лагерь обустраиваем с комфортом, освобождаем от снега гигантские площади.

После обеда налегке уходим на перевал. С озера Северного перевал показался неприступным. Обходим гребень отрога, там по карте должен быть некатегорийный перевал. Но, увы, там везде стены. Решаем по гребню подняться на вершину 1950 метров. С вершины просматривается неплохой спуск по веревке. Также с вершины просматривается неплохой (потрясающий) вид на основной хребет Ергаки. Скальные пики торчат, как кактусы в пустыне Невады. Спускаемся к озеру Северному. Все морены вокруг озера вытоптаны рогатым и копытным скотом, скорее всего, северным оленем. Хороший был день, а вечер тем более, так как праздничный. О чем сегодня будем спорить?

Естественно, что спорили, о чем-то о глобальном,

Но страсти накалиться не успели.

Я захрапел, в мешке свернувшись спальном,

А остальные, раньше захрапели.

24.02. Четверг.

В 10.40. мы на вершине. Традиционно все безымянные вершины, на которые приходится залазить, мы называем пиками Кузнецких ферросплавщиков.

Ветер бешеный. Альпинисты долго готовят веревки для спуска, остальные топчутся на крохотном пятачке. Склон градусов 45. "Дюльферяем" вниз, адреналина полные штаны. Это элементы экстремального (для нас) альпинизма в лыжном походе. Спустившись, мы оказываемся в фиолетовом, снежном парабалоиде, отраженные солнечные лучи фокусируются на нас, здесь тихо и очень жарко. На лыжах скатываемся во врезку левого притока Малого Тайгишенка и идем до стрелки с Левым Тайгишем. Стас сломал лыжу под грузовой площадкой. Запасных площадок у нас больше нет, и Саша прибивает ему на грузовую площадку запасной носок. Лыжа теперь выглядит экстравагантно. Стас утверждает, что такие лыжи он продаст в Чехии с аукциона и станет состоятельным человеком.

25.02. Пятница.

Сегодня дневка, но надежды на поспать и полениться не оправдываются. Наш диктатор безжалостен, все человеческое ему чуждо. Время 7.50., а мы уже скользим вверх по Тайгишу. Справа отрог с интересными скалами, у которых интересные названия: Тугодум, Страж, Верблюд, Конь. Поднимаемся к озеру Художников, открывается вид на Параболу. Очень плотный ветер, но надо подняться выше, к озеру Горных духов. Это одно из ключевых мест района, отсюда главные перевалы через основной хребет. Это и великолепная обзорная точка. Перед нами Звездный, Птица, другой профиль Спящего Саяна. Удивительно, но нисколько не меньше похож на нашего начальника. Да, Евгений Валерьевич, сам того не зная, ты

Памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не пропадет туристская лыжня,

Вознесся выше он главой - вершиной горной

Верблюда, Стража и Коня.

Обедаем на озере Художников. Здесь многочисленные следы всякого зверья и еще более многочисленные следы пребывания летних людей. Хороший был день, и вечер также должен иметь культурную программу. Пока наши запасы позволяют нам оставаться культурными людьми.

26.02. Суббота.

Температура -21°. Очень быстро доходим до "Крестов" - слияния Левого, Правого и Прямого Тайгишей, образующих Большой Тайгиш. Наш путь вверх по Прямому Тайгишу. Идем в узком каньоне. У основания одного из водопадиков, снимаем лыжи, что бы выкарабкаться наверх. Сняв лыжи, Станислав мгновенно проваливается в воду до подмышек, я бы, например, утонул. Сообща высушили его за полчаса. Выходим на Большое Буйбинское озеро. Оно действительно большое - около двух километров длиной. Слева хребет Метугул-Тайга, справа последний отрог Ергаков. Интересно, что с одной стороны хребта Ергаки все реки Тайгиши и Тайгишенки, а с другой Буйбы, левая, правая, первая, вторая и т.д. Небогатая была фантазия у тех, кто давал названия.

А мы уходим на Большое Безрыбное озеро. Впервые припекает солнце, поэтому на озере имеем полный спектр удовольствия. Открылся хребет с кучей красивейших пиков: Экстаз, Динозавр, Звездный Восточный. Поднимаемся выше, до Малого Безрыбного озера. Кстати, говорят, что на этих Безрыбных озерах полно рыбы.

Птицы сегодня поют с самого утра. Уже сумерки, а они продолжают выдавать трели. Что-то я не припомню, что бы зимой птицы пели. Наверное, какой-то перелом в природе происходит. Может быть скоро весна?

27.02. Воскресенье.

Идем на какой-то безымянный, некатегорийный, вообще не отмеченный на карте перевал. Пока сумрачно, сыпет снег, но птички начали свои серенады еще в полной темноте. Немного не угадали со спуском, еще бы немного и покатились бы на лыжах по вертикальной стене. Встаем на обед чуть ниже озера Золотарного. Затем переваливаем небольшой хребтик и выходим на озеро Светлое. Здесь, конечно же, есть лыжня, так как район озера Светлого это место всех базовых лагерей туристов и скалолазов, лазающих на Звездный, Птицу, Зуб Дракона и т.д. По лыжне мы быстро скатываемся на турбазу Тушканчик. Очень грустно, но Юра Гайсин уезжает, ему надо на работу. А нас вечером ждет приятнейшая процедура - баня. А завтра дневка, которую надо как-то пережить.

28.02. Понедельник.

Спим долго, до восьми часов. Утренняя температура -25°, в наших апартаментах немного теплее. Затапливаем печь и через час не знаем, куда деваться от жары. Андронов и Тимофеев уезжают на попутке в Танзибей за деликатесами. А мы занимаемся ремонтом снаряжения. Лыжи Стаса из жалких обломков превращаются во что-то фантастическое, гибрид лыж и птеродактиля. Теперь Станислав их не продаст ни за какие деньги, а поместит в музей, будет показывать за деньги (западные люди никогда не видели такого чуда инженерной мысли) и станет состоятельным человеком. Саша Логинов разошелся, ремонтирует все, что только можно.

Если прикажет наш начальник вдруг,

Торчать еще денек на этой стрелке,

Мы улетим на следующий круг,

На Сашей сделанной, летающей тарелке.

Прибывают гонцы, привозят пиво, пельмени, шашлыки и еще кучу всего. Тонус группы поднимается, до такой степени, что банку аджики эти люди съедают зараз с хлебом, печеньем и в кофе норовят вместо сахара затолкать. Один из элементов полного счастья в лыжном походе: обожравшись, лежать на нарах, смотреть в потолок и нахально спорить с командиром по любому вопросу.

01.03. Вторник.

Уходим очень рано, еще потемки. Валит снег, гор не видно. Зато он помог нам подниматься по обледенелой лыжне. На перевале Луговом облегчаемся, оставляем заброску на последний день похода. Прямо на лыжне собираем брошенные и недоклеванные кедровками шишки. Мы доклюем, нам по кайфу. Пока катим по лыжне вниз по ручью Луговому. Станислава лыжня особо радует, так как он не проваливается. Видимо, поэтому он горланит песни на чешском языке. Перед Большим Буйбинским озером встретили группу, пять человек из Каменска-Уральского. Поставили лагерь рядом. Лыжи Стаса их поразили, (хоть и не западные люди) они их отсняли на видео со всех ракурсов. Вечером у нас гости с гитарой. Уральцы члены КСП, много ездят по фестивалям, играют и поют здорово. Пели и пили много и долго, вечер незабываемый.

02.03. Среда.

Температура -27°, впервые абсолютно ясное утро. Уральцы уходят в радиалку, на гору Учебная, а мы на Буйбинское озеро и дальше, вверх по Прямому Тайгишу. Солнце палит, мы, как ленивые коты полчаса сидим, млеем, не дойдя десяти минут до точки обеда. Сегодня по-настоящему жарко. Вверх идем обнаженные. Поднимаемся на перевал на Правый Тайгиш. Здесь место гибели вертолета Ми-2. Его обломки, груды цветмета так и лежат. А мы восходим на вершинку 2100 метров, обозреваем горы на закате. Станислав запустил среди нас такой словесный штамп: "календарь". Это, когда на фото благостный пейзаж, и нет никакой динамики из наших небритых рож. Сейчас на 360° сплошные "календари", но мы специально сюда и забрались, что бы все это увидеть. Скатываемся до первых кедров и ставим лагерь. Дрова исключительно кедровые. Все лезут носами к этим деревяшкам, нанюхаться хотят на всю оставшуюся жизнь.

03.03. Четверг.

Сегодня нам надо перейти хребет Метугул -Тайга. Опять нам везет. Ветер ураганный, но почти в спину, кладет нас плашмя на склон. На перевале круговерть, смерчи, завихрения. Начинаем спуск по веревке. Первый пошел на три такта рубить носками ступени. Налетает вихрь, первый пропадает в снежной пыли. Вихрь ушел, и от ступеней не остается следа. Тем не менее, спустились нормально. Внизу не намного лучше. Смерчи вырывают снег кусками, подбрасывают вверх и швыряют в нас. Впечатление, что кто-то разумный делает это намеренно, издевается над нами. И все это при абсолютно безоблачном, голубом небе. Вся тайга завалена сломанными, кедровыми ветками. Птичек не слышно, только гул ветра. Скатываемся до какой-то, третьей или пятой Буйбы и ставим лагерь на стрелке с Усом. Ус - широкая, мощная, судоходная река (в смысле - сплавная). Женя ушел на разведку, искать дырку завтрашнего перевала и потерялся. Пришел затемно. Наконец-то и мы имеем законное право, абстрактно предположить, что мы можем ему что-то предъявить.

04.03. Пятница.

Сегодня нам опять надо перейти хребет Метугул-Тайга, только в обратном направлении и через другую дырку. В 7.30. уходим. Не прошли по Усу и километра, опять свернули на приток. Набираем высоту, вокруг сплошные "календари". С притоком мы промахнулись, вышли на перевал в ту же долину. Поэтому приходится переходить хребет через вершину 1980 метров. Сейчас это большой плюс. Погода хорошая, весь мир на блюде. Эйфория. К тому же путь через вершину здесь часто безопаснее. На перевалах висят карнизы и подход без кошек проблематичен. Катимся вниз. Станислав уже неплохо катается, но на его дровах не упасть сложно. При этом мы слышим единственное, существующее чешское ругательство: "Курва". А если зарылся очками в снег, то: "Куррва до прэдэла". Стас не спорит: "Да, русский язык в этом плане богаче". Богатство это он давно освоил, и мы со смеху катаемся, когда он выдает нам перлы русской словесности.

05.03. Суббота.

Возвращаемся. Температура -17°, пасмурно. После обеда сильнейший снегопад. Опять на Луговом собираем шишки., забираем заброску. На праздничный ужин Юра Майснер соорудил традиционный торт, которому он всегда дает свое название. Этот был "Экстаз". Представлял собой объемную карту Ергаков. Съедать было жалко, но напряглись и съели. Расчувствовались от сладкого. Станислав признался, что самым большим потрясением для него было то, что восемь дремучих русских мужиков согласились уносить консервные банки. Загадочная чешская душа.

06.03. Воскресенье.

Последний день, температура -30°. Спим, сколько влезет. По очереди просыпаемся, выползаем из палатки. Пошел погулять, увлекся и отгулял от базы километра два. Внутренний прощальный диалог с миром внезапно оборвался. Тросик крепления, который служил несколько лет и не мог порваться конструктивно - порвался. Мистика? Места не отпускают? Техногенные личности, что-то толкуют про усталость металла, эзотерики кричат: "Аллах Акбар". А я думаю, что летом надо приехать, шишки всурьез пошелушить. А совсем всерьез, возможно, рано подводить итоги, но некоторая неудовлетворенность осталась у многих. Район очень красив и интересен, но на путешествие не тянет. Здесь много относительно сложных участков, но то ли в силу компактности района, то ли в силу легкого (опять же относительно) передвижения, эмоциональное восприятие не дотягивает до какой-то внутренней планки. Но маршрут пройден, прожит, и это была хорошая жизнь. Будут следующие феврали, нас ждут Байкал, Восточный Саян и еще многое, что втемяшется в наши головы. Жизнь продолжается.

Новокузнецк - Абакан - Тушканчик.