Автор: Николай Каменев

Работы Николая Каменева:

• Воспоминание о посещении острова Красавица в 1971 году
  • Открываю Чухарию

Поход к вепсам продолжил год спустя 24 июля 2006 г. В Тихвине не был, поэтому осмотрел монастырь и побродил по старой части города, застроенной добротными деревянными двухэтажными домами-особняками второй половины XIX - начала XX века, ныне обветшалыми.

Дома очень характерные хоть кино снимай!

Нашёл администрацию "Вепсского леса" и познакомился с его директором Cергеем Валентиновичем Князевым. Информация из первых рук пригодилась: узнал, как лучше ехать. Сначала до Шугозера в 17.30 тихвинским автобусом, в Шугозере пересесть на другой автобус до Пашозера. Шугозеро - место пересадки, расположено на берегу одноимённого красивого озера с великолепными далями, от него по шоссе до Пашозера 30 км. Из Тихвина автобус преодолевал это растояние почти 2 часа.

На берегу Пашозера заночевал, чтобы на следующий день углубиться в Вепсский лес, где уже не будет нормальных дорог, не будет продуктовых лавок до самых Харагеничей... Об этом не знал, и шёл налегке с рюкзаком весом в 15,5 кг.

Взятые продукты на 7-10 дней были вполне достаточны: 10 дней питался ими и дарами природы.

Пашозеро имеет длину 9,5 км при ширине 1,4 км, с глубинами до 40 м. Я выбрал удобное место для стоянки в северо-восточной части озера: там нашёл топливо для костра и питьевую воду из родников через дорогу. У берега было мелко, а в самом озере били холодные ключи, однако я искупался и здесь заночевал.

На следующее утро наблюдал (во 2-й раз) редкую птицу - иволгу, в 1-й раз видел в Латвии (ещё при СССР).

Встретил молодую пару с ребёнком: он - англичанин, она местная. Роберт в прошлом forester, сейчас занимается бизнесом с лесом в России, сказал, что таких диких мест в Англии не осталось. По-русски говорит сносно, но я обяснялся с ним на смеси русского с английским, сказал, что с ним коллега - бывший лесничий.

У Екатерины в роду кто-то из вепсов, маленького сына зовут Александр, пока мы разговаривали пупс благополучно вывалился из коляски.

В 6 км от дер. Пашозеро деревня Лукино живописно раскинулась на высоких холмах над рекой Урья. Здесь высоко над рекой бьют родники, которые стекая двумя мощными струями напоминают небольшой "водопад" - так его называют местные. Вода источника имеет постоянную t+5 - +6C

Ниже несколько бассеинов рыбопитомника "Лапландия", где разводят радужную форель, вода поступает из "водопада" и проходит дополнительную очистку. При достижении определённого размера форель доращивают в глубоких садках в Пашозере: при повышении t форель погибает, если не дать ей глубины.

В дер. Пашозеро есть отделение парка "Вепсский лес", природно-этнографический музей, есть гостевой дом - видимо для организованных гостей.

Карабкаюсь, чтобы осмотреться, на крутой, как в горах, северный склон плато над левым берегом мелководной, галечной речкой Урья. Склон порос вязами! и крупными в рост человека, не виденными мною ранее, сиреневыми цветами напоминающими колокольчики.

В долинах реки Урья и реки Канжая с очень холодной водой и выходом подземного эндогенного тепла на почве образуется особый микроклимат. Здесь встречаются растения и животные, скорее характерные для Кавказа и Дальнего Востока. По живописному левому берегу Урьи работниками "Вепсского леса" проложена "Лукинская тропа" о которой узнал позже. К сожалению, осмотреть реку с тропы на Корвалу, которая идёт севернее вдоль правого берега мне не удалось: реку нигде не видно и не слышно.

Сходил для разминки без рюкзака на Сяргозеро - 18+5 км в оба конца - заняло около 7 часов! И это при обычной скорости 6 км в час. После такой "разминки" сил осталось только на ночлег. Описывать "дорогу" бесполезно - её надо видеть: глинистая, местами полузатопленная, с глубокими коллеями с водой, где скользко как на мокром неровном льду.

Все дороги, что я прошёл от Пашозера до Харагеничей были грунтовыми, различия только в почве, по которой проложена дорога: глина или суглинок. Только последняя, меньшая часть дороги ближе к Нюрговичам была относительно сухая - супесчаная.

В конце Сяргозера на другом берегу стоят три нежилых дома (по виду целых), к ним можно пройти быстрее, если спуститься к озеру и пройти по заросшей тропе

(о чём я не знал), а можно пройти той же дорогой, огибая маленькое озерко и ручей (видимо, глубокий), сколько идти не знаю, т.к. через 2,5-3 км повернул назад.

Той же дорогой можно пройти в Корвалу (на моей карте её нет), я же выбрал другой путь, наивно полагая, что дорог хуже виденной не бывает.

На следующий день, после ночлега в Лукино, стал искать начало дороги в Корвалу. Как выяснилось, она начинается северо-восточнее Лукино и определяется по высокой помятой траве на крутом косогоре к СВ от деревни. Подъём был долгим, а трава высокая. Опробовал противомоскитную сетку на шляпу: мазей от комаров не взял, а сеткой пользовался впервые, отдавая себя на съедение комарам.

Так шёл по лесу очень плохой дорогой, разъезженной "ЗИЛами" и залитой водой. Попадались объезды непроходимых мест, они вели через лес, иногда по два сразу: влево и вправо. На моих фото можно разобрать след от моста грузового "ЗИЛа" оставленного на дороге.

В глине отпечатались людские следы, но меня удивляло отсутствие рядом тропы и то, что не были обрублены нависающие ветви над сухими участками "дороги".

Что это - лень?

В лесу много ягод земляники и черники, которую я собирал на ходу, не останавливаясь; встречается шикша и княженика.

В лесу вдоль дороги растут клёны - для таёжной зоны это необычно.

Примерно через 10 км после Лукино - первая преграда: вышедшее из берегов Пупозеро. Сюда соваться не стоит - глубина по горло, лучше обойти с севера по тракторным следам (объезд). Озеро карстовое, вода циркулирует через "пуп" - так называют карстовые воронки вепсы. Лучше здесь не останавливаться: вода затхлая, подходы к озеру плохие. Однако периодически накрапывал дождь, и я решил здесь заночевать, с трудом найдя место для палатки. Ближайший ручей оказался полностью пересохшим, но у меня был очиститель - аквафор, который использовал всего дважды за весь путь: воду пил сырую.

За пару км до Корвалы у дороги появилась ольха (серая), затем подорожник и наконец - крапива - индикаторы человеческого жилья. Это правило действовало по всей Чухарии независимо была деревня жилая или уже покинутая людьми.

Наконец дорога выходит на косогор, весь заросший высоким кипреем и созревающей малиной со следами медведей. Первые следы медведицы с медвежонком я увидел на дороге, после ночёвки у Пупозера.

В Корвале, вроде как лесной столице вепсов, осталось 10 постоянных жителей.

В Муромозере (Морошечное озеро) уровень воды поднимается: на той стороне затоплен лес, на этой рухнуло несколько банек, построенных над обрывом.

Погода была холодная и открывшийся вид с Корвалы на свинцовое озеро показался красивым, но по-северному суровым; несмотря на июль месяц на мне был одет свитор, но было не жарко.

В конце деревни кто-то из "новых русских" отстраивает большой дом, за забором торчит спутниковая тарелка метра 4 в диаметре, лежит гора досок - вертолётом забросили?

Николай 80-и летний вепс-лесовик: он охотник, рыбак, сборщик грибов и ягод угостил меня свежесобранной морошкой, я сидел у него дома и ел морошку из таза. На мои расспросы о "снежных людях" и летающих змейках сказал: "Выдумка эта, что им здесь делать!" (Насчёт "снежных" и я того же мнения: такие тушки должны впадать в спячку, а что видели их - ну и что?)

В полдень по осеннему хмурого холодного дня покидаю Корвалу. Иду в Нойдалу. Можно прямой дорогой, а можно через Чидово или Рябов Конец. Выбираю Чидово, чтобы посмотреть Леринское озеро, а в Рябов Конец идти не захотелось - здесь до прошлого года была колония для наркоманов.

Как позже установил: виденная мною дорога на Рябов Конец сворачивает вправо на ~120 градусов между Чидово и Нойдала - вроде бы совсем не туда.

Иду лесом и через 2,5 часа попадаю в большую заброшенную деревню, но на Чидово она не похожа: нет большого Леринского озера, указанного на моей карте-"двухкилометровке". Как и в Корвале, поля заросли кипреем и малиной, но признаков жизни нет, дорогу спросить не у кого.

Иду дальше на север и к 17 часам выхожу к следующей неизвестной заброшенной деревне, в ней единственный целый, посещаемый рыбаками дом.

В нём есть всё для проживания (не бомжатник); на чердаке висит недовяленная рыба. Впереди выходные и я решаю не останавливаться на ночлег в доме, а идти дальше. На обратном пути снова захожу в дом и вижу: в эти выходные никто не заходил. Собственно это не деревня, а ряд разбросанных нежилых хуторов от которых остались одни стены.

Почему-то вепсам нравилось селится на высоких местах, что означало - земледелие было не на первом месте. Вокруг так много разросшейся малины, что даже два десятков косолапых вряд ли её одолеют. Думаю, как хорошо, что она полностью не созрела; с медведями у меня уже были встречи раньше и я не разделяю оптимизма отважной Марины Галкиной!

Пятая холодная (+2°С) ночёвка у второго озера за этой деревней. Хорошо, что у меня шерстяное бельё и плёнка с фольгой, которой накрываюсь пытаясь согреться.

На следующее утро возвращаюсь в сторону Корвалы со смутными подозрениями... Дорога здесь суглинистая или супесчаная. Умудряюсь споткнуться о палку, лежащую вдоль заросшей тропы, зацепившись носком, второй раз падаю, поскользнувшись на глине, а когда дорога была совсем никакая ни разу не падал!

Вскоре выхожу на прямую дорогу на Нойдалу. Горки, озёра справа и слева. Развилка дороги: по правой давно не ездили, на левой виден свежий след от "ЗИЛа", по ней и следую. На маленьком озере дорога заканчивается. Вижу "ЗИЛ" с будкой-бытовкой в кузове и маленькую лодку на воде. Спрашиваю у рыбака в лодке, что это за озеро? "Это не озеро, а дыра: глубже 40 м!" У владельца машины и лодки есть эхолот и спутниковый навигатор. Оказалось, я ночевал за Нойдалой. (Леринское оз. от Чидово не видно, только маленький заливчик).

Общаюсь с рыбаком-егерем из Пикалёва и ночую в его фургоне. А утром возвращаюсь на вчерашнюю развилку.

На озеро Капшозеро можно пройти двумя путями: с юга, минуя оз. Долгозеро и дер. Харагеничи, и с севера через Нюрговичи. Иду с севера. Около развилки брод, который преодолеваю разувшись: воды мало, а в некоторых ручьях нет совсем, сухо. Меня предупреждали, что через Сарку может быть глубоко, вырубаю шест, но он мне не пригодился.

В лесу кроме ягод, попадаются грибы; беру только молоденькие боровички и лисички, местами их море. Ближе к Нюрговичам почва другая, и грибы постепенно исчезают.

После брода дорога сухая и хорошо проходимая. Впереди небольшой участок соснового бора с ягелем. Леса и озёра совсем не похожи на карельские: сосны мало, нет гранитных валунов. Ни души, но нет ощущения, что я забрёл в дебри: лес вторичный, рубленный; только в низинах и у воды остались старые ели, и осины гигантского размера.

Дорога идёт через сосновый лес, а в нём всё чаще и чаще стали появляться муравейники: до полутора метров высоты, часть которых разрыты медведями (...из-за высоких снегов кабаны не прижились).

На высоком берегу стоит деревня Нюрговичи, объединяющая две: Гора (Нюргсельг) и - дальше в 1,5 км - Берег (Рандола).

Между ними плохая дорога, ручей Медвежка и родники с очень хорошей водой.

Живу в дер. Гора: три ночи в доме, любуясь по утрам через окно чердака густыми (холодными) туманами над Капшозером. Озеро лежит в метрах 50-60 ниже. Спальный мешок и поверх мягкая плёнка-фольга мало спасают от холода.

Моя 81-летняя хозяйка живёт тут всё лето с 6-летними правнучками Анишкой и Иришкой на завезённые продукты; сырую воду пьют из озера и таскают в дом метрах в 250 -и на высокий крутой косогор.

Бабушка героическая, бывшая туристка, знает "мои" места: на карельском перешейке видела камень "Артефакт" - тесен мир! Про себя осуждаю её внуков - хороши гуси!

Фотографирую их золотистого кота Кита, его привозят с собой из Питера.

Глеб Горышин трогательно описал плавающего котёнка Кита; дом, в котором жил писатель, находится напротив.

Совершаю походы налегке в радиусе 10 км, в том числе на лодке до Корбеничей

(8 км) и обратно за 1ч 35м - не плохо, если учесть, что на гребной лодке не ходил 10 лет. Корбеничи - большая деревня, незанятый работой народ откровенно скучает, а по-простому бухает.

На пригорке у озера вижу лес из гигантских борщевиков - и сюда добрались!

Связь на озере осуществляется в основном на лодках, на них перевозят даже большие грузы, соединив по несколько лодок вместе. Попробовал - на лодке быстрее, если сравнивать время и растояние.

Узкое, длинное (более 15 км) Капшозеро связано с Ладогой. Один год лосось в озеро шёл густо: спина к спине. Местные кололи вилами рыбу и выбрасывали на берег. Озеро очень красиво: нижний ряд деревьев над озером - берёзы и осины, осенью окрашиваются багряным и золотым. Озеро глубоко! В северо-восточной части впадает речка Генуя (Генойя), часть которой можно пройти на лодке до завалов леса. (Г. Я. Рыжавский "По рекам и озерам ... Балтийский склон. 2004 "Река (Генуя) впадает в Капшозеро в его ЮВ конце." Это неточность автора).

Напротив устья Генуи на другом берегу ориентир - новый обустроенный домик для рыбаков, от него на восток в 150 м от берега идёт вверх тропа на Гагарье озеро, крутым затяжным подъёмом. Как считал описатель этих мест Г. Горышин: оно самое красивое на всём Северо-Западе России. К сожалению, советские вивисекторы природы пытались его улучшить: сначала травили тоннами хлорки, а потом просто спустили... чтобы запустить ценную рыбу; построили дом специально для сторожа, от которого ныне остался фрагмент фундамента и заслонка на шлюзе. Лихим ребятам ничего не стоит спустить озеро ещё раз!

С тех пор на озере нарушена экология: стала хуже вода, меньше рыбы...

В деревне Берег узнаю, что дорога на Мягозеро заросла, есть другая, не обозначенная на карте. Показать начало дороги взялся дачник со стажем.

В деревне Берег живут только летом: жилых два дома, как и в деревне Гора?

В Нюрговичи каким-то чудом добираются на своём транспорте через Усть-Капшу.

Идём искать начало тропы, но мой проводник в высокой траве, сбивая палкой как мечете, её не находит. Евгений преподаёт студентам в Питере, как и все профессора с причудами, любит повторяет: не болтай! На 6-м десятке странно такое слышать.

Думаю, как быть? Был бы не один или был бы у меня GPS! А без тропы в заросшей траве можно куда-нибудь залететь? Тем более с новым рюкзаком были проблемы, а старый "Ермак", с которым ходил ещё в прошлом году, меня не удовлетворял. В новом "Ferrino transalp-75" скрипели то ли ремни, то ли замки, словно купил его в музыкальном магазине. С этой "музыкой" я справился, сместив центр тяжести вниз. Рюкзак скрипеть перестал, но стал предательски давить на правую лопатку, но скрип под ухом был невыносим.

Решаюсь возвращаться в Тихвин. Днём меня переправляют на лодке на противоположный берег Капшозера, напротив деревни Берег. Поднимаюсь по хорошо заметной тропе. Лес местами заболочен; в одном месте перехожу относительно сухое верховое болото с мокрым участком шириной ~ метров 250.

Ночую у Харагинского озера. Берега высокие, крутые, видно далеко. Здесь тоже разводят форель.

Посёлок Харагеничи более обжитой, чем ранее виденные. До Тихвина есть дорога (накатанная щебёнка). Автобусы три раза в неделю в 6-30: в пятницу, субботу и воскресенье. Можно поймать попутку, но я выбираю автобус.

В предпоследний день, перед отъездом, успеваю сходить на Гагарье озеро искупаться. Прохожу мимо вепсской часовни: новая резная дверь не запёрта, захожу посмотреть.

Озеро лежит в окружении чистых сосновых боров, которые мне милее; очень красиво, но сказать: супер! - не могу.

Встречаю группы рыбаков из Тихвина, которые прошли на Гагарье пешком, оставив машины в Харагеничах; кроме них в лесах повстречал четырёх человек и ни одного туриста - безлюдье!

Напоследок забрасываю удочку в харагинскую мелководную речку, но сквозь воду не вижу и тени рыбы. Форель летом практически не ловится. В воде, в метре от моих ног взгляд привлекает изъеденный коррозией необычный кусок металла, подняв его вижу багор, которым пользовались сплавщики леса. Показываю местному аборигену, он вертит в руке и говорит, что багор кованный и очень старый, если не старинный, если очистить от ржавчины - багор засверкает как новый. Будет память о вепсах.

Медведи особая тема разговора. Николай из Корвалы, что угощал морошкой, от медведя спасался на дереве; на окраину Нюрговичей выходил любопытный мишка, дети приняли его за большую собаку и не успели испугаться; старая женщина из Харагеничей с больными ногами пошла за ягодой на болото и увидела медведя: так и собирали вместе, поглядывая друг на друга. Жалко было без ягод возвращаться!

На стене комнаты-кухни бабки Клары, хозяйки Кита, висят на гвоздочках накомарники большие и детские, без них в июне из дома не выйти.

Вообще-то я ожидал увидеть другое - хоть участок девственного леса, а увидел бездорожье, нищету и ленность гостеприимных вепсов, безразличие властей и раскручивающийся механизм по уничтожению природы в прекрасном, но суровом месте "Вепсский лес".