Творчество

19 августа 2019
( Москва )
0 201 0

Автор: Григорий Григорьев

Источник: allfirst.narod.ru

 

Эта история начиналась почти как анекдот про пассажиров одного купе. Действительно, где ещё судьба может столкнуть четырёх совершенно разных людей из разных уголков страны, живущих своей жизнью, преследующих какие-то свои цели? Наверное, есть у железных дорог особая атмосфера, которую кто-то назовёт энергетикой, кто-то аурой, а кто-то - "психологическим эффектом, подробно изученным американскими исследователями в шестидесятые годы двадцатого века".

Путешествие в плацкартном вагоне даёт уникальный шанс окунуться в море жизненных историй и судеб. Ваш попутчик появляется из ниоткуда и также уходит в никуда на какой-нибудь станции, а за несколько часов вы, бывает, успеваете стать лучшими друзьями.

Январь 2005 года в Москве выдался нетипично тёплым. Постоянно было пасмурно, серо-бежевая снежная каша покрывала улицы, даже воздух казался вязким и липким. Я в ту зимнюю сессию сдавал четыре экзамена, которые хотелось поскорее забыть, как четыре страшных сна. Мои мысли были устремлены в параллельный мир, волшебную страну, именуемую Кавказом. Практика показала, что для достижения мечты нужно лишь приложить усилия в нужном направлении.

Утро понедельника, Казанский вокзал. Приходится лавировать с рюкзаком среди нескончаемого потока людей, судорожно искать нужную платформу, а затем и вагон. Гудок электровоза, секундное замешательство, и поезд плавно трогается. Первый час пути, пока состав проходит через районы и пригороды ещё не до конца проснувшейся Москвы, все пассажиры мечтательно глядят в окна. Каждый думает о чём-то своём, и идиллическая тишина прерывается только мерным перестуком колёс.

Но вот проводница начинает раздавать комплекты постелей. Теперь до ушей доносятся первые разговоры, шуршание и треск целлофановой упаковки простыней. Можно услышать первые комментарии о цене, кто-то их подхватывает: "А вот в прибалтийских поездах ныне…", "а вот в прошлом году на этом же маршруте летом было дороже". Вскоре соседи по купе начинают знакомиться друг с другом, завязываются первые дорожные беседы. Кто-то организовывает второй завтрак - классическую жареную курицу или бутерброды. Вряд ли к наблюдениям Ильфа и Петрова о поездах и пассажирах я могу что-либо добавить.

Итак, в последний день января 2005 года судьба столкнула в одном купе альпиниста из Москвы, милиционера из Полярного, дизайнера из Краснодара и кришнаита из Ярославля. Я, как и положено, с внушительным рюкзаком, на внешней подвеске - ледоруб и лыжные палки; у других пассажиров - более традиционные спортивные и дорожные сумки, у кришнаита - только дипломат. После первого часа дороги почти всем наскучило смотреть в окно или разгадывать кроссворды в одиночестве. Кришнаит отошёл к окну около тамбура, а между нами тремя завязался разговор. Вначале о том, куда путь держим - домой, в гости, в горы. Как выяснилось, почти в одно и то же место. Общая цель - Краснодар - дала общую тему беседы, и ещё через полсотни километров мы были друг другу "своими".

Для милиционера Андрея из закрытого города Полярный уже стало традицией в январе-феврале ездить в отпуск на родину, в станицу Елизаветинская. Да и повод подходящий - награждение медалью "За заслуги перед Отечеством". Кто-то с верхней полки ляпнул, что в вагоне прохладно. Андрей возразил. Что как раз сравнительно тепло, с чего и начался его рассказ.

- Сюда, до Москвы я ехал Мурманским поездом. Там печка не работала, и проводница нам дополнительные одеяла выдавала. Лежали, мерзли, простыли немного. А потом деньги за постель всем вернули и чаем бесплатно напоили.

Вот так, вспоминая разные истории о том, кто, что и где видел, мы переключались на самые разные темы.

- А в прибалтийских поездах так чистенько, покрывала на диванах зеленые постелены…

Вика, дипломница Текстильного университета и будущий дизайнер, как положено по правилам скромности, о себе большей частью молчала. А у меня поинтересовалась:

- Наверное, страшно лазить в горы?

Я честно признался, что да, страшновато, бывают разные случаи. Андрей в поддержание вспомнил о своей флотской службе.

Вскоре мы заметили, что нашего попутчика-кришнаита долго нет на месте. Из вещей о нем напоминал только небольшой дипломат. Андрей несколько раз приподнял загадочный черный чемоданчик.

- Странно, а где наш сосед? Давно его не видели.

- Вышел он в тамбур давно уже…

- Хм-м, а из вещей у него только этот дипломат?

- Разве? А больше ничего не видели?

- Тяжелый он какой-то!

-Да, странный пассажир.

Из соседних секций начали подключаться к разговору:

- И постель он не брал!

- А до куда он едет?

- А вдруг там бомба? Самоубийца…

- Да, и постель не брал! Все это очень подозрительно!

- А как давно его не видели?

- В милицию надо сообщить, живем в такое время, когда бдительность не помешает!

Сразу весь вагон заинтересовался этой проблемой.

- Он был какой-то обдолбанный…

- Такие теракты и совершают!

- Думаешь, там может быть бомба? - спросил я Андрея. - Ты представь, сколько должно весить взрывное устройство!

- Точно! Хотя кто знает, пластит-то бывает легким…

- Вот угораздило же брать билет на этот поезд! - донесся женский голос сбоку.

У Андрея не выдержали нервы.

- Так, я открываю!

- А если это бомба, мы при открытии не взлетим на воздух? - подливая масла в огонь.

Клацнули защелки, но дипломат оказался еще и с кодовым замком.

- А может, там книги? - робко спросила Вика.

Тему взрыва закрыли. А вскоре пришел и хозяин дипломата. При его шествии по коридору все пассажиры с опаской оборачивались и инстинктивно отодвигались. Разговор о подозрительных вещах и наших догадках начинать было неловко, первым как бы издалека начал Андрей. После вопроса "кто таков, да откуда", он пошел "в лоб":

- А что за груз? А то народ как-то пугается.

- Книги. Наша духовная литература о Кришне, о жизненном пути, о поисках. Есть хорошие кулинарные рецепты. Хочешь почитать? Интересно.

- Да мы… Ты извини, но в вагоне почти паника началась… И вел ты себя вначале странно.

- Я понял. Специально в тамбур вышел помолиться, чтобы никому не мешать.

По вагону прокатился неслышный вздох облегчения. Все вновь погрузились в свои дела.

Кришнаита звали Сергей. Жил он в религиозной общине в Ярославле, регулярно ездил в такие же общины в разные города нашей страны и за ее пределы.

Разговор переключился на восточную философию, стадии развития человека и смысл бытия. На подколки Андрея Сергей отвечал мудро и смиренно, демонстрируя в то же время прекрасное чувство юмора. Впрочем, вся загадочность кришнаитской души улетучилась еще через несколько часов.

После дневного приема пищи кто-то предпочел вздремнуть на полке, кто-то вернулся к кроссвордам и чтению. Сергей извлекал из своего чудо-дипломата разные чудо-вещи: книги, ароматические палочки, медальоны с Кришной. Видимо, все то, чего у них в общине навалом. Кто-то стал заинтересовано смотреть, а Сергей ненавязчиво, но настойчиво рекламировал эти предметы. И как бы невзначай предлагал приобрести. Нет, не купить, а именно приобрести: забрать себе и пожертвовать некую (вообще-то определенную за каждый чудо-предмет) сумму для кришнаитской общины в лице Сергея. Я лежал на верхней боковой полке точно в середине вагона и с улыбкой наблюдал за его деятельностью. Казалось, он обошел всех пассажиров и с каждым поделился благой вестью о Кришне. И не только в нашем вагоне.

К югу Воронежской области его дипломат опустел, а нос постоянно улавливал результаты сжигания ароматических палочек. Наверняка он за эти несколько часов окупил всю свою поездку от Ярославля до Ростова и обратно. Я поделился этой мыслью с Андреем:

- Вот коммерсант прирожденный! Удобная религия.

Сергей пытался вручить одну из книжек и мне:

- Возьми, в походе почитаешь.

- У меня каждый грамм на счету, все впритык, идем весь световой день. Нет уж! - привел я железный аргумент, выручавший почти всегда и везде.

Плацкартный вагон - маленькая порция концентрированной жизни. Можно наблюдать быстро вспыхивающие и разгорающиеся споры, здесь же - идиллическая тишина. Выпивающая компания и педики, целующиеся в тамбуре, продавцы свежей московской прессы (в поезде, вышедшем утром из Москвы!) и усатые проводники - несравнимый ни с чем дух дороги. Плацкартный вагон - это не просто перемещение из точки А в точку Б!

Тем временем Андрей и вика хорошо подружились. Я поспешил ретироваться на свою верхнюю полку. В восемь утра мы должны были быть в Краснодаре, где силы, столкнувшие нас троих, должны были снова разбросать по разным углам. За окном быстро стемнело, вагон постепенно погружался в сон.

- Не могу понять, что происходит, - Андрей залез на верхнюю полку напротив. - Кажется, я на Вику запал. Просто не верю! Впервые за шесть лет такое!.. Эх-х… Я шесть лет в разводе, дочке пять лет, в Питере… С женой каждый год пересекаемся, вот только кроме этого января. Знал бы, что поеду через Питер - обязательно задержался бы на день! Но меня тогда сразу погрузили на мурманский поезд… Медаль мы обмывали, и отпуск заодно…

Андрей глянул на нижнюю полку, где свернувшись калачиком спала Вика.

- Многого не понимаю в этой жизни, хотя уже больше тридцати лет живу…

- А мне, вам видишь, еще двадцати нет. Единственное, что у меня есть - это глаза и уши. И уже давно я не видел такого насыщенного дня при моем полном безделии.

Утро вечера всегда мудренее. Штирлиц заставлял себя спать, когда надо, и мы последовали его примеру.

Жужжание и трель будильника отогнали сон в половине седьмого утра, пока не начался массовый подъем, и можно было спокойно умыться и одеться. За полчаса до Краснодара вагон напоминал потревоженный улей. В суете выхода - последний взгляд, рукопожатие, пожелание удачи. Мгновение, и толпа с перрона рассеялась по улицам и площадям просыпающегося города.

0 0
Добавить публикацию