Источник: www.easyall.narod.ru

На конеферме Маланичевых, кордон Гришкино, 2005
(никак не художественное произведение, скорее, дорожные заметки)

Надо было куда-то деть вторую половину отпуска и, т.к. в Архангельск я поехать не смог, то до водного похода созвонился с Мариной Борисовной Маланичевой и подписался на недельное пребывание на кордоне "Гришкино", что на границе Ленинградской и Новгородской областей с катанием на лошадях, баней и всеми удовольствиями. Почти сразу после похода по Карелии (шмотки разве что успел просушить) рюкзак был снова собран и я на неспешном, ну очень неспешном поезде поехал в сторону Великого Новгорода. Поезд уходит рано утром с Витебского вокзала и часов через пять финиширует в Великом Новгороде. Мне же надо было слезать на Кастенской, это часа через три, судя по расписанию. Станций не объявляли, так что пришлось ближе к часу "Х" отловить проводника, чтобы не проехать. Отлов прошел успешно и допрос пленного показал, что слезать надо буквально минут через тридцать. В тамбуре со мной оказались еще женщина и две девочки лет пятнадцати, все трое с рюкзаками. Проводник их спросил, куда мол, а они в ответ, что на ферму на лошадях покататься. Ого, подумал я, становится все оживленнее. Вылезли, прошли к площадке для машин у вокзала, а там уже собралась группа человек семь-восемь, все с рюкзаками. Спросил, не к Маланичевым ли, в ответ услышал, что туда. Кто-то позвонил Марине Борисовне и нам сказали, чтоб двигались по дороге в направлении фермы, а нас подберут на машине. Нестройной толпой побрели по дороге. Народ незнакомый, но все как-то попарно, по трое, а я один. Ну, ладно идем, погода хорошая, дорога ровная - там разберемся. Через пару километров нас встретила "Газель". Водителем оказалась плотно сбитая энергичная женщина лет 45. Это и была ОНА - Марина Борисовна. Рюкзаки были закинуты, народ расселся по местам, и минут через 15 мы оказались на ферме, точнее на кордоне "Гришкино", а ферма через дорогу.

Места вокруг замечательные, как потом оказалось бывшие императорские охотничьи угодья. Мда, вкус у императоров, надо заметить, имелся: и поля, и леса, причем дикие и дремучие, и прихотливо извивающаяся речка Еглинка, чуть дальше еще одна речка - Тосна, самые ее верховья. Кордон представляет из себя зимний дом, рядом строятся, сейчас, наверное, уже построены, шесть двухместных зимних домиков и места под палатки. Хозяйсвом управляет все семейство: глава семьи егерь, Сергей Дмитриевич, Марина Борисовна и их сын Сергей, очень самостоятельный малец, и уже с "хозяйским глазом". Кухня по-летнему, отдельно столовая капитальный навес над столами и лавками, и рядом брезентовый тент над очагом. Вылезли из машины и выгрузили шмотки. Встретила нас инструктор Ольга и объявила, что можно размещаться в палатках кто с кем хочет, кто хочет может поставить свою. Народ потянулся "по квартирам". Тут навстречу нам приходит зверь усатый-полосатый, начинает мявкать, валяться в ногах и демонстрировать полное дружелюбие. Ну, как тут было не остановиться и не почесать загривок хищнику. Хищник урчал, ластился и требовал еще. Зверя звали Валенком и он является хозяином всей округи. Несмотря на небольшие размеры (действительно небольшие) способен завалить утку, а вором, как было написано во всех воспоминаниях, которые удалось надыбать в сети, вообще является первостатейным (у нас ничего не крал, кормить надо зверька). На его попечении также кошка Красавица, абсолютно черная, и два котенка. Один диковатый, а второй так и норовил залезть к кому-нибудь в палатку и там устроиться пожить, что пресекалось и не допускалось. После обустройства, переписи приехавших, зачитывания правил и техники безопасности нам сказали, что после обеда пойдем смотреть, кто из нас что может верхом. Народу оказалось десять человек и на всю группу только два мужика Андрей, да я, остальные - тетеньки в разных возрастных категориях. На обед пришел Валенок и стал требовать свою долю. Группа решила что зверька надо подкармливать и вообще … Валенку была выделена миска, где он кормился со всем своим кошачьим семейством все десять дней. Причем сначала ел папа, потом приходила мама с котятами. Ольга сказала, что предыдущая группа Валенка не уважала и не доли не давала, за что в столовую к раздаче приходил зверь, прилюдно гадил и уходил. У нас же такого и в помине не было. Даже во время дождя Валенок пришел, поел, а потом пошел делать свои дела под дождь. Во как!

Пообедали-отдохнули-переоделись и пошли на "смотрины". Конюшня новая, просто "вах!". Старые тоже есть, но это до тех пор, пока не будет достроена вторая часть новой конюшни. Зашли посмотреть, к сожалению Ходара не было, но все лошади, которых увидели очень понравились. Наверное, что-то татарское есть или проявился "зов предков", но, как увидел Зосю (официально Экзотика), так и потянуло к лошадке. Тонкая морда, высокая, черная, такая "с огнем, горячая". А рядом стояла спокойная Александра (она же Шурочка, она же Шурка, она же Шурында, в зависимости от обстоятельств). Для пробы всадников нам вывели как раз Шурочку и чемпионку Ленэкспо 2003 года, кажется, русского тяжеловоза Розочку. Розочка - это такой флегматичный носорог, только в лошадиной шкуре (это такие ассоциации возникли). Ну, кто первый раз лошадь вблизи видел те не пробовались, а кто сказал, что умеет - полезли в седло, не все сразу, конечно, по очереди. Мне досталась Розочка. Бли-и-и-н! Флегма-а-а!

- Шагом!

- Шагом? Ну-у-у, можно и шагом.

- А побыстрее?

- Не, ну вас!

- А в рысь?

- А может не надо?

- Надо!

- Ну, только если очень хочется и небыстро...

В общем и порысила тоже. Лошадка себе на уме и не перенапрягается без нужды. А так без закидонов. Впрочем, что такое тяжеловозу мои 70 кг, она и не заметила. Зато спина широченная, откинулся назад, лег: снизу мягко, тепло, не спеша, сверху небо синее с облаками, кайф да и только. Стали распределяться по лошадкам, народу много, так что оказалось на одну лошадь два всадника, один в первую смену, до обеда, другой после - во вторую. Зося досталась Андрею, а мне и Гале досталась Шурочка.

Вернулись в лагерь и узнали о том, что повара не будет дня два-три потому как турклуб "Парус", от которого, в основном, и собиралась группа, повара не предоставил и готовить надо самим. Тетеньки высказались в духе, что, и на сухпайке посидим, но мы с Андреем воспротивились. Два мужика с опытом походной жизни не смогут приготовить еды на восемь женщин? Чушь городите, уважаемые! Чуть позже пришла Марина Борисовна и сказала, что готовить будет сама, а за нами разогрев и чай. Дрова надо только поколоть, да за водой, либо к колодцу, либо к роднику, что метрах в ста ниже по речке. Чем не жизнь!? Так и пошло, с утра, как проснемся, разведем костер, поставим чайник, и, по мере необходимости, с бидоном к роднику. В роднике вода с железом, холодная, скусная...

На завтра наша смена первая, с утра. Сначала чистить лошадок, потом седлаться и на занятия. Первый раз в манеже. Пока близко к Шурочке не подошел не чувствовал насколько она высокая! Оказалось, 170 см в холке! Самая высокая на ферме, ну, кроме Ходара, конечно. Шурочка оказалась очень хорошо выезжена, поводьями почти и не пользовался. Чуть шенкелями повел и пошла куда надо. Походили, порысили, по поворачивали - время быстро прошло. Вернулись в конюшню, расседлались, почистились... Завтрашнее занятие будет в поле. После обеда пошла заниматься вторая смена. А уж, как они закончили, надо было всем лошадям задать сена, овса, напоить. Вот день и прошел.

На следующий день, как и обещали, нас вывели в поле. Руководила в этот раз, в отличие от первого дня, Марина Борисовна, Оля уехала в город по делам, но обещала вернуться. Поле широкое, ровное на берегу Тосны. Ездили, в основном рысью. Ну и наслушались руководящих указаний опытных "старших товарищей". Что делать, со стороны виднее, не всегда ведь за собой уследишь. В конце занятия мне и Гале (у нас было две Гали) разрешили проехать галопом! Ах, этот галоп! Да еще на высокой спортивной лошади! Этого не описать - это надо чувствовать! Вернулись все довольные: мы, что поездили "на вольном воздухе", Марина Борисовна, что все, кто сказал, что "могут", и правда могут, а лошади и всадники целы, живы и здоровы. Второй смене не повезло, впрочем, как оказалось позднее, это была фатальная непруха - в их смену и дальше такое творилось... А, как известно, "против непрухи бессилен даже интеллект". Выехали они в поле, прошло не больше получаса и налетел такой ливень! Мы их от лагеря до дороги, по которой они проезжали, не видели, а там метров двести. Вернулись все мокрые насквозь. Но обошлось, никто не простудился, ни лошади, ни всадники.

День четвертый. По небу несет тучи, временами сеет мелкий дождик. Нас поставили во втору смену, поэтому сидим у костра под тентом и размышляем о непрухе. Приезжает Оля и начинает всех подначивать, что не поехать ли в поля размяться по-взрослому. Разминаться под дождем не хочется, но Оля уговаривает Галю, Галя уговаривает всех оставшихся и мы идем-едем. Дождя и даже мороси нет, только ветер и тучи, но что делать, не поворачивать же назад. Сначала по дороге, потом по тропе и на дальние поля, хорошо, только грунтовые дороги размокли, лошадям скользко и идут они осторожно, по краешку. Трава в полях высокая, так что если и ехать полями, то только шагом, друг за другом и по тропинке. Но добрались-таки до ровного поля и была дана команда к самостоятельной езде: кто хочет рысью, а, кто умеет, может и галопом. Порысили мы с Шурочкой классно, а вот галоп превратился из-за высокой травы Шурочке по брюхо, в какие-то скачки через невысокие и очень часто поставленные барьеры. Шурка то шла нормальным галопом, то, где начиналась густая трава, вскидывала сразу обе передних ноги и все это рвало ритм. Пришлось прекратить галопировать и ездить шагом-рысью. Все равно хорошо поездили и к дому повернули - уже ощутимо смеркалось. Восемь вечера, август, тихо. Все-таки хорошие места выбирали императоры для охоты.

Сегодня с утра погода замечательная: теплый ветерок, солнце и Оля нас повела в верховья Тосны. Решили проехать к заброшенной церкви, но не получилось - мост в ужасном состоянии. Поверх старого настила для вывоза леса навалили бревна и лошади могут поломать ноги. Инструктор обещает другую развлекуху - брод через Тосну. Ну что ж разворачиваемся и по грунтовке вдоль края леса двигаем ко броду. По дороге встретилась канава, которую лошадки поспокойнее перешагнули, а которые погорячее предпочли перепрыгнуть, сюрприз, однако. Через час мы на месте, и началось соревнование под названием "Кто кого переупрямит". Берег пологий и немного раскис от дождей. Лошади идти не хотят. Шурочку мне удалось почти довести до воды, но в последний момент дама послала ванну подальше и вернулась на тропу. Все пробовали по-разному, но результат был одинаков. Наконец Оля уговаривает свою Рыжую войти в воду и они благополучно переходят. За ними потянулись и остальные. Розочка под Леной не захотела выходить на другой берег и встала посреди речки. Воды ей там по-брюхо, вода теплая, пить можно не нагибаясь, да еще и ногой брызги делать... В пылу развлечения захотелось Розочке прилечь, но Лена не разрешила. Так они и стояли в воде, пока все не перешли с берега на берег и обратно. Только потом их величество Розочка соизволили присоединиться к компании. Обратно вернулись, как раз чтобы расседлаться, почиститься и пообедать. Назавтра нам обещан кольцевой выезд вдоль Тосны через лес к поселку э-э-э, нет, не вспомнить и баня.

Сегодня банный день и наша смена в с утра отправлятся в "дальний" поход, около двадцати км в обе строны. Все потому, что мужиков двое, а дрова для бани колоть нам. Ночью шел дождь, да и с утра немного моросило, но к выезду перестало. Едем по сырому августовскому лесу вдоль Тосны. Тихо, только лошади всхрапывают. Ветра нет, комаров нет, воздух влажный, как в тропиках, и густой запах леса. Шурочка идет ровно и спокойно. Рядом речка, вода в ней коричневая от торфа, по берегам видны заваленые бобрами деревья. Марина Борисовна говорит, что бобров много развелось, вот и устраивают завалы на небольших речках. А в округе, по словам Сергея Дмитриевича, водятся еще и медведи, и кабаны. Где позволяет тропа - рысим, надо вернуться до обеда в лагерь. Из той поездки, к зиме, когда писался этот текст, от впечатлений осталось только непередаваемое ощущение покоя и слияния с лошадью, лесом и чем-то еще. Обратно возвращались почти той же дорогой.

Баня. Баня старая, Сергей Дмитриевич сказал, что когда будут достроены домики, то примутся за новую баню. А в старой низкий полок, ванна для холодной воды и котел для горячей. Нормально. Женщины нам помогли натаскать воды и тех дров, которые были уже наколоты про запас. Дров нам напилили еще, так что пришлось поколоть и дотаскать добавки. Растопка и прогрев бани заняли еще часа три-четыре. Потом пришлось даже остудить немного, о как жарко натопили. Первыми пошли Андрей и я. Паримся, жарко, хорошо - давно не был в настоящей бане. Слышу шум, вроде как дождь пошел, говорю об этом Андрею, он выглядывает наружу, на обратном пути подходит к котлу, прислушивается и говорит, что это не дождь, а вода в котле кипит (поленья прогорели минут сорок назад, остались только угли). Несколько раз выбегали охладиться в речке. А после бани было ПИВО! О, какой класс! Ну, кто пробовал, тот меня поймет, этого на словах не опишешь.

Пришла вторая смена, поужинали и пошли кормить лошадей. Потом еще долго сидели у очага.

Накануне вечером приехал инструктор Алексей, который поедет с нами через лес на ближнее поле. Как сказали, езда через лес это, как полоса препятствий. Лошади на то поле сами бегают пастись и сами прибегают обратно. Каждая имеет свою предпочтительную дорогу, при общем направлении. Поэтому просили упраляться внимательнее, чтобы ветками башку не снесло, потому как лошадка сама идет, а проблемы всадника остаются над ней и ее не заботят. А также обещали крутые подъемы и спуски. На поле с нами проведут занятие , ну и обратно тем же путем. Так все и произошло. Для меня, впроче, ничего нового не было, т.к. в походе по Старой Петровской дороге, что в Архангельской губернии, я видел и покруче. Но, все равно хорошо. На обратном пути, при спуске с косогора Розочка перешла сначала на рысь, а потом даже на галоп, хотя и недолго. Я уже писал об ассоциациях с носорогом, так вот они подтвердились полностью. После поездки решили сгонять на станцию за сладостями к вечерним посиделкам. До станции неспеша оказалось минут сорок пешего хода. Вечером были посиделки со всем семейством Маланичевых, рассказы о случаях из жизни, о лошадях... Разошлись за полночь.

Наступил последний день на ферме. Первая смена поездила немного в манеже и желающие даже смогли попробовать поднять лошадь в галоп, у кого-то даже получилось. Марина Борисовна приготовила экскурсию по ферме с рассказом о лошадях и породах, которыми занимается, ганноверской и тракененской. Нас провели по конюшне и рассказали о каждой лошади, ее историю жизни. Потом было еще фотографирование со знаменитостью - Розочкой. Почистили лошадок, попрошались с ними и пошли сворачивать шмотки. Хорошо еще дождя не было и палатку свернул почти сухую. До станции нас довезла Марина Борисовна на "Газели". Дождались поезда и приехали в Питер. Вот и все. Хорошо, но мало...