Автор: Вячеслав Власенко (Пятигорск)

Поездка в Туапсинский район. Восхождение на гору Индюк

Итак, в мае 2007 нам удалось, наконец, побывать в тех местах, в которые мы столько лет стремились! Поездка получилась веселой и разнообразной. Многое пришлось изменять уже по ходу поездки от ранее запланированного. Так же внесла свои коррективы и переменчивая погода. Но все это, к сожалению уже позади. Как обычно все хорошее быстро заканчивается. Итак, можно начать по порядку.

Участники похода:

1. Дмитрий Карпов - творческая видеосъемка.
  2. Леша Карпов - его сын. Творческая поддержка нам всем.
  3. Сергей Суховеев - фотосъемка.
  4. Андрей Данцев - мастер на все руки.
  5. Славик Власенко - походный мечтатель.

Сроки похода - 31.04.07 - 06.05.07.

Транспорт - поезд Пятигорск - Адлер ( до станции Туапсе). Далее автобус Туапсе - Терзиян ( до Гойтского перевала). Обратно - газель от станции Гойтх ( поселок Горный) до Туапсе и конечная часть поезд Туапсе - Пятигорск.

Из Пятигорска поезд отправлялся в свое обычное время-18часов45 минут. Андрей до вокзала добирался сам, ну а мы четверо сначала собрались у меня упаковали рюкзаки и, вызвав такси, поехали на вокзал. Причем я специально заказал Волгу, так как вещей у нас получилось изрядно, особенно по объему. Машина пришла, как и заказывали, вот только багажник машины был забит всяким хламом, поэтому большую часть вещей нам пришлось затаскивать в салон. Это было что-то! Представьте, как я поместился на переднем сиденье со своим полностью груженым рюкзаком (рюкзак у меня со станком!) Водитель сразу начал давить кисляки, но что уж тут поделаешь! Я еще заехал в банкомат и тут еще один сюрприз, а точнее два. Первое - пошел дождь, а второе у банкомата стоял какой то парень который раз пятнадцать засовывал свою карту в банкомат. А меня такси ждет. Вобщем немного понервничал, но добрались, в конце концов, нормально, если не считать того, что при выгрузке из такси я оторвал своим рюкзаком зеркало в салоне. Честно говоря, я думал водитель нас поубивает. Ну а мы, тем временем взвалив на себя свои рюкзаки, неспеша выбрались на перрон. Накрапывал небольшой дождик, и тут видим из подземного перехода, выходит Андрей и помимо рюкзака за спиной у него в руке еще и сумка огромных размеров. Вот это да, куда это он набрал столько вещей. Мы немного обалдели, но оказалось, он просто кому-то помогал. Ну, тогда все хорошо. А вскоре подошел поезд, и наша поездка началась. Ехали мы в плацкарте в самом первом отсеке. Честно говоря, здесь я еще ни разу не ездил. Ехали весело, попивали немножко коньячок, и все было так здорово!

ПРИБЫТИЕ В ТУАПСЕ!

Уже в Краснодаре я Андрей и Сергей немного прибодрились, но я остался в поезде, а они решили заснять ночной краснодарский вокзал. Впрочем, это мероприятие закончилось не очень удачно, пристали товарищи в форме и снимать запретили. Потом мы опять немного подремали, а когда я проснулся, мы с Андреем стали смотреть в окно. Уже начались горы, местами на которых клочьями висели тучи. Сразу обратили внимание на то, что погода нам не очень благоприятствует. За окном лил дождь и был довольно сильный ветер. Впрочем, некоторый оптимизм внушал тот факт, что на небе были просветы, и местами довольно большие. Многие вершины гор закрывали облака. Вскоре мы остановились на станции Чилипси, и вот тут дождь ливанул со всей силы. Но мы немного повеселились, когда в окне увидели небольшой металлический шкафчик, на котором была надпись - шкаф отсоса! Да такое и нарочно не придумаешь. Ну и вскоре мы поехали дальше. Через несколько минут наши рельсы пошли параллельно тем, что шли из Белореченска, и по ним шел длинный товарный поезд. Разбудили остальной народ, собрали вещи и вскоре вдали показались туапсинские дома! Проехали сортировку и через несколько минут прибыли. Наш поезд приняли на четвертый путь, и после выгрузки мы шли на вокзал по туннелю. Все приехали, ура! Дождя, правда, не было, но ветер дул нешуточный. Теперь нужно было определиться с дальнейшим маршрутом. Первым сюрпризом оказалось то, что той электрички, на которой мы рассчитывали добираться, не было. А ближайшая на Белореченск шла поздно вечером. Вот так, здесь попали. Ну что делать? Прикинули и решили что единственная альтернатива это автобус. И выйдя из вокзала, мы пошли мимо рынка на автовокзал. Наверное, это было интересное зрелище. Ранее утро и пять человек с огромными рюкзаками прутся по центру Туапсе. Вскоре пришли на автовокзал заглянули в кассы и выяснили, что есть автобус на Шаумян в 12.30. Вроде подходит. Потом немного переиграли. Оказалось, что почти на час раньше идет автобус на Терзиян и тоже проходит через поселок Горный, недоезжая которого нам и нужно выходить. Отправлялся он из Туапсе в 11.40. Этот вариант пожалуй был наилучшим. На этот рейс мы и купили билеты. На автовокзале нам сидеть было не охота, да и в магните нужно было кое - что прикупить, и мы отправились в порт. Что бы как говориться постоять, разинув рот! Но рот разинуть особенно не получилось, так как со стороны моря дул весьма лихой ветер. Ну да нам ли быть в печали! Расположились прямо напротив пассажирского пирса, спрятавшись за неким импровизированным тиром. Лешка немного приуныл с дороги, и посему нужно было что-то делать. Решили его накормить, самим немного освежиться по баночке джин- тоника! Андрей и Серега пошли в магазин за джин-тоником, ну а мы их ждали. На море, за территорией порта бушевал веселенький шторм, и хорошо было видно как трепало корабль стоявший на рейде. И о портовые заграждения разбивались большие волны. Мимо нас проходили редкие туапсинские прохожие. На площади разворачивали ярмарку, все же первое мая! Вскоре парни вернулись, и как-то сразу повеселело. Правда полил сильный дождь, и мы, дабы не промокнуть перебрались под кроны хвойных деревьев. Вскоре стало очевидно, что веселеньких баночек маловато и в следующий поход в магазин пошли я и Андрей. Закупались в магазине Таврида напротив гостиницы Каравелла. Как уже не один раз. После возращения мы ходили к морю и фотографировались. Потом Андрей, Серега и я сходили в магнит и прикупили разной провизии. Спиртное по возвращении перелили в пластиковые бутылки для облегчения веса, еду распределили по рюкзакам. И тут мы заметили, что погода стала заметно улучшаться. Облака ушли, выглянуло солнце, вот только ветер нисколько не уменьшился. К нам на лавочку подсели трое парней, выпить пива. Разговорились. Оказывается, не раз бывали на Индюке. Здорово! Расспросили у них про маршрут. Сказали, что есть более короткий из поселка Индюк, но он и более крутой. И второй, по которому собирались идти мы. Здесь подъем меньше, но зато и идти дольше. Так как спешить нам особенно было некуда, мы решили ничего не менять, а пойти, как и запланировали заранее, по маршруту №2. Еще что они нам поведали, так это что там сейчас может быть довольно много народа и дров маловато. Когда услышали что мы с газом, прикололись. Ну а до нашей погрузки осталось около часа, и нам нужно было идти к автовокзалу. Пришли, расположились, и тут я обратил внимание на тот факт, что на остановке, от которой нам отправляться находиться довольно лихая толпа. А, зная, что в туапсинские автобусы посадка происходит в первую дверь, я понял, что шансов нормально уехать, у нас практически нет. Если только не попытаться пройти в автобус заранее. Взяли это на себя я и Андрей. Вычислили водителя и выложили ему все наши беды. К моему удивлению он оказался весьма добродушным мужиком и сказал - да, пожалуйста, загружайтесь, билеты то у вас есть? Получив утвердительный ответ, открыл дверь, я сбегал к народу, взял свой рюкзак, и мы спокойно поместили наше барахло в автобусе как нам это было нужно. Правда, немного доплатили ему за багаж, но вроде он этому только обрадовался. Потом он подал автобус на погрузку и как я и предполагал, стало довольно шумно, во всяком случае, мы бы точно не влезли. Ну и минут через десять поехали. Началось наше путешествие по горному Туапсинскому району!!!

ЕДЕМ НА ИНДЮК!!!

Итак, мы в пути! И едем не просто, куда нибудь, а туда о чем мы давно мечтали. Автобус довольно весело проехал по туапсинским улицам и вот мы уже в пригороде. Вокруг прекрасные весенние приморские пейзажи. Да и честно сказать, радостных впечатлений было море! Каждый поселок воспринимается по-новому, реки одна не похожа на другую, горные вершины с лесными массивами! Красотища!!! Вскоре вдали стал просматриваться Индюк. Приближаемся. Дело еще было в том, что мы точно не знали где выходить. Но водителя мы проинформировали, и он обещал остановиться в нужном нам месте. К счастью так оно все и случилось! Начался подъем на Гойтхский перевал! И вот после практически окончания подъема автобус неожиданно остановился. Смотрю, к выходу ни кто не рвется, а справа в окне видно кладбище и дорога, ведущая к горе Индюк. Так это же то, что нам нужно! Всем подъем и выгружаемся. Водителю я помахал рукой и вскоре автобус скрылся из вида. Да, в интереснейшие места попали! Слева от дороги стоял какой-то заводик с высоченной вышкой МТС. Уже с нашей стороны стояла табличка, извещающая нас о том, что мы находимся на территории Пшишского лесничества. Так же здесь были какие-то развалины и остатки противорадиационного убежища на 50 человек. По-моему полный идиотизм! Немного осмотрев все это, мы тронулись в путь. Кладбище, находящееся слева, вскоре закончилось, и мы вступили в царство леса. Шли по лесовозной дороге. Правда, из-за утреннего дождя все это было не в лучшем виде, но по сравнению с тем, куда мы приехали, все это было такой мелочью. Пройдя минут десять, мы остановились и перепаковались. Немного подтянули рюкзаки, и немного посовещавшись, решили идти от развилки по правой дороге, как более наезженной, и отмеченной человеческими следами. После этого начались довольно серьезные подъемы. Честно сказать было несколько тяжеловато. Но справа виднелся Индюк, и это придавало нам силы. Вскоре мы прошли под огромной линией электропередач и далее поползли вверх по левой, наиболее высокой части дороги.

ПОДНИМАЕМСЯ!!!

Идем на Индюк! Да, еще несколько месяцев назад скажи мне кто, что такое возможно, я бы, наверное, просто улыбнулся. А теперь, вот она реальность. Да это все никогда не сравнить ни с чем! Думал об этом, мечтал, и теперь, когда идешь здесь, такое впечатление что попал в сказку - а это и есть мечты наяву!!! Но подъем давался нелегко. Часто останавливались, делали передышки, по началу идти было довольно сложно физически да иногда и морально. Не знаю, как кто, а мне иногда казалось сложным то, что все, мы вдали от дома и теперь только мы и никто больше. Во всех ситуациях- легких и тяжелых. Но с другой стороны ни с чем не сравнимое ощущение свободы, которое нахлынуло на меня и это единение с природой, доставляло такие острые ощущения, что иногда все происходящее казалось нереальным. Ну а тем временем мы шли по старой лесовозной дороге все вверх и вверх. Подъемы временами были более пологими, временами более крутыми. Судя по следам, кто-то перед нами проехал на мотоцикле. Погода была хорошей, только по вершинам деревьев гулял сильный ветер. На буках начинали появляться первые листья. Периодически делали привалы, иногда просто стоя, иногда сидя на старых буковых деревьях, которые, по всей видимости, упали, когда-то при перевозке и теперь лежат у края дороги. Высотомер показывал, что мы неумолимо поднимаемся, где-то метров на 50, 60 в среднем между привалами, или когда я делал измерения. Немного отвлекаясь скажу что при приезде в Туапсе показания высотомера по давлению составили 760 мм. рт. ст. Когда мы поднялись на место нашей ночевки, недалеко от вершины, то показания были порядка 689 мм. рт. ст.

Но это я немного забежал вперед. Вскоре впереди послышался рев двух мотоциклов и через несколько минут мимо нас проехали два экипажа, правда, весьма колхозного вида. Следом за ними шел парень, у которого мы спросили как далеко до Индюка? Он сказал, что не очень далеко. Да, теперь я знаю, как он нас подколол! Идти пришлось еще очень долго. И еще ляпнул, что, дескать, зря взяли воду, там есть. Да черт с ним, мы идем дальше. Временами Дмитрий уходил вперед, производил съемку на камеру, ну а мы потихоньку догоняли. И вот после очередного правого поворота, дорога пошла вниз, и мы подошли к небольшому озеру, которое находилось слева от дороги. Зеленоватый цвет воды, притопленные деревья, и вокруг горные склоны. И еще из озерца вытекала небольшая речушка, пересекая дорогу, и далее образовывая небольшой водопад. Место весьма живописное. Здесь мы устроили довольно длительный привал, попили воды и постарались за это короткое время хорошо отдохнуть. Ну и через некоторое время тронулись в дальнейший путь. Дорога начала принимать вид серпантина, поворачивая то вправо, то влево. Над нами виднелись, уже совсем рядом, скалы Индюка. Последовал еще один левый поворот, на котором лежала бутылка от пива, и после этого Дмитрий решил срезать путь, увидев вверху проходящую дорогу. Вот именно после этого и начался усёр. Лезть стало настолько тяжело, насколько это только можно представить. Из под ног вылетали камни, сами ноги часто проскальзывали на влажной земле, вобщем, началось веселье! Ну ладно вылезли на верхнюю дрогу, оказалось тупик. Скинули рюкзаки, и я прошел немного далее вправо по дороге, она закончилась ни чем. Прикинули, что далее лезть придется вверх. Перспектива не очень радужная. Лес вокруг нас только начал пробуждаться после зимы, и поэтому выглядел мрачно - торжественно! Ну а мы начали подъем! Димка, Леша и Сергей пошли друг за другом, ну а наша веселая команда поднималась несколько с другой стороны. Вот это было весело! И ещё. Я постоянно помнил, где мы находимся, и мне иногда не совсем верилось, что все это реальность, а не что - то еще. Смотрю вверх, вижу скалы. Похоже на Бештау. И тут возвращаешься в реальность, и вот она, седловина горы Индюк! Это ощущение надо только пережить. Плюс весьма крутой подъем. Дима шел впереди, я следом, потом Андрей и далее Леша и Сергей. Повсюду лежали старые деревья, земля была влажной и ползла под ногами, и временами было довольно неприятно, понимая, что можно соскочить вниз. Лезть было тяжело. Но что поделаешь, лезем. Вскоре забрались в небольшое ущелье, и через несколько минут оказались на довольно ровном месте. Устроили длительный привал, и прикидывали, где будем ставить лагерь. Димка пошел налегке вверх, разведать ну а мы отдыхали. И тут я заметил ровную площадку в метрах 70 от нас. Вроде место неплохое. Вернулся Димка и сказал, что выше нас идет большая тропа и есть ровные места. Ну а я предложил ту ровную площадку. И как оказалось, в дальнейшем был абсолютно прав. Здесь и было место, оборудованное под устройство бивуака. Большой каменный стол, лавочки из бревен, водоотводы под палатки и даже два обустроенных туалета. Вот это да! Как уже стало ясно впоследствии, мы поднялись на отрог горы Индюк под названием Индюшка. Видимо в хорошую погоду, устроиться здесь практически невозможно. Мы сбросили рюкзаки и отметили наше восхождение и отдыхали. Рядом с нами был большой скальный массив, росли большие буковые деревья, красивое место. Передохнув, начали ставить палатки. Вот только Димка сказал, что под палатки нужно собрать и положить листья. Наверное, что бы было помягче. Потом поставили палатки на листья, которые в свою очередь притащили в желтом кульке, получилось весьма живописно. И продолжили наше обустройство дальше.

НАШ БАЗОВЫЙ ЛАГЕРЬ

В дальнейшем натянули над столом синий тент, собрали дровишек и часов в семь вечера разожгли костер. Стало совсем уютно. На ужин решили сварить гречневой каши с тушенкой, и я принялся кашеварить. Вскоре наш романтический ужин был готов и честно сказать мы так проголодались на подъеме что сожрали весь котел каши за один присест. Уже начало немного темнеть и внизу в поселках стали загораться огни. Опять же все по-другому. У нас если смотреть с Бештау или с Машука, то видны большие города с множеством огней, а здесь преимущественно темные лесные массивы и горы до самого горизонта. И только вдоль железной дороги и автомагистрали светятся огоньки поселков. Что тоже весьма своеобразно и красиво. Я зажег свою керосиновую лампу, и мы сидели вокруг стола, и только где-то по вершинам деревьев гулял ночной ветер. Да забыл упомянуть одно обстоятельство. Периодически с вершины Индюка доносились крики народа. Наверное, там тоже кто-то ночевал, но мы не желали выяснять, кто это был. Нам и так замечательно. Андрей крутил радио и изучал и записывал местные радиочастоты. На FM прекрасно принимались станции из Белореченска. Прикольно. Да, радио великая вещь, притом незаменимая в походных условиях. Еще мы пили чай и кофе, которые готовили на газовой горелке. К сожалению, я не помню, во сколько мы легли спать. Но спать было удобно и поэтому я, да и другие тоже отдохнули очень неплохо. Только вот ночью начался прикольчик, который, скажу, забегая вперед, не прекращался 14 часов, и который спутал наши дальнейшие планы. Ведь утром после подъема мы собирались продолжать наш маршрут дальше до вершины Семашхо. Но обо всем по порядку. Где-то в половине второго ночи я проснулся от того, что пошел дождь. А надо сказать, что накануне вечером погода была просто великолепная. Ну да ладно, пошел и пошел. И вот просыпаюсь утром и по тому, как барабанит дождь по палатке, понимаю, поливает изрядно. Вылез я одним из последних. Одного взгляда было достаточно, что бы понять. От вчерашней хорошей погоды не осталось и следа. Вокруг туман, лужи, земля раскисла. Плюс довольно сильно посвежело. Вот они горы! Ну да нам ли быть в печали! Запалили горелки и стали готовить завтрак. Ели овсяную кашу, пили кофе и после всего этого, стало заметно веселее. Но теперь пришлось менять первоначальный план. Временами ливень принимал просто вид небольшого потопа. Идти по такому ливню до Семашхо нечего и думать. И что интересно дождь не прекращался ни на минуту, просто чуть чуть ослабевал и снова начинал лить как из ведра. Потом ослабевал, но не прекращался. Мы укрепили тент. Налетающие порывы ветра то надували его словно парус, то прижимали к нашим головам. Мы сидели под тентом и, несмотря на погоду, были абсолютно счастливы. Андрей, по-моему, испытывал те же ощущения. Леша тоже веселился. На обед мы сварили суп в большом котле. Варили тоже на горелке. Дальше развлекались по разному. Серега вознамерился разжечь костер. Он взял керосин и вместе с Лешей принялись за это безнадежное занятие. После примерно получаса мучений они бросили это. Потом играли в кости, и в дальнейшем, Димка и Леша пошли в палатку. А вскоре за ними отправился и Серега. Вскоре в палатках наступила тишина. Ну а я и Андрей продолжали веселиться под тентом! И тут дождь ливанул, так что стал практически ливнем. Я кричал дождю - давай, давай. А потом решили. Хватит отсиживать задницу. Берем зонты, немного горячительного и вперед. Ведь мы так и не были на вершине Индюка. Семашхо нам сегодня не светит, а следующий день был у нас днем возвращения. Собрались и полезли вверх на седловину. Вскоре наш лагерь исчез в тумане. На седловине нас поразило наличие множества воронок времен войны. Именно здесь проходила линия обороны Туапсе. Незадолго до этого я нашел немецкую гильзу у нашей палатки. Постояли на седловине, сфотографировались рядом со снежниками и пошли вправо по тропе. Вскоре дошли до развилки. По-видимому, влево шла тропа на вершину Семашхо, а вправо на вершину Индюка. Идем вправо.

НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ ИНДЮК!!!

Вначале тропа повела нас вниз. Здесь было несколько оборудованных стоянок, правда, гораздо хуже, чем у нас. Спуск вскоре закончился и перешел в подъем. Начались скальные массивы. Вот оно началось!!! Дождь поливает, а мы лезем вверх. Камни и скалы были не такие как у нас. Все как-то более хаотично и цвет скал другой. Вверх вела тропа, мы шли по ней. Прошли мимо небольшой пещеры и затем вылезли на небольшой гребень. Очень жаль что дали были закрыты туманом. Справа был скальный обрыв, и над пропастью росла сосна. Преодолев небольшой гребень, вышли на хорошо заметную тропу, и вскоре огибая вершину, слева вышли по этой тропе НА ВЕРШИНУ ИНДЮКА!!! Свершилось! Ура! Мы поднялись туда, о чем давно мечтали! Все это было просто нереально. На вершине был небольшой памятник - две ладони и в них звезда. И надпись - павшим от трофейщиков. А рядом небольшое добавление в металле - на поле брани убиенным. Да, такие памятники заставляют о многом задуматься. В первую очередь о том, что наше государство даже не удосужилось почтить память погибших здесь, а это сделали трофейщики, которых это же государство всячески очерняет при любой возможности. А во - вторых, я представил себе как здесь каких нибудь 64 года назад погибали люди, то честно скажу, у меня мурашки побежали. Нереальное, и в то же время страшноватое ощущение. И когда, наверное, такая красота вокруг. Ну а сама вершина была небольшой, довольно скалистой и чем то напоминала Два Брата на Бештау. На кресте была привязана георгиевская ленточка, на скале лежали монетки, ну и мы оставили по монете, что бы вернуться сюда, я надеюсь еще не один раз. Потом выпили, не чокаясь в память о погибших, и как - то это не выглядело пафосно, а казалось абсолютно правильным при нахождении в таком месте. Все же это свершилось - мы на вершине Индюка!!! Немного передохнув, пошли обратно, но честно сказать возвращаться, как - то не очень хотелось. Когда пришли на базу, то увидели Сергея. Он сказал, что немного не успел за нами. Честно сказать от всего этого я был так переполнен впечатлениями что уже и не помню, что мы делали в этот вечер. Но спать, по-моему, мы легли, после того как стемнело. А вот веселая ночка засела в памяти крепко. Как бы не держать себя в руках, а почти пятнадцать часов непрерывного ливня выматывают. И уже лежа в палатке, я просил всевышнего послать нам завтра хорошую погоду. Я представил себе, как мы будем собираться, по такой же погоде как была сегодня, и мне стало не по себе. Плюс ко всему ночью очень похолодало. Андрей тоже не мог уснуть, и мы немного болтали лежа в спальниках. Периодически удавалось забыться и немного подремать. А в соседней палатке похрапывал Димка, вот молодец. И вот в очередной раз открываю глаза и вижу, рассвело. По палатке не капает, уже хорошо. Подумал, что нечего валяться пора наружу. Вылез и обмер - ясное небо, фантастические дали, вот только холод немереный. Крикнул парням - поднимайтесь и улыбайтесь. Думал в ответ раздастся как в фильме - сам улыбайся болван, однако нет повылезли. Да погода преподнесла нам еще один сюрприз. На сей раз восхитительный! Спасибо природе! Да, виды открылись просто потрясающие! В долинах клубились остатки тумана, голубое небо, небольшие облака - красивая картина. Мы с Андреем начали подгонять остальных, что бы еще раз сходить на вершину Индюка. Леша, правда, не отважился на это, а мы вчетвером отправились. Да, это действительно был подарок природы. Только - только вставало солнце, и было очень отчетливо видно, какая же красота простирается вокруг нас, еще вчера скрытая плотными облаками. Слева, на подъеме была видна вторая вершина Индюка, перед нами росла очень живописная сосна. По-моему у нас таких я не видел, по крайней мере, такой формы. Продолжили подъем и вскоре поднялись на вершину, тем же путем что и в прошлый раз. Получилась забавная штука. Андрей и я уже побывали на Индюке дважды. Это не каждому удается, да притом за два дня, да притом приехавши сюда почти за 400 километров!!! Виды, открывшиеся нам, казались нереальными. Вот и свершилась мечта многих лет. Безбрежные причерноморские горы раскинулись вокруг нас. Правее были видны трубы, по всей видимости, Белореченска. Сделали красивые снимки и долго любовались всем этим. Как не хотелось уходить отсюда. И вот тут я заметил небольшой прикольчик - у меня остановились часы! Вот это да! Никогда такого не было. Димка тут же высказал версию, что они остановились от воды. Я склонялся к энергетической версии, и как оказалось, в дальнейшем был видимо прав. Окинув всю эту красоту еще раз, мы пошли вниз, что бы перекусить и собираться в обратный путь. Пора в Туапсе. Дошли до седловины. И тут мои любимые часы пошли, как ни в чем не бывало! И причем гораздо точнее, чем раньше! Да энергия это сила. Вернулись в лагерь. Накипятили воду и приготовили овсяной каши. Быстро и сытно. И вскоре начали собираться, рассчитывая выйти в поселок Горный как минимум к 12 часам. Сборы были не очень приятными. Уходить не хотелось, да и большинство вещей были изрядно мокрые, особенно палатки. Оставили картошку и лук в небольшом буковом дупле у земли. Ну, как бы то ни было, собрались. Присели на дорожку и пошли. Только теперь решили, что пойдем по тропе, что бы пройти через перевал 165 Бригады. Так и сделали. Поднялись на седловину и, повернув влево, неспеша пошли.

ИДЕМ ВНИЗ, В ПОСЕЛОК ГОРНЫЙ!

Идем вниз! Как бы то ни было, интересные ощущения. Спасибо Димке, ведь если бы не полезли два дня назад напрямик, то уже бы побывали здесь. А так все вновь. Опять куча воронок и теперь к ним добавились траншеи. Зрелище стало немного мрачноватым плюс прошлогодний снег. Да, не сладко тут приходилось в 43м. Временами тропа пропадала, потом появлялась вновь. И вот перед большим буком мы увидели камень с надписью, что довольно давно на этом месте был смертельно ранен восемнадцатилетний парень. Или подорвался на чем - то или сам полез не туда куда следует. Рядом лежали следы войны. Хвост от реактивного снаряда и осколки. Вокруг дерева был обмотан старый трос. Наверное, что - то сюда поднимали. Ну а тропа стала забирать правее, огибая отрог Индюка. Похоже, было на то, что мы шли по старой дороге. Весна все решительнее вступала в свои права, пели птицы, пробивалась свежая зелень. Красота! Мы шли по правой стороны гребня, со стороны горы Семашхо, потихонечку забирая чуть левее. И вот теряя постепенно высоту, мы вышли на перевал 165 ой бригады. Да, опять же не представлял себе, что это так. Памятники, их было два были сделаны из камня и опять же энтузиастами. А рядом трофейщики стащили сюда много военного железа. Здесь были и осколки, и развороченные мины и разбитые каски и даже целые гранаты. Я был просто поражен. На втором памятнике, который находился чуть выше, была прикреплена табличка в память погибшей бригады, установленная комсомольцами еще во времена союза. Краской были нарисованы звезды и гвоздики. Здесь мы задержались довольно долго и сделали много фоток. Очень интересные места. Тут же рядом проходила старая лесовозная дорога, по которой иногда ездят - были следы от большой машины. Через дорогу протекал внушительный поток воды, который затем убегал в ущелье. Красивое зрелище! Получилось так, что мы обогнули отрог Индюка и теперь пошли влево, по дороге. Местами стали попадаться большие снежники, обходить которые бывало довольно сложно. Снег был глубокий. Потихоньку мы спускались все ниже и ниже. Местами лес принимал мрачный вид - поваленные деревья, мох. А временами имел вид очень приветливый. Вскоре дошли до озера, сделали длительный привал, передохнули и пошли дальше. Стало заметно теплее. Пригревало солнышко, погода налаживалась. И через некоторое время мы дошли до трассы. Перед этим помыли башмаки из крана рядом с кладбищем. И выйдя на трассу, повернули на право, и пошли в поселок Горный. Дома в поселке располагались по обе стороны дороги, жители пристально не рассматривали нас, что было приятно. У встречного мужика спросили на счет электрички, и он ответил, что будет лишь поздно вечером. Да опять пролет. Ну, ничего дождемся обратного терзиянского автобуса и поедем на нем. И вот неспеша мы дошли до станции Гойтх. В интересные места попали, доложу я вам! Рядом с дорогой небольшой магазинчик, тут же станция, перейти которую можно по пешеходному мосту над железнодорожными путями. А с этого моста открывались просто диковинные виды! Туннель в сторону Туапсе и бескрайние горные склоны в сторону Белореченска. Потрясенные такой красотой я и Андрей вдарили по джин-тонику, Серега по пиву и пошли на саму станцию. Здесь суетился железнодорожный народ, и все же было просто нереально тихо и уютно. Вот ты, какая станция Гойтх! Светило солнце, а мы сидели на лавочке и одуревали. Все же бывают в жизни чудеса, особенно когда ты их сам себе устраиваешь. Ну а потом мы вернулись к Димке и Леше и приступили на радостях ко второй полторашке. Как говориться - чувства распирали и переполняли! Да совсем забыл. Еще на станции стоял памятник Ленину и возле него мы сфоткались. А у самой остановки местные раскинули, что - то типа небольшой барахолки. Димка развесил верхнюю часть свой палатки на дорожном знаке, а внутреннюю установил на остановке. И еще. Пока мы были на станции, в сторону Терзияна прошел автобус и Димка поговорил с тем же водителем, который вез нас сюда, что бы он забрал нас на обратном пути. Ну, вобщем все складывалось великолепно. Но получилось все в результате несколько иначе, что, наверное, и к лучшему. Только упаковали Димкину палатку, как к остановке подкатила маршрутка. Водитель крикнул - кому в Туапсе? С нами еще на остановке стояло двое, те быстро запрыгнули, ну а я спросил у водителя - ничего, что у нас столько барахла? Да мне по барабану, грузитесь. Вот это окейна!!! Это была, пожалуй, самая комфортная часть нашего путешествия. Едем быстро, свежий ветер, красота. Парень сидящий впереди рассказывал нам про Семашхо и Два Брата, вершины на которых мы пока так и не побывали. Водитель ехал в командировку из Майкопа в Сочи. И оплату взял с нас весьма скромную. Да и довез прямо к входу в гостиницу. Спасибо. Местная вокзально - алкогольная братия с нас взрелась. Ну а мы спустя некоторое время заселились. Я и Серега попали в двухместный номер ну а остальные соответственно в трехместный. Слегка разобрали барахло, искупались и, переодевшись в цивильную одежду, погнали наслаждаться туапсинскими красотами! Но это уже как говориться совсем другая история! Нашу идею побывать и на Семашхо и на Два Брата мы не забыли. И будем надеяться, что как только удачно сложатся обстоятельства, мы обязательно туда вернемся!!!