Летнее сияние Заполярья. Магия Хибин

Автор: Глеб Александрович (Москва)

Маршрут был выбран заранее, одобрен единогласно и очень ожидаем.

Нужно пройти почти 150 км.

Место - Кольский полуостров на северо-западе Европейской части России в Мурманской области. По карте видно, что омывается Баренцевым и Белым морями.

Но как качественно он омывается, увы, увидеть не довелось - к морю не выходили. Шли по западной части - горным массивам или тундре, геологический возраст этого плоскогорья - шедевра северной натуры после ухода ледника - порядка 350 млн. лет и зовутся эти земли - Хибины.

Удивительное название, манящее.

И вся эта сказка за Северным Полярным Кругом.

Лето (конец июля - начало августа 2007 года). Продолжительность похода - 10 дней.

Вот такая краткая характеристика, а сейчас, увы, уже воспоминания и благостные впечатления об этом чудесном, северном крае моей Родины - России.

Любая большая задача всегда позитивно решается, если её разделить на маленькие.

А главное - дорогу осилит идущий!

Поезд "Москва-Мурманск" строго по графику высадил на станции "Имандра", территориально входящую в г. Оленегорск, нашу дружную команду, мечтающую побыстрее отправиться в трудное, но и интереснейшее путешествие.

Мы - избалованные москвичи, но уже имеющие за плечами много пеших туристических походов, загрузив на спины нехилые рюкзаки, взволнованно обсуждали начало нового маршрута. Да, без запасов еды идти было бы, конечно, не так тяжко, но без неё же далеко не уйдешь. Вот такой пердимонокль. Сорри за не наше слово, но по смыслу оно универсальное и совсем не ругательное.

Палатки, снаряжение, вещи, эх… ничего - прорвемся!

Изначально было решено идти днем 50 минут и 10 минут - отдых.

На 4-5 часов в ночное время ставить палатки и спать. Летом, как известно, за Северным Полярным кругом ночи Белые. Экзотично, но организму не привычно. Нам повезло зацепить под занавес окончание арктического полярного дня.

Хотя уставали и переполнялись впечатлениями так, что светлая ночь совсем не отвлекала от глубокого сна.

Имандра - железнодорожная станция и отправная точка - интересно, потому что новое, но засиживаться нет времени - в путь. Недалеко от станции озеро Большая Имандра.

Вот так описывал великий М. Пришвин озеро: "Имандра - это мать, молодая, спокойная. Быть может, и я когда-нибудь здесь родился, у этого пустынного озера, окруженного чуть видными черными горами c белыми пятнами. Я знаю, что озеро высоко над землей, что тут теперь солнце не сходит с неба, что все здесь призрачно и чисто, все это потому, что очень высоко над землей, почти на небе". Гениально. Лучше не скажешь.

Первый десяток километров шли вдоль реки Иидичйок, а по-нашенскому - Гольцовка.

Чудо чудное - места вокруг. Генеральная уборка в организме от городской суеты и душной грязи началась! Но до благодатной очистки духа и тела еще нужно хорошо поработать!

Хибины нам в помощь!

Долина почти сухая. Живописные и яркие места в районе р. Часнайок.

Радуга в долине - не передать словами. Жизнь - прекрасна!

От Мередионального ручья уходим на радиалку.

Перевал Юмъекорр (671), перевал Хибинпахчорр (736), г. Гольцовка (847).

Немного ветрено, виды с перевалов по северному лаконичны, но исключительно гармоничны и восхитительны. Любоваться плоскогорными пейзажами можно бесконечно. Сожаления о не увиденных суровых морях, улетучились, когда мы погрузились в море грибов. Они на Хибинщине - везде! Огромные великаны, не прячущиеся, а нагло и не скромно демонстрирующие свои вкусные достоинства.

Грибы разные, окруженные кружевным и хрупким ягелем или сочной, густой травой - реальные персонажи русских сказок. Как жалко таких красивых есть, но вкусноооо же!

Вспомнилось, что на високосный год на Руси не собирали и не ели грибов.

Обрадовало, что 2007 год нам позволил предаться грибному чревоугодию, не нарушая традиций.

Возвращаемся с радиалки на основной маршрут. Вот и почти уже родной ручей Меридионаный. Пройдена гора Ферсмана и его же ручей. По правде сказать, настоящая гора Ферсмана - высшая отметка Хибин и всего Кольского полуострова (1191) - находится севернее, в массиве Часначорр.

А "Журчат ручьи…" на Хибинах везде.

Кстати, имя Великого исследователя Хибин - Александра Евгеньевича Ферсмана носят также минералы: ферсмит и фереманит. А также с его легкой руки почти все названия Кольского полуострова названы саамскими словами. Ну что ж, зато теперь понятно насколько у саамов… оригинальный язык… Шайтан! С моими неполиглотовскими "способностями" некоторые слова, увы, так и остались непокоренными.

Движение на перевале Арсеньева (1026) - шибко каменистого - проходит медленно, но верно. Пройти по россыпям крупных камней, задирая высоко ноги, скользя турботами на каждом шагу и опираясь альпенштоком в расщелины - нормально, бывало и хуже.

Цепкость подошв ботинок постепенно нейтрализуется, просто плавясь от каменистой поверхности. К концу похода они уже больше напоминали пуанты балерины - такие же гладкие, легкие и очень тонкие.

Маршируем вверх по течению реки Белой к перевалу Восточный Петрелиус (883,1).

В районе базы ПСС часть самых выносливых ребят уходят на радиалку на перевал западный Петрелиус. Я не составил им компанию. Причина банальна и совсем не связана с натертыми ногами или сорванной спиной. Просто захотелось замереть и насладиться хибинской красотой полной грудью и отдохнувшими мозгами.

Мой друг разделил мое настроение, и мы остались на базе. С Русом мы дружим с 5 лет, когда наши родительницы, не считаясь с нашими детскими желаниями, определили нас в "Малышок", где мы старательно изучали "Букварь" и счетные палочки, чтобы в 6 лет уже подготовленными, торжественно распахнуть двери в 1 класс школы. Её же вместе и закончили, сейчас продолжаем грызть гранит науки в разных помещениях: он учится на режиссера, я же банально на врача. Но общая страсть к путешествиям и туризму - это навсегда!

Озеро Гольцовое, на саамском языке - Пайкуньявр (во как!) - типичная лесотундра.

Сосны, горные хребты. Рыбу не ловили, но видели. Чистейшая вода прозрачна - холоднокровные гольцы дразнятся и везде шныряют. Счастливые!

Особое спасибо нашим мужественным спутницам - готовка вкусной еды, а не только тяжеленные рюкзаки, была на их хрупких плечах. В итоге никто за 10 дней не похудел, а некоторые даже поправились.

Идём… идём… идём…

Вечерние костры на стоянках, песни под гитару, разговоры…

Неизгладимое впечатление оставило посещение рудника им. Кирова.

Старинное граффити на стене: "Рудник - наша жизнь и надежда!" Взгрустнулось от такой гипотетической перспективы. Не дай Бог!

Глобальные жизненные выводы пришли сами собой.

Полярный Ботанический сад на Хибинах - самый северный в России. Зимой его, наверное, посещать не столь интересно, как летом. Нам в этом смысле повезло. В августе он представляет собой пестрый, цветочный оазис. Поражает, с какой любовью он содержится, разнообразные растения ухожены и радуют своим цветущим видом.

Никогда не видел раньше вереск, но после врезавшего в память стихотворения Р.Л. Стивенсона в переводе С.Я. Маршака "Вересковый мед":

Из вереска напиток

Забыт давным-давно.

А был он слаще меда,

Пьянее, чем вино.

В котлах его варили

И пили всей семьей

Малютки-медовары

В пещерах под землей.

- надеялся когда-нибудь увидеть этого персонажа чувственной, шотландской баллады. Надежды оправдались. Спасибо Хибинам.

Последний пункт нашего пешего путешествия - город труженик и по облику и, по сути, первопроходец урбанизации на Кольском Полуострове (Мурмане) - Кировск. Расположен он на берегу озера Большой Вудъявр. Горожане живут в суровом арктическом климате - это замечательные и мужественные люди. В Апатитах садимся на поезд. От Москвы нас пока отделяют какие-то 1930 км, ужасно не хочется покидать сказочные Хибины. Но я знаю точно - мы обязательно вернемся.

До свидания, родная Хибинщина!

Пара строк собственного рифмоплётства под впечатлением Хибин:

Суровая изнеженность полярного цветка, Упругость чувственно-магического мха, И ноты Арктики у быстрого, холодного ручья - Хибины - чудо лета Заполярья с нами навсегда!