Автор: Вениамин Бычковский (Беларусь, Брестская обл., Ивацевичский р-н, г.п. Телеханы)

Представляя облака и тучи небесными горами, древний человек созерцал на их вершинах богов. Я же не ищу богов, ни в горах, ни в облаках, однако легко превращаюсь в древнего человека, когда нахожу горы в облаках и тучах Полесья. И мне не кажется это странным, поскольку переживал и другое явление, когда мой глаз путника принимал видимые горы за облака!

Но я уже не тот путник, и вряд ли вернусь в горы. Поэтому довольствуюсь облаками. Это как продолжение снов, в которых вижу чудесные вершины гор. Но если во сне я парю над горами, то наяву горы летят надо мной!

А тут еще узнал, что в Индии есть сказание о том, что когда-то у всех гор были крылья, и, переносясь с места на место, они в своих полетах нередко сталкивались, после чего происходили жуткие громовые удары и небесные горы заливали целые города. Все живое на земле страшилось бродячих гор в небесах, промеж которых ни одна птица не смела пролететь, даже из тех сказочных голубей, которые приносили Зевсу влагу в клюве, несколько всегда погибали в опасных утесах.

А если еще ближе к действительности, то можно вспомнить о людях, которые даже в морях сталкивались с горами и от их кораблей оставались одни доски да трупы. А летучие горы как будто не замечали своих бесчисленных жертв на земле, они с огромной силой продолжали летать по небу и при каждом столкновении обрушивать на землю раскаленные камни. Если же горы зависали над какой-нибудь страной, то эта страна разом превращалась в страну ночного мрака. Один бог Перун мог разъезжать по черным высотам и если видел, что на земле твориться беззаконие, то разбивал скалы и таким образом наводил на злых и нечестивых людей молнию. К нему-то и взмолились люди и попросили хоть кокой-то защиты от летучих гор. Тогда бог грома и молний своими стрелами отрезал у гор крылья и те разом упали на землю. Прочным гранитом застыли все горы там, где стоят и поныне. Тысячи лет стоят и все их вершины с завистью смотрят в небо, где продолжают свободные полеты горы облаков и туч. А земным горам выпала совсем иная доля. Какие-то горы люди стали использовать как источник энергии для больших городов, какие-то горы люди продырявили и по этим сквозным ранам пустили потоки машин и поездов, из остальных гор стали добывать благородные металлы и драгоценные камни. В общем, людей ослепили не белоснежные вершины гор, а золотые и алмазные прииски, и люди изо всех сил тянут золотоносные жилы из гор.

Им ли помнить о том, что с древнейших времен горы почитались как божественные и предки преклонялись им, как живым. Почти все горы носили достойные имена - красные, русые, гремучие, поклонные, а были и святые горы! Это сегодня горы превратились в номерные шахты, в сыпучие курганы, в могильные холмы.

Горам нет покоя на земле, и, конечно, они в обиде на такой порядок в поднебесной, как будто Господь забыл о них и не собирается возвращать им крылья. Может поэтому, самые непокорные горы так сильно возмущены своей земной участью, что время от времени взрываются? Чтобы хоть так взлететь в небеса. Да только сил у них хватает только на то, чтобы выбросить из недр скопившуюся черноту обиды, а затем истечь огненной лавой, как кровью. У остальных гор и того меньше сил, однако, и их напряжение вызывает частые землетрясения. Только вершины гор еще надеются на что-то воздушное, и когда встречаются с горами облаков и туч, то сливаются с ними в дружеских объятиях. Эти встречи, порой и окрыляют вершины! Когда еще земные горы обретут крылья.