Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Литературное творчество Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Описательно-неформальная часть отчета по лыжно-пеше-водному походу неопределенной категории сложности

Автор: Анна Логинова (Москва)

Веселье в нашем походе началось изрядно заранее, а именно в процессе заявки маршрута в МГЦТК. Сначала меня "экзаменовал" лыжник, затем два пешеходника, а в завершение они отправили меня за последней подписью к воднику. Таким образом, благословлённые на все стихии, мы, несмотря на прогнозы "Барышня, вы на 70% не пройдете!", радостно отправились в это авантюрное мероприятие.

И надо сказать, что радость мы приносили не только себе, но и окружающим. Придя 1-го мая на Ярославский вокзал, кишащий водниками на рюкзаках, мы, гордо сбросив лыжи и примостив рядом рюкзаки с веслами, попытались игнорировать дружный хохот окружающих. Ну да, вот такие мы странные, как в том анекдоте "Мужик, ты бы хоть ложками греб!…"

Проводница, увидев нас, "обрадовалась" несказанно, ее утешил только тот факт, что мы "всего лишь" до Свердловска. В поезде, как всегда, происходила дележка имушек, в результате чего все рюкзаки отяжелели, компенсируя облегчение моего.

К нашей радости, в Свердловск с прибытием мы не опоздали, билеты на Ивдель были, а очередь в кассы отсутствовала. Что-то тут не так, не может все настолько удачно складываться. Тем не менее, мы пошли гулять, не преминув посетить столь достойное внимания заведение, как вокзальный сортир. Вкупе с пивом он сочетался очень органично.

В поезде на Ивдель мы поняли, что проводники бывают разные. И не всегда эти отклонения в лучшую сторону.

03.05.2002

Зато в Ивделе нас встретила солнечная погода, а в автобусе - обнадеживающие известия, что дорога до прииска проходима и вся вытаяла. Осталось только найти желающего нас туда отвезти.

Первые часа 2-3 прошли в безуспешных попытках найти машину. Число было 3-е мая, 9 утра, и город пребывал в сильном похмельном синдроме. На все наши попытки робко осведомиться у жильцов домов, возле которых стояли грузовые машины, о возможности извоза, недружелюбные жены потенциальных водителей отказывали нам. Наконец один изрядно пьяный кадр пообещал в 18 вечера посадить своего сына за баранку, дабы тот, будучи трезвым, отвез нас на ЗИЛе за 1,500р. Раньше не получалось, т.к. сына дома нет, а сам товарищ был не в состоянии. Хорошо, что он сам отдавал себе в этом отчет. Мы рассматривали это как запасной вариант, но сидеть до 18.00 не хотелось - ехать до прииска не ближний свет.

Поймав очередную проезжающую буханку, я как могла более нежно попросила водителя отвезти нас на Сибиревский Прииск. Он засмеялся, из чего мы заключили, что он, по крайней мере, знает, что это такое. Парень везти отказался, но сказал, что позвонит знакомому, возможно тот поедет.

Через еще почти час сидения на автостанции подъехал бортовой грузовик. Шофер явно знал, зачем мы тут сидим и куда нам надо - видимо, парень не обманул. Запросил 2.000р, но т.к. ждать до 18 часов не хотелось, да и данный товарищ вызывал больше доверия, чем гипотетический сын в предыдущем варианте, мы погрузились и отчалили.

О, как дивна дорога на прииск, когда сидишь в кузове! Благо, завтрак был у нас уже давно… Отлавливая прыгающие по кузову рюкзаки, пытаемся их оседлать. Опыт верховой езды у 4-х участников из 5-ти пригодился нежданно-негаданно. Периодически пересекаем разлившиеся по дороге ручьи, "рассекая волны". Да, пожалуй, буханке пришлось бы туго…

Периодически шофер, взявший из дома ружье, видит утку и тормозит машину, пытаясь из открытого окна добыть дичь. Даже предложил нам попробовать, но Максу не удалось.

Через реку Ивдель наведены основательные бревенчатые мосты. Проезжая один из них, видим идущий ледоход. Не, в него не хоца…Совсем…Лучше уж пешком в обход, ежели чего…

После второго моста шофер, пекшийся о нашем комфорте, предложил остановиться на обед. Нас долго просить насчет пожрать не надо, и мы радостно выпрыгнули на волю.

Вот она, разница между городскими и сельскими жителями! Залюбовались, как Алексей (шофер) ловко колол немаленький пенек… Костер разгорелся, и пока каны думали, не закипеть ли, нас повели на экскурсию на плотину.

Сооружение впечатляет. В узкой горловине, где река вытекает из озера, настелен настил из мощного бруса, по которому сверху несется поток. Как можно было проводить строительные работы прямо посреди потока, пусть даже в межень?.. Вызывает уважение!

Попив чаю с остатками поездного продуктового барства, загрузились и поехали дальше. Дорога была нескучна, т.к. на сей раз к нам в кузов залез местный парень, который поехал с нами из Ивделя вместе с Алексеем. У человека явно не хватало слушателей, и трещал он без остановки. Травили анекдоты еще часа два, а дорога тем временем становилась все веселее. Уклоны стали круче, и я ждала, что вот сейчас Алексей скажет, что дальше машина не пройдет. Но нет, мы все еще едем…

Но все хорошее имеет свойство кончаться. Доехали до разлившегося Ивделя, где нет моста и предполагается переезжать его вброд. На "Урале" это реально и по весне, но наш ГАЗ остановился и Алексей задумчиво стал смотреть на поток. Не желая перспективы посадить машину и потом ее дружно выковыривать из холодной речки, я спросила, сколько здесь осталось до прииска. "Да километров пять…". Решили здесь расстаться, и далее идти пешком. Выкинули рюкзаки на дорогу, пошли осмотреться на местности.

Первые же шаги в окружающую природу (на снежную обочину) нас отрезвили - там по развилку. В туалет отныне только в лыжах.

Втыкаем лыжи за оттяжки рюкзаков, палки - в руки, и в воду. Бодрит зрелище сугробов снега по обочинам. Бродить речку, вылезая потом в сугроб, я еще не пробовала…Как выяснилось, остальные вообще бродить речки до этого не пробовали.

Наивно дружно убеждаем Лену надеть бахилы (химзащита), дабы хоть у одного человека были сухие ноги. Недооценили зрительно глубину, и в итоге ноги были мокрые все равно у всех.

Антон бодренько предложил разуться и перейти босиком. Я начала вырабатывать начальственный голос и вопить "Не сметь!!!". Позже все со мной согласились, конечно.

Антон перешел первым, ему брод был по колено, может, чуть выше. Навострив на том берегу бдительное око фотоаппарата, он стал фиксировать наше брожение. Мы с Ленкой убрели к какой-то яме, но потом следом за Максом прошли, нам было до середины бедра. У Ленки в самый неподходящий момент (в самом глубоком месте) наполовину слетела с ноги бахила, и сильно мешала. Но купаться, видимо, очень не хотелось, и все дошли успешно.

На противоположном берегу, пройдя по дороге буквально метров 300 вдоль реки, нашли место с проталинкой, где можно было разжечь костер, пренебрегая костровой ямой. Было уже 18.00 по местному времени, решили вставать, посушить ноги. Как мы были наивны, думая, что благодаря бахилам ноги на маршруте будут у нас сухими… Но человеку свойственно надеяться на лучшее, и наготовив изрядно дров, ужинаем в двух метрах от горной речки, сушим ботинки, поем под гитару…

И пусть сама палатка стоит на снегу, но как знакомо и приятно слышать этот звук, звук горной реки! Рефлексы по Павлову, и ноги сами ждут перевалов, плечи - вес рюкзака, мозг - приключений. Адреналин начинает вырабатываться от самого звука, и призывает к активным действиям.

Решив завтра в связи с сегодняшним ранним ужином встать в 06.00 (в 04.00 по Москве), улеглись.

04.05.2002

Ночью, как мы и предполагали, подморозило, с утра корочка льда покрывала лужи на дороге. Но мечта о том, что по подмерзшей дороге идти будет легче, не сбылась - на утреннем солнышке все это растаяло еще к середине нашего завтрака. Собрались быстро, т.к. пока играет в крови бодрость сытого и отдохнувшего организма.

А дальше - вверх по дороге, переходы по 40 минут.

Как-то непривычно тяжел рюкзак, и эти 40 минут отвоевывать приходится, сцепив зубы. Мужички наши, как им природой и положено, унеслись вперед, а мы с Ленкой перемещаемся медленно и печально. Зато погода нас балует - солнце, тепло, птички поют, ручьи по дороге журчат…

На ближайшем привале любопытства ради повнимательнее посмотрела в карту, и выяснила, что до прииска от нашего места ночевки не 5, а 15 км. Для шофера это, может, и невелика разница, а для нас ощутимо… Но ладно уж, идется хорошо, погода располагает, а нас и так завезли дальше, чем предполагалось первоначально по маршруту.

Подъем на Поповский Увал выматывает бесконечной горкой, без выполаживаний. Набрав за переход 220 м по вертикали, наконец идем по горизонтальному участку. Но недолго - дойдя до границы Свердловской и Пермской областей, обнаружили столб на обочине "Европа-Азия". Игнорировать такое место мы, понятно, не могли, да к тому же такой благовидный предлог для внеочередного привала…. Решили тут же обедать.

Предприняли наивную попытку отрыть костровую яму… Да-а… Прокопав на 70 см и протыкая снег беспрепятственно еще сантиметров на 80, решили развести костер на бревнах, пока наш обед в этих трудах не затянулся до темноты.

Тем временем сфотографировались у вышеупомянутого столба, отметив, что расовая дискриминация имеет место и здесь - вырезанное на столбе лицо европейца в 2 раза больше азиатского лица с другой стороны.

Но вот и обед кончился, идем дальше. Дорога вскоре пошла вниз, стали видны горы. На реплики испуганно-недоверчивым тоном "Нам туда?!" отвечаю утвердительно. Спустя некоторое время стал виден и сам Сибиревский Прииск. С дороги видна только проплешина в лесном массиве, и пара вагончиков посреди нее.

Дошли почти до самого прииска (буквально за поворотом работала какая-то техника), и остановились для того, чтобы начать лыжную часть нашего маршрута. Здесь на север уходит некое подобие просеки, нам туда и надо. Как всегда, при одевании лыж выяснилось, что у Ленки крючочки сбоку на щечках креплений слишком загнуты, не хватает сил встегнуть тросик. А Антон ставил крепления под другие тросики….

Короче, пока суть да дело, в Максовом хронометрическом блокноте появилась дивная запись, оцененная позже: "В 15.08 остановились, начали одевать лыжи. В 15.41 надели лыжи….". С такой оперативностью нам только в вольере с черепахами работать….

Вот мы уже и пошли. Выяснилось, что Ленка на лыжах ходить не умеет совсем, т.е. абсолютно. А ей достались пластиковые лыжи, которые едут в произвольную сторону, а не только в ту, куда хочет владелец.

У меня же другая беда: Бескиды мои короткие, и под моим весом + весом рюкзака (как всегда, вес рюкзака руководителя цензурным выражением не описывается…) я проваливаюсь там, где другие прошли успешно.

Тем не менее, пройдя метров 500, мы подошли к притокам, на которых, видимо, происходит процесс мытья золота. Для этой цели злыдни-золотодобытчики прокопали их как можно более крутыми траншеями. Чертыхаясь, ищем, где же эти отвалы хоть чуть поположе, чтобы можно было выползти потом на противоположный берег…. Убежавший на разведку Илья принес благую весть, что выше по ручью все проще.

Поднявшись за ним еще метров 300, видим, что приток здесь разливается озерцом, протока шириной около 3,5 метров и глубиной 20-25 см.

Илья с Максом в наивной попытке не залить ботинки бегут бегом, взметая брызги. По-моему, они стали от этого только мокрее. Мне же с абсолютно мокрыми ногами давно все равно, и я стою в воде, принимая у Ленки лыжи, не напрягаясь.

Пройдя пешком до следующего притока метров 50 по камням, переходим его, не замочив ног (если они у кого-то еще оставались сухими…).

И опять на лыжи. И вот исторический момент: впервые произнесено слово "траверс". Отныне оно нас будет сопровождать повсюду, денно (на переходах) и нощно (в кошмарах).

Передвигаемся медленно, т.к. Макс не успевает вытаскивать Лену из-под каждой елки. Взяли азимут в сторону р.Велс весьма приблизительно, т.к. нам не важно, в каком точно месте мы на него выйдем.

Комары, дивясь на наше явление, тем не менее не прочь подкрепиться. Для идущих впереди это не так заметно, т.к. кровососы не успевают еще позвать друзей на пиршество. Но на привалах усердно отмахиваемся.

Вечереет, мы устали (особенно Ленка - падать и Макс - ее выуживать из сугробов), но Вёлса все не видно. Обуреваемые благим порывом дойти сегодня до реки обязательно, дабы с вечера вязать катамаран для переправы, мы тем не менее идем. Наконец к 20.20, через 12 часов после утреннего выхода на марш, мы дошли до берега.

Река впечатляет. Ширина около 50 метров, и большая часть подо льдом, вскрыта только протока в треть ширины реки под нашим берегом. В таких условиях никакой переправы на катамаране быть не может. Ставим лагерь, думать о дальнейшем будем с утра.

Макс с Ильей, обуреваемые спортивным азартом успешно пройти маршрут, вызываются сходить вверх по течению Велса на разведку, заодно с вечера навести переправу по бревну через р. Широкая, приток р.Вёлс.

Не знаю, откуда у них брались силы, но они вернулись только в 23.30 в сумерках, организовав две переправы и принеся известия, что выше река более открыта, но сейчас пока все равно переправляться там чревато. Накормив героев ужином, на следующий день объявляю полудневку - необходимо выспаться после сегодняшнего, а также осуществить мелкий ремонт моего рюкзака; переставить нам с Ленкой крепления, чтобы поменяться лыжами.

Под палатки даже удалось найти проталинку. Мозгами понимаем, что и на снегу ничуть не хуже, но на травке есть иллюзия, что будет теплее, по-летнему… Костер соорудили в метре от берега, также на проталинке. Как потом оказалось, несколько опрометчиво….

05.05.2002

Подъем сегодня в честь полудневки в 10.00. Солнышко, загораем, ходим в солнцезащитных очках. После завтрака открыли кружок кройки и шитья, т.к. в мелком ремонте нуждался не только мой рюкзак. Крепления были успешно переставлены, и отныне я стала владелицей норовистых и плохо объезженных пластиковых "Младостей".

Обед, пакуемся…По реке периодически поштучно проплывают небольшие льдины… И тут вдали по реке становится видно массированное движение льда. Сплошная каша изо льда пошла без просветов, вода стала быстро прибывать, льды с шорохом наползают на берег. Неудачно заваленная вчера в реку сушина длиной около 10м выворочена и сплавляется среди торосов. За 2 минуты вода поднялась больше, чем на метр, мы судорожно откидываем валяющиеся шмотки от костра к палаткам, которые стоят выше. Костровище затопило, вокруг него лежат льды.

Действо продолжалось буквально 3 минуты, вода спала так же быстро, как и поднялась. Осталась открытая вода без льдов, протока стала гораздо шире после такого вантуза. На берегу в полуметре от воды остался снежно-ледовый "отвал", нагроможденный ледоходом. Отсняв чуть не целую пленку и жалея, что нет камеры запечатлеть это в динамике, собираемся дальше. И благословляем свою осторожность, что не оказались в этот момент на воде. Решаем, что если выше не найдем удобного и безопасного места для переправы, то придется обходить Велс через верховья, и тем самым отказываться от прохождения по хр. Пут-Тумп и хр. Ольховочный, идя сразу на пер. Ялпинг.

В 16.00 вышли. Преодолели 2 рукава р. Широкая по бревнам, заботливо положенным вчера ребятами. Пройдя еще метров 500 вверх вдоль Велса, видим удобный для переправы участок реки. Вся река в этом месте вскрыта, берега открыты до зеленки, удобные для зачаливания. Я даже согласилась с Максом, несмотря на свой консерватизм в вопросах водного туризма, что здесь переправа возможна и вполне безопасна. Решили переправляться в два рейса, т.к. грузоподъемность катамарана вызывает сомнение, а рюкзаки у нас еще пока очень тяжелые.

Начали вязать катамаран. Сосенок, таких удобных для рамы, здесь маловато, пришлось делать раму из березы. Коряво, конечно, но для переправы должно хватить. Пока мы с Ленкой отработанной в Подмосковье технологией вязали раму, снова пошел ледоход. Гораздо менее мощный, без подъема уровня воды и торосов. Но место, куда мы собирались спускать кат, загромоздилось льдами, т.к. там отмель. Ребята частями нашей рамы как баграми отталкивают от берега проплывающие льдины.

Через 5 часов работы судно было готово к первому в этом маршруте спуску на воду, а берег расчищен ото льда.

Первым рейсом решено было плыть всем мужикам, Илья с Максом сзади гребут, Антон на носу в середине с чалкой. Погрузили к ним 4 рюкзака, оставив пока мой на этом берегу (на всякий случай, там была палатка и спальник для нас с Ленкой, если по каким-либо причинам со вторым рейсом возникнут проблемы).

Ребята классически траверсировали реку под острым углом к течению, и успешно зачалились на том берегу ниже нас метров на 30-40. Разгрузились, пронесли на руках кат по берегу повыше нас метров на 50, и, оставив Антона с вещами, пустые вдвоем перегребли обратно к нам. Погрузили мой рюкзак и все лыжи, мы с Леной сели впереди. Уже вчетвером перегребли четко к Антону, он поймал чалку и помог нам аккуратно зачалиться. УРА! Первый опыт переправы в этом походе есть, причем успешный.

Мы с Леной, вымокшие в ледяной воде, отправили ребят делать быстрее костер, а сами по колено в снегу разбирали кат. Ломать - не строить, на демонтаж потребовалось минут 20…

Ну а потом костер, ужин, гитара… Вид на Велс уже с этого берега…На этой стороне, видимо, традиционная стоянка - мы нашли сколоченную лавочку. Вспоминаем, что сегодня помимо всего прочего Пасха, всем участникам вручается по праздничному апельсину, которые были куплены еще в Ивдели.

Начал накрапывать мелкий дождик.

06.05.2002

С утра пасмурно, но мы собираемся и в 11.00 выходим из лагеря в направлении хр. Пут-Тумп. Поднимаемся по пологому участку лесной зоны, но постепенно склон становится все круче и круче, а лес, соответственно, все реже и реже. Вскоре вылезли на склон без леса, крутизной до 20 градусов. Мужики, они и есть мужики, силенок хватает. Полезли в лоб елочкой, а там, извините, пилить и пилить… Я на пластиках могу идти елочкой только на руках, т.е. недолго, а Ленка елочку пробовала первый раз в жизни. Посему пошли мы серпантином, как порядочные. Заодно мной проводился для Лены Курс Молодого Бойца по грамотному развороту на склоне по пятой балетной позиции. Так, неторопливо и нематерно поругиваясь на склон, мы поднялись на плато Пут-Тумп. С неба начало брызгать что-то невразумительное.

Сверху плато местами вытаяло до курумника и маленьких пятачков зеленки, но в основном еще под снегом. Мне ради этих маленьких пятачков было лень снимать лыжи, и я пыталась перемещаться на лыжах по курумнику. Это не то, что "стою на асфальте я, в лыжи обутый…", это лыжный триал получился…. Но вроде не сломала ни ног, ни лыж.

Ребята тем временем набрали каны водой, найденной под камнем, и разводили костер на обед. Погода сочла, видимо, что нам слишком комфортно, и решила это исправить. Пошел дождь, мы натянули общественный тент и скукожились там. Я как раз по случаю вспомнила услышанную пару лет назад историю о том, как группа школьников целиком замерзла на Кольском из-за плохого снаряжения - пошел дождь, а потом резко грянул заморозок.

Костер, как ему и положено в дождь, гореть стал не сразу, но обеда мы все-таки от него добились. А за краем тента погода поражала разнообразием: вот пошел мокрый снег, а вот град… Ну а теперь опять дождь… Видимость около 500 м, но как бы ни было мокро и противно, надо идти дальше на спуск с плато, и там внизу пытаться устроить себе более комфортную жизнь.

Через 20 минут движения все были мокрыми до белья, т.к. любой дождевик спасает до определенной степени. Не знаю, как насчет гортекса, мы так, попроще снаряжены были… В силу этого делать привалы ну совсем не хотелось, т.к. звуковое оформление отдыха складывалось из с трудом подбираемых цензурных выражений и стука зубов. К тому же ребята, идущие на деревянных лыжах, радостно съехали вниз по прямой, а мы с Леной, как всегда, начали выписывать серпантины… Несмотря на все ухищрения в осторожности и вообще говоря моё достаточное умение ездить на лыжах, я упала за время спуска 6 раз, благодаря тому, что это пластики. Ленка, по-моему, не падала, просто по серпантину ей было спокойнее перемещаться. Кувыркание в мокром снегу (температура окружающей среды примерно +3 градуса) не добавляло сухости, зато появился здоровый пофигизм - куда и сколько раз падать - мокрее быть невозможно.

Внизу пошли, судя по растительности, по болоту, и вскоре оказались на берегу р. Южный Вёлс. Берега высокие и снежные, река неширокая, но довольно глубокая (около метра). Ухать в эту канаву, мокрую и холодную, не хотелось, и Илья с Максом уронили через нее стоящее рядом дерево.

Идти по этому бревну было неудобно, т.к. до дна реки лыжами/палками не достать (бревно высоко над водой), а оно мокрое, т.е. может быть скользкое… Но, помолившись каждый своим богам, перешли, а увидев хорошую сушину, решили встать на бивак. Дальше идти предстояло все равно на следующий хребет (Ольховочный), а это в любом случае завтра. Да и вид у нас был весьма жалок, и он вполне отражал наше внутреннее состояние.

Сразу натянули тент (как порадовались, что взяли его помимо палаток!), под него складывали свеженапиленные дрова. Костер на бревнах разгорелся на удивление бодро. Копать костровую яму мы не рискнули, и вскоре убедились, насколько были в том правы: я без лыж сделала шаг в сторону и ушла в недра по пояс. Мокрый снег вокруг ног сразу слипся, и шевелить ими оказалось невозможным. Насилу выползла набок, оставив зияющую яму.

Сразу поставили палатки, и участники были отправлены переодеваться и залезать в сухие спальники. Обнаружив у своей синтепоновой куртки приятное свойство почти не промокать, я с комфортом чувствовала себя и на улице. А Ленке, по-моему, было уже все по барабану, и она тоже радостно осталась.

К моменту готовности ужина дождь прервался, мы поели, и он начался с новой силой. Чай раздавался уже с доставкой на дом, с большим количеством лимона, протертого с сахаром и с добавлением чайной ложки спирта на кружку каждому. Правда, я и тут откосила - ну не люблю я его (спирт), гадкий он…

Не помню, по какому поводу, но Ильей была сказана еще одна шикарная фраза: "Любовь - это вам не игрушки, ей надо заниматься…".

Желания поиграть вечером на гитаре почему-то ни у меня, ни у Лены не возникло… Странно….

Ночью, как я и рассказывала в своей доброй истории про Кольский, грянул заморозок. Выпал снег порядка 3 см толщиной.

07.05.2002

Утром все так же пасмурно, но, по крайней мере, ничего сверху не падает. Идем в сторону хр. Ольховочный, и на первом же переходе у Антона сильно трескается носок у лыжи, практически отламывается. Это нехорошо, это неправильно. Запасной лыжи мы брать не стали, т.к. было что тащить помимо этого, а нам еще идти и идти.

При выходе из зоны леса на склон крутизной до 30 градусов, ребята по традиции полезли в лоб елочкой, а мы не менее традиционно нарезаем серпантины. После вчерашнего дождя и сегодняшнего заморозка снег превратился местами в подобие фирна, местами покрылся откровенно ледяной корочкой. Идти очень неприятно, усердно подрубаемся кантами. Щиколотки уже отнимаются от этого процесса.

Через некоторое время мучений дошли до языка курумника и зеленки, уходящего вверх. Я радостно сняла лыжи, и продвижение вверх стало получаться явно быстрее. А Лене, я так поняла, на лыжах было и то проще, чем по камням… Но делать нечего, и через 3,5 часа с момента выхода из лагеря мы наверху.

Сверху хребет, вопреки опасениям, ровный и плоский. Практически по всей поверхности протаявший курумник. Хребет широкий (порядка 300-500 м), с маловыраженными перепадами высот.

Какая нас ждет погода - понять сложно, т.к. солнце несколько раз на пару минут показалось из-за облаков, и спряталось снова. Начинаем двигаться по хребту в северо-восточном направлении. Программа максимум на сегодня - дойти, не теряя высоты, до перевала Ялпинг (1А) и перевалить в сторону долины р. Хомги-Лохья. Но это малореально.

Ветер дует ощутимо, но в этом наверху нет ничего необычного. Облачность, пошел мелкий снег. Проходя мимо маленьких кустиков, растущих между камней, любуемся льдом, намерзшим на веточки и застывшим красивыми сосульками.

Хождение по курумнику для большинства участников тоже было в новинку. Ветер с течением времени становится все сильнее, снег тоже. Макса ветром как-то раз, по его словам, развернуло на 360 градусов. Видимость не слишком хорошая, не превышает 150 метров.

На обед остановились, соорудив ветрозащитную стенку из рюкзаков. Обед, естественно, сухой (сало, сухари и сладкое), т.к. дров тут, в отличие от Пут-Тумпа, нет. Да и некогда, планы на сегодня слишком масштабны.

Начало сказываться недосыпание вкупе с нагрузкой - стоит присесть или просто остановиться - я засыпаю даже стоя. Неприятный симптом, надо быть внимательной, а не спать…

Чем дальше идем, тем погода все хуже. Видимость уже порядка 80 метров. В таких условиях идти на перевал неразумно, мы просто можем сослепу не в ту дырку уйти. Но принимаем решение еще немного пройти, а там посмотрим… Идем плотной группой, т.к. потерять отставших в этих полях курумника было бы, мягко говоря, неприятно… Снег мокрый, но в виде крупы, сечет лицо. На куртке наметаются сугробчики.

Через некоторое время смотрю на компас, и понимаю, что мы ушли, видимо, слишком влево. Так сослепу еще и на Ишерим упилим… Варианта прохода правее в метели мы не заметили, и вылезли на пупырик, который нам не был нужен. Время уже 18.00, а метет все сильнее. Хоть и не хотелось терять с таким трудом набранную высоту, но пребывание здесь становится стремным, и даю команду валить вниз, вниз, вниз - до первой лесной полянки. Спускаемся пешком на пятках, склон порядка 30 градусов, плотной группой - не видно ни зги, все белое. Опасалась, как бы мы не выскочили на крутой склон - но повезло, спускаемся в удобный распадок.

Через некоторое время склон выполаживается до 15 градусов, а снег перестает держать без лыж. Провалившись несколько раз по развилку, надеваем лыжи и едем вниз. Температура опустилась, видимо, до 0 или около того, т.к. появился подлип.

В начале зоны леса нашли удачную полянку среди кедров, рядом с вытаявшим ручейком. Встали тут, т.к. чем больше мы сегодня спустимся вниз, тем больше нам завтра набирать высоту.

На ужин устроили пир - сварили сначала обеденные сэкономленные супы, а потом в качестве второго - положенную на ужин мясную кашу. Ночью ударил мороз до -15 градусов.

08.05.2002

С утра мороз и солнце, день чудесный. Мороз, конечно, несильный, -10 градусов, но собирать рюкзак вдали от костра уже неприятно, руки мерзнут даже в перчатках. Сегодня нам нужно перевалить отрог слева от нас, т.к. вчера мы свалили в распадок, соседний с тем, по которому надо подниматься на перевал Ялпинг.

Очень солнечно, и мой разыгравшийся конъюктивит не позволяет толком смотреть больным глазом даже в очках. Сообщив народу, что отныне их ведет Одноглазый Джо, объясняю, куда и как идти, а сама иду уже просто по лыжне. Вниз смотреть могу без особых проблем.

Отойдя полчаса от лагеря, Антон остановился на ремонт крепления (стропа очередной раз перетерлась). Я разделась до водолазки - с утра не хватило духу, а тут на солнышке припекает.

Дальше, поднявшись серпантином (Макс, так и быть, стал тропить серпантином, а не елочкой, чтобы я могла пройти по лыжне) на 2/3 высоты перевала, дошли до большого вытаявшего языка зеленки и курумника. Причем преобладала зеленка. Идти по ней оказалось непросто: в мягком мху ноги вязли, а бахилы, к тому же, скользят по мокрой растительности. Тем не менее, поднялись почти до перевала, там опять надели лыжи и вышли на седловину.

Очень быстро сфотографировались - и вниз, а то дует. С седловины вид очень удобный на весь окружающий горный район. Хорошо видно и Молебную, и Хус-Ойк. Объяснила, когда и куда нам надо прийти.

Кроме того, вынуждена была сообщить всем, что если мы после перевала продолжаем двигаться по маршруту, то мы точно опаздываем в Москву к назначенному сроку. Поэтому, если кому-то критично быть в Москве 13-го, надо сворачивать маршрут и после перевала выходить сразу вокруг Ишерима в сторону населенки, до нее все равно еще пилить и пилить. Если не критично, то маршрут можно и пройти, но в Москву опоздаем. Все высказались за продолжение маршрута.

Уклон вниз в верхней части спуска еще заставил меня сделать 2-3 зигзага серпантина, а потом стал идеальным для того, чтобы долго и прямо катиться вниз. Ребята так и сделали, а у меня, к моему изумлению, оказался подлип, который не удалось раскатать, и я грустно шла пешком весь этот спуск. Не помогало ни шорканье о кустики, ни попытки соскребания лыжи об лыжу… Вот тебе и "пластики не подлипают"….

В начале лесной зоны мы с Леной наконец настигли ребят. Идем траверсом вдоль хр. Молебный Камень по лесной зоне, стараясь особенно не сбрасывать высоту.

По настоянию общественности, стремящейся пройти как можно больше, решили обойтись опять сухим обедом. Перекусив, продолжаем свои брожения по лесу. Антон наконец доломал лыжу с треснувшим носком, и приматывает его на каждом привале скотчем внахлест.

Пройдя вдоль большей части хребта, подошли к распадку, за которым западный отрог хр. Молебный Камень. Убедившись, что по лесу идти легче, чем набирать высоту и перелезать через этот отрог, решили огибать его вкруговую траверсом по лесной зоне.

Спуск к ручью, образующему этот распадок, был довольно крут. Я спускалась почти все время лесенкой. Лена попыталась съехать, упала на этой горке 4 раза.

Сам ручей неглубок и неширок, переходится по камням. Только вначале пришлось сесть пятой точкой на снег и съехать на камушек в ручье с высокого снежного берега (около метра). На противоположный берег выбирались тоже не сразу, в основном сначала забрасывался рюкзак, потом закарабкивался участник.

Вечереет. Пройдя еще переход и достигнув следующего ручья (перешли по снежному мосту), решили, что пора вставать. Антон умудрился сломать лыжную палку, а вытачивая для ее ремонта палочку - порезать руку. Хорошо, что несильно.

Вечером обнаружилось, что мой конъюктивит обеспечил мне температуру 37,6, вследствие чего я была поена чаем со спиртом и кормлена таблетками.

09.05.2002

С утра пасмурно. Если идти на Хус-Ойк, то может статься, что мы подойдем, посмотрим на него в облаках и пойдем назад. Да к тому же наше сильное отставание от графика заставляло нас волноваться за родителей, если мы не сможем им позвонить хотя бы числа 13-го. Предполагая, что родственники станут мелко подпрыгивать и ставить на уши все службы спасения, мы решили в этом месте срезать маршрут и идти сразу к южной оконечности Муравьиного камня. В результате этого решения, продолжаем двигаться траверсом склона на запад.

Когда склон резко отвернул на север, начали спускаться в долину р. Малая Мойва в западном направлении. Спуск "порадовал" с самого начала: уклон до 35 градусов, и склон сильно зарос лесом. Ни о каком серпантине не может быть и речи, спускаемся лесенкой, с трудом выпутывая лыжи из кустов.

Через примерно час такого спуска мы, наконец, вышли на берег. Да, река серьезная. Просто так не перебредешь. Стали подниматься выше, и вскоре нашли место, где река разбивалась на два рукава, огибая остров.

Через первый рукав уложили бревно - как раз на берегу над потоком росло подходящее дерево. Переправа получилась нешуточная - около 15 метров по бревну. У основания бревно достигало 35-40 сантиметров, но под тем берегом оно истончалось уже до 15-18 см.

Первым пошел Антон, дабы с того берега фиксировать на фото весь процесс. Пройдя 2/3, рюкзак начал его шатать, и мы, затаив дыхание, ждали: устоит - не устоит?

Устоял, но мы поняли, что идти тут совсем непросто. Действительно, когда я пошла, то обнаружила, что опираться на лыжи затруднительно, т.к. даже ставя их ребром к течению, удержать очень сложно - вырывает из рук. Тем более, что из-за глубины местами до 1м держать приходилось за самые загнутые носки лыж, а это неудобно. Пройдя 2/3, почувствовала, что бревно начинает здесь уже немного качаться, а нервы взведены, и ноги дрожат. Постояла пару секунд, успокаиваясь. Вроде дрожь немного унялась, поползли дальше…

За мной шла Ленка, которая вообще-то ходит по бревнам менее уверенно, чем я. Стоя уже на твердом берегу, я бубнила себе под нос: "Ну Леночка, ну пройди!". И прошла, видать, купаться не хотелось… Хоть и погода наладилась… Ребята также прошли успешно.

Второй рукав внимания вообще не заслуживал, мы его перебрели по щиколотку.

Вот теперь мы идем вдоль р. Малая Мойва вниз. Погода ведет себя забавно: яркое солнце, и периодически накрапывает "грибной" дождик.

Ленка почему-то не отстает, успевая за нами. Удивляемся: неужели научилась на лыжах ходить? Отвечает, что просто адреналин после последней переправы по бревну играет в крови. Родилась мысль: пугать Ленку по утрам посильнее, дабы адреналина хватало на день…

Через пару переходов увидели старые следы, видимо, снегохода. Они тянулись от реки вправо в лес, расходясь на две. Опасаясь, что где-то здесь может быть изба, притихли. А еще через переход увидели на противоположном берегу стоящую недалеко от воды избу. Она производила впечатление нежилой, но проверять мы не рискнули.

Пообедали опять сухим обедом. Вскоре после обеда пересекли вброд приток М.Мойвы. А еще через некоторое время - по бревну (уже валявшемуся) перешли еще один.

В попытке срезать изгиб р. Мойва в месте слияния Б. и М. Мойвы, вылезаем выше на склон по азимуту 300. Через один переход траверсируем склон на той же высоте, а потом начинаем потихоньку сваливать вниз к Мойве.

Но что-то как-то далеко до реки. Сколько уже спускаемся, а ее все нет. Склон местами до 30 градусов и очень залесённый. К тому же валяется масса бревен и прочего бурелома. Поняли, что наш день победы настанет, если мы сегодня дойдем до реки. Ребята пошли вперед ставить лагерь, а мы с Леной еще долго корячились, дойдя до реки только через 1,5 часа после начала спуска (в 22.30). Последние метров 50-100 шли пешком, т.к. появились проталинки, а крутизна возросла до 35-40 градусов.

Берег Мойвы в этом месте очень красив. Спустившись с крутого склона, вывалились прямо к воде. Пройдя ниже по течению около 300 метров, расположились на довольно большой отмели. Если смотреть вверх по Мойве, то между зеленых стен долины виден снежный Ишерим в закатном свете. Защелкали фотоаппараты.

Завтра нам переправляться на другой берег, и сегодня, несмотря на усталость, ребята напилили подходящих сосенок для рамы. Правда, обрубить сучки с вечера у нас с Ленкой сил уже не хватило…

Костер получился на редкость уютным, и мы довольно долго у него сидели. Играли на гитаре, очередной раз сушили вещи…Этот процесс бесконечен…

К ночи подморозило до -5 градусов.

10.05.2002

Утром, проснувшись, обнаружили, что сладко проспали подъем. Организм, раз мы не даем ему возможности выспаться добровольно, берет всё сам. Итак, уже 11.00, а мы только разжигаем костер, начинаем обрубать сучки на будущей раме…

Пока производился процесс сборки катамарана, Илья и Макс (оголодавшие, видимо, на 8-й день похода) скрадывали в кустах куропатку. Как и следовало ожидать, безрезультатно. Говорят, лазали за ней и на склон, но она, зараза, не захотела становиться супчиком… Её, конечно, можно понять.

Наконец катамаран собран, и мы решаем плыть на нем все сразу, одним рейсом. Наши рюкзаки уже изрядно похудели, а река широкая, так что перегребать ее лишний раз туда-обратно не хочется.

Распределились для равномерности следующим образом: мы с Леной на носу, Илья с Максом на корме, Антон с чалкой в руках посередине на рюкзаках.

Пока гребли, постоянно скребли веслами по дну. Глубина практически нигде не превышала 60 см. Ребята начали говорить, что можно было и вброд перейти, но я считаю, что это было бы слишком рискованно - ширина реки не менее 70 м, и однозначного пути с берега до берега не просматривалось. Да и холодно такую широкую реку бродить.

Зачалившись, ребята стали готовить обед (время было уже около 19.00), мы с Леной разбирали кат. После обеда всех посетили лениво - упаднические настроения, и меня начали убеждать, что если мы сегодня пойдем еще пару переходов, то стоять будем без воды, снег топить лениво… Я поддалась, и таким образом, сегодняшний день можно считать дневкой, т.к. за весь день мы продвинулись только на 70 м (ширина реки).

Поужинав практически сразу после обеда и даже попев под гитару (особенно хорошо удались "Сердце красавиц склонно к измене" и "Соловей мой, соловей…"), уснули.

11.05.2002

С утра встали пораньше (в 6.00), отправились в сторону хребта Тулымский Камень. Снег был подморожен, следа от лыж практически не оставалось.

Уклон сначала практически незаметен, да и после не вызывает больших затруднений. В лесу встречаем очень много медвежьих следов.

Вскоре выбрались на границу зоны леса. Была красивая идея идти по ней, не сбрасывая и не набирая высоту, но сама граница петляла изрядно, и мы отчасти вслед за ней. Проходим очень красивые виды в долину р. Б. Мойва. Прокладывая лыжню между могучих кедров, движемся вперед.

На обед встали под одним из таких гигантов. Впервые за весь маршрут вынуждены топить снег. Ну и разбаловала нас весна! Снег, зачерпываемый половником из сугроба, принимает форму шарика, как мороженое в кафе…

Солнце припекает, и я устроилась позагорать. Помимо супчиков, сегодня на обед любимое сочетание - сало с горчичкой. Пока супчики варятся, все занимаются тщательным разрезанием сала на пластики, намазыванием оных горчичкой, укладыванием на сухарики… Такой увлекательный процесс! Илья укладывает сооруженные яства на свои бахилы, которые при этом остаются на ногах. Пошевелиться после этого он не рискует, т.к. может упасть в снег вожделенный бутербродик… Добавив на его обувь кусочки сахара и конфеты, положенные к чаю, завершаем картину.

Подкрепившись, идем дальше, но тут лес резко отступает вниз. Пробуем, не теряя высоты, траверсировать склон, но вскоре вылезаем на крутизну около 35 градусов и видим, что дальше - больше. Отдаю команду валить вниз, т.к. склон неприятно лысый и крутой, а снег - мокрый и тяжелый. Конечно, Тулым не считается лавиноопасным, но… Про мокрые лавины я слышала много неприятного.

Вниз тут получается валить только лесенкой, причем не только мне и Лене, а всем. Теряем на этом массу времени, если бы сразу спустились вслед за лесом, уже ушли бы вперед на километр.

Наказав впередсмотрящим впредь от леса не отрываться, продолжаем движение.

Очень трудно понять, находясь на склоне, в какой точке хребта мы есть. Пытаюсь отстрелять азимут на приметный пупырек слева в долине, но на двухкилометровке он не отмечен, а километровка у нас кончилась сразу после Мойвы.

Через некоторое время перед нами глубокий и очень крутосклонный распадок. По направлению похож на наш, но не верится в это счастье. Что-то на удивление быстро. Иду с картой на разведку выше зоны леса, осмотреться.

Оказывается, если ездить на "Младостях" без рюкзака, то это здорово! Вверх я это еще не так прочувствовала, а вниз к рюкзакам скатилась с большим удовольствием, поворачивая вправо-влево между елями и кедрами, не снижая скорости. С картой в зубах.

А вверху мне открылась обнадеживающая картина. Распадок действительно очень похож по направлению на тот, который ведет на Тулымский перевал (1А) между двумя высшими вершинами хребта. И сам хребет в этом месте тоже сориентирован как надо. Виднеется седловина, подъем на нее четко просматривается, как раз в пределах 1А.

Спускаюсь, и радостно сообщаю, что процентов на 80 мы под нашим перевалом. Надо подняться еще как можно выше, пока еще есть лес, дабы завтра было ближе идти. Идем еще минут двадцать и встаем.

Костер развели на бревнах. После ужина все нормальные люди ушли спать, а мы с Ленкой, как всегда, трепались до полночи, на сей раз о лошадях…

12.05.2002

С утра я подошла к костру и обнаружила, что бревна перегорели посередине и рухнули в протаявшую под костром шахту глубиной около 120-140 см. Угли там еще дымились, и сброшенные вниз веточки тут же вспыхнули. Но вот беда: цепочки от кострового тросика не были рассчитаны на такую длину. Пришлось перевязать тросик пониже, а каны спускать на этих цепочках в шахту к костру. Зато на завтраке мы сидели на краю этой ямы, свесив ножки внутрь.

Погода к нам благоволит. Собравшись, стали подниматься к перевалу. Первые минут 15 шли на лыжах, но вот дошли до языка курумника среди кустов, и видим, что по сыпухе можно подняться до самой седловины. Втыкаем лыжи за оттяжки рюкзака и идем пешком.

Склон крутизной до 30 градусов, и сыпуха местами живая. Благо она мелкая, и внизу выполаживается. Безопасно, но все равно противно, когда шаг вперед - два шага назад. Всем показала, куда идти, дабы каждый мог двигаться со своей скоростью. Сама иду потихоньку, но без привалов, мне так проще. Сбросив из-под себя пару камушков, предупреждаю, чтобы друг под другом не ходили.

В верхней части подъема попадаются плотные снежнички. Местами ботинком в бахиле ступенька в нем не подрубается, идем "на трении". За 2,5 часа ребята и я взошли на перевал. Седловина сверху как плато, справа маленький и крутой пупырик, а-ля курган. Слева вверх уходит гребень. Ребята, сходив на курган, говорят, что правее (т.е. севернее) нас ничего высокого нет, а по идее должен быть Тулым Главный. Как-никак высшая точка Пермской области. Махнув рукой на это обстоятельство, иду опять вниз встречать Ленку. Она прошла еще только 2/3 подъема, посему отбираю рюкзак, и мы поднимаемся почти одновременно. Отсекая время подъема по всей группе в целом, у нас это заняло 3 часа 20 минут, набрали 600 м по вертикали.

Зажевав перекус из орехов, сухофруктов и шоколада и оставив Ленку с вещами на перевале (под камушком от ветра), пошли радиально на вершину, которая южнее нас. Гребень по пути до вершины дважды поднимается вверх и снижается. Идем траверсом на одной высоте, вроде угол склона небольшой. Но чем дальше, тем становится круче. А конец крутяка вот он, виден… Дойти бы… Склон порядка 40 градусов, внизу ни камней, ни кустов - покуда глаз хватает снежник с той же крутизной уходит вниз до самой долины. Становится очень неприятно, но назад поворачивать ой как не хочется, ушли уже далеко. Даю команду держать дистанцию и идти очень осторожно. Но вот наконец и большие камни, а значит, уверенность в том, что подрезанный склон уже никуда не пойдет. Выдыхаю всем организмом, и понимаю, что обратно пойдем в обход по гребню, не поленившись набрать высоту. Народ тоже впечатлился, и со мной согласен.

Дальше подъем проходил по камням, перемежающимся небольшими снежничками. Снег здесь совсем фирновый, ботинки в бахилах его не подрубают абсолютно. Идем практически на руках, опираясь на лыжные палки. Но зато угол уже не столь страшный, и ниже в 15-20 метрах камни, задержат, ежели чего.

Вот и поднялись. Подъем занял 1 час и 5 минут. Тур есть, но записки не обнаружили. Самим записку писать нет никакого настроения, т.к. дует изрядно. Как и подозревалось, мы оказались на вершине Тулым Главный 1469м, высшей точке Пермской области. Тот перевал, на который мы планировали попасть, начинался из следующего распадка. Насколько было видно с вершины, он проще и заметно ниже того, куда поднялись мы. А уже за ним видна вершина Тулым Острый 1328м. Ну что ж, промазали чуток. Значит, нам до реки идти дальше на пару километров. Это грустно, т.к. хочется сегодня дойти до реки, а завтра начать сплав.

Спустились за 45 минут по пути подъема, за исключением участка, где так неблагоразумно подрезали склон (обошли по гребню). Ленка спала, укутавшись во все, что можно. Разбудили, надели рюкзаки и идем вниз с перевала.

Спуск довольно крутой, до 30-35 градусов, но снежник хорошо держит, и удобно идти на пятках. Поэтому спускаемся прямо вниз. Вскоре видим следы двух медведей, несшихся во всю прыть (судя по неаккуратности следов) вниз. Идем по их следам, наверняка они проведут по оптимальному маршруту.

Периодически пересекаем небольшие островки камней. Камни крупные, снег возле них не держит, и в этих местах мы исполняем акробатические этюды. Вскоре и снег уже плохо держит, раз в пару десятков метров нога проваливается по развилку. Очень неприятно, т.к. рюкзак в это время напару с силой тяжести продолжает двигать тело вперед, нагружая застрявшую ногу на излом.

Погода стоит очень жаркая, внизу склона ветра практически нет. Раздеваюсь до топика, и в таком виде ползу по сугробам, периодически откапывая застрявшие между камней конечности. Пошел, с позволения сказать, "грибной снег".

Спуск без привалов до начала леса занял у нас около 1,5 часов, сбросили за это время 600м высоты. По технической сложности это , конечно вполне 1А, но по протяженности… Я бы сказала 1А* как минимум. У леса пообедали сухим обедом, и, взяв приблизительный азимут 240, идем вниз. Цель - выйти на Вишеру в любом месте, лишь бы ниже кордона Лыпья.

Сначала склон понижается довольно круто, и первый переход мы с Леной идем исключительно лесенкой. Я при этом не преминула упасть, пытаясь местами все же катиться, по-моему, 7 раз. Дойдя до ребят на привале, выяснили, что они нас там ждут уже полчаса. Блин, их бы на пластики поставить…

Возникла идея выдать Илье и Максу каны и отпустить вперед, определив контрольное время окончания ходьбы, дабы они начали по приходу организовывать лагерь. Выдали, но дальше склон стал значительно положе, и им не удалось от нас оторваться.

Лес в долине Вишеры значительно тяжелее для хождения, гораздо больше подлеска и молодой поросли, а также бурелома. Передвигаемся малопродуктивно, т.к. приходится сильно петлять, выискивая проход. Впереди идут, как всегда, Илья и Макс. Антон, идущий следом и утыкающийся в очередное бревно, за которое уходит лыжня, громко чертыхается, трещат ёлки. Возникает подозрение, что он матом себе расчищает дорогу.

Сначала переходы, по признанию Ильи, были на 10 минут длиннее. Позапрошлый переход был на 5 минут длиннее. Прошлый - ровно 40 минут. Этот - 35 минут. Тенденция, однако… В блокноте у Макса записи все лаконичнее: "Привал в 18.00. Вышли в 18.10. Привал в 18.50. Вышли в 19.00. Привал…Вышли…Привал...". Переходы описывать, во-первых, нет сил и желания, а во вторых, они все сливаются в один своим единообразием.

Падучесть повысилась. Я дважды упала, просто надевая рюкзак после привала: лыжи неожиданно из-под меня уезжали.

Наконец самые спортивные из нас около 22.00 сдались. Так и не дойдя до Вишеры, наткнулись на мелкую и спокойную речку (течения не видно) шириной около 6 метров и глубиной не более 30-40 см. Природа через нее положила бревно, и слава богу, иначе мы пошли бы вброд. Нам было уже все равно. Правда, осилить эту переправу уже смогли не все. Ленка примостилась в эту лужицу пятой точкой; Антон, потеряв равновесие, спрыгнул на ноги.

Таким образом, отработав за этот день 10 часов 45 минут чистого ходового времени, мы рухнули (понятие "встали" тут не подходит) на стоянку. Съели ужин из двух блюд (супы и второе) и благодатно заснули.

13.05.2002

Утром за 15 минут хода вышли на берег Вишеры. Вчера не дошли такую малость! Справа от нас, со стороны кордона, слышим два выстрела. В связи с этим идем вдоль Вишеры вниз по течению еще около часа, дабы стук нашего топора не был столь же хорошо слышен. Да и берег здесь не располагает к началу сплава. Сам по себе пологий, в воду он обрывается довольно круто, без отмели. Да и количество растущих кустов вдоль воды вызовет проблемы.

Погода пасмурная и хмурая, но нам уже все равно. Скорей бы позвонить своим - мы ведь должны были приехать в Москву вчера или сегодня. Наконец нашли относительно удобное место, начали рубить раму. На случай, если по реке поедет моторка, отошли для этого на 50 метров вглубь, а два красных рюкзака притулили за нашими зелеными и темно-синими. Сами оделись в те же маскировочные цвета.

Раму на сей раз вяжем надежнее, как-никак, не на полчаса. Из хороших сосенок она получилась весьма достойной. Привязали полотенца и упоры на гребные места, всё, как у настоящих водников…

Пообедали тут же супчиком, и в 18.20 начали сплав. Река ровная, течения зрительно не видно, но относительно берегов несет со свистом.

Сначала, как правильные, сидели в упорах, но очень скоро ноги затекли, и мы плюхнулись попами на шмотники. Через полчаса сплава решили зачалиться, подкачать баллоны. Выбрали место, где берег более-менее пологий, подошли… Антон, не дождавшись, пока мы подгребем еще на полметра ближе, сиганул с чалкой на берег. Чалка при этом лежала на катамаране вокруг меня вкруговую, а потом еще вокруг носков лыж и грифа гитары. Я, не желая быть перекусанной пополам, успела подпрыгнуть и пропустить её под собой. Лыжине повезло меньше, и натяжением чалки сломало носок Илюхиных "Туристов". Вот так, не в бою, а уже после, им было суждено погибнуть… Гриф гитары, как ни странно, увернулся и остался жив.

А Антон, вкопавшись в берег по колено и откинувшись всем весом назад, пытался удержать кат. Неясно, чем бы закончилось их с течением противоборство, но мы усердно гребли, и, наконец, зачалились.

Подкачали баллоны, продолжили сплав. Встречаются острова, но определить по имеющейся у меня лоции, которые конкретно, весьма затруднительно. Периодически идет мокрый снег.

Через два часа с момента начала сплава на правом берегу увидели оранжевый флаг, резной столб и избу, вокруг которой стоят трое мужиков. На причале две моторки. Подозреваем, что это егеря, но что-либо предпринимать уже поздно, и мы приветливо им говорим "Здрасьте!", усердно гребя мимо. Через минуту слышим сзади звук моторки, и понимаем, что это действительно были они.

Вскоре они нас догнали, спросили, кто мы и откуда, и сказали зачалиться на отмели впереди.

Далее, узнав, что мы туристы, мужичок начал вежливо и с улыбочкой выписывать нам протоколы по нашим паспортам. Т.к. нас было 5 чел, а протокол составляется в двух экземплярах, дело это было долгое, и второй мужичок предложил перенести написание протоколов в теплую избу, а нас пригласил на чай. По двое-трое нас по очереди отвезли на моторке к ним в избу (на противоположном берегу метров в 500 выше от места нашего зачаливания).

Там мы не преминули сфотографироваться возле надписи "Вишерский заповедник".

В избе после мокрости и холода снаружи мы просто растаяли. Предложенный нам горячий чай еще больше поднял нам настроение. Весь процесс составления протоколов сопровождался шуточками-прибауточками со стороны нашего штрафователя (зам. директора по охране заповедника Белков А.Л.) и ответными с нашей стороны. Он сказал, что размер штрафа для нас составит что-то в районе 200 рублей, т.к. у нас оружия и орудий лова наверняка нет, а доказать, что мы находились больше одного дня на территории заповедника, они не могут. Пойманы мы были на границе заповедника при выходе из него. Учитывая, что этот выписанный протокол еще не факт, что до нас дойдет к оплате, да и если дойдет, это на порядок дешевле, чем если бы мы платили официально заранее, мы радостно попивали чаек. Так, добродушно пообщавшись, мы были отвезены к катамарану. Заночевали тут же, так как, по словам егерей, дальше нет удобных стоянок еще долго, а время было позднее.

Зато в результате общения выяснили, что отсюда да Велса 70 км, до кордона Лыпья - вверх 15 км. А до Ваи, соответственно, 120 км. Кордон Лыпья - постоянно действующий, а этот кордон ("Круглая Ямка") после зимы начал действовать только что, как только сошел лед. Егеря там живут по трое, вахтовым методом по 20 дней. В честь первой вахты туда и приехал сам зам. директора. Из Велса и из Ваи, по словам егерей, позвонить можно только в город (я так поняла, в Красновишерск), но не по межгороду. Машина от Велса в Ваю к автобусу ходит, но УАЗик, который возит своих. Мы со шмотками туда не войдем, значит надо плыть до Ваи. Сегодня понедельник, вечер. Следующий автобус в среду около 11.00.

Значит, завтра очередной раз надо выложиться, и грести, грести…

14.05.2002

С утра все так же пасмурно. Выплыли в 09.00, река спокойная, местами как озерная гладь. Пытаемся сгрестись, дабы нас меньше крутило из стороны в сторону. Лена, Макс и Антон периодически меняются местами, по очереди отдыхая в середине на рюкзаках.

Выяснилось, что у Антона любимый угол вращения - 360 градусов, и он норовит крутить кат таким образом, сплавляясь по спирали. Когда нам надоело командовать всем хором: "Антон, греби! Антон, не греби!", согнали его на середину, и сели опять уже "сгребанным" экипажем: мы с Ленкой впереди, Макс и Ильей сзади.

Обедаем тут же, не прекращая сплава. Пока мы с Леной гребем, ребята поделили последний кусок колбасы, раздали сухарики, поели. Потом гребли ребята, мы с Леной ели.

Периодически с неба что-то сыплется, но немного, и сильно нашего комфорта не нарушает. А по берегам становится красиво - среди лесных склонов торчат скальные останцы.

Проплыв уже почти 5 часов, увидели мужика, рыбачившего с лодки. Спросили, сколько до Велса. "8 километров", ответил. Гребем с удвоенной силой. Наконец поворот направо, и на правом берегу строения (пилорама, как оказалось позже). Сам поселок чуть дальше на левом берегу.

Зачалились в начале поселка в 14.40. Оставив двоих (Макса и Антона) при вещах, отправились "в люди". Встреченные селянки сказали, что телефон не работает, машины до Ваи не будет - сломана, а магазин откроется в 16.00. Пока ждали до открытия магазина, решили купить у местных молочка. Спросили у пробегающего мимо угрюмого мужичка, к кому обратиться, он что-то невразумительное буркнул и ускакал в соседний дом. Вскоре вышел оттуда, и, буркнув под нос "Заходите", умчался в неизвестном направлении. Зашли. Там старушка, пригласила нас войти. В доме очень чисто, половички домотканые, а мы в мокрых и грязных ботинках…

Купили у нее 3л. молока, большое ведро картошки, 2 буханки хлеба домашней выпечки и литровую банку домашней тушенки, все в сумме на 85 рублей. Наказав занести пустое ведро и трехлитровую банку из-под молока к 16.00 в магазин, посетовала, что мы в такую погоду ходим. Рано приехали, по ее словам, летом надо.

С добытым харчем пришли к катамарану. Там уже собралась местная ребятня лет по 5-6. Они наблюдали жуткое зрелище: мы за 10 минут уписали 2 литра молока и буханку хлеба, разламывая хлеб руками. Что с нас взять, дикие люди, из лесу вышли…

Опорожнили тару и к 16.00 пришли в магазин. Последний, как и предполагалось, большим ассортиментом не отличался, но мы купили крупу, тушенку, сахар, чай, хлеб, печенье и шоколад и были абсолютно счастливы.

Перед уходом в магазин договорились с Максом и Антоном, что они отгонят пока катамаран за деревню и метрах в 300-500 от деревни станут делать костер для обстоятельного обеда. А мы к ним туда придем пешком по берегу.

Закупились, идем. Тут до меня доходит, что поселок Велс стоит на месте слияния рек Вишера и Велс, причем Велс впадает как раз со стороны нашего берега. Таким образом, мы оказываемся отрезанными от наших уплывших ниже ребят немаленькой речкой, если они вовремя не сообразили не подчиниться моим указаниям. Подходим к Велсу, я чертыхаюсь на себя, на чем свет стоит. Расслабилась, поселок, понимаешь… Видим, что наши бойцы усердно выгребают против течения и чалятся на том берегу Велса чуть выше его устья. Увидев нас, переплывают траверсом к нам, и мы уже в полном составе плывем ниже по Велсу и потом Вишере. Увидев первое же удобное место для зачаливания слева, встаем.

И начался пир горой. Лена мужественно почистила полведра картошки в ледяной воде, и мы потушили два кана (суммарный литраж 8 литров) картошки с домашней тушенкой, со свежей морковкой и лучком (от той же бабули). К этому делу прилагалось две банки рыбных консервов и свежий хлеб. А к чаю - вафли, печенье и шоколад. В общем, натрескались, как Тузики на помойке.

А ведь надо еще плыть. До Ваи 50 км, автобус оттуда завтра в 11.00. В 20.45 кое-как погрузились и отчалили. Под вечер поверхность воды стала вообще очень тихой, ни морщинки. Плыли, петляя между островов, пока позволял свет, т.е. до 23.00. Зачалились на отмели; по нашим прикидкам, до Ваи осталось около 25 км.

На берегу следы сплава леса, и очень много сушины. Палатки поставили, но у народа родилась мысль не спать ночь, дабы не проспать. Посчитали, что нам надо отчалить самое позднее в 6.30 (а это подъем не позже 5.00), а пока был готов ужин (картофельное пюре с тушенкой), времени уже час ночи. По итогам я и Макс удалились спать каждый в персональную палатку, хоть на три часика, а остальные дремали у костра или не дремали, по выбору. Говорят, Ленка играла на гитаре и громко пела - ей богу, не слышала, не знаю.

15.05.2002

В 5.00 прокричали подъем. Ненавижу уже это слово. Как-то нам с Леной по вечерам спать не хотелось, и хорошо сиделось у костра за разговорами до полночи (т.е. до двух ночи), поэтому вот уже дня 4, как мы спали не более 4-5 часов в сутки.

Позавтракав странной кашей из пакетного супчика с добавлением картошки (последняя преобладала), подошли грузиться, и отметили, что на улице минус. Кат обледенел полностью, все стропы и веревки не гнутся абсолютно. Обмяли немного баллоны, дабы они гнулись, подкачали их (просели от холода).

Отчалили только в 06.50. Гребли, как могли. Течения уже практически не чувствуется, зато дует ветер в лицо. Оказывается, несмотря на нашу большую осадку (кат сильно перегружен), парусность у нас весьма изрядная.

Гребем уже 3,5 часа, и судя по карте, за поворотом должна быть Вая. Очень надеемся, что это действительно тот поворот, т.к. иначе мы ни на какой автобус не успеваем.

УРА! Видны строения, мы чалимся в начале поселка. Илья с Максом бегут на разведку узнать, где и во сколько отправляется автобус, а мы спешно отвязываем шмотки. Успели отвязать почти все, а Макс и Илья бегут обратно с воплем: "Это не Вая!". Оказывается, это, конечно, Вая, но нам надо дальше, т.к. сама Вая тянется около километра вдоль берега, а автобус останавливается в двух километрах ниже Ваи у парома. Спешно забрасываем шмотки на кат, не привязывая, и, оседлав их верхом, гребем изо всех сил.

Идем вдоль берега, т.к. чуть дальше к середине гуляет ветер, и приходится грести с удвоенной силой.

Перегребли под левый берег (автобус уходит оттуда), за скалой видим паром, переезжающий через реку и везущий людей на автобус. Автобус уже стоит. Выгребаем из последних сил и чалимся в 30 метрах от автобуса. Время 10.50. Т.к. шмотки не привязаны, в момент зачаливания рюкзак под Ильей подворачивается, и Илья плюхается в воду целиком, как был, в бушлате. Благо, глубина по колено. Макс бежит к автобусу попросить нас подождать, а мы спешно пытаемся отвязать лыжи. Илья тем временем переодевается в сухое.

По словам Макса, водитель сказал: "Если успеете, значит успеете, автобус отправляется через 40 минут".

Отвязываем полотенца и упоры, отматываем веревку ф10, которой привязана внутренняя часть баллонов к раме. С внешней стороны баллоны пришнурованы к раме стропой, ее просто спарываем ножом.

Баллоны сдуваем, как успеваем, т.е. кое-как, и, не вынимая их из шкуры, засовываем в ближайший рюкзак. Так же поступаем со всем, что валяется нашего - разбираться будем потом.

Успели впрыгнуть в автобус в назначенное время, сразу за нами двери закрылись и мы поехали (видимо, нас все-таки ждали).

Внутри обосновались на задней площадке вповалку, люди и рюкзаки в единой куче. Заснули практически сразу, т.к. последние дни (точнее, ночи) нас сном не баловали. В деревушке, которую проезжали, купили в пекарне свежий еще горячий хлеб и минералку, с удовольствием употребили, и дальше спать.

Вдруг водитель говорит: "Кто не видел медведя, смотрите!". Оказывается, по обочине впереди автобуса идет медведица с медвежонком. Вскоре они ушли в кусты, и мы заснули дальше.

Что написать еще про наш поход? Позже мы спали в автобусе из Красновишерска в Соликамск, затем спали в автобусе из Соликамска в Пермь… Ну а там, зайдя в привокзальную кафешку и наевшись пельменей, жизнь показалась вообще прекрасной и удивительной. Домой все дозвонились, билеты взяли до Москвы без проблем, и вот уже спим в поезде.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100