Автор: Сергей Маслов (Екатеринбург)

Говорят, эпилог всегда любопытнее пролога - позвольте не согласиться:
"Что есть - всё приходит с годами,
успех и болезни.
Ты весь в ожидании славы,
Так подчас бесполезной.
Ты весь в ожидании счастья,
А счастье мгновенно.
Для нас это счастье - сейчас
Говорить откровенно.
Куда катится дней череда по годам…
Постой ты не вернёшься сюда.
Некогда..."

Сентябрь 2007 года.

Слышишь? Тишина. Спит знакомый двор, замерли до утра, брошенные хозяевами автомобили, словно отдыхают они от пыльных городских улиц и так надоевших вечных пробок, странно - но ни в одном окне нет света, нет его и на небе, представляющем собой однородную тёмную массу, густо залепленную туманом, спят скамьи, тротуары, спит пустая детская площадка, похожая на старинный брошенный замок, выстроенный в эпоху возрождения, замерла на деревьях листва. Не знаю, как Вы, а я люблю осень больше, чем другие времена года - есть в ней что-то удивительное, непонятное человеческому разуму и чувства, переполняющие грудную клетку гораздо более приятны мне, нежели всхлипы от возрождения и благоухания весны. В солнечные, но уже охваченные приближающейся зимой последние дни сентября природа как никогда сильна и могущественна в ее величавой борьбе с резко изменяющимся климатом и в этой самой агонии исключительно ранима под натиском дождя, ветра и холода. Всё вокруг замирает, останавливает бег мироздание, разгорячённая взмыленная тройка вороных коней, стремительно несущих за собой Землю сменяет галоп лёгкой рысцой и вдруг встаёт как вкопанная, словно впереди скальный обрыв - падает развивающаяся чёрная грива, густой пар из ноздрей выдаёт тяжёлое глубокое дыхание, гаснет в глазах безумный красный огонь и застилает их тонкая серая пелена - неудержимое течение времени перестаёт быть такой уж явной закономерностью. На часах 2 ночи, ты подходишь к влажной скамье, чиркаешь спичку, ёжишься от отрезвляющего осеннего холода, косишься на спящий балкон своего дома и ясно понимаешь, что дом твой ни скамья, ни этот балкон, ни удобное кресло возле компьютера, ни тёплая мягкая постель, да и не славный город Свердловск с его выдающимися возможностями, красивыми машинами и манящими огнями витрин и фасадов. Кров твой где-то очень далеко и огонёк там не зазывает выпить чашку горячего капуччино…

Плывёт по широкой сибирской реке лодка, и нет берегов у могучей русской красавицы, недвижим разряженный воздух, зеркальна её чёрная гладь, и лишь круги на воде, да белый гривенник луны скромное её украшение. Размеренны взмахи, тяжелы намокшие вёсла, но во тьме этой огонёк виден впереди за следующим изгибом. Навались, ещё совсем чуть-чуть, "рукой подать", там хлеб и соль, там долгожданный отдых, но поворот, за ним другой, за часом час и силы на исходе - а огонёк всё также близко и всё так же далеко.

"Мой флот из двух кораблей выстрадан, нет на обжитой земле, истина, чистой воды родниковой, источник с детства знакомый - и не по мне якорной цепи оковы".

Там где на рейде стоят корабли, там, где ветер рвёт горизонты, там, где облитый голубым сиянием льдов стоит неизведанный перевал, там, где в зимнем поле за тобой остаются два твоих следа, там, где зарницы разрезают небо над обрывом, там, где взметается над тайгой тонкой струйкой лиловый дым от костров…

* * *

"Затерялись мы все в пространстве - но не по мне тихого берега братство!" - сверлило в душе ещё месяца два назад у совершенно на первый взгляд обычного свердловского парня лет 23, мало, чем выделяющегося на фоне истошно и от того неправдиво суетливых улиц мегаполиса, претендующего на роль третьей столицы нашей необъятной страны. Ныне автору сложно определить, куда и с какой целью в тот момент двигался юноша, но предположить совсем не сложно, потому как при всём богатстве выбора конечной точкой его маршрута могло оказаться одно из многочисленных увеселительных заведений либо просто уютная кофейня коим в городе Екатеринбурге также не откажешь в изобилии. "Я обязательно соберу их всех, посажу в полупустой сумеречный плацкарт, и поезд промчит нас по всему северо-западу за полярный круг, туда, где безмолвно, день за днём, год за годом дремлет в снегах седой Чорргор, а красавица карельская берёза утопает, отражаясь в чёрных водах могучего Умбозера" - проносилось в его голове, внезапно захмелевшей от ожидания призрачного на тот момент путешествия.

- Привет дружище как ты? У меня созрел дерзкий и грандиозный план, давай махнём на Кольский - пристанище убитых романтиков и настоящих друзей, в наше с тобой детство, а?

- Серёга я сам об этом думал, было бы здорово, вот только поддержит ли кто?

- Пока туризм это часть нашей жизни, мечта и основой в ней единение с природой - мы вместе. Нас уже двое, падай на телефон, созвонимся через неделю…

Они не снимали с гвоздя свои штормовки с тех пор как разъехались после школы, с того времени когда беззаботно могли в ясный мартовский день сорваться в лыжный поход по району, где днём весело нарезали наст, смеялись, впитывали как промокашки воздух зимней лесной дороги, загадочную красоту мёртвых деревень и одряхлевших озёр, а ночью дежурили вдвоём у раскалённой до красна печки, сберегая в палатке тепло и уют, морщась от поедаемого втихаря лимона, безудержно, молча пытались понять чувство, переполняющее их изнутри так до сих пор и оставшееся где-то в глубинах подсознания. Слёты, соревнования, вечерние тренировки всё это и было для них настоящей жизнью, счастьем, пусть и не обозначалось ребятами как таковое.

- Тема отпуск беру с 13 июля, что со снарягой и как на всё это смотрит Юрич?

- Сергуня я телефон потерял, все номера похерил, постарайся сам дозвониться, может, кстати, Андрюха - брат пойдёт, смотря как у него с работой. Снарягу соберём на станции, думаю выделят по старой памяти…

- Ясно, отзвонюсь завтра, суши сухари.

Хибины - горный массив на Кольском полуострове, наиболее значительный по площади и высоте. Это интрузивный массив, сложенный нефелиновыми сиенитами, к которым приурочены богатые месторождения апатитонефелиновых руд. Платообразные вершины, крутые склоны с многочисленными снежниками и ледниками. Преобладают горные тундры, в нижней части склонов - берёзовое лесотундровое криволесье, елово- и сосново-берёзовые леса. На г. Вудъяврчорр расположен единственный в мире Полярно-альпийский ботанический сад.

Фирменный "Демидовский экспресс" прибыл в Вологду без опоздания. Сергей и Игорь - его приятель со студенческих разгульных лет, выразивший желание сходить с ним в горы, упустив при этом золотые пески солнечного Таиланда, сошли на перрон в надежде увидеть ищущие глаза встречающих. Артем, в это время размеренно выходя из подземного тоннеля, демонстративно внушал окружающим его людям олимпийское спокойствие и многим могло показаться, что он вот так незатейливо прогуливается здесь по строго определённому маршруту каждый день, но, подходя к приехавшим ближе всё больше начал расплываться в многозначительной улыбке…

Славный город с резными палисадами и некогда лучшими в России кружевницами встречал гостей заискивающе солнечной погодой, хотя и день заметно близился к вечеру…Друзья, наперебой рассказывая друг другу последние новости, спешно, словно опасаясь, что у них катастрофически мало времени, удалялись от вокзала решив остановится на ночь у старого приятеля, дабы обсудить грандиозный план предстоящего уик-энда. Небольшой магазин, попавшийся по пути, оказался очень кстати, и одарив наших героев различными яствами и миловидной улыбкой молоденькой продавщицы был оценен на твёрдую пятерку и удостоился чести получить высший знак качества в виде всеобщего одобрения.

- Саня ты воду на пельмени поставил?

- Блин парни не забывайте, конечно, что в гостях, но лучше будьте как дома.

- Я, между прочим, водку открываю, - отмочил Игорь, явно чувствуя, что сегодня кто-то уснёт в салате и вообще долгожданный вечер встречи не закончится до тех пор, пока жизненная сила не покинет молодые горячие организмы.

- Ага, тебе ещё примус в руки и точно персонаж нетленного произведения, - послышалось из соседней комнаты, где Сергей стягивал с себя грязную пропитанную поездом футболку, надеясь нырнуть в душ и не подозревая, что ни сейчас ни ближайшие две недели это незаменимое благо цивилизации будет ему недоступно, потому что как только он выйдет в коридор отпуск превратиться в безумно динамичное непредсказуемое действо.

Нарезка из помидор, первый за встречу, второй без перерыва за неё же, знакомый каждому туристу голос Олега Митяева, балкон, обсуждения на тему: "Кто бежит за клинским?", пельмени, знакомая продавщица в магазине за углом, задымлённая кухня, гитара, нелепая попытка набросать походное меню, с успехом заменённая прогулкой по ночной Вологде в конечном итоге привели заметно захмелевшую к тому времени компанию на набережную. На берегу реки, с которой город делит свое название, было довольно шумно, так как аборигены, судя по всему вполне обоснованно, считают это место самым удобным для отдыха и бренного времяпрепровождения. Определив самую интересную, по его мнению, тусовку и наметив натренированным глазом азимут Тема под чутким взором следующих за ним неподалёку друзей, проследовал морской походкой к месту её дислокации и бесцеремонно опустился на травку, вслушиваясь в исполняемые ребятами песни, как выяснилось впоследствии, на только что купленной для таких вот рок - концертов гитаре. Огненное шоу, представляющее собой виртуозные вращения чашек с пламенем на длинных цепочках поражало воображение непосвящённых и, вновь в пелене ночи заставило Сергея, спустившегося к воде, задуматься о предстоящем походе и том, насколько ценно для него любое единение с природой…

"И с тех пор друзей нестрогих обиваю я пороги и прошу, рассудку вопреки: дайте в прошлое вернутся, посмотреть, как ветви гнуться, как тихонько плачут лодки у реки" - звенит в его голове и расплывается как в презентации картинами из старых походов и соревнований. Он закуривает и впивается глазами в тёмную линию горизонта, которая неразгаданной тайной, неизведанной силой притягивает его с тех пор, как сделаны были первые шаги под тяжестью двухпудового рюкзака.

Сказочно тиха эта июльская ночь, кажется, что она ловит каждый звук, каждый отклик внешнего мира и мягко поглощает их, чтобы не нарушить царственного спокойствия цветущей матушки природы. Воспоминания лёгкой дрожью прокатываются по всему его телу, отрезвляющая прохлада проникает в затылок и в его зеркальных серых глазах вновь ярко ржавым огнём начинает весело потрескивать тот самый костер, который навеки распахнул его душу, отправив в путь за полярной звездой.

- Молодой человек, а почему Вы скучаете здесь один, - раздался приятный голос за спиной.

- В одиночестве проще мечтать, - улыбнулся он, - так, кажется у Лозы?

- Не знаю как у Лозы, а у нас на очереди песня в исполнении Вашего друга, и боюсь, если бы Костя не дал ему гитару, то и сам на ней сыграть бы уже не смог ввиду обещания непременно в таком случае использовать её в качестве ударного инструмента. Поэтому милости просим на бенефис.

- Ну, раз так пойдемте, послушаем…

А наверху на лужайке царил хаос - парень и девушка ещё быстрее и искуснее раскручивали свои горящие нити, слева от них не утихая, отбивал латиноамериканские ритмы там-там, Игорь уже смутно, как собственно и остальные, понимающий происходящее, но пребывающий, судя по всему в прекрасном настроении, угощал всех желающих пивом и параллельно успевал нашёптывать что-то на ушко своей соседке, которая от речей его заливалась неподдельным смехом. Артём же и не думал радовать окружающих своим творчеством, видимо объясняя Константину, что нельзя жадничать и что в детстве он получил не самое лучшее воспитание. Проще говоря, вечеринка медленно, но верно перетекала в свою завершающую стадию и толпа, которая ещё некоторое время назад была сплочённым коллективом начала неторопливо расползаться в разные стороны.

Зеленоглазое такси, витрины магазинов и кафе, пепел сигареты, помутнённое сознание и первые признаки приближающегося похмелья ещё больше усиливающие сопричастность к этому огромному миру и дающие ложное ощущение всеобъемлющего покоя и разума - были последним отблеском звезды, растворяющейся в раннем утреннем небе…

"Время не ждёт", с этой мыслью Сергей открыл глаза, рефлекторно нащупав руками сотовый телефон и с удивлением констатировав, что часы показывают всего лишь 9.30. В окно сквозь небрежно задёрнутые шторы пробивались лучи солнца и падая ему на ладонь обещали ясный и тёплый июльский день. Поднявшись с кровати, он проследовал на кухню, где невольно разразился пронзительным смехом, так как картина, которая предстала перед ним, вызвала бы бурю эмоций даже у самого серьёзного и флегматичного человека. Артём, выражение лица которого отражало дикую боль, а глаза светились полным безразличием к окружающему его миру, крепко обнимал бутылку с минеральной водой словно ребёнок, который боится, что у него отберут его любимую игрушку. При этом, судя по всему, пребывал, Тема в состоянии медитации достаточно давно и совершенно не собирался из него выходить. Вернуть друга из астрала оказалось не просто, но приведя себя в порядок компания принялась к реализации намеченного ими плана, первым делом отправившись на вокзал за информацией о наличии мест и времени отправления поезда Вологда - Мурманск, который и должен был доставить путешественников в знакомые и долгожданные горы…

Билетики есть мальчики, - как будто поделилась секретом полная, миловидная женщина в окошке под названием "справка" и друзья вышли из здания вокзала с ещё большей уверенностью, что всё идёт своим чередом. Военторг - магазин, как сейчас модно выражаться в стиле милитари, но человеку, который родился и вырос в Советском Союзе более известный как обычный склад всяческой военной атрибутики, заманил нашу весёлую троицу своим ностальгическим прошлым и посулами подешевле приодеть перед дальней дорогой.

- Расскажите нам капитан, куда путь держите,- Артем навёл камеру на Сергея, натягивающего на себя парадный костюм офицера и фуражку с якорем.

- Я не капитан, я адмирал, просто звёздочки нашить не успел, а Игорёха мой боцман.

- Ага, я такой боцман, что ни один корабль в море не выйдет, - смеясь, отвечает Игорь,- адмирал, а спирта на борт достаточно взято?

- Отставить провокационные вопросы, спиртом само собою наполнены все подходящие сосуды, а количеству вкусного, аппетитного сала любая грандиозная экспедиция только бы позавидовала!

С пристрастием, допросив продавца, где в Вологде расположены самые добрые кафе, упаковав "награбленное", ребята направились на центральную площадь отобедать горячего супчика, а затем, схлопотав по пути к автовокзалу по протоколу за переход дороги в неположенном месте, уселись в подъехавший автобус на Грязовец и не заметили, как за окном замелькали родные улицы и дома.

- Привет, чего похудел то так, - на остановке в салон забегает мужчина небольшого роста с огромным синим рюкзаком и лыжными палками.

- Так на домашних то харчах особо не поправишься, это Вам не сало в Хибинах трескать, - улыбается он, - блин Серый я всё равно не верю, что мы идём.

- Всё Юрич, обратной дороги нет, будем считать, ученик превзошёл своего учителя и смог сохранить тепло туристского костра, чтобы отогреть всех сбившихся с пути. Ну а мастерство знамо не пропьёшь, по сему бери бразды правления, сдувай пыль с планшета и вперёд по старым маршрутам.

-Не нужны мне никакие планшеты, да ты и сам там с закрытыми глазами, поди, пройдёшь. Вот бы вспомнить, куда последний раз каркас для бани заныкали на Гольцовом.

- Ладно, едем, разыщем Димку…

Этот мужчина с грустными потухшими глазами и жёсткой недельной щетиной на лице был некогда Директором районной станции юных туристов, депутатом городского собрания и по совместительству занимал другие общественно значимые посты в этом небольшом провинциальном городке. Но, самое главное он дал путёвку в жизнь не одному поколению ребят, которые приходили к нему заниматься туристическим многоборьем и впоследствии становились заслуженными спортсменами, походниками и просто хорошими людьми. Его стальной взгляд, сила духа, недюжинное мастерство в сочетании с любовью к своему делу сделали в своё время и из наших героев дружную несокрушимую команду не знающую поражений на областных слётах и постоянно пропадающую посреди бескрайних просторов нашей необъятной страны.

Мы - это люди, в чью кровь однажды попала отрава бродяжничества и со временем заполонив душу и сердце навечно завлекла дорогой - гордо говорят они про себя, пытаясь объяснить непосвященным, зачем снова и снова снимают с гвоздя пропахшие дымом штормовки и отправляются в дорогу. Только…То ли дозы этой самой отравы достаются всем разные, то ли у некоторых иммунитет уж больно хорош, а так или иначе с горечью порой осознаёшь, что потерял казалось бы близкий тебе по духу человек ниточку, ведущую в удивительный мир скитаний. И это печально.

Вот и Юрич сбился где-то с заданного курса, ушёл с фарватера в силу только ему понятных жизненных обстоятельств. Но мы не будем искать причины, оставим эти изыскания, ведь как не банально каждый сам определяет для себя азимут. А скажем лишь, что одна из самых больших жизненных удач встретить людей, с которыми "светлая и лучезарная пустыня одиночества" не будет абсолютно безжизненной - люди такие у него есть.

Время неумолимо убегало, с каждым часом сокращая этот трёхнедельный праздник жизни, а сделать в ходе подготовки предстояло ещё очень много. Да и вообще где это видано, чтобы в горы собирались за два дня? А? По истине легка на подъём оказалась наша "великолепная семёрка", хотя примус в итоге всё же был забыт и сожаления по этому поводу на пятый день пути выразил каждый и не единожды. Ну да вот лежат на полу родной станции юных туристов палатки, тенты, рюкзаки, спальники, пара котлов и вся остальная необходимая туристская снаряга и всё вроде как готово и сердце бьётся всё чаще.

"Пассажирский поезд… направлением…" гулко разносится над вокзалом, и оживлённый перрон медленно начинает уплывать, очищая сознание от всех житейских проблем и неурядиц.

- Серег, чего замер то, как истукан, помоги рюкзак закинуть. О чём задумался опять???

"Мы снова вместе друзья и уже ничто не сможет нам помешать, ведь горы обязательно излечат бродяжьи души, а тайга непременно нашепчет мотивы будущих путешествий…".