Автор: Александра Марчук

Александра Марчук - журналист, фотограф, путешественник.
Кандидат в Мастера Спорта по водному туризму. В 1994 году участвовала в походе по реке Чулышман на Алтае, занявшем первое место в Чемпионате России.
В 1981 году поступив в МГУ им. Ломоносова, на механико-математический факультет, сразу пришла в туристическую секцию (водный туризм). С тех пор по 3-4 дальних похода в год, не считая еженедельных выходов на 1-2 дня в Подмосковье - пешком, на лыжах, на байдарке (каноэ), на велосипеде.
Туристский стаж - более 25 лет. Совершено более 100 походов по Саянам, Алтаю, Средней Азии, Таймыру, Ямалу, Кольскому, Карелии, Кавказу, Карпатам, Крыму, Вепсовской возвышенности, Тверской, Новгородской, Ленинградской, Вологодской, Архангельской, Мурманской, Московской областям, по Белому морю и Соловкам, по Шантарскому и Охотскому морю, и Шантарским островам.
Более полугода прожила на острове Большой Шантар.
Рек пройдено около сотни, от первой до шестой категории сложности, многие - не по одному разу. Последние годы - больше велосипедные или пешие путешествия.
Бесконечное число поездок по городам: Петербург и окрестности, Выборг, Старая Ладога, Копорье, Ивангород, Приозерск, Кронштадт, Нарва, Васкнарва, Таллин, Куресааре, Тарту, Хаапсалу, Падизе, Вильнюс, Каунас, Тракай, Алуксне, Рига, Цесис, Сигулда, Бауска, Вецпилс, Каменец Подольский, Хотин, Черновцы, Львов, Киев, Ужгород, Мукачево, Мир, Минск, Кишинев, Аккерман, Одесса, Сороки, Луцк, Смоленск, Великий Новгород, Псков, Печеры, Изборск, Вологда, Кириллов, Белозерск, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Тутаев, Суздаль, Владимир, Зарайск, Казань, Ташкент, Бухара, Самарканд, Новосибирск, Томск, Свердловск, Тобольск, Красноярск, Иркутск, Лабытнанги, Салехард, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, города Крыма и многие другие.
Александра пишет стихи и песни, ставит кукольные спектакли, увлекается видеосъемкой и монтажом фильмов. К данному моменту создано более 30 фильмов.
В 2003 году издала сборник стихов "Мелодии старого дома".
Персональные выставки фотографий проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сортавале, Дубне.

Есть такое удивительное место в нашей стране - Приладожье. Юг Карелии. Велосипедисты, пешеходники, лыжники любят этот край. Синяя гладь Ладожского озера, фьорды… Сосны, ягель, мхи мягкие. Остроконечные ели. Скальные выходы, камни, поросшие лишайниками. Зимой - можно на лыжах пройти на Валаам.

Мало кто знает, что высоты здесь одни из самых больших в Карелии. Так о чем-то это говорит. Реки же текут с высот этих. Водопадами низвергаются. Много плотин раньше на таких водопадах строилось. Большинство уже разрушены, хотя и новые строятся.

Но реки здесь небольшие: хорошо сплавляться по паводку- летом же воды слишком мало. Большая вода приходится обычно на майские праздники. В это время сюда направляются туристы-водники. Уже традиционными стали маршруты по Уксунйоки, Лоймоле, Тохмайоки. Реже посещаются Колосойоки, Видлица, Тулемойоки.

Малые же реки Приладожья раньше водников начали исследоваться пешеходниками и велосипедистами в поисках красивых водопадов.

Лишь позже этими водопадами заинтересовались водники. Но на традиционных судах здесь делать нечего. Слишком мал расход речек и велик уклон. Да и сплошного прохождения не получится - много завалов и мало интересных участков. Интересны для прохождения лишь отдельные препятствия, которые пройти можно лишь на полиэтиленовых каяках.

Есть у каякеров способ передвижения, очень удобный в такой ситуации: микроавтобус, каяки на крыше. И так от реки к реке. От препятствия к препятствию. Таким образом, на поездку по Приладожью можно потратить всего 3-4 дня.

Майские праздники на это жалко - можно уехать и подальше. Так что стараются поймать паводок до или после.

Весной 2004 г. водопады Приладожья исследовала команда московских каякеров.

Были изучены реки Койриноя, Кулисмайоки, Пукамонийоки. Очень понравилась им идея таких поездок и, конечно, возникло огромное количество новых задумок. Сколько здесь еще рек, интересных препятствий! Но это до следующего года и следующего паводка.

И вот конец мая 2005 года.

Едем на водопады. Группа уже другая, за исключением инициатора исследований Сергея Алтунджи. Всем интересно посмотреть на то, что прыгали в прошлом году. Сергею же интересно что-то новое. Стараемся найти компромиссы.

Минуем Волховстрой. Неуемные каякеры выскакивают посмотреть на плотину - может, и она проходима?

Дорога повернула вдоль северного берега Ладоги. Вокруг нас потянулся волшебный сосновый лес. Светлый теплый песок усеян шишками. В просветах между деревьями - голубизна озера. Минуем станцию Салми - здесь кончается маршрут по Тулемайоки. "Неужели эти плотины Тулемы можно пройти?" - удивляюсь я, ходившая эту реку несколько лет назад на каркасно-надувном каноэ. Тогда эти плотины однозначно были обнесены. Лишь выход из второй плотины проходился особо сильными экипажами на катамаранах.

И вот… "Сюда многие приходят, примеряются, - говорит смотритель плотины, - никто идти не решается".

Саму плотину, конечно, наши каякеры обносят. Ниже - идут. Ох! Только бы в пенный котел не угодили! А котел хорош: глубокий, пена бурлит, пульсирует и радуги вокруг в водной пыли…

Прошли…

Вторая плотина хуже. Того хуже, что мы на правом берегу (только сюда можно подъехать), бойцы - на левом (интересна лишь левая протока). Что делают - не понять. Понятно одно: основной слив, 15 метров отвеса - обнесли. Дальше идут. Видим, что первый каяк кильнулся (перевернулся), но Андрей цел, выбрался на берег. Сергей кильнулся тоже. Кажется, что-то происходит неладное, но все же Сергей на берегу. К нам никто не плывет. Значит, мы ошиблись - все нормально…

Внизу, у моста в Салми, встречаем Сергея с окровавленными руками. Как он держит весло? Как проплыл столько километров после травмы? Руки отесаны страшно, как теркой прошлись! После переворота долго пытался встать, не хотел от каяка отстреливаться. До последнего надеялся поставить лодку на ровный киль - уж очень плохо одному, без каяка, плыть в ревущем потоке! А река-то мелкая, камни близко - вот и стерло все руки. Хорошо - голова цела. Но, увы, больше ему в этом путешествии не поплавать.

Путь держим к реке Койриноя. На ней два водопада, найденных в прошлом году. Первый - около моста грунтовой дороги, отходящей от трассы Олонец - Сортавала в сторону Ладожского озера.

Узенькая лесная речка прорывается сквозь каменную гряду. Сперва - пологим водоскатом, потом одной ступенью метра в три падает к нашим ногам. Здесь что-то вроде озерца. Высокие берега. Все те же сосны. По берегу березки, одетые в молодую светлую листву. Лучи солнца прорезают лес, бросают блестки на воду и создают атмосферу праздника. Праздник и у каякеров - интересный, но безопасный водопад, который можно прыгать и прыгать. Аж дух захватывает! Спрыгнул, каяк в руки, и наверх, снова прыгать. Но время торопит. Впереди ждет много интересного.

Второй - верхний водопад, расположенный в поселке Койриноя, оказался непроходимым. Там, в отличие от прошлого года, когда мостик был несерьезным и легко убираемым, положен над водопадом капитальный бревенчатый мост.

Следующая тема наших исследований - река Янисйоки.

Плотина в Ляскеле. Сплошной водяной поток летит с высоты метров 8-и, перекатывается через невидимые камни, пульсирует валами и бочками. Мужики чешут "репу" - пройти бы. Но нет, сейчас некогда - нужно посмотреть верхнюю плотину.

Верхняя плотина расположена близ поселка Хамекоски, метров 500 ниже моста через Янис. Вся река упирается в стену. Оттуда по пяти желобам почти отвесно летит вода с высоты 6-и метров. Самый правый желоб считаем проходимым. И Денис с Темкой ныряют в бездну. Прыжок настолько стремителен, что заснять успеваю только одного…

Пока мы обедаем, приплывает целая толпа питерцев и многочисленные каяки и катамараны, как заведенные, начинают ухать в этот желоб. Вот это картина!

Под вечер успеваем полюбоваться еще одной плотиной на Янисе, расположенной в поселке Харлу. Несколько проток, одну из которых наши каякеры постулировали проходимой. Но сегодня поздно, а завтра… Уж очень влечет еще одна речка - Пукамонийоки. Ее видел только Сергей и говорит, что вот это - самое интересное.

Ночуем у моста через речку Хихнийоки. Здесь тоже есть 6-метровый водопад. Но, увы, он слишком завален острыми камнями. Отсюда до интересующей нас реки километра два пешком. Утром, взяв три каяка, отправляемся в путь. Хорошо, что сюда не поехала вчера "Газель" - сплошное болото! Застряла бы навеки!

Слева от нас высоченная скала. Заходим в лес. Лес мокрый, дремучий, буреломный. Лучи солнца пробиваются редко. И круто-круто вверх бежит склон. А вдоль склона - весенняя речка с камушка на камушек скачет. Неужели на ней водопады?! Конечно, не водопады. Водоскаты. Веселые струи змейками бегут по камням, прыгают с одного на другой вниз все круче и круче.

Первый порожек попроще, покороче, высотой 6-8 метров. Его все идут. Снимать сложно - лишь пятна солнечные на воде, остальное - тень.

Второй порожек серьезнее. Высота его около 20-и метров. Он существенно круче предыдущего, особенно в средней части. Походили над ним наши каякеры, поскрипели, посомневались. Страшно. Нужно время для того, чтобы созреть к прохождению такого сложного препятствия. А время уже поджимает - пора в Москву…

Закончился сезон. Непроходимыми стали водопады…

Что же, до новых паводков?! До новых встреч! До новых открытий! До новых водопадов!

Водопады Приладожья1. Первая плотина на Янисйоки
Водопады Приладожья13. Верхняя плотина на Янисйоки
Водопады Приладожья14. Вторая плотина на Тулимайоки
Водопады Приладожья15. Левая часть второй плотины на Тулемайоки
Водопады Приладожья16. Сейчас верхнюю плотину на Янисйоки пройти нельзяВодопады Приладожья17. Водопад на КулисмайокиВодопады Приладожья18. Нижний водопад на Койриное
Водопады Приладожья19. Нижний водопад на КойриноеВодопады Приладожья20. Плотина на ТохмайокиВодопады Приладожья21. Плотина на Тохмайоки
Водопады Приладожья22. Плотина на ТохмайокиВодопады Приладожья23. Плотина на ТохмайокиВодопады Приладожья24. Тохиайоки выше плотины
Водопады Приладожья25. Плотина на ТохмайокиВодопады Приладожья26. ТохмайокиВодопады Приладожья27. Плотина в Харлу на Янисйоки
Водопады Приладожья28. Современный вид верхней плотины на ЯнисйокиВодопады Приладожья29. Водопад на реке КулисмайокиВодопады Приладожья30. Общий вид водопада на Койриное