Автор: Алексей Орлов

Под редакцией Михаила Иванова

Другие рассказы автора: Большая Тигма

Таганай - "подставка для луны", древнее каменное изваяние со своим характером, законами и обычаями. Здесь не место для цивилизации. Это другой мир, другое понимание жизни. Кто-то сюда едет в поисках уединения, тишины. Кто-то пытается понять эти горы, познать их веру. Есть и те, другие, приезжающие на пикник, после чего в заповеднейших местах появляются свалки. Таким, дальше белого ключа, ходить не рекомендую. Это не принесёт им ничего, а закончится, может трагически. Горы не терпят глупости. Что же ещё. Принимайте горы такими, какие они есть. Не стоит спорить с природой. Итак, Таганай - чистое, вечное, прекрасное.

1 августа 2004г. все мы собрались на вокзале ст. Тверь. Кто-то провожал, а кто-то уезжал. Наши ребята -6 человек, уезжали на Байкал в водный поход. Те кто не смог по каким-либо причинам поехать завидовали и радовались. Но вот электричка тронулась и знакомые лица мы увидим только через месяц.

Ирина сразу ушла, а главные герои моего дальнейшего повествования а точнее Лёха (Кухарь), Миша, Света и я (тоже Лёха) безмолвно стояли на вокзале, пили пиво, ели мороженое и думали о той удаче которая позволила 6-ти счастливчикам ехать в Саяны и не скрывать от окружающих свою радость. И тут произошло чудо, даже не важно у кого родилась эта мысль, главное, что она была нам всем настолько подходящая что мы сразу пустились в уточнения дат и цифр. Это был ТАГАНАЙ. Всё необходимое у нас было. Препятствиями могли стать только Лёхина командировка и отсутствие денег у меня. Первую проблему мы решили откорректировав дату отъезда, а деньги никогда серьёзной проблемой не были и Миша одолжил мне на билеты.

Лёха уже был на Таганае по работе, поэтому на него была возложена почетная обязанность добыть карту и описание маршрута. Света с Мишей закупали все продукты, а я стал единственным человеком кто взял котелок и, что более важно компас, а также официальным фотографом группы.

Приключения начались еще в Твери. За день до отъезда случайно выяснилось что у всех билеты куплены на 24-е августа, а у меня на 23-е. Менять билет было уже поздно, и я поехал 23-го. Провожал меня капитан нашей команды Толик, один из тех, кто буквально за день до этого вернулись с Байкала. Накануне по телефону я не успел сказать ему что еду один и к электричке он принёс огромный арбуз, в дополнение к моему здоровенному рюкзаку. В Москве меня провожала моя подруга Юля, а следующий сюрприз меня ожидал в Златоусте (пункт прибытия). Я рассчитывал по приезде сдать вещи в камеру хранения, погулять по городу, а ночь провести в зале ожидания. И вот… девушка в пустом подземном переходе с плакатом в руках, приятная на вид что же она просит? Подхожу ближе и читаю: "Орлов Алексей " !!! Это же я!

Оказывается это была Милена (Милена Юрьевна) зам директора нац. Парка Таганай. Ей позвонили Лёхины знакомые. Жить меня определили на дачу. Там уже жили ребята из Екатеринбурга Макс и Сергей. В этот же день мы с ними успели позавтракать, поговорить, искупаться, сразу после чего они уехали в родной Екатеринбург.

На следующий день часам к 11 приехали остальные участники похода, после чего позавтракав и поблагодарив Милену за гостеприимство, мы ступили в сказочный и загадочный мир - Таганай.

Вот примерная программа нашего похода:

• 25 авг. - Златоуст- стоянка "Белый ключ" - вершина "Двуглавая сопка" - "Белый ключ".
  • 26 авг. - "Белый ключ" - "Бараньи лбы" - "'Гремучий ключ" - "Откликной гребень" - "Долина сказок" - г. Круглица - приют Таганай.
  • 27 авг. - приют Таганай - р. м Киалим - Киалимский кордон - г. Дальний Таганай - ур. Три брата - Киалимский кордон.
  • 28 авг.- дневка, баня.
  • 29 авг. Киалимский кордон - г. Ицил - г. Юрма.
  • 30 авг. - г. Юрма - Киалимский кордон.
  • 31 авг. - Киалимский кордон - Писаный камень - Златоуст.

На самом деле всё было куда как интересней. А пока мы стояли перед длинной дорогой уходящей куда-то за горизонт - четыре человека, объединённые одной общей целью:

Света - единственная девушка в нашей небольшой команде, её я знаю дольше всех. Вместе, в звании матросов на кате мы шли бурную реку Кутсайоки, что находится на границе Кольского п-ва и Карелии, вместе ходили в многочисленные походы по области. С ней в походе очень легко, это человек которому можно довериться полностью.

Миша. Его я знаю меньше всех, в команду его привела Света (сразу после их свадьбы). Несмотря на это он пока ещё добрый и доверчивый (почти ручной), с очень хорошей водочной подготовкой, кои способности не раз удивляли нас. Его присутствие не раз было замечено, особенно по утрам, потому что по утрам он приносил воду.

Лёха (Кухарь) самый опытный участник команды. Негласный руководитель нашей небольшой экспедиции. Его решения, как правило были самыми решающими решениями из всех других решений, но все - равно все действовали как хотели.

И я, о ком, может быть, напишет кто - нибудь из других участников похода (Напишем - напишем не беспокойся!).

Без любого из нас поход не был бы столь насыщенным и интересным.

Итак первый день (а точнее полдня)

В это день вышли из города где-то в 15 ч., дошли до реки (это уже территория парка) и здесь встретили местных туристов. После некоторых уговоров нашей команды, я им подарил одну из своих многочисленных плёнок (ибо туристы должны делиться), здесь же мы доели практически все яблоки. Перед самым уходом Милена вручила нам килограмм 5 яблок, которые были благополучно взгромождены в мой рюкзак.

Где-то через 2 часа вышли к Белому ключу. Здесь сделали небольшой перекус, поднялись по совету одного из местных туристов на верхнюю террасу, поставили палатку, забросили туда все вещи и ушли покорять Двуглавую сопку. Но перед самым восхождением мы увидели настоящего, живого бурундука, подозрительно наглого и усмехающегося прямо нам в лицо. Сложнейший подъём, и перед нами открылось невероятное зрелище. Скалы, протянувшиеся с Юга на Север, поднятые из недр Земли, наложились друг на друга. Лес представляется с этой высоты гладким зеленым ковром, покрывшим всю землю. Недалеко находится вершина Бараньи лбы, представленная россыпью больших и малых валунов на каменистых склонах (курумник). В результате того что мы слишком сильно забрали вправо при подъёме мы вышли на крайнюю Южную точку, откуда можно представить весь путь проделанный нами за этот день. Уже находясь на выходе гребня мы заметили быстро летящие облака (туман). Зрелище действительно завораживающее, но это зрелище двигается на нас. Перед нами был выбор (хотя лучше - бы его не было). Очень не хотелось уходить вот так - сразу, хотя спуск в тумане чреват осложнениями. Идя между тысячелетних скал, перепрыгивая с камня на камень, мы постепенно приблизились к нагромождению камней, являющих собой высшую точку сопки. Сквозь набежавшую пелену на западе смутно угадываются силуэты гор. На востоке, где-то далеко внизу Златоуст. Большая курумная река уже почти не видна. Вдруг, совсем рядом раздаётся стук топора. На какое-то время отвлекшись от окружающей природы с удивлением обнаруживаем… стоянку! Да, пожалуй ни один егерь сюда не полезет. Проходим сквозь нагромождение камней и… стоп! Перед нами пропасть. Отвес, уходящий вертикально вниз, узкая тропа уходит направо, слева тропа обрывается каменным склоном, а справа подпирается каменно гранитным утесом, тропинка выводит на большую поляну, но мы туда не идем. Справа, вдалеке, видна огромная каменная плита - скалодром, место испытания характера. 150 метров крутой скальной стенки - преграда не для слабонервных. Туман заставляет поторопиться со спуском. Продираясь сквозь молодой сосняк, скользя на камнях довольно быстро идем вниз. Спускаемся вниз без тропы, в уверенности правильного выбора направления. Ждем тропу, хоть какую-нибудь. При подъёме их было множество.

Спустя 1 час. Тропы нет. День клонится к вечеру. Нужно определиться и как-то сориентироваться. Компас остался на стоянке! Возможно мы ушли в сторону и должны в скором времени выйти на гремучий ключ. От него на белый ключ ведет хорошая тропа по которой можно идти даже ночью. Но может быть мы свалились на другую сторону перевала. На тот момент, находясь в уверенности что мы забрали вправо, решили провести траверс по тропинке которую наконец встретили. Пройдя по ней километра 2, наткнулись на ручей. На мой взгляд слабо он смахивал на ручей питающий Гремучий или Белый ключи, но идём вниз вдоль этой струи воды. Всем было ясно идти надо вниз по склону. Но скоро продвижение вдоль него стало невозможным. Наткнувшись на еще одну тропу ведущую вдоль склона и окончательно поняв что заблудились (причем хорошо) решили подать SOS по телеграфу или по рации. Ни того, не другого у нас не было, но был мобильник который как ни странно работал (О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух - здесь должна быть ода научно - техническому прогрессу и много уважаемой госпоже Путиной, но она сейчас в процессе написания и в текст будет помещена позже). Однако огромный опыт группы, высококлассная турподготовка и чувство гордости, которое могло быть уязвлено (ещё бы - заблудиться после каких-то 6 часов с начала похода, в 10 км. от города, с картой на руках) не позволило нам его использовать не испытав весь свой опыт, силу и знания. Пройдя ещё 3 км, наткнулись на просеку, что вновь оживило нашу увядшую надежду скоро оказаться дома (на нашей стоянке). Это потому что все просеки прокладываются с востока на запад (за исключением тех, что прокладываются с Юга на Север и тех, что прокладываются для линий электропередач, которые проходят как угодно), но это уже ориентир. Пройдя ещё 3 - 5 км. услышали шум воды и обнаружили реку ещё один ориентир (знать бы еще какая именно из рек Таганая, было бы совсем хорошо). Было решено заночевать на берегу реки тем более, что Светлана своим женским чутьём обнаружила укромный, как бы это лучше сказать, уголок с остатками давнишней стоянки самым бесценным подарком на которой для нас стали несколько здоровенных сухих брёвен, часть которых сразу пошла на костёр, а остальные на небольшой лежак. Погода была великолепная, моросил мелкий нудный дождь от которого мы уже промокли и если бы не так усердно стучали зубами то давно бы замёрзли. Всё наше снаряжение состояло из карты (точнее сказать схемы с масштабом приблиз. В 1 см. 5 км.), перочинного ножика, 2 зажигалок, взятых только благодаря 2 - курящим людям, часов и телефона. Одежда наша была как раз для экстрим ночёвок в горах в конце сентября - футболки и летние продуваемые штаны. Традиционным способом развели костёр - трением (кресального ролика зажигалки о кремень). Тут как на зло прекратился дождь. Потянулись долгие часы ожиданий. Для Лехи и Михи самой большой проблемой были: нехватка сигарет и прямо таки полное отсутствие горючего. А ведь на стоянке этого было просто завались. Главным обьектом насмешек был как ни странно оптимизм, даже можно сказать его излишек. Тут на память приходит слово, которым Леха охарактеризовал наше положение - Qwest. Всю ночь изо всех окружавших нас кустов доносились угрожающие звуки- злобное хрюкание, нетерпеливое урчание и кровожадное попискивание. Миха - единственный охотник из нашей компании (он нам сам рассказывал о своих знаменитых охотничьих приключениях во время ловли рыбы из аквариума соседа) набрался, вот неподходящее выражение, набрался храбрости и направился с ножом на перевес навстречу опасности, но вовремя испугался и вернулся. Объяснением стало эхо от костра. Видимо из-за увеличения влажности соответственно возросла плотность воздуха и усилилось без того пугавшее нас эхо. Ближе к утру все дрова прогорели и пришлось разобрать на дрова лежак. А жаль - поспать на этой кровати удалось не всем. Утро которое по нашим расчетам должно было наступить часов в 6-7 все не наступало. Тем не менее чуть посветлело и можно было лучше рассмотреть карту. По углу пересечения реки и просеки мы определили всего-навсего 12 похожих мест на карте и стало ясное что дело наше тёмное. По уверениям Лёхи мы скорее всего в темноте обогнули гребень когда делали один из траверсов потому что свалиться не на ту сторону мы не могли, но с другой стороны если бы мы огибали гребень мы должны были пересечь тропу ведущую на скалодром, а её не было. На это Лёха отвечает что мы могли не заметить тропу пересекая её по камням. Тем временем рассвело и по уже продуманному плану стали искать подходящее дерево, с вершины которого будут видны окресности. Сначала была найдена сосна. Не без помощи Михи зацепившись за первый сук я стал выходить в открытый космос. Глядя на мои действия Леха закричал что ему не нужен травмированый участник неизвестно где. Видите-ли я не правильно залезаю. Может я залезал и не правильно, зато очень грациозно. Кстати в последствии когда Миха перепрыгивал с камня на камень через пропасть шириной в 1,5 м и глубиной метров 20 и я ему сделал замечание, Леха заявил что у каждого человека свои критерии скорости перемещения и безопасности в горах (очень интересная теория). В результате поисков мы нашли другое дерево, здоровенную ёлку. Полез на неё уже Миха. Посмотрев он сказал что видит справа высокие горы со скальными выступами и снежными шапками вершин, а слева на отдалении также есть высота (в последствии выяснилось что это ему приснилось). Сверившись с картой мы наконец смогли абсолютно точно определиться: Это были ГИМАЛАИ. Мы с Лехой пошли на разведку, целью которой было найти тропу пересекающую нашу просеку. Пройдя около километра мы нашли перекресток, мерный столб и табличку "18 км соревнований", оставшийся здесь от невесть когда проходивших соревнований.

Выйдя на дорогу идём налево вверх. По нашим предположениям идти туда метров 500. Пройдя км.1.5 пришлось смириться что искомой нами просеки вообще не существует. Решили наконец выходить из этого заблуждения (мудрая мысль). Так и делаем. Немного пройдя увидели 2 женщин, чему мы несказанно обрадовались, хотели спросить куда нам, но вовремя одумались - люди, какие оно все хорошие. Миха и Леха уходят быстрее вперёд, ну, понятно почему. Мы со Светой медленно идём, периодически фотографируясь, добираемся наконец до Белого ключа, где встречаем того-же наглого бурундука, растерявшего (а может пропившего ведь туристы оставляют здесь множество бутылок и не всегда пустых) последние остатки совести. Поднимаемся вверх к нашей палатке по внушительной лестнице - метров 200 и замечаем в нашем лагере кроме Лёхи и Михи двоих в камуфляже. Это была наша первая встреча с егерями. Оказывается они давно поджидали нас в засаде. Да сегодня удача была на их стороне. Мы дали им на бутылку и они, радуясь как малые дети побежали в магазин. Нам же пришлось сменить место дислокации и замести следы преступления. Поставили лагерь у самого синего моря (у Белого ключа). Света сразу пошла спать, а Миха с Лёхой принялись за готовку. Облака, как по мановению волшебной палочки, растворились словно награда, за испытания. Я попытался пообедать но у меня это плохо получилось так как три Михи и почему-то четыре Лехи активно подводили итоги событиям последних дней, салу и ещё кое-каким стратегическим запасам, а также строили планы, рожи и меня. Как оказался в палатке не помню, но лежа в ней, привязал покрепче под подбородком свою любимую шляпу и с головой забрался в спальник.

"Белый ключ", наверное, самое посещаемое место на Таганае, что называется, все дороги ведут к "Белому ключу", а учитывая то, что было воскресенье, немудрено, что в этот день мы встретили огромное количество местных туристов, возвращающихся домой. Среди них были и те самые ребята, которых мы встретили на поляне, на берегу реки … Я, возможно забыв на даче у Милены, а может и просто по беспамятству, остался без ложки. Узнав об этом, они подарили мне оный предмет. Так у меня появилась очередная реликтовая ценность.

А тем временем вечереет, пора готовить ужин и решать, что делать дальше, потому что "потерянной минуты не вернешь" (а точнее дня), и надо корректировать дальнейший план похода.

Группа, хорошо отдохнувшая за эти пол дня, не могла прийти к единогласному решению, но поскольку следующая официальная стоянка, за исключением Гремучего ключа, была на приюте "Таганай", то намечался неплохой маршбросок, ну а потом что-нибудь придумаем.

И вот, наконец, ужин- первая еда, приготовленная на костре и первая ночевка в палатке в теплом спальнике.

Утром впервые сказалось действие другого часового пояса, народ явно не хотел просыпаться в такую рань. Лёха, с которым мы дежурили, встав рано утром и походив около костра, пошел спать. Я же со своими скромными кулинарными познаниями периодически подходил к палатке и орал: "Сколько макарон класть".

Несмотря на мои старания, в дозировке сухого молока я все-таки ошибся, и получилось первое в этом походе "хрючево" молочное.

К справке: Хрючево- народное туристическое блюдо, отличающееся оригинальным подбором дозировки различных ингредиентов. Рецепт хранится в строжайшей тайне и передается из поколения в поколение. Главным фокусом является то, что ничего не должно пригореть.

Когда еда была готова, народ полез на запах пищи. В будущем выяснится, что в этом мы совершили буквально подвиг, собравшись и выйдя со стоянки в 11 часов. В Твери это соответствовало бы 8 утра. Да, неслабо.

И вот взгляд на то место, где еще недавно стояла наша палатка, на сруб, будущий приют.

Под рюкзаки и вперед. Дорога постоянно идет сквозь лес. Через некоторое время доходим до "Гремучего ключа", небольшой перекур, несколько фотографий на фоне вершины "Бараньи лбы", и уходим дальше.

Дорога постепенно уводит вверх, идти становиться тяжело. Ботинки, взятые мною специально для хождения по горам, в результате ночного приключения, промокли и превратились непонятно во что. Кеды с мягкой подошвой не только передавали весь рельеф почвы, но и скользили везде, где только можно. Делая достаточно частые привалы, постепенно дошли до "Откликного гребня". Выходим на поляну и видим слева просто потрясающее зрелище. Скальный гребень, изрезанный многочисленными разломами, господствует над землей. В нижней части курумник - каменная осыпь, выше голые скалы.

Глядя на это тысячелетнее творение природы, понимаешь свою ничтожность. Камни, хранящие свои тайны, лежали и лежать здесь будут, а все новые и новые поколения будут приходить, восхищаться этими горами, но никто не может понять ни чистоту этих гор, ни одиночества. Хотя, наверно, мы одиноки и беспомощны, ведь горы бесконечны в своей истории, а век человека краток. Сколько видели эти скалы грязи и благородства, трусости и отваги. Говорят, что горы, переполненные человеческими поступками, приобретают свою мудрость, становятся судьями для одних и гостеприимными хозяевами для других. А еще, горы не прощают ошибок и глупости:

• Нас горы встречали сурово и строго
  • Нам час испытания был предрешен
  • Нет места в горах ни чужим ни позору
  • Есть путь до вершины и друг за плечом
  • Легенды хранят эти камни сырые
  • Нет слов передать красоту этих гор
  • Вершины зовут наши души больные
  • От серых кварталов и мокрых дворов
  • Как лунный цветок в бастионах Урала
  • Он был нам своим эти несколько дней
  • Теряется злость у границ Таганая
  • Мы скоро вернёмся в край гор и камней
  • (это моё)

По-видимому, мы стали желанными гостями: перистые облака переливаются в лучах яркого солнца, и даже гранитные склоны стали какими-то добрыми и приветливыми, но вместе с тем, чувствуется сила этих гор, как будто чей-то зоркий взгляд оценивает безумцев, посягнувших на его владения.

В раздумьях о горах и скалах, выходим на поляну. Стоянка запрещена, но люди ставят здесь палатки, разбивают лагеря. Несмотря на это, местность очень чистая, а руководству заповедника давно пора на этом месте сделать официальную стоянку. Находим удобное место, встаем на перекус. Всем хочется пить, солнце жарит нещадно. Вместе идем на водопой к ключу. Ледяная вода обжигает горло, губы, но это мелочи, когда еще мы сможем напиться чистой горной воды.

По заранее спланированному плану, сначала готовим перекус, отдыхаем, а чуть позже нас ждет "Откликной гребень" с его красотами и истиной, к которой мы надеемся прикоснуться, и может, стать чуть мудрее, чуть ближе к облакам и чистоте этих вершин.

Лёха присмотрел слева небольшой кулуар, по которому, вроде бы, можно подняться. Я предлагаю идти правее, через небольшой скальный разлом. Ещё внизу у меня создается впечатление, что по маршруту, который присмотрел Лёха, вряд ли удастся подняться без веревок, что-то там смущает, но капитан у нас один, и мы идем слева.

Света, понимая, что ей не стоит лезть на эту скальную стенку, остается фотографировать, отдыхать и восхищаться этим творением природы.

Сначала нам предстоит пройти каменную осыпь. Ребята сразу задают хороший темп. Я, как местный папарацци, несу фотоаппарат "Зенит-12сд", если его не придерживать, то, болтаясь на длинном самодельном ремне, он больно бьет по бедру. Приходится придерживать, но с одной свободной рукой, начинаю заметно отставать и задерживать подъем. Тут Лёха оказался на высоте, посоветовав укоротить ремень. Вняв совету руководителя, быстро догоняю ребят, и идем дальше. Неожиданно подъем застопорился, первое из тех мест, которые меня смущали еще на земле. С одной стороны камень, параллельно нависший над землей, говоря языком альпинистов - отрицательный выход. Прямо перед нами отвесная гладкая плита. И только слева небольшая каменная расщелина, по которой в принципе, при большом желании, подняться можно, но внизу лишь небольшая площадка. Если, в случае срыва, пролетишь мимо нее, что более чем вероятно, то дальше ждет 20 м. обрыв с голыми камнями. Ничего кроме вечности принести они не могут. К тому же выше наблюдается примерно такая же картина. Здраво оценив мрачные скалы, решено искать другой путь подъема. Спустились немного вниз, сделали траверс вправо по скале. Во время этого перехода и произошёл тот инцидент, о котором я уже писал, когда Миша прыгал по камешкам около обрыва.

Кстати, в результате мы продолжали подъем по тому пути, который я предлагал с самого начала.

Немного неправильно сориентировавшись, снизу сложно определить самую высокую точку, вышли на соседний пик. Представляет он из себя плоскую плиту, расположенную под углом. Вставать в полный рост здесь страшновато - ветра как будто хотят скинуть безумцев, поднявшихся в их владения, но фотография на вершине - это святое. Света фотографирует нас снизу. После этого садимся на краю, свешиваем ноги в пропасть, и наслаждаемся высотой, воздухом, видом вокруг.

Внимательно осмотрев соседний, самый высокий, выступ, прихожу к выводу, что немного риска, экстрима, и мне удастся подняться на эту высоту. Лёха с Мишей сказали, что им и здесь пока неплохо, и остались докуривать сигареты.

Рядом ходит группа из Екатеринбурга: три парня и девушка. Ребята достаточно четко и спокойно лазают по камням (нам бы так). Но я, как последний чайник, проворонил самое ответственное место, где находится отвесная стенка высотой около 3-х метров, и теперь, стоя перед ней, не знал с какой стороны подойти. В конце концов, поняв, что с внутренней стороны на нее не подняться, решаюсь идти по внешней. Внимательно осмотрев все зацепы, начинаю подъем. Снизу метров 10 свободного падения, стараюсь об этом не думать. Прохожу по небольшой каменной полочке, плотно прижимаясь к холодному камню. Стараюсь действовать спокойнее и уверенней, цепляюсь руками за накат, подтягиваюсь, и вот я наверху. Дальше идти легче, и вскоре оказываюсь на этакой горной веранде. Здесь уже находится группа из Екатеринбурга. Делаю большой панорамный снимок окрестности, сижу на камне, пытаясь проникнуться чистотой этих гор. Лёха с Мишей, по-видимому докурив, двинулись ко мне. В ожидании их внимательно осматриваю возможные пути спуска. Ничего хорошего найти не удалось, так что спускаться придется той же дорогой, по крайней мере, до распадка зубьев гребня.

Стоя на этих скалах, думаешь не об их причудливой форме, не об их внешнем виде. Думаешь о наполненности этих гор чем-то высоким, чем-то выше нашего понимания, о тех тайнах, которые хранятся за этим темным, спокойным, вечным.

Наконец, до меня дошли Лёха с Мишей, залезаем чуть выше на каменную плиту. С одной стороны, с южной, вдаль уходит "Откликной гребень", с севера г.Круглица, сложенная из булыжников, - самая высокая гора заповедника, зрелище действительно удивительное - справа г.Ицыл, прямо таки младшая гора-близнец, настолько она похожа на Круглицу, а где-то очень далеко виднеется г.Дальний Таганай. Глядя через объектив на г.Круглица, неожиданно замечаю на левом ее отроге опечаток, как будто какой-то гигант, оступившись, упал на лес и там до сих пор, на фоне зеленого леса, белые камни вырисовывают фигуру человека, ростом где-то в километр.

Пора спускаться, ведь за этот день нам предстоит пройти ещё немало. Решили спускаться по другой стороне гребня и обогнуть его снизу. Западная сторона - та, по которой мы стали спускаться, значительно более пологая, но, несмотря на это, тропинку вниз найти удалось с большим трудом. После изрядного траверса вдоль склона, в ходе которого Миша периодически поднимался к краю скальной стенки, смотрел вниз и, со словами: "Ни фига себе, ничего нам здесь не светит", спускался вниз. Нам, наконец, удалось начать спускаться. Северная часть гребня значительно более отвесная. Мы видели ровные плиты, уходящие вниз метров на 40. Где-то между камнями, под прикрытием гранитных стен, нашли очень уютную площадку. На стене было написано, что кто-то здесь жил 10 дней, если не ошибаюсь, зимних дней. Может, попали в непогоду, и пришлось пережидать, а может, им, как и мне, понравились эти горные камни, и захотелось стать поближе к ним.

Постепенно спускаемся вниз, хорошо помним, что большинство аварий происходят на спуске, поэтому идем аккуратно. Ну вот, каменная осыпь, огибаем гребень, а здесь уже и наша стоянка. Любимый крик: "Перекур", уставшие, но безмерно счастливые падаем к рюкзакам.

Света, успевшая поспать, пока мы покоряли скалы, задает пару вопросов, а потом смотрит куда-то вдаль. Расстройства в её глазах нет. Интересно, почему гребень назвали "Откликной"? Лёха сказал, что если подойти поближе и громко крикнуть, то отзовется семикратное эхо. Я тут же пошёл проверять. Может, и не семикратное, но эхо сильное (может, надо было подойти поближе).

Время поджимает, надо идти дальше, где нас ждет "Долина сказок". С нашей поляны, этот лес, периодически прорезанный скальными выступами, выглядит загадочным, зовущим, каким-то невероятным. "Долина сказок", расположенная в седловине между Откликным и Круглицей с небольшими искривленными соснами и, конечно, уникальным белым песком, коим покрыта вся земля в этих местах, представляет собой волшебное, сказочное зрелище. Да, названия в этих местах очень правильные и передают не только их внешний вид, но и всю глубину, то, что чувствуешь, находясь здесь - фантастика.

Тем временем, мы уже на краю леса. Нет, это не вход в "Долину сказок", до нее ещё надо дойти. В самом начале чуть-чуть плутанули, но почти сразу вышли на нужную тропу и быстро пошли вперед. Через некоторое время вышли к камню, здесь дорога раздваивается. Прямо, как в сказке "Направо пойдешь - к приюту придешь, прямо пойдешь - через "Долину сказок" на гору взойдешь, а налево пойдешь - ничего не найдешь и сам пропадешь". На самом деле, там подписаны дороги на приют и на Круглицу, но камень на развилке - это круто.

Нам надо на Круглицу, потом вернуться на это же место, и по другой тропе к приюту "Таганай".

Закинув вещи в густой ельник и взяв с собой самое необходимое, уходим на Круглицу. После неприятности на "Двуглавой сопке", без минимума вещей решили никуда не ходить, поэтому теперь идем с небольшим штурмовым рюкзачком. Взяли горелку, коврик, перекус, теплые вещи, документы.

Пройдя несколько сот метров, подошли к небольшому спуску. Увидев внизу тропу, петляющую между сосен, периодически прячущуюся за выступами скал, я почувствовал, что именно здесь начинается святая уральская земля. Впервые с начала похода возникли другие ощущения, что-то большее, чем восхищение. Как будто готовишься к чему-то грандиозному. Может быть, это настал момент истины, когда горы приняли меня. Очень хочется в это верить.

Спускаемся вниз, под ногами белый песок, скальные выступы принимают самые причудливые формы. Около одного из таких каменных изваяний, на сосне, огромнейшее количество разных веревочек, разноцветных лоскутков ткани и прочего. Сфотографировались на фоне этакой новогодней елки, и пошли дальше. Через некоторое время дорога теряется, идем просто на гору, тщательно запоминая обратную дорогу, огибаем слева огромную скалу, и вот цель нашего выхода - самая высокая гора нац. парка "Таганай" (а если я не ошибаюсь, то и всего Южного Урала).

Прыгать по камням не легко, а поднимаясь вверх по этой осыпи, прямо скажем, тяжко. Главное при ходьбе по курумнику - правильно выбирать дорогу, думать на несколько десятков шагов вперед. Может, у меня это получалось чуть лучше других, а может, на тое есть другие причины, но на вершину я поднялся первым. Флагшток, укрепленный на горе, абсолютно точно показывает высочайшую точку. К сожалению, некоторые, пытаясь оставить следы своего пребывания, делают это весьма варварски. Ни одна вершина не обделена надписями, а здесь, под развивающимся флагом, навалена целая куча всякого хлама. В том числе пара армейских ботинок (в народе - "гады"). Зато на какой-то резинке, привязанной туда же, я нашел имя Орлов Лёха, наверное, я был здесь в прошлой жизни.

Потихоньку подтягивается народ. Сидим на камнях, наслаждаемся тишиной, ветром и, конечно, зрелищем, а оно стоит того.

В туризме есть такая поговорка: "Чем сложнее, тем красивее", вот, наверное, и с самой высокой горы открывается самый красивый вид. Вот, кажется, совсем рядом "Откликной гребень". Около него, не делая практически ни одного движения, парит какая-то птица, а ведь ещё пару минут назад, она летала рядом с нами, было видно, как ветер перебирает перья ее крыльев. Нам бы такую свободу. С другой стороны, на севере, вытянувшаяся в причудливой форме, г.Дальний Таганай. А где-то на горизонте, сливаясь между небом и землей г.Юрма.

Ветер - наш старый знакомый, сопровождающий нас по всем вершинам, наполняет нас свежим горным воздухом, бьет в грудь, словно пытаясь остановить на краю пропасти. От ветра слезятся глаза, но не могу оторвать взгляда от того, что внизу. Пусть там где-то на границе леса города и заводы, но здесь, вокруг на десятки километров нетронутая, девственная природа.

К сожалению, ещё на входе в Долину сказок у меня сломался фотоаппарат, а точнее экспонометр. Не успев привыкнуть к недавно приобретенному фотоаппарату, на глаз выставлял данные, фотографии получились плохие, размытые.

Тем временем солнце начало клониться к горизонту, а нам ещё идти и идти, так что пора прощаться с вершиной. Но сначала решили устроить небольшой перекус. Пока ребята делают перекус, я, поскольку постольку мои силы оказались лишними, ухожу очень далеко, пытаясь остаться один на один с ветром, горами и тишиной.

Пока бродил, нашел несколько туров, записок в них не было, но зато они подтолкнули на мысль поставить наш тур. Возвращаюсь к месту привала, который мы устроили на большой каменной плите немного ниже вершины, набрав по пути немного камней, начинаю творить. Достроить тур так и не удалось, а на вопрос: "Чего не доделал", у меня получился весьма оригинальный ответ: "Здесь больше нет камней". Это очень повеселило народ.

Ну вот перекус доеден, и мы уходим вниз через Долину сказок к вещам, а там вниз по тропе на приют. Пока находимся здесь наверху, откуда видно окрестности в радиусе 10-и километров, решили посмотреть, куда нам идти. Где-то между Откликным и нами, несколько левее, заметен небольшой дымок, идущий из леса. Видимо это и есть приют Таганай. Идти на вершину всегда проще, в плане ориентирования. Немного помучавшись с той самой скалой, которую по пути на вершину обходили слева, вышли в долину сказок, на тропу. На память я взял белый песок, хранящий тайны горы. И вот мы снова на перекрестке, забираем вещи и начинаем спуск с верхней тропы к приюту. По пути периодически попадаются мелкие грызуны. Лёха сказал что это бурозубки. Ну, я не знаю, после птичек серушек, к которым, как оказалось, относятся все птицы, длиной с ладонь и меньше, бурозубками могут оказаться кто угодно. В одном из мест тропа просто обрывается завалом. Не туда свернули. Возвернулись и пошли по нужному пути. Склоны более чем крутые. Иногда каменистые. А ведь зимой здесь катаются на лыжах - самоубийцы. Иду первым, затем Миха, Света и Леха. Вдруг сзади раздаётся истошный вопль. Несколько секунд в темноте не могу сориентироваться. Возможно кто-то оступился и полетел вниз. Смотрю на народ и считаю. Слава богу все на месте. Оказалось что под ногами у Светы пробежал очередной грызун. Посмеялись, идем дальше, видны отблески огня, где-то пролаяла собака. Вывалились на поляну, костры, нет это не приют. Это "заячья " поляна. Два лагеря. Девушки из Питера и группа из Миасс. Решили ночевать здесь, а на утро идти дальше. Стоять здесь нельзя, но от усталости нам пополам. А вокруг полная луна, волки воют вихри снежные крутя, мёртвые с косами стоят. . . и тишина-а-а. Поужинали, захрапели, встали, оделись, подумали-подумали и ещё поспали. Молодой человек (лет 35 - 40) - явно профи. Костер горит практически из ничего - газовая горелка, куба полтора сырых дров и десяток пустых водочных бутылок. Но главное - девушку в спутницы он выбрал правильно одела она его утром, накормила, напо.. собрала, поставила под рюкзак, даже не разбудив. Мастерство и забота выше всяких похвал. Сегодня нам торопиться неохота, поэтому идти в приют было решено дорожкой не прямоезжей и прямохожей, а немного поплутав (это чтобы не терять навыков,полученных в первый день). Через часа 2 плутания решили что хватит и пошли назад. Как ни странно обратно на поляну вышли. Гордо прошествовав сквозь лагерь Питерских благородных девиц (они ведь не знали, что всё так и было задумано) пошли всё-таки по маркированной тропе. Под нажимом общественности я вынужден сделать отступление и сказать, что Света утверждает что она давно говорила нам, что маркеры через всю поляну и по тропе нанесены были специально для таких дураков как мы. То есть она первая увидела и первая заметила. Но не будем поддаваться искушению похвалить женщину. Приют предстал перед нами во всей несуразной красе - 8 восьмиугольных домов поставленных вообщем-то правильным восьмиугольником в одном из таких мы и поселились. В бане наладили баню, а за столом застолье, потом в спальниках спаньё. Правда не все подчинились суровой логике вещей и их молодой растущий организм в приватной беседе с благородными девицами, вернувшимися с Двуглавой Круглицы бурлил и кипел, настойчиво предлагая им свои услуги, под видом охраны от бурозубок и серушек, а также по хозяиству - забить куда нибудь гвоздик или прочистить какой - нибудь дымоход. Отдельно надо сказать о грандиозном событии 2004г - серия суперфинальных матчей Трусанай-2004 (по трусоболу). О трусобол ты-жизнь! Это тоже фирменное "блюдо" нашего клуба и тоже - строжайший секрет (но за стакан аперитива продам). Команд было несколько - 2. Я играл с Лёхой а Лёха играл со Светой. В сгустившихся сумерках мы (то-есть они) вырвали трусы у Михи с Лёхой. Мы очень дорожим этими победными трусами белой масти. Идём вверх на Большой Таганай По пути ловя фарель из рек и речушков.Через некоторое время вышли на развилку семи дорог дорог. И все ведут туда куда не надо. Здесь же на поляне встретили девушек из Питера, задерживаться долго не стали, пожелали им скорее выйти замуж и ушли. Они же, если я не ошибаюсь пошли к трем братьям. Следующий привал - у родника на 1050 м. Вообще это гора имеет подковообразную загогулину и все её склоны покрыты разлапистыми штуками и мохнатыми фиговинами. Подъём получился долгим (наверно спуск будет коротким). Изредка сквозь просветы между ними виднелись обширные голубые пастбища, по которым пастух - ветер перегонял свои тучные стада. На привале у родника со всех сторон открылись острые как лезвие бритвы, каменные гривы и хвосты летящищих по облакам скакунов. Прошли реликтовый ёлкик - палкик, чудной формы, чаща стала плешивой. И вот вершина. Плато, привезённое из тундры, а на нём пасутся дикие метеорологи(С местной метеофермы). Сильнейшие ветра сдувают с ног. Я поскорее привязал голову к шляпе, а то я в прошлом году уже потерял одну. Вдоль дороги стоят таблички "Шаг вправо, шаг влево - расстрел", "Не влезай - убьёт", "Шишки в лесу наши! (Метеорологи)" и тому подобное. Чего - чего а брусники здесь просто завались. Вышли на край плато - ширь необьятная на 4 сторооны. Под нами огромная долина - Рысиный распадок. По легенде это царство волшебных рыси и медведя, Они каждую ночь поднимаются каждый по своему склону в гости к небесным зверям и играют там с ними в чехарду и казаки - разбойники, а утром возвращаются в свою долину. Кажется сделай шаг вперёд и даже водка не поможет.

Ах дельтаплан мой дельтаплан.

Время идет и мы спускаемся, записываем на память эту свободу - жить на крыше мира. Как символ этой суровой свободы - несколько камешков. У всех ощущение что обязательно вернёмся. Сделали привал и Света куда-то послав Мишу уходит вниз. Мы не придали этому значение и отдохнув ещё пошли вниз. Чем дальше идём тем больше сомнений. Спустившись на поляну семи дорог понимаем что пора её искать. В общем нашли её здоровую и невридимую.

Пока мы ждали Свету, выяснилось, что вокруг, просто море грибов. Времени даром не теряли, и удалось набрать на хороший вечерний ужин.

К урочищу "Три брата" сходить уже не успеем, пора возвращаться назад. По пути набрали ещё немного грибов. Лучшая награда за сегодняшний день - едва различимый дымок над крышами приюта.

Громким лаем, виляя хвостом, нас встречает местная собака, а вот и её хозяин. Поздоровавшись, идём к домику. Хочется упасть на твёрдую лежанку. Усталость берёт своё.

На сегодняшний вечер намечено два мероприятия. Во-первых, ужин и чуть позже, матч-реванш. На ужин грибной суп - хрючево.

После ужина на спортивную площадку. Сегодня нам со Светой, к сожалению, не повезло, а, скорее всего мы просто устали, но завтра, в решающем матче, мы обязательно победим.

В этот день мы долго сидели у костра, ведь завтра предстоит идти обратно. Ещё не опустившееся за горный хребет солнце, своими последними лучами просвечивает долину сказок и над нашими головами, где-то между перистыми облаками, разворачивается настоящая феерия цветов. Ощущение, какой то пустоты воцарившейся в природе и холода. Таганай готовится к осени.

Утром никто не хотел вставать, уходить из гостеприимного домика приюта. Наконец, ближе к 12 часам, мы выбрались из спальников, сегодня нам спешить некуда. Сначала завтрак, плавно переходящий в обед, а чуть позже, дорога до Писаного камня. Хозяин приюта дал нам картошки, так что сегодня грибной суп получился ещё более насыщенным. Лёха с Мишей допили остатки спиртного, что, видимо, их тонизировало и они выиграли финальный матч.

Часам к трём мы, наконец-то, собрались. Рядом с приютом есть смотровая площадка, расположенная на высоком дереве, куда я, обвешавшись фотоаппаратами и полез. Оказывается на этом дереве, кроме смотровой площадки, есть ещё и муравейник. Сверху открывается вид на приют и г. Круглица. Несколько кадров, спуск и всё, очередное внутреннее прощание.

Первый и единственный привал решено сделать около развилки на Монблан. Название гора получила в шутку за схожесть с одноимённой вершиной в Альпах, позже прижилось. Туда мы пойдём завтра, а сегодня надо дойти до Писаного Камня. На приюте нам сказали, что там, вроде бы, стоять можно и на карте это место обозначено, как для стоянки, но что-то всё таки смущает. Есть ещё одна стоянка, на Монблане, но, из-за сухого лета, там нет воды. В раздумьях приближаемся к развилке. Небольшой перекур и дальше. Дорога постепенно превращается в некое подобие болота и это в сухой год. Попрыгав по брёвнышкам, выходим к огромному камню, лежащему в небольшом ручье, возле дороги. Наверху, слева от тропы, удобная площадка, здесь и встаём. Упасть на рюкзак, после дороги, блаженство. Кто-то пьёт чистую, как хрусталь воду, кто-то собирается закурить. В этот момент Света чувствует странный запах, витающий в воздухе. Так и есть, травит один из баллонов с газом (сейчас бы закурили). Посмеявшись, ставим палатку и разводим костёр. На ужин фирменное блюдо из свежих грибов. Сразу после ужина спать. За время двух ночёвок, на приюте, все успели соскучатся по нашему общему дому с капроновой крышей.

Утро, завтрак. Несмотря на то, что встали достаточно рано, палатку, до прихода егерей, убрать не успели. Как оказалось, стоять здесь всё таки нельзя, а на карте это место обозначено, для кратковременной стоянки. Правда на этот раз с нас ничего не взяли, только сказали, чтобы быстрей собирались и получше закидали костёр. Так мы и сделали, а через пол часа, зарыв рюкзаки в густой ельник, уже шли к далёкому Монблану.

После вчерашней развилки, дорога начинает подниматься в гору. Вокруг поломанные деревья. Видимо здесь, на подъёме, достаточно открытом месте, многометровые ели не выдерживают буйство стихии этих гор. От сильнейших ветров, снега и холода некоторые деревья скручивает по спирали. К счастью нам повезло, ведь уже два дня стоит безветренная погода. Перевалив через хребет м. Таганай, мы продолжаем свой путь. По уверениям Лёхи скоро должна быть развилка на Монблан, неплохо бы её не пропустить. Компас показывает, что дорога начинает поворачивать на юго-восток. По карте этот поворот, к тому же с понижением высоты, после развилки на Монблан. (По-моему мы ещё не дошли, а этот поворот лишь неточность карты.)

Исходив участок дороги, на котором мы остановились, вдоль и поперёк, было принято решение, залезть на дерево и посмотреть, где же мы всё таки находимся. Сверху, рядом с дорогой, отчётливо угадывается гора и небольшая тропинка, ведущая вроде бы прямо на неё. Спускаюсь вниз и уверенно веду всех по этой тропе. Через некоторое время приходится продираться вверх по склону без всякой дороги. По карте других высоких гор в этом районе нет, но то, куда мы поднимаемся, явно не Монблан. Спускаться и возобновлять поиски времени не осталось, так что решено идти вверх. Немного не дойдя до вершины устраиваем перекус. Пока дежурные раскладывают еду, я успеваю сходить на вершину. Любая вершина это очередное открытие, но здесь, кажется, это слово приобретает качественно новое значение. Небольшая площадка, покрытая каменными булыжниками, создаёт особое настроение. Холодный ветер среди серого безмолвия и в дополнение ко всему этому величественный вид, открывающийся вокруг. Снизу доносится Мишин голос, пора есть. Место для перекуса так же выбрано очень удачно. Весь склон покрыт деревьями, но отсюда, с небольшой каменной полочки, можно наслаждаться панорамой, практически не перекрывающейся густым ельником. И вот, наконец, мы выходим на вершину. Справа, на востоке, огромнейший массив, на гребне которого, развивается флаг. Это и есть Монблан. Народ явно расстроен, зря они так. Конечно, оттуда, с высочайшей вершины ср. Таганая, открывается вид на озеро Тургояк, и другие красоты скрывающиеся за хребтом. Но ведь здесь и сейчас мы оказались практически в центре каменного цирка, в окружении гор и кажется что природа подарила нам эту панораму напоследок, как бы открывая и показывая всё своё величие и может быть приглашая нас снова вернуться к Южному Уралу. С этой безымянной вершины можно наблюдать весь путь проделанный нами за эти несколько дней и совсем рядом, те непокорённые вершины, оставленные нами на следующий год. На западе прорезает лес курумная река, сегодня нам предстоит её пересечь.

Но куда же мы всё таки поднялись? Внимательнее присмотревшись к карте замечаем на хребте малый Таганай тысячник, отмеченный исключительно изолиниями. Ну что ж может быть так оно и правильнее.

Спуск вниз вызывает некоторые проблемы. К Монблана ведёт что то наподобие тропы, но нам надо в противоположную сторону. Приходиться опять пробиваться через заросли густого ельника и лезть по каменным откосам. Изрядно помучавшись мы, в конце концов, вышли на дорогу, причём в то самое место откуда и заходили. Дорога назад много времени не занимает и вот мы опять около писанного камня, забираем рюкзаки и уходим к курумной реке.

Потоки камней, заполняющие русло этой реки, медленно передвигаются вниз по горному разлому, образовавшемуся в долине хребтов среднего и большого Таганая. Навал булыжников, сложенных природой в причудливой мозаике, разделяет две основные тропы ведущие по территории нац. парка. Сегодня нам предстоит вернуться на верхнюю тропу к источнику Белый ключ.

Наша первая попытка выйти на курумную реку успехом не увенчалась. Вдоль берега проходит старая полуразрушенная ЛЭП. Несмотря на твёрдую уверенность в том что она бездействует, проверять всё таки не хочется и мы проходим несколько дальше. Немного отойдя от берега нам открывается панорама каменной пустыни раскинувшейся на несколько километров в стороны. К сожалению остатки моей плёнки были отсняты ещё на ''Псевдомонблане''. Мишка делает несколько кадров и мы идём дальше. Булыжники, зажатые горным потоком, принимают самые причудливые формы. Большинство камней окатанные, хотя встречаются и обломки. Прыгать здесь категорически не рекомендуется. Тем временем мы приметили небольшой островок с изогнутой сосной, как ей удалось здесь прорасти непонятно, но это идеальное место для привала. Перекус и мы уходим вперёд. До вечера нам необходимо выйти на верхнюю тропу. Уже на подходе к противоположному берегу закралась смутная тревога, где то рядом находится Муркина заводь и если мы выйдем к ней это ещё полтора- два километра по камням. Наши опасения оправдались, сказалась ЛЭП. Ну что ж марш-бросок. К дороге мы вышли практически ночью. Увенчал наш славный переход победный крик уставшей команды. Перекур оказался более чем кстати. Немного отдохнув Мишка пошёл на разведку, но уже через несколько минут вернулся с радостным известием -Белый ключ через 500 м. Воодушевлённые мы схватили рюкзаки и отправились в путь. Пройдя чуть больше намеченного мы встали на небольшой площадке левее источника. Перекусив на скорую руку легли спать.

Промозглое утро прощального дня с горами, как будто говорило: ''на этом всё, а жаль''. По крайней мере такие мысли преследовали всю нашу команду. Сборы. Пушистый бурундук. Холодный рассвет в отражении утреннего тумана. Ну и конечно горы, такие, какими мы их до этого не видели, новые, облачённые в осень.

Впереди виднеется центральный вход в национальный парк. Кто то пошутил по поводу того что у нас ещё должны случиться три неприятности поскольку видеть бурундука это плохая примета, а мы его видели три раза.

Долгие ожидания Мелены всё-таки увенчались успехом. Далее в программе города была запланирована покупка ножей, сувениров и нескольких упаковок пива местного разлива, отличающегося особым вкусом. Закупив ножи мы, немного поездив по городу, оказались на вокзале. Первой неприятностью стало отсутствие пива. Как выяснилось в этот день на завод приехала комиссия и вся партия была задержана для проверки. Уже сидя на вокзале случилась вторая неприятность. Света с Мишей ушли в магазин и забрали с собой все документы, а нас с Лёхой забрали в отделение. Ещё одна встреча с представителями власти состоялась в поезде когда Лёху едва не высадили в Ульяновске. Вот такие на Урале водятся бурундуки. Перед самым отъездом пошёл град со снегом. Зато в поезде случилась интересная встреча, дверь открыла та же проводница с которой я ехал сюда.

Отъезд. Но мы уезжаем не насовсем. И через год и через пять с тобой мы встретимся опять…