Автор: Алексей Орлов

Другие рассказы автора: Походная юность моя - Таганай

Водный поход на излёте зимы!? Многие не верят, что такое возможно, но некоторые реки идутся именно в это время, когда вы обгоняете льдины, а по берегам лежит ещё не стаявший снег. Главной задачей подготовки становится выбор времени. Чуть раньше и вы не пробьётесь сквозь лёд, чуть позже и с подмытых берегов посыпятся деревья. Традиция подобных мероприятий, уже несколько лет поддерживается нашим клубом. Две тысячи пятый год не стал исключением…

"Большая Тигма!!!"- словно крик после нескольких месяцев ожидания. Зима ещё не уступила своих рубежей, но это уже ничего не значит. Вода, вперемешку со льдом, принимает в свои объятия и чувствуешь, что весь мир тебе улыбается. Весна и тёплое солнце переполняют душу. Только в ледокольном походе можно испытать подобные чувства, поскольку эта холодная вода- награда, за долгие месяцы ожидания.

Единого маршрута похода выработать нам так и не удалось. Часть команды была категорически против Тигмы, поскольку (дословно)- "Там слишком много завалов, мы идём на Тверцу". Единственное, что я смог предложить им, встреча на слиянии этих двух рек. Не получив ответа мы пошли Тигму вдвоём, тем более что первая категория сложности позволяет идти одним экипажем. Встретились на вокзале, доехали до ж/д станции Левошинка (под Спирово, ж/д ветка Тверь-Бологое), дальше 2-3 км пешком на восток (район дер. Язвище) и мы на мостике. Мы, это я- Орлов Алексей и сотоварищ- Маркелов Сергей.

"Мы здесь все умрём!!!!!"- раздался крик моего напарника. Но поздно.

Для сборов выбрали левый берег, на котором можно найти некое подобие полянки. Окрестив отреставрированную таймень гордым именем "Бобр", мы тронулись в путь. Серёга, которого я по доброте душевной посадил капитаном, перестал кричать, и был вполне счастлив. Он же ещё не знал, что впереди порог.

Байдарка, мерно скользя по водной глади, ищет дорогу, пытаясь пройти, среди затопленных пойменных лугов, а, выйдя на струю, устремляется вниз по течению. Огромнейшее количество проток позволяют обойти завалы, которые так смущали в Твери. Но вот и первое препятствие, по самой кромке воды бревно, перегородившее все русло. Поиски обходных путей успехом не увенчались. Серёга приготовился к обносу, но ещё не всё потеряно. Команда: "ВПЕРЁД!!!" и мы на полной скорости въезжаем на бревно… Эх нам бы побольше скорости, сталкиваемся и идём дальше. Несколько приятных шивер (ну очень маленьких) и мы около ж/д моста. Река петляет по полю и хочется поскорее проскочить участок. Очередной прижим, заставил нас притереться к бобровой хатке, но лодка, словно оправдывая своё гордое имя, проскреблась без особых последствий. Впереди лес, а вместе с ним обрывистые берега, резкие повороты и прижимы. На очередном изгибе реки влетели кормой под бревно, что едва не закончилось килем. Сергей, наверное, до сих пор благодарен пенному спасу и пластиковой спинке. Небольшая остановка в деревне, где нас угостили свежей картошкой!? (26 марта) Здесь же я узнал, что через пару километров будет порог, о чем, вернувшись к Серёге, благоразумно промолчал.

Впереди зашумело… В тот же момент на корме включился реверс, и байдарка пошла против течения. Лишь просмотрев порог, Серёга согласился, что здесь нет ничего такого, чего мы не можем.

Порог являет собой нагромождение камней, оставшихся от некогда действовавшей мельницы. По малой воде здесь образуется метровый слив, но половодье оставило лишь валы. Покатавшись, уходим дальше. Пора вставать на ночевку, и мы лишь ищем подходящее место. Встали где-то в трёх километрах от устья, на небольшой поляне.

Вечером позвонили второй группе. Им повезло меньше чем нам. Электричку отменили и приехали они на ст. Осеченка с двухчасовым опозданием. За этот день успели пройти пару километров. Сейчас готовят ужин.

Утром воды в реке убыло. Пока завтракали, в реку упала берёза, стоявшая чуть выше по течению. Опоздай мы на день, и был бы для нас обнос. Упаковавшись, уходим дальше. В устье Тигмы оставили записку, но, похоже, местные рыбаки забрали её раньше, чем группа, шедшая по Тверце. Пройдя около 6 км, встали на полуднёвку, ожидая вторую часть группы. Наслаждаемся весенним солнцем, пьём чай. Хочется пробежаться босиком по снегу, но, к сожалению, здесь уже всё стаяло.

Из-за поворота появляется байдарка, с повисшей на ней каякером. В центре внимания оказалась новенькая Вуокса-2, вместо ожидаемого катрана. Сравниваем характеристики: Бобр чуть быстрее (правда у нас вёсла почти на пол метра длиннее), но при этом уступает в манёвренности. По поводу наших сборных вёсел народ высказал много интересных реплик. Так случилось, что Серега принёс гребь от какой-то тройки, а поскольку центральные части совпали, мы перекинули лопасти, дабы уравновесить наши возможности. Страсти улеглись, и мы уже мерно гребём вниз по течению. На первой же остановке я согласился поменяться местами с каякером (зря). Пришлось сразу же отказаться от гидрухи, а чуть позже и от свитера. Не та это речка чтобы ходить по ней на каяке.

Изрядно помятые, но не побеждённые пристали к берегу. Стоянка на высоком берегу, среди стройных берёз и звон гитары, уносящий наши души, куда то к небосводу, явились логическим завершением дня. Утром свежий берёзовый сок и … мы уходим, чтобы обязательно вернуться сюда. Видимо, места эти пропитаны историей и следами тех, кто когда-то тащил огромные барки по великому водному пути.

В подобных размышлениях дошли до дер. Прутня. Здесь почти 20 лет подряд проводятся соревнования по водному туризму. Прокатившись по некому подобию шиверы, уходим дальше. Антистапель устроили на левом берегу, немного не доходя города.

А дальше всё как всегда: автобус, электричка и немое обещание "я к тебе обязательно вернусь…".

P.S.: Своё обещание, я сдержал. Сейчас, вернувшись с того же маршрута, поминаю, что неправы те, кто ходит разными дорогами. Чтобы пройти вторую дорогу надо понять первую.